АСПСП

Цитата момента



Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может.
Так, проверим!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



С ребенком своим – не поругаешься, не разведешься, не сменишь на другого, умненького. Поэтому самый судьбинный поступок – рождение ребенка. Можно переехать в другие края, сменить профессию, можно развестись не раз и не раз жениться, можно поругаться с родителями и жить годами врозь, поодаль… А ребенок – он надолго, он – навсегда.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как не орать. Опыт спокойного воспитания»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Эмоциональность: Личностные и Информативные референции.

В приводимом ранее примере, когда Стюарт входит в дом и видит Анну, он не только вспоминает прошлые переживания, связанные с Анной, но и в какой-то мере вновь переживает свои чувства прошлого. Случай, когда вы воткнули отвертку в подключенную розетку; день, когда вас выбрали старостой класса; утро в незнакомом городе — все это примеры истинных референтных переживаний. Если при воспоминании этих переживаний вы обращаетесь не только к информации о происшедшем, но и к чувствам и эмоциям переживания, тогда такое воспоминание представляет собой личностную референцию прошлого переживания. (В дальнейшем в книге референция считается истинной, если особо не обозначена как надуманная).

Таким образом, ощущение боли, когда рука отскакивает назад, ощущение страха при воспоминании о засовывании отвертки в розетку под напряжением, составляет личностную референцию прошлого. Чувство гордости, удовлетворения или беспокойства при избрании старостой класса — еще один такой пример.

Личностные референции могут также быть из настоящего и будущего, они могут быть как истинными, так и надуманными. Осознание своих чувств от прогулки вечером, когда вы любуетесь красками вечерней зари, вдыхаете вечерние запахи, чувствуете прохладу на лице — это пример личностной референции настоящего. Воображение себя шаркающим под тяжестью тростника — это надуманная личностная референция настоящего. Надуманные понятия Престона о Нью-Йорке, пустыне и горах — это не просто образы или звуки. Он также чувствует, что и как он ощутил бы в этих местах, то есть использует надуманную личностную референцию будущего при выборе места отдыха. (Личностные референции обозначены литерой "л" за временной рамкой референции).

Престон —

Выбор места проведения отпуска

Решение

Б л (Возможные места)

н

Б

новый # не бывал раньше

отдых # тихо, спокойно

Категория принуждения

Причина — Следствие

Куда я хочу поехать

Часто бывает, однако, что мы вызываем в памяти, свидетельствуем и воображаем переживания, не чувствуя ощущений или эмоций, присущих данным переживаниям. К примеру, можно вспомнить случай, когда вы катались на велосипеде и вас едва не переехал автомобиль, но не почувствовать при этом страха (или волнения), который вы ощутили во время инцидента. Можно было бы, к слову, вспомнить, что вы были очень испуганы, когда это случилось, но при этом не пережить страх еще раз. В данном случае воспоминание о случившемся — это просто информация, лишенная чувственного или эмоционального содержания переживания. Мы называем такие референции информативными. Тогда приведенный только что пример — это информативная референция прошлого. (Информативные референции обозначаются литерой "и", например Пи).

Разница между информативными и личностными референциями иллюстрировалась во время обсуждения авторами планеты Сатурн. Для ЛКБ Сатурн представлялся лишь образом у нее в голове — картинкой, на которую можно при необходимости сослаться. ДГ ощущал себя рядом с Сатурном. Он воображал, что находится в космосе на некотором расстоянии от Сатурна, собственными глазами наблюдая за бушующими там бурями, проносящимися по поверхности, чувствуя, что ощутил бы, будучи на самом деле вблизи от пылающего газового гиганта. Из кусков других референций ДГ сконструировал личностное переживание пребывания рядом с Сатурном, тогда как ЛКБ воспринимала образ Сатурна как часть информации, не связанную с ее текущими ощущениями и чувствами. Тогда информативные референции это те референции, которые не задействуют чувства или эмоции, на которые ссылаются при переживании.

Как и личностные референции, референции информативные могут быть из прошлого, настоящего или будущего и могут быть истинными или надуманными.

‑ Инцидент с велосипедом — это пример информативной референции прошлого.

‑ Воспоминания о детстве и бесстрастное воображение, что случилось бы, если бы вас сбил автомобиль, — это надуманная информативная референция прошлого.

‑ Наблюдение за танцующими, отслеживание ритма и движений без кинестетического или эмоционального реагирования на ритм и движения — это пример информативной референции настоящего.

‑ Если вообразить, что думает и чувствует танцор, самому не подхватывая эти мысли и чувства, то это надуманная информативная референция настоящего.

‑ Вообразить себя безнадежно больным через двадцать лет из-за курения, но не чувствовать при этом соответствующего дискомфорта или безнадежности — это пример надуманной информативной референции будущего. Информативные референции более всего подходят для тех контекстов, в которых вы не хотите или вам не нужна референция, основанная на чувствах: к примеру, знание числа "пи", как перевести Фаренгейт в Цельсий, как червя насадить на крючок, или — для некоторых — как выглядит Сатурн.

Комбинируя понятия временной рамки, аутентичности и эмоциональности по классам, можно выделить десять типов референций переживаний:

Прошлое, Истинное, Личностное

Прошлое, Истинное, Информативное

Прошлое, Надуманное, Личностное

Прошлое, Надуманное, Информативное

Настоящее, Истинное, Личностное

Настоящее, Истинное, Информативное

Настоящее, Надуманное, Личностное

Настоящее, Надуманное, Информативное

Будущее, Надуманное, Личностное

Будущее, Надуманное, Информативное

Каждая из этих референций сингулярна в смысле своего вклада в переживание и в оценку. То есть каждый тип референций будет оказывать разное воздействие на результат оперативной формы. В последующих главах мы покажем особую роль каждой из референций во взаимодействии с другими переменными в оперативной форме. Способность к пониманию и копированию способностей другого человека часто зависит от определения и перенимания используемых им референций. Таким образом, стоит потрудиться, чтобы поработать и ознакомиться со всеми референциями. В резюме по референциям даны все характеристики каждого из десяти типов референций.

Резюме по рефенциям

П (истинная личностная референция прошлого). Воспоминание истинных случаев из своего прошлого, включая переживания чувств и эмоций, связанных с происшедшим.

П уместно для переживания чего-то из вашего прошлого с целью нахождения ощущений, которые вы можете захотеть повторить (свою решимость, например, выйти на улицу в бурю); для нахождения неприятных переживаний, которые вы хотите использовать в назидание (тогда вы чего-то не сделали и подвели этим всех); для воспоминаний (как вы влюбились в своего спутника жизни).

П (истинная информативная референция прошлого). Воспоминание истинных событий из прошлого без переживания чувств и эмоций, связанных с этими событиями.

П уместно для сбора информации из бесполезно неприятного прошлого события (воспоминания своих действий, когда у сына начались конвульсии) или для сбора информации из прошлых событий, для которых сопутствующие ощущения и эмоции на данный момент иррелевантны (действия при посадке дерева; где живет ваш друг; что пришлось сделать в прошлом, чтобы выпрямить скривившийся ноготь).

П (надуманная личностная референция прошлого). Воспоминание воображаемого события, включая ощущения и эмоции, которые могли бы быть частью такого события.

П подходят для обогащения диапазона переживания из вашего прошлого посредством изменения факта биографии на более удовлетворительный (как вас избирали старостой класса, и поэтому вас уважали одноклассники — а делами вы фактически никогда не занимались) или конструирования других прошлых, чтобы учиться на них чему-то (построение прошлых испытаний, пройденных с триумфом, чтобы подбодрить свою храбрость перед новым испытанием).

П (надуманная информативная референция прошлого). Воспоминание воображаемого события без переживания ощущений или эмоций, которые могли бы быть частью такого события.

П подходят для обогащения диапазона переживания из вашего прошлого посредством изменения факта биографии, но без ощущений или эмоций воображаемого прошлого, воздействующих на ваше нынешнее состояние (воображение, каково быть покалеченным ребенком, иметь родителей эмигрантов; купить себе угол).

Н (истинная личностная референция настоящего). Наличие эмоциональной причастности при проявлении внимания к видимому, слышимому, вкушаемому, обоняемому и ощущаемому как вне, так и внутри вас.

Н подходят для контекстов, где вам желательна или необходима текущая обратная связь в отношении своих ощущений и эмоций (занятия любовью, бег трусцой, вид собственного ребенка, впервые едущего на велосипеде без поддерживающих колес; изучение музыкального инструмента).

Ни (истинная информативная референция настоящего). Проявление внимания к видимому, слышимому, вкушаемому, обоняемому и ощущаемому как вне, так и внутри вас без переживания сопутствующей эмоциональной причастности.

Ни подходит для тех ситуаций, где вам желательна или необходима текущая обратная связь, но для которой ваши ощущения и эмоции либо бесполезно неприятны (во время хирургической операции; слушать критику своей работы), либо иррелевантны (печатание на машинке, установка машины).

Н (надуманная личностная референция настоящего). Воображение какого-то события сейчас и переживание ощущений и эмоций, соответствующих воображаемому.

Н подходят тогда, когда вы хотите обратиться к текущим внутренним переживаниям других из сострадания (врач, расспрашивающий пациента; слушать, как дочка делится своими школьными неприятностями) или для опосредованного переживания (смотреть фильм; представить, что это вы подаете мяч, прочувствовать все свои движения, наблюдая, как демонстрирует удар ваш инструктор по теннису).

Н (надуманная информативная референция настоящего). Воображение происходящего сейчас без переживания ощущений или эмоций, соответствующих воображаемому.

Н подходит для обращения к текущим эмоциям других людей, но отстраненно, обеспечивая тем, что обычно называется "перспективой" (врач, опрашивающий пациента; адвокат, стремящийся уладить спор; семейный психотерапевт, работающий, чтобы разобраться в динамике семейных взаимоотношений), и для конструирования переживаний, для которых ощущения и эмоции иррелевантны (видеть "сквозь" здание, чтобы представить его конструкцию; воображение перестановки мебели в комнате).

Б (надуманная личностная референция будущего). Воображение, каким будет что-то при переживании ощущений и эмоций воображаемого события.

Б подходит для тех ситуаций, где осуществляемое сейчас будет иметь прямое отношение к тому, что ощутите вы и другие люди в будущем (при обдумывании, не бросить ли курить; каково это — иметь эмфизему; как в 60 лет быть здоровым; при решении жениться ли; обдумывая, как пройдет жизнь с супругом; покупая на Рождество подарки, воображать, что ощутите вы и ваши близкие, открыв эти подарки).

Б (надуманная информативная референция будущего). Воображение чего-то без переживания ощущений и эмоций, соответствующих воображаемому.

Б подходит для тех контекстов, где желательно или необходимо обдумать возможности или спланировать и сделать это лучше всего без чувств и эмоций (вложение денег; покупка страховки; предполагаемая встреча с кем-то, пугающим вас), или где ощущения и эмоции иррелевантны (как обустроить еще одну спальню в доме).

Уместное использование описанных референций не обязательно совпадает с реальным использованием их определенным индивидом. Всем известны люди, вспоминающие небылицы (надуманная личностная референция прошлого), мучающие себя неприятными чувствами при воспоминании испытаний и несчастий (истинная личностная референция прошлого). Студентка терапевтического или стоматологического факультета, терзающая себя болью или страхом своих пациентов (надуманная личностная референция настоящего), имеет совершенно отличные переживания учебы от студента, либо представляющего себе, что происходит внутри у пациента, не отдаваясь страданиям пациента (надуманная информативная референция настоящего), либо попросту не представляющего, что происходит внутри у пациента (или истинная личностная, или истинная информативная референция настоящего). Можно купить лотерейный билет и в экстазе представлять, что можно купить на выигранные деньги, а не выиграв, ощущать себя ограбленным (надуманная личностная референция будущего); а можно задуматься о возможности заработать себе рак, эмфизему или болезнь сердца, прикуривая следующую сигаретку (надуманная информативная референция будущего).

Последние два примера использования референций в менее чем подходящих контекстах высвечивают важность функционального аспекта референций. Частично значение этих разнотипных референций прошлого, настоящего и будущего кроется в субъективности принуждения каждой из них. Для многих людей прочесть и услышать о канцерогенности курения остается информативной референцией и поэтому не принуждающей. Им известны факты, однако канцерогенная опасность выпускаемых ими колечек дыма не более является частью их личных переживаний, чем, скажем, факт наличия колец у Сатурна. Однако реакции меняются весьма существенно (хотя и не настолько, чтобы бросить курить, — см. Камерон — Бандлер, Гордон и Либо, 1985г.), когда канцерогенная опасность становится надуманной личностной референций, где ощущается дискомфорт хрипов и одышек, ощущается страх при узнавании из диагноза о раке, ощущается боль горящих огнем легких и т.д. Очевидно, еще более принуждающим является на самом деле переживание, когда у тебя действительно рак, когда ты беспомощен и тебе больно (тогда это истинная личностная референция).

Вывод, все оценки (и поэтому все реакции и поведение) основаны на и зависят от информации, на которую ссылаются, чтобы произвести оценку. Референтная категория определяет, откуда референтная информация — из вашего прошлого, настоящего или будущего; истинна она (происходить на самом деле) или надуманна (создано, придумано); личностная (т.е. будит ли эмоции и ощущения, присущие переживанию) или информативная (лишенная эмоций и ощущений, присущих переживанию).

Конечно, знание референций, используемых кем-то в проявлении поведения, которое вам хочется скопировать, не наделяет вас личной биографией этого человека. К примеру, индивид, которому великолепно удается вести переговоры, пользуется определенной последовательностью оперативных форм, каждая из которых включает в себя определенные тесты, критерии, эквиваленты критериев, референции. Единственное, что невозможно у него скопировать, — это его личная история относительно ведения переговоров. Эта личная история содержит сокровищницу релевантной информации, проявляющую себя в его оценках в первую очередь, как референции (или в еще более кодированной форме, — как причина — следствие, о чем мы поговорим в следующей главе). Мы можем скопировать тип используемых им референций, но мы не можем скопировать его личный опыт, обеспечивающий содержание этих референций.

Таким образом, полноценность копирования типа референций, используемых человеком, на первый взгляд неубедительна, если не принять во внимание, что по большому счету личная история человека в отношении к специфическому контексту является функцией типов референций, используемых им. Определенные референции, используемые им, последовательно направляют внимание и переживания индивида в определенном направлении. Так, адвокат, у которого не было прогресса в переговорах по урегулированию отношений, не пользовался референциями настоящего относительно текущих реакций противоположной стороны — именно теми референциями, которые характеризуют, как мы выяснили, все успешные переговоры хороших специалистов. Годами используя референции настоящего, такие индивиды раскрывают секреты реакций оппонентов в переговорах, те же, кто не пользуется референциями настоящего, — остаются слепы. Между тем эта слепота — дело преходящее. Пользуясь теми же референциями, что и наш образец, вы также сориентируетесь в отношении источников переживаний и информации, что приведет к успеху в данном специфическом контексте и к тому же наделит вас собственным опытом, который также будет способствовать успеху.

Проработка

Понимание себя. Определенные используемые референции могут коренным образом воздействовать на реакции. К примеру, представим себе контекст попытки спасти зашедшие в тупик отношения. Если единственной используемой референцией будет "предпринятое не срабатывает", тогда ваши оценки скорее всего приведут к чувству безнадежности. Если, напротив, это "я еще не все предпринял", тогда оценки приведут скорее всего к понятиям любопытно, занятно и обнадеживающе. Если в качестве референции добавить еще "насколько удовлетворительны будут отношения, когда нынешние трудности развеются", вы, вероятно, станете более активным и что-то еще предпримете. Найдите что-то в своей жизни, где вы сдались. Какими референциями вы пользуетесь при оценке этой ситуации? А теперь отыщите в жизни что-то трудное, но вы, несмотря ни на что, в этом участвуете. Какими референциями вы здесь пользуетесь? А когда пользуетесь такими референциями для оценки первого случая, вы все также ощущаете неудачу? Какие референции необходимы, чтобы избежать в первой ситуации неудачи? Какие референции можно использовать, чтобы все получилось?

Понимание других. Найдите какого-нибудь недовольного и спросите, какими референциями он пользуется (например, "Что вы думаете, когда задумываетесь о том человеке?") Возможно, вы обнаружите, что он пользуется по преимуществу истинной личностной референцией прошлого нехорошего поступка этого человека и не берет в расчет референции настоящего, насколько тот изменился сейчас, и референции будущего о положительных изменениях этого человека.

Что получаем. Некоторым свойственно последовательно выполнять намеченное. Раз установленная цель становится референцией во всех относящихся сюда оперативных формах. Этим гарантируется, что цель здесь воздействует на все контексты, релевантные достижению цели.

Выберите себе цель, например, финансовую безопасность или стать привлекательным. Теперь определите, как вы узнаете, что достигли своей цели. Создайте исчерпывающий список ситуаций, релевантных своей цели (для финансовой безопасности: посещение магазинов, составление и оплата счетов, планы продвижения по службе и т.д.). Прочтите список, представляя себя в каждом из этих контекстов, в каждую ситуацию вставляя в качестве референции свою цель. Например, если целью является уменьшение жизненного напряжения и наслаждением большим досугом, убедитесь, что имеете в виду эту информацию при оценке решения о начале какого-то долгосрочного, отнимающего много времени проекта.

Можно обнаружить, что надуманные личностные референции особенно полезны, если у вас есть тенденция принимать большинство решений на основе фактически сделанного или пережитого в прошлом. Набор референций, состоящих из фактически сделанного, если это стоящее, обеспечивает относительно ограниченный набор переживаний. Создавая референции во всех временных рамках, находя конструктивные преимущества в своей собственной истории и в опыте других людей, вы расширяете диапазон возможных реакций на различные ситуации. Нами разработано несколько форм для создания надуманных личностных референций, использование которых всегда ведет к большей гибкости и к творческому подходу в достижении личных и профессиональных результатов (см. Камерон–Бандлер, Гордон и Либо, 1985г.).

Люди могут дурачить других людей — и так снова и снова, — тех, для которых очень тяжело предсказать реакцию человека, даже хорошо знакомого. Мы работали со многими такими индивидами. Направляя их к их истинным референциям прошлого, мы помогаем им найти поведенческие модели членов семей, близких, коллег. Такое "исследование и разложение по полочкам" со временем дает о себе знать и гораздо полезнее, чем то, чем обычно они заняты, т.е. они слушают, что люди говорят о себе (истинная референция настоящего), а потом забывают обратить внимание на то, что они на самом деле сделали (истинная референция прошлого). Мы учим их сохранять примеры и выявлять модели, чтобы понять и предсказать реакции друзей и знакомых.

Референций будущего являются хранилищем возможного. Оценивая творческие способности человека, мы всегда проверяем, пользуется ли он референциями будущего. Если этого нет, мы исправляем это, наделяя творческим потенциалом. Референции будущего не являются причиной творчества, но без них творческий процесс — сплошное недоразумение.

6. Причина — следствие.

Результат

Действие

Референтная категория

Тестовая категория

Категория принуждения

Предмет оценки

Причина — следствие

Представьте, что после нескольких неудачных часов стояния у дороги с поднятым большим пальцем руки в надежде остановить попутную машину, вы начинаете размахивать руками — и вот машина останавливается. В следующий раз, когда вы опять окажетесь у дороги, какое действие вы предпримете, чтобы побудить водителя остановиться? Из предыдущей попытки вы можете предположить, что именно размахивание руками явилось причиной того, что водитель остановился и подобрал вас. Если такие причинно-следственные отношения между размахиванием рукой и остановкой машины окажутся верными и для других водителей, то у вас появляется техника, которую стоит повторять, если вам необходимо, чтобы вас подвезли и будущем.

У разных людей будет разная реакция на свой успех по остановке машины. Одни будут уверены, что именно размахивание рукой явилось причиной остановки машины, впоследствии они каждый раз будут прибегать к такому приему. Для других будет не ясно, остановил ли водитель именно вследствие их размахиваний или же это получилось вследствие комбинации размахиваний и тем, что за человеком оказался водитель, а может это простое совпадение. В следующий раз, оказавшись на дороге, такой индивид опять воспользуется стандартным для США приемом с большим пальцем, хотя время от времени и будет пробовать помахать рукой в попытке выяснить подтверждение причинно-следственных отношений между двумя методами. Еще кому-то даже и в голову не придет, что есть какая-то связь между размахиванием и остановкой машины, может это простое совпадение. И этот человек будет и в дальнейшем пытаться поймать попутку традиционно.

Эти примеры не исчерпывают возможные реагирования, однако иллюстрируют факт, что причинно-следственные отношения воздействуют на наши переживания и поведения в определенном контексте. Такие причинно-следственные отношения возникают каждый раз, когда индивид считает, что какое-то специфическое обстоятельство ведет к другому специфическому обстоятельству. Другими словами, причинно-следственные отношения являются условными отношениями между обстоятельствами, например, как когда человек думает, что трата денег способствует удовлетворению. В жизни, между тем, такой философии придерживаются не все, считая, что удовлетворения можно достичь и другими путями — через воздержанность или любовь. Более того, каждое из этих причинно-следственных отношений, ведущих к удовлетворению, порождает свои собственные переживания и поведения. Например, человек, убежденный в причинно-следственных отношениях между тратой денег и получением удовлетворения, не будучи удовлетворен, идет и опустошает свой кошелек, а индивид, связывающий удовлетворение с воздержанием, стремится еще более упростить свою жизнь, возможно, избавляясь от своего имущества.

В дополнение к специфике понятий, возникающих в причинно-следственных отношениях, можно добавить и такие характеристики, как временные рамки и предположения. Каждый раз, когда индивид полагает себя и выражает в причинно-следственных отношениях, и причина и следствие таких отношений воспринимаются в определенных временных рамках. Возьмем в качестве примера причинно-следственные отношения "правильное питание сделает меня здоровым". В дополнение к условности отношений между питанием и здоровьем, условность отношений также воспринимается в аспекте настоящего, воздействующего на будущее: правильное питание (сейчас) сделает (в будущем) меня здоровым (на схеме: правильное питание # здоровый; Н # Б). Подобная условность отношений между правильным питанием и здоровьем может быть выявлена и в других временных рамках.

Я был здоров, потому что питался правильно П # П

Я здоров, потому что всегда питался правильно П # П

От того, что я в молодости питался правильно, я буду здоров в старости П # Б

Я здоров, потому что правильно питаюсь Н # Н

Я буду здоров, потому что правильно питаюсь Н # Б

Когда я начну питаться правильно, я буду здоров Б # Б

Раньше у меня было много проблем со здоровьем, теперь я питаюсь правильно и поэтому в будущем я буду здоров . П # Н # Б

Значит, отношения причины-следствия можно рассматривать в любых временных рамках. То есть можно проследить, как прошлое воздействует на настоящее (П # Н), прошлое воздействует на будущее (П # Б), настоящее воздействует на будущее (Н # Б); прошлое воздействует на настоящее, а то в свою очередь на будущее (П # Н # Б) и т.д. Человек, говорящий:"Я не очень хорошего мнения о себе, потому что отец никогда в меня не верил," — оперирует в причинно-следственных отношениях, где прошлое ("отец никогда в меня не верил") ответственно за (следствие) настоящее ("Я не очень хорошего мнения о себе") (П # Н). Заинтересованные в сохранении природных ресурсов демонстрируют веру в причинно-следственные отношения, по которым нынешнее использование ресурсов определит их будущее наличие (Н # Б).

Хотя большинство условных отношений может быть выражено по отношению к каждой из моделей временных рамок, указанных выше, та, какой вы пользуетесь, может иметь значительное воздействие на роль, которую причина-следствие играет, влияя на ваши субъективные переживания и поведения. Рассматривая примеры причины-следствия, приведенные выше, вчитываясь в них, как если бы это было верно для вас, и делая после каждого из них паузу, чтобы поразмыслить, как именно каждая причина-следствие воздействует на ваше восприятие, вы обнаружите наличие субъективной разницы в каждой из них, даже если содержание остается в каждом примере тем же. Из-за того, как мы воспринимаем прошлое, настоящее и будущее, как на него реагируем, каждая из приведенных моделей причины-следствия является субъективно и функционально уникальной, именно поэтому используемая модель и представляется другой. Временные рамки, к которым привязывается содержание причинно-следственных отношений, означают очень многое.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 191