УПП

Цитата момента



Самый главный человек на свете - тот, что перед тобой.
Посмотри на себя в зеркало.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помни, что этот мир - не реальность. Это площадка для игры в кажущееся. Здесь ты практикуешься побеждать кажущееся знанием истинного.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

1.2. "Немного о себе"

Самое лучшее лекарство от стресса, психического утомления и депрессии — это обстоятельный и неспешный разговор с самими собой.

Коричер, английский врач

"Мы еще не совсем хорошо знаем друг друга. Сейчас мы познакомимся поближе. У каждого из вас есть свое любимое занятие, любимый вид отдыха, любимая одежда, книга, телепередача и т.д. Закончите предложения, которые я сейчас буду диктовать.

Затем мы сядем в общий круг и познакомимся друг с другом поближе. У каждого из вас есть право пропустить ход, т.е. не зачитывать ответ на какое-либо предложение. Но желательно быть предельно откровенным с группой. Итак, начнем.

— Больше всего я люблю…

— Я хотел бы…

— Я хотел бы быть…

— Я чувствую себя счастливым, когда…

— Мое будущее кажется мне…

— Я надеюсь, что когда-нибудь…

— Я хотел бы быть более…

— Мне очень грустно, когда…

— Я хочу познакомиться с…

— Я хотел бы больше узнать о…

Рекомендации ведущему. Перечень предложений, которые нужно закончить, может быть значительно увеличен. Одним из вариантов продолжения данного перечня могут быть предложения самих участников по принципу "Я хочу, чтобы меня спросили… ". Сначала каждый записывает несколько таких предложений, а затем они обсуждаются и составляется общий дополненный перечень, на который группа отвечает.

Можно не обобщать этот перечень. В этом случае каждый участник отвечает на вопросы, которые он подготовил для себя. Еще более интересный способ — передача составленного одним участником списка другому.

Для подведения результатов работы используется индивидуальная самооценка участника в пределах 10 баллов. Напомните группе, что в основе самооценки лежит искренность и откровенность, которую каждый из них проявил, отвечая на вопросы.

Психологический комментарий. Новая форма тренинга называется "Посиделки" или большой тренинговый круг. Для проведения упражнения в режиме большого тренингового круга вам необходимо освободить центр и расставить стулья в общий круг. Участники садятся лицом к центру круга, как можно ближе друг к другу. Большой тренинговый круг позволяет отрабатывать различные коммуникативные навыки участников, проверять эффективность разных стилей общения, увидеть ошибки своих сверстников, которые они допускают во время разговора с собеседником и т. д. Но эта форма одновременно является и самой сложной для освоения учащимися, так как человек находится в абсолютно открытой для всей группы позиции: все смотрят на него, слушают и оценивают. Такая ситуация для многих ребят является принципиально новой. Вам, как ведущему, это нужно учитывать и помогать учащимся постепенно включаться в общую работу.

1.3. "Основной принцип жизни"

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни

А. Эйнштейн

"Почти все люди пытаются придерживаться в жизни каких-то принципов, правил, которые помогают взаимодействовать с другими, а в тяжелой ситуации просто помогают выжить. Среди нескольких десятков этих жизненных принципов у вас, наверное, есть один, который можно назвать основным принципом жизни. Подумайте над ним и через 2 минуты мы хотели бы услышать от каждого из вас, каким же принципом (или несколькими принципами) вы руководствуетесь в жизни".

Рекомендации ведущему. На первом этапе участники работают индивидуально, записывая содержание своих принципов, а затем объединяются в большие группы по 7-8 человек. Для объединения участников в такие группы можно сдвинуть два стола, вокруг которых садятся ребята. Но можно просто посадить их вокруг одного стола или в простой круг. Одним из способов объединения в большую микрогруппу может быть соединение уже работающих пар или микрогрупп из 3-4 человек. Целесообразно образовавшиеся восьмерки размещать в разных концах помещения для того, чтобы во время работы они не мешали друг другу.

Каждая микрогруппа выслушивает выступления своих членов и обсуждает их. Итоги подводятся распределением 40 баллов, которые выдает ведущий каждой группе. Участникам нужно самостоятельно разделить эти баллы между собой.

Психологический комментарий. Эта форма тренинга называется "Великолепная семерка", которая ориентирована на формирование навыков продуктивной дискуссии и эффективного слушания. Кроме того, ее основная задача — расширение социального опыта общения, самовыражение в большей группе людей, снятие барьера стеснительности, психологической зажатости. Это более трудная работа, по сравнению с малой группой, так как в большой микрогруппе могут оказаться участники, которым сразу трудно доверить свои мысли и переживания. Но умение слушать и убеждать разных людей необходимо каждому человеку.

Примеры из практики. Принципы, которые называли участники: "Не бойся пятиться назад, если для разбега"; "Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть"; "Живи для себя, не забывая о других"; "Невозможное возможно при большом желании"; "Жизнь — игра, и надо выходить из нее победителем"; "Добиться своей цели, не обидев другого"; "Никогда не жалей о том, что сделано. Никогда не делай того, о чем будешь жалеть"; "Сколько дашь, столько и получишь"; "Люби людей, и они будут любить тебя"; "Живи всегда, живи везде, живи на суше и в воде"; "Верю, надеюсь, люблю"; "Я люблю тебя жизнь"; "Сначала выбирайся сам"; "Любовь та сила, которая движет миром"; "Бойся опоздать"; "А кто сказал, что будет легко"; "Поделись своим счастьем".

1.4. "Социально зрелая личность"

Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе

Дж. Рейнуотер, психотерапевт

"Вы, конечно, уже знаете, что есть два крайних полюса, между которых можно расположить всех людей с точки зрения их активности и сознательности. На одном полюсе можно написать — "Социальная зрелость", а на другом — "Инфантильность".

О каком человеке мы можем с полной уверенностью сказать, что это социально зрелая личность? А почему о другом так не скажешь? Скорее ему подойдет определение "инфантильный". В чем проявляется эта инфантильность? А вы? К какому полюсу вы ближе?

Сначала мы сформулируем признаки социальной зрелости и инфантильности. Для этого нужно воспользоваться таблицей из 10 строк.

Социально зрелая личность

 Самооценка

Инфантильная

личность

Само-оценка

1

1

2

2

3

3

и т.д.

После заполнения обеих частей этой таблицы, мы составим общий перечень, сравнивая ваши индивидуальные записи. Для этого каждый из вас может предлагать свой признак как в левую так и в правую часть таблицы. Решение о записи в общую сводную таблицу принимается простым большинством голосов. В той и другой части таблицы должно быть ровно по 10 признаков.

А теперь проанализируйте уровень своей социальной зрелости и инфантильности, используя сводную таблицу, которая получилась в результате обсуждения. Для этого оцените себе по 10-балльной шкале, поставив напротив каждого признака соответствующий балл наличия и интенсивности этого признака. Затем суммируйте баллы в каждом столбике.

В каком из них получилось больше баллов? Почему? А что вы можете сделать, чтобы в левой части было все больше и больше?"

Рекомендации ведущему. Целесообразно дать возможность участникам самостоятельно составить перечень признаков, заполняя левую и правую часть таблицы. Затем следует обсудить те признаки, которые вспомнили участники и приступить к составлению сводной ведомости. Это даст богатый материал для дискуссии, появится возможность разобраться в своих особенностях.

Итогом работы будет средний балл, поставленный участником в колонке "Социально зрелая личность". Кроме того, вы можете поощрить дополнительными премиальными баллами тех участников, предложения который вошли в общий перечень, например, за два признака — один премиальный балл.

Психологический комментарий. Возможно начать данный этюд с обсуждения понятий "социально зрелая личность" и "инфантильная личность". Это требуется только в том случае, когда у участников возникают сомнения или вопросы.

При возникновении конфликтной ситуации во время обсуждения сводного списка вам не следует прямо вмешиваться. Решение должны принимать сами участники. Конечно, следует снять излишнюю агрессию или раздражение, настроить участников на более благожелательное отношение друг к другу.

1.5. "Навсегда забыть..".

Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя.

Э. Шостром

"Одно из самых серьезных препятствий на пути человека к самоуважению, самоутверждению и счастью состоит в том, что он часто использует выражение "Если бы..".. Например, "Если бы у меня были другие родители..".. Но ведь это уже нельзя изменить, значит нужно принять данное обстоятельство и продолжать жить.

Вероятно, вы не раз говорили себе: "Если бы меня понимали учителя..".. Здесь еще что-то можно изменить, постараться найти взаимопонимание, в крайнем случае — поменять класс или школу.

А не приходили ли вам в голову мысли подобные этой: "Если бы я был способнее и умнее…?" Что вы чувствовали при этом? Вряд ли это было чувство удовлетворения. Скорее всего накатывало раздражение или огорчение, появлялась жалость к самому себе или, что еще хуже, зависть к другим. Почему у них все получается, а у меня нет? Если человек живет с такими убеждениями, его жизнь мало приятна.

В течение 3 минут вспомните и запишите, какие фразы типа "Если бы..". вы чаще всего используете в своей обычной жизни. А теперь посмотрим, у кого какие фразы получились. Мы соберемся в круг и выслушаем друг друга.

Что кроется за этим "Если бы..".? Мы стремимся снять с себя всю или часть ответственности за то, что снами происходит. Это очень удобно все время говорить себе: "Если бы я… был сильней, умней, богаче, красивее и т.д., то тогда я обязательно ответил обидчику, был первым в классе по математике, купил себе новый магнитофон, меня бы больше любили и т.д".

Но жить представлениями о том, как было бы, если бы… нельзя. Такие рассуждения хороши, когда нужно доказать или опровергнуть теорему. Жизнь не теорема. Дайте себе слово навсегда забыть эти фразы. Если во время наших занятий, вы случайно скажете это, то получаете штраф".

Рекомендации ведущему. Целесообразнее всего провести этот этюд, дав возможность участникам достаточное время для обсуждения полученных записей. Для организации этой работы прежде всего нужно объединить участников в пары. Пусть они самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре и сядут с этим человеком.

В том случае, когда один или несколько членов группы останутся без партнера, ведущий может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трех человек).В конце работы осуществляется взаимная оценка в пределах 10 баллов. Критерии определяют сами участники. После обсуждения в парах целесообразно объединить группу в общий круг и выслушать мнения участников о содержании и ходе работы.

Психологический комментарий. Это парный тренинг под общим названием "Лицом к лицу". Основная задача этой формы работы — научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.

Весьма желательными являются смешанные пары, то есть юноша и девушка. Но иногда участникам трудно на глазах у всех сделать свой выбор в пользу девушки (или юноши). Вам не следует настаивать на этом. Можно ввести в правила работы группы, например, такое — больше одного раза с одним и тем же человеком в паре не работать. Таким образом через несколько этюдов все участники смогут поработать друг с другом, расширяя социальные контакты, привыкая к общению с разными людьми и преодолевая естественные барьеры.

Так же как и в индивидуальном тренинге пара может по своему усмотрению выбрать место для общения так, чтобы им никто не мешал. Поскольку все пары работают одновременно, целесообразно включать магнитофон, создавая определенный музыкальный фон, который хорошо гасит посторонний шум и помогает ребятам настроиться на душевную беседу.

Примеры из практики. "Если бы я не была такой ленивой.."., "Если бы я все доделывала до конца.."., "Если бы я только знала, чего я хочу.."., "Если бы я была более спокойной.."., "Если бы я была более логичной.."., "Если бы у меня было больше настоящих друзей.."., "Если бы можно было повернуть время назад.."., "Если бы меня больше понимали и жалели.."., "Если бы я была красивее.."., "Если бы у меня было больше здоровья.."., "Если бы я знала, что мне делать.."., "Если бы я смог забыть, что было.."., "Если бы я умела следить за своим поведением.."., "Если бы у меня было свободное время.."., "Если бы у меня было больше денег.."..

1.6. "Я — первый !"

Мое собственное "я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек.

Э. Фромм

"Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем вы считаете себя первым? В какой области деятельности? Только нужно аргументировать свое утверждение, например, "Я первый в знании компьютерных технологий..".

На первом этапе у вас будет 1 минута для того, чтобы вы могли написать небольшие тезисы своего выступления перед малой группой. На втором этапе вы объедитесь в микрогруппы по 3-4 человека (не больше). Каждый из вас зачитывает свои записи, комментируя их, и отвечает на вопросы остальных участников. На это отводится 5-6 минут".

Рекомендации ведущему. Для работы в малых группах можно просто сдвинуть столы парами и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Или всем сесть за один стол, но обязательно лицом друг к другу. В том случае, когда группа ребят просит оставить их впятером или даже вшестером, вам следует проявить твердость и предложить этой группе разделиться. В микрогруппе должно быть по 3-4 человека, не более.

После выступления всех участников микрогруппа оценивает выступление каждого по заданной схеме: максимальный балл — 10 ставится общим решением микрогруппы тому участнику, который наиболее глубоко и серьезно проанализировал свои способности. Этот балл может получить только один из четырех участников, занявший первое место по результатам работы. Восемь баллов ставится члену микрогруппы, анализ которого менее глубок и конструктивен во время выступления. Этот балл также может получить только один из участников, занявший второе место. Шесть баллов ставится за третье место в микрогруппе, и три балла — за четвертое место.

Время на обсуждение и распределение мест 2 минуты. Результаты обсуждения и голосования в микрогруппе оформляются специальным протоколом, где должно быть указано место каждого и должны быть подписи всех членов микрогруппы.

Возможен другой вариант проведения этого этюда. После составления тезисов выступления участники по мере психологической готовности выступают перед всей группой, рассказывая о своих способностях. Члены группы имеют право задавать любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т.п. Затем группа оценивает выступление участников по 10-балльной шкале, ориентируясь на следующие критерии: а) убедительность выступления; б) его аргументированность. Те участники, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы — 0, может еще раз попробовать доказать свою уникальность в той или иной области. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла и переходит в наблюдатели.

Психологический комментарий. Эта форма тренинга называется "Малая группа" (микрогруппы по 3-4 человека). Особенность этой формы тренинга заключается в том, что у участников появляется возможность пообщаться с небольшой "компанией", в которой легче раскрыться, доверительно рассказать о себе и, кроме того, научиться открыто и вместе с тем тактично отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Участники вправе самостоятельно решать вопрос о том, в какую микрогруппу входить, и поэтому в каждой микрогруппе, как правило, создается доверительная и дружеская атмосфера, которая располагает к откровенному разговору. Вам не следует настаивать на конкретном составе микрогрупп.

У членов группы могут возникать трудности с определением места для каждого человека. В этом случае следует посоветовать участникам четко придерживаться предложенной схемы оценивания работы каждого. На одном месте (в протоколе) с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более всех четверых. Принцип "одно место — один человек" — должен быть соблюден неукоснительно. Если микрогруппа не успела завершить работу за отведенное время, все участники лишаются оценок и каждый штрафуется на 3 балла.

1.7. "Жизнерадостность"

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Спиноза

"Для поддержания хорошего жизненного тонуса каждому из нас необходимо получать в течение дня несколько удовольствий, положительные эмоции. Иначе их место займут другие чувства, негативные воспоминания, раздражение и прочие неприятные ощущения.

Давайте прямо сейчас составим перечень тех удовольствий, которые каждый из вас испытал за последний месяц. Для этого заполните следующую таблицу.

Перечень моих удовольствий

№Наименование

Реальные удовольствия

Потенциальные удовольствия 1, 2, 3…и т.д.

Для первичной ориентировки приводим сокращенный перечень "жизненных удовольствий", который рекомендуют в своей книге "Сам себе авторитет" чешские психологи В.Каппони и Т.Новак.

"Побывать на природе, красиво одеться, пообщаться с друзьями, познакомиться с новыми людьми, сходить на концерт, сделать себе приятный подарок, почитать интересную книгу, посмотреть спортивное состязание, проехаться в автомобиле, спеть, доставить радость родителям, поиграть в карты, посмеяться, решить сложную задачу, разгадать кроссворд, принять ванну, поиграть с животными, позаниматься своим хобби, сходить в церковь, сходить на вечеринку, сделать прическу у парикмахера, разыграть кого-либо, сходить в театр, поспать после обеда, сыграть в шахматы, сходить в зоопарк, потанцевать, покататься на мотоцикле, сходить в цирк, сделать кому-либо подарок, сфотографироваться, сходить на массаж, съездить в горы, съездить к морю, послушать хорошие анекдоты, выиграть пари, поговорить о здоровье, поговорить о политике, вылечить зубы, сходить на рыбалку, похвалить кого-либо, услышать похвалу в свой адрес, хорошо выспаться, походить босиком, почитать газету, увидеть приятный сон, послушать музыку..".

Дополните самостоятельно этот список и заполните свою индивидуальную таблицу "Перечень моих удовольствий".

Каждое пережитое вами удовольствие оценивается в 1 балл, а если оно случается регулярно, то поставьте себе 2 балла. Для оценки в графе "Реальное удовольствие" поставьте соответствующий балл. Вспоминая свои удовольствия, постарайтесь осознать, было ли это действительно приятно для вас, или это была простая формальность. Например, поход в театр для одного человека это действительно радость и большое удовольствие — встреча с любимым актером или драматургом, или приятное общество милой дама (кавалера), или атмосфера любимого театра и возможность красиво одеться. А для другого — просто необходимость побывать там, где бывают другие, чтобы потом сказать: "Недавно был в театре на премьере. В принципе неплохо".

А теперь подсчитайте общее количество баллов, которые вы проставили в графе "Реальные удовольствия".

Затем еще раз внимательно прочитайте свой индивидуальный перечень и подумайте над тем, что из этого перечня могло бы стать для вас удовольствием, но пока вы не смогли его получить. Оцените эти потенциальные удовольствия по той же шкале от 1 до 2 баллов, поставьте эти баллы в таблице в графе "Потенциальные удовольствия" и найдите сумму этих баллов.

Далее нужно количество баллов "потенциальных удовольствий" разделить на количество баллов "реальных удовольствий".

Рекомендации ведущему. В начале участники работают индивидуально, составляя перечень своих удовольствий, а затем объединяются в общий круг для обсуждения полученных результатов. Желательно, чтобы у каждого участника в списке удовольствий было не менее десяти наименований. Для пополнения этого перечня и нужен большой круг с обсуждением того, что смог вспомнить и написать каждый член группы.

Для подведения итогов используется оценка ведущего по следующей шкале:

Показатель

0,3-0,4

0,5-0,7

0,8-0,9

1,0- 1,1

1,2-1,3

1,4-1,5

1,6-1,7

1.8-1,9

Балл

 1

2

3

4

5

6

7

8

Вполне возможен упрощенный вариант подведения итогов этой работы. Каждый самостоятельно оценивает свои "радости" по 10-балльной шкале, потом суммирует полученные баллы. Точно так же делается с потенциальными "радостями". А затем из суммы потенциальных баллов вычитается сумма реальных. По этому результату проводится ранжирование, т.е. определение члена группы, который получил максимальную разницу баллов. Он объявляется самым жизнерадостным. Далее определяется человек, занявший второе место, т.е. получивший чуть меньше баллов и т.д., до тех пор, пока все участники не определят свое место.

Психологический комментарий. Интерпретация результатов, которую необходимо сообщить участникам: "Если ваш показатель находится в пределах от 0,8 до 1,8, то вы относитесь к большинству молодых людей, которые получают достаточное количество приятных эмоций и удовольствий.

Если ваш показатель выше верхней границы, то вы испытываете больше удовольствий, чем это характерно в среднем для школьной молодежи. Вероятно, именно в этом заключается секрет вашего хорошего настроения и активности, готовности поделиться своими радостями с другими людьми.

Если ваш показатель меньше нижней границы, то скорее всего вы ведете аскетический образ жизни, отказывая себе даже в небольших удовольствиях. Не стоит отворачиваться от этой стороны жизни! Попробуйте "ликвидировать этот дефицит" и ваша жизнь станет многообразнее и интереснее".

Кроме определения степени жизнерадостности участников двумя, указанными выше способами, следует обсудить и жизненную позицию каждого члена группы, их отношение к событиям, которые с ними происходят. В центре внимания должен быть вопрос: "Кто отвечает за то, что в твоей жизни радости бывают очень редко?" Обязательно повернуть разговор на тему "Кому ты сам доставил радость и когда это было в последний раз?"

Одним из результатов группового обсуждения должен быть вывод о том, что у каждого из нас есть внутренние обязательства по отношению к окружающим, особенно близким и родным людям. Формально это можно записать в качестве личного обязательства на предстоящий период, например, на месяц, в течение которого участник обязуется доставить конкретную радость конкретным людям. Обязательство должно заканчиваться "суровыми" санкциями на тот случай, если оно не будет выполнено. Естественно, что содержание всех пунктов этого обязательства определяет сам участник тренинга. Можно порекомендовать внешнее оформление в виде следующей таблицы.

Самообязательства

________________________________________

(Фамилия, Имя)

Адресат

 Содержание радости

Санкции

1

2

и т.д.

Примеры из практики. Участники одного из тренингов указали в качестве радостных событий в их жизни следующее: "Хорошая оценка по сочинению", "встреча со старым другом", получила подарок", "выспалась", "определила, чем буду заниматься в жизни", "получила письмо от подруги", "еще жива", "брат — дельный человек", "Спартак" победил", "В школе был карантин", "присмотрела ботинки", "не заболела гриппом", "скоро каникулы", "выпал красивый снежок", "разобрался со своей девушкой", "дождался тренинга-марафона".

Примеры из самообязательств: "Помириться с мамой и папой", "привезти подарок людям, у которых отдыхали летом", "брату подарить свои записи", "подруге свою фотографию".



Страница сформирована за 0.59 сек
SQL запросов: 190