УПП

Цитата момента



Алкоголь в малых дозах полезен в любых количествах.
Вот ей богу, чтоб мне сдохнуть!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Твое тело подтверждает или отрицает твои слова. Каждое движение, каждое положение тела раскрывает твои мысли. Твое лицо принимает семь тысяч различных выражений, и каждое из них разоблачает тебя, показывая всем и каждому, кто ты и о чем думаешь, в каждое мгновение!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
В заключение приведем притчу.

 В легенде, описывающей жизнь Демокрита, рассказывается, что в какой-то момент его сограждане, жители Абдеры, объявили его одержимым демонами, помешанным и пригласили к нему известного целителя с острова Кос. Вердикт целителя, проведшего в беседах с Демокритом длительное время, был неожидан для жителей Абдеры: он объявил, что Демокрит обладает здоровым и ясным умом, чего нельзя сказать о жителях Абдеры. Демокриту повезло, целителем с острова Кос был Гиппократ. В подобном случае Сократу повезло меньше, афиняне обратились к суду, и Сократу пришлось испить горькую чашу до дна.

Вопросы для самостоятельной проработки и закрепления:

  • Дайте определение нормы и аномалии
  • В чем, по Вашему мнению, различие между понятиями «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»?
  • Кто является автором понятия «аномия»? Раскройте содержание этого понятия.
  • Является ли корректным высказывание: «Психически здоров, но личностно болен»? Обоснуйте Ваш ответ.
  • Что Вам известно о социально-психологических нормативах? Для решения каких задач и кем они разрабатываются?
  • Что является предметом психологического консультирования? В чем его отличие от предмета психотерапии?
  • Что Вам известно о МКБ-10. Правомерно ли его применение практическим психологом?
  • В чем, по Вашему мнению, сходство и различие между психологическим консультированием и «белой магией», биоэнерготерапией?
  • Какие концепции аномального поведения Вам известны?
  • Что Вы можете рассказать о нормопатии?
  • Расскажите о том, как Вы понимаете деонтологию применительно к деятельности практического психолога
  • Дайте определение «психического здоровья»
  • Нарушит ли выявленная Вами в процессе тестирования акцентуация характера представление о психологическом здоровье индивида?
  • Расскажите о «теории стигматизации»

Вместо заключения и выводов. Резюме.

Итак, в центре внимания гуманистической психологии - человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реализации своих потенций (Оллпорт), в особенности творческих (Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (Роджерс). Важнейшая роль при этом отводится не схемам, обеспечивающим приспособление к среде, данностям реальной жизни, не конформному поведению, а росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания.

Понятие самоактуализация означает, прежде всего, особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека. Имеются в виду те процессы, в которых человек как субъект активности осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества. Эта деятельность осуществляется путем реализации сознательного выбора в пользу развития и роста в каждой жизненной ситуации, и действий на основании этого выбора. Главным критерием подлинности достижения, правильности выбора являются пиковые переживания, свидетельствующие об истинной ценности избранной жизненной стратегии. Самоактуализация как процесс и как результат имеет описуемые характеристики, сопровождается «вещественными», измеримыми поступками и достижениями. Любое достижение в процессе самоактуализации не рассматривается как финальное, окончательное, не дающее возможности иных, в том числе еще более высоких достижений. Результатом каждого акта самоактуализации является обретение той или иной компетентности, что помогает обрести внешнюю и внутреннюю синергию. Человек, достигший самоактуализации, компетентности и синергии сознательно выбирает путь помощи, в той или иной форме, тем, кто еще не достиг этого уровня.

Мета-теория самоактуализации говорит о необходимости переустройства социальной системы и, прежде всего, системы образования, в том направлении, которое позволит в максимальной степени поставить в центр внимания цивилизации развитие личного потенциала каждого отдельного человека. Система психотерапии, основанная на теории самоактуализации, предполагает терапию, центрированную на клиенте, как на человеке, попавшем в специфическую ситуацию «болезнь», которая так же может способствовать естественному движению в направлении самоактуализации. Теория самоактуализации, являющаяся системообразующей для гуманистической психологии, основывается на экзистенциализме, интуитивизме и феноменологии в философии и «экспериентальной» парадигме в методологии.

Теории развития и роста человека, обретения им компетентностиразвиваются во всех школах и направлениях психологии. Формальная их некоторая противоречивость прежде всего свидетельствует о том, что общая стилистика, понятийно-категориальный аппарат для описания этого сложнейшего из явлений действительности еще находятся в процессе становления. Возможно, выработка единого языка и не является необходимой, так как множественность существующих стилей изложения теории развития человека при большой степени концептуального сходства позволяет разным людям, в разных культурных группах по-разному воспринимающим и отличным от других образом выстраивающих образно-вербальные ряды своих жизнеописаний и самооценок, выбрать ту стилистику, которая подходит именно им, в их конкретной ситуации. Важно понимание, что любая теория становится бессмысленной, если пытается выйти за свои естественные пределы, объяснить «всё». Каждая из рассмотренных теорий имеет определенные ситуативные «рамки», в которых уже зарекомендовала свою эффективность. В процессе психологического консультирования сам факт выбора клиентом определенной стилистики общения имеет важное диагностическое значение.

Само существование многочисленных теорий развития человека, в том числе теории самоактуализации ставит человека перед экзистенциальным выбором, который заключается в том, что

 или: человек признает такую возможность, и активно действует ради реализации своего проекта жизни; если ему в какой-то мере удается его реализовать, он обретает подлинную личность, спасается от внутренних конфликтов, внешние обстоятельства жизни перестают представать перед ним как препятствия или враждебные вмешательства и становятся инструментами и условиями его индивидуальной жизни;

или: человек не признает наличие такой возможности, и не вовлекается в реализацию своего жизненного проекта; в этом случае «его жизнь рассеивается в лишенных смысла обстоятельствах, делается бесполезной и становится более негативной, чем смерть» (Н. Аббаньяно).

Самоопределение по отношению к развитию в «этом» мире необходимо и в связи с существованием религии, заявляющей о существовании особой и в то же самое время общей, трансцендентной цели развития для каждого человека и для всего человечества. С точки зрения религии нормой является осознание каждым человеком своей трансцендентной цели в акте веры и неуклонное следование ей путем духовного развития. Аномалией, часто именуемой «грехом», с религиозной точки зрения является любое отклонение от этого пути и веры. Само наличие религиозной идеи в культурной среде человечества рано или поздно вынуждает каждого человека самоопределиться по отношению к религиозным ценностям, что возможно лишь при наличии высокого чувства ответственности за свою жизнь, жизнь своих ближних, и человечества в целом.

 Развитие человека протекает на фоне многочисленных попыток определить эмпирически и задать нормативно параметры развития. В этом проявляется, с одной стороны, стремление каждого сознательного человека к свободному самоосуществлению в жизни. С другой стороны, это самоосуществление возможно лишь в мире, населенном миллиардами других людей, наделенных равными правами, и потому вряд ли желающими быть лишь фоном, декорацией для чьей-то самореализации. Поэтому общество вынуждено регулировать эту сферу различными методами через специально созданные институты. Меры регулирования должны обеспечить необходимые условия для максимально возможного развития каждого человека в данных реальных условиях. Это осуществляется через регулирование баланса между тем, что человек может получить от социума через его конкретных представителей в своей социальной ситуации; и тем, что он должен отдать социуму, принимая участие в воспитании детей, содействуя развитию других людей, присутствующих в его социальной ситуации. Преодоление реально существующих индивидуалистических тенденций неизбежно приводят к необходимому нормированию, подкрепляемому санкциями.

Представления о норме и отклонении от нее возникают в человеческой практике, они отражают требования общества к индивиду, процессам взаимодействия в обществе. Субъективные, групповые, субкультурные представления о норме и аномалии, психическом здоровье и болезни могут отличаться от общественно нормируемых. Процесс психологического консультирования имеет в фокусе момент несовпадения индивидуального и нормативного понимания нормы и ее значимости для общества.

Рекомендуемая литература:

1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997

  • 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000
  • 3. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000
  • 4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998
  • 5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. – М.: Флинта, 2000
  • 6. Бурлачук Л.Ф.., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998
  • 7. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М.: Алетейя, 1999
  • 8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. – Н.Новгород: НГМА, 2000
  • 9. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999
  • 10. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. - / Сост. К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000
  • 11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
  • 12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995
  • 13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
  • 14. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996
  • 15. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000
  • 16. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. – М., 1992
  • 17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992
  • 18. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999
  • 19. Маслоу А. Психология бытия – М., 1997
  • 20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики – СПб., 1997
  • 21. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб., 1999
  • 22. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000
  • 23. Петровский В.А. Личность в психологии – Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
  • 24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998.
  • 25. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро, 1997
  • 26. Практическая психология образования. – Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Сфера, 1998
  • 27. Прикладная социальная психология. - /Под ред. А.Н. Сухова и А.Д. Деркача. – М., 1998
  • 28. Психология личности в трудах зарубежных психологов - /Сост. А.А. Реан, СПб.: Питер, 2000
  • 29. Психология личности в трудах отечественных психологов - /Сост. Л.В. Куликов – СПб.: Питер, 2000
  • 30. Психологическая диагностика - /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд. УРАО, 2000
  • 31. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.:Смысл, 1997
  • 32. Равен Дж. Педагогическое тестирование. – М.: Когито-центр, 1999
  • 33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М.: Прогресс, 1998
  • 34. Рождерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997
  • 35. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. – М.: Наука, 1997
  • 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998
  • 37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 1997
  • 38. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. - /Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова – М., 1997, 2000
  • 39. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Academ A., 2001
  • 40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998
  • 41. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: УРАО, 1999
  • 42. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998
  • 43. Эрикссон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000
  • 44. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996
  • 45. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998
  • 46. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997
  • 47. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997

http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200301811



Страница сформирована за 0.63 сек
SQL запросов: 190