УПП

Цитата момента



Волненье сердца радостным должно быть, и больше никаким!
Печально это слышать

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Особенность образованных женщин - они почему-то полагают, что их эрудиция, интеллект или творческие успехи неизбежно привлекут к ним внимание мужчин. Эти три пагубные свойства постепенно начинают вытеснять исконно женские - тактичность, деликатность, умение сочувствовать, понимать и воспринимать. Иными словами, изначально женский интеллект должен в первую очередь служить для пущего понимания другого человека…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
Выводы хочу предложить следующие.

* Увлекитесь на какое-то время бытовым красноречием. Научитесь радостно произносить поздравления и горестно -речи на похоронах. Одобрительная реакция собравшихся вдохновит вас и, может быть, побудит к овладению ораторским мастерством.

* Приобретенные ораторские умения и навыки смелее переносите в широкую аудиторию. Чаще выступайте и постоянно совершенствуйте свои речи. Это всегда поможет в преодолении закомплексованности в общении.

Учитель

Не хотите на время ощутить себя учителем? Нет? Зря-зря! Это поможет сильно продвинуться в избавлении от закомплексованности. Сама профессия практически искореняет этот недостаток. Все время на виду, перед детьми, родителями, учителями. И зачастую надо одновременно мыслить, говорить, следить за дисциплиной. Сможете? Или очень трудно? Хорошо! Учителем можете не быть, но тренинг соответствующий пройдите. А тем более если готовитесь стать педагогом.

Вспомните школьные годы. Какова примерная схема урока? Вначале учитель объясняет новый материал. Затем спрашивает: "Кому и что непонятно?" и терпеливо отвечает на вопросы. Ответы у доски. Домашнее задание. И звонок!!! Вот по этой схеме и готовьтесь. Выберите любую тему, которую лучше знаете. Разработайте по ней "объяснение нового материала" на десять-пятнадцать минут. Составьте также краткий план урока в соответствии со схемой. Все! Этого достаточно.

Соберите свою учебную группу. Думаете, ваши "ученики" будут сидеть спокойно и слушать ваши объяснения? Н-е-е-ет! Вспомните, как вам не хотелось внимать словам учителя. Как шептались-перешептывались, стреляли из резинки, писали записки, строили различные каверзы. Вопросы старались задавать поколючее и поехиднее. Изо всех сил глупили при ответах у доски. И с каким плохо скрываемым напряжением дожидались звонка. Дурачились! Вот и поставьте перед группой задачу -воспроизвести эту школьную атмосферу.

Ведите урок! Представьтесь, как новый учитель. Объясните материал урока. Постарайтесь вложить его в сознание слушателей. Ответьте с достоинством на все каверзные вопросы. Предложите учащимся выйти к доске и рассказать усвоенное. Задайте им вопросы, чтобы оценить, правильно ли они поняли новый материал. Следуйте плану! Следите за дисциплиной! Старайтесь никого не упустить из виду! Делайте замечания! Покрикивайте! И постарайтесь достойно довести урок до конца. Если это удалось с первого раза в расшалившемся классе, то в вас, несомненно, присутствуют задатки учителя. Но так редко бывает. Поэтому повторите урок два-три раза, возможно, по новой теме. Поищите его иные виды и формы, чем в предложенной схеме. Почувствуйте, как вам уже не до закомплексованности в общении. Может, про глубокий вдох, самовнушающую фразу и прямые взгляды забыли? Вспомните и используйте их, как всегда. Согласитесь, многие непривычные ситуации после исполнения роли учителя покажутся пустяковыми. Сделаем следующий вывод.

* Хотя бы ради интереса и тренинга ощутите всю тяжесть работы учителя. Тогда сможете понять, сколько сил и труда вложено, чтобы направить вас на путь истинный. Это обогатит ваш жизненный опыт и значительно уменьшит закомплексованность в общении.

Танцор

Только по-честному: боитесь девушку пригласить на танец? Или девушка - парня? Думаете почему? Какие бы отговорки вы ни изобретали, ответ тот же - конечно, закомплексованность в общении. А ее причин несколько:

* танцуете не очень хорошо или вообще не умеете;

* не сформировались манеры приглашения на танец и общения;

* стесняетесь отношений с девушками или девушка - с молодыми людьми.

Кстати, неисправленное, это может сохраниться и усугубиться с годами. Понаблюдайте во время праздника: как только объявят музыкальную паузу или танцы, почти половина присутствующих парней и мужчин гуськом тянется к выходу. Якобы ненадолго, покурить. Да только курят-то до тех пор, пока снова не пригласят к столу. А если не курят, то забиваются в уголочек подальше и незаметнее. Ясно же - чтобы не танцевать.

По одной или все вместе эти причины и создают вашу закомплексованность в танцах. Чтобы избавиться от нее, научитесь хорошо танцевать. Не сделаете этого в молодости, неудовлетворенность останется на всю жизнь и каждая вечеринка будет пыткой. "Да не переношу я танцы", - будете говорить с презрением, убеждая прежде всего самого себя. Что нужно делать, полагаю, вы знаете лучше меня. Пойдите в студию танцев или попросите свою сестру или знакомую позаниматься с вами. Но сделайте же! И не откладывайте надолго, как обычно, потому что получится - навсегда.

Научитесь хорошо танцевать - уверенности прибавится. Затем выберите подходящую формулировку для приглашения, например, официальную: "Разрешите вас пригласить на танец!" Или дружескую: "Можно потанцевать с тобой?" Не нравятся эти - придумайте свою. Но… обязательно добейтесь очень теплого, доброжелательного и привычного произнесения этой фразы. Не надо смеяться: "Что, неужели три слова без тренировки не смогу произнести?" Сможете, конечно, но как? Хотите докажу, что именно с этой фразы начинается ваша закомплексованность? Представьте: танцевальный зал или площадка, у одной стены, как обычно, - парни, у другой - девушки. Чтобы пригласить, вы идете через открытое пространство, все взгляды на вас, идти тяжело, мышцы скованы, но вы справляетесь. Подходите к избранной, а она так смело и даже насмешливо взглядывает на вас, а рядом подружки подхихикивают. Редко кто не теряется. Но виду подавать нельзя, засмеют. Из-за этого вы закомплексованы полностью, внутренне напрягаетесь, во рту пересыхает, язык деревенеет, и вот, с напускной бравадой и ухарством, вы помимо воли совершенно грубо выдавливаете: "Ну, пойдем, что ли!" или нечто аналогичное. Осознаете, что не так бы надо, но дело-то сделано, и уже само осознание усиливает скованность. Да еще девушка подольет масла в огонь: "Ну и приглашение!" А если женщина с мужем, и еще нужно спросить разрешение у него, справитесь без предварительной отработки соответствующей фразы? Ну что, не прав я? То-то же.

Аналогичная ситуация и с разговором во время танца. Согласен, согласен, некоторые нынешние танцы и не предполагают его, так как перекричать гремящую музыку, да еще будучи друг от друга на расстоянии более метра, невозможно. Но есть же танцы сближающие, и не уверяйте меня, что они не модные, вам хочется именно их. И вот она, девушка, совсем рядом, а вы желаете показаться ей интересным и остроумным. Но на самом деле долго и мучительно молчите, напряженно подыскивая хоть какую-нибудь фразу или тему, или отделываетесь краткими и, на ваш взгляд, глубокомысленными замечаниями. Вот скука для нее, хотя она и делает вид, что все нормально!

Не поленитесь, заранее продумайте несколько интересных тем для разговора, разработайте их и хотя бы слегка заучите. Первые разговоры проведите более легкие, нейтральные, например о погоде, каких-либо последних событиях. По мере приобретения уверенности переходите к более серьезным темам, скажем, о прочитанной книге, театральной постановке, новом кинофильме, спорте и т. п. Расскажите и о себе, своей учебе, работе, увлечениях, тем более, надеюсь, это у вас уже отработано. Только начните так разговаривать, и примерно через десяток танцев почувствуете себя почти совершенно свободным от скованности и будете думать: "Почему я раньше не хотел этого делать?" Тогда уже больше импровизируйте.

И еще штрих: танец закончился, проводили девушку на место, слова благодарности… сможете нормально произнести? Если нет, то порепетируйте, порепетируйте! Подумайте и о самовнушающей фразе, может быть, она вас подбодрит непосредственно перед приглашением.

Ну а если откажут в танце? Ух как неприятно! Вас переполняет стыд и возмущение. Знайте, эти чувства обусловлены тоже закомплексованностью в общении. Не попадите вновь в ее цепкие когти! Что делать? Настройтесь заранее, что такие отказы не так уж редки и не вы первый. И трагедии, позора никакого нет! Это вам только кажется, что причина исключительно в вас. Может быть, иногда так оно и есть. Но на самом деле зачастую она совсем в другом: женщина боится ревности своего друга или мужа, танец уже обещан, что-то не в порядке с одеждой, устала, болеет, хочет уйти, совсем плохое настроение… да мало ли что, не все объяснишь. "Каприз в женщине - главное" - как я недавно услышал. Самый простой и достойный выход, не унижающий обоих, - улыбнуться и сказать: "Извините! Тогда в следующий раз". Можно и какой-либо свой, аналогичный, или еще лучше придумать, лишь бы не грубость. Но хорошо отрепетируйте его! Тогда только сможете не уступить закомплексованности в общении!

Давайте теперь сформулируем практические советы.

* Научитесь хорошо танцевать несколько современных танцев, которые танцуют в вашем окружении.

* Продумайте и отработайте искреннее, доброжелательное произнесение фразы приглашения, благодарности за танец.

Не забывайте о самовнушающей фразе.

* Найдите несколько интересных тем для разговора во время танца. Обдумайте их, заучите, оставляйте резервы для импровизации, и всегда начинайте разговор сами. Знайте, что девушка ждет этого от вас.

* Не делайте трагедии из отказа. Подготовьте заранее способ выхода из этой ситуации и постарайтесь справляться с ней достойно, не поддаваясь закомплексованности в общении.

* И танцуйте, танцуйте, обретая с каждым танцем необходимую уверенность в общении в целом.

Продавец

А как у вас обстоят дела с покупками? Стесняетесь лишний раз спросить продавца о качестве товара или, засомневавшись в добротности, вернуть купленную вещь? Продавец явно забивает вас своей аргументацией и возражениями? Снова закомплексованность в общении. Верный способ избавиться от нее в таких ситуациях - поработать хоть немного продавцом. Сможете? Или в вас сидит непреодолимое презрение к этой профессии? А напрасно! Не так уж мало людей, ставших богатыми, начинали карьеру разносчиками и уличными продавцами газет. Попытайтесь и убедитесь сами, что эта живейшая профессия начисто снимает закомплексованность в отношениях с людьми и хорошо учит общению.

Главное - знать свой товар. Отсюда возникает проблема выбора: что продавать? Сориентируйтесь примерно так:

* лучше продавать какой-либо знакомый товар. Когда знаете его хорошо, сможете убедить в полезности и преимуществах и получите выгоду, которая будет стимулировать;

* можно предложить себя торговым агентом в какую-либо фирму;

* можно взяться продавать театральные билеты или газеты, журналы;

* а для меня, конечно, полезнее было бы, чтобы вы взялись за активную продажу вот этой самой книжечки. Ведь вы теперь ее хорошо знаете;

* если предложенное не устраивает, поищите какое-нибудь свое решение. Но от подобного тренинга не отказывайтесь.

Хорошо подготовьте себя к самому процессу продажи. Это придаст вам первоначальную уверенность. Дело непростое! Найдите прежде всего зацепляющую покупателей фразу о своем товаре. Ну вот сами представьте: идете по торговым рядам, читаете рекламу и слышите выкрики продавцов. Все это как бы скользит в вашем сознании, не задевает. И вдруг! Даже осознать не успели, а какой-то выкрик зацепил. И сразу к этому продавцу. С любопытством, интересом и вопросами.

Вложите всю свою фантазию в создание такой фразы. И хорошо потренируйте ее выкрик. Чтобы громко и зазывно или, наоборот, вполголоса, интимно и задушевно, как бы: "Только для вас!" Попробуйте без тренировки и сами поймете: пето получается.

Зацепили покупателя? Помните: они разные. Один подойдет, сам засыплет вопросами, только успевай отвечать. С ним полегче, и закомплексованность в общении меньше ощущается. Но не поддавайтесь этой обманчивой легкости! Продумайте все возможные вопросы о товаре, его преимуществах и качестве, цене и производящей фирме еще до выхода на рынок. Что бы вы, к примеру, сами спросили? И подготовьте в двух вариантах ответы, с помощью которых товар будете нахваливать: краткие -для спешащих покупателей и пространные - для обстоятельных. Заучите их достаточно хорошо.

С другим покупателем посложнее. Он обычно молчит вначале, присматривается к товару и продавцу, изучает, стоит ли терять время и деньги, опасается. В этом случае преодолейте смущение и закомплексованность в общении и берите инициативу в разговоре на себя. Для этого составьте заранее основные положения, опять в кратком и пространном вариантах, и тоже заучите их достаточно хорошо, но оставляя резервы для импровизации.

Не упустите еще одну важнейшую составляющую эффективности - интонацию! Вот рассудите: в каких случаях вы охотнее покупаете товар, даже если он и не особенно нужен? Да когда продавец разговаривает с вами уважительно, тепло, задушевно, чуть ли не как самый лучший друг или подруга. И товар почти не навязывает, а как бы хочет просто помочь вам, оказать услугу. Но чуть-чуть неверная интонация, допущенная резкость, буркнул, потерял нотки доверительности - некоторые покупатели молча поворачиваются и уходят. У других это вызывает ответные упреки, не так редко перерастающие в оскорбления и грубый конфликт. О покупке тогда и речи быть не может. Поэтому при заучивании рекламных фраз сразу вырабатывайте нужные интонации. Следите за этим особенно тщательно, иначе желаемых результатов не добиться.

Разговор о цене - высочайшее искусство! Не отпугнуть, но и не продешевить; продать ниже себестоимости и все-таки получить выгоду; при максимальной цене добиться, чтобы покупатель ушел с покупкой довольным, благодарным и осчастливленным, и в то же время не обмануть нагло, иначе у самого гадкое чувство останется. Но… оставим эту тему для другого разговора. Вы же будете продавать, чтобы избавиться от закомплексованности в общении, а не исключительно ради выгоды. Поэтому разговор о цене продумывайте, разрабатывайте, шлифуйте самостоятельно. Это полностью творческое задание. Справитесь удачно - объем продаж и прибыль будут расти, уверенность -прибавляться и соответственно быстрыми темпами уменьшаться закомплексованность в общении.

Но как быть, если даже при нормальной интонации покупатель сорвался, что-то ему не понравилось, показалось не так, закапризничал? А еще хуже - купленный товар вернули, точнее, почти швырнули в лицо. И… упреки, а то и оскорбления, стремительно перерастающие в конфликт. Вот оно, самое опасное место, создающее условия для вспышки закомплексованности в общении. Она только и ждет этого! Не дайте, не дайте ей снова овладеть вами! Соберите всю свою волю и сдержите эмоции! Не поддавайтесь панике, униженности, желанию заорать и вцепиться в разъяренного покупателя. Восстановить потерянное самообладание и уверенность в себе потом будет очень тяжело.

Готовьте себя к таким сценам еще до выхода за прилавок. Прочно усвойте, просто внушите себе, что возврат товара -обычное дело в торговле, что рано или поздно это с любым продавцом случается. И нечего из-за этого впадать в панику! Спокойно и достойно, не поддаваясь закомплексованности в общении, находите выход из случившейся ситуации. Для этого хорошо продумайте и даже заучите следующие совсем несложные и, скорее всего, известные вам действия и правила, которые напомню.

* Возвращаемый товар забирайте безоговорочно и безропотно. Если возможно и согласен покупатель, обменяйте его на такой же, но качественный или аналогичный. Если - нет, верните полностью деньги. Это непременное условие, чтобы ваши извинения были приняты, а противодействие, даже малейшее, прямиком ведет к конфликту.

* Одновременно приносите искренние и как можно более пространные извинения и объяснения случившемуся недоразумению, не обманывая покупателя. Найдите и заранее отрепетируйте соответствующие слова и интонации. Очень важно, чтобы они произносились почти автоматически, иначе закомплексованность в общении затмит сознание и не даст осмысленно подобрать нужные выражения. Сможете только беспомощно лепетать или бороться с сильнейшим желанием сорваться на грубость.

* Сделайте все возможное, чтобы успокоить покупателя, как бы сгладить его обиды и недовольства, проявите к нему глубокое уважение-понимание, попытайтесь, насколько возможно, утешить его и улучшить ему настроение.

Теперь практические наставления.

* Настройтесь, что поработать продавцом - это не самоцель, а средство для избавления от закомплексованности в общении.

" Подберите хорошо знакомый вам товар или изучите предложенный фирмой. Составьте броские зазывные фразы, рекламные тексты, ответы на вопросы покупателей и произносите их с теплой, располагающей интонацией.

" Научитесь спокойно и достойно вести себя в конфликтных ситуациях. Добивайтесь, чтобы разгневанный покупатель после разговора с вами ушел довольным и умиротворенным.

* Знайте: если объем продаж и прибыль будут расти, количество конфликтов будет незначительным, а все же случившиеся вы сможете успешно уладить, значит, вы уверенно овладеваете не только профессией продавца, но и искусством раскрепощенного общения.

Деловые переговоры

Доводилось ли вам проводить их или хотя бы принимать в них участие? Никогда? Хорошенько-хорошенько подумайте. Все равно ответ отрицательный? Ну, не обижайтесь, если это вызывает улыбку. Просто, покупая или продавая что-либо в магазине, на рынке, вы уже ведете деловые переговоры. Конечно, они упрощены и привычны. Но на таких же принципах построены и переговоры в современных офисах с большим участием специалистов. Только вот обстановка здесь уже становится "непривычной", и, начав говорить, вы стразу попадаете в центр внимания. И тут вас снова поджидает закомплексованность в общении. Надо бы спорить, доказывать и отстаивать свои позиции, но зажатость держит, словно клешами. И вы уступаете, уступаете… Но если в предыдущих ситуациях вы нести больше моральные потери, то здесь они уже явно заменяются материальными. Можете равнодушно смириться с этим? Если - нет, давайте будем думать, как приобрести уверенность и в этой сфере общения. Кое-кто может сказать: "А мне-то это зачем? Вряд ли я когда-нибудь вообще буду вести переговоры". Ну что ж, если абсолютно уверены, то пропустите эту ситуацию. А если такой уверенности нет (жизнь все-таки сложная штука!), то потренироваться, может быть, и не помешает.

При внимательном анализе выявляются примерно следующие причины закомплексованности:

* слабо владеете информацией, материалами по теме переговоров. Из-за этого больше стараетесь слушать, что говорят другие, невольно поддаваясь их влиянию;

* боитесь, что не сможете полно и правильно выразить свою позицию и отстоять ее, поэтому предпочитаете помалкивать;

* сильно теряетесь, когда вас постоянно перебивают и не дают высказаться так, как вы хотели бы. Если такое случается, то быстро сворачиваете свою речь.

Вот и преодолевайте эти трудности. Прежде всего одно правило - чем полнее и лучше вы владеете информацией по предмету переговоров, тем больше надежды, что завершите их успешно и с достаточной выгодой. Поэтому вопросами законодательства, мировой и отечественной практики, ценовой политики, энергетики, транспорта, если необходимо, конечно, специальными знаниями по обсуждаемому вопросу, о том, как идут дела у конкурентов, и другими необходимыми нужно владеть или хотя бы уверенно в них ориентироваться. Чтобы иметь такие познания, надо потрудиться. А если учесть, что большая часть этой информации быстро устаревает, то еще и отслеживать нужно бы происходящие изменения. Поэтому часто пользуются иным выходом - приглашают специалистов по отдельным вопросам и выслушивают их мнения. Но тогда в силу вступает другое правило: чем больше советников вовлечено, тем труднее идут переговоры. Вот и выбирайте, что для вас более приемлемо. Или - какая практика сложилась в вашей фирме, организации, учреждении. Или - что придает вам большую уверенность.

Все остальное преодолевается тренингами. Не пренебрегайте ими! Дайте задание и время своей учебной группе подготовиться к переговорам по такому-то вопросу. Причем придется выработать и отстаивать самую жесткую позицию. Затем, когда подготовятся, проведите переговоры, как положено. С представлением участников, обозначением предмета разговора, выслушиванием и обговариванием позиций, обсуждением различных вариантов решения и выработкой компромиссного, наиболее приемлемого для обеих сторон. После этого попросите высказать замечания по ведению, какие ошибки допустили и как было бы правильнее сделать. И… вновь учебный тренинг. Сразу же почувствуете, как нарастает уверенность и отступается закомплексованность в общении. Почитайте специальную литературу по технике ведения переговоров, понаблюдайте, как их ведут опытные менеджеры и руководители, и лучшее, понравившееся запомните, запишите. Потренируйтесь и внедрите в свою практику - еще увереннее себя почувствуете.

А затем - уже в фирме, в производственном коллективе проведите предварительное детальное обговаривание своей и противоположной позиции по конкретному вопросу. Если нужно -то неоднократное, до максимально подробного рассмотрения всех вариантов и деталей. Вот тогда уверенность вырастет до достаточно высокого уровня. И можно смело идти на настоящие переговоры. Для большей твердости - еще один эффективный прием. Когда в ходе переговоров возникнут непредвиденные обстоятельства, - объявляется перерыв или они переносятся на следующий день, а в это время вновь проводятся консультации со специалистами. Примерно подобной схемы придерживаются многие фирмы. Так постепенно накапливается опыт, закрепляется уверенность и отступает закомплексованность в общении.

Однако переговоры есть переговоры. Только что все разговаривали в нормальном тоне. И вдруг… всплеск эмоций. Нервы не выдержали, громкость голоса и интонации перестают контролироваться, собеседники кричат, перебивают друг друга, не дают говорить. Как вы будете чувствовать себя в данной ситуации? Думаю, что надо отрепетировать и ее.

Вот и дайте задание учебной группе: вы говорите - а они постоянно перебивают. Да еще громко и раздраженно. Вам же нужно довести свое выступление до конца. Причем, очень желательно, в спокойном, выдержанном тоне и так, чтобы позиция была ясной и понятной для всех участников. Чтобы успешнее выдержать подобный натиск, предварительно запомните и освойте ряд приемов.

* Пауза. Начинают перебивать - приостановите речь и выдержите паузу до тех пор, пока разнервничавшиеся не поймут, что нужно дать высказаться, а потом уже возмущаться чем-либо.

* Громкость голоса. Слишком долго паузу держать нельзя.

Ваши оппоненты не поймут, почему вы молчите, и станут задавать вопросы, окончательно сбивая с невысказанной мысли. Поэтому, если пауза не действует, продолжайте говорить, но громче. Настолько 1ромко, чтобы был слышен голос ваш, а не невыдержанного партнера.

* Реплики. Если предыдущие приемы не действуют, прибегните к репликам - примерно следующим: "Пожалуйста,

дайте мне изложить свою позицию!", "Прошу вас, не метайте!", "Я же не перебивал вас!". И более жесткие - "Прекратите вести себя, как вам вздумается!", "Мне не перекричать вас!" и т. п.

* Если вы не достигли нужного эффекта, объявляйте перерыв - чтобы улеглись страсти. Можно побеседовать с каждым невыдержанным наедине, дать им высказаться, успокоиться. А потом продолжайте переговоры. Не подействует -тогда, скорее всего, ваши переговоры зашли в тупик и надо бы поискать другие, компромиссные варианты разрешения проблемы или заключения сделки.

Потренируйтесь во владении этими приемами. Не поленитесь, соберите в записную книжку все реплики, применимые к данной ситуации, которые удастся услышать или прочитать. Заучите их! Испытайте в учебной группе! Внедряйте! Вот тогда вы будете действовать уверенно и не теряя самообладания при любых обстоятельствах.

* Поизучайте и потренируйте технику ведения переговоров.

Это наверняка пригодится в жизни.

* Старайтесь всегда основательно готовиться к конкретным переговорам. Овладейте необходимой информацией и прибегните к консультациям специалистов.

* Научитесь доводить до конца свою речь, применяя приемы сдерживания недисциплинированных участников. Это поможет активно противостоять речевой агрессии людей при любых обстоятельствах и заметно убавит закомплексованность в общении.



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 190