АСПСП

Цитата момента



Не будь так скромен. Ты ещё не настолько велик!
Голда Меир

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4123/
Мещера-2008
РАССКАЗ ДЖО

Джо купил себе полуразрушенный гараж, который хотел обновить. Дорожка к нему вела мимо гаража ею соседа Спина. Спин покрыл асфальтом широкую полосу перед своим гаражом, обеспечив хороший подъезд далее в самую плохую погоду. Подъезд к гаражу Джо был не заасфальтирован, и в плохую погоду Джо приспособился парковать свою машину на асфальтированном участке между его гаражом и гаражом Стэна, думая, что он делает это временно, до окончания ремонта своего гаража и асфальтирования подъезда к нему. Для завершения работы Джо необходимо было получить письменное согласие его соседа Стэна на вносимые им изменения в планы, до того как он сможет полу нить разрешение местного Совета. Но Стэн не спешил с подписью. Документ лежал на его столе уже несколько месяцев. Джо начинал терять терпение, но всякие попытки поговорить со Стэном ни к чему не приводили, ибо он становился с каждым разом все агрессивнее. Иногда Джо срывался и кричал на Стэна: «Какого дьявола ты все тянешь с документами? Прошло уже целых пять месяцев!» Стэн в ответ обзывал его смутьяном, пришлой личностью, занудой и т. п. Джо решил наконец попробовать найти ключ к Стэну по принципу «выиграть/выиграть». Он пришел к нему и сказал: «Быть может, ты не хочешь подписывать план потому, что я паркуюсь на твоей территории. Если тебя это волнует, ты можешь сказать мне об этом и я буду парковаться в другом месте». Но Стэна не так-то легко было пробрать даже таким подходом. Он продолжал сердиться. Джо предложил тогда: «Эй, я на тебя не злюсь. Я просто хочу найти решение своей проблемы, пока я достраиваю гараж. Ведь часть дороги принадлежит мне. Я обещаю парковаться на своей стороне в сухую погоду и спрашивать твоего разрешения, если будет грязь». Несколько дней Джо парковался на своей стороне. Потом пошел дождь. Джо позвонил Стэну и спросил, может ли он запарковаться на асфальте.

«Делай как знаешь», — пробурчал Стэн.

Джо не отпускал ею. «Послушай, — сказал он. — Я пошел тебе навстречу. Я не претендую на твою часть асфальта. Если ты одобришь мой план, у меня вообще не будет необходимости спрашивать разрешения парковаться на твоей стороне, ибо я заасфальтирую свою. Кроме того, у нас обоих будет более широкий подъезд. Как насчет подписания планов завтра утром? Или ты предпочитаешь сделать это сегодня?»

Стэн не спешил с ответом, по Джо почувствовал, что лед тронулся. Он показал Стэну свою готовность сотрудничать и не попадаться больше на удочку взаимных обвинений. Ушло еще немного времени, пока Стэн сломался. Он еще несколько раз испытывал терпение Джо и, убедившись в постоянстве его подхода и проникшись к нему доверием, подписал план. Ведь он сам давно мечтал о более широком подъезде, на котором смог бы без труда развернуть свое «Вольво»!

Нарушитель закона заслуживает наказания со стороны общества, но он нуждается также и в его помощи. После отбытия срока мы открываем дверь тюрьмы, и бывшие преступники выходят на свободу. Кого мы выпускаем? Обозленное, неприкаянное существо, не знающее иного способа выжить, кроме насилия и возвращения к преступной жизни? Или человека, способного начать новую жизнь, у которого достаточно высокое мнение о себе, предотвращающее скатывание вниз? Выработал ли нарушитель навыки для труда и личных взаимоотношений, которые дадут ему возможность найти работу и заслужить (быть может, впервые) хотя бы некоторое уважение к себе? Тюремная система, добившаяся подобных перемен, несомненно означала бы выигрыш как для общества, так и для преступника.

Не отказывайтесь преждевременно от стратегии «выиграть/выиграть».

7. Что можно сделать, если человек отказывается сотрудничать? Нужно продолжать придерживаться стратегии «выиграть/выиграть», чтобы продемонстрировать другим пользу и преимущества сотрудничества. Не отказывайтесь преждевременно от «выиграть/выиграть». Переход на стратегию «выиграть/проиграть» не научит сотрудничеству. Если мы хотим изменить чье-то поведение, наш наилучший шанс — продолжать предлагать им альтернативы.

Если какой-либо член вашей семьи отказывается сотрудничать, не лишайте его вашей любви. Продолжайте оказывать ему поддержку, даже если он настроен враждебно. Не прощайте плохое поведение, но проведите строгие границы, за пределами которых вы не желаете более с ним сотрудничать.

Подход «выиграть/выиграть» требует иногда большого терпения и упорства. Естественно, конечный результат важен, однако подлинные преимущества этого подхода — более приемлемые решения, взаимоуважение, соблюдение взятых обязательств, добрая воля — начнут проявляться уже в самом ходе процесса поиска взаимовыгодных решений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Уход, подавление, «выиграть/проиграть», компромисс и «выиграть/выиграть» — вы можете воспользоваться любой из этих стратегий разрешения конфликта. Наиболее успешная из них — стратегия «выиграть/выиграть», применение которой требует четырех шагов:

  • 1. Установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны.
  • 2. Узнать, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга.
  • 3. Разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого.
  • 4. Сделайте это вместе. Покажите ясно, что вы партнеры, а не противники.

Там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них и обе принимали участие во всем процессе достижения соглашения. Наибольшее достоинство стратегии «выиграть/выиграть» в том, что она полностью этична и одновременно эффективна.

Примечания:

Более подробно о выработке вариантов решения см. главу 9: «Выработка альтернатив».

См. Роджер Фишер и Уильям Юри, Путь к согласию, М., изд. «Наука», 1990.

Joe Hyams, Zen in the Martial Arts (US: Bantan Books, 1979), p. 36.

Глава вторая. Творческий подход: проблемы или новые возможности

Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в новые возможности. Он означает извлечение максимальной выгоды из данной ситуации. Знакомы ли вы с подобными ситуациями?

  • Дело выглядит безнадежным и приводит вас в состояние уныния.
  • У вас только что сорвалась выгодная сделка.
  • У вас только что ускользнул из рук объект ваших страстных желаний.
  • Ваши действия расстроили кого-то.
  • Вы только что совершили ужасную оплошность.
  • Вам казалось, что вы наконец-то повстречали свою избранницу, но она оказалась женой вашего будущего начальника.
Шаг 1: реакция или сознательный отклик.

Когда дело швах, вам, как никогда, нужен творческий подход. Под реакцией мы подразумеваем импульсивное поведение, особенно когда вам кажется, что вы не можете его контролировать или найти иной выход. Вы видите причину вашей реакции в ком-то или в чем-то. Под сознательным откликом мы подразумеваем продуманное поведение, при котором вы чувствуете себя хозяином положения и сохраняете самообладание.

Реакция или творческий отклик?

Когда в нашем окружении находится раздраженный человек или человек, сопротивляющийся нашим желаниям, мы можем реагировать тем или иным путем:

  • Мы можем воспользоваться тактикой отхода.
  • Мы можем начать поучать «их», как правильно вести себя.
  • Мы можем тоже впасть в раздражение.
  • Мы можем начать думать, как бы отплатить «им».

С другой стороны, мы можем творчески откликнуться на ситуацию, используя все содержащиеся в ней возможности. Как мы можем повернуть ее в другую сторону?

РАССКАЗ ДЖОРДЖА

В столовой я случайно встретился с одним старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды.

Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак … вот уж настоящий невротик … и как он может быть таким твердолобым „.» Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот, передо мной конфликт. Как я могу подойти творчески к этой ситуации? Хорошо, мне не очень нравятся его идеи, но попробуем узнать, каким этот мир представляется ему».

Вместо того, чтобы думать о «дураке» и «невротике» я начал задавать ему открытые вопросы: «А что тебе хотелось бы предпринять в отношении загрязнений?» Его идеи по этому вопросу оказались довольно интересными! Я спросил, собирается ли он уехать из городской местности. Да, он хотел бы, но его семья была категорически против и это было источником конфликтов и смятения в его душе. Выговорившись, он немного расслабился и, как мне показалось, был доволен тем, что кто-то захотел его выслушать. Я сам тоже почувствовал, что мое отношение к нему изменилось к лучшему; я был также доволен тем, как удалось повернуть ситуацию. При расставании он тепло улыбнулся мне. Обычно после встречи с ним на душе оставался неприятный осадок. На этот раз я чувствовал себя намного лучше.

Шаг 2: взгляните на ситуацию так, как она есть.

Это не означает, что она должна вам нравиться: нужно просто принять ее такой, какая она есть в настоящий момент. Обсуждение ситуации может пагубно отразиться на вашей попытке посмотреть на нее объективно. Если вы боретесь с чем-то или полны критики, вы не принимаете ситуацию, так, как она есть. Когда вы действительно осознали ситуацию, вы это почувствуете. Это осознание может сопровождаться вздохом или мыслями вроде: «Ну что ж, таково положение. Быть может, стоит признать факты и попытаться найти какой-то выход».

Признайте истинное положение вещей.

Прежде всего посмотрите на положение в настоящий момент. Начиная с этого, легче опознать новые возможности. Как только проблема признается, она сразу станет более разрешимой. Если у кого-то плохое настроение, наискорейший путь его изменения — признать факт плохого настроения.

Мерка совершенства

Сколько времени вы тратите на размышления о том, каким положение могло бы быть в идеале, не признавая его таким, как оно есть? Есть ли у вас какие-то предвзятые представления о том, как все должно быть? Как должны вести себя люди? Что должно произойти? Мучимы ли вы постоянными сомнениями о том, что соответствует правилам приличия и вежливости? Что было бы наиболее разумным и правильным? Как люди должны обращаться с вами? И как вы должны обращаться с ними?

Уверены ли вы, что вы правы?

Как часто вы думаете: «Она не должна со мной так разговаривать: «Он должен лучше исполнять свою работу»: «Она не должна улыбаться незнакомым»: «Он не должен говорить мне, что он что-то сделал, когда он этого не сделал»; «Она не должна так пахнуть»? Мы постоянно измеряем поведение людей нашими мерками и находим его далеким от совершенства.

А как насчет нас самих? Как часто мы прилагаем мерку совершенства к себе? «Если я не могу сделать это как следует, лучше мне и не пробовать»: «Я боюсь, что мое публичное выступление никому не понравится»: «В порядке ли моя прическа?»; «Правильно ли я оделась?»; «Сделал ли я все, что мне полагалось сегодня?»: «Я опять переел»; «У меня никогда не выходит…» Добавьте в этот реестр самобичевания ваши собственные перлы.

Шаг 3. Чему мы можем научиться в данной ситуации?

Совершенство или поиск?

До тех пор пока, мы будем прилагать к миру (и к себе самим) мерку совершенства, нам будут приходить на ум мысли вроде: «Вышло ли это у меня (у них) как надо?»: «Провалил ли я (они) дело?»; «У меня не вышло (вышло) как следует»; «Мне лучше не пробовать, не дай Бог провалюсь»: «В прошлый раз у меня не вышло, так что лучше не пытаться опять»; «Они недостаточно приятные (или хорошие) люди, я их не буду больше ни о чем просить».

Как трудно идти по жизни, опираясь на посошок, сделанный по мерке совершенства! Измените ваш подход в основе. Смотрите на ситуацию как она есть и только потом какой она может быть. Ищите!

Смените ваш подход и ваши мысли на нечто подобное: «То, как они сделали это, достаточно интересно.

Чему я могу научиться на этом примере?»: «Если я пойду на это, я могу чему-то научиться»; «Как я могу улучшить результат в следующий раз?»; «Чем я могу остановить его постоянные жалобы?»; «К чему я еще могу прибегнуть, для того чтобы дети помогали мне мыть посуду?»; «На что новое высвободились наши ресурсы в результате потери последнего многомиллионного заказа?».

И жизнь станет прекрасной и удивительной!

Важно отметить, что творческий подход не означает замазывания существующих трудностей. Притворяться, что все прекрасно, когда на деле это вовсе не так, все равно что наводить глянец на гнилое яблоко. Это не имеет ничего общего с творческим подходом. Бесполезно делать вид, что совершенная ошибка не требует исправления или что вы выполнили работу хорошо, когда на деле испоганили ее. Вы вовсе не обязаны притворяться, что вам нравится выслушивать чьи-то жалобы, или вести себя так, как будто вам все равно, получите ли вы нужную помощь или нет. Вы знаете, что вы должны переосмыслить положение и произвести перегруппировку сил, если вы потеряли важный контракт. При творческом подходе вы признаете ваши чувства по поводу любой из этих ситуаций, а затем смотрите, какой урок из них можно извлечь. Вы превращаете досаду в раесаду. В следующий раз, когда вы почувствуете раздражение, попробуйте сказать: «Ну и сюрприз!»

Когда снова перестал работать водопровод или отопление, когда вас опять обругал продавец в магазине, когда ваши дети в который раз прошлись в грязных калошах по свежевымытому полу, что можно еще сделать, кроме как извлечь какой-то урок? Можно, конечно, накричать на кого-то или расплакаться. Более того, вполне возможно, что вам надо как-то разрядиться. Ну, а потом? Подумать, что надо сделать, чтобы этого больше не было, или посмотреть, какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации. В этом заключается творческий подход, который снова выведет вас на правильный путь.

Падение столь же интересно, как и следующий шаг.

Дети, когда учатся ходить, нередко сразу встают на ноги после падения. Они не тратят времени на размышления о том, правильно они что-то делают или неправильно. Для ребенка падение может быть столь же интересно, как и следующий шаг, ибо для него и то и другое есть часть увлекательного эксперимента. Все, что нужно делать, — это передвигать ноги шаг за шагом. Став взрослыми, мы теряем это чувство новизны. Вместо того чтобы двигать вперед то левую, то правую ногу, мы начинаем судить себя за «правые» или «левые» дела на каждом шагу.

Как же все-таки насчет ошибок? Дети, которых постоянно оберегают от ошибок, могут вырасти иждивенцами и трусишками. Начальники, чрезмерно критикующие своих подчиненных, нередко оказываются окруженными подхалимами и соглашателями. Президент, верящий в необходимость жесткого контроля, создает условия для революции.

Чему мы можем научиться в данной ситуации?

Это не означает, что вам не следует указывать на ошибки или пути их исправления. Это означает, что любая ошибка может послужить прекрасной возможностью научиться чему-то новому. Вы можете тратить свою энергию на варианты позиции «выиграть/проиграть» или извлечь урок из случившегося. Если вы избираете последнее, кажущийся проигрыш становится новой возможностью для расширения знаний и жизненных навыков. Вовсе не обязательно, чтобы жизнь была чередой выигрышей и проигрышей — она может быть направлена на выигрыши и полезные уроки. Когда вы падаете, вы должны подняться и запомнить, где была выбоина, с тем чтобы обойти ее в следующий раз.

Не ошибешься— не научишься.

Обучение новому подразумевает, что вы хотите смотреть на происходящее как на интересный эксперимент; тогда вам намного легче признать, что вы ошиблись. Нужна храбрость для того, чтобы остановить проект, который не срабатывает, особенно если это означает признание своей ошибки. Если ваша самооценка зиждется на ощущении вашей правоты, любой промах будет казаться катастрофическим. Сознательно или подсознательно, мы защищаем нашу самооценку перед лицом наших ошибок. Если слишком многое зависит от ощущения собственной правоты, нам иногда бывает трудно даже распознать наши ошибки.

Однажды в американской фирме Ай-би-эм произошел следующий случай. Один из ее сотрудников совершил тактическую ошибку, которая обошлась фирме в 9 миллионов долларов. Через неделю его вызвали в кабинет президента. Сотрудник был уверен, что его уволят с работы. Однако президент начал обсуждать с ним планы нового крупномасштабного проекта, руководителем которого он и хотел назначить сотрудника. Через некоторое время сотрудник, ерзавший все это время на стуле, вынужден был прервать ход мыслей президента.

«Извините меня, сэр. Признаться, я поражен. На прошлой неделе я стоил нашей фирме 9 миллионов. С какой стати вы хотите назначить меня руководителем этого нового проекта, вместо того чтобы уволить меня?»

Президент улыбнулся. «Уволить вас? Молодой человек, я только что вложил 9 миллионов в ваше обучение».

Стремление быть всегда правым подавляет инициативу. Организация, терпимо относящаяся к ошибкам и позволяющая идти на определенный риск с целью обучения, привлекает в свои ряды динамичных сотрудников.

Теперь вы являетесь одним из моих самых ценных сотрудников».

Перед нами президент, который превыше всего ценил готовность идти на риск и учиться на ошибках. Он знал, что подобные качества незаменимы для любого успешного руководителя.

Шаг 4. Превратить конфликт в новую возможность.

Конфликт? Какие прекрасные возможности!

Восстановите ситуацию в своем воображении. Вы уже приняли решение творчески откликнуться на нее, а не прибегать к привычным реакциям, приняли ее так, как она есть, и извлекли из нее урок: теперь настало время установить, какие новые возможности она открывает перед вами. Можем ли мы сделать кефир из прокисшего молока? Лимонад из лимонов? Задача состоит в том, чтобы творчески подойти к проблеме, несмотря на любые обстоятельства.

Творческий подход требует изменения угла зрения. Как можно улучшить нынешнюю ситуацию? Как использовать эту проблему для того, чтобы создать нечто более совершенное, чем то, что имело место раньше? Можно ли превратить эту проблему в зачаток нового прозрения?

Вам нужно будет установить маяки, необходимые для ориентировки на положительный подход. Ими могут служить ключевые фразы, которые вы будете постоянно повторять или держать под рукой.

Вам нужно будет искоренить негативные установки, лежащие в основе многих как будто случайных замечаний. Следите за тем, какие выражения вы используете при описании проблемы.

Перенаправьте свою энергию на то, чтобы поддержать связь с вашим партнером, а не отходить от него, приветствуйте проблему, вместо того чтобы отвергать ее.

Положительные утверждения (или динамичное самовнушение).

Говорили ли вы себе когда-нибудь, как вам хотелось бы, чтобы повернулось дело? «Все будет хорошо»: «Все устроиться к лучшему». Это так называемые положительные утверждения. Они базируются на теории, по которой наше мышление предопределяет исход задуманного.

Если вам надо идти на вечеринку, (где будут в основном знакомые вашего супруга(супруги), и если вы решили заранее, что вечеринка пройдет ужасно, так, вероятно, и получится. Решите как можно лучше провести время, и все будет по-иному. Ваша установка направляет ваши действия и обеспечивает успешный результат: еще одна возможность для превращения старой досады в «рассаду» нового.

Пример (а). Вы обеспокоены судьбой новой идеи, которую пытаетесь протолкнуть на работе. Действительно ли она хороша? Попытаются ли другие заблокировать ее? Попробуйте следующее: «Этот проект имеет все предпосылки, для того чтобы стать успешным». Всякий раз, когда вы вспоминаете -о нем и особенно когда вы начинаете волноваться по этому поводу, повторите эту . фразу или запишите ее на бумажке и прикрепите ее где-нибудь на виду.

Пример (б). Вы должны были прийти на важную встречу точно в 11 утра. Сейчас без 10 минут одиннадцать, а вы все еще находитесь в 20 минутах езды от места встречи. Ваша обычная реакция — нажать посильнее на газ. Вместо этого попробуйте следующее: «Я буду на место точно тогда, когда мне надо». Вы не знаете еще, что обеспечит ваше прибытие в срок. Быть может, у человека, с которым вы намеревались встретиться, как раз в этот момент будет важный телефонный разговор и он будет даже рад, что вы опоздали. Или, возможно, он тоже опаздывает. Быть может, вы всю дорогу проедете на зеленый свет и доедете практически без остановок. Вы открыты любой возможности. Иногда кажется, что мысли достаточно сильны для того, чтобы изменить ход событий, над которыми у вас. казалось бы, нет никакого контроля. По меньшей мере вы приедете на встречу более спокойными благодаря вашему настрою.

Пример (в). Вы должны порвать связь с кем-то. До сих пор вы не смогли преодолеть ваши разногласия. Вы встречаетесь сегодня вечером в последний раз, чтобы либо разобраться во всем, либо разорвать отношения. Чем бы ни кончилась эта встреча, вы хотите, чтобы она привела к наилучшему результату для вас обоих. Несмотря на свое волнение, вы повторяете про себя: «То, что произойдет, будет наилучшим для нас обоих».



Страница сформирована за 0.14 сек
SQL запросов: 191