УПП

Цитата момента



Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.
Виктор Франкл

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет мальчикам: злоба – это всегда бой, всегда поединок. Если хочешь перестать злобствовать, говори себе, что ты уже победил. Заранее.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
В заключение приведем притчу.

 В легенде, описывающей жизнь Демокрита, рассказывается, что в какой-то момент его сограждане, жители Абдеры, объявили его одержимым демонами, помешанным и пригласили к нему известного целителя с острова Кос. Вердикт целителя, проведшего в беседах с Демокритом длительное время, был неожидан для жителей Абдеры: он объявил, что Демокрит обладает здоровым и ясным умом, чего нельзя сказать о жителях Абдеры. Демокриту повезло, целителем с острова Кос был Гиппократ. В подобном случае Сократу повезло меньше, афиняне обратились к суду, и Сократу пришлось испить горькую чашу до дна.

Вопросы для самостоятельной проработки и закрепления:

  • Дайте определение нормы и аномалии
  • В чем, по Вашему мнению, различие между понятиями «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»?
  • Кто является автором понятия «аномия»? Раскройте содержание этого понятия.
  • Является ли корректным высказывание: «Психически здоров, но личностно болен»? Обоснуйте Ваш ответ.
  • Что Вам известно о социально-психологических нормативах? Для решения каких задач и кем они разрабатываются?
  • Что является предметом психологического консультирования? В чем его отличие от предмета психотерапии?
  • Что Вам известно о МКБ-10. Правомерно ли его применение практическим психологом?
  • В чем, по Вашему мнению, сходство и различие между психологическим консультированием и «белой магией», биоэнерготерапией?
  • Какие концепции аномального поведения Вам известны?
  • Что Вы можете рассказать о нормопатии?
  • Расскажите о том, как Вы понимаете деонтологию применительно к деятельности практического психолога
  • Дайте определение «психического здоровья»
  • Нарушит ли выявленная Вами в процессе тестирования акцентуация характера представление о психологическом здоровье индивида?
  • Расскажите о «теории стигматизации»

Вместо заключения и выводов. Резюме.

Итак, в центре внимания гуманистической психологии - человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реализации своих потенций (Оллпорт), в особенности творческих (Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (Роджерс). Важнейшая роль при этом отводится не схемам, обеспечивающим приспособление к среде, данностям реальной жизни, не конформному поведению, а росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания.

Понятие самоактуализация означает, прежде всего, особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека. Имеются в виду те процессы, в которых человек как субъект активности осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества. Эта деятельность осуществляется путем реализации сознательного выбора в пользу развития и роста в каждой жизненной ситуации, и действий на основании этого выбора. Главным критерием подлинности достижения, правильности выбора являются пиковые переживания, свидетельствующие об истинной ценности избранной жизненной стратегии. Самоактуализация как процесс и как результат имеет описуемые характеристики, сопровождается «вещественными», измеримыми поступками и достижениями. Любое достижение в процессе самоактуализации не рассматривается как финальное, окончательное, не дающее возможности иных, в том числе еще более высоких достижений. Результатом каждого акта самоактуализации является обретение той или иной компетентности, что помогает обрести внешнюю и внутреннюю синергию. Человек, достигший самоактуализации, компетентности и синергии сознательно выбирает путь помощи, в той или иной форме, тем, кто еще не достиг этого уровня.

Мета-теория самоактуализации говорит о необходимости переустройства социальной системы и, прежде всего, системы образования, в том направлении, которое позволит в максимальной степени поставить в центр внимания цивилизации развитие личного потенциала каждого отдельного человека. Система психотерапии, основанная на теории самоактуализации, предполагает терапию, центрированную на клиенте, как на человеке, попавшем в специфическую ситуацию «болезнь», которая так же может способствовать естественному движению в направлении самоактуализации. Теория самоактуализации, являющаяся системообразующей для гуманистической психологии, основывается на экзистенциализме, интуитивизме и феноменологии в философии и «экспериентальной» парадигме в методологии.

Теории развития и роста человека, обретения им компетентностиразвиваются во всех школах и направлениях психологии. Формальная их некоторая противоречивость прежде всего свидетельствует о том, что общая стилистика, понятийно-категориальный аппарат для описания этого сложнейшего из явлений действительности еще находятся в процессе становления. Возможно, выработка единого языка и не является необходимой, так как множественность существующих стилей изложения теории развития человека при большой степени концептуального сходства позволяет разным людям, в разных культурных группах по-разному воспринимающим и отличным от других образом выстраивающих образно-вербальные ряды своих жизнеописаний и самооценок, выбрать ту стилистику, которая подходит именно им, в их конкретной ситуации. Важно понимание, что любая теория становится бессмысленной, если пытается выйти за свои естественные пределы, объяснить «всё». Каждая из рассмотренных теорий имеет определенные ситуативные «рамки», в которых уже зарекомендовала свою эффективность. В процессе психологического консультирования сам факт выбора клиентом определенной стилистики общения имеет важное диагностическое значение.

Само существование многочисленных теорий развития человека, в том числе теории самоактуализации ставит человека перед экзистенциальным выбором, который заключается в том, что

 или: человек признает такую возможность, и активно действует ради реализации своего проекта жизни; если ему в какой-то мере удается его реализовать, он обретает подлинную личность, спасается от внутренних конфликтов, внешние обстоятельства жизни перестают представать перед ним как препятствия или враждебные вмешательства и становятся инструментами и условиями его индивидуальной жизни;

или: человек не признает наличие такой возможности, и не вовлекается в реализацию своего жизненного проекта; в этом случае «его жизнь рассеивается в лишенных смысла обстоятельствах, делается бесполезной и становится более негативной, чем смерть» (Н. Аббаньяно).

Самоопределение по отношению к развитию в «этом» мире необходимо и в связи с существованием религии, заявляющей о существовании особой и в то же самое время общей, трансцендентной цели развития для каждого человека и для всего человечества. С точки зрения религии нормой является осознание каждым человеком своей трансцендентной цели в акте веры и неуклонное следование ей путем духовного развития. Аномалией, часто именуемой «грехом», с религиозной точки зрения является любое отклонение от этого пути и веры. Само наличие религиозной идеи в культурной среде человечества рано или поздно вынуждает каждого человека самоопределиться по отношению к религиозным ценностям, что возможно лишь при наличии высокого чувства ответственности за свою жизнь, жизнь своих ближних, и человечества в целом.

 Развитие человека протекает на фоне многочисленных попыток определить эмпирически и задать нормативно параметры развития. В этом проявляется, с одной стороны, стремление каждого сознательного человека к свободному самоосуществлению в жизни. С другой стороны, это самоосуществление возможно лишь в мире, населенном миллиардами других людей, наделенных равными правами, и потому вряд ли желающими быть лишь фоном, декорацией для чьей-то самореализации. Поэтому общество вынуждено регулировать эту сферу различными методами через специально созданные институты. Меры регулирования должны обеспечить необходимые условия для максимально возможного развития каждого человека в данных реальных условиях. Это осуществляется через регулирование баланса между тем, что человек может получить от социума через его конкретных представителей в своей социальной ситуации; и тем, что он должен отдать социуму, принимая участие в воспитании детей, содействуя развитию других людей, присутствующих в его социальной ситуации. Преодоление реально существующих индивидуалистических тенденций неизбежно приводят к необходимому нормированию, подкрепляемому санкциями.

Представления о норме и отклонении от нее возникают в человеческой практике, они отражают требования общества к индивиду, процессам взаимодействия в обществе. Субъективные, групповые, субкультурные представления о норме и аномалии, психическом здоровье и болезни могут отличаться от общественно нормируемых. Процесс психологического консультирования имеет в фокусе момент несовпадения индивидуального и нормативного понимания нормы и ее значимости для общества.

Рекомендуемая литература:

1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997

  • 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000
  • 3. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000
  • 4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998
  • 5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. – М.: Флинта, 2000
  • 6. Бурлачук Л.Ф.., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998
  • 7. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М.: Алетейя, 1999
  • 8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. – Н.Новгород: НГМА, 2000
  • 9. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999
  • 10. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. - / Сост. К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000
  • 11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
  • 12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995
  • 13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
  • 14. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996
  • 15. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000
  • 16. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. – М., 1992
  • 17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992
  • 18. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999
  • 19. Маслоу А. Психология бытия – М., 1997
  • 20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики – СПб., 1997
  • 21. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб., 1999
  • 22. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000
  • 23. Петровский В.А. Личность в психологии – Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
  • 24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998.
  • 25. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро, 1997
  • 26. Практическая психология образования. – Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Сфера, 1998
  • 27. Прикладная социальная психология. - /Под ред. А.Н. Сухова и А.Д. Деркача. – М., 1998
  • 28. Психология личности в трудах зарубежных психологов - /Сост. А.А. Реан, СПб.: Питер, 2000
  • 29. Психология личности в трудах отечественных психологов - /Сост. Л.В. Куликов – СПб.: Питер, 2000
  • 30. Психологическая диагностика - /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд. УРАО, 2000
  • 31. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.:Смысл, 1997
  • 32. Равен Дж. Педагогическое тестирование. – М.: Когито-центр, 1999
  • 33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М.: Прогресс, 1998
  • 34. Рождерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997
  • 35. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. – М.: Наука, 1997
  • 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998
  • 37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 1997
  • 38. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. - /Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова – М., 1997, 2000
  • 39. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Academ A., 2001
  • 40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998
  • 41. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: УРАО, 1999
  • 42. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998
  • 43. Эрикссон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000
  • 44. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996
  • 45. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998
  • 46. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997
  • 47. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997

http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200301811



Страница сформирована за 1.67 сек
SQL запросов: 190