УПП

Цитата момента



Борцы за мир не знают пощады.
Начал заботиться о людях: купил автомат.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

5.4. Властность.

Тренер должен быть человеком, уверенным в ценности того, что он говорит и делает. Для него должно быть привычным, что любому его слову верят на 100% и что любое его слово весомо.

Он должен уметь так дать инструкцию, чтобы все слушались его беспрекословно. Для этого уверенность должна сочетаться с чувством юмора. Подтекстом любого его безапелляционного предложения должно быть приглашение: «Сыграем в игру: я командую, а вы подчиняетесь!». И все подчиняются, причем — с удовольствием.

В иные моменты властность необходима. Она передает группе послание о мотивирующей силе четкой и ясной цели, простой, четкой и уверенно произнесенной инструкции.

Властность же передает послание о том, какое облегчение можно испытать, когда снимаешь с себя ответственность за решение и просто слушаешься другого. Уверенная, полновесная команда мотивирует людей тем, что освобождает их от бремени ответственности и задает цель, к которой стоит стремиться, потому что она дана знающим, опытным человеком.

Я убеждена, что мотивирует не только делегирование ответственности, но и освобождением нее. Возможно, это наша национальная особенность: для того чтобы стать мотивированными, нам нужно подчиняться власти. Когда власть проявлена, она мотивирует нас двояко: мы либо покоряемся ей, либо восстаем против нее (см.: Бердяев Н. А., 1996).

А для того чтобы в группе тренинга не произошло восстание, необходимо чувство юмора.

5.5. Остроумие.

Тренер должен быть человеком с достаточно подвижными мыслительными процессами. Это необходимо. Желательно, чтобы он мог еще и остроумно пошутить. Мотивационный тренинг должен быть жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым. Однако остроумие должно касаться только внешних предметов, а не самих участников группы.

5.6. Харизматичность.

В идеале тренер должен быть таким человеком, чтобы участникам хотелось смотреть на него, внимать ему, идти за ним.

Полагаю, что харизма необходима любому тренеру, в любом тренинге.

Харизма тем сильнее, чем она более безотчетна и менее произвольна. «Включение» обаяния, как электрической лампы, тоже, конечно, дает лучи, но лучше природное мерцание, чем яркий, но произвольно вызванный блеск. Люди верят не тому, что специально поворачивают к ним сверкающей стороной, а тому, что вдруг нечаянно озарит их своим природным лучом или тихо, непроизвольно сияет, согревая душу.

Чем больше тренер сознательно хочет произвести впечатление, всем понравиться и т. п., тем больше он теряет в возможностях использования своей природной харизмы. У вымученных американских красоток нам нравятся не глаза, а тушь с подвивающим эффектом, не волосы, а краска для волос, и т. п. У тренера тоже более значимыми вдруг могут оказаться внешние приемы, а не таинственная, притягивающая глубина собственного обаяния.

Единственный путь — быть самим собой, развивать тот харизматический дар, который есть в тебе, вместо того чтобы заимствовать внешние проявления харизмы у кого-нибудь другого.

Не стоит стараться блеснуть или блистать. Мой опыт показывает, что когда тренер много думает, это создает вокруг него определенный ореол. Нужно думать. Думать в процессе тренинга, заставлять душу работать. И говорить правду, если участники группы тебя о чем-то спрашивают. Чем более затруднительно сказать правду в ответ на какой-нибудь слишком личный или «провокационный» вопрос, тем более важно ее все-таки сказать, Когда тебя что-то задело и ты отвечаешь взволнованно, то в этом волнении ты — настоящий. А в том, чтобы быть настоящим, и состоит неповторимое обаяние каждого человека. В этом я вижу главный путь для развития собственной харизмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

То, что мой мотивационный тренинг оказался «биологическим», — вопрос выбора из многих иных возможностей. Например, это мог быть космологический тренинг или гравитационный тренинг. Б. Ф. Ломов писал:«Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел» (Ломов Б. Ф., 1981, с. 12).

Можно было бы остановить свой выбор на молекулярной версии тренинга, версии химических реакций, геологических превращений и др.

Однако в биологическом тренинге — больше жизни. Движение небесных светил исполнено величия, но в нем почти нет юмора. Трудно посмеяться над кометой, рентгеновским лучом или выпадением в творожистый осадок солей серебра.

Зато как удивительно сочетаются во взаимоотношениях живых организмов трагедия и фарс! Какой поразительный отклик в душе вызывают они! Какое богатство ассоциаций!

Тренинг для меня — это прежде всего игра. Она позволяет преодолеть то, что нам кажется очень трудным, и посмеяться над тем, чего мы боимся. Играть, конечно, можно и с молекулой, и с небесным телом, но веселее как-то с живым существом, пусть это будет даже гусеница или какой-нибудь Аспидосифон. Будем оставаться живыми!

Желаю коллегам веселого и успешного тренинга!

Елена Сидоренко

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

Термин

Вид

термина'

Определение

Активация

психол.

1) Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы; 2) Объем возбуждения, энергии, мобилизации

Апатия

психол.

Отсутствие чувств и эмоций в ситуациях, которые обычно их вызывают. Безразличие к окружающему

Автономизация мотива

психол.

Превращение действия, первоначально служившего лишь механизмом достижения цели, в самостоятельный мотив; переключение мотива с цели на средства

Термин, который создан специально для данного тренинга, будем называть условным (усл.), термины, используемые в науке помимо данного тренинга, — по названию науки (психол. — психологический, биол. — биологический и т. п.)

Продолжение табл.

Термин

Вид

термина'

Определение

Внутренняя мотивация

психол.

Стремление совершать деятельность ради нее самой

Гипоталамус

анат.

Структура ствола мозга, контролирующая значительную часть мотивированного поведения

Квазипотребность

психол.

Динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения

Комменсализм

биол.

Использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера

Конкуренция (межвидовая борьба)

биол.

Отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пишу, место обитания и другие необходимые для жизни элементы

Манипуляция

психол.

Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них

Мониторинг

психол.

Сплошное, разностороннее и непрерывное наблюдение

Мотив

психол.

Побуждение поведения, деятельности

Мотивация

психол.

1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент)

Продолжение табл.

Термин

Вид

термина'

Определение

Мотивировать

психол.

Активизировать мотивы субъекта

Мотив-ботаника

усл.

Импульсы движения и роста растений

Мотив-зоология

усл.

Мотивы, которые роднят людей с животными, но людьми часто подавляются или игнорируются

Нейтрализм

биол.

Отсутствие взаимодействия между организмами

Паразитизм

биол.

Использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой

Парателическое состояние

психол.

Ориентация на процесс текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или потребность в такой ориентации)

Патернализм

психол.

Практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо

Принуждение

психол.

Угроза применения инициатором воздействия своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств»

Продолжение табл.

Термин

Вид

термина'

Определение

Продолговаты и мозг

физиол.

Самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно перед спинным мозгом. В нем находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.

Саботаж'

психол.

Сдерживание, торможение, затруднение действий оппонента

Самоактуализация

психол.

Потребность человека развить и реализовать свой потенциал

Самоисполняющиеся предсказания

психол.

Предубеждение по отношению к человеку, выражаемое в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих его вести себя в соответствии с нашим предубеждением

Симбиоз

биол.

Взаимно полезное сожительство организмов

Синойкия

биол.

Квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них

Стимул

психол.

Первоначально — палочка для того, чтобы подгонять домашнее животное. То, что побуждает.

Стимулировать

психол.

Пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия

' От франц. сабо — деревянные башмаки, которыми работники били и разрушали оборудование во время забастовок.

Продолжение табл.

Термин

Вид термина'

Определение

Таксис

биол.

Вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения у бактерий, сине-зеленых водорослей, слизистых грибов и других растений. У человека (условно, в концепции мотивационного тренинга) — автоматическое движение к чему-либо или от чего-либо вследствие притягательности или отвра-тительности внешнего стимула; этот автоматизм непреодолим или весьма трудно преодолим, даже если он осознается

Таламус

анат.

Структура ствола мозга, действующая как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее

Телическое состояние

психол.

Ориентация на важную, существенную цель деятельности (или потребность быть ориентированным на такую цель)

Территоризм

биол.

У животных — борьба за занятое жизненное пространство определенной площади и конфигурации. У человека может обретать форму борьбы не только за пространство, но и за то, что символически сохраняет или увеличивает пространство, «обогащает» его: деньги, вещи, количество подчиненных, объем властных полномочий и т. п.

Харизма

психол.

Способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями

Харизматическая личность

психол.

Человек, чьи цели хочется признать своими

Окончание табл.

Термин

Вид

термина'

Определение

Эффект Зейгарник

психол.

Возникновение напряжения при невозможности завершить задачу и лучшее запоминание материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами

Эффект

Лисснер

психол.

Падение интереса к незавершенной задаче после работы над более трудной и интересной новой задачей

Эффект ореола

психол.

Включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который нами оценивается низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством

Приложение 3

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ, КОТОРЫЕ ВЫДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА

1. Алгоритмы'

1.1. Алгоритм пространственного территориями

1. Определите, что человек считает своей территорией.

2. Показывайте ему в действии, что Вы уважительно относитесь к тому, что он считает своей территорией.

3. Поощряйте территоризм различными способами:



Страница сформирована за 1.66 сек
SQL запросов: 191