УПП

Цитата момента



"Hу, хорошо, я не права, но ты же можешь, по крайней мере, попросить у меня прощения?"
Прошу прощения…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Где ты родился? Где твой дом? Куда ты идешь? Что ты делаешь? Думай об этом время от времени и следи за ответами - они изменяются.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

5.4. "Совещательная комната"

Первая ступень мудрости — понимать ложное.

Латинская пословица

"В жизни бывают различные затруднения, которые можно решить только с помощью суда. В суде, действительно, рассматривается огромное количество как гражданских, так и уголовных дел, по которым нужно принимать решения, иногда кардинально изменяющие жизнь человека. Например, лишение свободы на определенный срок, т.е. осуждение за совершенное преступление, может полностью сломать судьбу осужденного. Но что делать?

Для того, чтобы не допустить ошибку, чтобы решение суда было наиболее объективно в нем заседают как минимум три человека. Это, как правило, люди с богатым жизненным опытом, на которых лежит серьезная ответственность за судьбы людей.

Сейчас вы будете выступать в роли судей, которые находятся в совещательной комнате. Вы рассматривали уголовное дело, выслушали всех свидетелей, прокурора и адвоката, обвиняемый выступил со своим последним словом, в котором просил вас о снисхождении. Теперь вы должны принять решение — виновен или не виновен подсудимый и какое наказание он заслуживает, а затем в зале суда зачитать приговор. Для этого вам необходимо ознакомиться с текстом обвинительного заключения и составить тезисы своего выступления перед остальными судьями с целью убедить их в том, что этот человек…. впрочем у каждого из вас своя точка зрения по этому делу.

Роль первого судьи — председательствующего в суде: "Вы выступаете за самое суровое наказание для подсудимого, за максимально возможный срок по указанной статье Уголовного Кодекса Российской Федерации. Ваша задача найти как можно больше аргументов в пользу своего решения и убедить в этом остальных судей — народных заседателей".

Роль второго судьи — народного заседателя: "Вы выступаете за минимальное наказание подсудимого, за минимальный срок по указанной статье Уголовного Кодекса Российской Федерации. Ваша задача найти как можно больше аргументов в пользу своего решения и убедить в этом остальных судей".

Роль третьего судьи — народного заседателя: "Вы выступаете за отсрочку исполнения приговора. Ваша задача найти как можно больше аргументов в пользу своего решения и убедить в этом остальных судей".

При составлении тезисов своего выступления не забывайте о своей роли, но не стоит забывать и чисто человеческие качества и достоинства подсудимого. Ваша речь должна быть убедительной. Одним словом, ваша задача убедить микрогруппу в правильности своей точки зрения, при этом, естественно, опираться следует на факты из обвинительного заключения. Время на ознакомление с обвинительным заключением и составление тезисов 4-5 минут. Все группы начинают работать одновременно".

Рекомендации ведущему. Этот тренинг целесообразно начать с напоминания о том, что для вынесения приговора судьи удаляются в специальную комнату, которая называется "совещательной комнатой". Во время совещания судей никто не имеет права находиться в этой совещательной комнате, чтобы не мешать справедливому и объективному решению рассматриваемого дела. Все вопросы во время вынесения приговора решаются простым большинством голосов, причем никто из судей не имеет права воздержаться от голосования.

После решения организационного вопроса, то есть распределения участников по микрогруппам, группе дается соответствующая установка на предстоящую работу.Текст обвинительного заключения может быть таким: "Несовершеннолетний Крылов Олег совершил кражу из квартиры гражданки Р., которая жила только на одну пенсию. Подросток унес с собой все деньги, продукты и наиболее ценные вещи.

Олегу 15 лет, он нигде учится в школе, воспитанием сына в семье занимается только мама, которая вынуждена работать на двух работах, чтобы как-то прокормить своего сына. Олег уже дважды задерживался за мелкое хулиганство, и наказан в виде административного штрафа, который уплатила его мать.

Вина Олега доказана, в квартире Крыловых найдены вещи гражданки Р.Олег свою вину признал и объяснил свой поступок тем, что дома не хватает денег на еду, и он хотел помочь матери.Действия, которые совершил Олег называются "тайное похищение личного имущества граждан (кража)". Наказывается лишением свободы или исправительными работами".

Карточки — визитки с указанием роли выдаются участникам после того, как они соберутся в микрогруппы по 3 человека. Каждый из них должен играть именно указанную в его визитке роль и убеждать остальных судей в необходимости принятия именно этого решения. Часто при распределении ролей председателя суда и народных заседателей возникают разногласия, участники хотят взять роль председателя и не могут договориться между собой. Чтобы избежать этой ситуации и сэкономить время, вы можете сначала просто спросить: "Кто будет первым судьей, кто вторым и третьим?" Когда участники распределят эти номера, вы зачитываете и раздаете визитки уже с названием роли и установкой для каждого судьи.

После составления тезисов по вашему сигналу во всех группах одновременно начинаются выступления "судей" с изложением своих тезисов, своей точки зрения. Подчеркнем еще раз, что все микрогруппы работают одновременно.

Время у каждого участника ограничено 1 минутой. Вы внимательно следите за временем, периодически объявляя об истечении отведенной очередному ученику 1 минуты, но в работу микрогрупп вы не вмешиваетесь. Участники должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления. Во время выступления члена микрогруппы остальные не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для изложения своей точки зрения по данному делу. Для вопросов и уточнении отводится специальное время — еще 3 минуты, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чья точка зрения будет официально зачитана в зале суда.

При этом участники должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п. В каждой малой группе должен быть выбран только один из участников, чье мнение будет официально зачитано в зале суда (перед всей группой), то есть сам приговор. Если группа не договорилась и не смогла принять решения большинством голосов, то каждый из судей зачитывает свое решение в качестве особого мнения, общего приговора у этой группы в данном случае нет.

Оценка осуществляется по принципу взаимной оценки в пределах 10 баллов, при чем "судья", чье мнение побудило получает больше. Но могут быть и другие основания для распределения баллов.

Психологический комментарий. Как и во всех других тренингах вам не следует активно участвовать в работе той или иной микрогруппы. Пусть участники сами высказываются, задают друг другу вопросы, уточняют не совсем ясные детали. Ваша задача поддержать те малые группы, где может возникнуть ситуация сверхлидерства одного из участников, т.е. один из членов микрогруппы может проговорить почти все отведенное время, а остальные будут слушать, даже не пытаясь начать свою речь.

Если замечена такая микрогруппа, целесообразно остановить работу всех групп, и просто объяснить, что нарушено одно из основных правил — "каждому судье отводится ровно одна минута". После этого, как правило, во всех группах работа налаживается, участники понимают свою ошибку и внимательно следят за временем и передачей слова друг другу.

5.5. "Необитаемый остров"

Право сильного трансформируется в правду сильного.

Шевелев И.Н.

"Наша группа в результате кораблекрушения попала на необитаемый остров и нам нужно выжить до прихода следующего корабля, который будет только ровно через год, так как в этот район океана корабли заходят очень редко. По каким законам мы будем жить, чтобы не было грубых правонарушений на нашем острове, как мы сможем избежать преступлений, таких, например, как кража пищи или самого страшного — убийства.

Нам нужно принять свод законов, которые гарантировали бы отсутствие преступлений и, следовательно, дали бы возможность всем живыми вернуться домой.

На первом этапе в течение 3 минут каждый из вас самостоятельно составляет перечень своих основных предложений в общий свод законов. Желательно при этом сделать записи письменно. Затем вы должны проранжировать свои записи в порядке значимости. Это означает, что на первое место вы поставите наиболее важное, с вашей точки зрения, положение или даже отдельный закон, на второе — чуть менее важное и т. д. Это должна быть индивидуальная работа, в течение этих трех минут вам нельзя советоваться друг с другом.

На втором этапе мы проведем коллективное обсуждение для того, чтобы составить общий свод законов. Каждый из вас будет зачитывать свои предложения. Вы должны стремиться включить в этот общий свод как можно больше своих предложений из списка, составленного на первом этапе.

Решение о включении того или иного предложения в общий свод законов принимается большинством голосов. Например, решение принимается простым большинством — 51% от числа присутствующих, или квалифицированным большинством голосов, т. е. 2/3 от числа присутствующих. Время на обсуждение общего свода законов примерно 15-16 минут".

Рекомендации ведущему.После того как все участники займут свои места в общем кругу, вы обращаетесь к ним с инструкцией, задавая установку на предстоящую работу. Во время работы вам не следует вмешиваться в происходящее, пусть группа самостоятельно решать эту проблемы.

Оценка осуществляется по количеству предложений участника, вошедших в общий свод правил. За каждое предложение дается 2 балла.

Психологический комментарий. Данная процедура позволяет участникам серьезно задуматься над теми законами, правилами, которые должны выполнять все цивилизованные люди, чтобы исключить возможные неприятности. Содержание предложений участников свидетельствует об уровне их правосознания, о тех внутренних установках, которыми они привыкли руководствоваться в своих поступках. Вам обязательно нужно отметить наиболее интересные предложения и обратить внимание на экстремистские лозунги, если они проявятся во время обсуждения.

Одновременно обсуждение предложений — хорошая школа закрепления навыков бесконфликтной дискуссии, тренировка умения убеждать группу людей, которые в чем-то с тобой не согласны.

5.6. "Права человека"

Отделение прав от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища.

"Цивилизованное общество отличается от всех остальным тем, что в нем четко определены права и обязанности человека. И кроме того, государство гарантирует соблюдение зафиксированных прав. Это позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не бояться непредвиденных ситуаций.

Но какими правами должен обладать цивилизованный человек? Составьте полный перечень прав, которые необходимы вам для полноценной радостной жизни. Все права можно разделить на несколько групп в соответствии с основными сферами жизни.

Лучше работать над составлением прав в небольших группах по 3-4 человека. Но если кто-то из вас захочет поработать индивидуально, то это тоже допускается. Время на работу 3 минуты.

На следующем этапе мы обязательно соберемся в общий круг и составим своей вариант "Всеобщей декларации прав человека". Оценка вашей работы будет по известному вам принципу "чем больше ваших конкретных предложений войдет в общий перечень, утвержденный группой, тем больше баллов вы получаете. За каждое предложение — 2 балла.

Рекомендации ведущему. Для фиксации предложений участников можно использовать доску, лист бумаги или поручить ведение протокола обсуждения одному из участников, который за работу в роли "секретаря" получает премиальные 3 балла.

Психологический комментарий. После составления группой декларации прав человека сравните ее с той, которую дал в своей работе"Уверенность в себе" психолог С. Келли, назвав ее тоже "Права человека". Основные права, записанные в этой декларации: 1. Право быть одному; 2. Право быть независимым; 3. Право на успех; 4. Право быть выслушанным и принятым всерьез; 5. Право получать то, за что платишь; 6. Право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека; 7. Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным; 8. Право просить то, что хочешь; 9. Право делать ошибки и быть ответственным за них; 10. Право не быть напористым.

Промежуточный итог

В конце работы над этой темой проводится очередное мягкое ранжирование по итогам работы. Суммируя все полученные баллы, участники собираются в общий ранговый круг, центром которого является ведущий.

Психологический комментарий. В середине занятий у участников может возникнуть определенная усталость от этой процедуры. Это вполне естественно, так как постоянный контроль, да еще и публичное подведение итогов для многих весьма неприятная процедура. Но вам следует не отступать от этой обязательной процедуры. Объясните участникам, что это нужно для более эффективного проведения тренинга и более глубокого включения каждого из них в предлагаемые этюды и упражнения.

Тем не менее, обратите внимание на тех участников, которые так и могут выполнить свои обязательства, т.е. постоянно находятся на последних местах ранга. Им действительно психологически очень тяжело во время этого ранжирования, может укрепиться чувство собственной неполноценности, неудачника. Поэтому, если появляются такие члены группы, обязательно создайте для них "ситуацию успеха", т.е. дайте возможность проявить себя, "заработать" несколько премиальных баллов, например, во время общегрупповой дискуссии выполнением роли "секретаря" или "ведущего". Кроме того, не забывайте, что у вас есть право выдавать премиальные баллы во время этюдов и обсуждения проводимой работы. Пользуйтесь этим правом, отмечая тех, кто в этом особенно нуждается. Но при этом следует проявить чувство меры, чтобы у участника не возникло ощущение, что вы его просто вытаскиваете. Это сведет на нет все его собственные усилия по самопознанию и саморазвитию.

Из высказываний участников тренинга

"Я долго не могла включиться, все не верилось, что так можно. Но потом поняла, пора, иначе не успею ! И я рада, что смогла и теперь рада небольшой победе над своей застенчивостью. Стало легче дышать".

Марина У.

6. Сфера политики

Самое страшное — большая власть маленького человека.

Шевелев И.Н.

Цель работы с этой социальной сферой заключается в том, чтобы показать участникам сложность политических отношений, невозможность сведения к простым истинам тех процессов, которые связаны с лидерством, отношениями с большими социальными группами, с деятельностью политических партий, общественных движений и т.п. Основное, над чем предстоит работать членам группы — определение своего лидерского потенциала, закрепление делового стиля общения, отработка навыков демократического поведения, выступления перед большой аудиторией.

Самоопределение в этой важнейшей сфере помогает участникам понять, стоит ли заниматься этой интереснейшей, но и очень ответственной сферой жизни.

Начинается работа с традиционной процедуры тестирования. Тест позволяет в самом первом приближении определить наличие лидерских качеств, но в большей степени помогает задуматься над своим поведением.

"Признаки лидера"

1. Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.

2. Легко могу убедить в чем-то моих друзей.

3. Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.

4. Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.

5. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

6. Хорошо чувствую настроение своих партнеров.

7. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.

8. Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.

9. Решая проблемы, использую опыт других.

10. Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

Ключ к тесту

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

Определение результата и его интерпретация

1 — 3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.

4 — 6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие в вами.

 7 — 10 баллов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

Вы можете не соглашаться с данной интерпретацией результатов. "Зачем быть лидером, мне и так хорошо", — подумаете вы. Может быть вы и правы ! Но тем менее есть смысл задуматься над своим образом жизни, над тем насколько вы определяете свою судьбу, отвечаете за свои поступки — это очень важно. Тем более, что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам изменить свое отношение к жизни, если в этом есть необходимость.

6.1. "Достоин ли я быть мэром?"

Нужно быть достойным самого себя.

Восточная мудрость

"Политика — это, действительно, серьезное дело. Приходится решать много очень сложных проблем, причем таких, которые все время меняются. Их решение требует и оперативности (быстроты), и продуманности (взвешенности), и корректности. И все это в тесном единстве. Каким же нужно быть человеком, чтобы, взвешивая получаемую информацию, принимать такие сложные решения.

Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, то есть выдвинуть свою кандидатуру на должность главы администрации города (мэра) и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность, которая связана с большой ответственностью за жителей целого города.

Возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок "Мои достоинства", а с правой — "Мои недостатки". Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные стороны (что вам помогает быть эффективным в этой жизни) и слабые стороны (что вам мешает быть эффективным человеком).

При анализе постарайтесь рассмотреть себя именно в роли мэра города. Что вам дает основание баллотироваться на эту должность? Вы хорошо понимаете людей? Знаете их нужды и трудности? Готовы работать не покладая рук и главное — имеете для этого необходимые знания и опыт?

Все ваши соображения запишите на бумаге. Желательно систематизировать их по степени важности, т.е. на первом месте запишите свое самое основное достоинство, на втором месте то, которое вы особенно цените после первого и т.д. Таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение — достойны ли вы быть мэром?

Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило — ваши достоинства или недостатки? И главное — попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе мэром и как ваши недостатки будут мешать в этом".

Рекомендации ведущему. Для организации работы с этим этюдом предложите участникам заполнить аналитическую таблицу, в которой каждый будет отмечать как свои достоинства (сильные стороны личности), так и недостатки (слабые стороны).

Аналитическая таблица

Мои достоинства

Мои недостатки

1.

1.

2.

2.

и т.д.

У членов группы может оказаться недостаточно знаний о функциях, которые выполняет мэр. Поэтому прежде всего стоит в общих чертах объяснить им эти функции, спросить их самих о том, что они знают о работе мэрии или местной администрации района.

После того, как участники поработают над предложенной темой и заполнят обе части аналитической таблицы, вы можете предложить желающим зачитать и прокомментировать свои записи.

Результаты работы подводятся с помощью самооценки в пределах 10 баллов. Кроме того, участник вправе выдать до 3 премиальных баллов тому, кто помог дополнить аналитическую таблицу выступающему.

Психологический комментарий. Во время выступления участников со своими аналитическим таблицами все остальные играют роль "Экспертной комиссии", задача которой подчеркнуть достоинства выступившего, усилить именно положительную сторону его личности. Любой участник может высказать свое отношение к выступившему, но только в положительном ключе. Не рекомендуется усиливать критический подход, так как задача этюда в другом — помочь увидеть собственные достоинства, поднять самооценку.

Участникам, к сожалению, больше нравится покритиковать другого, показать его слабости и недостатки. Попытайтесь снять это стремление, настроив их на положительную оценку выступлений. "Члены экспертного совета" могут дополнить число положительных качеств выступившего. Он при этом может записать все дополнения в свою аналитическую таблицу. Затем слово предоставляется очередному желающему и т.д. Заканчивать этот тренинговый этюд следует только в мажорном ключе.

6.2. "Я голосую за тебя"

Люди держат камень за пазухой, если нет ничего за душой

Шевелев И.Н.

"Лидер — это прежде всего человек, которому доверяют другие люди, за которым готовы идти, которого готовы слушать и верить ему. Но прежде чем стать лидером, человек должен заручиться поддержкой, за него должны проголосовать другие. Чем будут руководствоваться при этом потенциальные избиратели, они решают самостоятельно, естественно, прислушиваясь к кандидату.

Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали. Но это должен быть обоснованный выбор. Для этого вам нужно выбрать конкретного человека и сформулировать доводы, которыми вы руководствовались при этом. Все это следует оформить в письменном виде, чтобы потом можно было объявить вслух. Свой выбор вы должны держать в тайне до тех пор, пока не будет сигнала. Время на эту работу 3 минуты.

После этого вы подойдете к человеку, за которого решили проголосовать и объясните свой выбор".

Рекомендации ведущему. Настройте участников на активное отношение к той информации, которую они будут получать друг от друга. Во время этого общения часто вносятся серьезные поправки в записи участников. Это и есть одна из целей данной работы — попытка понять прежде всего самого себя — насколько хорошо я понимаю людей (тем более тех, с кем давно общаюсь). Все это нужно объяснить подробно, и если возникают вопросы, еще и еще раз ответить на них с тем, чтобы им было хорошо понятна цель работы.

Во время выполнения этого этюда вам совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть работают самостоятельно, вам следует лишь слегка успокоить тех, кто начинают очень громко "выяснять отношения", напомнив им, что не стоит так бурно обсуждать полученную информацию.

Может случиться и так, что несколько человек не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть не совсем правильно поняли правила, или очень "трудный партнер", которого они выбрали для описания? В этом случае вы должны взять часть инициативы на себя, например, перечисляя достоинства одного из участников. В дальнейшем ребята должны работать самостоятельно.

Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами друг друга по 10-балльной шкале; б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав ему дополнительно 5 премиальных баллов.

Психологический комментарий. Цель тренинга — помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.

Участники часто задают вопрос: "А почему нельзя с самого начала разговаривать с партнером и спрашивать у него о различных деталях? Ведь так не бывает !" Это специальный прием и учащимся нужно объяснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в другом человеке, понять его, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время занятий успели друг у друга подметить.



Страница сформирована за 1.07 сек
SQL запросов: 190