УПП

Цитата момента



Родила царица в ночь
Не то…
Или не так?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует исключительно свой собственный жизненный план, пусть даже это план умереть за человечество. Чужое счастье просто не подойдет ему по определению.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Идеал архатства труднодоступен и поэтому на ранних этапах буддизма возникли и разрабатывались идеи, связанные с необходимостью дать перспективу и не очень продвинутым людям, тем более, что картина мира, включавшая вероятность огромного числа перерождений для тех, кто не достигнет Нирваны в одной жизни, вполне прозрачно намекала на то, что к высокому идеалу можно продвигаться и постепенно. Развитие идеи постепенного продвижения к просветлению привело к формированию Махаяны и пересмотру взгляда на Будду. В Махаяне Будда — это воплощение некоторого духовного принципа и, в противовес идее архатства, рассматривается как персонификация космической истины, а исторический Будда Шакьямуни выступает в качестве земного воплощения этого принципа, смысл которого заключается в том, чтобы протянуть человеку руку помощи. Махаяна (Великий путь или Большая колесница) предлагала систему доступных религиозных ценностей и была ориентирована на самый широкий круг людей, не требовалось принятие обетов, не дискриминировались женщины. Развитие Махаяны привело к формированию идеала Бадхисаттвы — существа, достигшего просветления, но давшего обет не покидать страдающие существа в сансарном мире ради спасения всего живого от бесконечного круговорота рождений и смертей. В результате появился огромный пантеон бадхисаттв, воплощающих в себе различные аспекты совершенств Будды, были разработаны такие пути к просветлению как неустанное взращивание добродетелей: великодушия, готовности к самопожертвованию, бескорыстной веры. Это открывало дорогу к идеалам буддизма представителям низших слоев общества, не имевших доступа к образованию. В этом своем воплощении буддизм так же попадает в Китай.

Традиционные китайские учения не знали аналогов буддийских доктрин сансары и кармы и поэтому не создали концепцию «освобождения» как некоторого идеала, реализуемого вне Космоса. Все божества, бессмертные и сверхъестественные существа были помещены древнекитайской традицией в пространство между небом и землей. Добуддийская китайская культура не знала идеи множественности космических циклов, множественности изоморфных миров, сама постановка вопроса о Космосе как производном от деятельности существ (кармы) была невозможна. Все характеристики Космоса в китайской культуре (сакрализованность, упорядоченность, предельная чувственность) прямо противоположны характеристикам сансары (страдание, непостоянство, неустойчивость, неупорядоченность). Е.Торчинов (1993) указывает, что идея сансары оказалась привлекательной для китайской культуры не как отправная точка для достижения «освобождения», а как своеобразный вариант китайского представления о всеобщности перемен и трансформаций. Принципиально новой для Китая была идея поворотных рождений, которая казалась скорее обнадеживающей, чем свидетельствующей о всеобщей неудовлетворенности существованием. Поскольку в традиционной китайской культуре не было представлений о выживании после смерти духовного начала, а существовала лишь даосская доктрина физического бессмертия святых, учение о карме было воспринято как своего рода откровение, как надежда на вечное продолжение индивидуального существования в различных формах, при этом существования именно физического, что гармонировало с установками даосов.

Концепция страдания не нашла в Китае реализации. В формирующемся чань-буддизме мудрец не столько стремится к освобождению от сансарического существования, сколько к просветлению, понимаемому как обретение индивидуального пути к бессмертию, слиянию в этом бессмертии с универсумом, отождествлению индивидуального сознания с всеобщностью бытия: мир — единый организм, с которым должен стать единотелесен (и-ти) мудрец. В этом синтезе буддизма с даосизмом произошла и подмена буддийского понятия «пустое пространство» (акаша), рассматривавшегося в буддизме только как условие развертывания Космоса, даосским понятием «отсутствие» (у). У — это не просто пространство, в даосской традиции это некое потенциально неоформленное бытие, генетически предшествующее «наличию» (ю), порождая его путем дифференциации. В большинстве школ чань-буддизма любая пустота содержательна и пополнена самостями, находящимися в свернутом состоянии. К этой пустоте не применима метафора Лейбница о глыбе мрамора с прожилками. Она скорее напоминает уже отлитую статую из бронзы, с которой еще не удалена скрывающая ее глиняная оболочка. Эту аналогию навевает один из методов постижения истины в некоторых школах чань-буддизма, когда учитель наносит неожиданно ученику удар по голове палкой или туфлей. Просветление в школах чань — не есть результат последовательного процесса и не может быть результатом транслирования посредством знаково-символической формы. Здесь необходима «особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами, независимость от всякого рода буквы. Прямой контакт с духовной сущностью человека. Проникновение к глубины внутренней природы человека. И достижение совершенства Будды» (Бодхидхарма, цит. по История современной зарубежной философии, 1997, с.456). И здесь главная сила — недеяние (у-вэй), мощь которого черпается в безмолвии и отсутствии. Внешнее упорядоченное бытие скрывает горизонты истины; погруженность во внешнее бытие отсекает от естественности, порождает суетность и неудовлетворенность.

На этом этапе своего развития буддизм потерял два принципа из трех, третий полностью изменил трактовку. Были исключены логика, философия, теория познания. Приобретения же «каона» (стимулирующий удар палкой) и лозунга «Увидел Будду — убей Будду» трудно считать «обогащающими». Именно в этом виде чань попадает в Японию и начинает симбиотическое существование с местной религией — синтоизмом. Ребусинто («путь буддизма в синто») предлагает следующее учение: прилагая усилия одного рода, вы можете получить от богов приятное обыденного рода, то есть успех в делах, частной жизни и т.п., а прилагая усилия другого рода — вы благодаря закону кармы и помощи бадхисаттв приближаетесь к свободе от всех стремлений. При этом силы богов, бадхисаттв и кармы признаются в равной степени реальными и действенными. Поэтому человек, в любой своей ситуации, по своему выбору и исходя из своего понимания пользы может пользоваться любой из этих сил, благодаря определенным ритуальным и церемониальным действиям. Правда рано или поздно ему придется избрать «миссию» — успех в этой жизни или миссию освобождения от стремлений. Те, кто выбирают миссию освобождения — практикуют Дзен — медитативную практику, сопровождающуюся стимулирующими ударами палки (Малерб М., 1997, с.259–262). Можно сказать, что преуспевание в Дзен предусматривает усилия ритуально-церемониального характера, направленными на то, чтобы получить из всех источников максимум приятного и избегнуть страданий. Именно эту школу представлял Д.Судзуки, известный пропагандист дзен. Именно он явился тем «источником», из которого черпали сведения о буддизме и даосизме многие психологи в США, включая Э.Фромма, А.Маслоу. В истолковании Д.Судзуки, дзен — это не только высшее достижение восточной и буддийской мысли, но и образец для мысли западной, причем прямо выводящий на ступень абсолютной истины. Всё, что не укладывается в учение Д.Судзуки, вне зависимости от происхождения, — только мешает достижению «сатори» (так теперь называется просветление). Интеллект даже прямо препятствует достижению сатори: «интеллект — это периферийный работник, бросающийся из одной крайности в другую», когда «дело коснется центральной проблемы жизни, от интеллекта нечего ожидать удовлетворительного ответа» (цит. по История современной зарубежной философии, 1997, с.457). Коллективные усилия научного сообщества также абсолютно бесперспективны: «Научный метод исследования реальности представляет собой взгляд на объект с так называемой объективной точки зрения… главной отличительной чертой научного подхода к реальности является дескрипция объекта, разговор о нем, хождение вокруг него, удовлетворение всего того, что привлекает наш интеллект, а затем отделение уловленного от самого объекта. Когда мы завершили все эти процедуры, настает время синтеза таких аналитически сформулированных абстракций. Конечный результат синтеза принимается за сам объект» (Судзуки Д., 1997, с.17–18). Культура, психология так же находятся, по мнению Судзуки, на «детском» уровне: «Личность свободна лишь там, где утрачивается личность… Религии Востока стремятся лишь к развоплощению; молчание громоподобно; мир есть не мир; воплощение есть развоплощение; плоть не является плотью; здесь и теперь равнозначны пустоте и бесконечности… Человек свободен лишь тогда, когда он отрицает себя и поглощается целым… Спонтанность, о которой так много говорят на Западе — прежде всего некоторые психоаналитики, — представляет собой лишь детскую или животную спонтанность, но никак не спонтанность зрелой личности» (Судзуки Д., 1997, с.16–18).

Судзуки считает, что те некоторые остатки буддизма, о которых пока еще идет речь, должны использоваться только как способ, чтобы добраться до «истоков», а там надо отбросить всё, и древние традиции и современные, и приникнуть к бессознательному, к инстинктивной жизни, лишенной умственного расчета и оценки, где не мы живем, а Дао (о котором Судзуки говорит как о космическом бессознательном) живет и действует через наше посредство. Это «высшее достижение» Судзуки определяет как «художник жизни» — «не все мы может сделаться учеными, да никто от всех этого не ждет. Но все мы можем сделаться художниками от природы, конечно не специализированными — живописцами, скульпторами, музыкантами, поэтами и т.п., но «художниками жизни». Для этого человек должен превратиться в марионетку, которой управляет рука бессознательного» (Судзуки Д., 19993, с.489).

На этом этапе от буддизма уже ничего по существу не осталось. Имя Будды используется как приманка для несведущих. Под маркой буддизма продается нечто иное, манипулятивная система, представляющая форму без содержания, оправдания, регресса. Заметим, что на раннем этапе буддизма психотехника (йога) представляла из себя единственное оружие человека, стремящегося к просветлению; в конце пути — это только форма, удобное орудие в руках мошенников типа С.Асахара.

В качестве завершения параграфа автор вспоминает классическую метафору из «Катха-упаншиды VI.1», где в аллегорической форме повествуется о «вечном дереве» истины, корни которого укоренены в небо, а ствол, спускаясь к Земле, делится на ветви, ветви — на еще более мелкие с листиками и цветочками, обращенными прямо к земле (эмпирическому сознанию). Это дерево — чистое Брахмо, — чистая истина, и в нем покоятся все миры. Если эмпирическое сознание, привлеченное ближайшими «листиками» предпримет восхождение, то через некоторое время будет обнаружено, что ствол и корни едины и за «многообразием религиозного опыта» (У.Джеймс) лежит его сущностное единообразие, выражающееся в многообразии исторических форм его описания и выражения. Н.Пезешкиан (1983) пишет: «Каждая религия дает человеку столько, сколько он может понять в соответствии со своим развитием. Учения древних религий, несмотря на их противоречия с познанием нашего времени, не являются ошибочными». В своей «высшей», чистой форме религия проявляется в лице своего главного героя, а в дальнейшем, по мере приближения «к земле», к интересам «простых людей» демонстрирует все более упрощенные формы, ориентированные на привлечение все более широких масс последователей. Иногда при этом происходит отказ не только от «философских сложностей», но и от важнейших, сущностных моментов, то есть во имя популярности свою самость теряет религия, а потеряв свою самость она оказывается не в состоянии выполнить свое предназначение.

В данном случае можно сделать вывод: на определенном этапе работы, по совокупности объективных и субъективных причин, А.Маслоу увлекся идеями Д.Судзуки, ошибочно приняв их за дзе-буддизм и древней версией даосизма в поэтичных формулировках Лао Цзы. Однако это заблуждение не было долгим, и в «Дальних пределах человеческой психики» А.Маслоу расстается с обманчивой простотой. Можно предположить, что идеи Д.Судзуки оказались привлекательными для Маслоу в связи с неудовлетворительным решением экзистенциальных проблем изоляции и отсутствия смысла.

Можно сказать с уверенностью, что во всех трех определениях самоактуализация имеет очень мало общего с Благородным восьмеричным путем и с движением в направлении Дао. Теория самоактуализации Маслоу — это продукт своей эпохи, страны, автора. Она обращена к некоторой достаточно узкой прослойке людей, задумывающихся о смысле жизни и личном росте за пределами уверенного пребывания в состоянии веры в рамках какой-либо из мировых религий. Эта теория — некоторого рода психологическое откровение от А.Маслоу для творческой атеистической интеллигенции, среднего класса. Это теория внутренне противоречива, не в ладах со своими заявленными источниками и достаточно размыта, но в этом не только ее слабость (с точки зрения формально-логической), но и полезность (по У.Джеймсу) с точки зрения практической. Тот, кто будет знакомиться с теорией Маслоу будет вынужден, для того чтобы разрешить внутренние противоречия познакомиться и с теориями психоаналитического направления (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Дж.Кэмбелл, К.Хорни, Г.Салливан и другие) и с теорией экзистенциализма (К.Ясперс, М.Хайдеггер, С.Кьеркегор, Ж.П.Сартр) изучить историю и теорию буддизма и даосизма, заглянуть в Аристотеля и Платона, поразмышлять о наследственном и средовом и т.д.

4. Вместо заключения. Выводы

«Вместо заключения» — такой подзаголовок имеет последняя глава «Основ теоретической психологии» А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, акцентирующая внимание на том, что область психологии «обречена» на то, чтобы всегда находиться в процессе развития и становления. Это «особая отрасль психологии, отличная от других ее отраслей и вместе с тем служащая тем стволом, ответвлениями которого они являются. Оставаясь застывшим, это дерево неизбежно утратило бы свои жизненные соки» (Петровский А., Ярошевский М., 1998, с.522).

Понятия относятся к понятийно-категориальному аппарату, служащим в качестве ведущего элемента каркаса современной науки. Понятия — это «сложно организованный инструмент исследовательского труда. Он существует только тогда, когда работает, давая новое знание о психической реальности» (там же, с.523). Содержание понятий претерпевает эволюцию вместе с развитием науки, приобретением нового знания, их овладением новыми поколениями ищущих истину.

Не смотря на желание «продолжить и углýбить» пора изложить выводы и промежуточные заключения по тем задачам, которые автор поставил перед собой во введении.

Решение задач №№ 1—3 достаточно подробно и полно освещено в основном тексте работы и выводах, помещенных в заключении каждого параграфа, поэтому повторному воспроизведению этих выводов автор предпочитает попытку обобщенной оценки теории самоактуализации и понятия «самоактуализация» в контексте этой теории.

1. По отношению к теории самоактуализации в содержательном плане было установлено:

1.1. Проблема самоактуализации существует объективно и проявляется в форме неудовлетворенности субъекта своим бытием, что побуждает такого субъекта к попыткам решать эту проблему для себя, в своей личной жизни, а затем «подсказывать» другим пути её решения путем создания «теории самоактуализации» (К.Гольдштейн, А.Маслоу).

1.2. Теории самоактуализации созданы на основе экспериентальной парадигмы в методологии; имеют в основе «органическое мировоззрение»; опираются, хотя и в неявном виде, на субъектоцентрические объяснительные концепции.

1.3. Критика теории самоактуализации показала, что она лишь отчасти ведет себя как «научная теория»: происходит переформулирование проблем, продуцируются новые гипотезы, создаются новые версии теорий и даже новые направления в психологии (трансперсональные). Однако в то же время некоторые элементы теории не укладываются в «научный» статус и могут быть сопоставлены с мифическими и религиозными теориями.

1.4. Теория самоактуализации не содержит в себе в истинном виде решения проблемы самоактуализации. Эта теория скорее проблематизирует жизнь субъекта, ставя перед ним вопрос, а является ли он самоактуализирующейся личностью. Это сближает теорию самоактуализации с экзистенциальным подходом.

1.5. Гуманистическая психотерапия, основанная на теории самоактуализации, ставит интересы клиента выше, чем интересы теории в отличие от психоанализа, где «благотворным побочным эффектом психоаналитического лечения может стать исцеление, но аналитик всячески хранит себя от злоупотребления желанием исцелить… если какое-либо новшество этим желанием мотивируется, то он озабоченно задает себе — а порой и выносит на обсуждение коллег вопрос: не выходит ли он при этом за границы психоанализа?» (Лакан Ж., 1997, с.16).

1.6. Теория самоактуализации основывается на гештальт-психологии и рассматривает самость как гештальт, формирующийся в поле опыта (К.Роджерс). Согласно гештальт-теории все элементы гештальта должны быть в поле опыта (зрения) субъекта. Теория самоактуализации поставляет субъекту необходимость для формирования «идеальной самости» компоненты, усиливает его возможности по формированию гештальта и усиливает его мотивацию к деятельности, целенаправленным усилиям по самоактуализации. Субъект формирует свой гештальт — идеальную самость самостоятельно, путем инсайта, проходя через пиковые переживания, — поэтому тщательная отделка теории не требуется. Из точки формирования идеальной самости начинается реальный личный рост, который не имеет ясно выраженных границ, хотя А.Маслоу и пытается описательным, катафотическим методом обозначить рубежи роста через теории X, Y, Z (см. Приложение № 2). Важным является вклад в теорию В.Франкла, который отметил, что смысл не является простым выражением самости, иначе он утратил бы мотивирующий характер.

1.7. Самоактуализация как процесс не имеет ясно выраженных ограничений. Самоактуализация как цель всегда носит промежуточный характер и на определенном этапе трансцендируется.

Перефразируя Чждан цзы можно сказать:

Сеть используют для ловли зайца,
когда заяц пойман — сеть отбрасывают.
Слова используют для передачи смысла,
Когда смысл понят — слова отбрасывают.
Теорию самоактуализации используют для того,
чтобы субъект смог построить свою идеальную
самость и двинуться к ней,
когда это сделано — теорию отбрасывают.

(вольный перевод автора)

2. По отношению к понятию «самоактуализация» выяснено:

  • 1. 2.1. Самоактуализация — это понятие, реферирующее реальность, действительность. Фундаментальным свойством действительности являются изменчивость, перемены. Понятие «самоактуализация» связано с попыткой классифицировать перемены. Перемены условно делятся на 1) связанные с активностью живых существ; 2) перемены, в которых такая связь не обнаруживается. Понятие «самоактуализация» связано с теми переменами, которые вызваны активностью живых существ.
  • 2. 2.2. Понятие «самоактуализация» говорит о наличии «самости», которая нуждается в «актуализации». Понятие «самость» относится к тому виду живых существ, которые выделяют себя из реальности с помощью рефлексивного мышления. Самость — это центр, источник активности, деятельности Человека. Это источник сознательной, целеустремленной активности человека. Источники активности можно обнаружить в клетке, системе органов, в мире растений и животных, где активность осуществляется в формах, определенных наследственно-видовыми факторами и носит адаптивный, гомеостатический характер и не связана с рефлексивным мышлением. В этом аспекте самоактуализация тесно связана с самоопределением.

2.3. Понятие «самоактуализация» связано с сознательной целенаправленной деятельностью человека. Цель самоактуализации — самоактуализированная личность, наиболее полное развитие способностей, психологический рост. Цель достигается в социально ориентированной деятельности, связанной с получением материально-вещественных, социально значимых результатов. Феномен «людей-маугли» показывает, что самость — это скорее «картина «Я» субъекта в соотношении с его «картиной мира», чем геном или набор наследственно обусловленных задатков, способностей.

2.4. Психологическое развитие и рост являются скорее результатами самоактуализированной деятельности человека, чем синонимами понятия самоактуализация. Самоактуализационная деятельность является необходимым условием психического роста и развития. При этом развитие скорее связано с наиболее полным использованием имеющегося потенциала, а рост связан с формированием новых, прямо не обусловленных способностей.

2.5. Самоактуализационная деятельность — элемент жизни человека, требующий сознательной, целенаправленной активности, и поэтому не может связываться с ранними этапами жизни. Это удел «зрелого человека». Трудно определить, в какой степени самоактуализация связана с физическим здоровьем. Очевидно, что есть конкретные заболевания и их фазы, а также определенные возраста, когда трудно или невозможно уже говорить о самоактуализации. Но во многих случаях, особенно описанных А.Адлером, физические недостатки и болезни не только не мешают, но, наоборот, способствуют самоактуализационной деятельности.

2.6. Человек всегда находится в определенной жизненной ситуации. Ситуация содержит проблемы и конфликт, самоактуализация — это не уход, избегание проблем и конфликтов, а поиск таких решений, которые разрешают проблемы и конфликты оптимальным способом, приводят к развитию, росту. Основное внутренне противоречие самоактуализации заключается в том, что процесс самоактуализации происходит всегда в ситуации, в которую вовлечены «Другие». Ситуация скрепляется, определяется статическими элементами «участвующих», это «зона большей стабильности» в море перемен. Деятельность, направленная на самоактуализацию приводит к дестабилизации, разрушению раньше сформировавшейся ситуации и может быть воспринята как «угроза» другими участниками ситуации. Другой аспект этой проблемы заключается в том, что «разрешение» конфликта — это динамический процесс, и в этом качестве в нем можно выделить «эгоистические» элементы: когда самоактуализирующийся человек скорее получает, забирает у других опыт, знание, навыки и использует все это в своих интересах. Рассматриваемая в узких временных рамках самоактуализация может определяться как «эгоистическая». Именно здесь возникает проблема трансцендирования самоактуализации.

2.7. Трансцендирование самоактуализации — это «выход за обусловленные пределы» и проявляется не в разрушении, деструкции «самости» как центра активности, а, скорее, в изменении направления деятельности, её целей и объектов. Изменения в себе, своей «самости» на этом этапе становятся побочными продуктами, результатами деятельности, направленной на изменения в пользу развития и роста групп (семья, социальная группа), общечеловеческой ситуации. Цель деятельности имеет надличностный смысл, внутренние процессы скорее описываются в терминах «самореализация».

2.8. Одним из результатов самоактуализационной деятельности могут быть «пиковые переживания». При «правильном» подходе к самоактуализации они могут служить одним из критериев если не достижения глобальной цели, то, по крайней мере могут свидетельствовать о достижении промежуточных целей. Опасной представляется попытка рассматривать «пиковые переживания» не как один из побочных продуктов самоактуализации, а как самостоятельную цель. На многих примерах в данной работе показано, что это неизбежно приводит к идеям пассивности, созерцательности и «трансперсональным иллюзиям», что, в конечном итоге приводит к установкам на регресс, инволюцию.

Итак, мы можем определить самоактуализацию как деятельность. Это специфически человеческая, осознанная и целенаправленная деятельность. Особенности этой деятельности заключаются в том, что:

  • 1. объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);
  • 2. эта деятельность сопровождается конкретными, описуемыми результатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, попадающими под определение «развитие», «рост»;
  • 3. хотя эта деятельность и выглядит самодостаточной, основанной исключительно на внутреннем потенциале, «самости» — достижение требуемых изменений в реальности и себе не может быть достигнуть вне «ситуации», без опосредования «Другими»;
  • 4. хотя в этой деятельности человек использует свои задатки и способности, тесно связанные с наследственными факторами, социальные и средовые факторы определяют результаты этой деятельности в большей степени, чем наследственные;
  • 5. эта деятельность предполагает самотрансцендирование: ни одна из целей не может считаться окончательной, конечной. Трансцендирование не предполагает разрушения «самости» как центра активности, а расширение целей деятельности, включение «надличностных» целей. При этом самореализация (как изменения на внутреннем плане) становится «побочным продуктом» самоактуализационной деятельности.

Главное отличие самоактуализации от аналогичных понятий  заключается в том, что во всех психодинамических теориях, известных автору, развитию и росту предшествует некоторый глубокий кризис, переломный момент, связанный с глубокими переживаниями, которые могут носить невротический характер. Именно так описываются «комплекс неполноценности» у Адлера, «эдипов комплекс» у Фрейда, переживания «заброшенности», «неподлинности бытия», «вины» и т.п. в экзистенциальной психологии. Проблемы «бессмысленности» и столкновение со смертью вызывают глубочайшие переживания и потребности в «спасении» во всех мировых религиях.

Самоактуализацционная деятельность не предусматривает такого «предварительного условия» и может осуществляться как при наличии таких конфликтов (в форме продуктивного их разрешения), так и в отсутствие.

Ответ на четвертую задачу прямо вытекает из вышеизложенного и заключается в том, что самоактуализация — это прежде всего деятельность, но это специфический вид деятельности, для определения места которого двухмерная сетка категориального каркаса, разработанного А.В.Петровским и М.Г.Ярошевским должна быть дополнена третьим измерением не только по отношению к категории «деятельность», но и по отношению к смежным категориям. Такого рода задача требует объемных изысканий по отношению к «смежным» категориям и понятиям и организации соответствующей дискуссии.

Приложение - 1

Уровни развития организация в соотнесении с другими иерархическими переменными (Маслоу, 1997. С.296—299)

 

I. Автократический

II. Опекающий (административно-хозяйственный)

III. Поддерживающий (мотивационный)

IV. Коллегиальный. Тесное сотрудничество

V. Организация

Теории-Z; Трансцендирование организации

Зависит от:

Силы

Экономических ресурсов

Лидерства

Взаимного вклада

Посвященности Бытию и высшим ценностям

Руководство ориентировано на:

Власть

Материальное поощрение

Поддержка

Интеграция

Сотрудничество

Подчиненные ориентированы на:

Полное подчинение

Материальное поощрение

Исполнительность

Ответственность

Восхищение: Любовь; Признание сложившегося верховенства

Психологический результат для подчиненных:

Личная зависимость

Зависимость от организации

Участие

Самодисциплина

Преданность: Самопожертвование

Подчиненные стремятся к удовлетворению следующих потребностей:

Обеспечение средств к существованию

Поддержка и опека

Порядок

Самореализация

Метапотребности; высшие ценности

Моральное состояние

Недовольство

Удовлетворенность

Мотивированность

Приверженность к делу и команде

Приверженность высшим ценностям

 

В соотнесении с другими идеями:

Теории Мак-Грегора:

Теория-Икс

Теория-Игрек

Теория-Зет

Иерархическая модель классификации потребностей по Маслоу:

Физиологические

Потребности в безопасности

Потребности в социальных связях

Потребности в самоуважении

Метапотребности; высшие ценности



Страница сформирована за 1.28 сек
SQL запросов: 190