Теплов. Павлов.
Множество трудов выдающегося отечественного ученого Б.М. Теплова посвящено личности. Нашего пристального внимания заслуживают взгляды Теплова на способности личности, преломленные через специфические интерпретации понятий врожденных и приобретенных личностных свойств.
Согласно Теплову, нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, Теплов имеет в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека "забывчивость" является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но "раздражительность" характерна лишь для некоторых людей.
При этом психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Согласно Теплову, никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
В контексте вышесказанного нелишним будет заметить, что известным отечественным ученым И.П.Павловым установлено существование значительных индивидуальных различий типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых "задатках", получил в работах И.П.Павлова свою подлинную научную основу.
В работах Павлова различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:
1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;
2) равновесие между возбуждением и торможением;
3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.
Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.
Являясь врожденной особенностью, тип высшей нервной деятельности не остается неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием "постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов" (Павлов). "И это потому, - пояснял он, - что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность". Пластичность нервной системы - это способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, и она является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип, - сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Что касается индивидуальности человека, то центральное значение для ее формирования, для формирования его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т.е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества.
Примечательным является то, что в детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. Но по мере того, как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Таким образом, всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Согласно Теплову, первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.
Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него "интерес к театру", то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.
Между понятиями "интерес" и "склонность" имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определенный предмет, под склонностью же - направленность на занятие определенной деятельностью. Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.
Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.
В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек голоден, у него возникает "интерес к еде"; его помыслы сосредоточиваются на еде. Но такой "интерес" имеет временный характер и проходит, как только человек насытился; в нем не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.
Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.
Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.
Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.
Широта интересов не исключает, однако, наличия какого-либо одного главного, центрального интереса. Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторым основным жизненным стержнем.
В качестве резюме относительно интересов личности можно сформулировать следующую мысль: единство жизненной цели, находящее свое выражение в центральном жизненном интересе, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все прочие интересы человека.
Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропреходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно людьми "увлекающимися". Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.
У интересов имеется еще одна особенность - это их действенность, или сила.
Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает свое внимание на каком-нибудь предмете, если предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того, чтобы ученик внимательно слушал на уроке рассказ учителя и охотно, даже "с удовольствием" готовил урок по данному предмету, но он не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источники для расширения знаний в данной области. Крайняя степень пассивности интереса выражается в том, что человек по отношению к интересующему его предмету ограничивается одними намерениями заняться им: "обязательно надо будет начать читать исторические книги", "хорошо было бы сходить в музей". У некоторых людей такого рода намерения остаются навсегда нереализованными, несмотря на отсутствие каких бы то ни было внешних препятствий.
В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать удовлетворения и становится сильнейшим мотивом деятельности.
Также важными категориями при рассмотрении личности Теплов считает способности и одаренность.
Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.
Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одаренностью.
Важнейшее значение среди задатков имеют те признаки, которые лежат в основе различия типов высшей нервной деятельности: сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения. Поэтому одаренность человека теснейшим образом связана с его врожденным типом высшей нервной деятельности.
Однако, как указывалось ранее, врожденный тип нервной деятельности, согласно представлениям Теплова и Павлова, не остается неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей. От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей. Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.
Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т.е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом.
Но и сами способности, как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития. Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности. В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т.е. образуются новые знания, умения, навыки; во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т.е. развиваются соответствующие способности. При этом второй процесс - развитие способностей - происходит значительно медленнее, чем первый - образование знаний и умений.
Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности.
Однако далеко не всегда можно наблюдать столь раннее проявление способностей и одаренности. Очень часто они впервые начинают проявляться сравнительно поздно, но в дальнейшем достигают исключительно высокого развития. В этих случаях развитие способностей становится возможным только в результате планомерного изучения данной деятельности и систематического занятия ею. Поэтому отсутствие раннего проявления какой-нибудь способности никогда не должно служить основанием для заключения об отсутствии задатков для этой способности; достоверно судить об одаренности можно лишь по результатам обучения.
Не следует смешивать одаренность к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одаренность есть природные предпосылки способностей; мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широком смысле слова. И способности - это не то же самое, что знание, умение, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них еще нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.
Проводя различие между одаренностью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одаренности зависит развитие способностей и вместе с тем легкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.
Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей.
То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.
Если наличие одной ярко выраженной способности еще не говорит о высокой одаренности в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может "выровняться" настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.
Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.
Согласно Теплову, для того, чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но при этом внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направление одаренности проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.
Важное значение для вопроса об одаренности и способностях имеет указание И.П.Павлова о специально человеческих типах высшей нервной деятельности: относительное преобладание первой или второй сигнальной системы в отдельных проявлениях высшей нервной деятельности человека дало основание И.П.Павлову выделить "художественный" и "мыслительный" типы. Особенности взаимодействия двух сигнальных систем наиболее резко обнаруживаются у крайних представителей этих типов. "Художественный" тип характеризуется повышенной чуткостью к возбуждениям через первую сигнальную систему: богатство и яркость непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, отличают представителей этого типа. Наоборот, для "мыслительного" типа характерны способность и склонность к абстрактному мышлению. Как уже отмечалось при изложении вопроса о типах памяти, многие люди должны быть отнесены к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.
Еще одним важным понятием при рассмотрении личности и ее особенностей для Теплова стало понятие «характер». Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то в таких случаях имеет место обывательское суждение - "бесхарактерный" человек.
Согласно Теплову, те психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера.
Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим; может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями "хороший характер", "плохой характер". Это показывает, что словом "характер" мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение.
Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.
Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.
Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.
Б.М. Теплов считает, что характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.
Значительная часть черт характера имеет сложную природу и включает в себя особенности и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Анализ отдельных черт характера и их классификация составляют в настоящее время одну из самых сложных задач психологии.
Теплов указывает на следующие важнейшие, на его взгляд, группы черт характера:
Во-первых, наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Таковы, например, следующие важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.
Во-вторых, черты, в которых выражается отношение человека к другим людям. Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта - замкнутость), откровенность (и противоположная ей скрытность), чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется в виду, когда говорят о человеке: "он хороший товарищ"), вежливость и целый ряд других.
В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе. Таковы: чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей - самомнение, заносчивость), обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда -результатом большого самолюбия), эгоцентризм (т.е. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания), эгоизм (т.е. наклонность заботиться по преимуществу о своем личном благе) и другие.
В-четвертых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входят: инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта - лень), любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта - боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность и другие.
Теплов утверждает, что характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Например, для того, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Такое качество, как мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.
Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определенных черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным - всегда и везде поступать дисциплинированно.
Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.
Рассмотренные нами выше концептуальные позиции Теплова и Павлова относительно понимания личности, ее особенностей весьма перекликаются, как мы можем заметить, со многими положениями западной научной мысли. Так, представление о существовании некоторых изначальных, природно-обусловленных черт личности (берущих основу в физиологических параметрах человеческого организма) перекликается с теорией черт личности. При этом внимание к возможности изменения личностных свойств в результате внешних воздействий и в результате взаимодействия самой личности с внешней средой, основанное на понимании факта пластичности нервной системы человека, было взято на вооружение многими направлениями западной психологии, такими как: теория научения, когнитивная теория личности и др. Налицо преемственность основных, концептуальных положений, нашедших многократное подтверждение в результате многочисленных научных исследований.
В плане теоретико-методологического осмысления исследуемой проблемы важно положение К.А. Абульхановой-Славской: «Индивид, как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития: во взаимодействии с обстоятельствами своей жизнедеятельности в конечном итоге обозначает некоторый объективный, отнесенный к индивиду, осуществляющийся через его участие и его активные действия процесс».
Такие ученые, как В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, В.А. Ядов, придерживаются позиций социогенетической теории, согласно которой формирование социального человека как типичного члена той или иной общности происходит в условиях социальной адаптации. Следовательно, встает проблема изучения процесса социализации личности, освоения им социальных ролей и соответствующих норм, обретения социальных установок и ценностных ориентаций (социогенетическая теория выступает в оппозиции биогенетической теории (Э. Геккель, С. Холл, У. Джеймс), согласно которой психическое развитие индивида повторяет путь развития предшествующих поколений и предопределяется им. При этом психическое развитие определяется как стихийный процесс, не зависящий от воспитания, осуществляется через приспособительные процессы организма. Особенности данной теории рассматривались нами выше).
В.А. Петровский, отечественный исследователь проблем личности и личностного развития, наряду с Э.Фроммом, В.Франклом, А.Маслоу, К.Роджерсом, является сторонником персоногенетического направления, которое рассматривает проблемы активности, самосознания и творчества личности, борьбы мотивов, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни (подробнее с этим направлением мы также ознакомились выше).
Заслуживающим особого внимания является системно-деятельностный эволюционный подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, В.В.Петухов, Б.С.Братусь). Свойства человека как индивида рассматриваются данной теорией как предпосылки динамики личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом его развития. Движущими силами развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых происходит приобщение личности к культуре и ее освоение. В.В.Петухов отмечает, что «в качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую» систему: его существование и развитие зависит от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого он является. Так, во-первых, человек, как любое живое существо, есть часть природного мира, и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И, в-третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для сомоопределения человека, его развития как личности». [23] В онтогенезе прижизненно у человека складываются различные психические образования – средства, инструменты организации его жизни: восприятие, память, мышление. В своем индивидуальном развитии человек становится личностью. Как субъект человеческих отношений он является обладателем личности – психического средства, придающего качественное своеобразие этим отношениям, приобщающего или, наоборот, отчуждающего его от рода. [24]
В определении понятия «личность» вышеупомянутые сторонники системно-деятельностного, эволюционного подхода следуют культурно-исторической теории личности, традициям отечественной психологии, рассматривающей личность в качестве психологического инструмента, складывающегося прижизненно, состоящего из смысловых образований различных уровней. Согласно Б.С.Братусю, это эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный и духовный уровни и различные степени присвоенности ситуативных, устойчивых, личностных ценностей, служащих для обретения родовой человеческой сущности. В общепсихологическом подходе Б.С. Братуся личность понимается как способ организации, орудие формирования отношений к родовой человеческой сущности, прежде всего, к другому человеку.[26] Родовая человеческая сущность предполагает систему всех человеческих отношений, в которой главным, системообразующим является отношение к другому как к самоценности, что обусловливает позитивную ситуацию для развития отношения к себе как к самоценности. В этом контексте Развитие личности рассматривается в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, способы и формы деятельности. Второй аспект развития совершается при переходе к самосовершенствованию, когда уже достигнут определенный личностный уровень и появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. [27] По мнению Л.С.Выготского «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях».[28] Орудийный подход в отечественной психологии идет еще от понимания Л.С. Выготским человека как существа производящего, строящего орудия и инструменты своего развития. Важным здесь является и понятие функционального органа, которое было введено в физиологии А.А. Ухтомским[29], но впоследствии развита в психологии А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым[30], В.П. Зинченко[31]. «Функциональные органы функционируют так же, как и обычные морфологические постоянные органы, однако они отличаются от последних тем, что представляют собой новообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития».[32] Один раз сложившись, они далее функционируют как единое целое, они прочны и устойчивы. Согласно этому подходу, активность в рамках психической организации человека имеет, по крайней мере, два основополагающих направление. Одно состоит в познании внешнего мира, производстве предметов, преобразовании окружающего. Другое направление связано с нахождением смысла своего бытия в мире. Каждое из них порождает и соответствующие психологические орудия, функциональные органы. Рассмотрение личности как орудия формирования отношений к родовой человеческой сущности человека, прежде всего, к другому человеку, является общим критерием, водоразделом, отделяющим собственно личностное от неличностного, могущего быть отнесенным к другим слоям психического отражения. Сущность личности, таким образом, не совпадает ни с темпераментом, ни с характером. Основная плоскость личности – позиция человека в мире[33].
Социокультурная среда, представленная общественными нормами, ценностями, орудиями, системной знаков, является источником, определяющим развитие личности. Отношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью. Таким образом личностное развитие есть процесс и результат освоения человеком социокультурной среды, в которую он включен. В то же время, развитие личности, обусловленное взаимодействием со средой, внешним миром в широком смысле, с другими людьми, коррелирует с ее внутренним миром, с самим собой.
Характерным для понимания личности многими отечественными исследователями является высказывание Выготского : «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением».
В отечественной психологии накоплен достаточно богатый материал, основанный на рассмотрении человека в качестве субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Волкова Е.Н., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Слободчиков В.И., Чудновский В.Э. и др.). Ведущая способность субъекта - это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. Таким образом, данные исследователи рассматривают личность не как пассивный объект, являющий собой лишь точку приложения внешних сил, а как субъект, способный многое изменить во внутриличностном и внешнем пространстве.
Также особо подчеркивается специфика человеческого существования, которая, по мнению Л.С. Выготского заключается в его общественном характере, в его активно-преобразующей деятельности, в его сознательности. Анализ работ по философской антропологии ( Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Г.В.Гегель, М.К.Мамардашвили, К.Маркс, С.Л.Рубинштейн, М.Хайдеггер, М.Шелер, М.Штирнер) показывает, что способность человека изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней - сущностная его характеристика, раскрывающая человеческую природу. Человек наличествует во всех четырех формах бытия - природа, общество, человек, культура (М.С.Каган) - как инициатор выстраивания системы отношений с ними и преобразователь этих отношений.
Совершая определенные, внешне выраженные действия и поступки человек производит это сначала (или только) в плане представлений, оперируя им же самим порожденными образами. Образ некоторого идеального результата в психологии называется целью, поэтому специфика человека разумного связана с его способность к целенаправленным, преднамеренным изменениям.
Как мы видим, особое внимание здесь уделяется не столько (а, вернее сказать, - не только) внутриличностной стороне существования, сколько вовлеченности личности в процесс общественной жизни и активности личности в данном процессе. Таким образом, отечественные концепции во многом являются интегральными теоретическими конструктами, вобравшими в себя как распространенное в западной психологии внимание к внутриличностной жизни, так и акцентируемое в восточном мировоззрении внимание к роли личности в системе общественных отношений и интерпретации понятия личности и личностного развития именно с позиций ее общественной активности.
Итак, произведенный нами обзор важнейших концептуальных положений относительно личности и личностного роста позволяет нам сделать определенные аналитические выводы, которые могут послужить фундаментальной основой для представляемой нами концепции личности и личностного роста.