22. Эпилог: психология и демократия
Я написал это эссе, потому что чувствую, что нынешняя психология стоит перед дилеммой. В общем и целом она снижает образ человека, породившего демократическую мечту. Пока это снижение соответствовало реальности, оно было к лучшему, ибо жить иллюзиями вредно. Концепции человека восемнадцатого века, давшие начало энтузиазму по отношению к демократии, нуждались в коррекции. Современная психология указывает на то, что в человеческой природе есть болото неразумности, чьи испарения затуманивают суждения человека у избирательной урны и сужают его кругозор. Культурная и классовая принадлежность (и соответствующие предубеждения) в заметной степени формируют сознание и поведение. Ранние детские фиксации часто оставляют в характере инфантильные следы, связывающие психику таким образом, что демократические взаимоотношения во взрослой жизни становятся невозможны. Инфантильные комплексы вины могут нанести поражение развитию зрелой совести, несущей в себе кодекс уважения ко всем людям.
Все это верно, но встает вопрос, не является ли такой «реализм» столь же односторонним, как и рационалистская теория человеческой природы, на которой основывалась демократия. Не может ли оказаться, что локальные методы и сверхупрощенные модели приспособлены только для обнаружения более грубых механических детерминант личности? На ранних стадиях научной психологии понятны аналогии с животными, интерес к патологии и акцент скорее на внешних, чем на внутренних силах. Потребуется время для развития методов и теорий, пригодных для менее доступных областей личности, отраженных в ее структуре, зрелой совести и проприативных схемах.
До сих пор «поведенческие науки», включая психологию, не дают нам картины человека, способного создавать демократию или жить при ней. Эти науки большей частью подражали физической модели бильярдного шара, теперь, конечно, устаревшей. Они дали нам в руки психологию «пустого организма», подталкиваемого влечениями и формируемого внешними обстоятельствами. Основное внимание создателей психологических систем привлекло то, что является маленьким и частичным, внешним и механическим, периферическим и сиюминутным. Но теория демократии требует также, чтобы человек обладал рациональностью, свободой, зрелой совестью, собственными идеалами и уникальной ценностью. Мы не можем защитить избирательную урну и либеральное образование, свободную дискуссию и демократические институты, если у человека нет потенциальной способности обратить все это себе на пользу. Джозеф Вуд Кратч в «Измерении человека» указывает на то, как логично идеалы тоталитарных диктатур следуют из предпосылок «сегодняшнего мышления» психологических и социальных наук. Он боится, что те самые ученые, которые извлекли наибольшую выгоду из демократического принципа свободы исследований, молчаливо саботируют демократию.
Достаточно любопытно, что многие горячие приверженцы теории «пустого организма» являются весьма ревностными борцами за демократию. Нет более поразительного парадокса, чем парадокс ученого, который в качестве гражданина исходит из одного ряда психологических допущений, а в своей лаборатории и работах выдвигает противоположные допущения относительно природы человека.
В данное время кажется вероятным, что психология будет созревать в направлении базовых постулатов демократии. Некоторые из рассмотренных нами соображений указывают, что процесс эволюции идет. Вырисовывается фигура человека, обеспеченного достаточным полем разума, автономией и выбором, чтобы получать пользу от проживания в свободном обществе. Однако этот портрет отражает и более темную часть истины, обнаруженную молодой психологией недавнего прошлого. Эта истина остается в силе. Коррекция идеалистической жизнерадостности всегда будет оставаться долгом психологии.
Но так как психология не является нормативной дисциплиной, она сама не в состоянии дать ценностный шаблон, по которому нужно оценивать ход становления. Демократия — вот ценностный шаблон, предложенный для проверки уровня развития индивида и общества. Психология может только обнаружить, жизнеспособны ли демократические идеалы. Согласно некоторым из установленных сейчас и широко признанных частичных истин, ответ оказывается негативным. Но этот ответ далеко не окончательный. Когда мы станем более сведущими в обращении со всей структурой личности, мы обнаружим более многообещающие возможности. Рискнем предсказать, что скоро психология предложит образ человека, более согласованный с теми демократическими идеалами, которыми психологи как индивиды на самом деле живут.
Примечания:
* Впервые опубликовано в 1955 г Печатается по изданию Allport G W Becoming Basic Considerations for a Psychology of Personality New Haven Yale University Press, 1955 1 Earned Degree Conferred by Higher Educational Institutions, 1951-1952 Federal Security, Office of Education, Circular № 360 2 KrutchJ W The Measure of Man N Y Bobbs-Mernll, 1954 P 32 * С любовью, но не чрезмерной (ит ) 3 Меггшт С Е The Significance of Psychology for the Study of Politics // American Political Science Review 1924 Vol 18 P 469 4 Arnold М, Gasson J A The Human Person An Approach to an Integral Theory of Personality N Y Ronald Press, 1954 : Чистая доска (лат )
5 Hull С L A Behavior System New Haven Yale University Press, 1952 P 4 6 Я говорю о генетизме не как о врожденной или конституциональной предрасположенности, а как о раннем научении К сожалению, термин «генетизм» имеет эти два разных значения I Goldstein К Human Nature in the Light of Psychopathology Cambridge Harvard University Press, T940 8 Angyal A Foundations for a Science of Personality N Y Commonwealth Foundation, 1941 9 CantnlH The «Why» of Man's Experience N Y Macmillan, 1950 wLeckyP Self-consistency A Theory of Personality N Y Island Press, 1945 II Revers W J Charakterpragung und Gewissensbildung Nurnberg Sebaldus Verlag, 1951 nSinnottE W The Biology of Purpose //American Journal of Orthopsychiatry 1952 Vol 22 P 457^.68 13 Spitz R А , Wolf К М The Smiling Response A Contribution to the Ontogenesis of Social Relations // Genetic Psychology Monographs 1946 Vol 34 P 57-125 14 Игнорирование структурных законов в науке, особенно в науках о человеке, обсуждается (с соблазнительными и конструктивными предложениями) в работе AUport F H Theories of Reception and the Concept of Structure N Y Wiley, 1955 (especially ch 21) * Порядок любви (лат ) — такой порядок, согласно которому человек признает этические ценности и сообразует с ними свое поведение (термин М Шелера) 15 Подробнее об этих и других теориях см Allport G W Historical Background of Modern Social Psychology//A Handbook of Social Psychology/Ed by G Lmdzey Cambridge Addison-Wesley, 1954 Ch 1 16 Jones E The Life and Work of Sigmund Freud N Y Basic Book, 1953 P 13
Структура и развитие личности
Глава 1. Психология и индивидуальность
Начнем со сравнения двух утверждений: (1) «Уолтер — интереснейшая личность». (2) «Какая интересная вещь — личность».
В первом утверждении я исключаю Сэма, Джима и Руфь; я обращаю внимание на уникальный психологический паттерн, представляющий Уолтера как индивида. Во втором утверждении я имею в виду Уолтера, Сэма, Джима, Руфь и всех остальных в мире.
Эти два утверждения полярны в том смысле, что одно из них относится к одному человеку, а другое — к миллионам людей, но оба равно верны. Понятие «личность» относится и к конкретной душе и к душе вообще. Если мы хотим изучать личность, то должны быть готовы быстро переключать внимание с частного на общее, с конкретного человека на абстрактного человека и обратно. Это переключение полезно. То, что мы узнаем об Уолтере, помогает нам узнать человека вообще, а то, что мы узнаем о человеке вообще, отчасти применимо к Уолтеру.
На страницах этой книги вы встретите много примеров такого переключения. Наша цель — раскрыть общие принципы развития, организации и проявления личности, хотя мы особо подчеркиваем, что выдающимся свойством человека является его индивидуальность. Каждый человек — уникальное творение сил природы. Точно такого же, как он, никогда не было и не будет. Вспомните отпечатки пальцев; даже они уникальны.
Все науки, включая психологию, склонны пренебрегать этим первостепенным фактом индивидуальности по причинам, которые мы ниже рассмотрим. С другой стороны, в повседневной жизни нам не грозит опасность забыть о том, что индивидуальность — высший знак человеческой природы. Во время, пока мы бодрствуем, и даже в наших снах мы признаем людей и имеем дело с ними как с отдельными, отличными и уникальными индивидуумами. Мы знаем, что они рождаются и умирают в определенное время и на протяжении всей своей жизни проявляют свой собственный особый паттерн физических и психических черт. Учитывая уникальность наследственности и окружения каждого человека, иначе и быть не может.