УПП

Цитата момента



Сколько детей не воспитывай, все равно будут похожи на папу с мамой…
Ура!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«От опоздавшего на десять минут требую объяснения – у него должна быть причина. Наказать накажу, но объяснения должен выслушать. Опоздавшего на минуту наказываю сразу – это распущенность».

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

8.6. "Общечеловеческие черты"

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Дж. Голсуорси

"На нашей планете живут многочисленные народы разных национальностей, несколько рас. Все мы достаточно различны между собой. Но есть какие-то общие человеческие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Именно этим сейчас будет заниматься ваша микрогруппа.

В течение 5 минут вы должны составить список наиболее важных общечеловеческих черт. Любой из вас может предлагать свои варианты, группа должна общим голосованием или принять, или отклонить ваше предложение. После составления списка один из представителей вашей микрогруппы должен будет представить его всему классу. Для этого список нужно зачитать и прокомментировать отдельные пункты, особенно, если у ребят будут вопросы.

Когда будут зачитаны списки всех микрогрупп, составляется общий итоговый список, в который включаются качества, названные всеми группами".

Рекомендации ведущему. Общегрупповой список можно оформить на классной доске, расположив черты человека, которые указали все микрогруппы в одну колонку, а затем попытаться проранжировать их по степени важности. Для этого справа от названия каждой общечеловеческой черты нужно поставить порядковый номер, который, по мнению класса, соответствует ее значимости в общем списке. Например, на первом месте должно стоят "Уважение любого человека", на втором месте — "Самоуважение" и т.д.

Решение принимается после дискуссии простым большинством голосов. Вам не следует активно вмешиваться в ход обсуждения ни в микрогруппах, ни в общую дискуссию, участники должны делать все самостоятельно.

Полученный общегрупповой список наиболее важных общечеловеческих черт целесообразно сохранить до конца тренинга.

Оценка работы каждой группы осуществляется по количеству ее предложений, которые вошли в общий список общечеловеческих черт. За каждое включенное предложение микрогруппа получает по 5 баллов, а затем должна разделить полученную сумму внутри с учетом вклада каждого участника или по какому-то другому основанию.

Возможна самооценка по этому списку. Группа может сама выработать список общечеловеческих качеств и затем провести самооценку.

Примеры из практики. Список общечеловеческих черт, составленный тренинговой группой:

1. Эгоизм, не эгоист — это воспитанный эгоист;

2. Способность любить;

3. Желание совершенствоваться;

4. Способность радоваться и огорчаться;

5. Способность к самоанализу;

6. Потребность в поддержке другими людьми;

7. Вера во что-то;

8. Чувство собственного достоинства;

9. Чувствительность, ранимость, эмоциональность;

10. Стремление хорошо выглядеть;

11. Стремление быть любимым;

12. Потребность в общении с окружающей природой;

13. Физиологическое строение;

14. Стремление учиться.

8.7. "Клад

"Представьте себе, что наша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад — 1 000 золотых монет старинной чеканки. Мы сдали его, как и положено, государству, и получили 25 % от его стоимости в качестве вознаграждения — это составило 5 000 000 рублей.

Ваша задача — разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут.

Запрещено: бросать жребии и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют".

Рекомендации ведущему. После того, как вы ответите на все вопросы участников, не вмешивайтесь в работу. Целесообразно использовать протокол обсуждения. Итоги этой работы и ее ход нужно обсудить, обратив внимание самих участников на то, как они это делали. Если есть возможность сделать магнитофонную запись, сделайте это, чтобы при обсуждении можно было воспроизводить отдельные фрагменты обсуждения. Но только обязательно получите разрешение самих участников.

Подведите итоги работы, называв сумму баллов, которые, по вашему мнению, заслужила группа. Эта сумма может колебаться от 20 до 50 баллов с таким расчетом, чтобы при их распределении у одного участника было не более 5 баллов. Причем, баллы вы выдаете только в том случае, если группа сумела принять решение и распределить полученные деньги. Если за истекшее время группа не смогла договориться и решение не было принято, то вместо премиальных баллов вы выписываете штрафные примерно в том же количестве и из того же расчета.

Кроме общей суммы премии или штрафа вы можете отметить работу конкретных участников. Для этого целесообразно краткий протокол происходящего во время обсуждения по следующему образцу.

Психологический комментарий. Этот тренинг прекрасная возможность увидеть многие человеческие качества участников. Они действительно начинают делить эти деньги по-серьезному, а это высвечивает характер человека.

8.8. "Санаторий"

"Обычно в жизни человек придерживается определенных нравственных норм, которые он усвоил с самого раннего детства и на протяжении свей своей жизни. Но эти нормы достаточно гибки. Вот например, человек купил путевку и приехал отдыхать в санаторий на берег Черного моря. Как ему вести себя? Полностью соблюдая нормы, которыми он жил дома (взаимоотношения с родными и близкими людьми), на работе или на службе (взаимоотношения с коллегами)? Или что-то можно на время отменить?

И почему это можно сделать в санатории и нельзя в другой обстановке? Например, человек в родном городе ни разу в жизни не выходил на улицу в шортах, а на юге он не только носит их постоянно, но и заходит в таком виде в магазин, обедает в кафе, танцует на дискотеке и проч.

Рекомендации ведущему. Сначала дайте участникам время на индивидуальное обдумывание (3-4 минуты), а потом еще 5 минут для работы в малых группах. После этого выслушаете представителей групп, фиксируя их высказывания на доске или в специальном протоколе. Целесообразно составить общий список норм, которые, с точки зрения всей группы, нельзя нарушать даже в условиях санатория.

Психологический комментарий. Основная цель этюда — обсудить нормы морали, показав их относительную условность.

"Самоотчет"

"Мы успели отработать материал восьми социальных сфер. Продолжая формировать умение осмысливать ход и результатысвоей деятельности, вы сейчас составите новый самоотчет. Это ваша очередная попытка более глубоко и серьезно взглянуть на себя, на свои особенности. Вспомните, что вы писали в прошлый раз и дополните свои выводы.

Самоотчет____

Тренинговое имя ______________________

 №

Вопрос

Ответ

 1.

Какие сильные стороны характера я обнаружил у себя?

 2.

Какие мысли мне показались наиболее спорными?

 3.

Какие обстоятельства помогают мне полностью включиться в работу?

 4.

Кто из участников более всего раскрылся для меня?

 5.

Кого из участников я до сих пор не смог понять?

Промежуточный итог

По итогам работы над этим разделом проводится ранжирование и публичное объяснение полученного результата.

Из высказываний участников тренинга

"Мне особенно понравился этюд "Катастрофа", когда пришлось выбирать. Я, наверное, впервые в жизни задумалась о человеческих достоинствах, попыталась как-то их проанализировать. И получила большую пользу для себя и на будущее".

Вероника Н.

"Очень боялся, что не смогу попасть в книгу рекордов. А потом была такая радость, думаю, что буду об этом помнить всю жизнь. Ведь я смог убедить группу !"

Геннадий К.

9. Сфера семьи

Принятие человека таким, каков он есть, с его характером и привычками — высшая мудрость семейной жизни.

Простые истины

Цель работы над этой темой состоит в том, чтобы участники смогли глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь. Какой она будет, так или иначе об этом думал каждый из них, но вот что нужно для этого делать, как себя вести, уступать ли во время конфликта или разгоревшейся семейной ссоры? Кто в доме должен быть хозяином? И есть ли такая необходимость делить власть в семье? А что значит "настоящий мужчина" и "настоящая женщина"? И еще много вопросов придется обсудить участникам во время занятий. Причем не только обсудить, но и практически отработать этот сложный материал, например, потренировавшись в составлении брачных контрактов.

По традиции начинаем работу над этим разделом с помощью теста.

"Готов ли я к семейной жизни"

Одна из причин одиночества в том, что в семье часто возникает спор по поводу распределения обязанностей. Многие женщины уверены, что общество требует от них гораздо больше, чем от мужчин. А мужчины убеждены, что домашнее хозяйство и воспитание детей это настолько несерьезное дело, что мужчине просто недостойно им заниматься. А как думаете вы? Выразите свое отношение к вопросу, ответив: "Я", если считаете, что вы должны этим заниматься в семье, и "Он (Она)", если вы считаете, что это не ваша обязанность как супруга (супруги).

Утверждение

Я

Он (Она)

1

Забота о детях.

2

Проверка домашнего задания детей.

3

Посещение родительских собраний.

4

Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.

5

Организация детских торжеств в саду, в школе.

6

Организация семейных праздников.

7

Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8

Выполнение тяжелой физической работы по дому.

9

Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.

10

Покупка продуктов.

11

Уборка квартиры.

12

Стирка белья.

13

Текущий ремонт квартиры.

14

Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.).

15

Поддержание контактов с соседями.

16

Планирование семейного бюджета.

17

Оплата коммунальных услуг и электроэнергии.

18

Покупка одежды, обуви

19

Покупка мебели, бытовой техники.

20

Кормление и уход за домашними животными.

Обработка результатов

За каждый ответ "Я" вы получаете по 1 очку.

Интерпретация результатов

5 и менее очков. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 очков. У вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги).

15 и более очков. Вы полностью готовы к семейной жизни.

9.1. "Моя семья"

Родиться мало — надо еще состояться.

"Надеюсь, что каждый из вас знает не только свое имя, но и фамилию. Также, вероятнее всего, вы знаете свое отчество и дату рождения. Мы рады за вас. А как обстоят дела с другими членами вашей семьи? Вспомните, пожалуйста, как зовут ваших родителей, только полностью: Фамилия, Имя, Отчество. Когда они родились? Назовите точно год, месяц и день рождения мамы и папы. А место их рождения можете назвать? Где они родились? Назовите город или село, область и республику.

Если вы это смогли вспомнить, очень хорошо! Элементарное внимание друг к другу начинается с этих мелочей, которые многим кажутся совсем несущественными. Подумаешь, забыл когда родилась мама? Главное — я ее люблю ! Но позвольте здесь с вами не согласиться.

 Если не смогли, не расстраивайтесь очень сильно, у вас впереди еще одна попытка. Составьте родословную своей семьи. У ваших родителей тоже есть (были) родители, и у родителей родителей также были родители и т.д.

Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии всех своих предков до 10-15 поколений. Сегодня нам, конечно, очень трудно воспроизвести свою родословную в такой же степени, но попробуйте вспомнить хотя бы три поколения ваших "предков".

Для этого нужно заполнить примерно следующую схему — "родословное дерево", написав имя, отчество, фамилию, дату и место рождения всех, указанных в ней родственников.

Я

Папа Мама

Папа Мама Папа Мама

Папа Мама Папа Мама Папа Мама Папа Мама

Рекомендации ведущему. Несмотря на возможные сложности тему родителей и семьи нужно обсуждать. При проведении данного этюда получить сразу исчерпывающий ответ практически невозможно. Не надо от участников требовать заполнения таблицы до конца. Пусть хотя бы задумаются над этим, лишний раз подойдут к своим родителям, даже для того, чтобы узнать у отца отчество и год рождения, а у мамы ее девичью фамилию.

Нужно обязательно поощрить всех, выставив баллы в пределах 10, и особенно тех членов группы, которые смогли выполнить это очень сложное задание. Впрочем, посоветуйте не забывать о нем и в дальнейшем.

Психологический комментарий. Этот этюд, как и все, что касается проблем семьи, требует особой тактичности. Разумеется, проводить его в группе, где большинство участников из неполных семей, довольно рискованное дело. Поэтому во время первой встречи на предварительной беседе уточните состав семей и попросите поближе узнать своих родных. Во время работы внимательно следите за эмоциональным состоянием группы, и в случае необходимости окажите поддержку, успокойте.



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 190