УПП

Цитата момента



Мой девиз: «Нет такой неприятности, из какой нельзя извлечь прибыль!»
Что-то последние месяцы особенно прибыльны…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Любопытно, что высокомерие романтиков и язвительность практиков лишь кажутся полярно противоположными. Одни воспаряют над жизненной прозой, словно в их собственной жизни не существует никаких сложностей, а другие откровенно говорят о трудностях, но не признают, что, несмотря на все трудности, можно быть бескорыстно увлеченным и своим учением, и своей будущей профессией. И те и другие выхватывают только одну из сторон проблемы и отстаивают только свой взгляд на нее, стараясь не выслушать иные точки зрения, а перекричать друг друга. В конечном итоге и те и другие скользят по поверхности.

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Как мы взрослеем

Однажды скорлупа детскости сваливается с вас, словно разбилось какое-то яйцо, в котором вы пребывали. Внезапно перед нами появляется некто, преисполненный собственной значительности, странно реагирующий, провоцирующий нас, нетерпимый, готовый постоянно спорить, грубый, хвастливый, возможно даже лживый. Мы называем этот период своей жизни юношеским, а наши родители вспоминают его как кошмарный сон.

Кажется, только вчера мы обращались к старшим за одобрением и поддержкой. Теперь, в подростковые годы, когда детская скорлупа кусками осыпается с нас, мы находимся в раздерганном состоянии. Мы не уверены в том, какие мы - хорошие или плохие, сильные или слабые - я мужчина или мальчик, женщина или девочка. Порой за высокомерием и хвастовством мы пытаемся скрыть неуверенность, которую постоянно испытываем. Растерянные, подавленные и зачастую испуганные, мы можем действовать эгоистично, нечестно, опрометчиво. С одной стороны, жизнь предстает радостным, возбуждающим откровением. С другой - она расстраивает и тревожит нас. Кожу покрывают прыщи, в укромных местах вылезают пучки волос, голос ломается, одолевают эротические сны. Мы страстно желаем понять, взять под контроль все то, что происходит с нами.

Мы настойчиво спрашиваем: "Кто я?"

Конечно, вопрос этот возникает на протяжении всей жизни, но никогда уже мы не будем искать ответ с таким пылом и безрассудной нетерпимостью - и никогда ответ не будет казаться нам столь неуловимым. Кто я?

Дети учатся доверять, подростки ищут самих себя.

Именно в подростковые годы мы начинаем нашу борьбу за понимание, кто и что мы есть, а наша жизнь начинает казаться нам совершенно хаотической. Мы отчаянно бросаемся в ситуации, которыми не готовы управлять, неминуемо забредая из одной запутанной истории в другую. Жизнь пребывает на пределе. Мы должны быть девочкой или женщиной, мальчиком или мужчиной, хорошими или плохими, прекрасными или недостойными. Никаких теней и полутонов.

Вы помните, действительно помните?

Когда мы становимся подростками, мы переживаем стремительные, радикальные изменения. Нередко мы выражаем наши смятенные чувства, заявляя громко и без обиняков некие утверждения, которые угрожают выдать наши истинные переживания - тайные сомнения в самих себе.

Наедине с собой мы готовы кричать: "Что происходит со мной?"

Мы растем. Для большинства из нас это продолжается до тридцати лет, а у некоторых и гораздо дольше. Мы постоянно встречаем взрослых людей, которые пытаются спрятать свои страхи, бросаясь в рискованные предприятия, опрометчиво и саморазрушительно, которые рискуют без всякой причины, которые все время спорят, становятся в позу, жадно стремятся к деньгам или власти, словно никак не могут ощутить удовлетворения, которые демонстрируют пламенную любовь, хотя не в состоянии спокойно и хорошо относится к самим себе, которые никогда не учатся на своем опыте - удачном или катастрофическом.

Детскость? Нет, подростковость.

Часто, когда взрослому говорят, что он ведет себя как ребенок, на самом деле он ведет себя, как подросток. Эту разницу нужно ясно видеть.

Представьте себе три больших этапа: первый - это детство, следующий - юность, высший - взрослое состояние.

Дети учатся доверять, подростки ищут сами себя, взрослые смотрят за пределы самих себя.

Представьте свое отражение в зеркале, затуманенном паром. Сотрите влагу с поверхности стекла. Вы видите себя? А теперь вообразите, что вы могли бы протереть зеркало настолько тщательно, что исчезло бы серебряное покрытие и стекло стало бы прозрачным, словно окно. Когда мы способны видеть то, что находится за нашим отражением - когда мы смотрим на то и заботимся о том, что находится вне нас самих, когда мы смотрим вокруг и учимся у других - только тогда мы действительно становимся взрослыми людьми. Когда ребенок учится доверять, мы начинаем стирать влагу с поверхности зеркала. Когда подросток ищет сам себя, мы всматриваемся в свое отражение. Когда мы становимся взрослыми, наше осознание самих себя, своих недостатков и прочего позволяет нам удалить серебро с зеркала. Мир - это трудное и непредсказуемое пространство. Только научившись убежденно произносить "Я принимаю то, какой я есть", мы оказываемся адекватно подготовленными к тому, чтобы взглянуть вне себя, встретить лицом к лицу рискованную ситуацию, как это делают взрослые люди.

Открывая себя, мы приобретаем уверенность. Но она возможна только тогда, когда нас принимают такими, какие мы есть на самом деле.

Но кто мы на самом деле?

Это вопрос, на который каждый из нас должен ответить в одиночестве: "Кто я?"

Три способа узнать самого себя

1. Кто я - это значит, кто я, когда я один, мое внутреннее Я -комплекс моих способностей, унаследованных и приобретенных в процессе обучения, мои приоритеты, мои чувства, мои фантазии, мои желания. Это мое существо.

"Кто я?" - не формальный вопрос. Рамана Махарши посвятил поискам ответа на него всю свою жизнь, а в практике Дзен постоянное многократное повторение этого вопроса ведет к просветлению. Один мой знакомый рассказал такой слу-чай _ притчу: "Мастер дзен улетал из аэропорта Кеннеди. Там собралось много народу в зале ожидания - то ли погода нелетная, то ли еще что. По залу бродил какой-то репортер, задававший всем один и тот же вопрос, как это сейчас в моде. Вопрос был такой: "Что для вас самое отвратительное на свете?" Отвечали кто что - атомная война, измена жены… Конечно, репортер не мог пройти мимо буддийского монаха и задал ему свой вопрос. Мастер выслушал репортера и спросил его: "А кто вы?" - "Ну, я Джон Смит, репортер такой-то газеты…" - "Понимаю, но кто вы?" - "Ну, человек, в конце концов!" - "Это тоже ясно, но кто вы?" До репортера, наконец, дошло, так что он даже рот раскрыл. Тогда мастер говорит: "Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты"".

2. Что я имею - это моя собственность, то чем я владею.

Одежда изнашивается. Дом стареет. Машина ржавеет. Удача то приходит, то ускользает. Думаю, лучше всего хрупкую природу того, что мы считаем нашей собственностью, иллюстрирует анекдот.

Заметив скудность имущества мудрого и знаменитого раввина - и глубоко разочарованный его простым образом жизни, несоответствующим всемирной славе - турист грубо спросил раввина: "Сэр, это все, что вы имеете?"

Раввин улыбнулся, указал на чемодан туриста и спросил: "А это - все, что вы имеете?"

"Конечно, - ответил турист, - но я ведь просто в пути". Раввин кивнул. "Я - тоже", - сказал он.

3. Каким я кажусь - это мнение окружающих обо мне.

Обычно мы не задумываемся над тем, какими нас видят другие люди. Каким имуществом я обладаю - можно посмотреть вокруг себя, посчитать. А вот как меня воспринимает другой человек? Каким отцом кажусь я своим детям, когда я говорю им "да"? А когда говорю "нет"? Как воспринимает меня коллега по работе: добрым, аккуратным, чересчур нервным? А какими личностными качествами я обладаю в глазах моего начальника: чрезмерной мягкостью и исполнительностью, а может быть, недалекостью и простодушием?

Какие простые вопросы! - скажете вы, и будете правы. Все это очень просто и в то же время неимоверно сложно. Для того чтобы практически решить для себя эти вопросы - нужно перешагнуть через свою гордыню, комплексы, страхи. Нужно выйти за пределы себя, своего сознания. Для того, чтобы ответить на вопрос "Кто Я?", нужно сначала посмотреть на себя со стороны, увидеть, каким тебя воспринимают другие люди и что ты имеешь, а затем уже залезть внутрь всего этого и найти там себя. Такая задача не из легких. Я бы даже сказал, это будет вам домашним заданием на всю последующую жизнь. И никто не будет проверять у вас уроки. Только вы сами. Это - ваше Дело.

Задача 3. Учимся летать

Для начала освоим одну медитативную технику, которая нам пригодится и в дальнейших наших заданиях. Внимательно рассмотрите помещение, в котором вы находитесь. Стены, потолок, мебель, пол, запоминая все мельчайшие детали в разном ракурсе. А теперь, ложитесь на спину в удобной для вас позе. Расслабьтесь. Посмотрите вокруг себя. Закройте глаза и представьте перед собой светящееся белое пространство, абсолютно пустое. Представили? В этом пространстве постепенно начинает проявляться то, что вы только что видели. Окно, стул, шкаф… Сначала очертания нечеткие, будто размытые, потом - все резче и конкретнее. Не пытайтесь фантазировать, вспоминать. Вы должны увидеть! У кого-то получается сразу, кому-то нужно долго тренироваться. Но это вполне решаемая задача. Как только вы научитесь видеть в светящемся белом пространстве, попробуйте поменять угол зрения, и увидеть эту же комнату, но немножко из другой точки. Все остается на своих местах, в том числе и ваше тело. Как будто бы ваши глаза - это фотоаппарат, и вот фотограф взял этот фотоаппарат и решил сделать снимок из другой точки. Например, стоя рядом с дверью. Получается совсем другой кадр, верно? И, может, быть в него даже попадает часть вашей ноги или руки… Рассмотрите ее внимательно. А теперь, фотоаппарат взмыл вверх, под потолок! Ух-х, незабываемое ощущение полета, дух захватывает! Посмотрите вниз: то, что вы видите внизу - ваше тело. Вы видите себя со стороны! Сначала это ужасает, так как оно оказывается совсем не таким, каким вы видите себя изнутри или в зеркале. Если вы все делали правильно и не подменяли реальное виденье своими фантазиями, то вы увидите совсем чужого человека. Поверьте, этот чужой человек - вы. Приблизительно такие ощущения испытывает душа, отделившаяся от тела в момент клинической смерти. Но мы с вами собираемся жить долго и счастливо, поэтому быстренько возвращаем свой фотоаппарат на место. Посмотрели, и хватит пока. Отдохните. Только не засыпайте, лучше подвигайтесь, потанцуйте, поотжимайтесь - любые активные действия пойдут вам на пользу.

Как видите, летать очень просто, и совсем не нужно для этого махать крыльями или покупать билет на самолет. И при этом мы решаем наши насущные задачи: учимся узнавать то, что мы имеем, и смотреть на себя со стороны. "Конечно, со стороны-то я на себя посмотрел, - скажете вы, - но где то, что я имею?" А ваше тело? Вы его видели? А где в это время были вы сами? Значит ваше тело - это не вы? Ваше физическое тело, это то, что вам принадлежит по праву. Но это не вы. Так же как и ваша квартира, ваш автомобиль, жена, собака. Конечно, они несут на себе отпечаток хозяина, но то, что вы можете от себя отделить, пусть даже с сожалением, с кровью, не является вами. Вы -нечто уникальное и неделимое.

Как стать счастливым?

Люди часто говорят, что хотят быть счастливыми. При этом они не очень-то понимают, чего они хотят на самом деле. Счастье обычно отождествляется с ощущением удовольствия. Если человек сидит за столом, ломящимся от вкусной еды, в окружении друзей, которые его восхваляют, это будет состояние счастья. Но наутро это счастье пройдет. То, что люди ищут на самом деле, чего желают втайне от себя или вполне осознанно - это самореализация.

Я уверен, что правильно поставленные задачи приводят к реализации себя в жизни. И существует такая тонкая штука, о которой сегодня, в эру наступления капитализма, многие забыли: когда мы обращаемся к высоким идеалам, мы достигаем успеха еще до того, как получаем непосредственные результаты.

Ваша жизнь заслуживает того, чтобы в ней был возвышенный смысл.

Нет недостойных людей, есть люди, живущие недостойной, их жизнью. И это совершенно принципиально: ни вы, ни я не можем быть пустым сосудом. Человеческие существа иначе устроены. В своем черепе вы носите компьютер более изощренный и более мощный, чем любые приборы, созданные инженерами IBM, Apple, Compaq или Microsoft, вместе взятых. На протяжении всей жизни ваш мозг не может оставаться бесплодным и пустым. В нем все время что-то происходит.

Как вы думаете, сколько функций ваш мозг выполняет! в данный момент? Идет процесс обработки символов языка и работа со знаками алфавита, в то же время, мозг наблюдает за вашей температурой и окружающей средой, измеряет давление, следит за расходованием и выработкой энергии, одновременно управляет деятельностью всех частей организма… и так далее, и так далее, - и все это за миллисекунды! Ваш мозг способен выполнять единовременно такое огромное количество операций, что от мысли о его силе захватывает дух, а способность запоминать и пользоваться памятью настолько обширна, что ее до сих пор невозможно точно измерить.

Этот великолепный образец оборудования создан для того, чтобы эффективно работать, он должен быть до краев полон -но, к сожалению, мы предпочитаем думать о нем по-другому. Например, некоторые полагают, что они могут быть пустыми, что они могут ни во что не верить. И, конечно же, они ошибаются.

Давайте вспомним аналогию Георгия Гурджиева о том, что человек подобен запряженной повозке, в которой тело - :что карета, лошадь - эмоции, кучер - сознание. Все это богатство принадлежит вам. Это то, что вы имеете. А где вы? Вы пассажир, который едет в этой карете. Но представим на минутку, что пассажир заснул и не сказал кучеру, куда ехать. Куда поедет кучер? "А, куда я захочу, туда и поеду: захочу - в шинок, захочу - к жинке под бочок. Хозяин-то спит, ему все равно!" И вот нам кажется, что у нас нет никакого выбора, что жизнь случается с нами, "жизнь нас живет", а не мы живем свою жизнь. В наш технократический век сознание "отъезжает", и только вы можете его обуздать, заставить своего кучера ехать в направлении, выбранном вами.

Так вот, для того чтобы ваш пассажир проснулся, нужно его разбудить. А разбудить его могут только возвышенные идеалы, все остальное ему неинтересно - физические достижения, интеллектуальные задачки, переживания всякие - он все это спихивает на своего кучера, коня или кабриолет, и спит себе дальше. А если у вас появляется высшая цель, то ездок просыпается и командует кучеру, кучер подстегивает лошадь, и повозка начинает катиться в выбранном вами направлении. И так как у вас есть тот, кто всем этим хозяйством управляет (вот вы и ответили на вопрос "Кто Я"), то по пути начинают случаться большие и маленькие чудеса, вы получаете очень многое в своей жизни, еще не достигнув вожделенной цели.

Я и Мы

Когда я говорю о том, что необходимо верить в высшие идеалы, внутри меня раздается тихий голос, который возражает: "Я слишком ничтожен для этого". И такое обычно происходит с каждым. Этакий комплекс "маленького человека". Что с этим делать? Вступить в Общество "Мы". Человек не может существовать один. Он должен чувствовать себя членом сообщества. Вот только какого? Ребят из нашего двора? Своей семьи? Или, скажем, сообщества русских людей. А может быть, сообщества хакеров. Каждый из нас выбирает команду, в которой он чувствует себя комфортно. Но мы боимся приблизиться к обществу, которое в чем-то кажется выше и значительнее нас.

Пушкин, Лев Толстой, Чайковский, Ломоносов, Суворов, Петр Первый, Александр Невский… не кажутся ли они нам совершенно иными, огромными? Но какие они были на самом деле? У них тоже было две ноги, две руки, у них было детство, счастливое или не очень, у них была любовь и у них были матери и отцы. Он точно так же, как и мы, всю жизнь ели и пили, писали и какали. Они обладали определенными познаниями и навыками. Что-то они умели делать лучше, чем кто-либо другой. Я не отрицаю их вклад в историю. Напротив, тот факт, что они были людьми, а не богами, и достигли столь многого, дает вам и мне настоящую надежду. Эти люди - образцы для подражания.

Мы создаем себя, делая выбор, и мы сами выбираем, какими мы хотим быть. И снова повторю: мы - то, что мы думаем. И сосуд никогда не бывает пуст. Ни один человек, когда бы они ни жил, не был атеистом, неважно, понимал он это или нет. Каждый из нас во что-нибудь верит. Может быть, в Бога - или в отсутствие Бога. Может быть, это деньги или власть, карьера или положение в обществе, друзья, семья, родственные узы. А может быть - это Наука, Природа. Во что верите вы?

Дети учатся доверять, подростки ищут сами себя, взрослые смотрят за пределы самих себя. Чтобы стать взрослым, вы должны направить себя на что-то большее, чем вы сами - потому что ваша жизнь заслуживает того, чтобы в ней был возвышенный смысл. Каждый из нас как представитель человечества является владельцем мирового опыта, который может быть они сан словами. Слово соединяет ребенка, рожденного две тысячи лет назад, и того ребенка, который еще не успел родиться. Это справедливо для любой культуры, для любого племени, когда- либо существовавшего или того, что будет существовать - для всех людей, всех рас, всех языков.

И вы принадлежите к огромному сообществу - к человечеству.

Задача 4. Присоединимся к команде

Составьте список людей, живых ныне или умерших, которые восхищают вас тем, как прожили свою жизнь. Другими словами, к чьей команде вы хотели бы присоединиться? Это могут быть и знаменитые писатели, киногерои, ваши знакомые или родственники.

Составляйте свой список без спешки. Это может занять некоторое время - и замечательно, если так получится. Занимайтесь этим так прилежно, словно вы пишете курсовую работу или диплом. Однако, вместо длинной диссертации записывайте наилучшее и единственное слово или предложение, которое точно охарактеризует главное, что совершил этот человек.



Страница сформирована за 1.43 сек
SQL запросов: 190