НАСЛАЖДЕНИЕ СВОИМ РЕБЕНКОМ
Чему радоваться в детях ? Конечно, одним из наиболее радостных аспектов наличия детей -- это быть свидетелем их развития от малышей до (надеемся) счастливых, совершенных взрослых. Для родителя -- ведущего и наставника (а не надзирателя) драгоценной наградой является удовольствие, которое проистекает от наблюдения за вашим ребенком, овладевающим и наслаждающимся новыми навыками, от знания, что каждое из этих изменений сможет помочь сделать будущее вашего ребенка немного лучше, и от личной гордости, которую вы можете испытывать от того, что хорошо потрудились на благо вашего ребенка. Вы ХОТИТЕ, чтобы ваш ребенок процветал эмоционально, интеллектуально и социально. И одним из наиболее глубоко приятных моментов родительства является момент, когда мы признаем, что наши дети процветают на одном или нескольких из этих путей.
Наслаждение вашими детьми, таким образом, означает быть способным ПРИЗНАВАТЬ, что они прогрессирует, и ПРЕУСПЕВАЮТ. Если вы помните, Мел упустил возможность радоваться прогрессу своей дочери, поскольку он не был способен признать его таковым. Вместо этого, он уделил внимание тому, чего она пока еще не достигла, и потому был неспособен разделить со Сьюзен ее достижение. Ему не хватило того, чтобы справиться в своей памяти, каковы были способности дочери до этого. Такая справка обеспечила бы его основой для сравнения, которая сделала бы прогресс дочери осязаемым.
Это легко сделать, если ориентировки и внутренние процессы, которые мы описали в предшествующих разделах о росте и о воспитании, стала вам знакомы. Два момента, которые вы должны были выполнить (1) получить возможность по ориентированию себя на своего ребенка, каков он или она есть, и (2) оценить навыки и свойства, какие вы хотите для своего ребенка в свете того, кем он или она являются. Вместе с текущей оценкой качеств и пока развивающихся навыков и свойств вашего ребенка, все, что осталось сделать в смысле способности радоваться прогрессу вашего ребенка, является ПАМЯТЬ, с которой вы можете сравнить их нынешние навыки и свойства. Поэтому, текущим мерилом, используемым в измерении прогресса вашего ребенка, становится, улучшение (а не отточенность).
1. Если у вас есть недавние примеры, как ваш ребенок не овладел навыком или свойством, какие бы вы хотели, чтобы он имел, затратьте минуту на движение назад сквозь время за примерами, когда ваш ребенок был даже ДАЛЬШЕ от овладения этим навыком или свойством.
2. Теперь сравните эти примеры с тем, что они в состоянии делать сейчас. Отметьте улучшение и тот прогресс, который очевиден при таком сравнении. (Очевидно, другим возможным результатом от такого сравнения будет обнаружение обнаружите, что ваш ребенок теперь ДАЛЬШЕ от того умения, какое он или она имели раньше. Хотя, вероятно, и не являясь источником радости, эта информация, тем не менее, важна, чтобы ее иметь, и может указать на то, что настало время выработать планы вмешательства каким-либо полезным образом. Смотрите предыдущий раздел "Воспитание").
Другой возможностью радоваться удовлетворению, которое приходит от признания прогресса вашего ребенка, будет признание того, как его или ее нынешние навыки и свойства послужат ребенку в БУДУЩЕМ. Если вы помните, это было продемонстрировано реакцией Неда на своего сына, сказавшего ему, чтобы он занялся своим делом. Реакция мальчика могла быть грубой и дерзкой, но Нед воспринял ее также и как свидетельство растущей независимости сына чего-то такого, чему Нед хотел его научить.
Припомните недавний случай, в котором ваш ребенок поразил вас неким новым и (для вас) либо неприятным, либо приятным поведением. (В качестве примера: Ваш пятилетний сын сидит слишком близко к телевизору. В то время, как он встает, чтобы подчиниться, когда вы говорите ему отодвинуться, вы волочите его стул за ним. Он сердится и бьет вас по ноге, потому что "Я сам хотел это сделать!")
4. Далее, с учетом поведения, вам необходимо заменить то, что сперва захватывало ваше внимание в настоящем, на образец более существенного и положительного свойства в будущем. Намерение здесь в том, чтобы перейти от поведения самого по себе, к тому, на что оно указывает, в смысле ПОЛЕЗНОГО свойства. (Итак, поведение вашего сына является показателем растущей самостоятельности, что находится на более высоком обобщающем уровне, чем его рассерженность, пинки и желание сделать это самому.) В этом пункте важно сохранить свойство отделенным от поступков, являющихся его проявлениями. Это отделение делает для вас возможным реагировать на поведение вашего сына в отношении большей картины его или ее растущей личности, не просто на немедленную обиду по поводу поведения. Как это было у Неда с его сыном, такое признание и отделение поведения от свойства может быть успокаивающим и приятным. Используя случай, который вы припомнили на предыдущем этапе, поменяйте обидное поведение на пример положительного будущего свойства.
Если поведение, которое использовал ваш ребенок в выражении этого свойства является приемлемым, то это можно оставить таким, как есть. Если, с другой стороны, его или ее поведение было каким-то образом неприемлемым (опасным, неприятным, саморазрушительным), тем больше потребность в размышлении.
5. Теперь, когда у вас есть представление, куда ведет поведение в смысле свойства, следующей вашей потребностью будет убеждение в том, что у вашего ребенка есть приемлемые способы поведения для выражения и исполнения развивающегося свойства. Вообще, СВОЙСТВО является чем-то, что стоит оберегать. Значит, вашей задачей будет помочь вашему ребенку найти более приемлемые способы выражения этого свойства. Продвигайтесь от свойства самого по себе к тем типам поведения, которые были бы более приемлемыми в выражении этого свойства. Значит, эти способы поведения являются теми, которые вы хотите, и которые вам нужно передать своему сыну или дочери. (Ваше взаимодействие теперь становится воспитывающим). В нашем примере, сердитая, драчливая реакция вашего сына является, разумеется, неприемлемой и крайне не полезной, поэтому вы похвалите его за желание сделать это самому, но объясните, что не могли знать этого раньше, что люди не могут читать его мысли, и что с этих пор ему надо давать другим знать, каковы его намерения, чтобы другие могли сотрудничать с ним. Передав свойство, которое вы определили, какими являются приемлемые способы поведения для вашего сына или дочери? Как будете вы передавать это сообщение вашему ребенку? Затратьте теперь некоторое время чтобы ответить на эти вопросы.
И, наконец, в дополнение к получению удовольствия от эволюции вашего ребенка, другим источником наслаждения, на который родители ЧАСТО смотрят свысока, является мир ДЕТСТВА. Хотя частью вашей роли как родителя является довести вашего ребенка до взросления, является фактом и то, что они пока не разделяют с вами все восприятия, определения и воззрения, которые составляют мир взрослых. Если хотите, ваши дети могут забрать вас назад, на путь восприятия мира, который, возможно, более характеризуется благоговением, удивлением, любопытством, возможностями, гибкостью восприятия, одобрения и свободы, чем ваш взрослый мир. И каждая стадия их роста и развития приносит с собой и изменения в их восприятиях.
Мы уже описали то, как вступить в реалии ваших детей, когда мы говорили о том, что вхождение в мир вашего ребенка является способом понятия того, кто они такие. Единственным дополнением, которое мы здесь предлагаем, является одно из распространений акцента опыта на включение как ВАШЕГО наслаждения этим более юным миром, так и сбора информации о нем. Наиболее эффективным способом вхождения в мир вашего ребенка является приспособление ваших собственных движений, образчиков темпоритма, образчиков речи, образчиков интонации и действий к тем же, что и у вашего ребенка. Многие взрослые находят это трудным делом как потому, что они чувствуют, что есть другие вещи, которые им нужно будет делать, помимо того, чтобы просто болтаться вместе со своим ребенком, так и потому, что они опасаются показаться глупыми. Если вы считаете трудным вступить в мир вашего ребенка по любому из этих соображений, мы предлагаем, чтобы вы заранее спланировали и отвели некоторое личное время вашему ребенку для срочной цели вступления в его или ее реалии. Стоит только вам обнаружить свежесть перспективы и теплоту общения при вхождении на время в их реалии, вы, вероятно, будете хвататься за каждую возможность, которая встретится на вашем пути, чтобы еще раз разделить с ними их мир.
Дети подрастают, и возможности, которые упущены, часто невосполнимы. Это драгоценное время вашей жизни. Не тратьте его понапрасну. Переложите знания этого раздела в игру.
11. К ЧИТАТЕЛЮ
Те описания и ЭМПРИНТ формы, которые мы представили в этой книге, служат цели приобретения талантов, возможностей и восприятий, но не для диагностирования проблем. Несмотря на то, что мы описывали различные проблемы, в которыми обычно сталкиваются люди, и те способы, какими некоторые люди успешно реагируют в подобных проблемных ситуациях, ни в одном из этих случаев мы не говорили, ПОЧЕМУ у некоторых людей имеются определенные проблемы, и ПОЧЕМУ у других их нет. Вместо этого, нашей целью было описать те внутренние процессы, которые люди используют для выработки своего обобщенного опыта - понимания, интуиций и эмоциональных состояний -- и своего поведения. И мы описали эти внутренние процессы так, что они могут быть доступны для любого человека, которому требуется или желательно иметь доступ к аналогичным ощущениям и способам поведения. Конечно, такая ориентация возвращает назад к Эдвард-Холловскому пробелу, который он требует заполнить, как "эквивалент музыкальных партитур, которым можно научиться, каждый для разного типа мужчины и женщины в различных типах работ и отношений, для времени, места, работы и игры," и с целью "обладать средствами для того, чтобы сделать жизнь несколько менее случайной и более радостной."
Более того, кандидаты на это приобретение включают в себя не только так называемые хорошие ощущения и способы поведения, которые демонстрируют некоторые люди, но также и проблемные. Как мы попытались показать, все ощущения и способы поведения являются полезными и приемлемыми, и зависящими только от ситуаций, в которых они проявляются. То есть, каждый человек -- включая вас -- это клад, скрывающий богатство ощущений и способов поведения, то есть то, в чем нуждается другая личность, чтобы превратить свои промахи, разочарования и огорчения в обогащающие восприятия и приносящие радость успехи.
Поэтому, представленное нами на этих страницах является лишь отбором проб, эссенцией того, что доступно и что возможно. Определения хода внутреннего процесса, которые мы дали, могут быть найдены в КАЖДОЙ мысли, взаимодействии, поступке, навыке и реакции, которые присущи человеку. Метод, организующий эти определения, является НЕ КАРТОЙ разнообразия людей, но СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ ИХ КАРТЫ по мере прохождения по многим ситуациям, которые образуют их жизнь. Жизнь не должна быть серией ущербных реакций, определяемых превратностями судьбы. Обеспечивая вас доступом к плоскостям хода внутренних процессов, лежащих в основе ощущений и способов поведения каждой личности, и которые иначе будут от вас скрыты, выводы и формы, представленные здесь, смогут превратиться для вас в средства личного развития. Приложимые к большим группам людей, которые могли бы вознаградить себя обладанием новых альтернатив для их ощущений и способов поведения, эти мысли и формы (и сам по себе ЭМПРИНТ метод) могут стать также и средствами общественной и культурной эволюции.
Мы надеемся, что по мере проживания каждого дня вашей жизни, будут события, суждения или отрывочные моменты, поднимающие в вашем сознании те вопросы, которые вернут вас назад к этой книге для поиска информации и совета. Книга написана нами не для того, чтобы быть прочитанной, а затем засунутой в книжный шкаф, чтобы полка просто так не пылилась. Мы предполагаем ее использование для обеспечения практичных и доступных путей достижения целей вообще, так и конкретных целей, описанных в каждом разделе. Книга предназначена стать ощутимым представлением метода, способного вырабатывать те самые учебные музыкальные партитуры личности, о которых говорит Холл. Книга эта для того, чтобы поднимать вопросы -- вопросы, чье истинное значение не в ответах на них, а в самом поиске ответов.
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ОДИН
1. Вероятно, первой опубликованной попыткой описания поведения, характеризующих k.ltq культурно-перекрестно, было ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Чарльза Дарвина. Конечно, культурно-перекрестное сравнение ощущений, способов поведения и общественных структур, издавна было одной из pflfx антропологов: недавним примером является ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЦИКЛ Колина Тернболла, в котором он исследует те черты, которые, по-видимому, являются характерными для всех культур.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ДВА
1. Формы, представленные в этой книге, были выработаны при помощи ЭМПРИНТ метода, разработанного авторами процесса ускоренного приобретения навыков. ЭМПРИНТ метод, вместе с его применениями и приложениями, представлен в работе ЭМПРИНТ МЕТОД: РУКОВОДСТВО ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ, другой написанной авторами книге из серии FuturePace (Поступь Будущего)
2. В своем описании серии экспериментов, проведенных Брунером и Постманом, приведенным в книге СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ, Кун приводит дополнительные свидетельства этого всеобъемлющего влияния индивидуальных моделей. Они просили своих испытуемых угадывать поодиночке игральные карты. Однако, испытуемые не знали, что в колоде были такие неправильные карты, как красная шестерка пик, черная четверка червей, и так далее. При краткой экспозиции испытуемые определяли фиктивные карты как нормальные (то есть, черная шестерка червей отождествлялась с "шестеркой пик" или "шестеркой червей"). Когда время экспозиции было увеличено, испытуемые смущались и медлили с ответом. Дальнейшее увеличение времени экспозиции позволило некоторым испытуемым угадать неправильные карты, и с этого момента они не испытывали затруднений в их выявлении:
Однако, некоторые испытуемые, оказались вообще неспособны сделать требуемые уточнения своих категорий. Даже в среднем при 40 показах, требуемых для распознавания нормальных карт, какими они являются на самом деле, более 10 процентов неправильных карт не были угаданы верно. И те испытуемые, которые и после этого терпели неудачу, часто испытывали острое личное страдание. Один из них воскликнул, "Я не могу различить масть, какой бы она ни была. На этот раз это даже не было похоже на карту. Я не знаю, ни какого она теперь цвета, ни того, пики это или черви. О, Господи!" (стр. 63)
Кун далее замечает, что один из экспериментаторов (Постман) признавался по секрету, что даже он находил неприятным смотреть на неправильные карты:
Просмотр богатой экспериментальной литературы, откуда извлечены эти примеры, наводит на одно подозрение, что предпосылка к собственно восприятию является чем-то вроде образца. То, что видит человек, зависит как от того, что он видит, так и от того, чему его предыдущий зрительно-понятийный опыт научил видеть. При отсутствии такой тренировки, здесь может быть только, по выражению Уильяма Джеймса "роскошное гудящее смущение;" (стр. 113)
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ЧЕТЫРЕ
1. Вам может показаться, что выводы, которые кто-то использует в ДЕЙСТВИИ, будут определять, ПРОМЕДЛИТЕ вы или нет (то есть, промедлением является хроническое откладывание действия). Однако, мы нашли, что промедление значительно больше является функцией того, выработали ли вы богатые и неотвратимые представления будущего, способные мотивировать вас как в направлении чего-либо, так и прочь от него. Значит, промедление будет определяться природой тех выводов, которые были сделаны при ЖЕЛАНИИ или ПОТРЕБНОСТИ
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ПЯТЬ
1. Все, что мы смоделировали и представили в этой главе, нацелено на здоровые привычки в еде -- НЕ на диету или похудение. Вам необходимо есть приемлемо и выполнять упражнения для того, чтобы быть здоровым, чувствовать себя и быть в форме. Люди зачастую едят и упражняются определенным образом, в порядке соответствия критериям, вырабатываемым средствами массовой информации и касающимся внешнего вида, красоты, привлекательности, контроля, и так далее. Однако, мы более заинтересованы в людях, действующих исходя из своих собственных, ВНУТРЕННЕ ВЫРАБОТАННЫХ критериев. Ваш вес будет одновременным последствием ваших привычек в еде, упражнениях и генетической конституции. Если вы едите и упражняетесь приемлемо, то ваша генетика позаботится об установлении вашего нормального веса. Если вы хотите уменьшить ваш вес ниже этой точки, вы признаете, что вы, быть может, отбрыкиваетесь от своей генетической предрасположенности, что может быть трудным и включать некие обязательные лишения на всю жизнь. Перед отправлением в такой путь вам нужно было бы учесть, делаете ли вы это, чтобы удовлетворить внутренне или внешне выработанным критериям, и стоит ли усилий удовлетворение этим критериям. (Раздел "От Знания К Опыту" данной главы поможет вам найти ответ на эти вопросы.)
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ СЕМЬ
1. Никотин в сигаретах занимает место некоторых нейро-трансмиттеров, которые участвуют в выработке состояния эйфории и благополучия. Если никотин используется в течение продолжительного времени, химические процессы, ответственные за производство этих нейро-трансмиттеров, "понимают", что они не нужны, и сворачиваются. Результатом является физиологическая зависимость от сигарет и никотина, в порядке установления ощущений благополучия. Когда вы бросаете курить, внезапно возникает отсутствие как нейро-трансмиттеров, так и никотина, приводящее к депрессии, нервозности и беспокойству, которые испытывают многие люди, отказывающиеся от этой привычки. Однако, эта физиологическая зависимость постепенно облегчается, по мере того, как ваша нейро-физиология регистрирует потребность в недостающем нейро-трансмиттере и, наконец, возобновляет его выработку.
2. Мы хотим ясно дать понять, что мы не говорим здесь об алкоголизме. Алкоголизм является значительно более сложной ситуацией (как чувственно, так и социально), чем проблема эпизодического неумеренного пьянства.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ДЕВЯТЬ
1. С учетом всего, взаимное влечение случается с поразительной частотой. Мы подозреваем, что эта частота в значительной степени обязана тому факту, что для многих людей быть признанным привлекательным означает удовлетворение критериям, которые касаются кого-то другого, кого сочли привлекательным. То есть, "То, что он/она хочет меня, показывает, какой милой, чувствительной, чудесной личностью он/она является"
2. Признание, основанное на оценках будущего (как в случае с Джилл), также может продолжаться в течение очень долгого времени. Фактически, признание, основанное на том, что произойдет в будущем, может длиться дольше, чем признание, основанное на оценках настоящего. Признание, основанное на будущем, поблекнет только тогда, когда наберется достаточно неотвратимых ощущений, чтобы убедить человека, что то будущее, которого ожидали, более невозможно. Достижение этого вывода может занять очень долгое время, удерживая человека в отношениях, которые закончились бы задолго до того, придай они больше значения их НЫНЕШНИМ ощущениям.
3. Принадлежность С КЕМ-ТО будет отличаться от принадлежности КОМУ-ТО. Эти два понятия часто путают. В отличие от отношений, как только вы покупаете (скажем) диван, он ПРИНАДЛЕЖИТ ВАМ, и вам больше не надо что-либо делать, чтобы это поддерживать. С другой стороны, отношения никогда не заканчиваются, требуя текущих усилий ("действий"), чтобы их поддерживать.
4. Данная ситуация часто бывает у человека, который, состоя в браке, имеет любовные связи. При раздельных, не содержащих одного в другом краткосрочных и долгосрочных критериев, любовные отношения становятся для таких людей единственным способом, который они знают, чтобы иметь все, что нужно и что требуется в отношениях.
5. Работа Лесли Камерон-Бэндлер, РЕШЕНИЯ: ПРАКТИЧНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОТИВОЯДИЯ ДЛЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОБЛЕМ ОТНОШЕНИЙ содержит не только более углубленное обсуждение модели порога, но также обсуждает многие другие аспекты отношений. Она включает многие подходы (не охваченные в данной книге), которые являются полезными в том, чтобы сделать эти отношения радостными и исполнившимися.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ДЕСЯТЬ
1. Хотя акцент в этой главе падает на родителей и их не-взрослых детей, мы желаем отметить, что некоторые родители продолжают реагировать так, как если бы прошлое являлось настоящим даже тогда, когда этот ребенок становится взрослым, вступает в брак и обзаводится собственными детьми (ситуация, примеры для которой вы, вероятно, можете найти среди своих знакомых).
2. Этот отдельный пример взят из книги ФЕНИКС: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИЛЬТОНА Х. ЭРИКСОНА, (Гордон и Майерс-Андерсон). Подходы Эриксона к семейным вопросам были уникальными и всегда поучительными, и наилучшим образом представлены в работе Джей Хэйли НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ: ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА МИЛЬТОНА Х. ЭРИКСОНА, Д.М.Н. Чтение и перечитывание этой книги вознаградит вас перспективами семейных взаимодействий, которые являются столь же интригующими, сколь и полезными.
3. Мы, разумеется, сознаем, что как хорошая осведомленность, так и гибкость по отношению ко всем восприятиям и полезным выводам, описанным в этой книге, должны стать двумя вашими целями в воспитании вашего ребенка от детства до взрослости. Однако, мы имеем в виду, что ваши цели для них должны быть самозначищими в смысле уверенности в себе и в собственном достоинстве (кроме того, обозначить проблему в целом и дать рекомендации, как эти области опыта вашего ребенка будут воспитаны и поддержать). Более конкретную информацию, касающуюся воззрений и ценностей, которые будут содействовать приемлемой уверенности в себе и радостному чувству собственного достоинства, можно найти во многих книгах по этому вопросу. Можно порекомендовать две из них: СОБСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО: КЛЮЧ К БЛАГОПОЛУЧИЮ ВАШЕГО РЕБЕНКА (Климс и Бин), и НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ (Хейли).
Для тех, кто заинтересован в значительно большем количестве примеров по воспитательным подходам, которые являются как уважающими ребенка, так и стратегическими, мы весьма рекомендуем прелестные книги Бетти МакДональд, МИССИС ПИГГЛИ-ВИГГЛИ. Каждая из них полна историй о раздраженных родителях, открывающих то, как легко, естественно, и эффективно влиять на общественное и личное развитие их ребенка. Очень полезное чтение для всех родителей.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ