4.4. Индивидуальные упражнения и домашние задания.
В мотивационном тренинге индивидуальные задания используются для двух целей:
1) самопознание;
2) самоусиление.
Благодаря индивидуальным упражнениям участники осознают собственные мотивы и тенденции реагирования и возвращаются в реальность, в которой тренинговая команда им не подскажет, не поможет, не подыграет.
Индивидуальные упражнения, следовательно, могут выполнять функцию реализационной фазы тренинга и психотерапии — фазы распространения полученного тренингового опыта на ситуации реальной жизни (Слуцкий А. С., Цапкин В. Н.„ 1985).
Важнейшее значение имеют индивидуальные домашние задания (излюбленный метод бихевиоральных и когнитивно-бихевиоральных подходов в психотерапии и тренинге жизненных навыков).
Домашние задания помогают начать реализационную фазу уже в ходе тренинга: участники «выходят на поле» с усвоенными ими методами, а затем сообщают группе, какие результаты дало применение методик в реальной жизни.
4.4.1. Упражнение «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»
Цель — осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющиеся предсказаний.
Инструкция.
Вспомните, пожалуйста, своего подчиненного (если подчиненных не было, то сотрудника), который казался вам наименее мотивированным к работе. Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.
1 Несимпатичный─1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Симпатичный |
2 Злой─1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Добрый |
3 Необязательный─1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательный |
4 Глупый─1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Умный |
5 Равнодушный─1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Увлеченный |
6 Рассеянный─123456789 10 Собранный |
7 Податливый─123456789 10 Упрямый |
8 Грубый─123456789 10 Нежный |
9 Беззаботный─1 23456789 10 Озабоченный |
10 Неуспешный─12345678910 Успешный |
1 Несимпатичный─123456789 10 Симпатичный |
2 Злой─123456789 10 Добрый |
3 Необязательный─1 23456789 10 Обязательный |
4 Глупый─123456789 10 Умный |
5 Равнодушный─12345678910 Увлеченный |
6 Рассеянный─1 23456789 10 Собранный |
7 Податливый─123456789 10 Упрямый |
8 Грубый 123456789 10 Нежный |
9 Беззаботный 1 23456789 10 Озабоченный |
10 Неуспешный─123456789 10 Успешный |
Теперь вспомните подчиненного (или сотрудника), который казался вам наиболее мотивированным к работе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.
Таблица 4.3
Обработка данных
№ |
Качество |
Балл наиболее мотивированного сотрудника |
Балл наименее мотивированного сотрудника |
Разность |
Значимые различия |
1 |
Симпатичный |
||||
2 |
Добрый |
||||
3 |
Обязательный |
||||
4 |
Умный |
||||
5 |
Увлеченный |
||||
6 |
Собранный |
||||
7 |
Упрямый |
||||
8 |
Нежный |
||||
9 |
Озабоченный |
||||
10 |
Успешный |
Примечание. Значимыми различиями в данном случае будем считать разность в ±4 балла.
Необходимо обратить внимание участников на то, что в таблицу обработки данных они сначала вносят баллы наиболее мотивированного сотрудника, а затем — баллы наименее мотивированного, хотя заполняли шкалы они в противоположной последовательности.
Рис. 4.5. Бланк для построения профиля различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным сотрудником
Итак, вы установили качества, по которым различаются наиболее мотивированные и наименее мотивированные сотрудники. Вопросы для размышления и обсуждения:
Какие из этих качеств напрямую не связаны с мотивацией к работе?
Почему они оказываются в одном блоке с мотивацией ?
Кто-то из участников, скорее всего, ответит, что «почему-то» более мотивированный оказался более добрым, или более умным, или более симпатичным.
Тренеру важно четко обобщить результаты — иначе не все участники поймут, для чего, собственно, выполнялось это упражнение.
Для этого тренер должен после свободных высказываний произвести четкий опрос: «Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как более симпатичного?' Спасибо… (здесь и далее тренер каждый -
__________________
' То есть, у кого наиболее мотивированный сотрудник оказался на 3 или более баллов симпатичнее наименее мотивированного.
раз записывает результат подсчета голосов на флипчарте). Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как менее симпатичного ? Спасибо. Кто оценил наиболее мотивированного как более доброго? Спасибо… Как менее доброго?» Все данные записываются на флипчарте в два столбца. В табл. 4.4 (Москва, сентябрь 1999, п =17) и 4.5 (Санкт-Петербург, март 1999, п =11) приведены результаты двух групп участников.
Таблица 4.4
Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой Первого мотивационного тренинга
№ |
Качество |
Превосходство наиболее мотивированного сотрудника |
Превосходство наименее мотивированного сотрудника |
Комментарии |
1 |
Симпатичный |
3 |
0 |
? |
2 |
Добрый |
4 |
0 |
? |
3 |
Обязательный |
7 |
0 |
Объяснимо |
4 |
Умный |
6 |
0 |
? |
5 |
Увлеченный |
13 |
0 |
Объяснимо |
6 |
Собранный |
7 |
0 |
Объяснимо |
7 |
Упрямый |
4 |
4 |
? |
8 |
Нежный |
3 |
0 |
? |
9 |
Озабоченный |
4 |
0 |
Объяснимо, но дает пищу для раздумий |
10 |
Успешный |
12 |
0 |
Объяснимо, но всегда ли? |
Примечание. Возможно, данные по шкале 7 объясняются тем, что первоначально в шкале полюсу «Упрямый» противостоял полюс «Приспосабливающийся». Участники первой группы обратили внимание на то, что два эти полюса не являются, в строгом смысле, противоположными. В нынешнем варианте шкалы «Приспосабливающийся» заменен на «Податливый».
Таблица 4.4
Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой психологов, участвовавших в презентации Программы мотивационного тренинга
№ |
Качество |
Превосходство наиболее мотивированного сотрудника |
Превосходство наименее мотивированного сотрудника |
Комментарии |
1 |
Симпатичный |
1 |
0 |
Объяснимо |
2 |
Добрый |
0 |
2 |
Дает пищу для раздумий |
3 |
Обязательный |
9 |
0 |
Объяснимо |
4 |
Умный |
5 |
0 |
9 |
5 |
Увлеченный |
8 |
0 |
Объяснимо |
6 |
Собранный |
6 |
0 |
Объяснимо |
7 |
Упрямый |
1 |
2 |
7 |
Продолжение таблицы 4. 4.
№ |
Качество |
Превосходство наиболее мотивированного сотрудника |
Превосходство наименее мотивированного сотрудника |
Комментарии |
8 |
Нежный |
2 |
1 |
Объяснимо |
9 |
Озабоченный |
6 |
0 |
Объяснимо, но дает пищу для раздумий |
10 |
Успешный |
9 |
0 |
Объяснимо, но всегда ли? |
Упражнение завершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихся предсказаний.
Эффект ореола — включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.
Самоисполняющееся предсказание — предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами
поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.
Одно из наиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний — теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960). Пояснения даны в разделе 3.7.2.
Это упражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задать реализационное упражнение «Самоисполняющиеся предсказания».