5.4. Властность.
Тренер должен быть человеком, уверенным в ценности того, что он говорит и делает. Для него должно быть привычным, что любому его слову верят на 100% и что любое его слово весомо.
Он должен уметь так дать инструкцию, чтобы все слушались его беспрекословно. Для этого уверенность должна сочетаться с чувством юмора. Подтекстом любого его безапелляционного предложения должно быть приглашение: «Сыграем в игру: я командую, а вы подчиняетесь!». И все подчиняются, причем — с удовольствием.
В иные моменты властность необходима. Она передает группе послание о мотивирующей силе четкой и ясной цели, простой, четкой и уверенно произнесенной инструкции.
Властность же передает послание о том, какое облегчение можно испытать, когда снимаешь с себя ответственность за решение и просто слушаешься другого. Уверенная, полновесная команда мотивирует людей тем, что освобождает их от бремени ответственности и задает цель, к которой стоит стремиться, потому что она дана знающим, опытным человеком.
Я убеждена, что мотивирует не только делегирование ответственности, но и освобождением нее. Возможно, это наша национальная особенность: для того чтобы стать мотивированными, нам нужно подчиняться власти. Когда власть проявлена, она мотивирует нас двояко: мы либо покоряемся ей, либо восстаем против нее (см.: Бердяев Н. А., 1996).
А для того чтобы в группе тренинга не произошло восстание, необходимо чувство юмора.
5.5. Остроумие.
Тренер должен быть человеком с достаточно подвижными мыслительными процессами. Это необходимо. Желательно, чтобы он мог еще и остроумно пошутить. Мотивационный тренинг должен быть жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым. Однако остроумие должно касаться только внешних предметов, а не самих участников группы.
5.6. Харизматичность.
В идеале тренер должен быть таким человеком, чтобы участникам хотелось смотреть на него, внимать ему, идти за ним.
Полагаю, что харизма необходима любому тренеру, в любом тренинге.
Харизма тем сильнее, чем она более безотчетна и менее произвольна. «Включение» обаяния, как электрической лампы, тоже, конечно, дает лучи, но лучше природное мерцание, чем яркий, но произвольно вызванный блеск. Люди верят не тому, что специально поворачивают к ним сверкающей стороной, а тому, что вдруг нечаянно озарит их своим природным лучом или тихо, непроизвольно сияет, согревая душу.
Чем больше тренер сознательно хочет произвести впечатление, всем понравиться и т. п., тем больше он теряет в возможностях использования своей природной харизмы. У вымученных американских красоток нам нравятся не глаза, а тушь с подвивающим эффектом, не волосы, а краска для волос, и т. п. У тренера тоже более значимыми вдруг могут оказаться внешние приемы, а не таинственная, притягивающая глубина собственного обаяния.
Единственный путь — быть самим собой, развивать тот харизматический дар, который есть в тебе, вместо того чтобы заимствовать внешние проявления харизмы у кого-нибудь другого.
Не стоит стараться блеснуть или блистать. Мой опыт показывает, что когда тренер много думает, это создает вокруг него определенный ореол. Нужно думать. Думать в процессе тренинга, заставлять душу работать. И говорить правду, если участники группы тебя о чем-то спрашивают. Чем более затруднительно сказать правду в ответ на какой-нибудь слишком личный или «провокационный» вопрос, тем более важно ее все-таки сказать, Когда тебя что-то задело и ты отвечаешь взволнованно, то в этом волнении ты — настоящий. А в том, чтобы быть настоящим, и состоит неповторимое обаяние каждого человека. В этом я вижу главный путь для развития собственной харизмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
То, что мой мотивационный тренинг оказался «биологическим», — вопрос выбора из многих иных возможностей. Например, это мог быть космологический тренинг или гравитационный тренинг. Б. Ф. Ломов писал:«Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел» (Ломов Б. Ф., 1981, с. 12).
Можно было бы остановить свой выбор на молекулярной версии тренинга, версии химических реакций, геологических превращений и др.
Однако в биологическом тренинге — больше жизни. Движение небесных светил исполнено величия, но в нем почти нет юмора. Трудно посмеяться над кометой, рентгеновским лучом или выпадением в творожистый осадок солей серебра.
Зато как удивительно сочетаются во взаимоотношениях живых организмов трагедия и фарс! Какой поразительный отклик в душе вызывают они! Какое богатство ассоциаций!
Тренинг для меня — это прежде всего игра. Она позволяет преодолеть то, что нам кажется очень трудным, и посмеяться над тем, чего мы боимся. Играть, конечно, можно и с молекулой, и с небесным телом, но веселее как-то с живым существом, пусть это будет даже гусеница или какой-нибудь Аспидосифон. Будем оставаться живыми!
Желаю коллегам веселого и успешного тренинга!
Елена Сидоренко
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Активация |
психол. |
1) Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы; 2) Объем возбуждения, энергии, мобилизации |
Апатия |
психол. |
Отсутствие чувств и эмоций в ситуациях, которые обычно их вызывают. Безразличие к окружающему |
Автономизация мотива |
психол. |
Превращение действия, первоначально служившего лишь механизмом достижения цели, в самостоятельный мотив; переключение мотива с цели на средства |
Термин, который создан специально для данного тренинга, будем называть условным (усл.), термины, используемые в науке помимо данного тренинга, — по названию науки (психол. — психологический, биол. — биологический и т. п.)
Продолжение табл.
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Внутренняя мотивация |
психол. |
Стремление совершать деятельность ради нее самой |
Гипоталамус |
анат. |
Структура ствола мозга, контролирующая значительную часть мотивированного поведения |
Квазипотребность |
психол. |
Динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения |
Комменсализм |
биол. |
Использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера |
Конкуренция (межвидовая борьба) |
биол. |
Отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пишу, место обитания и другие необходимые для жизни элементы |
Манипуляция |
психол. |
Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них |
Мониторинг |
психол. |
Сплошное, разностороннее и непрерывное наблюдение |
Мотив |
психол. |
Побуждение поведения, деятельности |
Мотивация |
психол. |
1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент) |
Продолжение табл.
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Мотивировать |
психол. |
Активизировать мотивы субъекта |
Мотив-ботаника |
усл. |
Импульсы движения и роста растений |
Мотив-зоология |
усл. |
Мотивы, которые роднят людей с животными, но людьми часто подавляются или игнорируются |
Нейтрализм |
биол. |
Отсутствие взаимодействия между организмами |
Паразитизм |
биол. |
Использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой |
Парателическое состояние |
психол. |
Ориентация на процесс текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или потребность в такой ориентации) |
Патернализм |
психол. |
Практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо |
Принуждение |
психол. |
Угроза применения инициатором воздействия своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств» |
Продолжение табл.
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Продолговаты и мозг |
физиол. |
Самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно перед спинным мозгом. В нем находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту. |
Саботаж' |
психол. |
Сдерживание, торможение, затруднение действий оппонента |
Самоактуализация |
психол. |
Потребность человека развить и реализовать свой потенциал |
Самоисполняющиеся предсказания |
психол. |
Предубеждение по отношению к человеку, выражаемое в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих его вести себя в соответствии с нашим предубеждением |
Симбиоз |
биол. |
Взаимно полезное сожительство организмов |
Синойкия |
биол. |
Квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них |
Стимул |
психол. |
Первоначально — палочка для того, чтобы подгонять домашнее животное. То, что побуждает. |
Стимулировать |
психол. |
Пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия |
' От франц. сабо — деревянные башмаки, которыми работники били и разрушали оборудование во время забастовок.
Продолжение табл.
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Таксис |
биол. |
Вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения у бактерий, сине-зеленых водорослей, слизистых грибов и других растений. У человека (условно, в концепции мотивационного тренинга) — автоматическое движение к чему-либо или от чего-либо вследствие притягательности или отвра-тительности внешнего стимула; этот автоматизм непреодолим или весьма трудно преодолим, даже если он осознается |
Таламус |
анат. |
Структура ствола мозга, действующая как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее |
Телическое состояние |
психол. |
Ориентация на важную, существенную цель деятельности (или потребность быть ориентированным на такую цель) |
Территоризм |
биол. |
У животных — борьба за занятое жизненное пространство определенной площади и конфигурации. У человека может обретать форму борьбы не только за пространство, но и за то, что символически сохраняет или увеличивает пространство, «обогащает» его: деньги, вещи, количество подчиненных, объем властных полномочий и т. п. |
Харизма |
психол. |
Способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями |
Харизматическая личность |
психол. |
Человек, чьи цели хочется признать своими |
Окончание табл.
Термин |
Вид термина' |
Определение |
Эффект Зейгарник |
психол. |
Возникновение напряжения при невозможности завершить задачу и лучшее запоминание материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами |
Эффект Лисснер |
психол. |
Падение интереса к незавершенной задаче после работы над более трудной и интересной новой задачей |
Эффект ореола |
психол. |
Включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который нами оценивается низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством |
Приложение 3
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ, КОТОРЫЕ ВЫДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА
1. Алгоритмы'
1.1. Алгоритм пространственного территориями
1. Определите, что человек считает своей территорией.
2. Показывайте ему в действии, что Вы уважительно относитесь к тому, что он считает своей территорией.
3. Поощряйте территоризм различными способами: