УПП

Цитата момента



Прежде девушки краснели, когда их стыдили; а нынче стыдятся, когда краснеют.
И то, и другое им очень идет.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Современные феминистки уже не желают, как их бабушки, уничтожить порочность мужчин – они хотят, чтобы им было позволено делать то, что делают мужчины. Если их бабушки требовали всеобщей рабской морали, то они хотят для себя – наравне с мужчинами – свободы от морали.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4123/
Мещера-2008
Медитация.

Релаксационные техники или же способы достижения глубокого расслабления в отношении целого ряда подходов создают базу для работы над собой. Состояние релаксации, при котором человек как бы отключается от внешнего мира и преодолевает барьеры, отделяющие сознание от подсознательного, позволяет глубже проникнуть в сущность собственного я. Это получает конкретное выражение в медитационных приемах. Прежде чем познакомиться с некоторыми из них, следует уяснить, что, собственно, входит в понятие медитации. Оно не имеет отношения к исследованиям типа "что было раньше - курица или яйцо". Или, например, к таким вопросам, как: "Скажи, пожалуйста, ну что ты все время об этом думаешь?".

Хотя в переводе с латинского "meditatio" и означает "размышление", "рассуждение", "обдумывание", однако есть тут отличие от нашего обычного "европейского" способа обдумывать что-либо. Задействовав силу разума, мы углубляемся в размышления целенаправленно, пытаясь быть как можно более объективными, то есть выступаем как бы в роли сторонних наблюдателей, стремимся ввести в рамки и четко определить преследуемые нами интересы, рассуждаем разумно и логически с целью достичь четкой дефиниции и уяснить вытекающие из нее задачи. Медитация же означает то, что мы чему-либо предоставляем место, позволяем этому развиваться, наблюдаем, находимся в контакте, воспринимаем во всей полноте и движемся навстречу без цели.

Нейрофизиолог наверняка сказал бы, что существует различие между подключением функции левого (доминантного) и правого полушарий мозга, то есть между познанием мира посредством аналитического мышления и восприятием какой-либо данности в целом. Антрополог скорее всего сослался бы на различие между "западным" и "восточным" складом мышления. Что такое медитация, определить нелегко, и приведенные характеристики проясняют вопрос лишь отчасти. Очевидно, по той причине, что так называемый средний европеец привык эксплуатировать при понимании какого-либо текста правое полушарие своего мозга. Думается, уместнее всего сначала попробовать, потом оценить и, если получится, понять.

Размышляя о чем-либо, человек проявляет активность, подключает волю, использует прошлый опыт и при этом ориентируется на принятие оптимального решения в плане будущего. Медитация - это процесс, знающий лишь настоящее время. Способность отстраниться от прошлого и будущего, возврат в мир детства - важное условие и для овладения релаксацией. Сам участник процесса как бы пассивен (по крайней мере, с точки зрения общепринятых критериев активности), занимает выжидательную позицию: все случится само собой. Чем более осознанны его стремления, тем больший вред они наносят. Занимающийся медитацией ничего не должен оценивать, предоставив полную волю мыслям, чувствам и протекающим в организме процессам.

Одни авторы считают положение лежа после общей релаксации наиболее приемлемым для медитационных тренировок. Другие готовы присягнуть, что единственно правильным является такое положение, когда у человека, занимающегося медитацией, выпрямлен позвоночник (например, индивид сидит на полу, скрестив ноги). Правомерны обе позиции: одних больше устраивает первая, других - вторая. Достаточно убедиться в этом на собственном опыте.

Знаете пи вы, чего хотите?.

Чаще всего чувство подавленности и страха, не дающее покоя клиентам различных консультаций, вызывает то состояние, когда они не знают, чего хотят. Выражаясь более сложным языком, эти люди отличаются амбивалентным отношением к ценностям (предметам, делам, окружающим), то есть они одновременно и желают, и не желают чего-либо. Как правило, они не знают, на чем остановить свой выбор, как решить, что для них более выгодно (речь идет не только о банальном уравнении "издержки х дивиденды", но и не причинят ли они вреда тем самым другим людям, смогут ли после этого жить в ладах со своей совестью и т. д.). При обучении ассертивности (о чем вы узнаете из последней главы) бывает так, что теоретически безупречно подкованные индивиды в учебной ситуации абсолютно не справляются с поставленной задачей. На уровне лексики все идет как надо, а вот "речь тела" и то, что стоит за словами, находится в кричащем противоречии с выраженным вслух. Почему? Потому что хоть они и старались изо всех сил приобрести необходимые навыки, однако эти самые умения были им как бы "не по нутру". Короче говоря, им и хотелось, и не хотелось владеть ими. В данном случае следовало бы сначала уяснить для себя, желаю ли я действовать таким образом, согласен ли изменить прежние подходы, чтобы руководствоваться предлагаемыми, или же останусь "при своем".

Такой индивид может удовлетвориться, скажем, тем, что техники самоутверждения противоречат его представлениям о познании мира. Одним словом, у него другой путь. И это вовсе не означает, что результаты его будут менее успешны. К одним и тем же целям можно прийти разными путями и с разных исходных позиций. Главное - умение распознать, где мы в данный момент находимся и какой из путей "наш".

Еще одно немаловажное замечание. Когда вы стремитесь уяснить, чего, собственно, вы хотите достичь, ваш внутренний диалог с собой не должен носить "плановый" характер по типу заседаний госкомиссий по планированию. Жизнь - не то, что будет, а то, что есть. Действительно, строить далеко идущие планы - занятие неблагодарное. Почему? Потому что, во-первых, существует опасность того, что это окажутся не планы, а нереальные, несбыточные мечты; во-вторых, это будут не ваши собственные и не свойственные вам цели, а результат обработки набора вышеупомянутых рационализации типа "с понедельника возьмусь"; в-третьих, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Даже в том случае, если первые две опасности вам не грозят, в определенный момент вы можете понять, что то, чего вы так желали, скажем, лет пять назад, теперь не имеет для вас никакого значения. Недаром говорится, что человек может обладать всем, чем захочет, но только не тогда, когда он больше всего этого желает.

Моралисты, намеревающиеся грозно поднять палец или даже поставить на всем этом точку, пусть немного повременят. Само собой разумеется, что человек должен строить планы на перспективу. Это вытекает из иерархии ценностей. Например, для женщины может являться большой ценностью быть хорошей матерью.

Ценность эта (или, если хотите, цель) - моральная, социально приемлемая. Достигается она посредством конкретных шагов. Если такая женщина начнет рассуждать о том, что она предпримет, то, разумеется, не станет включать в свои планы того, что вступило бы в противоречие с означенной ценностью. К примеру, ей придется решить, поедет ли она в воскресенье вместе с детьми за город или будет шить им теплые куртки, читать сказки и тому подобное. Свою ценность быть хорошей матерью она, разумеется, не сможет наполнить содержанием, если будет варьировать между краткосрочными целями. Стало быть, не станет просиживать на кухне и курить сигарету за сигаретой, "медитируя" по поводу того, что хочет быть лучшей из матерей, в то время как дети бегают по квартире или где-то возле дома. Так она действительно ничего не добьется. Это кратчайший путь к тому, чтобы довести себя и детей до невроза или какого-либо психосоматического заболевания.

Наверное, каждый человек в своей жизни время от времени вступает в конфликт с самим собой, когда оказывается не в силах сделать выбор. Иногда это происходит по той причине, что оба варианта выглядят заманчиво. Реализовать же можно только один. Вопрос в том, какой из вариантов лучше. Другая ситуация: "навар", конечно, неплохой, но ради него придется кое-чем поступиться. Может оказаться и так, что и в том, и в другом случае дело, так сказать, предстоит темное, и необходимо решить, какое из двух зол меньше. Но речь необязательно идет о серьезных вопросах, например: продолжать жить в браке или развестись? Проявить ли интерес к зачислению в отряд добровольцев, посылаемых на борьбу с Саддамом Хусейном, за что хоть и хорошо платят, однако дело само по себе рискованное? Заняться ли заочным обучением и посвятить науке все свободное время в течение шести последующих лет либо отправиться на монтажные работы далеко за море и, стало быть, на год оторвать себя от семейной жизни? Человека отягощают и изматывают даже относительно мелкие проблемы. Например, съездить ли на Рождество за товаром в Грецию или лучше все-таки поехать на любимую дачу, где нужно столько всего успеть сделать перед наступлением весны? Состояние это весьма неприятное, внутреннее напряжение нарастает. Решитесь на что-либо - станет легче, но лишь на время. Потом вдруг снова почувствуете неуверенность в том, правильно ли вы рассудили. События раскручиваются по спирали. Чем дольше бьетесь над проблемой, тем большее напряжение и страх испытываете. Короче говоря, ощущаете себя беспомощными. В ситуации, когда дело не терпит отлагательств, вы предпринимаете тот или иной шаг, однако впоследствии, где бы ни оказались, только и думаете о том, что следовало бы поступить совершенно иначе.

Когда демон сомнений вдоволь натешится вами, вы начинаете отказываться от еды (или переедаете), страдаете бессонницей (или пересыпаете), принимаетесь за наркотики (речь не обязательно идет о гашише или опиуме; это может быть сигарета, диазепам, алкоголь), но ничего не помогает. Иногда становится даже хуже, поскольку от всего этого может заболеть голова. Не говоря уже о том, что подобный путь способен привести к инсульту, инфаркту, астме, расшевелить камни в желчном пузыре или почках, вызвать экзему, ревматизм и бог знает что еще.

Предвидя такие драматические последствия, можно, конечно, направиться в ближайший кабачок и там излить душу собутыльнику. С рассудительностью, свойственной завсегдатаям пивных, он посоветует вам плюнуть на все это, пусть, мол, об этом думает лошадь - у нее голова большая. По поводу данного совета мы охотно поделимся с вами двумя замечаниями. Первое - позитивное, говорим это совершенно серьезно и безо всякой иронии: ваш новый приятель-собутыльник дает вам, в принципе, дельный совет. Второе - негативное: он не сообщил вам ничего нового. Если бы вы знали, как заставить думать за вас это умное четвероногое, то давно бы так и поступили.

Можем предложить вам несколько отличающихся друг от друга подходов.

В каком направлении искать.

Все техники целенаправленных поисков выхода из сложившейся ситуации основаны на признании того факта, что своими судорожными усилиями найти решение человек сам превращает все в напрасный труд. Одни усматривают причину в неумеренной активности, блокирующей рациональное мышление; другим она видится в том, что вы, поступая таким образом, блокируете сферу подсознательного; третьи, ориентированные на трансцендентальные формы познания, убеждены, что вы тем самым выходите из поля действия законов Вселенной, где и содержится ответ. Как бы там ни было, результаты налицо. Но лучше убедиться самим.

Основное правило все то же: прежде попробовать, потом оценить. Выберите наиболее приемлемую из предлагаемых ниже техник. На первых порах следует учитывать то обстоятельство, что для занятий вам требуется спокойная обстановка. Мастера релаксации и медитации способны реализовать их где угодно, в любом месте, где могут встать в неподвижной позе и физически расслабиться (в поезде, в трамвае, на нудных заседаниях и конференциях). В конце концов, вы сами поймете, когда пробьет ваш час. Ну а поначалу устраивайтесь в каком-либо тихом помещении и занимайтесь релаксацией.

Пусть за вас думает лошадь, или санкальпа.

Санкальпа - техника йоги, которую можно практиковать либо непосредственно перед сном, либо в состоянии релаксации. Четко и коротко сформулируйте вопрос, на который вы хотели бы получить ответ. Формулируйте его позитивно. Например: "Я сумею сделать выбор между Грецией и дачей". Пусть эта фраза (лучше повторенная многократно) станет последней вашей мыслью перед сном. Вы можете ускорить процесс, если в течение дня "используете" фразу в состоянии релаксации.

Выглядит все это неправдоподобно, однако эффект почти стопроцентный. Что касается рядовых проблем, то решение откроется вам как-нибудь поутру уже через несколько дней. На решение проблем посерьезнее уйдет больше времени. В отдельных случаях это будет не столько решение, сколько руководство к его реализации или же сама реализация - "это обязательно произойдет".

Возможности применения данной техники более широки. С ее помощью можно найти решение проблемы даже в том случае, когда вам будто бы уже стало ясно, чего вы хотите. Если же речь идет о "диагностике" цели, то вопрос, обращенный к сфере вашего бессознательного, можно формулировать в общем плане, например: "Я приду к тому, чего на самом деле желаю". Никогда не закладывайте в формулировку вопроса время. Если вы скажете: "Завтра…", а на следующий день ничего подобного не случится, то будете разочарованы и потеряете веру в санкальпу. Будет очень жаль, если так произойдет. Если идея не посетит вас ни на другой, ни на третий день, то данное обстоятельство будет свидетельствовать не о недостатках подхода, а о том, что вы просто еще не созрели для нее.

О том, что идея наконец пришла, вы узнаете очень легко. Однажды ответ на вопрос всплывет у вас сам собой. Это будет сопровождаться чувствами облегчения, покоя, расслабленностью, которые не покинут вас за короткий срок, и сомнения не вернутся к вам. Вы будете абсолютно убеждены в том, что данное решение для вас оптимально. Не позволяйте интеллекту ввести вас в заблуждение - открывшееся решение необязательно должно быть выгодным, например, в материальном отношении. Не удивляйтесь, в вашем случае, возможно, этические ценности более весомы, нежели материальные; почему бы нет? Просто до сих пор вы не знали себя с этой стороны. Но может быть и наоборот - не исключено, что вы стилизуетесь (притворяетесь не только перед другими, но и сами перед собой) под поборника и носителя духовных ценностей. А на деле оказывается, что ваши цели в высшей степени материальны.

Два магических вопроса.

Автор данного подхода - представительница психосинтеза Дж. Рейнуотер. Прежде чем приступить к этому упражнению, приготовьте карандаш и бумагу или магнитофон. Хорошо начать с короткой релаксации. Первый магический вопрос: Что со мной происходит в настоящий момент?- какие мысли мелькают в моей голове, о чем я думаю? чем занимаюсь? что чувствую?- как дышу? Если вы расслабились должным образом, то ответы будут приходить в голову сами собой. Ни к чему не принуждайте себя, оставьте свою психику в покое. Чем менее настойчивым будет ваше желание узнать о себе что-либо, тем больше у вас шансов достичь позитивного результата. Если на ум не приходит ничего существенного, задержите свое внимание на последнем подвопросе. Ваше дыхание наверняка нельзя назвать расслабленным, замедленным и глубоким. Исправьте положение и вновь займитесь вопросами. Мысли, приходящие вам в голову, можете либо негромко высказывать вслух (или записывать на магнитофон), либо фиксировать на бумаге. Если стремление запечатлеть свои мысли сбивает вас, откажитесь от этого (в дальнейшем ситуация изменится к лучшему). Пока же, видимо, вы боитесь себя и собственного "отражения" больше, чем могли бы это предположить. Повторяем, ни к чему себя не принуждайте.

Произведя "инвентаризацию" положения дел, задайте второй магический вопрос:.

Чего я хочу в настоящий момент? Действуйте так же, как и в первом случае. Когда вы уясните, о чем идет речь, хорошо было бы реализовать это на практике. Не знаете, как? Читайте об этом ниже. Вы найдете несколько техник того, как превратить желаемое в действительное.

Метод свободных ассоциаций.

Аппликацию данного подхода на процесс самопознания описала в 1942 году американка К. Хорни. Впрочем, этот прием стар, как само человечество, и ряд современников успешно практикует его, не имея ни малейшего представления о психоанализе, представительницей которого является Хорни. Когда на душе становится тяжело, они вспоминают о своем "любимом дневнике", садятся за стол и пишут обо всем, что приходит в голову. Делают они это до тех пор, пока им не становится легче.

Данный метод можно применить и к самопознанию. Техника проста. Расслабьтесь и либо расскажите (или запишите на магнитофон), либо опять же зафиксируйте на бумаге все, о чем думаете (внимание! Осуществление записей, особенно в письменном виде, весьма отвлекает некоторых людей и, кроме того, обладает определенным недостатком, а именно: ваши мысли опережают процесс письма. В связи с чем вы вынуждены помечать лишь самое основное). В случае с магнитофоном вы рискуете тем, что никогда не воспользуетесь своими записями, не сумев обработать столь обширный материал. При желании применить метод для определения своих целей до того, как дать ход свободному течению мыслей, задайте себе следующий вопрос: "Чего я хочу?".

Установление целей по Шакти Гавайи.

1) Возьмите карандаш и бумагу. Напишите нижеозначенные категории:- Работа/карьера- Быт/имущество. Взаимоотношения- Самовыражение в творчестве- Свободное время/путешествия. Воспитание личности/образование. Далее, исходя из сложившейся жизненной ситуации, напишите под каждой категорией, что вам хотелось бы иметь.

изменить или улучшить в плане ближайшего будущего. Не размышляйте слишком долго, помечайте каждую мысль, которая представляется вам реально выполнимой.

2) На другом листке бумаги охарактеризуйте свой жизненный идеал - опишите абсолютно идеальную ситуацию, какую только можете себе представить. Положитесь на свою фантазию, и вы действительно пожелаете всего, чего хотите.

3) На этом же листке напишите, как вы хотели бы изменить мир, будь это в ваших силах. Изобразите некий сказочный мир, в котором ваша сказочная жизнь протекала бы наилучшим образом.

4) Снова возьмите чистый лист бумаги и, выбрав из ваших идеальных представлений наиболее содержательное, составьте список из десяти-двадцати наиважнейших жизненных целей, как если бы вы задумали воплотить их незамедлительно (список этих целей вы не только можете, но и должны время от времени изменять и перерабатывать).

5) Теперь напишите: "Мои цели на ближайшие пять лет" и составьте список самых важных целей, которых хотели бы достичь в течение данного периода. Пишите только те цели, о которых можете сказать наверняка, что вы хотели бы их добиться. Ни в коем случае не записывайте таких, в которых сомневаетесь (например, если это диктуется исключительно правилами хорошего тона, этого желают ваши родители, партнеры, дети и т. д.).

6) Затем напишите: "Мои цели на ближайший год". Не перебарщивайте с количеством, ограничьтесь пятью-шестью наиболее важными. Далее посмотрите, не противоречат ли данные цели вашим целям на пять лет, то есть идут ли они в одном русле. Например, если вы планируете заняться коневодством, то в числе ваших целей на год может быть овладение специальной литературой, формирование источников финансирования для купли земельного участка.

7) Аналогичным образом определитесь с целями на ближайшие полгода, на ближайший месяц и, наконец, неделю.

Будьте реалистами по отношению к объему и количеству целей, то есть к тому, что на самом деле реально осуществить за обозначенный промежуток времени. Будьте также достаточно скромны - при формировании краткосрочных целей выбирайте лишь то, чего, по вашему убеждению, вы в силах достичь.

Все вышеприведенные подходы предполагают, что занятия проводятся в состоянии релаксации, с тем чтобы использовать психическое расслабление для разрушения барьеров между сознанием и нашим подсознательным. Индивиду следовало бы занять позицию некоего независимого наблюдателя - словом, не влиять на происходящее, на те представления, которые возникают, и на первых порах не размышлять над ними, а лишь отмечать их. Всякую рационалистичность следовало бы "отключить", дабы, вместо того чтобы вы действительно желаете, не пойти по конъюнктурному пути типа: к чему я должен стремиться как порядочный человек или чего от меня ждут другие (родители, учителя, супруг, работодатель и т. д.)?Между тем не каждого человека способен удовлетворить изложенный подход (хотя мы настоятельно рекомендуем всем без исключения опробовать его). Некоторые люди испытывают потребность в сугубо рациональном способе постижения мира и самих себя, потребность в так называемых логических построениях. Две предыдущие техники не исключают применения подобного подхода, можно использовать их в качестве тематического ориентира, определяющего круг вопросов. Если вы принадлежите к индивидам чисто рационального склада, любящим в каждом деле порядок, мы можем предложить вам следующую технику.

Планирование жизни по М. Шлепецкому.

Приготовив карандаш и бумагу, подумайте над каждой из приведенных ниже категорий и напишите, что вам хотелось бы осуществить в рамках какой-либо из них.

I. Индивидуальные цели.

1. Жизненный стиль (включая имидж, который вы желали бы иметь).

2. Духовная, религиозная или философская деятельность.

3. Экономическая деятельность.

4. Дальнейшее самообразование.

5. Решения, касающиеся вашей работы.

6. Планируемый уровень физической активности.

7. Активный отдых.

II . Межличностные цели.

1. Семейная жизнь (степень близости к родным: родителям, партнеру, детям и т. д.).

2. Друзья: их число, степень близости; откуда они (работа, наличие общих интересов, соседи и т. д.).

3. Романтические взаимоотношения: серьезность, сексуальные связи, чем-либо примечательные или обычные отношения, надежды на будущее.

4. Групповые контакты: степень принадлежности к группам (семья, группы по интересам и т. п.), предпочтение групповым или личным интересам, уровень эмоциональной зависимости от групп.

5. Роль лидера: какую степень влияния на группу, членом которой являетесь, вы хотели бы иметь, какую степень ответственности готовы взять на себя, какую степень признания желали бы получить.

III. Долгосрочные цели.

1. Каких из выбранных вами целей вам хотелось бы достичь через десять, двадцать и тридцать лет?

2. О чем из того, что есть сейчас, вы с удовольствием вспомнили бы через десять, двадцать и тридцать лет?.

IV. Особые долгосрочные цели.

Имеются в виду цели, определяющие смысл вашей жизни или вашу жизненную философию. Собственно говоря, это важнейшее из важного. Можете начать фразой: "Если бы мне надлежало сказать кому-либо, что означает для меня жизнь, я сказал бы…".

В заключение - своеобразная премия для "правополушарников", то есть для тех, кто сугубо рациональному подходу предпочитает интуитивный и комплексный способ познания мира. Мы премируем их за долготерпение, за то, что они прочли и, возможно, апробировали чисто рациональные подходы. Презентуемая техника имеет одно "но". Предпосылкой для ее успешной реализации служит овладение глубокой релаксацией и медитационными приемами. Тот, кто справляется с этим, может приступать к следующему.



Страница сформирована за 1.35 сек
SQL запросов: 190