УПП

Цитата момента



Привязываться можно тогда, когда умеешь отвязываться.
А я еще и стрелять умею…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Вот не нравится мне человек, так мне так легко с ним заговорить, познакомиться, его обаять. А как только чувствуешь, что нравится – ничего не получается, куда всё девается?» Конечно, ведь вы начинаете стараться. А старающийся человек никому не интересен, он становится одноклеточным и плоским, мира вокруг себя не видит: у него все силы на старания уходят.

Игорь Незовибатько. «Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Упражнение 20. "Счет"

Участники образуют пары. Один занимает место в кресле, другой должен его расслабить. Единственное, что разрешено делать расслабляющему, — это считать вслух.

Условия задания побуждают членов группы активно искать нужную тональность, ритм, звучание голоса. В качестве мелодического образца расслабляющей речи выступает обычно суггестивная речь ведущего, с которой они так или иначе уже знакомы. Но одно дело представлять себе расслабляющее действие голоса и совсем другое — пытаться воспроизвести его самому.

Как и в предыдущих упражнениях, ведущему по ходу работы необходимо производить смену ролей и партнеров в парах, а также организовывать обратную связь от расслабляющихся. Это помогает занимающимся быстрее постигать секреты "звучащего" расслабления. Вскоре речь их обретает ленивый ритм вечернего дыхания и ползущие вниз интонации, становится обволакивающей и тягучей. Темп счета при этом все более замедляется, а голос — понижается.

Довольно часто в ходе попыток расслабить партнера участники игры непроизвольно расслабляются и сами. Иногда расслабляющие стараются специально вводить себя в состояние релаксации, и это помогает им лучше справиться с заданием. Главный же результат работы с упражнением "Счет" состоит в том, что, осваивая звуковую сторону суггестивной речи для других, члены группы легче находят и те "внутренние интонации" в обращении с собой, которые необходимы для саморасслабления.

Можно модифицировать это упражнение, поставив перед участниками группы задачу посредством счета активизировать партнеров, вывести их из состояния расслабления. При этом темп речи обычно ускоряется, голос начинает звенеть и в нем появляются легкие, взлетающие нотки. Возможно и другое направление модификации: вместо нейтрального по своему содержанию счета использовать более осмысленные и информативные тексты. Например, ведущий предлагает участнику расслабить партнера описанием внешности кого-то из его знакомых или рассказом о том, что он ел сегодня на завтрак. Такого рода задания вносят обычно в работу группы оживление и смех. Ведущему необходимо соблюдать здесь разумный баланс между внешней развлекательностью упражнения и решением заключенной в нем нелегкой задачи. Основная трудность состоит в том, что расслабляющему нужно создавать подтекст, резко расходящийся со смыслом произносимых им слов. При незначительном изменении инструкции его партнер может решать задачу с другого конца: отстраиваться от отвлекающего содержания текста и одновременно слушать помогающий ему расслабиться голос. Упражняясь в этом, партнер, находящийся в пассивной роли, накапливает опыт релаксации в условиях внешних помех. Комизм же возникающей при этой ситуации — серьезная дополнительная помеха и для расслабляющего, и для расслабляющегося.

 Вероятно, после пробы своих сил в четырех приведенных выше упражнениях некоторые члены группы смогут достаточно эффективно проводить сеансы гетеротренинга сами. Предоставлять им такую возможность целесообразно в тех случаях, когда занятия по релаксации проводятся не в искусственно набранных для этого группах, а с реально существующими коллективами — спортивными, физкультурными, производственными или учебными. Это позволит занимающимся обрести большую самостоятельность, подготовит их к коллективной работе вне занятий с ведущим или даже после завершения всего курса обучения.

Упражнение 21. "Волшебная палочка"

Участники группы разбиваются на пары. Один из них садится в удобную для расслабления позу, глаза оставляет слегка приоткрытыми. Другой, взяв в руки "волшебную палочку" (авторучку, карандаш и т.п.), подносит ее конец к пальцам руки сидящего. Ведущий объясняет, что при приближении "волшебной палочки" участник игры должен ощутить излучаемый ею поток расслабления. Обычно эта иллюзия возникает довольно легко. Затем обладатель "волшебной палочки" начинает медленно перемещать ее вдоль руки партнера. При этом расслабляемый должен внимательно следить за тем, как проходит вслед за чудодейственным предметом размягчающая мышцы волна. Если заданный обладателем "волшебной палочки" темп опережает возникновение ощущений, расслабляемый просит партнера замедлить движение или приостановить его. Добившись отчетливых ощущений в руках, "волшебник" перемещает расслабление вдоль туловища партнера, затем переводит его на ноги.

Как это ни странно, "палочка" действительно оказывается чудесным орудием релаксации. С ее помощью почти все члены группы расслабляются быстрее и глубже. Многие из них утверждают, что при работе с партнером распространяющийся по телу фронт расслабления обозначается более рельефно и легче достигает недоступных прежде областей, некоторым кажется даже, будто очаг расслабленности возникает вблизи удивительного предмета и перемещается вместе с ним как бы сам собою, без каких-либо внутренних усилий с их стороны*. При обсуждении иногда выясняется, что кое-кто из "волшебников" пытался во время упражнения оказывать внутреннюю помощь партнеру — представлял его расслабляющимся, усилием воли перемещал собственное расслабление в палочку и т.д. Успехи расслабляющегося, однако, мало зависят от того, сопереживал ему напарник или перемещал палочку чисто механически. Они наступают закономерно, несмотря на то, что упражнение выполняется с открытыми глазами, т.е. в худших по сравнению с обычными условиях.

___________

*Конечно же, и в этом случае участник "подыгрывает" своему чародею-напарнику, но уже непроизвольно, неосознанно.

 В чем же здесь дело? Очевидно, не в самой "волшебной палочке", а в той жесткой дисциплине саморелаксации, которую она навязывает участнику игры. Управляемое внешним стимулом, расслабление идет как бы под диктовку, что придает ему даже некоторое сходство с гетеротренингом.

Можно взглянуть на ситуацию и иначе. Одно дело, когда занимающийся во время саморасслабления предоставлен самому себе и сам перед собой расплачивается за сбои, отвлечения и прочий брак в работе. Совсем другое, когда в это его внутреннее усилие встраивается партнер. Тогда саморелаксационное действие утрачивает свой автономный характер и становится звеном некоторого общего, пусть даже мифического, но для данного члена группы психологически реального усилия. Во втором случае достижения всегда более значительны. Конкретные механизмы мобилизации внутренних процессов при включении в совместную работу не всегда ясны*, но срабатывают они практически во всех случаях. Подобный же эффект обнаруживается и в модифицированном варианте упражнения "Телепатия", когда один из участников игры получает задание расслабиться, а другой — мысленно "помогать" ему в этом.

В обсуждении "Волшебной палочки" ведущему важно добиться ясного осознания занимающимися того, что скачок в глубине и темпе расслабления создан не партнером, не "волшебной палочкой", а ими самими. Хорошо, когда каждый уходит с занятий с убеждением, что в ближайшее же время он может и должен добиться таких же результатов в самостоятельной работе дома.

____________

*Более подробно об этом см. на стр. 188.

5. КОНКУРС БЕЗДЕЛЬНИКОВ

Для того чтобы члены группы научились более или менее глубоко расслаблять себя самостоятельно, достаточно бывает в среднем 6—7 занятий. К этому времени у каждого из занимающихся складывается обычно своя собственная манера погружаться в расслабленное состояние и соответствующая ей "внутренняя картина" саморелаксации. После того как контуры умений занимающихся обозначились, задачей групповой работы становится совершенствование приобретенного опыта: наращивание скорости расслабления и его глубины, повышение прочности и помехоустойчивости сформированных навыков. При этом коллективные занятия должны быть построены таким образом, чтобы стимулирующее влияние группы на продвижение каждого ее члена использовалось максимально. В частности, ведущий может пустить в ход мощные психологические пружины соперничества и ответственности, заложенные в ситуациях соревновательной борьбы.

В этой главе собраны упражнения (игры), основная цель которых — мобилизовать весь багаж релаксационного опыта занимающихся в условиях соревнований.

Упражнение 22. "Демонстратор"

По заданию ведущего один из участников игры начинает изображать себя расслабляющимся: "проваливается" в кресло, безвольно раскидывает руки, роняет голову и т.п. Главным в этом упражнении является не само по себе расслабление, а работа на зрителя. Исполнитель роли расслабляющегося должен заставить других участников группы поверить и прочувствовать, насколько глубоко он ушел в релаксацию.

Все остальные члены группы выступают в роли оценщиков и могут не только созерцать представленное им расслабление, но и "щупать" его. Можно, например, приподнять за запястье руку расслабляющегося — и она безжизненно упадет вниз. Можно слегка

 качнуть его за плечи — и тело отзовется студенистым колыханием. Разумеется, физические воздействия на "демонстратора" не должны быть чрезмерными, и ведущему при выполнении этого упражнения необходимо особенно строго следить за соблюдением "техники безопасности".

После того как маленькое представление одного из членов группы окончено, роль расслабляющегося берет на себя другой член группы и т.д. Завершается игра обсуждением, в котором подводятся итоги конкурса на лучшее расслабление, высказывают свои мнения "критики" и дают интервью "актеры".

Как правило, игра проходит оживленно. Во время ее проведения многим удается с первой же попытки создать яркий пластический образ, в котором все говорит о расслаблении: бесформенная поза, обвисшие щеки, затуманенный взор и т.п. Некоторые занимающиеся могут входить в роль настолько, что, глядя на них, другие поневоле начинают расслабляться сами.

Для большинства "демонстраторов" исполнение роли расслабляющегося сопровождается реальным вхождением в расслабленное состояние, и чем больше старается лицедей казаться расслабленным, тем в большей степени он становится им. Иногда участники игры достигают даже более глубокого и полного расслабления, чем обычно. При обсуждении члены группы часто отмечают, что, стараясь выразить в своем облике идею расслабления, они невольно сами проникались ею, а убеждая других в своей расслабленности, убеждали тем самым и себя. За этими наблюдениями стоит психологическая закономерность. Дело в том, что связь между внутренними состояниями человека и их внешними проявлениями носит двусторонний характер. Это позволяет, например, приходить в возбужденное состояние при помощи движений или управлять настроением, меняя выражение лица.

Имитируя сверхрасслабление, участники группы проходят хорошо известный актерам путь от копирования внешних черт изображаемого персонажа к его действительным переживаниям.

При организации этого упражнения каждому члену группы на исполнение его "номера" желательно отводить не более 2—3 минут, а обсуждение проводить после каждых 3—4 выступлений. Такой порядок работы позволит зрителям-"критикам" сохранить отчетливость впечатлений об игре каждого "демонстратора". Во время обсуждений ведущему следует заострить внимание членов группы на тех деталях внешнего облика "демонстраторов", которые оказались наиболее удачными и выразительными или, напротив, не позволили произвести нужного впечатления. Это поможет занимающимся отчетливее осознать наиболее созвучные расслаблению особенности позы, расположения частей тела и т.д., а возможно, и исправить некоторые имеющиеся у них в этом плане недостатки.

Происходящее во время работы над "демонстратором" знакомство с тем, как "выглядит" расслабление для отдельных участников игры, может оказаться исключительно полезным. Вскоре после выполнения этого упражнения некоторые члены группы замечают, например, что релаксационные погружения становятся более успешными, если они стараются при этом "увидеть" себя расслабляющимися как бы со стороны или в воображаемом зеркале. Иногда кто-то из них обнаруживает, что в расслаблении ему неизменно помогает определенный жест — мягкое покачивание головы, демонстративное бросание рук на колени и т.п.

Ведущего не должно смущать, когда в ряду осознанных "демонстраторами" образов появляются фигуры откровенно пародийные, с элементами гротеска, может быть, даже издевки. В разумных пределах это допустимо, а иногда и желательно. Обыгрывание смешных сторон облика расслабляющихся — хорошая разрядка для многих участников игры: вышучивание и высмеивание освобождает их от подспудно накапливающегося ощущения неловкости, которое возникает всякий раз, как только они начинают в присутствии посторонних людей или своих знакомых заниматься таким необычным делом, как саморасслабление.

При проведении этой игры возможны также случаи, когда "демонстратор" успешно справляется с задачей показа расслабленности, но не выдерживает испытания прикосновением. Стоит кому-то дотронуться до него — и тут же тело деревенеет, движения утрачивают характерную мягкость и разболтанность, поза становится напряженной. Чаще всего это свидетельствует о тревожном характере занимающегося, теневыми гранями которого являются недоверие, страх, привычка постоянно чувствовать себя в опасности. В таком случае остается лишь надеяться, что повседневная практика релаксации со временем сделает его более доверчивым и открытым. Другая возможная причина "неприкасаемости" может крыться в том, что занимающийся не чувствует себя достаточно психологически защищенным именно в данной группе, с данными людьми. Такая возможность должна быть тщательно обдумана ведущим.

Естественным продолжением затронутой в "Демонстраторе" темы является…

 Упражнение 23. "Эксперт"

Группа разбивается на две равные по числу участников команды. В каждой команде назначается "эксперт". Выбранный на эту роль член группы отворачивается или закрывает глаза, а в это время команда выбирает нескольких расслабляющихся. Их число оговаривается заранее и остается в обеих командах всегда одним и тем же. Участники рассаживаются в круг, занимают удобные позы и закрывают глаза. Выбранные члены группы начинают расслабляться, в то время как остальные члены команды просто сидят в креслах. Через 30—40 секунд "эксперт" приступает к работе. Его задача — внимательно оглядеть всех игроков своей команды и найти расслабляющихся.

Во время проведения игры ведущему необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания обе команды. Он должен координировать действия участников этой игры таким образом, чтобы работа в командах шла синхронно и одной из них не приходилось подолгу ждать другую.

После каждого такта игры выводы экспертов сопоставляются с действительным распределением ролей в командах и ведущий объявляет счет. Команде присуждается очко, если ее "эксперт" оказался ближе к истине, чем "эксперт" команды соперников. В случае одинакового количества верных угадываний обеим командам присуждается по пол-очка. При переходе к новому такту выбираются новые "эксперты" и новые расслабляющиеся.

Поначалу на некоторых расслабляющихся включенность в соревновательную ситуацию может оказать дезорганизующее влияние. Горя желанием не подвести команду, они берутся за дело с такой кипучей энергией, будто расслабление — это что-то вроде бега на стометровку или выжимания штанги. Но чем больше прикладывают они усилий, тем хуже идет расслабление. Такого рода неудачи подталкивают занимающихся к выводу: слишком сильное желание расслабиться само является помехой, поэтому, чтобы победить в соревнованиях, нужно стать в какой-то степени равнодушным к победе. В результате этого осознания противоестественное "расслабление в поте лица" сменяется более мягким стилем работы с собой и большей свободой от ситуации.

Строго говоря, победу или поражение команды в очередном такте игры нельзя считать прямым следствием работы расслабляющихся. Во-первых, определенную роль здесь могут играть непроизвольные или даже намеренные подсказки "эксперту", которые порой бывает трудно отличить от реально вызванных расслаблением изменений в облике сидящих членов группы. Во-вторых, результаты каждого такта во многом зависят от наблюдательности экспертов. Таким образом, борьба за максимальное расслабление является лишь одним из многих влияющих на исход игры факторов. Ведущему же необходимо именно ее поставить в центр внимания группы, как будто от расслабляющихся, и только от них, зависит успех или неудача "экспертов". Сделать это можно в основном за счет соответствующего смещения акцентов в оценках и комментариях хода соревнования.

Важное условие успешного проведения упражнения "Эксперт" — хороший темп игры, сработанность ее участников в совместных упражнениях, быстрое принятие групповых решений. Особенно важна четкость действий занимающихся при смене тактов игры, когда командам приходится перераспределять роли. Высокая скорость переходов от одного такта к другому не позволяет участникам группы остыть, выключиться из игрового действия на время решения организационных вопросов. Подогревает спортивные страсти занимающихся и увлеченность самого ведущего, живость его реакций на ход соревнования. Игра получает дополнительный эмоциональный заряд, если ведущий не только беспристрастный судья, но и азартный болельщик, и напористый спортивный комментатор.

Недостатком описанного варианта игры является большое количество "статистов" в каждом ее такте, т.е. участников, не включенных в активные роли экспертов или расслабляющихся. Для повышения "коэффициента полезного действия" группы после 2—3 тактов игры целесообразно переходить к такой ее модификации, при которой все члены команды, кроме эксперта, становятся расслабляющимися. Для того чтобы озадачить эксперта, участники группы расслабляют различные области: правую или левую руку, верхнюю или нижнюю половину тела и т.п. Глядя на игроков своей команды, "эксперт" должен определить: в какой части тела локализовано расслабление у каждого из них. Перечень возможных зон расслабления оговаривается заранее и не должен "дробить" тело на слишком мелкие части.

Упражнение 24. "Термометр"

Группа разбивается на пары. Один из участников каждой пары садится, закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке. Как только ему удается согреть руку (а на это требуется обычно около минуты), он сигнализирует о готовности. Партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники игры успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей). Психофизиологический механизм, позволяющий участникам определять нагретую руку, достаточно прост: расслабленная часть тела не только изнутри ощущается как более теплая, но и действительно несколько теплеет за счет усиленного кровоснабжения. Косвенной подсказкой отгадывающему может послужить также непроизвольный наклон или поворот головы партнера в сторону правой или левой руки во время ее нагревания. Чтобы предотвратить такую возможность, ведущему желательно предупредить о ней членов группы заранее.

Игра "Термометр" обычно производит сильное впечатление на занимающихся. Так же как и упражнение "Гипноз", она воспринимается как яркая и зачастую неожиданная демонстрация реальных возможностей человека в области релаксации. Ошибки в определении более нагретой руки возникают либо из-за низкой кожной чувствительности отгадывающего, либо из-за недостатков в работе его партнера. Наиболее распространенное препятствие для тех, кто нагревает руку, — непроизвольный захват тепловым потоком другой руки. Эта досадная помеха обычно возникает из-за плохого управления вниманием, и бороться с ней довольно трудно. Если в повторных попытках отстроиться от второй руки занимающемуся так и не удается, можно порекомендовать ему представить эту руку покрытой инеем или, например, опущенной в холодную воду.

Иногда в ходе выполнения упражнения с трудностями технического порядка сталкиваются отгадывающие. Когда участник игры использует в качестве "термодатчика" одну руку, то уловить тепловое различие ему мешает временной интервал между прикосновениями к рукам товарища. Вместе с тем одновременное прикосновение к рукам партнера обеими руками может оказаться ненадежным из-за температурной разницы в руках самого отгадывающего. Выйти из этого затруднения многим помогает следующая тактика использования "термометра": отгадывающий производит несколько замеров обеими руками, но сначала прикасается своей правой рукой к левой руке партнера, а левой — к правой, потом перекрещивает свои руки и прикасается правой к правой, а левой к левой, затем возвращает руки в исходное положение и т.д.

В ходе проведения игры "Термометр" работу в парах следует чередовать с ее обсуждениями всеми членами группы. Чтобы придать групповой работе нужное направление, ведущему необходимо подчеркивать зависимость результатов каждой попытки от усилий тех, кто нагревает свою руку. Способности же отгадывающих выделять в самостоятельную проблему не следует.

Более острый характер игра приобретает в том случае, когда пары либо спонтанно, либо поддавшись на провокации ведущего, либо по его прямому указанию начинают соревноваться между собой в точности отгадывания. Если же точность настолько высока, что играть становится уже неинтересно, задание можно усложнить: пусть отгадывающий определяет нагретую руку на расстоянии, поднося свою ладонь сколь угодно близко к рукам партнера, но не касаясь их. В таком режиме процент верных диагнозов резко упадет. Обычно это подхлестывает участников группы, заставляет их работать более интенсивно.

Возможен еще один соревновательный вариант игры "Термометр". Для его проведения потребуется перегруппировка занимающихся в тройки. В каждой такой микрогруппе двое соревнуются между собой в нагревании ладоней, третий же выполняет функции арбитра и присуждает победу тому, чья рука покажется ему более теплой при прикосновении. После каждого такого поединка роль судьи переходит к новому участнику игры, а прежний сам вступает в борьбу. Еще более увлекательной становится игра, если ей задается хороший темп. Обороты она может потерять в основном из-за нерешительности судей. Поэтому при проведении соревнований главное для ведущего — добиться от них смелости в решениях независимо от того, улавливают они на самом деле отчетливую разницу между руками двух соперников или нет. Добиваться этого необходимо осторожно, чтобы ни в коем случае не сделать судейскую оценку в глазах соревнующихся чем-то случайным и не зависящим от их усилий. Можно, например, советовать судьям больше полагаться на интуицию, доверять первому впечатлению, которое "никогда не обманет", и т.д.

Если интерес к "термическим состязаниям" у членов группы не остывает, развить эту линию дальше ведущему поможет…



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 191