УПП

Цитата момента



Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них своих друзей?
Авраам Линкольн

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Скорее всего вынашивать и рожать ребенка женщины рано или поздно перестанут. Просто потому, что ходить с пузом и блевать от токсикоза неудобно. Некомфортно. Мешает профессиональной самореализации. И, стало быть, это будет преодолено, как преодолевается человечеством любая некомфортность. Вы заметили, что в последние годы даже настенные выключатели, которые раньше ставили на уровне плеча, теперь стали делать на уровне пояса? Это чтобы, включая свет, руку лишний раз не поднимать…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

Швецов Д.Ф. Современные теории личности и их положения относительно личностного развития

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление).

Так, одной из наиболее ярких и влиятельных концепций личности XX века явилась концепция З. Фрейда. Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я. Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала. Таковая реализация происходит в виде ожесточенной борьбы внутри человека, через проживание тревоги и регуляции противостояния с помощью механизмов психологической защиты. Рост личности человека оценивается с помощью определения его актуальной на данный момент стадии психо-сексуального развития. Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной (в отличие от рекомендуемой - оптимальной) фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов. Как мы видим, данный психодинамический подход в понимании личности и ее развития имеет в своей основе философскую предустановку об изначальной порочности человека, и все исследовательское внимание в данном случае направлено внутрь человека (носит интернальный характер), сосредоточившись на процессе борьбы инстинктов и внешних средовых требований. Фрейд рассматривает общественное окружение не как структурный компонент личности, а как некий соперничающий в плане жизненных интересов фактор. И эта позиция, надо сказать, является неким лейтмотивом большинства современных личностных концепций. Но вернемся к этому несколько позже, рассмотрев и другие теоретические конструкты.

Следующей яркой теоретической концепцией, рассматривающей природу личности и вводящей свои критерии личностного роста, стала современная гуманистическая концепция, базирующаяся на взглядах К. Роджерса и А. Маслоу. Согласно данной концепции, в противовес концепции традиционного психоанализа, исходным стремлением личности является стремление к самоактуализации. Одним словом, К. Роджерс считает, что у организма есть одна основополагающая тенденция и одно стремление – актуализировать, сохранять и расширять самого себя. Понятие актуализации означает тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, продвигаться от зависимого существования к независимому, переходить от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения. Понятие включает в себя и стремление каждого человека удовлетворять потребности или снижать напряжение, но оно особенно подчеркивает те удовольствия и удовлетворенности, которые вызывает деятельность, способствующая росту организма. И сущностной основой личности в данной теории считается безусловное позитивное начало, которое и обеспечивает каждому организму направление роста – к лучшему и к наиболее удобному, комфортному. Одним словом – к солнцу, в самом широком экзистенциальном смысле данного понятия. И если у Фрейда человек изначально порочен, то у Роджерса человек, образно говоря, представляет собой семя, внутри которого потенциально прекрасное творение жизни, природы, и это прекрасное не проявляется лишь в том случае, если этому целенаправленно мешать. Так, кстати говоря, и происходит, согласно взглядам Роджерса, под давлением не совсем адекватных истинным потребностям личности общественных стереотипов развития. Для обеспечения условий истинного роста личности необходимо усовершенствовать всю систему общественных отношений, которая должна в качестве основополагающих ценностей использовать ценности человеческой индивидуальности и врожденного права на самоактуализацию. А поскольку именно самоактуализировавшаяся личность может быть единственно позитивной в социальном отношении, то и главной задачей общественного развития ставится забота о создании оптимальных условий для личностного развития (по описанным нами выше критериям) и средоточие внимания на внутриличностных процессах.

Хотя Роджерс был озабочен проблемой операционализации введенных им понятий, он так и не создал инструмента для измерения мотива самоактуализации. По прошествии времени был разработан целый ряд разных шкал для измерения самоактуализации. Самая последняя попытка в этой области – шкала из 15 вопросов, которая измеряет способность действовать независимо, уровень принятия себя, или уровень самооценки, принятие своей эмоциональной жизни и доверие в межличностных отношениях. Обнаружилось, что баллы, набранные по этому вопроснику самоактуализации, коррелируют с показателями самооценки и здоровья по другим вопросникам, а также с оценками индивидов как самоактуализирующихся личностей, данными независимыми экспертами.

Как мы можем видеть, данная теоретическая концепция в философском смысле также является интернальной, сосредоточенной на внутриличностных психологических процессах. Хотя очевидным является смена исходных позиций относительно изначальной человеческой сущности: переход от личностного пессимизма к оптимизму. Данное различение, надо сказать, нашло свое отражение в психологической практике работы с личностью, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на многие аспекты социально-общественной жизни, особенно применительно к педагогическим наукам. Однако вернемся к дальнейшему рассмотрению личностных теорий.

Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций. Черты формируются в личности под воздействием факторов двух типов: факторы внешней среды и факторы генетической обусловленности. Таким образом, личность представляет собой некую природную данность, дальнейшее формирование которой, хотя и имеет некоторые индивидуальные предпосылки, связанные с генетической, врожденной детерминацией, обусловлено воздействиями внешней среды. При этом черта, согласно данной концепции, выражает то, что человек обычно делает во многих ситуациях, а не то, что человек сделает обязательно в данной конкретной ситуации. Оллпорт утверждает, что для действительного понимания поведения необходимо пользоваться как понятием черты, так и понятием ситуации. Понятие черты необходимо исследователю для объяснения согласованности поведения личности, а понятие ситуации – для объяснения вариативности поведения. В последствии идея уникальности личности привела Оллпорта к предположению существования у человека неких уникальных черт личности, которые не поддаются научному изучению. Данный акцент Оллпорта на уникальных личностных чертах был трактован как подтверждение невозможности существования науки о личности, что привело в результате к возникновению существенного научного противоречия, не способствовавшего дальнейшему продвижению в этой исследовательской области.

Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности. А именно, если некие явления (например, переменные или ответы на тестовые вопросы) совместно варьируют, т.е. если они появляются и исчезают вместе, то из этого можно заключить, что они имеют некую общую основу и относятся к одному и тому же аспекту личностного функционирования. Факторный анализ как раз и базируется на той идее, что действия, которые совместно варьируют у множества индивидов, каким-либо образом связаны между собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует единицы, или, другими словами, естественные элементы структуры личности. Их называют факторами. В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности, которые получили название интроверсия-экстраверсия и невротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность). Айзенком было выявлено, что параметр экстраверсия-интроверсия устойчиво воспроизводится в разных культурах, а также то, что индивидуальные различия стабильны во времени и что велик вклад генетического фактора в эти различия. Это объективно свидетельствует в пользу сильных биологических оснований данного параметра. Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».

В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности (так называемая Большая Пятерка): невротизм(измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность; идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям (дистрессам), склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности, и к неадекватным реакциям на действительность); экстраверсия (измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни); открытость опыту (измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему); доброжелательность (измеряет качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях); сознательность (измеряет степень организованности, настойчивости и мотивированности индивида в целенаправленном поведении; противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе).

Психологи черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам вышеприведенной Большой Пятерки остаются стабильными где-то после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет некоторым психологам утверждать, что, «подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, видимо, имеют свою точку полной зрелости… развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни».

По последним оценкам психологов, сторонников теории личностных черт, общая доля генетического фактора в чертах личности составляет где-то порядка 40%. Другими словами, около 40% индивидуальных различий в чертах личности объясняется наследственностью. И при этом важно понимать, что сильное генетическое влияние отнюдь не означает зафиксированность черты личности раз и навсегда - она может изменяться под влиянием среды.

Сторонники теории личностных черт дают свой ответ на вопрос: «Откуда у личности такая высокая лонгитюдная стабильность?». Частично дело – в генетических факторах, вносящих вклад в черты личности. Кроме того, люди сами выбирают и формируют свое окружение таким образом, чтобы подкреплять и усиливать уже имеющиеся у них черты личности: экстраверт не просто дожидается ситуации, чтобы пообщаться, но ищет и собирает компанию и часто побуждает окружающих тоже вести себя экстравертированно. И наконец, составив однажды представление о человеке, люди ведут себя по отношению к нему таким образом, чтобы поддержать и закрепить уже существующие характеристики. В результате, хотя личность может меняться, в дело вступают мощные силы, направленные на сохранение стабильности на протяжении длительного времени. Подобная стабильность, по мнению сторонников теории черт, имеет большую адаптивную ценность: «Благодаря тому, что личность стабильна, жизнь до некоторой степени предсказуема. Люди могут совершать свой профессиональный выбор с определенной уверенностью в том, что их интересы и энтузиазм не исчезнут в одночасье. Они могут выбирать себе друзей и партнеров, совместимость с которыми они скорее всего сохранят надолго… Они могут определять, с кем из сотрудников они сработаются, а с кем – нет. Личная и общественная польза стабильности колоссальна».

Вышеприведенная теория личностных черт имеет один существенный недостаток – она не является объяснительной моделью личности, поскольку сначала мы, допустим, наблюдаем действия личности и характеризуем их как экстравертированные (и называем в этой связи человека экстравертом), а затем объясняем его экстравертированное поведение тем, что он – экстраверт. Здесь нарушается причинно-следственная связь.

Что касается личностного роста, то, согласно данной концепции личностных черт, он представляет собой скорее спонтанный процесс формирования, являющийся результатом действия окружающего мира на исходную природную данность человека, нежели некий процесс, хоть как-то человеком управляемый (теория личностных черт упоминает, как мы смогли убедиться, о возможности изменения личностных характеристик, но каким образом осуществить эти изменения – ответа не дает).

Следующей разновидностью теорий о личности являются так называемые теории научения, которые рассматривают процесс личностного становления с позиций «стимул-реакция». В целом теория стимула и реакции интерпретирует рост и развитие личности как аккумуляцию привычек, которые затем упорядочиваются в виде иерархии или по значимости, т.е. человеческое поведение представляет собой реакцию на подкрепления, находящиеся в окружающей среде, и оно более ситуативно, специфично, чем это предполагалось другими теориями личности (например, теорией черт и психоанализом). Согласно теории научения, ни одна реакция не является результатом конфликтов в сфере бессознательного, а представляет собой лишь усвоенную неадаптивную реакцию, которая может быть устранена. И при этом, как полагают сторонники теории научения, нет никаких оснований предполагать, что устраненную неадаптивную реакцию заменит другая неадаптивная реакция. Скиннер, один из основоположников теории научения, в своих представлениях о личностном росте и развитии продолжает особо подчеркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения.

Данный подход к личности и личностному развитию, сводимый лишь к процессу внешнего стимулирования и получаемой в результате индивидуальной личностной реакцией, многократно критиковался различными учеными-человековедами, особенно сторонниками гуманистической концепции, за недостаточное внимание к активной позиции самого человека относительно собственного личностного изменения и роста. Однако, при всей неоднозначности теорий научения, следует признать, что и принцип «стимул-реакция» играет немалую роль в становлении, воспитании человека, особенно на ранних этапах развития. При этом в более зрелые периоды своего развития личность становится не просто объектом социального воздействия, но и субъектом, активно участвующим в формировании социо-культурной реальности.

Следующей теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины – их не существует. Вместо этого мы можем говорить о попытках конструировать события – интерпретировать явления, чтобы понять их. Для иллюстрации и лучшего понимания методологического подхода Келли в общенаучном плане приведем некоторые представления Келли о науке:

Не существует ни объективной реальности, ни «фактов». В разных теориях содержатся разные конструкции (интерпретации) феноменов. Эти теории обладают различными зонами применимости и различными фокусами применимости.

Теории должны приводить к исследованиям. Однако чрезмерный перенос центра тяжести на измерение может оказаться серьезным ограничением и привести к взгляду на понятия как на «вещи», а не всего лишь как на репрезентации.

Клинический метод полезен, потому что порождает новые идеи и привлекает внимание к важным вопросам.

Хорошая теория личности должна помогать нам решать проблемы человека и общества.

Теории обречены на то, чтобы пересматриваться и отбрасываться.

Согласно данной теории, личность представляет собой активный элемент, который ориентируется в окружающем мире и строит свою жизнедеятельность на основе личностных конструктов. Конструкт – это способ конструирования, или интерпретации мира. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями.

Принципы развития Келли-Пиаже:
  • признание прогрессивного движения от глобальной недифференцированной системы к дифференцированной целостной системе.
  • рост использования абстрактных структур с целью охвата большего количества информации более экономным способом.
  • развитие как ответ на попытки ввести новые элементы в когнитивную систему.
  • развитие когнитивной системы как целостной системы в отличие от простого добавления к ней новых частей или элементов.

Развитие личности в данном контексте представляет собой движение от более простых личностных конструктов к более сложным, что способствует структурированию накопленной в процессе жизнедеятельности информации с помощью интеграции отдельных данных в одно целое, в конструкт, имеющий обобщенный характер и позволяющий ориентироваться в мире с помощью полученной матрицы мировосприятия. И чем больше информации интегрировано в личностный конструкт (при условии цельности и смысловой структурированности), тем выше уровень личностного развития.

Следует обратить пристальное внимание и на социально-когнитивную теорию личности. Современная социально-когнитивная теория придерживается взгляда на человека как на активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направление действия и взаимодействовать с другими людьми. Альтернативные взгляды на человека, как на пассивную жертву бессознательных импульсов и своего прошлого или как на существо, пассивно реагирующее на окружающие события, отвергаются. Теории личности, которые отдают предпочтение внутренним факторам вплоть до полного исключения влияния окружающей среды, тоже отвергаются из-за невнимания к реактивности индивида на изменение ситуаций. Теории же, которые отдают предпочтение только внешним факторам вплоть до полного исключения внутренних, отклоняются из-за своей неспособности учитывать роль когнитивных процессов в поведении. Таким образом, отвергая как представление о том, что люди постоянно находятся под ударами стимулов окружающей среды, социально-когнитивная теория полагает, что жизнеповедение можно объяснить в категориях взаимодействия между человеком и его окружением. Да, действительно, люди находятся под влиянием окружающей среды, но в то же время они сами выбирают способы действия. Человек одновременно и реагирует на ситуации, и активно создает ситуации, влияя на них. Люди и отбирают ситуации, и формируются под их влиянием; они воздействуют на поведение других людей и формируются под влиянием поведения этих других.

Социально-когнитивная теория выделяет развитие когнитивных компетентностей, ожиданий, целей-стандартов, убеждений в самоэффективности, а также саморегулятивных функций, которое происходит как в процессе приобретения собственного опыта, так и посредством наблюдения за поведением других людей. Научение через наблюдение означает способность усваивать сложные образцы поведения, наблюдая за людьми. «Благодаря тому, что люди могут хотя бы приблизительно обучаться на чужом примере, прежде чем начинать действовать, они избегают ненужных ошибок». Данная теория (социально-когнитивная) подчеркивает способность людей отличать одну ситуацию от другой и гибко регулировать поведение в соответствии с внутренними целями человека и внешними требованиями ситуации.

 А личностный рост рассматривается данной концепцией как процесс научения оптимальным формам жизнеповедения через обучение, самообучение, наблюдение за поведением других людей, через моделирование на основе полученных данных собственных, адекватных ситуации и окружению, форм реагирования.

Существуют также и когнитивные, информационно-процессуальные, подходы к личности. Они рассматривают человеческую личность, проводя аналогии с компьютерами, вычислительной техникой. Согласно данной концепции, человек живет на основе функционирующих в его сознании программ, когнитивных схем, определяющих самоотношение, жизненные ожидания и др. И развитие личности, личностный рост можно условно обозначить как постоянное «обновление программного обеспечения», совершенствование когнитивных компетентностей, призванных повысить адаптационные жизненные возможности личности.

Итак, мы рассмотрели основные, существующие на данный момент теории личности. Основным отличительным свойством описанных выше концепций является принадлежность западной культуре, западному мировосприятию. Но наряду с этим существуют и другие личностные концепции, имеющие корни в восточной философии, которые, однако, менее представлены и интегрированы в науке, хотя и имеют в структуре своих взглядов на человека позиции, заслуживающие пристального внимания научной общественности. Например, одно из ярких различий между восточной и западной культурами заключается в том, в какой степени человек видит себя связанным с другими. В культурах Востока связи с другими людьми входят в Я-концепцию и индивиды представляют собой части, которые нельзя понять, когда они отделены от более широкого коллективного целого. Это понимание индивида резко отличается от доминирующего представления о человеке в западной цивилизации, которая рассматривает индивида как нечто уникальное и отдельное от других. А ведь рассмотрение личностной позиции относительно совокупного общества, мира в целом является необходимым условием для определения приоритетов в рассмотрении личностной сущности. И за средоточием внимания на данном аспекте понимания личности стоит будущее науки о человеке и его развитии. Вместе с этим, на данный момент представляется возможным предложить общие контуры новой личностной концепции, которая имеет в своей основе интеграцию положений об индивидуальной значимости человека и о его значении в рамках общественного развития, которое является закономерным продолжением развития индивидуального.

Но, прежде чем мы предложим свою концепцию личности и личностного роста, необходимо дополнить общую картину научных представлений о личности рассмотрением отечественных концепций, так или иначе имеющих в фокусе своего внимания личность и личностное развитие, и занимающих в системе мирового научного знания весьма существенное место.

Теплов. Павлов.

Множество трудов выдающегося отечественного ученого Б.М. Теплова посвящено личности. Нашего пристального внимания заслуживают взгляды Теплова на способности личности, преломленные через специфические интерпретации понятий врожденных и приобретенных личностных свойств.

Согласно Теплову, нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, Теплов имеет в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека "забывчивость" является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но "раздражительность" характерна лишь для некоторых людей.

При этом психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Согласно Теплову, никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

В контексте вышесказанного нелишним будет заметить, что известным отечественным ученым И.П.Павловым установлено существование значительных индивидуальных различий типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых "задатках", получил в работах И.П.Павлова свою подлинную научную основу.

В работах Павлова различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:

1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.

Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.

Являясь врожденной особенностью, тип высшей нервной деятельности не остается неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием "постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов" (Павлов). "И это потому, - пояснял он, - что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность". Пластичность нервной системы - это способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, и она является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип, - сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Что касается индивидуальности человека, то центральное значение для ее формирования, для формирования его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т.е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества.

Примечательным является то, что в детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. Но по мере того, как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Таким образом, всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Согласно Теплову, первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.

Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него "интерес к театру", то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.

Между понятиями "интерес" и "склонность" имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определенный предмет, под склонностью же - направленность на занятие определенной деятельностью. Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек голоден, у него возникает "интерес к еде"; его помыслы сосредоточиваются на еде. Но такой "интерес" имеет временный характер и проходит, как только человек насытился; в нем не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.

Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.

Широта интересов не исключает, однако, наличия какого-либо одного главного, центрального интереса. Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторым основным жизненным стержнем.

В качестве резюме относительно интересов личности можно сформулировать следующую мысль: единство жизненной цели, находящее свое выражение в центральном жизненном интересе, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все прочие интересы человека.

Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропреходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно людьми "увлекающимися". Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.

У интересов имеется еще одна особенность - это их действенность, или сила.

Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает свое внимание на каком-нибудь предмете, если предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того, чтобы ученик внимательно слушал на уроке рассказ учителя и охотно, даже "с удовольствием" готовил урок по данному предмету, но он не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источники для расширения знаний в данной области. Крайняя степень пассивности интереса выражается в том, что человек по отношению к интересующему его предмету ограничивается одними намерениями заняться им: "обязательно надо будет начать читать исторические книги", "хорошо было бы сходить в музей". У некоторых людей такого рода намерения остаются навсегда нереализованными, несмотря на отсутствие каких бы то ни было внешних препятствий.

В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать удовлетворения и становится сильнейшим мотивом деятельности.

Также важными категориями при рассмотрении личности Теплов считает способности и одаренность.

Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.

Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одаренностью.

Важнейшее значение среди задатков имеют те признаки, которые лежат в основе различия типов высшей нервной деятельности: сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения. Поэтому одаренность человека теснейшим образом связана с его врожденным типом высшей нервной деятельности.

Однако, как указывалось ранее, врожденный тип нервной деятельности, согласно представлениям Теплова и Павлова, не остается неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей. От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей. Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.

Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т.е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом.

Но и сами способности, как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития. Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности. В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т.е. образуются новые знания, умения, навыки; во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т.е. развиваются соответствующие способности. При этом второй процесс - развитие способностей - происходит значительно медленнее, чем первый - образование знаний и умений.

Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности.

Однако далеко не всегда можно наблюдать столь раннее проявление способностей и одаренности. Очень часто они впервые начинают проявляться сравнительно поздно, но в дальнейшем достигают исключительно высокого развития. В этих случаях развитие способностей становится возможным только в результате планомерного изучения данной деятельности и систематического занятия ею. Поэтому отсутствие раннего проявления какой-нибудь способности никогда не должно служить основанием для заключения об отсутствии задатков для этой способности; достоверно судить об одаренности можно лишь по результатам обучения.

Не следует смешивать одаренность к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одаренность есть природные предпосылки способностей; мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широком смысле слова. И способности - это не то же самое, что знание, умение, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них еще нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.

Проводя различие между одаренностью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одаренности зависит развитие способностей и вместе с тем легкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.

Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей.

То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.

Если наличие одной ярко выраженной способности еще не говорит о высокой одаренности в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может "выровняться" настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

Согласно Теплову, для того, чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но при этом внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направление одаренности проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.

Важное значение для вопроса об одаренности и способностях имеет указание И.П.Павлова о специально человеческих типах высшей нервной деятельности: относительное преобладание первой или второй сигнальной системы в отдельных проявлениях высшей нервной деятельности человека дало основание И.П.Павлову выделить "художественный" и "мыслительный" типы. Особенности взаимодействия двух сигнальных систем наиболее резко обнаруживаются у крайних представителей этих типов. "Художественный" тип характеризуется повышенной чуткостью к возбуждениям через первую сигнальную систему: богатство и яркость непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, отличают представителей этого типа. Наоборот, для "мыслительного" типа характерны способность и склонность к абстрактному мышлению. Как уже отмечалось при изложении вопроса о типах памяти, многие люди должны быть отнесены к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.

Еще одним важным понятием при рассмотрении личности и ее особенностей для Теплова стало понятие «характер». Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то в таких случаях имеет место обывательское суждение - "бесхарактерный" человек.

Согласно Теплову, те психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера.

Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим; может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями "хороший характер", "плохой характер". Это показывает, что словом "характер" мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение.

Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.

Б.М. Теплов считает, что характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.

Значительная часть черт характера имеет сложную природу и включает в себя особенности и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Анализ отдельных черт характера и их классификация составляют в настоящее время одну из самых сложных задач психологии.

Теплов указывает на следующие важнейшие, на его взгляд, группы черт характера:

Во-первых, наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Таковы, например, следующие важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.

Во-вторых, черты, в которых выражается отношение человека к другим людям. Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта - замкнутость), откровенность (и противоположная ей скрытность), чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется в виду, когда говорят о человеке: "он хороший товарищ"), вежливость и целый ряд других.

В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе. Таковы: чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей - самомнение, заносчивость), обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда -результатом большого самолюбия), эгоцентризм (т.е. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания), эгоизм (т.е. наклонность заботиться по преимуществу о своем личном благе) и другие.

В-четвертых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входят: инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта - лень), любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта - боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность и другие.

Теплов утверждает, что характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Например, для того, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Такое качество, как мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.

Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определенных черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным - всегда и везде поступать дисциплинированно.

Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.

Рассмотренные нами выше концептуальные позиции Теплова и Павлова относительно понимания личности, ее особенностей весьма перекликаются, как мы можем заметить, со многими положениями западной научной мысли. Так, представление о существовании некоторых изначальных, природно-обусловленных черт личности (берущих основу в физиологических параметрах человеческого организма) перекликается с теорией черт личности. При этом внимание к возможности изменения личностных свойств в результате внешних воздействий и в результате взаимодействия самой личности с внешней средой, основанное на понимании факта пластичности нервной системы человека, было взято на вооружение многими направлениями западной психологии, такими как: теория научения, когнитивная теория личности и др. Налицо преемственность основных, концептуальных положений, нашедших многократное подтверждение в результате многочисленных научных исследований.

В плане теоретико-методологического осмысления исследуемой проблемы важно положение К.А. Абульхановой-Славской: «Индивид, как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития: во взаимодействии с обстоятельствами своей жизнедеятельности в конечном итоге обозначает некоторый объективный, отнесенный к индивиду, осуществляющийся через его участие и его активные действия процесс».

Такие ученые, как В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, В.А. Ядов, придерживаются позиций социогенетической теории, согласно которой формирование социального человека как типичного члена той или иной общности происходит в условиях социальной адаптации. Следовательно, встает проблема изучения процесса социализации личности, освоения им социальных ролей и соответствующих норм, обретения социальных установок и ценностных ориентаций (социогенетическая теория выступает в оппозиции биогенетической теории (Э. Геккель, С. Холл, У. Джеймс), согласно которой психическое развитие индивида повторяет путь развития предшествующих поколений и предопределяется им. При этом психическое развитие определяется как стихийный процесс, не зависящий от воспитания, осуществляется через приспособительные процессы организма. Особенности данной теории рассматривались нами выше).

В.А. Петровский, отечественный исследователь проблем личности и личностного развития, наряду с Э.Фроммом, В.Франклом, А.Маслоу, К.Роджерсом, является сторонником персоногенетического направления, которое рассматривает проблемы активности, самосознания и творчества личности, борьбы мотивов, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни (подробнее с этим направлением мы также ознакомились выше).

Заслуживающим особого внимания является системно-деятельностный эволюционный подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, В.В.Петухов, Б.С.Братусь). Свойства человека как индивида рассматриваются данной теорией как предпосылки динамики личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом его развития. Движущими силами развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых происходит приобщение личности к культуре и ее освоение. В.В.Петухов отмечает, что «в качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую» систему: его существование и развитие зависит от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого он является. Так, во-первых, человек, как любое живое существо, есть часть природного мира, и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И, в-третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для сомоопределения человека, его развития как личности». [23] В онтогенезе прижизненно у человека складываются различные психические образования – средства, инструменты организации его жизни: восприятие, память, мышление. В своем индивидуальном развитии человек становится личностью. Как субъект человеческих отношений он является обладателем личности – психического средства, придающего качественное своеобразие этим отношениям, приобщающего или, наоборот, отчуждающего его от рода. [24]

В определении понятия «личность» вышеупомянутые сторонники системно-деятельностного, эволюционного подхода следуют культурно-исторической теории личности, традициям отечественной психологии, рассматривающей личность в качестве психологического инструмента, складывающегося прижизненно, состоящего из смысловых образований различных уровней. Согласно Б.С.Братусю, это эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный и духовный уровни и различные степени присвоенности ситуативных, устойчивых, личностных ценностей, служащих для обретения родовой человеческой сущности. В общепсихологическом подходе Б.С. Братуся личность понимается как способ организации, орудие формирования отношений к родовой человеческой сущности, прежде всего, к другому человеку.[26] Родовая человеческая сущность предполагает систему всех человеческих отношений, в которой главным, системообразующим является отношение к другому как к самоценности, что обусловливает позитивную ситуацию для развития отношения к себе как к самоценности. В этом контексте Развитие личности рассматривается в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, способы и формы деятельности. Второй аспект развития совершается при переходе к самосовершенствованию, когда уже достигнут определенный личностный уровень и появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. [27] По мнению Л.С.Выготского «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях».[28] Орудийный подход в отечественной психологии идет еще от понимания Л.С. Выготским человека как существа производящего, строящего орудия и инструменты своего развития. Важным здесь является и понятие функционального органа, которое было введено в физиологии А.А. Ухтомским[29], но впоследствии развита в психологии А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым[30], В.П. Зинченко[31]. «Функциональные органы функционируют так же, как и обычные морфологические постоянные органы, однако они отличаются от последних тем, что представляют собой новообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития».[32] Один раз сложившись, они далее функционируют как единое целое, они прочны и устойчивы. Согласно этому подходу, активность в рамках психической организации человека имеет, по крайней мере, два основополагающих направление. Одно состоит в познании внешнего мира, производстве предметов, преобразовании окружающего. Другое направление связано с нахождением смысла своего бытия в мире. Каждое из них порождает и соответствующие психологические орудия, функциональные органы. Рассмотрение личности как орудия формирования отношений к родовой человеческой сущности человека, прежде всего, к другому человеку, является общим критерием, водоразделом, отделяющим собственно личностное от неличностного, могущего быть отнесенным к другим слоям психического отражения. Сущность личности, таким образом, не совпадает ни с темпераментом, ни с характером. Основная плоскость личности – позиция человека в мире[33].

Социокультурная среда, представленная общественными нормами, ценностями, орудиями, системной знаков, является источником, определяющим развитие личности. Отношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью. Таким образом личностное развитие есть процесс и результат освоения человеком социокультурной среды, в которую он включен. В то же время, развитие личности, обусловленное взаимодействием со средой, внешним миром в широком смысле, с другими людьми, коррелирует с ее внутренним миром, с самим собой.

Характерным для понимания личности многими отечественными исследователями является высказывание Выготского : «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением».

В отечественной психологии накоплен достаточно богатый материал, основанный на рассмотрении человека в качестве субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Волкова Е.Н., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Слободчиков В.И., Чудновский В.Э. и др.). Ведущая способность субъекта - это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. Таким образом, данные исследователи рассматривают личность не как пассивный объект, являющий собой лишь точку приложения внешних сил, а как субъект, способный многое изменить во внутриличностном и внешнем пространстве.

Также особо подчеркивается специфика человеческого существования, которая, по мнению Л.С. Выготского заключается в его общественном характере, в его активно-преобразующей деятельности, в его сознательности. Анализ работ по философской антропологии ( Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Г.В.Гегель, М.К.Мамардашвили, К.Маркс, С.Л.Рубинштейн, М.Хайдеггер, М.Шелер, М.Штирнер) показывает, что способность человека изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней - сущностная его характеристика, раскрывающая человеческую природу. Человек наличествует во всех четырех формах бытия - природа, общество, человек, культура (М.С.Каган) - как инициатор выстраивания системы отношений с ними и преобразователь этих отношений.

Совершая определенные, внешне выраженные действия и поступки человек производит это сначала (или только) в плане представлений, оперируя им же самим порожденными образами. Образ некоторого идеального результата в психологии называется целью, поэтому специфика человека разумного связана с его способность к целенаправленным, преднамеренным изменениям.

 Как мы видим, особое внимание здесь уделяется не столько (а, вернее сказать, - не только) внутриличностной стороне существования, сколько вовлеченности личности в процесс общественной жизни и активности личности в данном процессе. Таким образом, отечественные концепции во многом являются интегральными теоретическими конструктами, вобравшими в себя как распространенное в западной психологии внимание к внутриличностной жизни, так и акцентируемое в восточном мировоззрении внимание к роли личности в системе общественных отношений и интерпретации понятия личности и личностного развития именно с позиций ее общественной активности.

Итак, произведенный нами обзор важнейших концептуальных положений относительно личности и личностного роста позволяет нам сделать определенные аналитические выводы, которые могут послужить фундаментальной основой для представляемой нами концепции личности и личностного роста.

2. Синтез-концепция личности.

Мы уже убедились в том, что в настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих понятия личностного роста и личностного развития. И одна из главных научных проблем заключается в том, что единого мнения относительно данного понятия до сих пор не существует. В чем же проблема?

Для начала рассмотрим составляющие понятия «личностный рост». Первоосновой в нашем случае является термин «личность».

Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личностном.

Когда мы говорим о том, что личность – это социальный индивид, мы имеем в виду то, что личность являет собой не просто отдельную, автономную субстанцию, а частицу целого, единого организма, имя которому – общество. Общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Если проводить аналогии, то общество условно можно представить как человеческий (или иной) организм, состоящий из отдельных клеток (в общественном масштабе такой «клеткой» является сам человек). Каждая клетка в организме, являясь субстанцией, включенной в общую систему взаимосвязей, кроме собственной, «индивидуальной программы выживания», выполняет функции, направленные на выполнение «общей программы выживания». И чем успешнее клетка выполняет свои функции, тем жизнеспособнее она является. И как следствие, жизнеспособные клетки совместными усилиями, системно обеспечивают выживание всего организма. В противном случае, при несоблюдении вышеупомянутой «общей программы выживания», организм как система прекращает свое существование (то есть – умирает, как это происходит при распространении раковых клеток, которые успешно осуществляют свою «индивидуальную программу выживания», но в самом буквальном смысле препятствуют успешному функционированию организма в целом, так как их «индивидуальные» цели развития не совпадают с «общими» целями развития организма).

Согласно вышеприведенной аналогии, и личность, являясь субъектом социальных отношений (то есть – той самой элементарной клеточкой общественного организма), может представлять собой как элемент, поддерживающий жизнеспособность общественного организма, так и элемент, общественную жизнеспособность в результате своей деятельности снижающий.

Здесь мы вплотную подходим к очень важной философской задаче, связанной с выбором точки отсчета. Ведь при рассмотрении понятия «личностный рост» наиболее важным является этап выбора начальной, нулевой позиции и направления развития личности. И затем, на основе принятой «системы координат», можно будет оценивать, насколько процесс жизнедеятельности каждой отдельной личности относится к развитию, к росту, а насколько к деградации, разложению.

В настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих понятия личностного роста и личностного развития. Так, одной из наиболее широко распространенных и влиятельных в настоящее время является гуманистическая концепция (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно этим представлениям личностное развитие и личностный рост характеризуются степенью актуализации человеком своих потребностей и способностей, степенью реализации потенциальных индивидуальных возможностей. В силу этого именно самоактуализирующийся человек стоит на пути личностного роста, личностного развития, и отправной точкой при этом является сама личность человека, одной из основных целей которой является конгруэнтное существование. В рамках данной концепции одним из критериев определения личностного роста также является способность личности решать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы, что является залогом успешности процесса социализации (или, что чаще – ресоциализации).

В настоящее время идеи гуманистической концепции нашли свое отражение в личностно-ориентированной педагогике (Комбс), основной задачей которой является создание оптимальных условий для личностной самоактуализации обучаемых. И современное образование, таким образом, претерпевает качественные изменения, связанные с изменением педагогической парадигмы.

Как мы можем убедиться, в одной из основополагающих на сегодняшний день концепций – гуманистической – предельно острое внимание уделяется способности человека удовлетворять свои самые насущные потребности, способности в самой полной мере реализовать свои потенциальные возможности. И если вновь вернуться к органической аналогии, то действительно – только та клетка полезна организму, которая максимальным способом реализует свой жизненный потенциал. Таковая способность к мобилизации и реализации своих жизненных сил является основанием, фундаментом успешной жизнедеятельности любой жизнесодержащей субстанции, будь то человек или простейший одноклеточный организм.

Что касается непосредственно человека: является ли для него важным реализация, воплощение своего жизненного потенциала, актуализация себя в этой жизни? Да, безусловно. Поскольку выполнение «индивидуальной программы выживания» - первейшая задача. Но является ли актуализация себя заключительным этапом личностного роста? Видимо, для личности это может оказаться недостаточным. Таковая недостаточность связана с тем, что при рассмотрении понятия «личностный рост» под углом зрения лишь индивидуальных интересов не достигается должный уровень объективности. Ведь личность, как мы уже отмечали выше, является звеном сложной системы социальных, общественных взаимоотношений. И при сосредоточенности на решении исключительно собственных проблем личность уподобляется той самой клеточке организма, которая, игнорируя цели и задачи «общей программы выживания», может стать раковой и может начать способствовать гибели организма, что приведет и к её собственной гибели также.

Таким образом, при определении понятия «личностный рост» представляется целесообразным вышеописанный фундамент индивидуальной самоактуализации дополнить системообразующей «надстройкой», которая позволит личности успешно ориентироваться в системе целей и задач человеческого общества в целом, способствовать повышению жизненного потенциала всего человеческого вида. Таковой надстройкой может послужить система позиций восприятия, которая обосновывается в начинающей в настоящее время развиваться синтез-концепции. Основные ее положения обозначены в диссертационной работе Козлова Н.И. «Теоретико-методологические основания изучения социализации и инкультурации в динамичном обществе» (Москва, 2000). В данной концепции с философских, культурологических, психологических позиций обосновывается необходимость синтетического подхода к личности. И в этом контексте наиболее разумным представляется более объемный взгляд на личность, предполагающий вариативность личностных устремлений и проявлений в зависимости от комплекса внешних и внутренних условий. Синтез-технология исходит из того, что положительные качества и релевантное поведение личности <…> формируются в процессе накопления и использования социокультурного опыта. Изменение верований и убеждений рассматривается как производная такого опыта. Даже не смотря на некоторые различия в расстановке акцентов относительно возможностей и способностей личности (гуманистическая концепция опирается на положение об изначальной, врожденной предрасположенности личности, синтез-концепция опирается на положение о большей обусловленности личностных характеристик социокультурным опытом), Синтез-концепция весьма органично дополняет концепцию гуманистическую, раздвигая горизонты личностного роста путем введения нового понятия – позиция восприятия. Позиции восприятия в синтез-концепции перекликаются с уровнями смысловых образований, выделенных в работах Б.С. Братуся.[41] А поскольку позиция восприятия напрямую влияет на процесс целеполагания и ценностного ориентирования личности, то дифференциация позиций восприятия по различным уровням позволит получить и различные уровни жизнеповедения личности, которые будут основываться на постановке задач в широком диапазоне, от задач индивидуального выживания до задач выживания всеобщего. Рассмотрим предлагаемую систему позиций восприятия в контексте несколько обновленной, дополненной структуры личности гуманистической концепции. Рассмотрим данную структуру и кратко поясним содержание составляющих элементов:

щелкните, и изображение увеличится



Условно разделим личность на два основных плана: субъективно значимый и объективно значимый. Субъективно значимый план (СЗП) личности состоит из двух важных модулей: физиологический (1) и психологический (2). Физиологический модуль – тело, состояние здоровья. Психологический модуль – психологические свойства личности, определяемые совокупностью личностно-психологических качеств. СЗП является своеобразным несущим фундаментом личности, поэтому обеспечение его надежности и прочности является наипервейшей задачей. Объективно значимый план личности (ОЗП) состоит также из двух модулей. Модуль 3 – система навыков социального взаимодействия. Модуль 4 – система позиций восприятия. Теперь остановимся подробнее на каждом плане личности и рассмотрим предлагаемые нами критерии оценки уровня личностного развития по каждому из модулей.

Субъективно значимый план («отношения с самим собой»)

Модуль 1: уровень физического здоровья и развития напрямую влияет на общие потенциальные возможности личности. Древнее высказывание «в здоровом теле здоровый дух» как нельзя более точно описывает давно установленную прямую зависимость между физическим здоровьем и общим жизненным потенциалом. Чем лучше здоровье и чем выше уровень физического развития (что определяется в конкретных медицинских и физических показателях) – тем выше уровень личностного развития в этом модуле.

Модуль 2: представляет собой совокупность личностно-психологических качеств, среди которых ряд научных исследователей (Анохин С.М., Бочарова В.Г., Григорьев С.И., Гуреев А.П., Гаркуша Н.В., Зимняя И.А., Кураленкова Н.П., Магин В.А., Пеньков В.Е., Сивцова И.В., Сластенин В.А.) с точки зрения значимости для специалиста-педагога выделяют следующие: преобладающе стенический эмоциональный фон, невозмутимость, положительно-конструктивное принятие себя, стрессоустойчивость, гибкость реакций на внешние изменения, эмпатия, высокий уровень рефлексии, терпимость и понимание по отношению к мировоззрению других людей и т.д. При этом, нам представляется важным заметить, что принадлежность вышеперечисленных качеств именно к субъективно-значимому плану личности весьма условна, так как многие из этих качеств являются вырабатываемыми в течение жизни навыками социального взаимодействия и могут быть отнесены к объективно-значимому плану личности. Но, так как эти качества-навыки оказывают прямое влияние на степень внутриличностного, субъективного благополучия человека, то мы и будем их рассматривать как в разрезе субъективно-значимого, так и в разрезе объективно-значимого плана личности. Степень выраженности, развитости данных качеств говорит о степени личностного развития в данном модуле общей личностной структуры. Также в данном модуле учитываются психо-физиологические особенности личности: свойства нервной системы, темперамент. Но, как заметили в своих работах Теплов и Павлов (мы рассматривали их концептуальные положения выше), даже физиологические характеристики нервной системы, имеющие физиологическую обусловленность, не остаются неизменными на протяжении жизни человека, а подвержены изменениям, т.е. – нервная система весьма пластична. Поэтому, психо-физиологические особенности нами будут учитываться, но основное внимание мы будем уделять тому направлению личностного развития и тем личностным характеристикам, которые являются объективно значимыми как для общежизненного благополучия личности, так и для успешной профессиональной деятельности в рамках рассматриваемой нами специальности.

Объективно значимый план («отношения с миром»)

Модуль 3: методологической основой для выделения данного модуля личности послужили концептуальные положения когнивной, социально-когнитивной, информационно-когнитивной теорий личности, теории научения, концептуальные положения Теплова, Павлова относительно пластичности характеристик и свойств нервной системы в результате личностно-социального взаимодействия и др. Система навыков социального взаимодействия базируется на том социальном опыте, который человек приобретает в результате процесса социализации (первичной, вторичной). Данная система состоит из ролевых предпочтений, усвоенных шаблонов реагирования и т.д. Уровень личностного развития по данному параметру оценивается с точки зрения конструктивности используемых навыков взаимодействия, оптимальности их применения, богатства ролевого арсенала, скорости адаптации к изменениям внешних социальных условий и т.д.

Модуль 4: система позиций восприятия. 1-ая позиция – оценка всего с точки зрения собственных желаний и потребностей (аналогична эгоцентрическому смысловому уровню по Б.С. Братусю); 2-ая позиция – оценка с точки зрения интересов и потребностей другого человека (по Братусю – группоцентрический смысловой уровень); 3-я позиция – оценка с точки зрения потребностей и интересов социального окружения (аналогия – просоциальный смысловой уровень у Б.С. Братуся); 4-ая позиция – оценка с точки зрения человеческого общества в целом, глобальная оценка (частично аналогией может послужить духовный смысловой уровень, выделяемый в работах Б.С. Братуся, но данный ученый наделяет данный уровень метафизическим смыслом, тогда как синтез-концепция придерживается исключительно практического понимания данной позиции восприятия, оценивая ее как определенный уровень целеполагания в рамках социального взаимодействия). Уровень личностного развития в данном модуле личностной структуры определяется степенью владения всеми четырьмя позициями восприятия.

Итак, в вышеописанной структуре личности, как мы можем убедиться, присутствуют не только те элементы, которые значимы лишь индивидуально, но и те, которые характеризуют личность в самом общем философском плане как субъект системных отношений. И в этом случае личностный рост мы будем определять не только по степени индивидуального благополучия, но и по степени конструктивности внешнего взаимодействия, которое является залогом поддержания и повышения жизненного потенциала человеческого общества в целом, а значит, и каждого отдельного человека, являющегося неотъемлемой частичкой, клеточкой общественного организма.

При этом нам не избежать общенаучного, также важного с общефилософской, методологической стороны вопроса, касающегося врожденных предрасположенностей личности. Существуют ли такие экзистенциальные предрасположености, и если существуют, то являются ли они изначально конструктивными (как утверждают сторонники гуманистической концепции) или деструктивными (как утверждают сторонники психоанализа)? Более того, существует, как мы смогли убедиться при рассмотрении теорий личности, предположение, что личность при рождении не имеет предрасположенностей развития вовсе, и весь процесс личностного становления детерминируется исключительно факторами социального и иного окружения (или личность и социальное окружение находятся в ситуации взаимовлияния и взаимообусловленности).

При формулировании положений на этот счет мы берем за основу концептуальные положения А.Маслоу о самоактуализации и ориентирование на те модели совершенства, которых может достичь человек в процессе саморазвития; также мы опираемся на положения когнитивных теорий и теорий научения, которые постулируют вариативность путей личностного развития в зависимости от характера взаимоотношений личности и социального окружения, исключая при этом детерминированность личностного развития генетическими факторами; мы опираемся также на многочисленные исследования наших отечественных ученых, рассматривающих человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Волкова Е.Н., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Слободчиков В.И., Чудновский В.Э. и др.). Ведущая способность субъекта – это, как мы знаем, способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. Мы также вслед за такими отечественными исследователями, как Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др. считаем личность «орудием», своеобразным инструментом социального взаимодействия, формирующегося прижизненно. И нелишним с нашей стороны будет повторить положение о том, что основная плоскость личности – позиция человека в мире.

В свете вышеописанных концептуальных положений, которые мы берем в качестве методологической основы, генетические характеристики индивида не являются факторами личностного роста. Они лишь являются условиями, которые необходимо учесть при определении некоторых индивидуальных моментов при методическом определении структуры программы личностного развития, и при этом направление личностного роста должно определяться на общефилософском уровне, в рамках задач повышения жизненного потенциала всего человеческого вида (который существует в тесной взаимосвязи с другими видами жизненной организации на земле).


Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 38

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 47

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 209

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 209

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 259

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 268

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 316

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 382

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 383

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 434

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 447

Л. Первин, О. Джон. Психология личности: теория и исследования / перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 248

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 141

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 143

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 144-145

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 147

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 149

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 151

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 157

СПОСОБНОСТИ. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997 – С. 158-159

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с. – С. 210

Садовская Татьяна Львовна. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. (дис канд пед наук) – Екатеринбург, 2001. – С. 12-13

В.В.Петухов, В.В.Столин. Психология. – М.: изд-во Московского ун-та, 1989. – с. 25

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988

Б.С. Братусь. Аномалии личности. – М, 1988.- С. 100

М.Мириманова. Рефлексия как механизм развития сомоорганизующихся систем // Развитие личности. – 2001. №1 – с. 49-66

Л.С.Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М., 1982-1984. – с. 248

Ухтомский А.А. Собр соч. Т.1. Л.: изд-во Ленингр ун-та, 1950. – С. 299

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981 – 583 с.

Зинченко В.П. Вклад А.А. Ухтомского в психологическую физиологию//Вопросы психологии. 1995. №5. с. 79-80

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981 – С. 421

Миронова Марина Николаевна. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога. – Дис. Канд. Психол наук. – Москва, 2002. – С. 21

Садовская Татьяна Львовна. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. (дис канд пед наук) – Екатеринбург, 2001. – С. 15

Л.С.Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М., 1982-1984. – с. 225

Серегина Илона Альбертовна. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога. (автореферат дис канд психол наук). – Москва, 1999. – С. 3

Волкова Елена Николаевна. Субъектность педагога: теория и практика. (автореферат на соиск степени доктора психол наук). – М., 1998. – С.12

 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 121-122.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е издание, перераб. и дополн. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – С. 241.

Козлов Н.И. «Теоретико-методологические основания изучения социализации и инкультурации в динамичном обществе». – автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М., 2000. – с.12.

Б.С.Братусь. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 190