АСПСП

Цитата момента



Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен.
Древние нищие

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть в союзе двух супругов
Сторона обратная:
Мы — лекарство друг для друга,
Не всегда приятное.
Брак ведь — это испытанье.
Способ обучения.
Это труд и воспитанье.
Жизнью очищение.
И хотя, как два супруга,
Часто нелюбезны мы,
Все ж — лекарства друг для друга.
САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Участники садятся в круг. Видеоаппаратура подготовлена к съемке.

«Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сегодняшний день».

Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участникам предлагается сесть так, чтобы им было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитивный эмоциональный фон в группе. Это связано со взаимной индукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро (каждый ждет своего появления на экране и затем сравнивает себя с остальными).

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Участники группы садятся в круг.

«Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем, Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас».

Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы.

МОДИФИКАЦИЯ 1.

Участники садятся по кругу

«Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека».

В случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: «Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?». После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние.

Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в общении, с вербализацией этого состояния.

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Участники стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, и все мы будем повторять движение каждого 3—4 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние другого человека".

Обсуждение и эффект этой модификации сходны с теми, что описаны в модификации 1.

УПРАЖНЕНИЕ 16.

 «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями) ».

Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.

Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе? » и т. д.

С. Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности.

В результате проведения этих упражнений происходят изменения:

1) в состоянии группы: повышается сплоченность, улучшается, выравнивается эмоциональное состояние, преодолевается или снижается возникшая по тем или иным причинам напряженность;

2) в состоянии отдельных участников: повышается внимание, интеллектуальная и физическая активность, снижается усталость, улучшается настроение.

УПРАЖНЕНИЕ 17.

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придать более конкурентный характер, введя условия выхода за круг тех кто сделал ошибки. В этом случае ошибающимся дается инструкция внимательно наблюдать за продолжением упражнения и стараться понять причины и характер ошибок. Упражнение способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

УПРАЖНЕНИЕ 18.

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия („плюс" или „минус"), следующий — снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать „равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю „семь", Лена — „плюс". Катя — „восемь", Юра — „минус", Олег — „два", Зина — „равно", и Таня называет число „тринадцать". Следующий участник, т. е. Наташа снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие — знаки, поэтому после 2—3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

УПРАЖНЕНИЕ 19

Участники стоят по кругу.

«Будем по очереди выполнять любое действие. Делать это надо будет не вербально, но постараться, чтобы все мы поняли, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас начнет первый выполнять свое действие, а мы все вместе вслед за ним будем выполнять это действие до моего хлопка. После хлопка начнет выполнять следующий по кругу (по часовой стрелке), и все вместе с ним будем некоторое время выполнять это действие и т. д., пока круг не замкнется».

После того как упражнение завершено, тренер спрашивает, обращаясь к группе, какое действие совершал первый участник, какое — второй и т. д. При этом каждый раз тренер уточняет у «авторов», правильно ли их поняли.

Упражнение мобилизует внимание участников группы, улучшает настроение, развивает их выразительные способности.

В то же время это упражнение хорошо соотносится с содержательным планом работы тренинговой группы, а именно с темой «Передача и прием информации», поэтому целесообразно проводить его для оптимизации работоспособности группы.

УПРАЖНЕНИЕ 20.

Участники группы садятся по кругу.

«Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами: „Саймон сказал". Например, если я говорю: „Саймон сказал: поднимите правую руку", то вы делаете это, если же я скажу: „Поднимите руку" или „Я прошу вас поднять руку", — то это действие совершать не надо».

Характер действий, предлагаемых тренером, может быть различным: ходьба, повороты, поднимание рук, прыжки и т. д. При этом тренер может провоцировать группу: например, тренер говорит: «Давайте встанем и сам встает или: «Поднимите правую Руку» и сам поднимает и т. д.

Упражнение надо проводить в быстром темпе Обычно оно проходит весело, в результате чего снижается напряжение, усталость, улучшается настроение. В то же время оно способствует мобилизации внимания.

УПРАЖНЕНИЕ 21.

Вся группа становится по кругу.

«Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся за помнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто толь ко что передал его вам.»

В ходе упражнения тренер побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?»

УПРАЖНЕНИЕ 22.

Участники садятся в круг.

«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано „слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки „вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: "Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

УПРАЖНЕНИЕ 23.

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из бас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».

Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду ч Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 рази в ладоши и скажет название своего животного например „волк", а потом, хлопнув 2 раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет на звано, в сбою очередь, хлопая 2 раза в ладоши. назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получит дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот, кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

УПРАЖНЕНИЕ 24.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас один из нас задумает строчку из известной песни или стихотворения, состоящую из 6— 7 слов. Наша задача понять, какая строчка задумана. Мы сможем задать задумавшему строку 10 вопросов. В 6 или 7 ответов (это зависит от количества слов в строке) он (она) должен будет включить по слову из задуманной строки. Слова нельзя изменять по падежам, временам, числам и т. д. Все грамматические признаки должны быть сохранены. Предлог включается в ответ вместе со следующим за ним словом. Слова можно вводить в ответы в любом порядке. Например, если я задумываю строчку „В лесу родилась елочка, в лесу она росла", то в ответ на один из вопросов надо будет включить слово „б лесу", в другой „елочка" и т. д.».

Упражнение позволяет мобилизовать внимание, включить участников группы в ситуацию «здесь и теперь» после перерыва, особенно существенно изменяется состояние тех участников группы, которые в ходе упражнения задумывают строчки из песен или стихов.

УПРАЖНЕНИЕ 25

Группа разделяется на две подгруппы, которые располагаются полукругом (стоя или сидя).

«Участники (это относится к обеим подгруппам) поочередно будут выходить из своего полукруга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут задавать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах установите сами».

Упражнение, как правило, проводится в начале второго дня работы и дает возможность участникам получить дополнительную информацию Друг о Друге. Так как в упражнение включены все участники, работа идет динамично, эмоционально, дает обширный материал для обсуждения. В ходе обсуждения обращается внимание на характер вопросов, впечатления отвечающих, которые часто отмечают, что иногда удавалось сразу, без затруднений определить имя задающего вопрос, в то время как других участников удавалось узнать только после нескольких попыток. В этом случае группе может быть задан вопрос: «Как вы думаете, с чем это связано?» и предоставлена возможность для обсуждения.

УПРАЖНЕНИЕ 26.

Участники встают. Тренер предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

«Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получились цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — „запутывается" ». (Тренер помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове ». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.)

Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост». Процесс распутывания иногда занимает немало времени, участник, который пытается это сделать, может ссылаться на то, что задача эта невыполнима. В этом случае тренер побуждает его к продолжению работы, утверждая, что решить эту задачу можно, предлагая попробовать еще. Данное упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сближению группы. Кроме того, при обсуждении результатов упражнения могут появляться идеи о необходимости ориентации в ситуации, постоянной включенности в процесс ее разрешения, что способствует продвижению группы в содержательном плане.

УПРАЖНЕНИЕ 27.

Группа садится по кругу.

«Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, „поезд", и тогда тот, кому достается буква „п", хлопает 6 ладоши, потом мы все вместе хлопаем 6 ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква „о", и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала».

Тренер приступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы все члены группы могли принять в нем участие.

В процессе выполнения упражнения тренер может усложнить задачу: предложить в одном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза, а в следующем — 1 раз после согласных и 2 раза после гласных, можно заменить хлопки на вставание.

В результате проведения упражнения мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность участников занятий. Упражнение позволяет осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности, что в определенной степени интегрирует группу.

Проведенное после обеденного перерыва, это упражнение позволяет участникам «вернуться в круг», лучше почувствовать группу.

Если в ходе выполнения упражнения было много ошибок, то после его окончания можно задать вопрос: «Какие трудности у вас были?».

УПРАЖНЕНИЕ 28

Участники садятся в круг. (Это упражнение лучше проводить в группе из 12 человек, возможно в группах из 13—14 человек.)

«Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (тренер обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате часов, ты (тренер обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой 2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.) Наши часы, как и предназначено, показывают бремя и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит „бом". Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит „бом" ».

Во время выполнения упражнения тренер в быстром темпе называет разное время, делая это так, чтобы все участники группы были включены и их активность и внимание все время находились на высоком уровне. Если в группе больше 12 человек, тренер может по очереди с тринадцатым членом группы называть время, или попросить делать это по очереди тринадцатого или четырнадцатого участника.

УПРАЖНЕНИЕ 29.

Участники садятся по кругу.

«Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам его Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала затем передаст картину дальше».

После того как тренер убедится, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать картину, он «берет» воображаемый холст в рамку и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линии горизонта», и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я…». И дальше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, «…вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, в море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и…».

В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивное эмоциональное единство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалистическим, рациональным моментам работы. В этом случае надо дать возможность участникам группы отреагировать их чувства и эмоции, задав им вопрос: «Как вы себя чувствуете?» или: «Может быть, у вас возникли чувства, переживания, идеи, которыми вы хотели бы поделиться с другими?».

Это упражнение дает лучшие результаты если проводится на 3—4-й день работы группы, когда участники уже достаточно хорошо чувствуют друг друга и проявившиеся в ходе работы групповые ценности.

УПРАЖНЕНИЕ 30.

Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

«У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.)

Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д. Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.

В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

УПРАЖНЕНИЕ 31.

Участники группы садятся по кругу. «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т, е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.

УПРАЖНЕНИЕ 32.

Все участники группы садятся по кругу.

«Сейчас один из нас (тренер называет одного из участников) выйдет за дверь. Все остальные разделятся на 2 группы: „девочки" и „мальчики". В

каждой из них могут оказаться и мужчины и женщины. У групп будет две минуты на подготовку. За это время нужно будет выбрать тем или иные действия, которые участники будут выполнять все вместе. Это должны быть невербальные действия. Обе группы выполняют выбранные ими действия одновременно. А ты (тренер обращается к участнику, которому предстоит выйти из комнаты) должен будешь понять, где „мальчики", где „девочки" и что они делают».

После того как вернувшийся в комнату участник дает ответ, тренер спрашивает его, на какие признаки он ориентировался, решая задачу.

Упражнение обычно проходит весело, участники получают возможность проявлять изобретательность, творчество. Кроме того, один из участников должен вникнуть в смысл действий других, понять их, что соответствует содержательным целям тренинга партнерского общения, ведения переговоров т. п.



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 191