УПП

Цитата момента



Борцы за мир не знают пощады.
Начал заботиться о людях: купил автомат.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если жизни доверяешь,
Не пугайся перемен.
Если что-то потеряешь,
Будет НОВОЕ взамен.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

8. Сфера морали

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство или совесть.

Ч. Дарвин

Основная цель работы над данной сферой заключается в том, чтобы помочь участникам осознать свои моральные ценности и внутренние установки. Где проходит тот барьер, переступив который человек ставит себя вне морали? Чем должен руководствоваться каждый из нас, чтобы совесть осталась чистой? Можно ли нарушить взятое на себя обязательство или отказаться от данного слова? Что такое "святая ложь" и есть ли такое право у человека? И еще много подобных вопросов придется обсудить участникам во время работы над этой темой.

Начинается работа небольшим тестом под названием "Моральная устойчивость", результаты которого будут полезны в дальнейшем.

"Моральная устойчивость"

1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.

2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.

3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.

4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.

5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.

6. Я очень люблю животных.

7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.

8. Стремлюсь быть честным и не только по отношению к другим, но и с самим собой.

9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.

10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.

Ключ к тесту

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

Определение результата и его интерпретация

1 — 3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите измениться.

4 — 6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.

 7 — 10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

Результаты тестирования и их интерпретация могут вам не понравиться. Может быть вы и правы ! Но поверьте, есть смысл задуматься над своим образом жизни, над тем, как к вам относятся окружающие и главное — не доставляете ли вы своим обычным поведением неприятности людям. Впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам пересмотреть свои моральные установки, изменить свое отношение к жизни, если в этом есть необходимость.

8.1. "Святая ложь"

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам

Аврелий Марк, римский император

"А мама сказала, что ее нет дома" — ответил ребенок по телефону, потому что его об этом попросила мама. Сначала он еще не понимает, что это ложь, ведь взрослый сказал — надо сделать и бежать играть дальше. Но со временем он понимает, что можно, а иногда и нужно говорить неправду. Остается лишь принципиально решить вопросы — когда, при каких обстоятельствах, во имя чего можно ли говорить неправду? Что такое ложь во спасение? "Святая ложь"? Нужна ли она? В каких случаях?

Давайте составим перечень ситуаций, которые позволяют говорить неправду. Для это заполните небольшую аналитическую таблицу.

Аналитическая таблица

Содержание ситуации

Кому

Когда

Во имя чего

 А теперь мы обсудим ваши записи. Так кому, когда и во имя чего можно или даже нужно использовать "святую ложь"? Во время обсуждения обязательна серьезная аргументация".

Рекомендации ведущему. Для проведения этого этюда желательно выделить наблюдателя, который и выставит баллы по итогам работы группы. Наблюдатель имеет право выставить балл в пределах 5.

На роль наблюдателя можно назначить самого активного участника, тем самым временно исключив его из работы. Это дает возможность остальным попробовать себя в роли лидера дискуссии.

Психологический комментарий. Это очень важная для всего тренинга тема. Ее следует обсудить с особой тщательностью, так как точка зрения многих участников не совпадает. Процесс обсуждения показывает нравственные ценности участников и позволяет ведущему сделать необходимые выводы для корректировки работы с остальными упражнениями этого раздела.

Примеры из практики. "Умирающему, чтобы его последние дни были более радостными и спокойными"; "Ребенку, чтобы он смог подготовиться к пониманию тяжелой для него информации, например, о смерти отца"; "Учителю, чтобы пожалеть нервы родителей"; "Преступнику, чтобы спасти имущество, а тем более жизнь человека".

8.2. "Детектор лжи"

Говорите правду — и вы будете оригинальны.

А.В. Вампилов

"Разумеется, вы знаете, что есть специальное устройство, которое называется детектор лжи. Он используется для определения степени достоверности тех показаний, которые дает подозреваемый или обвиняемый во время следствия. Устройство фиксирует малейшие изменения в поведении человека, его реакции и по ним можно сделать вывод о том, действительно ли он говорил правду, отвечая на вопросы следователя.

Сейчас мы проведем подобную процедуру, но, конечно, с другой целью — узнать друг о друге более подробно, особенно то, что связано с его моральными установками.

Сначала каждый из вас записывает десять незаконченных предложений, которые являются скрытым вопросом типа: "Когда тебе становится страшно, ты… " Эти предложения — вопросы, на которые вы сами потом будете отвечать. Поэтому постарайтесь сформулировать такие вопросы, чтобы по ответам на них можно было узнать о человеке как можно больше. Наверное, не должно быть никаких ограничений, но о них можно договориться заранее.

Время на составление 10 предложений — 4 минуты. Потом вы будете по очереди зачитывать ваши фразы и говорить, кто должен их заканчивать".

Рекомендации ведущему. Вы можете собрать эти предложения, а затем участники по очереди выходят перед группой и без всякой подготовки заканчивают предложения, которые вы читаете. Но целесообразно чтение этих предложений поручить одному из участников. Остальные в это время наблюдают и после того, как человек закончит десять предъявленных ему предложений, делятся своими впечатлениями. При этом следует обратить внимание на искренность и откровенность отвечавшего, на его попытки уйти от ответа или отделаться шуткой, общей фразой и т.д.

Возможен более живой вариант, когда участник называет незаконченное предложение и предлагает кому-то их членов группы продолжить его (или это делает ведущий называя конкретного человека, который должен продолжить прозвучавшее предложение).

Можно организовать эту работу и в парах, когда участники готовят вопросы-предложения друг другу, но в этом случае теряется "общественный контроль", что принципиально важно для этого упражнения.

Оценка поведения отвечавшего осуществляется группой в пределах 10 баллов. Конкретный балл определяется открытым голосованием участников.

Психологический комментарий. Этот этюд типа "аквариум". Участникам сначала нужно объяснить, как будет проходит проверка. Вышедший садится на стул лицом ко всей группе и будет отвечать на все вопросы, которые может задать любой участник в соответствии со списком незаконченных предложений. При этом нужно отвечать предельно честно и откровенно, особенно если вопрос касается непосредственно сферы морали, вашего поведения, привычек, отношения к спиртному, сигаретам и т.д.

Остальные участники выступают в роли "экспертов". Они садятся таким образом, чтобы им было хорошо видно все происходящее у доски. Их основная задача — наблюдать за происходящим, чтобы потом во время обсуждения упражнения высказать свои впечатления и замечания о том, насколько правдиво и откровенно говорил человек, проверяемый "детектором лжи". Любой "эксперт" может сам сеть на стул для проверки с помощью "детектора лжи".

Эта форма тренинга, как правило, помогает вам решать несколько серьезных задач: а) дать возможность участникам увидеть со стороны своих сверстников, когда человек, проверяемый с помощью "детектора лжи", отвечает на заранее подготовленные группой вопросы, как он себя ведет, как реагирует на вопросы и т.д.; б)включить в занятие даже тех, кто пока не особенно активно участвовал в работе. Предлагаемые роли "эксперта" ни к чему особенно не обязывают, но, с другой стороны, участник знает, что он тоже в работе, он — "эксперт". Этот прием помогает особенно тем, кто испытывает чрезмерное смущение, стесняется проявить себя, высказать свою точку зрения.

Примеры из практики. Незаконченные предложения, которые составили участники тренинга друг для друга. Их можно взять для проведения этого упражнения практически без изменений.

Когда тебе становится страшно, то ты…

Если тебя обижают родители, а ты уверен, что прав, то ты…

Если тебе одиноко в кругу друзей, то ты…

Когда ты находишься на природе и видишь прекрасный пейзаж, то ты…

Когда ты поссоришься с любимым человеком, то ты…

Когда тебе предлагают "отрыть свою душу", то ты…

Когда ты видишь, что тебе лгут, то ты…

Когда ты знаешь, что нравишься, то ты…

Когда тебе не нравится человек, то ты…

Когда тебя оскорбляют, то ты…

8.3. "Волшебное зеркало"

Часто встречаются люди, которые не осознают, в чем их собственная сила.

Н.Энкельман, психолог

"В одной старой легенде говорится о волшебном зеркале, в котором люди отражались такими, какими они были на самом деле, а не такими, какими они представляли сами себя или были в глазах своих друзей и врагов. Давайте посмотрим на себя в это зеркало.

Как вы думаете, какого человека вы увидите там? Действительно ли там порядочный, честный, искренний человек, у которого нет необходимости что-то изменять в своем образе жизни и во взаимоотношениях с людьми? Или там видно другого человека, внешний облик и поведение которого очень сильно отличаются от внутренней картины его души?

Составьте эти два портрета, используя сравнительную таблицу.

Сравнительная таблица

Что показало зеркало

Каков я на самом деле

1.

1.

2.

2.

и т.д.

Время на составление таблицы 3 минуты. После этого вы объединитесь в пары и поделитесь своими выводами со своим партнером. Постарайтесь быть предельно откровенными, ведь это в ваших же интересах".

Рекомендации ведущему. Оценка работы в парах, когда участники могут выставить друг другу до 8 баллов. Основной критерий оценки не количество совпадений в аналитической таблице, а готовность партнера быть откровенным перед собой, его умение сформулировать.

8.4. "Катастрофа"

Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло быть еще хуже.

Б. Шоу

"Наша группа возвращается из увлекательного путешествия на самолете. Осталось несколько часов пути, но… Случилось несчастье. Отказал сначала один, а затем и второй двигатель. Такое, увы, происходит иногда даже с самой современной техникой. Итак, самолет подает. Надежды практически никакой.

Но вдруг в самолете появляется колдун, который готов вам помочь. Но колдун требует взамен спасения человеческой жизни отдать одно из человеческих достоинств. Именно достоинство, а не порок. Какое достоинство вы отдадите, вы решите сами, причем при полном единогласии, то есть все участники путешествия (все члены группы) должны проголосовать за принимаемое решение. Если хотя бы один будет против, то нужно начинать все сначала.

Время на принятие решение примерно 10-12 минут, так как самолет продолжает падать. Не теряйте времени, надежда на спасение есть, но если вы не сможете прийти к общему решению, вы неминуемо погибните".

Рекомендации ведущему. До начала самой работы вам следует детально объяснить все детали предстоящей процедуры. А во время обсуждения и принятия решения вам не следует вмешиваться, ни под каким предлогом. Даже если будут прямые призывы помочь, на них нельзя реагировать — дайте возможность группе самостоятельно решить эту сложнейшую проблему. В этом и будет заключаться ваша помощь группе — формирование навыка принятия ответственного решения в условиях очень ограниченного времени.

Итоги работы подводите вы, называя сумму баллов, которые заслужила группа. Эта сумма может колебаться от 30 до 70 баллов с таким расчетом, чтобы при их распределении у одного участника было не более 10 баллов. Причем, баллы вы выдаете только в том случае, если группа сумела принять решение и назвать одно из человеческих достоинств, которое она решила обменять на жизнь. Если за истекшее время группа не смогла договориться и решение не было принято, то вместо премиальных баллов вы выписываете штрафные примерно в том же количестве и из того же расчета.

Кроме общей суммы премии или штрафа вы можете отметить работу конкретных участников. Для этого целесообразно краткий протокол происходящего во время обсуждения по следующему образцу.

Протокол обсуждения

Порядковый

 номер минуты

Автор

высказывания

Содержание

реплики,

высказывания

Примечание

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Седьмая

Восьмая

Девятая

Десятая

Ведение такого протокола помогает вам качественно проанализировать ход и результаты обсуждения сложнейшей нравственной ситуации.

Психологический комментарий. Этюд интересен и полезен тем, что участники в ходе решения психологически очень сложной ситуации получают ценнейший опыт нравственного выбора. Кроме того, они имеют возможность попрактиковаться, участвуя в серьезной процедуре, закрепить навыки корректной дискуссии, отстаивания своей точки зрения, сохраняя при этом уважение к партнеру.

Примеры из практики. В одном из тренингов группа приняла решение отказаться от чувства вины. После этого решения участники делились своими соображениями по поводу того, что они потеряли, отдав это человеческое качество в обмен на жизнь. Что же мы потеряли? Во-первых, чувство вины — это основа реагирования на ситуацию, возможность подумать прежде чем принять решения, принесет ли это ущерб людям или природе и т.п. Во-вторых, это чувство — основа защиты людей, часть совести, возможность понять гармонию. В-третьих, человек без чувства вины теряет уважение окружающих и самоуважение.

Часть группы настаивала на том, что без чувства вины вполне можно обойтись, но сначала нужно хорошенько думать прежде чем делать, чтобы потом не жалеть.

8.5. " Что достойно книги рекордов"

Каждого человека надо мерить его мерой. Чужая мера — химера.

Шевелев И.Н.

"Вы уже знаете о книге рекордов Гиннесса. В нее заносятся всевозможные рекорды. Как вы думаете, стоит ли заносить в эту книгу такие рекорды, как "плюнул дальше всех", "съел быстрее и больше всех", "отрастил самые длинные волосы (или ногти)" и т.п. Обоснуйте свою точку зрения.

Какие рекорды вы записывали бы в эту книгу, если бы были ее составителями?

А кто из участников может претендовать на то, что его можно записать в книгу рекордов группы и за какие-то достижения?

Предлагаю вам обсудить эти вопросы в малых группах по 3-4 человека. Сначала составьте краткую книгу рекордов, записав то, что, с вашей точки зрения, может быть достойно этого. Чтобы облегчить вам задание, договоримся о том, что все группы будут работать в основном над психологическими показателями человека. Это будет первая содержательная часть книги.

Затем составьте персональную часть, т.е. подумайте над тем, за что каждый их вас может быть записан в этой книге рекордов.

Время на эту работу 5 минут. После этого мы обсудим полученные материалы, составим сводную книгу рекордов как в содержательной части, так и в персональной. В содержательной части должен получиться перечень тех характеристик и показателей, которые, с точки зрения группы, достойны книги, а в персональной — перечень всех членов группы с указанием качества этого человека, которое является уникальным, т.е. достойно книги рекордов.

Рекомендации ведущему. Оценка результатов работы осуществляется лидером каждой микрогруппы, который получает от вас 30 баллов премиальных. У него же есть 10 штрафных баллов, которые он вправе выдать нерадивым участникам за какие-то недоразумения.

Психологический комментарий. Работа над этим этюдом прекрасная возможность для участников тренинга еще раз подчеркнуть свои достоинства и увидеть то, что ценят в себе остальные члены микрогрупп. Кроме того, работая над содержательной частью, участники уточняют свои нравственные позиции, отвечают на вопрос, чем же в действительности может гордиться человек.

Примеры из практики. "Человек может гордиться своей трудоспособностью"; "Умением убеждать окружающих"; "Чистой совестью"; "Своими знаниями"; "Профессиональными успехами"; "Своей коллекцией"; "Своими увлечениями"; "Своей одержимостью".

Пример персональной книги рекордов одной из групп: Маша — самая музыкальная, Марина — самая спортивная, Виталий — самый туристский, Саша — самый добрый, Женя — самый выносливый, Андрей — самый терпеливый, Дима — самый большой любитель металлической музыки, Сергей — самый шутливый, Аня — самая миролюбивая, Лена — самая эмоциональная, Наташа — самая реалистичная, Вера — самая спокойная, Ната — самая милая, Марго — самая стремительная, Леночка — самая сомневающаяся, Света — самая принципиальная, Миша — самый веселый, Стас — самый искренний, Майкл — самый трудолюбивый, Женечка — самая очаровательная, Светлана — самая тихая, Таня — самая умная, Алеша — самый счастливый, Алена — самая общительная.



Страница сформирована за 0.17 сек
SQL запросов: 190