АСПСП

Цитата момента



Честность – это когда думаешь сказать одно, а говоришь правду…
Миледи

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет мальчикам: злоба – это всегда бой, всегда поединок. Если хочешь перестать злобствовать, говори себе, что ты уже победил. Заранее.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

День 1. Погружение в стихию

Логика первого дня:

Продемонстрировать действие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре,

помочь участникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;

и в заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры с подсчетом и распределением денег.

День 2. Управление стихией

Логика второго дня:

Систематизировать стихийные мотивационные силы путем создания их классификации;

развить навыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;

определить удельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.

День 3. Слияние со стихией

Логика третьего дня:

Способствовать осознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;

помочь испытать парадоксальное мотивирующее действие дискомфорта, паразитизма, напряжения неразрешенной задачи;

развить возможности согласования противоречивых побуждений и стратегического мотивационного самоуправления.

План тренинга и каждого из его трех дней, во-первых, зависит от представлений тренера о том, как должен совершаться переход от простого к сложному, от безличного — к более личному, от безопасного — к тому, что бросает вызов.

Во-вторых, план во многом определяется логикой перехода от разминочных упражнений к напряженной работе, а затем к упражнениям, обладающим большой внутренней мотивирующей силой, способной преодолеть усталость и падение работоспособности.

В-третьих, план диктуется необходимостью разнообразить упражнения, формы работы, способы подачи материала и приобретения нового опыта. Без разнообразия тренинг превращается в штудирование или муштру.

Мотивационный тренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта, как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для того чтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» — элементами опыта — все пространство полотна.

Однако опытная вышивальщица может сначала заполнить те элементы узора, которые нужно вышивать нитью одного цвета, затем те, которые вышиваются нитью другого цвета, затем третьего и т. д. Главное, чтобы в конце работы все пространство было заполнено. И художник, повинуясь извивам вдохновения, может прорисовывать то одни, то другие части полотна.

Аналогичным образом, в мотивационном тренинге тренер может идти за нитью опыта, который только что был получен участниками тренинга, вместо того чтобы следовать заранее продуманной последовательности тренинговых процедур.

Всякий раз он должен принимать такое решение заново, памятуя о тех трудностях и том ущербе для тренинга, которые оно может повлечь за собой.

Ощущение структурированности полученного материала — одно из важнейших обретений участников. Не все они способны следить за проворными стежками, появляющимися то в одной, в другой части полотна.

И все же глубина полученного опыта и новых идей — превыше структуры, а постижение нового — важнее систематичности.

2.2. План тренинга День 1. Погружение в стихию

Логика первого дня:

Продемонстрировать действие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре;

помочь участникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;

и в заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры с подсчетом и распределением денег.

Таблица.

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

I. Знакомство

30 мин

Каждый участник отвечает на вопрос: «Что в моей личности помогает мне мотивировать других людей и что — мешает?» Каждый последующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим участником, потом говорит о себе

Тренер начинает круг с участника, который сидит недалеко от него, чтобы иметь возможность скорректировать процесс, если участники начинают говорить об отсутствии денег, времени и т. п.

2. Обобщение названных участниками преимуществ и проблем

5 мин

Тренер подчеркивает, что одни и те же особенности могут одним людям помогать, а другим мешать мотивировать других людей. Формулирует цель тренинга: овладение методами активизации мотивов

Цитируя те или иные высказывания, тренер должен смотреть на тех участников, которым эти высказывания принадлежат

3. Введение норм

10 мин

Тренер предлагает участникам обращаться друг к другу на «ты». Договаривается с тезками о том, как их будут называть в группе. Предлагает 3 нормы:

активности, психологической и физической безопасности

На этой стадии тренер проявляет деловитость и твердость, вежливо и с чувством юмора пресекая долгие рассуждения. Все хотят работать, и большинству не нужны объяснения, почему он это делает

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

4. Лекция, структурирующая представления участников о мотивации

30 мин

Предлагаемая в лекции структура должна быть тщательно продумана тренером, буквально им выстрадана. Он должен уметь ответить на любой вопрос по поводу этой структуры, проиллюстрировать любой ее элемент. Лучше, если тренер сам ее создаст. Подходящие материалы и конспект моей лекции даны в разделе 3.1

Обязательно использование иллюстраций из книг, кинофильмов, из жизни. Необходимо рисовать схему на флипчарте. В раздаточные материалы включать схему не рекомендуется. Структура должна буквально «родиться» на месте, а участники должны почувствовать желание все это немедленно записать

5. Командная работа по установлению мотивационных групп

40 мин

Материал о мотивационных группах рекомендуется включить в брошюру для участников. Техника проведения командной работы описана в разделе 4.2.1

Результаты командной работы должны быть записаны тренером на флипчарте

6. Обобщение работы по установлению мотивационных групп

10 мин

Можно просто подсчитать, какие группы большинству участников труднее всего мотивировать. Можно указать, с какими из групп мы будем работать в процессе тренинга. Можно сформулировать те выводы, которые невозможно предусмотреть заранее

Распределение частот упоминания разных мотивационных групп должно быть представлено на доске

7. Ролевая игра-омнибус «Два племени»

30 мин

Это игра по гипотетическому сценарию тренера. Материалы даны в разделе 4.1. 1а. Игра потребует от тренера вдохновения, артистизма, личностной силы и… звучного голоса

В процессе игры участники должны почувствовать силу природной стихии территоризма и невольно поддаться ей — именно такая игра может с читаться успешной

8. Введение первого понятия мотивационной лаборатории — территоризма

10 мин

Эта краткая речь должна звучать как страстный призыв увлеченного исследователя природных стихий и в то же время — как обобщение наблюдений, сделанных в процессе игры «Два племени». Материалы даны в разделе 3.2 и в Приложении 3

Определение территоризма должно быть записано на флипчарте

Продолжение таблицы

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

9. Ролевая игра-омнибус «Два отдела»

50 мин

Это игра с гипотетическим сценарием тренера. Взаимодействие должно происходить внутри каждой из двух команд, а не между ними, чего нелегко добиться. Описание игры дано в разделе 4.1.3 а

В процессе инструктирования участников тренер еще раз повторяет сними основные закономерности территоризма и выдает им соответствующие Алгоритмы из Приложения 3

10. Подведение итогов игры «Два отдела»

10 мин

Тренер должен суммировать способы территористического и антитерритористического мотивирующих воздействий

Можно при анализе игры дополнительно записывать в Алгоритмы находки группы и вообще изменять Алгоритмы

11. Ролевая игра «Территоризм в действии»

40 мин

Это — ролевая игра по гипотетическому сценарию участников. Техника проведения дана в разделе 4.1.2а

Все находки должны фиксироваться на флипчарте

12. Деловая игра «Распределение окладов в фирме»

40 мин

При распределении задач командам рекомендуется использовать обращение ролей: тем, кто в жизни является Генеральным директором, в игре лучше быть офис менеджером, и наоборот. Игра должна вывести группу к обсуждению мотивирующей и контролирующей силы денег, приоритетности различных видов деятельности в форме, соотношения значимости деятельности с объемом ее компенсации. Описание дано в разделе 4.3

Результаты должны быть тщательно зафиксированы на флипчарте. После игры можно устроить перерыв, чтобы быстро подсчитать, какую сумму выделила каждая из групп на функции производства, маркетинга, развитие персонала, бухгалтерию, офис. Лучше рассчитывать средние значения, тогда легче производить сопоставления

13. Обсуждение деловой игры «Распределение окладов в фирме

20 мин

Тренеру рекомендуется проанализировать различия в представлениях разных групп о том, какая компенсация будет пропорциональной вкладу каждой из групп. Эти различия помогут определить, какие функции фирмы кажутся участникам самыми важными, заслуживающими наибольшей компенсации

Игра должна быть также иллюстрацией того, как процесс дележа (распределения) денег автоматически повышает уровень вовлеченности участников

14. Выдача домашнего задания «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»

15 мин

Домашние задания особенно хороши, когда участникам еще хочется заниматься, а время уже истекло. Кроме того, домашние задания позволяют справиться с растревоженными чувствами. Инструкция дана в разделе 4.4.1

Можно выдать бланки домашнего задания отдельно от брошюры, так как многие участники предпочитают не брать брошюру домой, а оставлять ее в ком нате для занятий

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

15.Обмен впечатлениями о первом дне

20 мин

Тренер задает вопрос: «Что было самым важным для меня в течение сегодняшнего дня?»

Мой опыт показывает, что эти высказывания можно записывать. Если все было сделано правильно, это не вызовет настороженных реакций, а скорее будет воспринято как стремление тренера совершенствовать свою работу(на самом деле, так оно и есть).

Итого:

360 мин

Программа первого дня рассчитана на 360 минут, то есть на 6 часов чистого рабочего времени. При 8-часовом рабочем дне (10.00—18.00) 1 час уйдет на обеденный перерыв и около 30 минут — на перерывы. 30 минут оказываются «свободными». Их необходимо предусмотреть для ответов на спонтанно возникающие вопросы и дискуссии.

День 2. Управление стихией

Логика второго дня:

Систематизировать стихийные мотивационные силы путем создания их классификации;

развить навыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;

определить удельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

1. Сумасшедшая сессия

25 мин

Тренер предлагает всем встать и объявляет, что в группу пришел человек, которого вчера не заметил и, а он все записывал, но, правда, не все понял. Сейчас он будет обращаться за объяснениями к другим. После этого тренер начинает задавать нелепые вопросы, передавая «мяч» дли ответа кому-либо из участников. Примеры вопросов даны в разделе 4.5

Чем более «сумасшедшей», то есть остроумной, непредсказуемой, карнавальной, будет сессия, тем менее она будет похожа на академический опрос и тем больше она будет «освежать» и вводить в рабочее состояние группу. Если в процессе сессии родится новое определение или термин, нужно записать их на флипчарте

2. Информационное сообщение о таксисах

20 мин

Тренер может начать со слов: «А теперь из мира животных обратимся в мир растений, Мы углубляемся!». Растение, тянущееся к свету, бактерии, убегающие от химического растворителя, — все это должно представать яркой картиной, вызывающей архаичную «растительную» реакцию на уровне продолговатого мозга. Необходимую информацию можно найти в раздел с 3.3

Названия растительных таксисов можно записать на флипчарте, чтобы задать формат названий (гелио-таксис, термо-таксис и т. п.). Иллюстрации таксисов на доске — весьма желательны, он и сделают повествование более ярким

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

 

Время

 

Как это сделать

 

Примечание

 

3. Командная работа «Таксисы»

80 мин

Описание дано в разделе 4.2.2. Следует поощрять поиск примеров, иллюстрирующих установленные командой таксисы

Все обнаруженные группой таксисы нужно записать на флипчарте в форме таблицы

4. Инсценировки «Таксис против апатии»

75 мин

Текст кейса «Апатия», который служит основой для инсценировок, и техника проведения игры даны в разделе 4.1,36. На вопрос кейса команды должны ответить инсценировками с использованием таксисов (и территоризма)

Наиболее удачные инсценировки хорошо повторить «на бис». При подведении итогов тренер может раздать списки таксисов, установленные ранее другими группами или им самим (см. Приложение 3}

5.Лекция о мотивирующей силе договора

25 мин

В лекцию должен быть включен и материал о соотношении активации с эффективностью деятельности. Подходящие материалы даны в разделах 3,5 и 3.7

В раздаточные материалы рекомендуется включить заготовки для трех графиков с осями: активация (горизонтальная ось) и эффективность (вертикальная ось). Участники должны сами начертить графики

6. Игра «Контракт»

80 мин

Каждая из команд предлагает свой контракт со своими условиями. В ответ противоположная команда может предложить изменить условия. Затем каждая команда объявляет свое решение о том, согласна ли она заключить предлагаемый ей контракт и согласна л и она принять измененные условия по собственному контракту. Описание дано в разделе 4.1.1 б

Игра не должна превращаться в тренинг переговоров. Задача игры — исследование мотивирующей силы (и слабости) договора, а не переговоров, хотя переговоры, предшествующие заключению контракта, могут повлиять на мотивирующую силу контракта — и по интенсивности, и по направленности

7. Обсуждение игры «Контракт»

20 мин

Важно подойти к идее субъективно неравного «веса» последствий выполнения и невыполнения контракта, субъективной «неравновесности» собственных обязательств и обязательств противоположной стороны. Важен вывод о нецелесообразности избыточной активации. Должны быть выявлены и другие факторы иррационального замутнения, которое вносится людьми в любой рациональный контракт

Активность участников во время обсуждения особенно важна. Хорошо, если они сами спонтанно начинают чертить схемы, изображать символы на флипчарте и т. п.



Страница сформирована за 0.7 сек
SQL запросов: 191