УПП

Цитата момента



"Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!"
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
"Таблетки, микстура и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово, —
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова — не лечат больного!"
Юнна Мориц

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Это потому, что мы, женщины, - стервы. Все. Просто у одних это в явной форме, а у других в скрытой. Это не ум, а скорее, изворотливость. А вы, мужчины, можете быть просто умными. Ваш ум - как бы это сказать? - имеет благородный характер, что ли».

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Как отказаться от того, чего вам не хочется

Некоторым людям бывает ужасно трудно кому-либо отказать. Речь идет не только о тех вышеприведенных ситуациях, когда нас просят что-нибудь сделать. Порой мы просто не в состоянии понять, предлагают нам или же навязывают то, к чему у нас не лежит душа (и при этом еще ждут благодарности). Умение говорить "нет" не имеет ничего общего с эгоизмом и бюрократическим "Отказать!". К примеру, у каждого человека есть полное право не испытывать желания провести выходные на даче друга, пойти в оперу, лакомиться в данный момент жареной уткой. Точно так же он вправе (а то и обязан) отвергнуть чьи-либо требования или просьбы, если чувствует, что ему не хочется их выполнять (поскольку, скажем, они плохо согласуются с его представлениями о нравственности, либо в настоящее время он совершенно не желает или не может этим заниматься).

Техника отказа - зеркальное отражение способности настоять на своем. Мы вновь ясно и четко констатируем: "Нет, (спасибо,) не хочу". Не объясняем причин, не приносим извинений, не ведем себя так, будто не уверены в своих силах и поддаемся панике. Не обрушиваемся с нападками на оппонента за то, что он, мол, позволил себе обратиться к нам с подобным предложением. Мы спокойно повторяем свое "нет". При этом можно выразить понимание и признание позиции другой стороны, но для нас, дескать, такое поведение неприемлемо. Говорить "нет" следует так, чтобы не создавалось впечатления, будто мы испытываем чувство вины. Не стоит уподобляться рассерженному трехлетнему ребенку, "мальчику наоборот". Кроме того, чтобы ваша победа не стала пирровой, речь должна идти о ситуации, при которой вы имеете полное право отклонить притязания оппонента. В противном случае ваш отказ, даже будучи результативным, вернется к вам с процентами.

При желании говорить "нет" ассертивно у вас есть возможность выбора между простой ассертивностью, когда вы настаиваете на своем без каких-либо объяснений, и ассертивностью эмпатической. При втором варианте отказа можно выразить понимание позиции партнера и раскрыться перед ним настолько, что сообщить истинные причины того, почему вам не хочется делать то или иное. Есть тут один момент, в определенной степени допускающий так называемую "святую ложь", другими словами, игнорирование деталей, для дела не существенных, могущих разве что обидеть противоположную сторону. Мы их попросту не берем в расчет. Причины отказа можно объяснить, но не должно. Иногда уместно и обосновать свое "нет" (тем, что у вас в настоящий момент есть другая работа, не терпящая отлагательств, и т. п.). Однако порой мы так сильно запутываемся в своих объяснениях, что, право же, лучше было бы и не начинать. В обоих случаях необходимо сохранять спокойствие и четко формулировать свой отказ, без внутреннего напряжения и агрессивности. Иначе речь будет идти о злости, а не об ассертивном поведении.

Желая вас вдохновить и осознавая при этом, что в каждой шутке есть доля правды, мы приведем вам тексты двух писем, коими в начале нынешнего века одна ежедневная китайская газета и один японский журнал воспользовались для того, чтобы отклонить рукописи, которые не намерены были публиковать. Речь идет о своего рода вариации на тему "Невостребованные рукописи не возвращаются", с чем вы знакомы по современным газетам.

Китайский вариант выглядит следующим образом:

Достопочтенный брат Солнца и Луны.
Ваш раб припадает к Вашим стопам. Целую землю, на которой Вы стоите, и прошу лишь об одном: дозвольте мне молвить слово, оставшись среди живых.
Вашу рукопись, о многоуважаемый, мы, преисполненные преданности Вам, восхищения и блаженства, прочли. Клянемся душами предков, доселе нам не случалось читать ничего более возвышенного. Преисполненные уважения и страха, возвращаем рукопись Вам. Если бы мы отважились напечатать сие сокровище, издатель предписал бы нам постоянно иметь ваш труд перед глазами. Жемчужины, подобные этой, встречаются раз в десять тысяч лет. Посему возвращаем Вам сие восхитительнейшее творение. Покорнейше просим извинить нас.

Японский журнал поступил так:

Дорогой сын.
Ваша статья - произведение истинного мастера. Ваш стиль неподражаем. Сам Окакура Казуко, Величайший из Великих, не сумел бы написать лучше. С севера на юг и с востока на запад не сыщешь того, кто сравнился бы с Вами. Ваш труд прекрасен и позвольте вновь возложить его на Ваши колени. Оставайтесь и впредь нашим подписчиком и благожелателем.

В обоих отказах нет и намека на ассертивность. Все это ложь, облеченная в пышные фразы. Речь идет об отточенных в литературном отношении приемах того, как выкрутиться из положения посредством разного рода хитростей и недомолвок, к чему мы прибегаем в тех случаях, когда, не желая (или не имея возможности) что-либо сделать, не находим в себе достаточно сил заявить об этом в открытую. Тут мы справляемся и без знания ассертивности, хотя и не умеем выражаться столь цветисто и элегантно, как редакторы с далекого Востока.

Приемлемый компромисс

сМастера ассертивного подхода скажут вам, что, как правило, при контактах с окружающими (особенно, если судьба соединила вас с ними надолго) разумнее попытаться прийти к обоюдовыгодному согласию, нежели во что бы то ни стало настаивать на своем.

Нередко в спорных ситуациях по-своему права бывает каждая из сторон. Далеко не всегда имеет смысл проявлять твердокаменную неуступчивость. Нужно научиться слушать других людей, уважать их справедливые требования. Если речь не идет о принципах и в ходе диалога вами отчасти признается наличие "доли правды" в словах оппонента, можно как принять чье-то, так и самим выдвинуть компромиссное решение. Например, при возврате бракованного товара не так уж важно настаивать на денежной компенсации, почему бы не согласиться со встречным предложением о замене некачественного изделия? Или: хоть мы и откажем своему приятелю в проведении совместного уикенда, однако пообещаем, что в субботу после обеда заедем к нему на дачу повидаться. Решайте проблемы без стремления ущемить интересы другого человека, одержать над ним верх, любой ценой настоять на своем. В противном случае добьетесь не Компромисса, а проигрыша, создав базу для будущих конфликтов.

Если ваши глаза и уши будут "открыты", стремление договориться может принести неплохие моральные дивиденды. Не исключено, что ваш оппонент придумает какой-либо третий вариант решения проблемы, который окажется наиболее выгодным для обеих сторон.

При желании научиться договариваться с другими людьми, следует почаще обращаться к главе о том, как просить об оказании любезности. Относясь к человеку по-дружески, пытайтесь настроить его на ту же волну. Для действий в этом направлении важно, чтобы оппонент воспринимал вас как дружественную сторону, проявляющую интерес к сотрудничеству.

Успех достижим только в том случае, если ваше стремление договориться носит искренний характер. У прирожденных лицемеров в этом плане по неречевым каналам происходит такая сильная утечка яда, что даже по-своему наивному и малочувствительному к подобным проявлениям человеку сразу все станет ясно. Может, он и не сумеет определить, что именно уличает вас во лжи, однако будет чувствовать себя нехорошо вместе с вами и, сам даже не осознавая почему, не станет вам доверять.

Расположенные к сотрудничеству люди обычно доверяют друг другу. Благодаря этому они, в частности, сберегают массу энергии, не ломая головы над тем, что, собственно, вы им готовите, как следует понимать ваши слова, не мечутся, точно в них бес вселился, проверяя искренность ваших намерений. Но если кто-либо утвердится во мнении, будто вы мошенник, тогда уж ассертивные (да и другие коммуникативные) техники вам ничем не помогут. Что бы вы ни предпринимали, результат будет не в вашу пользу. Даже в случае, если вы решите ассертивно настаивать на своем, последовательно вести честную игру, предоставив, к примеру, исчерпывающую и правдивую информацию противоположной стороне, она будет интерпретирована оппонентом как дезинформация, максимум как сообщение второстепенной значимости. Мол, заявление ваше сделано для отвода глаз, а козыри еще не пущены в ход. Что бы вы ни предложили (подарок, помощь в нужде и т. д.), последствия окажутся неутешительными. Либо вас посчитают слабым противником, и вы станете жертвой собственной доброты; либо усмотрят в вашем поведении цели и мотивы самого коварного толка.

В выгодном свете мы можем представлять для себя не только собственные поступки, но и действия оппонентов. В конфликтных ситуациях мы всегда находим себе оправдание, в то время как от противника, образно говоря, не оставляем камня на камне. "Разумные" доводы для самооправдания в таких случаях отыщутся непременно.

Знатоки ассертивных методов отдают себе отчет в том, что человек не в состоянии иметь со всеми добрые отношения. С некоторыми это попросту невозможно. И все-таки попытка разобраться по-хорошему делу не повредит. Существуют люди, агрессивно настроенные по отношению к окружающим. Нередко это мнительные индивиды, сторонящиеся контактов с социальным окружением, иногда по причине слабой веры в собственные силы. Если вы относитесь к ним по-дружески, они весьма быстро оттаивают и хорошо идут на контакт. Впрочем, их легко отличить от ненадежных личностей. Но как быть с теми, кто действительно опасно агрессивен? Тут вы ничего не можете изменить, из Петра Ивана не сделаешь. В конце концов, на свете достаточно много порядочных людей, просто следует быть разборчивым в своих контактах. Задаваться целью во что бы то ни стало перевоспитать кого-либо - не только неассертивно, но и до наивности бессмысленно.

Как быть с критикой!

Классики ассертивных методов утверждают, что критика - самый действенный манипулятор. В несколько иной форме это мог бы подтвердить каждый из нас, даже не зная о существовании ассертивности. Манипулировать окружающими проще всего посредством чувства вины. Например, имеет место тот факт, что порядочному человеку нелегко отклонять чьи-либо просьбы или предложения. Ибо "Родитель" (совесть) внутри него тотчас начнет его распекать, говоря: ты, мол, нехорошо поступаешь, когда… Собственно, в данном случае речь уже идет о самокритике.

Гораздо хуже мы переносим критику, исходящую от других. Во-первых, мы слышим ее непосредственно; во-вторых, звучит она жестче. Критикуя нас, окружающие, как правило, одновременно дают понять, что недовольны нами. Если эти люди нам небезразличны (либо мы любим их, либо каким-то образом от них зависим), мы воспринимаем это как опасность, грозящую не только падением нашего авторитета в глазах окружающих, но и потерей того, чем мы дорожим (нас оставит жена, уволит с работы шеф).

В субъективном плане критика часто рассматривается как нападение (нередко так оно и бывает на самом деле). Особенно, если критикующий указывает на наши ошибки или заблуждения не с целью исправить положение дел, а просто потому, что в данный момент у него плохое настроение. В подсознании такого индивида зарождается интенсивное желание поделиться с другим человеком частью отрицательного эмоционального заряда, давящего на психику.

Пребывая не в лучшем расположении духа, мы разряжаемся посредством агрессивных действий. Одни в ярости швыряют предметы, другие ударяются в критику.

Ощущая угрозу, чувствуя себя в опасности, мы начинаем защищаться. Зачастую спонтанная реакция на критику заключается в так называемом "перебрасывании горячей картофелины", то есть, мы отвечаем оппоненту столь же стремительной критической атакой (агрессивная защита). Другой наиболее часто встречающийся вариант состоит в том, что мы оправдываемся, выискиваем разного рода объективные причины и обоснования (пассивная защита), как бы говоря: "Я человек маленький, но делаю все, что могу, не растаптывайте меня".

Ассертивность предполагает несколько иное поведение. В первую очередь, следует различать справедливую критику и несправедливую. Если вы не находитесь в плену у собственных защитных механизмов, разобраться в этом вам будет нетрудно.

Как реагировать на справедливую критику

Для начала сопоставьте три диалога на одну и ту же тему:

А: Опять ты опоздал!

Б: Прошу не отчитывать меня за то, что я пришел с опозданием. Ты сам частенько опаздываешь.

А: Но не в тех случаях, когда важно прийти вовремя.

Б: А сегодня именно такой случай, да? Можно подумать, ты на поезд опаздываешь! Не все ли равно, когда мы начнем составлять этот идиотский отчет, ровно в семь или в четверть восьмого. Вот педант!

А: Не знаю, как тебе, а мне очень важно вовремя подготовить проект отчета. Нечего меня обвинять в излишней педантичности! С тобой действительно трудно работать.

Б: Это еще вопрос, с кем труднее работать! Стоило мне прийти, как ты сразу обрушиваешься с упреками. Очень умно с твоей стороны! Особенно, если учесть, насколько важен для тебя проект. Просто хочется взять и плюнуть на все это!

А: Опять ты опоздал!

Б: Да вот, опоздал. С этими трамваями творится какой-то кошмар! Они ходят не по расписанию, а как бог на душу положит.

А: Знаешь-ка, оставь трамваи в покое! Ты всегда находишь виноватого на стороне!

Б: Послушай, сегодня и впрямь какой-то ужас творился! У вокзала мы попали в пробку и стояли там минут десять. А дома еще дети задержали. Знаешь ведь, как бывает, когда с самого утра день не заладится.

А: Что касается твоих приходов на работу, так у тебя через день проблемы. Работать с тобой, прямо скажем, одно удовольствие!

Б: Поверь, я сделал все от меня зависящее.

А: Как видно, на большее ты и не способен.

А: Опять ты опоздал!

Б: Да, извини. По утрам у меня все не слава богу. Ну так что, за работу?!

А: Ишь ты, опоздал на четверть часа да еще и подгоняет!

Б: Да, подгоняю. Во-первых, мне тоже важно закончить проект, а во-вторых, хотелось бы, для очистки совести, наверстать упущенное время.

Нетрудно заметить, что в первом случае поведение "Б" носило агрессивный характер, во втором - пассивный, а в третьем - ассертивный. В двух первых версиях дело можно было бы легко довести до конфликта. Ассертивный вариант поведения обезоруживает критикующего, поскольку его оппонент соглашается с замечаниями, не рассусоливает, ориентируясь на то, как выправить положение. Не исключено, что критикующий все равно продолжит свои нападки. В этом случае не остается ничего другого, как порекомендовать вам воспользоваться ассертивной техникой удовлетворения справедливых требований. Иными словами, пусть оппонент говорит что угодно, настаивайте на том, что нужно начинать работу.

Знатоки человеческой психики и межличностных коммуникаций понимают, что людям свойственно ошибаться. Ошибка - это просто ошибка, ничего более. Один дал промах, что опоздал, другой - что сорвался по этому поводу и затем не знал, как выпутаться из неловкого положения. Желая сберечь силы и сохранить настроение, реагируйте на справедливую критику следующим образом:

1) Согласитесь с критикой в свой адрес (ведь все это чистая правда).

2) В подобный случаях у нас принято извиняться за допущенные промахи. Вполне достаточно просто сказать: "Извини!".

3) Предложите выход из положения и, по возможности, поскорее осуществите задуманное. Предполагается, что вы как можно быстрее завершаете дискуссию на тему совершенного вами прегрешения и принимаетесь за работу по исправлению ошибки.

4) Не падайте духом; сознавая, что вы несовершенны, великодушно простите наличие определенного несовершенства и другой стороне. Учитывайте тот факт, что порой из-за банального пустяка человек способен рассердиться настолько сильно, что пройдет время, пока улетучится его злость. Так сказать, застрахуйте себя от этого. Для начала простите оппоненту выпады, допущенные по отношению к вам. Не обращайте внимания на разного рода колкости, отпускаемые в ваш адрес, последовательно настаивайте на своем, на способах решения той проблемы, о которой идет речь. Желая прекратить дискуссию по поводу вашего прегрешения, пожертвуйте ради этого всем.

Данный подход прост, а результат поистине сказочен. Если вы не совершили ничего ужасного, то в большинстве случаев уже само по себе принятие критики, принесенные извинения и предложение по исправлению ошибки заставят замолчать критикующего. Если все это не подействует после первой вашей попытки, продолжайте настаивать на своем. Вы допустили промах, а за ошибки нужно платить. По крайней мере, терпением.

О критике несправедливой

Было бы прекрасно, если бы другие критиковали нас лишь за действительные ошибки. Однако, как подтверждают церковные соборы еще со времен средневековья, мы существуем не в лучшем из миров. Да и живем мы среди людей, которые не всегда настроены дружелюбно по отношению к нам.

От отрицательного эмоционального заряда избавляются чаще всего тем способом, что перебрасывают его, словно мячик, кому-либо другому. Когда мир вам не мил и не все "о'кей" в личном плане, вам становится легче после того, как вы на кого-нибудь накричите.

Порой вам что-то не нравится в человеке, однако вы боитесь или же вам мучительно трудно сказать ему об этом в открытую. Чем дальше, тем сильнее он раздражает вас своим поведением, и вот, воспользовавшись каким-нибудь предлогом, бывает, по самому пустяковому поводу, вы обрушиваетесь на него с такой критикой, что дребезжат оконные стекла.

Существуют среди нас люди со слабой верой в собственные силы, но при этом достаточно агрессивные, для них чужая беда всегда в радость. Словом, чувствуя себя скверно, они стремятся доказать другому человеку, что он еще более никчемен, нежели они сами. Принцип тут простой. Чтобы не считать себя величайшим глупцом на свете, следует найти того, кто глупее, и тем самым отдать ему пальму позорного первенства.

Особое удовольствие от критики получают завистники. На душе у них становится очень хорошо, когда они получают возможность сделать больно тому, кому завидуют, показав этому человеку, что все, чем он обладает и чему можно позавидовать, не самое главное.

для вышеозначенных целей критика всегда под рукой. Между тем навряд ли сыщется в мире человек, которого не за что было бы покритиковать. Хотя бы по той причине, что все мы можем по-разному оценивать одни и те же явления.

В качестве первой помощи пострадавшему от несправедливой критики предлагаем воспользоваться ассертивной техникой "открытой двери". В названии этого приема символически отражена ситуация, когда критикующий как бы пытается с разбега выломать запертую дверь, а она распахивается перед ним настежь, и он влетает внутрь. Прием таков:

1) Попробуйте разобраться, что в сообщении критикующего является истинным, а что представляет собой его субъективную, нередко относящуюся к сфере морали оценку того или иного факта. К примеру: "Ты не была у парикмахера почти год!". Как факт данное замечание может быть справедливо.

Между тем всем своим видом критикующий дает понять, что, мол, к парикмахеру не ходят только те женщины, которые не заботятся о своей внешности и выглядят как нечесаные замарашки. По сути же, это дело вкуса, ходить к парикмахеру или нет. Техника "открытой двери" предполагает реакцию лишь на истинный факт. Да, мол, я не захаживала в парикмахерскую сравнительно долгое время. Но в определенной мере это своего рода коммуникационная игра с огнем, поскольку адресат, конечно, понимает, что именно собирался сказать критикующий: ты, дескать, выглядишь плохо и неопрятно.

2) Согласитесь со всем, что справедливо, а также правдоподобно и в целом резонно смотрится в выпаде критикующего.

3) Отвечайте кратко, то есть простым лишь согласием на утверждаемое критикующей стороной. В нашем примере с парикмахерской ассертивный ответ уже приведен выше: "Да, я не захаживала в парикмахерскую…". Не больше, но и не меньше. Никаких объяснений насчет того, что, мол, не было времени, денег и бог весть чего еще.

4) Сохраняйте присутствие духа; увидев, что вы растеряны, критикующий будет удовлетворен и вдохновлен вами на дальнейшую критику. Напряжение и страх он прочтет в ваших глазах. Но еще больший вред способны принести ирония и сарказм. Тогда уже речь пойдет не о технике "открытой двери", а об ответной критике.

5) Отнеситесь к нападкам на вас избирательно. Какие бы нелепости не позволял себе критикующий, сосредоточьте свое внимание на том, что заключает в себе рациональное зерно, только на это и реагируйте.

Проиллюстрируем данную технику на примере диалога. Допустим, речь идет о вечере выпускников двадцать лет спустя. Разговор ведут две женщины. Одна из них разведена, бездетна, а другая замужем, мать троих детей, довольная своей семейной жизнью.

А: О, да ты прекрасно выглядишь. Прямо-таки цветешь!

Б: Да, на здоровье не жалуюсь.

А: Разве что располнела. Теперь, наверное, весишь килограмм на тридцать больше, чем тогда, при выпуске.

Б: И то правда, располнела.

А: Да, изрядно ты обросла жирком. А ведь говорят, что толстеть - значит, стареть.

Б: Действительно, говорят. Может быть, в этом что-то и есть.

А: Что-то? Много чего в этом есть, дорогая моя. И не только в смысле здоровья. Посмотри-ка, половина девчонок из нашего класса уже в разводе. Вот начнет твой заглядываться на молоденьких стройных девушек, тогда пиши пропало.

Б: Ты права, в общем-то. Было нас двадцать восемь, одиннадцать развелись. Но многие в другой раз вышли замуж.

А: Может быть, пошло бы на пользу, если б ты не столь сильно подчеркивала свою полноту. Знаешь, хорошие портнихи творят чудеса.

Б: Да, хорошая портниха дороже золота.

А: Конечно, придется и раскошелиться. Я бы сказала, ты не на том, милая, экономишь. Все, что сейчас на тебе, - это "секонд хэнд", не так ли?

Б: Для того, чтобы красиво одеваться, нужно время или деньги. А чаще и то, и другое.

А: Ну вот, сама все прекрасно понимаешь, только не делаешь. Могу порекомендовать тебе свою портниху. Наведайся к ней, увидишь, что сходишь не зря. Она хоть и дорогая, однако очень хорошая. Просто волшебница. Стоит ли, право, в сорок лет выглядеть на все пятьдесят.

Б: Не стоит. Что верно, то верно.

А: Все нужно менять в корне. Не забудь и о парикмахере. Слушай, не подумай чего плохого, как говорится, без обид, но, скажу я тебе по старой дружбе, такие прически носили лет десять тому назад. Думаю, самое время поменять салон.

Б: Что касается прически, тут я действительно консерватор.

А: Консерватор, подружка дорогая, это еще слабо сказано! Послушай, а ты, случайно, не сама ли стрижешься?

Б: Да, сама.

А: Все экономишь. Ну так и не удивляйся потом, когда дело закончится разводом.

Б: Экономлю. Что правда, то правда.

Соглашаясь с критикующим без всякого страха, мы рано или поздно вынудим его замолчать. Дело в том, что своим огульным критиканством он ничего не решает, ничем не овладевает и ничего не исправляет. Он хочет лишь завладеть нами, манипулировать, а в конечном счете, и унизить нас. В лучшем случае, желает, чтобы мы попали к нему в зависимость и плясали под его дудку. Этого удовольствия мы ему не доставляем, и он через некоторое время смиряется с положением.

Критика "Б" на вечере выпускников носила несправедливый характер, хоть в ней и была "доля правды". Но техника "открытой двери" способна примирить и с совершенно безосновательной критикой. Скажем, авторов этой книги посещает один недовольный читатель и говорит:

А: Да как вы вообще можете выпускать в свет книжки? Вы - духовно нищие люди! Стыдитесь!

Н: Порой нам действительно бывает стыдно. В этом плане вы правы.

А: Вот только теперь вам не стыдно. Загребают, понимаешь, бабки благодаря своей книжонке. По утру в туалете чего-нибудь накарякают - вот и обеспечены лет этак на десять. Потом только и делают, что отдыхают.

Н: В вашей идее что-то есть. Она нам положительно нравится.

А: Вот вы и показали, какие вы эгоисты и обдиралы. Об одном лишь мечтаете, как бы поменьше труда вложить да побольше мильонов огрести. Кстати, вы не соизволили объясниться по поводу того, что я считаю вас примитивными людьми. По мне, каждый дебил может писать подобные книженции.

Н: В жизни нам приходилось не только стыдиться за себя, но и совершать такие ошибки, что сами себе удивляемся. И мы даже сказали себе: "Век живи, век учись!". Тут мы тоже можем с вами согласиться.

А: Наконец-то, признались. Но откуда у вас эта наглость - отравлять сознание людей своими вредными идеями?

Н: По правде сказать, мы ни о чем таком пока не думали.

А: Как вы можете о чем-то таком думать?! Я этим нисколько не удивлен. Вы вообще не способны думать! Вот так.

Н: Вы совершенно правы относительно того, что бывают минуты, когда мы поступаем нерационально.

А: По мне, так вы оба прыщи на лице человечества.

Н: Понимаем, что мы оба, по вашему мнению, прыщи на лице человечества.

В данном диалоге тоже прослеживается стремление найти то, с чем можно было бы согласиться. В таких случаях дерзости и вульгарность мы пропускаем мимо ушей, игнорируем. "Открытая дверь" - поистине более привлекательное решение, нежели, скажем, драка, на которую "А" мог бы спровоцировать менее хладнокровного собеседника. Если у вас сложилось впечатление, будто применения рукоприкладства "Н" избежали в данном случае ценой полного унижения, прочитайте диалог еще раз. Атакующий в ярости. Его оппонент ставит себя выше происходящего. Трусы и паникеры, возможно, испытали бы потребность замять дело, мол, все "тип-топ". Но человек, живущий в согласии с самим собой (и знающий, как поступить), допускает, что он не настолько совершенен, какими были Тимур и его команда. Да и кто, не покривив душой, мог бы сказать о себе, будто ему ни разу в жизни не было стыдно за себя, будто он не совершил ни одного глупого поступка и будто ему не приглянется "накарякать что-нибудь поутру в туалете" и после этого десять лет не думать о финансовых проблемах? В случае с техникой "открытой двери" заставить критикующего замолчать удается, как правило, необычайно быстро. Чтобы продолжать разговор в конфликтном духе, критикующему нужен соответствующий материал. При обычном варианте восприятия критики такой материал предоставляет ему критикуемое лицо либо посредством того, что "лучшая защита - это нападение", либо трусливой самозащитой. Благодаря секрету замка нашей двери критикующий не достигает желаемого. По окончании диалога с нами он испытывает еще большее напряжение, чем до его начала. Но это уже не наши проблемы. Однако речь не идет о ситуации, когда мы хотим или должны в дальнейшем поддерживать с кем-либо взаимоотношения.

Говоря о вечере выпускников (пусть бы он происходил непосредственно после выдачи аттестата зрелости), можно без опасений воспользоваться техникой "открытой двери", поскольку в ближайшие десять лет вам не обязательно будет встречаться с критикующим. Между тем лучше не пытаться применять данный подход в отношении членов семьи и коллег по работе (тем более начальства).

К межличностным контактам применимо одно правило. В случае, если вы серьезно относитесь к окружающим, велики шансы того, что порядочные люди отплатят вам тем же. Хотя это только шансы. Если же вы критикуете, нападаете на кого-либо, то можете быть уверены на все сто процентов, что реакция вашего оппонента будет соответствующей. Поэтому для семейных и дружеских критических диалогов рекомендуем вам другую технику.



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 190