УПП

Цитата момента



Господи, дай мне терпения…
Немедленно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Единственная вещь, с помощью которой можно убить мечту, - компромисс.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Артист

Вот бы выйти на сцену и так блеснуть мастерством, чтобы зал замер! Чтобы тишина - мертвая, и зрители боялись упустить хоть слово. А потом аплодисменты, бурные и несмолкаемые! И цветы, цветы, цветы… Для многих мечта, конечно! Хоть чуточку от нее воплотить бы! В принципе, это реально. Но путь к этому лежит опять через преодоление закомплексованности в общении. Попытайтесь!

Выучите и хорошенько отрепетируйте перед зеркалом какие-либо понравившиеся вам, лучше модные или в чем-то необычные, стихи, песню и танец. Не идите но пути наименьшего сопротивления и не отвергайте сходу песню и танец, внутренне ссылаясь на расхожее: "А мне слон на ухо наступил". Учтите, что так, скорее всего, проявляется закомплексованность в общении. Преодолевайте ее, преодолевайте! И уж если действительно с песней и танцем совсем не получается - тогда только стихи. Затем терпеливо дожидайтесь удобного случая.

* В кругу друзей: собрались на вечеринку и уже обо всем переговорили. Настроение томно-усталое. Паузы все больше затягиваются. И вот в одну из них вдруг вы: "Ребята! Давайте я вам стихи почитаю?" Сразу - оживление одобрительное, все внимание на вас. Ждут и даже чуть удивляются: "Как это тихоня решилась?" А вы, глубоко вдохнув, повторив несколько раз самовнушающую фразу, затем, уйдя в себя, ярко так и чуть небрежно выдаете, скажем, ранних Ахматову или Гумилева. Даже не сомневайтесь, тишина будет мертвая и примут "на ура". Но потом попросят еще. А вы опять что-нибудь необычное или свое. Или песню, а при ситуации -танец. Уверяю, всем понравится, и все будут хвалить. Домой как на крыльях полетите! Как же, закомплексованность в общении преодолели и одобрение друзей заслужили. Однако на следующей вечеринке не оплошайте, - от вас уже будут ждать чего-то подобного, но новенького. Не подготовите - неловкая ситуация и… закомплексованность в общении.

* Среди незнакомых. Эта ситуация посложнее. Друзья поддержат, даже если что-то не получится. Здесь же не избежать настороженности, большей придирчивости в оценках, а в случае неудачи - колкостей и ядовитых реплик. Но у вас уже должен быть какой-никакой опыт. Поэтому смелее, смелее! Выждите удобный момент и увереннее подавайте себя. Подбодрите себя самовнушающей фразой и примерно таким обращением: "Вы не будете против, если я прочту свои любимые стихи (или спою, станцую)?" Почти обязательно найдется кто-нибудь, кто скажет: "Конечно, конечно!". Заранее настройтесь, что после вашего выступления бурных восторгов не будет. Если все удачно - заметите легкое одобрение на лицах, которые станут чуть доброжелательнее. Но при хорошем исполнении нескольких стихов или песен симпатии возрастут, и вы сразу это почувствуете. Внутреннее удовлетворение даст вам знать, что новая высота в преодолении закомплексованности в общении взята.

А может быть, запевалой выступите? Да так, чтобы окружающие невольно потянулись за вами, поддержали. Общая песня ох как сближает! И приносит огромное внутреннее удовлетворение. Благородное дело! Не зря же гармонисты и запевалы всегда были в почете. Душа общества! Однако в этом деле есть несколько тонкостей, которые надо бы знать. Когда вы пели для себя, вам хотелось раскрыть душу, передать свои чувства, и вы мало обращали внимание на окружающих. Желая же подтолкнуть всех на совместное пение, вы должны уметь и сами петь, и людей побудить к этому, и организовать их пение. А когда они с удовольствием и активно подхватят песню? Ну, естественно же, если хорошо знают мелодию и слова, и песня нравится им. Вот и делайте выводы: ваша инициатива будет поддержана, если песни выбраны популярные, трогающие душу каждого стихами и напевностью. И еще - настроение подходящее. Когда все уже переговорили, а расходиться не хочется, "Душа песни просит!" - говорят. Но вот попали в настроение, и песня подходящая, а не распевается, как хотелось бы, вяло люди подхватывают. Сами почувствуете, что тогда уже никак не обойтись без каких-то дирижерских действий. "Дирижерских", конечно, громко сказано, если не учились этому. Но призывно жестикулировать в такт мелодии, взглядом и интонацией, а то и кратким словом обращай я к безучастным, - это заметно активизирует. И тогда запевайте! Запевайте! Ведите песню! Будет получаться, - к вам придет и вдохновение, и подъем внутренний - такая сила от одобрения людей исходит. А закомплексованность в общении? Вы, вероятно, о ней уже забыли. Но предварительно потренируйтесь. Хорошо потренируйтесь. Гениальная вещь придумана для этого, называется "караоке". Все популярные песни можно разучить. Тогда вы гарантированно избежите срыва, особенно важно это в первый раз. А то и самим неприятно, и закомплексованность в общении начнет возвращаться.

* На сцене. Предыдущие артистические ступеньки прибавят смелости и прямиком выведут на сцену. Не обязательно профессиональную. Пусть - любительскую, в художественную самодеятельность. Или просто перед началом собрания, кино, концерта выйдите перед зрителями, походите перед первыми рядами, посмотрите внимательно каждому в глаза. А потом, если сможете, наберитесь духу, поднимите руку вверх, привлекая внимание, и погромче: "Можно я вам сейчас стихи прочитаю или песню спою? Мне это нужно, потому что я хочу справиться со своей закомплексованностью в общении. Помогите, пожалуйста!" Как, слабо? Но попытайтесь все-таки. Аудитория, особенно молодежная, вас поймет. В ней таких, как вы, закомплексованных, половина, если не больше. Некоторые даже позавидуют вашей смелости.

Однако в этом случае выступать надо очень уверенно и хорошо. По нарастающему вниманию и постепенно устанавливающейся тишине поймете, что слушают с интересом и симпатией. А даже немного аплодисментов - это успех! Но предостерегаю: в большинстве случаев хлопать не будут, просто не осознают, что это нужно сделать. Очень поддержать в эту минуту могут друзья, которых неплохо было бы попросить постоять группой где-то рядом или рассесться в первом ряду. Заранее настройтесь, что-то может не получиться. Но не дайте, не дайте в этот момент вновь вползти в вас закомплексованности. Убедите себя, что следующая попытка будет удачнее, упражнение все-таки очень трудное. А когда выполните его, будто оковы спадут, настолько легче станет общаться.

* Странная прогулка. Чтобы поставить почти последнюю точку в преодолении закомплексованности в общении, попробуйте вот еще что. Оденьтесь ярко, пестро, похоже на клоуна. И идите по многолюдной улице. Но не просто! А громко пойте песню или декламируйте. И подтанцовывайте. Люди будут смотреть на вас, как на умалишенного, шарахаться в сторону. Но вы - невозмутимы! Никакой закомплексованности в общении! Никакой! Как, сможете? Не сделаете - тоже, конечно, не беда. Но… И вновь выводы.

* Смелее и настойчивее ищите в себе артистические способности. Подберите яркие, оригинальные стихи, несколько песен или танцев и хорошо отрепетируйте их.

* Попытайтесь, а вдруг сможете блестяще выступить перед друзьями, в незнакомом обществе или на сцене.

Получится удачно - постепенно расширяйте репертуар и чаще выступайте, раз от разу совершенствуя исполнение. Вы даже не представляете, каким прекрасным стимулом к творчеству это станет. И к тому же поможет навсегда проститься с закомплексованностью в общении.

Ведущий

Без преувеличения - это самая сложная ситуация! Выступить ведущим какого-нибудь вечера, семейного или официального торжества с застольем, ток-шоу и других подобных мероприятий - это не только смелость и преодоление закомплексованности в общении, но и умение словами объединить людей, создать соответствующий настрой, слиться с залом и в то же время руководить им. И многое другое. А чтобы люди сказали: "Вот это да!" - требуется очень большое мастерство и колоссальные интеллектуальные усилия.

Но не пугайтесь! Москва не сразу строилась. Так и вы, начните с малого. Тренингов никаких теперь уже не надо. Вы достаточно хорошо подготовлены предыдущими упражнениями. Убедите себя в этом. Наполнитесь уверенностью. И… смелее вперед!

Представьте: у вашего друга день рождения. Гости стараются изо всех сил: поднимают бокал за бокалом, шутят, кричат, перебивают друг друга, а хорошего, праздничного настроения так и нет. Думаете почему? Да очень просто - нет человека, который бы направлял эту энергию в нужное русло. Тамады, как его называют восточные народы. Вот и вызовитесь! Берите ответственность на себя - вряд ли кто-нибудь будет возражать.

Теоретически все очень просто - поочередно предоставляете слово для поздравлений. И так - пока все не выступят и не закончится вечеринка. А вот практически… Есть масса правил, которых нужно придерживаться.

* Прежде всего, кому предоставить слово первым? Конечно, матери и отцу - в первую очередь. И близкие родственники тоже должны бы в числе первых поздравляющих. Если пришел руководитель фирмы, начальник, то официальный тост - ему сразу после родителей. Затем - друзья. Все остальные. Себя не забудьте. А завершает праздник сам именинник. Чепуха, по-вашему? Ну какая, собственно, разница, кто за кем поздравит? Не скажите… Нарушите очередность -обид, пусть невысказанных, не оберетесь. И настроение некоторых может быть испорчено!

* Как предоставлять слово для поздравления? Не будете же вы все время повторять совершенно дикую в данной ситуации фразу: "Слово предоставляется…" Продумайте заранее, а если это было невозможно, придумайте на ходу кратенькую и лучше шутливую характеристику каждому сидящему за столом. С нее и начните, а потом уже дайте слово. Ваш взгляд, обращенный на следующего выступающего, должен быть столь красноречивым, что человек сам догадается, что его черед поздравлять. Уважительные, яркие и вызывающие смех характеристики привлекут внимание. Собравшиеся сразу стихнут, а потом заулыбаются, засмеются. Вот он, первый таг на пути к хорошему настроению, а это именно то, чего вы добиваетесь.

* Импровизируйте в ходе всего вечера, шутите, подтрунивайте, рассказывайте анекдоты, смешные случаи. Как только это начнет получаться хорошо, все потянутся к вам, будут поддерживать возгласами, смехом, улыбками, своими шутками и импровизациями. Тогда по праву можно будет приписать успех праздника себе и гордиться этим.

* Не оставляйте без внимания и организацию самой трапезы.

По согласованию с хозяйкой объявляйте перерывы, чтобы можно было убрать посуду перед подачей второго блюда, кофе-чая и десерта. Отслеживайте, чтобы никто не остался без внимания, чтобы за дамами ухаживали, как положено, чтобы рюмки и фужеры вовремя были наполнены и т. п.

Получилось? Такую оценку могут дать только гости и сам именинник. Если - да, они от души будут благодарить. И чем эмоциональнее, тем больше им понравилось. Если же нет, то благодарности получите только вежливо-уклончивые. Но не отчаивайтесь! На первый раз и это неплохо! А помните ли вы о самом главном? О своей закомплексованности в общении? Если вспомнили только после вечера, - значит, вы удачно выдержали этот экзамен. Если же она постоянно напоминала о себе, то не совсем, не совсем от нее избавились. Проведите, конечно, по возможности еще два-три таких вечера. А если понравится и будет хорошо получаться, - ведите их постоянно. Вас тогда еще и просить об этом будут!

Но как только вы почувствуете себя увереннее, переходите к более сложному. Скажем, юбилею. Это - солидное торжество! И гостей наверняка будет больше, и постарше они, как правило. Появляется официальная часть, потому как с работы придет целая делегация. И проводится торжество обычно в кафе, ресторане, столовой, где зал, музыка, микрофоны, место для танцев и т. п. Вот здесь уже нужна основательная подготовка! Не обойтись без сценария, в котором расписана согласованная с юбиляром очередность поздравлений, уважительно-шутливые характеристики гостей, музыкальные вступления и паузы, танцы, общие песни, посвященные юбиляру инсценировки, стихи и песни поздравляющих, ваши шутки, анекдоты и импровизации, а может быть, и вплетенная в канву вечера концертная программа. Сложно!

А выходы те же - разработать или взять готовый сценарий, уже кем-то апробированный или опубликованный в каком-либо сборнике, и переделать с учетом состава гостей, обстановки и собственных возможностей. А если есть возможность, то заблаговременно понаблюдать, как проводятся юбилеи, посоветоваться с профессиональными ведущими, может быть, поработать с ними в паре. А затем уже разработать свой, авторский сценарий. Заучить его наизусть. Переговорить с гостями и попросить их исполнить вместе с поздравлением что-нибудь яркое. Скоординировать действия артистов, музыкантов и официантов. Но, как ни страшно, все равно стоит взяться. Это же интереснейшее дело! Проведете хотя бы один раз и неплохо - испытаете необъяснимое удовлетворение. Но не останавливайтесь! Беритесь провести свадьбу, официальные торжества, что-либо другое. Вот тогда будете вспоминать с улыбкой, что когда-то были закомплексованы в общении настолько, что не могли на публике произнести даже несколько слов. Выводы примерно такие:

* Подготовьте интересный план или сценарий дня рождения.

Заучите его и потренируйтесь в учебной группе. Затем наберитесь смелости и напроситесь провести это мероприятие у кого-либо из своих друзей.

* По своим впечатлениям, реакции гостей и хозяев, откликам и замечаниям откорректируйте сценарий и сделайте его еще более интересным. Уверенно проводите подобное торжество как только представится случай.

По аналогичной методике подготовьте сценарии и проводите юбилеи, свадьбы, официальные торжества. Если будет получаться удачно, станете тамадой, необходимым и желанным на любой вечеринке. Вряд ли после этого вы будете вспоминать о своей закомплексованности в общении.

Ток-шоу

Ну вот и пришла пора сдавать зачет! Сами понимаете, курс аутотренинга закончился. Согласитесь, вы научились многому: правильно вести себя в наиболее распространенных житейских ситуациях, продавать, рассказывать анекдоты, выступать, читать стихи, петь, танцевать…. А вот осталась ли закомплексованность в общении? Это-то и должен показать зачет. Все честь по чести, как в престижном учебном заведении! Можем и свидетельство об окончании выдать, если потребуется. Но лучше, конечно, аутозачет, если так можно назвать. То есть, как и в аутотренинге, вы его проводите сами и сами себя оцениваете. Разве могут быть гарантии сильнее!

Для зачета выбираем ток-uioy. По-русски - разговорное представление или речевой спектакль. Модное мероприятие сегодня - с телеэкранов не сходит. Но, может быть, это и к лучшему. Всегда под рукой яркие образцы, на которых можно было бы поучиться. Поэтому, пожалуйста, внимательно смотрите любое ток-шоу по телевидению, анализируйте и соотносите с методикой его подготовки и проведения, которая предлагается ниже.

Прежде всего определите, какой вид ток-шоу вам хотелось бы избрать для проведения. Вот они, зачетные билетики, выбирайте. Их всего четыре. В одном из них - развлекательные ток-шоу: от довольно несложных телепередач типа "С легким паром" или "Белый попугай", на которых рассказывают байки и анекдоты, до "Как заработать миллион", "О, счастливчик", "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", развлекательных интеллектуальных игр. Присмотритесь к ним внимательнее и выделите наиболее важные моменты. Наиболее значимый: чем привлечь зрителей-слушателей? Выбор не такой богатый, как может показаться на первый взгляд. Это - юмор, чтобы зрители от души посмеялись, отдохнули. Это также - интеллектуальный тренинг, в котором участники и сопереживающие им отвечают на неожиданные сложные или каверзные вопросы, что-то угадывают, вычисляют, блистают эрудицией и специальными познаниями. И это - призы, денежные и материальные. Или - все вместе для более сильного эффекта.

Второй по значимости фактор - подбор участников развлекательного ток-шоу. Здесь вступает в силу правило: чем известнее, популярнее, оригинальнее приглашенные для участия, тем интереснее, веселее проходит представление. Срабатывает закономерный интерес к таким людям. Немало резервов таят в себе также оборудование и оформление. Современные, яркие, грамотно вписанные в канву ток-шоу свет и цвет, музыкальные паузы, неожиданные эффекты, технические приспособления, -они как бы держат зрителей в напряжении, придают завершенность разговорному спектаклю. Ничего не пропустил? Ну, если что, дополните сами. А теперь объедините все эти составляющие в сценарий. Распишите подробно, кто и что делает, в какой последователыюсти и т. п. Сверьтесь с аналогичными телевизионными ток-шоу. Заучите, отрепетируйте. Затем выбирайте зал, подготовьте его, приглашайте зрителей и проводите…

В другом зачетном билетике - дискуссионные ток-шоу тина "Я - сама", "Моя семья" и др. В них зрителей привлекает возможность поучаствовать в дискуссии на актуальную проблему и извлечь полезное для себя, посопережнвать, поплакать или порадоваться. Над этим и работайте. То есть проблема для обсуждения должна быть не просто актуальной, а животрепещущей, задевающей потаенные чувства или мысли людей. Тогда только зрители и соберутся, и включатся в обсуждение. Семейные и сексуальные проблемы, вечный конфликт отцов и детей, современные школа, вуз, наука - поизобретайте, поизобретайте тему.

Но вот проблема выбрана действительно жгучая. По объявлению собрался полный зал. Приглашаете: "Давайте подискутируем!" А никто и не пошевелился, не вызвался хоть что-то сказать, даже выражение лиц никак не изменилось. Приглашаете еще и еще раз. Реакция - та же. Вот он, самый тяжелый момент. Кто проводил дискуссии, очень хорошо это знает. Не расшевелится зал, - все, даже очень интересные, задумки обречены. Тогда что? Чувствуете, нужны какие-то приемы для "разогрева" зрителей. Но какие? А вы вновь к телевизору прильните и все дискуссионные ток-шоу внимательно проанализируйте. И найдете - спор двух-трех заранее подготовленных участников на сцене или в зале, загадочная маска, обычно высказывающая какие-либо парадоксальные и вызывающие внутренний протест мысли, мнения приглашенных психологов и других специалистов. А также постоянная работа с залом самого ведущего: обращения ко всем зрителям с просьбами высказать свое мнение, вопросы и реплики, адресованные конкретным людям, особенно тем, у кого на лице проявляется желание высказаться, подбадривание тех, кто поднял руку, чтобы попросить слово, готовность выслушать возражения и т. н. Интригуйте, шокируйте, подстрекайте зал - и он откликнется. Только не теряйте в этом уверенности и напористости!

Кстати, как вы сами считаете: нужен ли для проведения дискуссий предварительный сценарий и репетиции? Вроде бы многое здесь построено на импровизации. Но не сомневайтесь -и сценарий, и добротная подготовка самого ведущего, и вживание в роль и темы помогающих необходимы, как и оформление зала и оборудование. Парадоксально: чем опытнее ведущий, тем тщательнее он готовится сам, и готовит всю дискуссию. Вот он, главный ориентир! Основывайтесь на нем и смелее проводите дискуссию…

Третий билетик самый сложный - политическое ток-шоу. Справитесь? Не мешало бы предварительно набраться опыта на предыдущих ток-шоу. Нужно обдумать манеру держаться, способы управления залом и контакта со зрителями, подготовить ключевые фразы, шутки и темы для речевой импровизации. Но попытайтесь…

Принцип подбора темы для обсуждения аналогичный, только аспект политический. Все они муссируются на телевидении, радио и в газетах, журналах. Сумейте только почувствовать, какая наиболее актуальна для вашего будущего зала. Молодежь ли это будет, взрослые люди, больше мужчин или женщин, какой профессии, партийной принадлежности и т. п. Поговорите с людьми предварительно, пусть они сами определят, что предпочтительнее.

Во многом аналогична предыдущему ток-шоу и методика подготовки и проведения. Так же нужны два-три авторитетных участника, придерживающиеся различных позиций по обсуждаемому вопросу. Они должны расшевелить аудиторию. Именно к ним вначале преимущественно обращается ведущий, постепенно активизируя и подключая зал. Возможны и другие приемы. Смотрите, например, "Глас народа" и др. Выступают эксперты, непосредственные участники политических событий, приводятся выдержки из средств массовой информации, демонстрируются видеоролики, проводится голосование по разным точкам зрения и т. п. Смотрите и учитесь сами. Вы уже настолько натренированы многими ситуациями, что как-то даже неудобно подсказывать, особенно в деталях. Решайтесь и проводите!

И наконец, четвертый билетик. Берите-берите! Пустой? Да, но в этом смысл: придумайте сами свое ток-шоу. От начала до конца! Изобретите! Идею, проект, оригинальные приемы привлечения и активизации зрителей. И проведите. Будет удачно - у вас окажется свой прекрасный спектакль, могущий перерасти в постоянный и популярный. Тогда, может быть, слава от вас уже недалеко?

Как, провели ток-шоу по выбранному билетику? Удачно оно прошло? А по мнению зрителей и опытных ведущих? Но самое главное: думаете, преодолели закомплексованность в общении? Тогда смело ставьте себе зачет и получите свидетельство.



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 190