УПП

Цитата момента



Спорить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время.
Осваивай «Тотальное ДА!»

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть универсальная формула достижения любой цели, состоящая из трех шагов:
Первый шаг — трудное необходимо сделать привычным.
Второй шаг — привычное нужно сделать легким.
Третий шаг — легкое следует сделать прекрасным.

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

3.5. "Конкуренция или взаимопомощь?"

При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут.

Гай Криси

"Многие уверены, что выжить можно только думая о себе, конкурируя с другими людьми. Другие убежденно утверждают, что человек более счастлив, если он оказывает постоянную помощь и поддержку другим людям.

Какой точки зрения придерживаетесь лично вы и почему? И что вы могли бы посоветовать сторонникам противоположной точки зрения? Сейчас у вас будет возможность высказаться и с той и с другой точки зрения. Для этого вы встанете в два больших круга лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем круге, будут играть роль людей, которые уверены, что выжить можно, только думая о себе, конкурируя с другими. Вы должны найти как можно больше аргументов в защиту своей позиции. Участники, оказавшиеся во внешнем круге, будут играть роль людей, которые убеждены, что человек более счастлив, если он оказывает постоянную помощь и поддержку другим. Вам так же нужно активно аргументировать свою позицию. Время на убеждение партнера 1-1,5 минуты.

Затем по сигналу ведущего внешний круг сделает 1-2 приставных шага вправо, и участники окажутся напротив нового партнера. Внутренний круг стоит на месте, не двигаясь ни в ту, ни в другую сторону. И начинается новый диалог, причем роль не изменяется. О смене роли вас предупредят особо. Во время общения с новым партнером постарайтесь усилить свою аргументацию, вспомнить и придумать новые доводы в пользу своей точки зрения. Через 1-1.5 минуты снова будет смена партнера и т. д".

Рекомендации ведущему. Для организации этой формы тренинга приходится, как правило, сдвигать столы, расставляя их вдоль стен, чтобы освободить центр помещения.

Оценка результативности работы осуществляется ведущим. Вы спрашиваете после очередного перехода, кто из участников смог убедить своего партнера. Убедивший (он должен поднять руку, а его партнер при этом не возражает) получает 2 балла за каждый диалог.

Психологический комментарий. Этот тренинг носит общее название "карусель". Его можно проводить и сидя, т.е. учащиеся садятся на стулья, расположенные так же в два круга. В этом случае по сигналу ведущего ребята, сидящие на стульях, образующих внешний круг, одновременно встают и пересаживаются на стул, стоящий справа, и начинается новый этап работы.

Чередование ролей, которые исполняют во время диалогов участники, может быть и другим. Например, три перехода подряд внутренний круг играет одну роль, а внешний круг — другую. Роль оставляется для того, чтобы участники могли во время диалога с новым партнером использовать дополнительные аргументы в защиту своей позиции, находить другие интонации или в целом по-другому построить свой диалог, попробовать иную тактику убеждения. Для этого они несколько раз подряд должны сыграть одну и ту же роль перед разными людьми.

Время на диалог отводится от 1 до 2,5 минут, но если ведущий видит, что участники с увлечением работают в заданных ролях, то можно увеличить время хотя бы еще на 1-1,5 мин.

Наиболее оптимальная позиция ведущего во время работы "карусели" — в центре круга. Здесь хорошо видно все происходящее, в любой момент вы можете подключиться к обсуждению ситуации одной из пар, помочь тем, кто никак не может начать свой диалог и т.п.

Эта форма работы дает прекрасную возможность отработать коммуникативные навыки — вступления в контакт и выхода из него. За 10-15 минут этого тренинга ребята успевают по 5-6 раз сменить партнера, и каждый раз им приходится приветствовать нового человека, а после диалога прощаться с ним.

Может быть, придется одну — две "карусели" посвятить именно формированию навыка приветствия, не стоит жалеть на это времени. Зато в последующем многие проблемы, связанные с установлением контактов, будут решаться значительно проще, а значит и тренинг будут эффективнее. Точно такое же внимание следует уделять и выходу из контакта, окончанию диалога, специально работая над этой процедурой. Самым эффективным способом в данном случае является прямая демонстрация различных возможных вариантов начала и окончания диалога самим педагогом. Или можно подготовить одну-две пары ребят и с их помощью продемонстрировать возможные варианты.

3.6. "Увольнение"

Когда двое ссорятся — всегда виноваты оба

Л.Н.Толстой

"Человеку, к сожалению, часто приходится испытывать стрессовые перегрузки. Особенно это актуально сегодня, когда многим людям трудно создать достойные условия для жизни. Они много работают. Но еще хуже положение тех, кто потерял работу или находится под угрозой сокращения штатов, т.е. потери оплачиваемой работы. Большинство к этому просто неготовы, ведь в их жизни раньше не было подобных ситуаций. Надо быть к этому готовым, уметь выходить из таких экстремальных ситуации достойно, а главное — сохраняя и физическое и психологическое здоровье. Значит нужны регулярные тренировки. Приступим.

Объединитесь в группы по 7-8 человек и внимательно выслушайте инструкцию: "Все члены вашей группы являются сотрудниками одного предприятия. Вы несколько лет успешно работали, ваша продукция пользовалась спросом на рынке, предприятие получало неплохие прибыли. Но вдруг все изменилось. Ваш товар перестали покупать, на складе предприятия скопились большие партии нереализованного товара, вырос долг перед банком, который требует уплатить и долг, и проценты.

В связи с тяжелой финансовой ситуацией, сложившейся на вашем предприятии, необходимо уволить одного или двух человек. Это может спасти все предприятие. Кто будет этим человеком? Вы решаете самостоятельно, так же как и вопрос о том, по каким критериям вы это сделаете. Какой процедурой вы воспользуетесь — это тоже ваше решение.

Запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру для увольнения. У вас есть для решения этого сложнейшего вопроса 5 минут. Ваше решение должно быть запротоколировано.

Протокол

Группа ________________________________________

Имя сотрудника, уволенного с предприятия ____________________

Подписи остальных сотрудников предприятия:

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

 и т.д.

Вам нужно уложиться в строго отведенное время, иначе вся ваша группа снимается, т.е. фирма объявляется банкротом и вы не получает премиальных баллов. Поэтому будьте внимательны, самостоятельно следите за временем и постарайтесь сдать ваш протокол без опозданий.

И еще одна просьба, обсуждение такого вопроса дело очень сложное и деликатное. Поэтому постарайтесь быть по отношению друг к другу очень тактичными и в то же время принципиальными, ведь решение нужно принимать, учитывая какие-то личностные основания. Желаю успехов !

Рекомендации ведущему.После того, как инструкция зачитана, вы отвечаете на все вопросы учащихся, еще раз объясняете непонятные моменты и затем даете сигнал к началу работы. Обращаем ваше внимание на то, что вы должны четко объяснить, что единственный эффективный выход из этой ситуации — увольнение одного или двух сотрудников, и проследить за оформлением протокола.

Оценка работы: уволенные получают по 3 штрафных балла за то, что не смогли отстоять свое право на труд. Остальные участники — по 3 балла.

Психологический комментарий.Естественно, что данный тренинг вызывает отрицательные эмоции, возможны обиды и конфликты между членами микрогрупп и т.п. Поэтому использовать этот этюд нужно очень осторожно, постоянно ощущая настроения групп. В случае необходимости целесообразно остановить работу, успокоить участников, дав им возможность спокойно подумать над тем, что же происходит во время тренинга. Еще раз объяснить, что это отработка социальных навыков эффективного взаимодействия.

Если вы почувствуете. что дальнейшее продолжение этого этюда может привести только к углублению конфликта, лучше от него отказаться, но с обязательным обсуждением тех проблем. которые возникли у участников в работе. Обсуждение необходимо и в случае позитивного решения задачи.

3.7. "Кодекс потребителя"

Из двух спорщиков горячится тот, кто неправ.

Ч. Лэм

"В экономической сфере жизни мы все время от времени бываем в роли потребителей, покупателей. Огромное количество людей каждый день ходит по магазинам, покупает продукты и товары на рынках. А как и кто нас защищает от произвола производителей и обмана продавцов?

Конечно, в стране есть законы, но не будем надеяться на других. Давайте сейчас составим свой вариант "Кодекса потребителя (или покупателя)", в котором зафиксируем в сжатой и лаконичной форме основные права и обязанности покупателей.

Сначала в течение 3-4 минут каждый из вас набросает свои предложения в этот кодекс, а затем вы соберемся в большой круг, обсудим то, что вы будете предлагать и примем согласованный текст кодекса. Причем чем больше ваших предложений войдет в принятый кодекс, тем больше баллов вы сможете записать в свою ведомость учета.

При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои мысли. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения ими воспользоваться".

Рекомендации ведущему. На первом этапе вы помогаете участникам работать индивидуально, т.е. включаете музыку, останавливаете посторонние разговоры и общение, а затем собираете их в большой круг для обсуждения поступающий предложений. Для ведения обсуждения следует назначить одного из участников, кто еще не проявил своих лидерских качеств.

Оценка осуществляется по количеству предложений участника, которые вошли в текст кодекса. Например, участник смог убедить группу включить в кодекс 3 своих предложения, которые были до этого записаны в его индивидуальном перечне. Это означает, что за работу в этом упражнении он получает 3 балла, которые и записываются в ведомость учета.

Психологический комментарий. Нужно дальше постепенно передавать функции ведущего участникам, для того чтобы они имели возможность тренировать навыки лидера. Это достаточное серьезное испытание для многих из них. Если такой практики во время тренинга не будет, то его эффективность значительно снизится.

При обсуждении хода и результатов работы обратите внимание на манеру общения, культуру дискуссии. Особенно если во время согласования текста кодекса звучали грубые реплики, а участники проявляли излишнюю горячность.

3.8. "Честь бизнесмена"

"Человеческая деятельность, которую сегодня называют бизнесом, имеет столь же длительную историю, как и история развития частной собственности и рынка. Но бизнес — это не просто способ существования человека, позволяющий ему делать деньги. Жулики тоже делают деньги, но это не бизнес. Любые действия, расходящиеся с духом и буквой закона, никогда не воспринимались ни населением, ни государством как бизнес. Недаром среди деловых людей Запада большой популярностью пользуется аксиома: "Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дело с воровством".

Что, с вашей точки зрения, допускается при занятии бизнесом? Какие "хитрости" допускаются? А что не допускается ни под каким предлогом? Для более четкого представления составьте аналитическую таблицу.

Что допускается

Что не допускается

1

2

3

Рекомендации ведущему. Работа с этим заданием проводится в три этапа: индивидуальный (участники заполняют таблицу, составляя два списка), обсуждение результатов в минигруппах и общий круг. Помогите участникам на каждом из них. На первом этапе — ваша помощь нужна для того, чтобы участники смогли сосредоточиться, не мешали друг другу. Перед вторым этапом нужно помочь распределиться в минигруппы и организовать работу внутри каждой из них. А третий этап вести целесообразнее вам, так как следует предоставить слово всем малым группам.

3.9. "Индивидуальная защита от безработицы"

"В условиях становления рыночной экономики никто из нас не застрахован от возможности потерять работу, а выпускник школы, к сожалению, не имеет никаких гарантий получить ее. Что делать в этой ситуации? Вы сможете найти много книг, в который описываются различные способы поиска работы. Но они написаны для всех (и специалистов, и начинающих, и пожилых и молодых)

Давайте подумаем над индивидуальной программой самозащиты от безработицы. Какие пункты следует каждому из вас включить в эту программу?

А затем мы обсудим ваши предложения".

Рекомендации ведущему. Сначала дайте участникам время на обдумывание индивидуальной программы (3-4 минуты), а потом еще 5 минут для работы в малых группах. После этого выслушаете представителей групп, фиксируя их высказывания на доске или специальном протоколе. Целесообразно составить общий список действий, которые были включены участниками в программы защиты от безработицы.

Психологический комментарий. Этюд помогает психологически подготовиться к сложной жизненной ситуации, в которой может оказаться выпускник школы. Возможные затруднения связаны с тем, что для многих участников это первый опыт отношения к себе как будущему безработному, над чем, как правило, серьезно не задумывались.

3.10. "Штраф"

Каждый сам является хозяином своего жизненного пути.

Народная мудрость

"В жизни каждого из нас бывают очень приятные и очень неприятные минуты. Но в любом случае приходится делать выбор. Можно, конечно, от него отказаться и тем самым уйти от ответственности. Но это не самый эффективный способ решения жизненных проблем. Вот и сейчас перед вами будет выбор, который приведется сделать.

Вам выдается каждому по три штрафных балла. По итогам работы первых часов тренинга вы должны распределить эти баллы. Кому и за что вы будете выдавать эти штрафные баллы, вы решаете сами. Подумайте хорошенько. Это серьезный жизненный выбор и для вас, и для того человека, которому вы выдадите штраф.

По моему сигналу вы будете активно перемещаться по аудитории и, останавливаясь рядом с человеком, говорить ему, какой штраф он получает от вас. Естественно, что одновременно вы должны записывать все полученные штрафные баллы".

Рекомендации ведущему. Этот этюд принципиально не отличается от "Премии", которая подробно описана в разделе "Частная жизнь", но в отличии от премий, здесь распределяются штрафные баллы. Бланки также целесообразно приготовить заранее или оформить образец.

Штрафная ведомость

Тренинговое имя _______________________________________

Раздача

Получение

Кому

Сколько

От кого

Сколько

1

2

и т.д.

Оценкой этого этюда является количество штрафных баллов, полученных каждым участником. Именно эта сумма записывается в ведомость учета, естественно, уменьшая общее количество

Психологический комментарий. Распределение штрафных баллов довольно сложная и неприятная процедура, поэтому многие из них стремятся просто "отсидеться". Если вы увидите это, следует остановить процедуру и еще раз объяснить ее правила, подчеркнув при этом, что все этюды и упражнения тренинга имеют определенный смысл и уклоняться от их выполнения нецелесообразно. Прямая раздача штрафных баллов, конечно, малоприятная процедура, но это хорошая тренировка таких качеств как принципиальность и ответственность. Ведь для того, чтобы решить вопрос о том, кому выдать этот штраф, нужно, по меньшей мере, внимательно наблюдать, как работают другие члены группы, а не замыкаться в себе. Иначе возможна ошибка при назначении штрафа.

Промежуточный итог

В конце работы над этой темой как обычно — мягкое ранжирование. Участники подводят итоги работы, суммируют все полученные баллы, а затем собираются в общий ранговый круг. Ответы на уже известные им вопросы и новое обязательство, какое место будет в следующий раз.

Из высказываний участников тренинга

"Понравились особенно те этюды, когда нужно было бороться за жизнь. Понимаешь, что жизнь продолжается, но так трудно брать на себя тяжесть ответственности, особенно за других".

Игорь Р.

"В тренинге смог увидать несколько своих человеческих слабостей. Я, конечно, о них догадывался, но так четко увидел здесь. Спасибо за это".

Максим О.

"Через 10 лет я буду военным и хорошим отцом. Буду жить для своей Родины и пытаться достигать своей цели".

Василий А.

"Я через 10 лет буду врачом, но не буду просто лечить, я буду делать добрые дела".

Ирина Л.

 4. Сфера экологии

Большая радость для человека — творить добро.

Цель этого раздела — помочь участникам задуматься над своими отношением к живой природе, окружающему миру, который сегодня, как никогда, нуждается в заботе и внимании человека. Это одна сторона, а другая заключается в том, что только бережное отношение ко всему живому на Земле позволяет человеку остаться Человеком (именно с большой буквы). Трудно себе представить человека, который любит своих близких, уважает законы, увлекается искусством, и при этом равнодушен к миру живой природы, ее красоте и гармонии, а тем более жесток по отношению к животным. В этом просматривается естественная связь мира природы и мира души человека. Поэтому на тренинге участники получают возможность проанализировать свои взаимоотношения с окружающей средой. Начинается раздел с традиционного небольшого теста.

"Я и природа"

"Вам следует ответить "да" или "нет" на утверждения теста. Нужно быть откровенным, так как информация, которую вы получите пригодится вам в тренинговых упражнениях.

Анализируя утверждения теста, используйте принцип "как правило", т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете "да". Итак:

1. Картины дикой природы вызывают у меня чувство восхищения и восторга.

2. Когда я вижу сломанное дерево или куст, мне становится грустно.

3. Бывая на природе, я стараюсь ничем не нарушить ее гармонию.

4. Если бы была возможность, я стал бы участником экологического движения.

5. Читая книгу, я не пропускаю места, где даются описания природы.

6. Я люблю животных и очень хочу, чтобы со мной рядом всегда была собака (кошка и т.п.).

7. Очень люблю стихи, где воспевается красота природы.

8. Не люблю ходить в зоопарк, так как животные там находятся в неволе.

9. Часто после просмотра кино или видеофильма я долго вспоминаю картины природы.

10. Люблю рассматривать картины и пейзажи, где изображены животные и растения.

Ключ к тесту

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Ваше отношение к природе трудно назвать уважительным. Видимо вы настолько оторвались от нее, что просто не замечаете прелести цветущего дерева, аромата цветов, чистого голубого неба. А жаль !

3-6 баллов. Ваше отношение к природе в целом в норме, но уже чувствуется определенная степень урбанизированности, т.е. приверженности к городскому образу жизни и оторванности от живой природы. Не забывайте ее красоты и гармонии !

7-10 баллов. Ваше отношение к природе осталось, в хорошем смысле слова, по-детски непосредственным. Вы всей душой, глубоко и искренне радуетесь каждой возможности общения с природой.

Поразмышляйте над полученной информацией. Впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам лучше понять свое отношение к природе и измениться, если в этом есть необходимость".



Страница сформирована за 1.58 сек
SQL запросов: 190