УПП

Цитата момента



Обвинять и мучить себя так же глупо и безнравственно, как обвинять и мучить других.
Я больше не буду!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника. Кто сказал, что короля надо беречь и уводить из-под шаха? Вздор, нет таких королей, которых нельзя было бы при необходимости заменить каким-нибудь конем или даже пешкой.

Аркадий и Борис Стругацкие. «Град обреченный»

Читайте далее…


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

2. Синтез-концепция личности.

Мы уже убедились в том, что в настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих понятия личностного роста и личностного развития. И одна из главных научных проблем заключается в том, что единого мнения относительно данного понятия до сих пор не существует. В чем же проблема?

Для начала рассмотрим составляющие понятия «личностный рост». Первоосновой в нашем случае является термин «личность».

Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личностном.

Когда мы говорим о том, что личность – это социальный индивид, мы имеем в виду то, что личность являет собой не просто отдельную, автономную субстанцию, а частицу целого, единого организма, имя которому – общество. Общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Если проводить аналогии, то общество условно можно представить как человеческий (или иной) организм, состоящий из отдельных клеток (в общественном масштабе такой «клеткой» является сам человек). Каждая клетка в организме, являясь субстанцией, включенной в общую систему взаимосвязей, кроме собственной, «индивидуальной программы выживания», выполняет функции, направленные на выполнение «общей программы выживания». И чем успешнее клетка выполняет свои функции, тем жизнеспособнее она является. И как следствие, жизнеспособные клетки совместными усилиями, системно обеспечивают выживание всего организма. В противном случае, при несоблюдении вышеупомянутой «общей программы выживания», организм как система прекращает свое существование (то есть – умирает, как это происходит при распространении раковых клеток, которые успешно осуществляют свою «индивидуальную программу выживания», но в самом буквальном смысле препятствуют успешному функционированию организма в целом, так как их «индивидуальные» цели развития не совпадают с «общими» целями развития организма).

Согласно вышеприведенной аналогии, и личность, являясь субъектом социальных отношений (то есть – той самой элементарной клеточкой общественного организма), может представлять собой как элемент, поддерживающий жизнеспособность общественного организма, так и элемент, общественную жизнеспособность в результате своей деятельности снижающий.

Здесь мы вплотную подходим к очень важной философской задаче, связанной с выбором точки отсчета. Ведь при рассмотрении понятия «личностный рост» наиболее важным является этап выбора начальной, нулевой позиции и направления развития личности. И затем, на основе принятой «системы координат», можно будет оценивать, насколько процесс жизнедеятельности каждой отдельной личности относится к развитию, к росту, а насколько к деградации, разложению.

В настоящее время существует ряд концепций, рассматривающих понятия личностного роста и личностного развития. Так, одной из наиболее широко распространенных и влиятельных в настоящее время является гуманистическая концепция (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно этим представлениям личностное развитие и личностный рост характеризуются степенью актуализации человеком своих потребностей и способностей, степенью реализации потенциальных индивидуальных возможностей. В силу этого именно самоактуализирующийся человек стоит на пути личностного роста, личностного развития, и отправной точкой при этом является сама личность человека, одной из основных целей которой является конгруэнтное существование. В рамках данной концепции одним из критериев определения личностного роста также является способность личности решать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы, что является залогом успешности процесса социализации (или, что чаще – ресоциализации).

В настоящее время идеи гуманистической концепции нашли свое отражение в личностно-ориентированной педагогике (Комбс), основной задачей которой является создание оптимальных условий для личностной самоактуализации обучаемых. И современное образование, таким образом, претерпевает качественные изменения, связанные с изменением педагогической парадигмы.

Как мы можем убедиться, в одной из основополагающих на сегодняшний день концепций – гуманистической – предельно острое внимание уделяется способности человека удовлетворять свои самые насущные потребности, способности в самой полной мере реализовать свои потенциальные возможности. И если вновь вернуться к органической аналогии, то действительно – только та клетка полезна организму, которая максимальным способом реализует свой жизненный потенциал. Таковая способность к мобилизации и реализации своих жизненных сил является основанием, фундаментом успешной жизнедеятельности любой жизнесодержащей субстанции, будь то человек или простейший одноклеточный организм.

Что касается непосредственно человека: является ли для него важным реализация, воплощение своего жизненного потенциала, актуализация себя в этой жизни? Да, безусловно. Поскольку выполнение «индивидуальной программы выживания» - первейшая задача. Но является ли актуализация себя заключительным этапом личностного роста? Видимо, для личности это может оказаться недостаточным. Таковая недостаточность связана с тем, что при рассмотрении понятия «личностный рост» под углом зрения лишь индивидуальных интересов не достигается должный уровень объективности. Ведь личность, как мы уже отмечали выше, является звеном сложной системы социальных, общественных взаимоотношений. И при сосредоточенности на решении исключительно собственных проблем личность уподобляется той самой клеточке организма, которая, игнорируя цели и задачи «общей программы выживания», может стать раковой и может начать способствовать гибели организма, что приведет и к её собственной гибели также.

Таким образом, при определении понятия «личностный рост» представляется целесообразным вышеописанный фундамент индивидуальной самоактуализации дополнить системообразующей «надстройкой», которая позволит личности успешно ориентироваться в системе целей и задач человеческого общества в целом, способствовать повышению жизненного потенциала всего человеческого вида. Таковой надстройкой может послужить система позиций восприятия, которая обосновывается в начинающей в настоящее время развиваться синтез-концепции. Основные ее положения обозначены в диссертационной работе Козлова Н.И. «Теоретико-методологические основания изучения социализации и инкультурации в динамичном обществе» (Москва, 2000). В данной концепции с философских, культурологических, психологических позиций обосновывается необходимость синтетического подхода к личности. И в этом контексте наиболее разумным представляется более объемный взгляд на личность, предполагающий вариативность личностных устремлений и проявлений в зависимости от комплекса внешних и внутренних условий. Синтез-технология исходит из того, что положительные качества и релевантное поведение личности <…> формируются в процессе накопления и использования социокультурного опыта. Изменение верований и убеждений рассматривается как производная такого опыта. Даже не смотря на некоторые различия в расстановке акцентов относительно возможностей и способностей личности (гуманистическая концепция опирается на положение об изначальной, врожденной предрасположенности личности, синтез-концепция опирается на положение о большей обусловленности личностных характеристик социокультурным опытом), Синтез-концепция весьма органично дополняет концепцию гуманистическую, раздвигая горизонты личностного роста путем введения нового понятия – позиция восприятия. Позиции восприятия в синтез-концепции перекликаются с уровнями смысловых образований, выделенных в работах Б.С. Братуся.[41] А поскольку позиция восприятия напрямую влияет на процесс целеполагания и ценностного ориентирования личности, то дифференциация позиций восприятия по различным уровням позволит получить и различные уровни жизнеповедения личности, которые будут основываться на постановке задач в широком диапазоне, от задач индивидуального выживания до задач выживания всеобщего. Рассмотрим предлагаемую систему позиций восприятия в контексте несколько обновленной, дополненной структуры личности гуманистической концепции. Рассмотрим данную структуру и кратко поясним содержание составляющих элементов:



Страница сформирована за 0.12 сек
SQL запросов: 190