УПП

Цитата момента



Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
Да, и не только у меня…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мужчину успехи в науке чаще всего делают личностью. Женщина уже изначально является личностью (если только является) и безо всякой там науки. Женственность, то есть нечто непередаваемое, что, по мнению Белинского, «так облагораживающе, так смягчающе действует на грубую натуру мужчины», формируется у женщин сама собой - под влиянием атмосферы в родительской семье…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море
Рекомендация 3.

Позвольте коллективу оказать положительное влияние на ваш жизненный настрой. Когда трое людей толкают камень в разных направлениях, он не тронется с места. Но валун легко сдвинется, если усилия будут согласованы. Где бы вы ни работали, что бы вы ни делали, ощущайте себя членом коллектива и сотрудничайте с другими во имя достижения общей цели, хотя бы ради себя самого. Думая о рабочем коллективе, мы слишком часто бываем озабочены тем, что мы можем сделать для него, и почти никогда не задаемся вопросом, чем коллектив способен т отблагодарить нас.

Когда мы работаем всем коллективом и каждый ощущает себя его членом, то любой из нас многое обретает лично для себя.

Мы наслаждаемся чувством общности, которое нигде больше не ощутить. Коллеги уважают наш профессионализм. На смену тягостной изоляции приходит торжество причастности.

Мы ощущаем радость общей победы. И разделяем награды с теми, кто внес вклад в ее достижение.

Мы обретаем новых друзей, со многими из которых интересно общаться и вне работы.

Несмотря на счастье принадлежности к коллективу, очень многие люди предпочитают работать в одиночку. Карл - пример закоренелого индивидуалиста.

Карл - выдающийся волейболист. Играя в команде он великодушен, и всегда готов отпасовать мяч партнеру для решающего удара. Волейболисты любят играть с Карлом, и его часто выбирают капитаном команды. На работе же все совсем иначе. Карл предпочитает трудиться в одиночку и редко изменяет своему правилу, даже если нужно кому-то помочь.

Почему Карл не видит общего в ситуациях работы и игры? Потому ли, что он убежден: работа - это работа, и ее нельзя превращать в игру? Конечно, игра в волейбол - в большей степени развлечение, тут не о чем спорить. Но, возможно, разница между ними гораздо меньше, чем кажется Карлу? Найди Карл "свою команду" и на работе, он, вероятно, был бы более положительно настроен дома?

Рекомендация 4.

Не лишайте себя редкой возможности "поймать двух зайцев". Если вы будете лучше относиться к работе, то автоматически обеспечите себе двойную награду. Во-первых, вы подготовите себя к будущему продвижению по службе, благодаря которому сможете приносить домой больше денег и получите другие преимущества. Во-вторых, воспринимая работу положительно, вы очень скоро заметите, что регулярно "приносите домой" хорошее настроение.

Кэри начал работать около трех лет назад. Он рассматривал работу, как игру с элементами соревнования и зачастую задерживался в офисе по окончании рабочего дня. Работа нравилась Кэри, она доставляла ему удовольствие и радость. Производительность труда у Кэри была высокой. Личная жизнь тоже его вполне удовлетворяла.
Затем, как-то незаметно для себя, Кэри все чаще начал жаловаться на свою работу, рано уходить домой. Его подружка Ширли заметила произошедшую с Кэри перемену и сказала ему об этом. Кэри ответил: "Просто у меня сейчас черная полоса. Ничего страшного".
Несколько недель спустя Кэри сообщил Ширли: "Я разочаровался в работе. Думаю, мне нужно уйти и немного "поболтаться" на свободе, чтобы найти место в жизни". Ширли возразила:"Мне кажется вопрос не в работе, а в твоем жизненном настрое. Ты позволил неприятностям целиком поглотить твое внимание. Ты больше не радуешься работе. Ты стал по-другому к ней относиться, и вместе с прежней жизненной позицией ты потерял цель и вкус к жизни".
Всю следующую неделю Кэрри вел долгий и трудный разговор с самим собою. Что случилось? Где произошел сбой? Удастся ли вернуть прежний жизненный настрой? Сможет ли он вновь насладиться всем тем, что до сих пор было частью его жизни? Почему даже встречи с Ширли не радуют так, прежде? Он позвонил Ширли, и она согласилась встретиться в их любимом кафе.
Кэри сказал подруге, что решил подождать еще полгода и посмотреть, вернется ли к нему прежний энтузиазм и радость труда, если он будет всеми силами настраивать себя на положительное отношение к делу. Ширли со своей стороны пообещала ему всяческую поддержку.
Чем все закончилось? Через полгода Кэри и Ширли встретились в том же кафе, чтобы отпраздновать полученное Кэри повышение по службе.

Если позволить работе "перекосить" поле восприятия в негативную сторону, то можно вообще извратить ее цель. Предполагается, что компенсация, которую дает нам работа, - зарплата и другие выплаты, сводящие к минимуму финансовые проблемы, зачастую являющиеся мощным негативным фактором в поле восприятия. Но, кроме того, работа сама по себе должна быть источником положительных эмоций.

Выматывающая силы работа - слишком высокая цена, которую мы можем заплатить е за право вести достойный себя образ жизни. Наша работа должна вносить свой вклад в поле вашего восприятия, увеличивая в нем количество положительных факторов.

Многие люди переходят с одного места работы на другое. К сожалению, они неосознанно переносят на новое место и свой отрицательный настрой. Даже сделав попытку начать все с самого начала, с нуля, такие люди уже через несколько месяцев работы на новом месте ощущают, как отрицательное отношение ко всему на свете вновь затягивает в "трясину". Нередко негативный заряд несут не профессиональные обязанности, а жизненный настрой.

ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ТРИЖДЫ ПРОИГРАВШИМ?

Если вам захотелось воспользоваться приведенными здесь рекомендациями, вы должны осознать, что, позволяя работе искажать фокус внутреннего зрения в отрицательную сторону, вы проигрываете трижды.

Работа приносит вам меньше удовольствия.

Вы оказываетесь на обочине профессионального успеха.

Трудности на работе отрицательно влияют на вашу личную жизнь.

Работа может быть более или менее интересной, оплачиваться лучше или хуже. В одном коллективе работать приятно, в другом - скучно. Но независимо от того, где вы работаете сегодня или будете трудиться завтра, вы и только вы сами можете создать себе поле восприятия такое, как показано ниже.

Идеальная модель поля восприятия для работающих

Заключение

Отрицательное отношение к работе очень часто не ограничивается рамками рабочего места и рабочего времени и оказывает негативное влияние на личную жизнь.

Если вы постараетесь отыскать зерно истины в том отрицательном, что несет вам работа, вы увеличите число позитивных факторов в поле восприятия и посмотрите на работу другими глазами.

Если вы приложили все силы для того, чтобы претворить в жизнь четыре рекомендации, приведенные в данной главе, и все-таки не смогли обрести положительного отношения к работе и не получаете от нее удовольствия, значит пришло время искать другое занятие или сменить коллектив.

Приятный разговор

Приятная беседа возбуждает так же, как и черный кофе, и после нее так же трудно уснуть

Анна Морроу Линдберг

Идеи, изложенные в настоящей главе, являются результатом случайных наблюдений. Я много размышлял над ними. Но они никогда не подвергались строгой научной экспертизе. Вы наверняка замечали, что среди ваших друзей и коллег, членов семьи есть такие, кто говорит очень много, и те, кто разговаривает чрезвычайно мало. И вы, вероятно, обращали внимание на то, что беседа с одними людьми всегда протекает преимущественно в положительном ключе, а с другими - в отрицательном. В речи человека обычно проявляется его отношение к жизни.

Не кажется ли вам, что именно "говоруны" склонны фиксировать внимание на отрицательном? Они как бы убеждают себя и весь мир в своем негативном ко всему отношении.

Вот человек, с которым всегда было приятно общаться. Но когда ему осталось всего несколько лет до пенсии, на его место назначили молодого сотрудника, а нашему герою отвели более скромную роль. И вот " без пяти минут" пенсионер пустился в сетования по поводу "всеобщей несправедливости". Даже уйдя на пенсию, он при каждом удобном случае постоянно упоминал об обиде, а она, подобно раковой опухоли, разрасталась в его поле восприятия. В конце концов, своим отрицательным настроем, проявлявшимся в беспрерывном брюзжании, "несчастный правдолюбец" вконец испортил то, что раньше называли блестящей карьерой, потерял уважение коллег и отвадил от своего дома старых друзей.


Роду и Еве за тридцать, у них двое детей. Они довольны тем, что их родители живут неподалеку. Однако близость родственников создает и серьезные проблемы. Поездка к родителям Евы превращается в радостное путешествие. Разговоры с родителями надолго дают заряд бодрости. А вот визит к родителям Рода всегда становится причиной дурного расположения духа. Род говорит: "У моих предков вроде бы есть все, но каждое их, даже случайное, слово полно недовольства, поэтому у нас всегда портится настроение. Разговор постоянно вертится вокруг того, что плохо. Мне кажется они и друзей оттолкнули от себя вечными причитаниями, а теперь "разряжаются" на нас. Наши ребятишки очень любят ездить к родителям Евы. Но, когда мы собираемся к моим, ребята чуть не на коленях просят оставить их дома. Мы бы и рады поровну навещать и тех и других, но больше уже так не делаем".

Можно сделать вывод, что некоторые люди попадают в ловушку, которую сами для себя приготовили. Речь идет о тех, кто постоянно ворчит и не способен наслаждаться беседой, тогда как другие люди, подчинившие себя "позитивной разговорной дисциплине", говорят меньше, но умеют получать от общения радость. Поля восприятия наших антиподов, возможно, выглядят следующим образом:

"ГОВОРУН" С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ НАСТРОЕМ

"МОЛЧУН" С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ НАСТРОЕМ

ЧТО ТАКОЕ ПРИЯТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

"Приятный собеседник" - человек, который предпочитает вести беседу на темы, вызывающие приятные ассоциации. У него есть своя точка зрения и он всегда ее отстаивает, но не надоедает окружающим бесконечными жалобами, бесполезным брюзжанием или нытьем. "Приятный собеседник" любит увлекательные разговоры, стимулирующие работу ума, и умеет их поддержать. Он, зачастую, может поиграть в "адвоката дьявола". Его речам не чужд юмор. У таких людей обычно очень сильно развито чувство времени и справедливости, поэтому они не мешают высказываться другим участникам беседы. "Приятные собеседники", как правило, понимают, что речевое общение является проекцией их настроя, жизненной позиции в целом.

Почему-то те, кто много говорит, замечают отрицательные явления жизни чаще, чем положительные и испытывают потребность непременно сообщить о своих наблюдениях окружающим. Предоставление пациенту возможности "выговориться до конца о несчастном случае и своих переживаниях" считается хорошим психотерапевтическим приемом. У каждого из нас порой возникает необходимость поделиться своими горестями. Мы испытываем облегчение, "выпустив пар" через "предохранительный клапан" беседы. Но желание удовлетворить потребность в "разрядке" вовсе не объясняет, почему отрицательно настроенные "говоруны" постоянно фиксируют свое внимание только на неприятностях.

Не становятся ли они сами жертвами привычки много говорить? Или ответственность за их болтовню лежит на наших средствах массовой информации? Возможно, говорунам нравится вести беседу в негативном ключе, чтобы таким образом подчеркнуть свою собственную удачу и везучесть? Или такое направление беседы помогает им не замечать, что их жизненный настрой стал резко отрицательным, поскольку у них нет желания бороться со своим негативным отношением ко всему и вся?

Преимущества сдержанности

В разговоре с окружающими мы можем придерживаться исключительно позитивных тем так же, как умеем мысленно сосредотачиваться только на положительных факторах. Но для этого нужна дисциплина. Похоже, что таким качеством обладают многие людей.

Джеральд руководствуется в жизни простым правилом, которое перенял у матери: "Если ты не можешь сказать о человеке что-нибудь хорошее, не говори ничего". Твердо его усвоив, он пошел дальше: "Если ты не можешь сказать о жизни что-нибудь хорошее, то не говори ничего, кроме того, что необходимо для принятия решения, которое бы тебя удовлетворяло". Джеральд - замечательный пример преуспевающего руководителя, овладевшего навыками "приятной беседы".
Дженни, как и Джеральд, преуспевает, потому что она никогда никому не "перемывает косточки" и старается высказываться всегда только в положительном ключе. Но она пошла дальше Джеральда. Она нередко вмешивается в разговор, чтобы вернуть ему положительную окраску. Например, когда коллеги на работе начинают ворчать по поводу условий труда или действий администрации, Дженни деликатно вступает в беседу и говорит: "Мне кажется, у нас происходят серьезные перемены и чем больше мы будем помогать администрации, тем лучше нам будет работать. Я хочу, чтобы наша компания процветала. А вы разве нет?"

Люди, которые постоянно заводят бесполезные разговоры по поводу различных недостатков, беспрерывно жалуются на что-либо, пренебрегают правилом, утверждающим, что "положительные разговоры" являются обязательным условием позитивного настроя. Они отрицают саму возможность связи между актом речи и фокусом внутреннего зрения. И, как следствие, теряют друзей, замыкаясь в узких рамках собственного негативного настроя.

УПРАЖНЕНИЕ В УМЕНИИ ВЕСТИ "ПРИЯТНУЮ БЕСЕДУ"

Руководствуясь высказанными выше положениями, выполните, пожалуйста следующее упражнение. Если вам кажется, что утверждение верно, обведите кружком букву "П", если считаете данное утверждение ошибочным, обведите в кружок букву "Н".

П

Н

Рассказчики веселых анекдотов обычно настроены более положительно, чем любители "черного юмора".

П

Н

Те, кто придерживается тактики "если не можешь сказать о человеке ничего хорошего, не говори ничего", настроены более позитивно, чем остальные.

П

Н

Если произошло что-то серьезное, возможность выговориться играет терапевтическую роль для говорящего.

П

Н

Любители поболтать настроены более отрицательно, чем окружающие.

П

Н

Приятная беседа рождает позитивные мысли, которые служат источником приятной беседы; и то и другое приводит к формированию положительного настроя.

П

Н

Положительно настроенные люди предпринимают специальные усилия, чтобы думать в позитивном ключе.

П

Н

Чем больше вы жалуетесь на положение дел, тем более негативным становится ваш жизненный настрой.

П

Н

Люди, старающиеся поднять настроение окружающих беседой в позитивном ключе, способствуют формированию и укреплению своего положительного настроя.

П

Н

В разговоре очень легко настроить себя отрицательно. Гораздо труднее потом избавиться от негативных ощущений.

П

Н

Легче мысленно утвердиться в плохом настроении, чем из него выбраться.

АНЕКДОТЫ КАК СРЕДСТВО САМОПОМОЩИ

Чтобы удовлетворить свое любопытство, я спросил нескольких человек, почему они рассказывают анекдоты.

Оказалось, что причин всего три:

Рассказывая анекдоты и забавные истории мы привлекаем к себе внимание окружающих и добиваемся признания в обществе. Умные и чуткие рассказчики анекдотов всегда пользуются большей популярностью, чем те, кто предпочитает быть слушателем.

Анекдот полезен и "оратору", и слушателю. В зависимости от умения рассказчика и сути анекдота, он дает всем возможность расслабиться и положительно настроиться.

Осознанно или нет, но люди зачастую прибегают к анекдоту, чтобы поддержать в себе положительный настрой. Короче говоря, они как бы подбадривают сами себя к месту вспомнившейся историей.

Ниже приведено несколько интересных комментариев людей, которые регулярно рассказывают забавные или смешные случаи:

"Я рассказываю анекдоты больше для себя, чем для других, но очень избирательно. Хмурые и унылые люди редко смеются, а если слушатели не будут хохотать по-настоящему, то не за чем и стараться".

"Когда я был управляющим, мне всегда удавалось добиться более высокой производительности труда своих подчиненных, если я рассказывал что-нибудь подходящее для поднятия их духа".

"Когда я веду занятие, я всегда начинаю его с шутки или какой-нибудь забавной истории, которую мне приятно рассказывать. Но она обязательно должна быть мало известна. Рассказанный анекдот помогает мне завоевать расположение слушателей, но главное - я снимаю собственное напряжение и работаю с большим удовольствием."

Некоторые рассказчики анекдотов понимают, что, пересказывая какой-нибудь забавный случай, они преследуют одну главную цель - поддержать собственный положительный настрой. Короче, они занимаются самолечением. Браво! Не стоит ждать, оглядываясь по сторонам, пока кто-нибудь окажет помощь и поднимет ваше настроение.

СДЕРЖАННОСТЬ И ЖАЛОБЫ

Замечали ли вы когда-нибудь, что люди, у которых есть законные основания для жалоб, очень редко рассказывают о своих проблемах? Не знакомы ли вы с человеком, попавшим в затруднительное положение, страдающим тяжким физическим недугом или пережившим личную трагедию, но в разговоре куда более сдержанным, чем те, кому мало что довелось испытать в жизни?

Когда врача, у которого была пациентка, в течение десяти лет боровшаяся с неизлечимым раком, спросили, как ей это удавалось, врач ответил: "Элен никогда не зацикливалась на своей беде, не жаловалась без поводов и не жалела самое себя. Она, напротив, всеми силами старалась, чтобы тем кто ее окружает стало лучше. Иногда она была настроена настолько оптимистично, что мне становилось стыдно за свое душевное состояние".


Нора работает дежурной медсестрой в специальном интернате, обитатели которого нуждаются в круглосуточном уходе. Когда ее спросили, есть ли у нее любимые пациенты, она ответила: "Конечно. Например, одна женщина, которая всегда так благожелательна, добросердечна и полна юмора, что я не могу не задержаться возле нее. Если я опаздываю оказать ей помощь, она мило поддразнивает меня. Если кто-то жалуется на питание, она подсмеивается над нытиком. Я не в силах не уделить ей больше внимания, чем другим, хотя бы просто потому, что она помогает мне сохранить хорошее расположение духа. Положительно настроенным людям всегда достается больше внимания и в больницах, и в интернатах".

"ПРИЯТНАЯ БЕСЕДА" - МЕХАНИЗМ КОРРЕКТИРОВКИ ФОКУСА ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ

Понятие "разговорной дисциплины" можно распространить сколь угодно далеко, но оказывается, что оптимистичная беседа иногда сама по себе корректирует фокус нашего внутреннего зрения. Если вы, например, оглянетесь назад и вспомните своих школьных учителей, то согласитесь, что те из них, кто любил свой предмет, всегда формировали у учащихся позитивные представления. Преподаватели, многие часы увлеченно рассказывавшие о своем предмете, сыграли положительную роль в жизни многих учеников. Если посмотреть на интересующий нас вопрос с другой точки зрения, то, возможно, было бы справедливым сказать, что "если вы хотите стать позитивно настроенным человеком, выберите такой предмет, к которому вы испытываете подлинный интерес".

Беседа в положительном ключе является для некоторых людей механизмом корректировки фокуса внутреннего зрения, жизненного настроя.

ПРОВЕРЬТЕ, КАК РАЗГОВОР В НЕГАТИВНОМ КЛЮЧЕ ВЛИЯЕТ НА НАСТРОЙ

Помните тот вечер, когда вы сидели с друзьями и разговор настолько взволновал вас, что вы размышляли о нем целую неделю? Любые дискуссии в положительном ключе между двумя людьми и в небольшой компании способны поднять настроение всех участников, особенно, если бывает много смеха и каждый из собеседников получает возможность высказаться.

С другой стороны, даже если один из участников беседы высказывается в отрицательном ключе, он "играет" на понижение общего настроя. Возможно, вы долго потом не уснете, расстроенные высказываниями собеседника. И для восстановления положительного настроя нередко требуется довольно много времени.

Если вам захотелось проверить, каким образом изменяется ваш жизненный настрой, в зависимости от позитивной или негативной направленности беседы, проведите следующий эксперимент.



Страница сформирована за 0.16 сек
SQL запросов: 192