Продолжение таблицы
Ученый |
Внешняя концепция Я |
Внутренняя концепция Я |
Интернализация цели |
Алдерфер (1969) |
Отношения |
Рост |
----- |
Маслоу(1954) |
Любовь |
Уважение |
Самоактуализация |
Херцберг(1968) |
Удовлетворители |
Мотиваторы |
---- |
Бандура(1986) |
----- |
Саморегуляция |
---- |
КатциКан(1978) |
Одобрение других |
Личностные стандарты |
Интернализо ванные ценности |
Этзиони (1975) |
Социально-моральная |
Исполнение роли |
Чисто моральная |
Деси (1975) |
Межличностная |
----- |
Ценность результата |
Пиаже (1972) |
Формальная |
Преодолевающая вызов |
Пост-формальная |
Кольберг(1976) |
Межличностная |
Полная формальная |
Принципиальная |
Кеган(1982) |
Межличностная |
Социальных систем |
Внутри-индивидуальная |
Лоевингер (1976) |
Конформистская |
Институциональная |
Автономная |
Мак-Клелланд (1961) |
Привязанность |
Долженствова-тельная |
---- |
Мюррей (1964) |
Привязанность |
Достижение |
----- |
Барнард(1938) |
Социальные побудители |
Достижение |
' Потребности внутреннего удовольствия и силы /power/ в первоначальную классификацию Мюррея не включались (см.выше).
Опросник мотивационных источников Motivation Sources Inventory (MSI)
Внутренние процессы
Номер пункта в первоначальном варианте опросника |
Пункт |
06 |
Я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие |
11 |
Если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу |
16 |
Я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным |
21 |
Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной |
31 |
Я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего |
51 |
Если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: «А какая из них интереснее?» |
Инструментальная мотивация.
Номер пункта в опроснике |
Пункт |
07 |
Объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы |
12 |
Каждый час работы должен быть оплачен |
17 |
Я работал бы более интенсивно, если бы был уверен, что получу более высокую плату за мои усилия |
22 |
Когда я выбираю работу, то останавливаю свой выбор на той, где больше платят |
32 |
Мой любимый день на работе — день зарплаты |
52 |
Нужно всегда держать глаза и уши открытыми для улавливания информации о лучших местах работы |
Внешняя концепция Я.
Номер пункта в опроснике |
Пункт |
03 |
Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение |
08 |
Я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие |
18 |
Я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием |
23 |
Если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание |
58 |
Те люди, у кого больше друзей, жили более полной жизнью |
53 |
Я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации |
Внутренняя концепция Я.
Номер пункта в опроснике |
Пункт |
04 |
Мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил |
49 |
Для меня важно работать в такой организации (компании), которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт |
34 |
Я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим личным стандартам поведения |
29 |
Я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует |
39 |
Мне нравится делать вещи, которые дают ощущение личного достижения |
54 |
Мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации |
Интернализация цели.
Номер пункта в опроснике |
Пункт |
05 |
Я бы не стал работать в компании, если бы не был согласен с ее целями |
10 |
Я должен поверить в идею, прежде чем работать над ее воплощением |
35 |
Пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно |
25 |
Когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности |
50 |
Для того, чтобы я мог упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями |
55 |
Если я разделяю цели компании, то не имеет значения, я ли добился успеха |
К разделу 3.9:
Строение головного мозга
К. Вилли, В. Детье. Биология
М.: Мир, 1974, С. 628-630.
Гипоталамус рассматривают как центр, контролирующий значительную часть мотивированного поведения… Если прямо в специфических участках гипоталамуса с помощью тонкой иглы впрыснуть ничтожное количество гипертонического раствора соли, коза начнет пить и выпьет огромное количество воды, хотя она перед тем утолила жажду и организм ее не нуждается в воде. Даже если испортить вкус воды, добавив к ней соли или хинина, коза будет с жадностью поглощать ее…
Помимо прочих данных, о важной роли гипоталамуса в мотивации поведения свидетельствуют эксперименты с самораздражением, проведенные на крысах. Если крысе вживить электрод в определенный участок гипоталамуса (или некоторых других структур мозга, например, septum' или tegmentum2) и включить этот электрод в сеть таким образом, чтобы животное могло, нажимая на рычаг, производить электрическое раздражение собственного мозга, то оно будет делать это непрерывно. Для того чтобы подойти к рычагу, крыса будет даже пробегать по сетке, находящейся подтоком. Это необычайно яркий пример мотивированного поведения.
Гипоталамус не единственная часть головного мозга, влияющая на мотивированное поведение. В связи с самораздражением мы уже упоминали о septum и tegmentum. Имеет также значение и кора больших полушарий, особенно в отношении эмоционального поведения. Новая кора (неокортекс), вероятно, играет важную роль в пробуждении агрессивности, так как кошки после ее разрушения ведут себя чрезвычайно миролюбиво; напротив, после разрушения старой коры (палеокортекса) они становятся невероятно свирепыми.
______________
' Sepium — перегородка.
2 Tegmentum — верхний дорзальный отдел ножки мозга, содержащий идущие к мозговой коре волокна.