УПП

Цитата момента



Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество — выращивать улыбку?
Расти, улыбка, и большая, и маленькая!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

IV.4. Одитинг и "новые" психотерапии

За последние несколько десятилетий круг психологических практик значительно расширился не только в смысле количества используемых, но и в смысле необычайного расширения методического поля с выходом в зоны, ранее в системы психотерапевтического лечения не входившие. Таковы, например, группы встреч (encounter groups) и практика психологического консультирования[87], быстро нашедшие свое место в системах психологической помощи. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, сказкотерапию, музыкотерапию и др. Объединяет эти терапии то, что они имеют достаточно очерченные клинические и клинико-психологические цели и задачи.

Вместе с тем, складывался ряд новых систем, в основу которых наряду с собственно психологической базой ложились представления о Боге, Духе, других высших инстанциях. Часть из них представляла собой ветви уже признанных систем (как, например, Школа психосоциопатологии — Аналитическая трилогия, базирующаяся на психоанализе). Другие — например, Онтопсихология, Психосинтез, Духовная психология[89] — были самостоятельными школами, пытающимися учесть в психологической и психотерапевтической работе высшие измерения человеческого бытия. Третьи обращались в попытках понять человека и помочь ему к трансперсональному опыту[90], тесно соприкасающемуся с опытом мистическим. Четвертые представляли собой попытки адаптации к современным условиям и проблемам традиционных и религиозных подходов, в частности — восточных, коренных народов Африки и Северной Америки[91]; предпринимались усилия по выявлению и анализу психотерапевтических аспектов народных верований и обрядов[92]. Этот список можно было бы продолжить. Все большую популярность приобретают подход к человеку как космопланетарному феномену[93] и представление о том, что и наука и религия претерпевают принципиально однотипные изменения[94]; возможно, именно с этими (или такого рода) изменениями и связаны представления о мышлении и человеческой практике в третьем тысячелетии.

Важнее, однако, подчеркнуть, что психологические и духовные (религиозные) области и практики стали образовывать новые зоны "на стыках" того и другого. Это настолько мощный процесс, что он находит отзвук в определениях психотерапии. Например, Г. Мосак на уже упоминавшейся конференции "Эволюция психотерапии" дал такое определение психотерапии: "…это 'религиозно' обращенный процесс, который приглашает людей освободиться от старых верований, восприятий и жизненных практик или изменить их в надежде достичь 'спасения'; он проводится 'попами' или 'священниками' (по-разному определяемыми университетами, профессиональными организациями и законом) и непрофессиональными служителями (парапрофессионалы и самозванные 'мастера'), искушенными в религиозных принципах и ритуалах и обученными совершать обращение других".

Наложение кальки так безгранично расширенной психотерапии на дианетические технологии может привести к мнению о ней, как о психотерапии. Здесь, однако, следует учесть тот факт, что во всех западных и европейских обществах подавляющее большинство такого рода "новых" практик не включается в понятие психотерапии — они не представлены в профессиональных ассоциациях, деятельность их представителей регулируется в лучшем случае их собственными ассоциациями и обществами, не будучи включенной в систему официальных регламентации и страховые системы, практикуют их отнюдь не врачи-психотерапевты — в лучшем случае психологи, а то и различные парапрофессионалы. Считают такие практики себя религиозными, психологическими или психотерапевтическими — решающим образом зависит от того, как они сами рассматривают и идентифицируют себя. Но вне зависимости от того, как они себя идентифицируют, они остаются маргинальными по отношению к науке, психотерапии, психологии и системам здравоохранения, не вступая с ними в официальное сотрудничество, не встречая с их стороны предложений о таком сотрудничестве и подвергаясь скептическому, если не агрессивному, отношению.

К этому надо добавить, что в отличие от них Саентология концентрируется не на обмирщении религии с попытками использовать религиозные постулаты, догматы и практики как психотерапевтические факторы, а на том 'технологическом' аспекте понимании человеческого разума и его очищения, который рассматривается как условие духовного освобождения и восхождения. С учетом этих различий Саентологиче-ский процессинг (одитинг) не может рассматриваться как психотерапия даже по отношению к множеству "новых" психотерапий.

IV.5. Тест ОСА и одитинг

В адрес этого теста оппонентами Саентологии высказывается много претензий: "Тест БРК (см. ст. Тест ОСА) —хаббардистско-саентологический личностный тест, мало о чем говорящий; собственно говоря, этот тест —лишь орудие саентологической вербовки: он убеждает потенциальных клиентов в необходимости заплатить за курс обучения или за систему упражнений. Тест ОСА (англ. сокр. От Oxford Capacity Analysis — 'Оксфордский анализ способностей1) — то же, что тест БРК. U-test — хаббардистско-саентологическая методика тестирования, почти идентичная тесту БРК и будто бы призванная экономить время и деньги и избегать дорогостоящих ошибок; характеризуется как "одна из точнейших и надежнейших тестовых систем на международном рынке и к тому же самая быстрая". Однако, эксперты считают эту методику, применяемую в Саентологии и Дианетике, малопригодной. Продается также под названием тест ОСА или под сходными наименованиями'^5.

Известно распространяемое в сетях Интернета письмо Т. Бетца в ответ на статью д-ра Э. Терино в "Нью Йорк Тайме" от 02.02.1997 г. о профилактической медицине. Автор письма утверждает, что тест ОСА "написан" саентологом, бывшим торговым моряком Р. Кэмпом и является плагиатом теста Дж. Сэливен American Capacity Analysis, который, в свою очередь, происходит от опубликованного в 40-х годах теста Т. Бетц ссылается при этом не на научную литературу, а на материалы Интернет56. В этих материалах содержатся упреки в несоблюдении правил создания тестов, определения надежности и валидности, подвергаются критике содержание отдельных вопросов и наименования шкал, содержатся ссылки на то, что тест ОСА не входит в официальные психодиагностические справочники и утверждения, что он не имеет никакой научной ценности и не используется психологами, проводится мысль о том, что тест ОСА — замаскированное средство обмана для "выкачивания денег" из доверчивых простаков57. Позволю себе заметить в этой связи, что многие из этих упреков, в частности — отсутствие данных о валидности, надежности и др., могут быть адресованы и многим психодиагностическим методикам, предлагаемым вне какой бы то ни было связи с Саентологией58.

55 Анти-саентология. С. 209,216.

56 (1) Jon Atack's essays "Possible origins for Dianetics and Scientology", available at:

(2) Sir John G. Foster, K. B. Е., Q. С., М. P., "Report of the Enquiry into the Practice and Effects of Scientology", Published by Her Majesty's Stationery Office, London, December 1971, available at

(3) Chris Owen, "L. Ron Hubbard's Guide to Ambulance Chasing, part 2", available at. Johnson Temperament Analysis.

В научной литературе по психодиагностике мне не удалось обнаружить ни обоснований теста ОСА, ни его критики. Среди вопросов, возникающих в связи с этим, выделю один, на мой взгляд — главный: почему отсутствует критика, обоснованная серьезной научной проверкой теста ОСА, которая не представляет особого труда при параллельном его использовании с тестами, зарекомендовавшими себя в качестве научных, валидных и надежных, у одних и тех же групп испытуемых? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, связан с той же причиной, по которой нет научных обоснований теста ОСА: такая проверка, которая могла бы окончательно расставить точки над i, просто не проводилась. В этом есть своя логика, ибо требовать научной обоснованности теста ОСА — значит признавать Саентологию наукой в ряду прочих наук: ни Саентология, ни ее оппоненты этого не признают, а стало быть, и не заинтересованы в такой проверке, особенно, если она мотивируется презумпцией виновности Саентологии.

Специальная задача проверки теста ОСА в рамках настоящей экспертизы передо мной не ставилась — ее решение представляет собой самостоятельное научное исследование. Я ограничусь лишь некоторыми общими данными, полученными при анализе случайно выбранных протоколов заполнения теста ОСА на разных этапах одитинга (89 человек, 264 протокола; в среднем по 3 обследования на одного человека).

Из этих данных следует, что при повторном использовании в ходе одитинга тест дает изменяющиеся и внутренне логичные результаты. Такое "поведение" теста согласуется с целями его применения и показывает, что он по своей организации отличается от тестов характера личности, фиксирующих стабильные или относительно стабильные личностные черты и свойства. Корреляции "тест-ретест" для ОСА должны быть низкими или отсутствовать — в противном случае его нельзя было бы применять для повторного тестирования в динамике.

Реакции на начальные этапы проведения одитинга, судя по данным ОСА, достаточно индивидуальны:

это может быть снижение настроения и его повышение; снижение ответственности и повышение ее; снижение стабильности и повышение ее; повышение активности и некоторое ее снижение; по шкале "настойчивость" результаты либо не изменяются, либо улучшаются; то же касается шкалы самообладания и т.д. Анализ показателей по шкале общительности не обнаруживает той картины, о которой пишет А. Дворкин: "Результат этого теста, независимо от того, как вы ответите, один: вам скажут, что у вас страдает сфера общения"59. В целом, анализ полученных протоколов и приведенных на диаграммах примеров указывает на то, что тест ОСА дает вполне правдоподобные и понятные, доступные интерпретации результаты. Так, снижение ответственности регистрируется у части заполнивших тестовые бланки на начальных этапах одитинга, когда перенос ответственности на одитора вполне психологически понятен (комплекс начинающего, отмечающийся отнюдь не только в дианетических технологиях), но при продолжении одитинга уровень ответственности повышается. То же касается и других характеристик личности по ОСА при продолжении одитинга.

Хотя, как уже отмечалось, мне не удалось найти каких-либо данных о принципах конструирования и апробации теста ОСА, имеющиеся сведения о нем позволяют высказать ряд соображений: 1. при 200 вопросах, образующих 11 шкал, создаются условия для высокого уровня статистической достоверности теста (число вопросов в каждой шкале должно быть не менее числа шкал — в ОСА приходится около 18-ти вопросов на каждую шкалу); 2. использование банка вопросов из других тестов — достаточно обычная процедура при конструировании тестов (так, вопросы MMPI — Миннесотского Многофакторного Личностного Опросника — используются во множестве более портативных и узконаправленных опросников); 3. правомерно допустить, что используемый в Саентологии тестовый аппарат должен отвечать критериям и требованиям Саентологии, а не психологии, свою идентичность с которой Саентология отвергает.

Как указывалось выше, сопоставление теста ОСА с принятыми в научной психологии тестами могло бы в известной мере прояснить существующие разногласия; но и при этом однозначный ответ едва ли возможен — например, известно, что результаты принятых в психологии опросников тревожности не коррелируют или слабо коррелируют между собой. Обстоятельства такого рода при корректном подходе к психодиагностике приводит к обязательному указанию на то, при помощи какого именно теста получен результат.

Вместе с тем, следует отметить, что структура способностей по тесту ОСА в динамике одитинга имеет достаточно убедительные тенденции оптимизации.

IV.6. Одитинг и другие тесты

В разделе IV.3 было показано, что подозрения о вредных последствиях одитинга не были подтверждены сколько-нибудь убедительными доказательствами или, по крайней мере, попытками их получения. Выше также указывалось на возможность проверки результативности одитинга научными методами. Ссылки на такую проверку содержатся в одной из ранних книг Хаббарда60. В этой книге приводятся данные исследований интеллекта и личности по принятым в психологии методикам.

Результаты изменений Коэффициента Интеллекта у 88 человек по сравнению с исходными после проведения 60 часов одитинга показывают, что у значительной части уровень интеллектуального функционирования повысился.

Данные Калифорнийского Теста Личности по категориям социальной и индивидуальной адаптации у 76 испытуемых (количество, обеспечивающее статистическую достоверность в исследованиях такого рода) до одитинга и после 60 часов одитинга обнаруживают убедительное повышение (больше, чем на 10 баллов) показателей по всем шкалам социальной адаптации и большинству шкал индивидуальной адаптации.

Данные тестирования по одному из самых авторитетных клинических тестов — Миннесотскому Многопрофильному Личностному Опроснику у 21 мужчины и 7 женщин до и после 60 часов одитинга указывают на смещение показателей после одитинга из зон умеренной и выраженной дизадаптации в зону нормы по большинству шкал.

Приведенные данные не содержат оснований для утверждений, что одитинг повышает уязвимость личности и делает ее легко управляемой извне, и показывают, что серьезная проверка научными методами в состоянии внести в понимание проблемы ту степень ясности, которая сделала бы возможной определенную и объективную оценку вместо гипотетических допущений.

IV.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ структурных и технологических характеристик психотерапии и одитинга не дает оснований для его отнесения к медицинской психотерапии.

Сопоставление дианетических технологий с так наз. "новыми" психотерапиями, обращающимися к духовности и вере, показывает, что при существовании между ними некоторого формального сходства, дианетические технологии имеют принципиально отличные от них обоснования, цели и методы, исходя из чего они не могут признаны медицинской или немедицинской психотерапией.

57 Считаю необходимым обратить внимание на сходство языка, аргументации и подходов российских оппонентов Саентологии именно с этими материалами — В.К.

58 см., например: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении. — М., 1996; Практическая психодиагностика. — Самара, 1998.

59 Дворкин А. Введение в сектоведение. — Нижний Новгород, 1998. С. 125.

60 Habbard L. R. Scimce of Survival: Prediction of Human Behavior. 11th Edition. — The Publication Organization World Wide, 1968.

Опасения, связанные с медицинскими осложнениями одитинга и потому требующие для его проведения врачебной квалификации, не имеют под собой сколько-нибудь серьезных и достоверно доказанных оснований.

V. ОДИТИНГ И АКТЫ МЗ РФ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

V.I. Преамбула

Поле мировоззренческих (доктринальных, конфессиональных, теоретических) взглядов и разногласий, как было показано, достаточно широко и не лишено противоречий, позволяющих и сторонникам и оппонентам трактовки одитинга как требующей лицензирования психотерапевтической деятельности придерживаться своей точки зрения. В области теории психотерапии это закономерно и полезно, так как способствует реализации ресурсов и творческого потенциала психотерапии, создает условия для ее развития и совершенствования. В области психологической практики это позволяет разрабатывать и развивать новые методы, приводящие, по мнению Ф. Е. Василюка61, к формированию новой — психотехнической — теории психологической работы.

Вызывающие дискуссии соотнесения Саентологии и Дианетики с наукой и религией, происходящие в психологической практике и психотерапии изменения приводят к ряду неясностей, связанных с легальностью использования одитинга. Одни считают их религией, другие — наукой, третьи отказывают и в том, и в другом, четвертые (как, например, В. А. Богданов62) считают Саентологию религией, а Дианетику наукой. Исходя из последнего, В. А. Богданов оценивает вклад Хаббарда, как "вполне сравнимый с вкладом Дж. Б. Уотсона, Берхауса Ф. Скиннера или Карла Роджерса, работавших в области поведенческой технологии обучения и консультационной психотерапии"63. Исходя из анализа текстов Хаббарда и его последователей, можно вполне определенно заключить, что сами они такой точки зрения не придерживаются. Позволю себе заметить также, что современная литература оперирует понятием "психологическое консультирование", основы которой закладывали К. Роджерс, Р. Мэй и др., а не понятием "консультационная психотерапия". Досадные терминологические недоразумения такого рода лишь осложняют и без того непростую ситуацию.

В последние годы, связанные с началом введения в России институтов сертификации и лицензирования, делаются однозначные и категоричные утверждения такого, например, типа; "Преступные действия также содержит процедура одитинга, по сути относящегося к нелинцезированной практике в психиатрии"64. Вопрос, таким образом, выходит в область правового регулирования.

61 Василюк Ф. Е. — От психологической практики к психотехнической теории. // Моск. психотерап. ж. 1992. № 1. С. 15-32.

62 Богданов В. А. — см. выше.

63 Богданов В. А. — там же. С. 9.

V.2. АНАЛИЗ

В области же правового регулирования профессиональной деятельности необходимо обращение к существующим документам, регулирующим психотерапевтическую деятельность и работу психолога в системах здравоохранения. Существующие документы исходят из уже приводившихся определений психотерапии и ее отличительных черт как профессии медицинской, требованиям которых одитинг, как было показано, не соответствует.

Приказ МЗиМП РФ №286 от 19.12.1994г. утверждает Положение "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности". В нем, в частности, говорится:

"К занятиям профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее медицинское и фармацевтическое образование и специальное звание (квалификацию) в Российской Федерации, имеющие диплом и сертификат специалиста, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством Здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации — также и лицензию".

"К квалификационному экзамену (проверочному испытанию) допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация, интернатура)…" (Приложение 1).

Согласно этого приказа, психотерапия как врачебная деятельность, входит в рубрику "лечебное дело".

Из приказа следует, что лица, прошедшие обучение одитингу и не имеющие медицинского образования, к работе и квалификационным экзаменам в качестве врачей-психотерапевтов допущены быть не могут. Наличие медицинского образования также не создает условий для допуска к работе и квалификации по специальности "одитинг", так как такой специальности в списках МЗиМП не существует. В перечне методов психотерапии одитинг также не содержится65. Таким образом, приказ не содержит квалификации одитинга как психотерапии.

Приказ МЗиМП РФ № 296 от 30.10.1995 г. "О психиатрической и психотерапевтической помощи"

Приложение 6 — "Положение о враче-психотерапевте" гласит:

"Врач-психотерапевт — специалист с высшим медицински.^ образованием по специальности "лечебное дело", имеющий стаж практической работы врача-психиатра не менее 3 лет и дополнительную подготовку по психотерапии на факультете после-дипломного образования, владеющий различными методами диагностики и терапии психических расстройств, теоретическими и практическими знаниями в области психиатрии и психотерапии, предусмотренными программой подготовки в соответствии квалификационной характеристики и получивший сертификаты по психиатрии и психотерапии".

Работает врач-психотерапевт в больничной и вне-больничной сети:

"Психотерапевтический кабинет организуется в составе территориальной поликлиникитом числе консультативно-диагностической помощи), поликлиническом отделении центральной районной больницы, непосредственно обслуживающих не менее 25 тысяч человек взрослого населения, поликлиническом отделении областной (окружной, краевой, республиканской) больницы, психоневрологическом диспансере {диспансерном отделении), ведущих амбулаторный прием, в специализированном центре (отделении) кардиологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, онкологического, неврологического профиля, в инфекционной больнице с отделением ВИЧ-инфекции, в стационарах мощностью не менее 200 коек".

Очевидно, что одитор не подпадает под определение его как психотерапевта ни по одному его пункту, начиная с того, что в курсах обучения лечебному делу, психиатрии и психотерапии Дианетика и одитинг не значатся.

Приложения 1 и 2 касаются медицинского психолога, участвующего в психиатрической и психотерапевтической помощи:

"Медицинский психолог — специалист с высшим психологическим образованием по специальности "психология" и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по медицинской психологии".

В перечне должностных обязанностей и объема знаний медицинского психолога Дианетика и ее технологии не значатся, и считать одитинг медико-психологической практикой нет оснований.

Утверждение о том, что одитинг является психотерапией, не согласуется с Приказом МЗиМП РФ № 318 от 17.11.1995 г. "О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста", где сказано:

"К квалификационному экзамену (проверочному испытанию) допускаются лица: не имеющие стажа профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности, закончившие интернатуру (один год обучения), клиническую ординатуру (2-3 года обучения), аспирантуру по клиническим дисциплинам (3-4 года подготовки) ; имеющие стаж профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности и прошедшие общее усовершенствование, аттестационные или сертификационные циклы по специальности в государственных медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях; закончившие докторантуру по клиническим дисциплинам… Каждый экзаменуемый получает из тестовой программ по специальности 100 тестов по всем разделам специальности".

Приказ МЗ РФ № 391 от 26 ноября 1996 г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь" определяет требования к врачу-психиатру, врачу-психотерапевту и медицинскому психологу и регламентирует программы их подготовки, предусматривающие, в частности, такие формы обучения как тренинг личностного роста, методический тренинг, социально-психологический тренинг, балинтовская группа, супервизия психодиагностической и психокоррекционной раб9ты. Одитинг в этот перечень не входит, а саентологи не включены в перечень специалистов бригад/коллективов специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Приказ МЗ и МП РФ 245 от 13.06.1996 г. "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия" предписывает органам здравоохранения не допускать использования в учреждениях здравоохранения (выделено мной — В.К.) не разрешенных МЗиМП РФ методов и методик, в частности "методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения". Одитинг, как известно, в число разрешенных для этого методов не входит. Подчеркну, что приказ регулирует деятельность органов здравоохранения, но не отдельных граждан и общественных организаций, имеющих право на свои подходы и практики в области здоровья: например, шаманские практики, изгнание бесов, заговоры от болезней, молитвы о здоровье и проч. не регулируются этим приказом, если они осуществляются вне учреждений здравоохранения и их сферы деятельности.

Приказ МЗиМП РФ X» 254 от 19.06.1996 г. "Об отмене Методических рекомендаций 'Программа детоксикации' (они были утверждены 05.08.1994 г. заместителем министра МЗиМП РФ В. К. Агаповым) прямо гласит: "Не допускать пропаганды методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения", определенно отказывая этим методам в праве считаться лечебными/психотерапевтическими.

Приказ МЗ РФ № 142 от 29.04.1998 г. "О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию" не упоминает Саентологию и Дианетику, равно как и оказание психологических услуг населению в разных формах, не охваченных no-именованными выше документами. Таким образом, даже если расценивать Дианетику и ее технологии как оказание психологических услуг населению (что расходится с положениями самой Саентологии), они не подлежит лицензированию.

Насколько мне известно, готовится приказ МЗ о праве психологов заниматься психотерапией после прохождения дополнительной медицинской подготовки в достаточно большом объеме, сдачи сертификационных экзаменов и получении лицензии; в проектах этого приказа Саентология и Дианетика с их технологиями не входят в круг психотерапевтических методов.



Страница сформирована за 1.51 сек
SQL запросов: 191