УПП

Цитата момента



Не будь так скромен. Ты ещё не настолько велик!
Голда Меир

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прежде чем заговорить, проанализируйте голос и настроение вашего собеседника, чтобы выяснить его или ее настроение. Оцените его или ее состояние, чтобы понять, как себя чувствует ваш собеседник: оживлен, скучает или спешит. Если вы хотите, чтобы окружающие прислушались к вашему мнению, вы должны подстроиться под их настроение и перенять тон и ритм их голоса, хотя бы на некоторое время.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Тест: ассертивны ли вы?

Обведите кружком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях:

1. Меня раздражают поступки других людей

Да

Нет

2. Я могу напомнить другу о долге

3. Время от времени я говорю неправду

4. Я в состоянии позаботиться о себе сам

5. Мне случалось ездить «зайцем»

6. Соперничество лучше сотрудничества

7. Я часто мучаю себя по пустякам

8. Я человек самостоятельный

и достаточно решительный

9. Я люблю всех, кого знаю

10. Я верю в себя. У меня хватит сил,

чтобы справиться с текущими проблемами

11. Ничего не поделаешь, человек

всегда должен быть начеку, чтобы

суметь защитить свои интересы

12. Я никогда не смеюсь над

неприличными шутками

13. Я уважаю авторитеты и восхищаюсь ими

14. Я никому не позволю вить из себя веревки.

Я заявляю протест

15. Я поддерживаю всякое доброе начинание

16. Я никогда не лгу

17. Я практичный человек

18. Меня угнетает лишь один факт того,

что я могу потерпеть неудачу

19. Я согласен с изречением: «Руку помощи

прежде всего ищи из своего плеча»

20. Друзья имеют на меня большое влияние

21. Я всегда прав, даже если другие думают иначе

22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие

23. Прежде чем что-либо предпринять,

я хорошенько подумаю, как это воспримут другие

24. Я никому никогда не завидую

Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:

21.6, 7,11, 13, 18, 20, 23

Счет А =

22. 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22

Счет Б =

23. 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24

Счет В =

Самый высокий показатель достигнут в счете А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

Самый высокий показатель достигнут в счете Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек!

Самый высокий показатель достигнут в счете В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.

Наименьший показатель достигнут в счете Б: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, - не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать. Когда вы изучите данную главу, ваш результат может быть двояким. Либо вы овладеете ассертивностью, либо удовольствуетесь тем, какие вы есть. Второй вариант наиболее вероятен, поскольку он не требует затрат сил на такие вещи, как обучение ассертивности.

Наименьший показатель достигнут в счете А: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: "Тренировка - это все, даже цветная капуста - всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная".

Наименьший показатель достигнут в счете В : Вот это уже проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете… Неплохо было бы поразмыслить над собой.

Одним из врожденных свойств, присущих всякому здоровому живому организму, в том числе и человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Короче говоря, всему живому хотелось бы, по возможности, жить лучше, а не хуже. Большинство людей мечтает о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Таков идеал всех философских и религиозных систем. Но в нашей земной жизни реализовать этот идеал ох как непросто.

Нередко другие индивиды пытаются привлечь нас к делам или к исполнению решений, которые нам не по душе и участвовать в которых мы не согласны. Так же часто мы попадаем в ситуации, когда сами желаем достичь чего-либо, что считаем за благо. Если события принимают нежелательный оборот, то, ввиду ли характера или под влиянием настроения, мы либо замыкаемся в себе, либо с излишней строптивостью бросаемся в бой. Соответственно или отступаем, сдавая одну позицию за другой, или скорее наживаем врагов, нежели добиваемся удовлетворения своих потребностей и желаний.

В этой главе мы научим вас тому, как договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для наших противников. Такой способ поведения, называемый нами ассертивным, предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать - без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и любых других форм нападения на противоположную сторону.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и "вить из себя веревки". Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Что такое манипулирование?

Сидя в компании, мы рассуждаем о том, как приобретенный в детстве опыт оказывает влияние на всю нашу дальнейшую жизнь. Задается вопрос: "Какие слова вы чаще всего слышали от родителей, когда были маленькие?". Одному все время твердили: "Учись!", другому - "Будь внимателен!", третьему - "Стой ровно!". Многим из нас на всю жизнь запомнились народные мудрости типа: как постелешь, так и поспишь; как аукнется, так и откликнется, - и прочие. Между тем, один из собеседников смотрится "белой вороной". Его фраза, запечатлевшаяся в памяти с детских лет, выглядит следующим образом: "Скажи это тете". Почему родители желают, чтобы их ребенок стоял ровно, учился, был внимателен, - это объяснять не нужно. А вот зачем ему все время обращаться к тете? Разъяснение не заставило себя долго ждать. Дело в том, что отец был человек крутого нрава и не особенно-то считался с женой. На сына у него не хватало времени, сестре же своей он никогда не отказывал. Когда требовалось что-либо осуществить, устроить или, наоборот, расстроить, надежнее всего было действовать через тетю. Механизм практически не давал сбоев. Если вы причисляете себя к тем, кто тоже умеет действовать с подходцем, вас не удивят следующие ниже диалоги:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно!

Я: Скажете тоже..

А: Ну, прямо как розочка! Уж не влюбились ли вы случайно, ха-ха-ха, хи-хи-хи..

Я: Да ну вас! Наверное, хорошо нынче выспались, раз с утра пораньше одни шуточки на уме.

А: Я-то что, я сплю прекрасно, а вот шеф наш в последнее время неважно выглядит. Перетрудился, что ли?

Я: Да, работы у него выше головы.

А: Да-а, удивляться тут нечему. В наше время сделать так, чтобы предприятие держалось на плаву, было платежеспособным, - это надо уметь! О, чуть не забыл. У меня тут информация с предложением от зарубежного партнера. Взгляните! (Подает секретарше пакет и флакончик духов известной марки.)

Я: Вы хотите сказать, что эти духи для меня?

А: А то как же! Это пакетик с сюрпризом для прекраснейшей из секретарш Центральной Европы. Вот если бы вы дали эти документы шефу, когда у него будет хорошее настроение… Полагаю тут вырисовываются перспективы для всех нас. Я, знаете ли, не о личной выгоде пекусь, о коллективе думаю. Я не такой, как некоторые, что подлизываются к начальству… Вы поможете, не правда ли? Ведь вы как добрая фея в нашей фирме.

Я: Была бы рада помочь вам, пан инженер, но, думаю, вы переоцениваете мое влияние на директора. Все это, знаете ли, уже в прошлом. Теперь довольно жесткие, совершенно другие отношения. Секретарша скорее громоотвод, нежели решающий голос.

А: Пани Яна, если наш первый кому и доверяет, так это вам и только вам. Между нами говоря, шеф прекрасно отдает себе отчет в том, что он без вас как без рук.

Я (явно польщена): Ну уж..

А: Никаких "ну уж"! Мне в вас многое нравится, но более всего - ваша скромность. Поистине королевское качество.

Стоп! А теперь перенесемся мысленно в иную ситуацию и в иное пространство. Разве что диалог, каков бы он не был, станет развиваться по тому же сценарию.

А: Салютую старым бойцам! А ты, чертяка, нисколько не изменился. Не забыл еще нашу гимназию? Нашу компашку? Как мы устраивали вместо математик баталии здесь, "на углу"?

Б: Ясное дело, не забыл. Привет, рад тебя видеть! Разумеется, я все помню. Да и можно ли забыть то время? Помнишь, какой фейерверк мы устроили на химии во время опыта?!: Ха-ха, еще бы! А на уборке хмеля? Как мы лазили к девчонкам в окно, а? Да, дружище, ох и влюбился же я тогда! Теперь самому не верится.

А: Эх, парень! Мало ли такого, во что теперь не верится. А помнишь ли ты, кто тебя прикрывал, когда начальство собиралось досрочно отправить тебя с хмеля к предкам?

Б: Ясное дело, помню. Я твой должник. Что и говорить, ты мне здорово помог! Мои домашние не перенесли бы такого позора. Ведь уже тогда я был на грани отчисления из гимназии, а тут еще этот прокол с девчоночьим общежитием. Я бы точно вылетел.

А: Да, парень, что может быть лучше верного товарища? Кореша, на которого во всем можно положиться? Нас всегда было и будет двое.

Б: Ясное дело! Всегда вдвоем, плечо к плечу. Итак, за мной должок. Да и встречу надо отметить. Официант, налейте нам на двоих вон той, зелененькой!

А: Ха-ха, зелененькой! Помнишь, как мы пили ее, когда у нас из-под носа ушел автобус, тогда еще гололед был, к тому же у нас не хватило денег, чтобы расплатиться..

Б: Как же, помню. Да-а, было времечко!

А: Ага. А помнишь, как в том кабаке я часы продал? Чудные такие часики в изумительном футляре легендарной фирмы "Победа". Ну и скандал же был дома!

Б: Да, выручили они нас из беды. Нам не хватало около сотни, чтобы расплатиться по счету, и как раз за сотню ты продал свою "Победу". Как сейчас помню. Ты еще дал прямо-таки царские чаевые официанту. Кажется, пятерку. Ты всегда оставался борцом.

А: Что есть, того не отнимешь. Однако сам посуди, бросал ли я кого-нибудь в несчастье?

Б: Не бросал ясное дело. Ты был первоклассным другом.

А: Рад слышать это от тебя. Вот только теперь мне самому нужна помощь. Я, так сказать, снова оказался на мели. Со дня на день жду кое-каких деньжат, но именно сейчас позарез необходимы пять тысяч. Не пугайся, не долларов и не марок. Каких-то пять тысчонок, пять синеньких. Через пару-тройку дней верну шесть или даже семь, как пить дать. Ты меня знаешь, я слово держу. Не одолжишь ли по старой дружбе, а?

Б: Знаешь, ты меня несколько озадачил. Я, конечно, рад был бы тебе помочь, но сейчас сам на мели. Стоит ли объяснять тебе, что такое госоклады, да еще семья… Не знаю, что и ответить.

А: Ничего не надо говорить. Я все понимаю. А чтобы ты не сомневался в моей искренней дружбе, я тебе помогу. Дело в том, что я проворачиваю тут одно дельце, просто сказочное, по коммерческой линии. Хочешь, возьму тебя в долю? Твои пять тысяч вернутся к тебе уже через месяц, к тому же в марках. Все будем делить поровну, как в старые добрые времена. Думаю, тебе известно, как ревниво немцы относятся к собственным лесам и древесине. У меня есть план создать совместное производство с одной западногерманской фирмой. Я буду выступать в качестве посредника в изготовлении гробов. Работенка солидная, за каждую штуку - минимум тысяча, оплата в валюте. Словом, беру тебя в долю. Разумеется, те пять тысяч, что ты дашь, станут твоим добровольным вложением капитала. Думаю, не следует объяснять, что..

Стоп! В третий раз мысленно перенесемся в иное пространство и ситуацию.

А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход.

Б: Вот так сюрприз! Даже голова закружилась. Ох уж, это давление, когда-нибудь оно меня доконает, принеси-ка лекарство! Еще недавно я принимала кордипин один раз в день, а теперь все шесть. Давление повышается и повышается. А всему виной эти проклятые стрессы! Так что ты сказала? Ах да, хочешь, стало быть, пойти в поход. Что ж, доченька, ступай, не думай о больной матери. Но предупреждаю, ох и намаешься ты с похоронами, когда вернешься и увидишь, что стало с твоей матерью. Ладно, чего уж там, иди, коли хочется. Я ко всему готова. Собственно, что мне ждать от этой жизни..

Стоп! Что общего в этих трех диалогах? И что объединяет их с воспоминаниями человека, который в детстве должен был обо всем, чего они с матерью хотели добиться от отца, докладывать своей тетушке? В роли общего знаменателя выступает здесь манипулирование. Среди толкований, относящихся к данному слову в словаре иностранных слов, нам наиболее подходит следующее: "… специфическое обращение, обхождение с кем-либо". Специфичность поведения манипулятора заключается в умении добиваться от окружающих противоположного тому, что они хотят, в тех случаях, когда их оппонент этого на желает. Иногда манипулятор прибегает к ангельскому, иногда - к сатанинскому тону, преследуя свои цели. Некоторые манипуляторы действуют крайне осмотрительно, будто исполняют "танец среди яиц". Другие являются, скорее, поборниками жесткой макипулятивной тактики и противоположного результата достигают буквально перекрикиванием собеседника. Они обрушивают на него целый шквал ругательств, упреков или читают нотации с таким напором, что их оппоненты, в конце концов, отступают. Манипулировать можно и по-доброму - "гладить до полного разглаживания". Существуют манипуляторы-бедняжки, страдания их хоть и фальшивы, однако делают они это настолько артистично, что способны разжалобить даже каменное сердце. Есть и такие, кто манипулирует окружающими, выпячивая свое одиночество, - мол, при всех моих добрых намерениях, никто меня не понимает, Я один как перст.

Словом, форм манипулирования великое множество, но они всегда противоположны формам четкого, однозначного, открытого поведения или сообщения. Речь идет о полной противоположности ассертивных действий.

Можем ли мы защитить себя? Можно ли застраховаться от возможного манипулирования нами? Или мы обречены на то, чтобы постоянно кивать головой, принимать все как должное, а потом испытывать весьма неприятные ощущения. Не происходит ли все это с нами по той лишь причине, что мы не умеем сопротивляться своеобразной смеси льстивости и лукавого рационализма, составляющей сущность манипулирования? Ответ ясен и однозначен. Защитить себя можно и, по меньшей мере, тремя способами. Плюсы и минусы каждого из них проиллюстрируем вам на простых примерах. Для начала вернемся к первому диалогу, где если не коса, то уж серп-то точно найдет на камень. Например, ситуация может развиваться следующим образом:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно!

Я: Я не нуждаюсь в комплиментах.

А: Вы прямо как розочка..

Я: Послушайте, думайте лучше о себе. Мне с первого взгляда ясно, что вам от меня что-то нужно. Заранее предупреждаю, можете отправляться со всеми своими просьбами к чертовой бабушке!

А: Сегодня вы очень уж остры на язычок. Да и шеф наш в последнее время выглядит не лучшим образом..

Я: Знаете что, вы тут шефа походя с грязью не мешайте! И вообще, если зашли в секретариат по делу, так оставьте свои бумаги и не задерживайте меня!

Так это же агрессивность! Да, речь идет о решительном, жестком, порой граничащем с вульгарным, поведении. Без стеснения в выражениях, без учета чего бы то ни было. Оно может иметь и свое оправдание. В конце концов, что это за действия, направленные на обман начальства, когда не берется в расчет, что и маленькая взятка (духи в кармане манипулятора) - это тоже взятка. Секретарше очень хорошо известно, чего следует ждать в подобных случаях. Ее агрессивность - своего рода профилактическая защитная реакция. Выставив назойливого инженера за дверь, она тем самым не будет чувствовать себя обязанной по отношению к нему. Но и заплатит за это определенную дань. По предприятию о ней пойдут слухи, что она, мол, остра на язык и не очень-то любезна. Коллеги станут относиться к ней без симпатии. А враги непременно воспользуются ситуацией, чтобы выставить ее в худшем свете, чем она есть на самом деле. Согласно ходячему выражению, они "намылят ей лестницу". Достаточное количество "мыла" и подходящие "гладкие ступеньки" отыщутся благодаря стараниям самой жертвы. Впрочем, действительно негоже обращаться с коллегами, как с представителями клана нахалов и выскочек, открыто выказывать сослуживцам свое пренебрежение, сдобренное речами чуть ли не обвинительного характера. Так что прием этот неуместен.

Секретарша вправе выбрать и другой способ защиты. Диалог может проходить следующим образом:

А: Пани Яна, вы сегодня выглядите просто великолепно!

Я: (Молчит.)А: Ну, прямо как розочка..

Я: Гм.

А: Знаете, в последнее время у нашего шефа неважный вид. Не иначе как перетрудился. Что вы об этом думаете?

Я: (Пожимает плечами.)

А: Впрочем, удивляться тут нечему. В наши-то дни сделать так, чтобы предприятие держалось на плаву, было платежеспособным, - это надо уметь! Да, пока не забыл, у меня тут информация с предложением от зарубежного партнера. Взгляните! (Подает секретарше пакет и флакончик духов известной парки.)

Я: (Смотрит отсутствующим взглядом, как бы не замечая, что пакет и презент оказываются у нее на столе.)Что же будет происходить дальше, когда инженер, перемежая свою речь комплиментами, попросит ее выждать хорошего настроения шефа? Может случиться так, что секретарша утвердительно кивнет, ради того, чтобы ее оставили в покое. А потом присовокупит пакет к обычной корреспонденции или позволит ему затеряться среди других бумаг. К пассивным приемам защиты принадлежат как забвение и принижение значимости проблемы, так и откладывание дела на потом.

Наглядно показать сущность "Великой хартии пассивности" можно посредством эксцентрических положений одного из законов Мэрфи: "Никогда не будь первым. Никогда не будь последним. Никогда не вызывайся сделать что-либо по своей охоте". Поступая таким образом, мы немногого добьемся в жизни. Наверняка не воспользуемся даже малой толикой возможностей, которые дает нам случай. Да и шансы других людей будут, как волны о мол, разбиваться о наше безучастное равнодушие. Разумеется, и у пассивного человека есть самые разные защитные механизмы. К примеру, самооправдание, когда делается упор на то, что я, мол, стараюсь изо всех сил, пробую влиять на ход событий, делаю все возможное, чтобы окружающие остались мной довольны, но они этого никогда не ценят. Излюбленный способ защиты заключается в ссылке на объективно существующие трудности, которые, якобы, помешали решению проблемы. Особо изощренные формы "пассивной агрессивности" связаны с неукоснительным соблюдением разного рода предписаний, выполнять которые мы рекомендуем друг другу. Вот что получается, когда индивид не прилагает достаточно усилий к тому, чтобы изменить неудовлетворительный порядок вещей. Словом, человек вроде бы и стремится сделать это, однако результаты выглядят неутешительными.

Третий вариант поведения секретарши в своей канцелярии основан на ассертивных подходах. Диалог с ассертивными репликами Яны приводится слева, комментарий специалиста по ассертивности - справа:



Страница сформирована за 1.28 сек
SQL запросов: 190