УПП

Цитата момента



Часто смеяться и много любить; иметь успех среди интеллектуалов; завоевать внимание к себе со стороны честных критиков; ценить прекрасное; отдавать всего себя чему-то; оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка; знать, что хотя бы одному человеку на Земле стало легче дышать от того, что ты жил, — всё это значит преуспеть.
Ральф Уолдо Эмерсон

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В 45 лет я обнаружила, что завораживаю многих мужчин, они после первого же разговора в меня влюбляются. Муж-то давно мне это говорил, но я всё не верила. События заставили поверить…

Светлана Ермакова. Из мини-книги «Записки стареющей женщины»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Упражнение 32. "Снятие зажимов"

Ведущий предлагает участникам игры принять какую-либо заведомо неудобную позу: не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т.п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения — зажимы.

 Участникам дается задание: максимально точно выделить область возникшего зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим.

Как правило, при выполнении этого упражнения члены группы отчетливо ощущают комок напряжений, который с каждой последующей попыткой все легче рассасывается, растворяется в потоках внутреннего тепла. Развлекательным вариантом этой игры являются поиск и снятие "зажимов" у хорошо известных занимающимся скульптур через копирование их позы.

Желательно как можно чаще практиковать это упражнение в повседневной жизни, стараясь снимать прежде всего зажимы спонтанные, возникающие непроизвольно. Превратившись в привычку, эта элементарная форма самоконтроля позволит членам группы значительно повысить свою работоспособность, стать раскованнее, спокойнее и даже… сообразительнее. Чтобы проиллюстрировать это последнее, странное на первый взгляд положение, ведущий может провести следующий демонстрационный опыт.

Пусть участники группы попробуют перемножать двузначные числа — сначала в обычном состоянии, а потом с сильно сжатыми губами или каким-нибудь другим искусственно созданным очагом мышечного напряжения (см. упражнение "Контраст"). Многие заметят, что в условиях искусственного "зажима" справляться с заданием гораздо труднее: память становится короткой, мысли начинают путаться и разбегаться, вычисления идут медленно, с ошибками. Вероятно, нечто подобное происходит с нами в неожиданных ситуациях: непроизвольно возникающее напряжение сковывает мышцы — и мы теряемся, забываем обо всем на свете, не можем вовремя сообразить, что делать.

Приведем еще одну модификацию "Снятия зажимов"…

Упражнение 33. "Стоп"

Участники группы свободно разбредаются по комнате. Выбрав удобный момент, ведущий командует: "Стоп!". По этой команде каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксировнных поз, участники выявляют и снимают у себя мышечные "зажимы".

Действие правил упражнения "Стоп" можно распространить на все оставшееся время занятий. Тогда можно будет прерывать им

 естественные движения занимающихся — расстановку ими стульев, укладывание вещей и т.п. Разумеется, при этом ведущий должен быть особенно внимательным и осторожным. Тренерами это упражнение может быть включено в учебные фрагменты спортивных игр или единоборств для работы над устранением ненужных напряжений в позах и перемещениях спортсменов.

Упражнение 34. "Частичный выход"

Удобно расположившись в креслах, члены группы расслабляются. Затем по указанию ведущего каждый сжимает в кулак правую или левую руку и держит какое-то время кулак в напряженном состоянии. Все мышцы, кроме тех, которые сжимают кулак, должны оставаться предельно расслабленными. При "квалифицированном" выполнении упражнения из глубокого расслабления выводятся только кисть и предплечье одной руки.

Некоторым выполнить упражнение удается сразу, большинству же — только после тренировки. В ходе обмена впечатлениями участники группы нередко отмечают феномен "чередования фигуры и фона". Когда внимание сосредоточено на расслаблении, напряженная часть воспринимается как удаленная, находящаяся где-то на периферии тела, и настолько маленькая, что ее можно даже не замечать. Она как бы "выключается" из доминирующего ощущения общей расслабленности. Но стоит вниманию "зацепиться" за группу нагруженных мышц — и тут же рука становится огромной и от нее каркас напряжений тугими нитями расходится по всему телу.

Упражняясь в "Частичном выходе", занимающиеся учатся произвольно чередовать способы восприятия своего тела, стягивать в едва ощущаемую точку область вынужденного напряжения, а впоследствии — и несколько таких областей. В это упражнение можно включить весь арсенал приемов создания местных мышечных нагрузок из упражнения "Контраст".

Умение отключаться от локальных источников напряжений незаменимо в тех случаях, когда полное расслабление мышц невозможно (вынужденная неудобная поза, тяжелые вещи в руках и т.п.). Обычно психическое восстановление происходит и в тех случаях, когда сознание "пропускается" не через все расслабленное тело, а лишь через его часть.

 В более сложных модификациях этого упражнения от занимающихся требуется сохранять максимальную расслабленность неработающей мускулатуры при выполнении движений различного уровня сложности и физической напряженности. Можно пробовать поднимать и опускать руки, сжимать кистевой эспандер, выгибать фигуры из проволоки, завязывать на веревке узлы, расстегивать и застегивать пуговицу и т.п. Иногда выполнению этих заданий помогает воображение: образ "перетекания" тела из одного положения в другое или представление о до краев наполненной чаше расслабления, которую надо пронести, не расплескав ни капли.

Особенный интерес это направление представляет для спортсменов. Тренировки такого рода помогают избавляться от "паразитических" напряжений при выполнении того или иного действия. Движения становятся более экономичными, что позволяет легче переносить значительную физическую нагрузку.

Прежде чем перейти к следующему упражнению, сделаем небольшое отступление общеметодического характера. Опыт показывает, что при всех своих достоинствах сами по себе упражнения не обеспечивают быстрого освоения приемов общей релаксации. Из 34 приведенных выше упражнений лишь десять (12, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 23, 31-е) могут быть использованы для отработки релаксационного погружения в целом, а не отдельных его элементов. При этом возможность отрабатывать навыки расслабления всего тела в рамках этих игр появляется не раньше четвертого занятия. Между тем для быстрого продвижения группы знакомство ее членов с состоянием общей мышечной расслабленности желательно начинать гораздо раньше. Начиная примерно со второго занятия, т.е. после освоения элементарных релаксационных ощущений, игры должны быть дополнены 8—10-минутными сеансами гетеротренинга. Характер этих сеансов от занятия к занятию должен меняться. Развернутые, насыщенные яркими образами расслабления формулы на сеансах второго—четвертого занятия становятся все более краткими и скупыми на последующих сеансах. Одновременно нарастает длительность пауз между произносимыми формулами. Паузы предназначены для самостоятельной работы. Свернутый текст, используемый ведущим к пятому—шестому занятию, может быть примерно таким: "… Кисти рук расслаблены… (Пауза около 5 с)… Расслаблены предплечья… (Пауза)… Плечи…" и т.д. Столь же "конспективным" становится и текст выхода из состояния релаксации: "…Дыхание глубокое… (Пауза 5 с)… Прохлада вдыхаемого воздуха…

(Пауза 5 с)… С каждым вдохом — прилив бодрости и силы… (Пауза 10 с)… Дыхание частое и энергичное… (Пауза 5 с)… Выход!..". В дальнейшем грань между сеансом гетеротренинга и самостоятельными занятиями членов группы может быть стерта окончательно. Возможен, однако, постепенный перевод гетеротренинга не в самостоятельную работу, а в своеобразный антигетеротренинг.

Упражнение 35. "Трансформатор"

Участников группы, уже достаточно освоивших навыки расслабления, перед очередным сеансом гетеротренинга ведущий предупреждает о замене формул сигналами-хлопками. К моменту введения этого новшества последовательность, в которой должны расслабляться различные части тела, уже хорошо знакома членам группы. Благодаря этому каждый хлопок ведущего становится сигналом, по которому занимающиеся переходят к расслаблению очередной зоны, например от кисти к предплечью и т.д. Хлопки следуют равномерно — с интервалом около 10 секунд. После 17—18 хлопков следует минутная пауза для спокойного пребывания в релаксационном состоянии. Затем ведущий предлагает участникам игры сделать самостоятельный выход.

Возможно, первый проведенный таким образом сеанс не для всех окажется удачным. В таком случае ведущему следует особенно подробно расспросить о своих ощущениях тех, кому расслабление под хлопки удалось с первого раза. Как правило, это значительно повышает результаты группы во второй попытке. Иногда в обсуждениях выясняется, что некоторые из участников игры воспринимают хлопки не как сигналы к переключению внимания на очередную зону релаксации, а как импульсы расслабления, непосредственно воспринимаемые мышцами. "Энергия" звука, проникая в тело, как бы преобразуется в нем в тепло и тяжесть. Если непосредственное "превращение" звуковой энергии кем-либо из занимающихся отмечено, ведущему следует заострить на этом внимание остальных, подчеркнуть важность этого феномена для релаксации в условиях звуковых помех. Если же никто из членов группы о подобном явлении не упоминает, ведущему целесообразно самому рассказать о нем. После этого можно ожидать, что феномен "превращения" энергии появится у многих занимающихся в следующих попытках.

 Если большинству участников игры уже удается перейти в режим "трансформации" звуковой энергии в импульсы расслабления, ведущий может предложить более трудные варианты: воспринимать, например, в качестве очередной команды любой резкий звук — скрип отодвигаемого стула, падение авторучки, постукивание по столу, кашель и т.п. Поначалу некоторые звуки — слишком громкие, слишком тихие или непривычные — могут выбивать занимающихся из колеи. Но после двух-трех повторных попыток большинство членов группы научается использовать для расслабления практически любой "аккомпанемент". Те же, кто так и не смог освоить внутреннюю технику "трансформации", с успехом прибегают в этих условиях к приему отстройки от помех.

Следующая, наивысшая ступень антигетеротренинга будет состоять в использовании в качестве источника расслабления аритмичных звуков и даже прикосновений. Работу с "Трансформатором" можно считать успешно завершенной, если она оканчивается сеансом, во время которого занимающиеся демонстрируют способность не только входить в релаксационное состояние в условиях шума, но и обращать при этом себе на пользу разнообразные внешние помехи.

Еще более высокие требования к помехоустойчивости предъявляет…

Упражнение 36. "Карусель"

Группа разбивается на две равные по числу участников команды. Первая рассаживается в круг и в течение 1,5—2 минут вводит себя в глубокое расслабление. В это время вторая получает подробные разъяснения от ведущего, затем входит в центр круга, где каждый ее член становится лицом к одному из сидящих. По сигналу ведущего расположившиеся внутри круга участники игры начинают отвлекать своих партнеров, пытаясь вывести их из состояния самопогружения: тормошат, высмеивают, рассказывают анекдоты и интригующие истории. Через минуту следует хлопок ведущего, и отвлекающие сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою "жертву". Игра идет дальше до нового хлопка. После нескольких таких поворотов ведущий останавливает "Карусель". Группа сразу же (или после продолжения игры в новом составе отвлекающих и расслабляющихся) переходит к обсуждению.

 В зависимости от уровня подготовленности группы степень допустимой интенсивности помех может быть разной. Инструктируя членов группы, ведущий специально оговаривает разрешенные и запрещенные действия по отношению к расслабляющимся. Физические воздействия не должны переходить разумных границ ни при каких обстоятельствах. Нельзя, например, причинять боль партнеру, а также лишать его позу равновесия и устойчивости.

Опыт показывает, что при первом знакомстве с игрой далеко не все могут выдержать натиск отвлечений. От физических помех (например, прикосновений, звуков) многие отстраиваются сравнительно легко. Наибольшую же трудность представляют, как правило, помехи смыслового характера. Поначалу мало кому удается противостоять тем из отвлекающих, кто умеет своим рассказом или репликой смутить, рассмешить, заинтриговать, так или иначе задеть за живое. Между тем без навыков борьбы с подобными помехами применение техники релаксации во многих случаях оказывается просто невозможным.

Прежде всего это касается тех ситуаций, когда человеку необходимо снять излишнее эмоциональное возбуждение. Источники такого возбуждения — навязчивые сожаления о допущенной ошибке, пережитые испуг или обида, мысль о неотвратимом испытании и т.п. Эмоционально окрашенные образы и мысли захватывают сознание и начинают буксовать в нем подобно заевшей пластинке. Погружение в релаксационное состояние надежно очищает психику от прилипчивых переживаний. Но обычно человек бывает настолько захвачен ими, что ему не до релаксации. Выход из заколдованного круга состоит в умении отделяться от собственных эмоций. Тренинг саморасслабления в условиях "смысловых" помех как раз и направлен на выработку этого важного умения. Вероятно, со временем участники группы смогут вырастить в своем сознании внутреннего контролера, который позволит им всецело не отождествляться с возникающими в ответ на внешние раздражители эмоциональными импульсами.

На выработку этого навыка направлено также…

Упражнение 37. "Допрос"

Члены группы разбиваются на пары. Один из участников каждой пары садится, закрывает глаза и в течение 1—2 минут добивается полного мышечного расслабления. Его партнер располагается напротив и заговаривает с ним. Задача первого — отвечать на все вопросы и реплики партнера, сохраняя при этом максимальную общую расслабленность. Задача его собеседника — создать для расслабившегося игрока напряженную ситуацию и вывести его из релаксационного состояния.

Ведущий объясняет участникам игры, что при выполнении этого задания инициатор диалога должен постепенно увеличивать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на своего собеседника. Например, если диалог происходит в форме вопросов и ответов, то от элементарных вопросов типа "Едят ли коровы траву?" задающий вопросы переходит ко все более сложным, поиск ответа на которые требует известных интеллектуальных усилий. Завершить этот "экзамен" можно предложением отгадывать загадки, решать сложные арифметические примеры и задачи на сообразительность, подробно вспоминать события недельной давности и т.п.

Если же диалог принимает форму беседы, то от общих разговоров о погоде можно переходить к все более интересным и волнующим собеседника темам. При этом партнер, работающий со своим расслабляющимся собеседником, должен также иметь в виду, что удержаться в состоянии релаксации человеку тем труднее, чем более эмоциональна и напориста обращенная к нему речь.

На завершающих этапах этой игры партнеры могут переходить от мирных бесед к розыгрышам или инсценировкам таких конфликтов, сохранять душевное равновесие в которых оказывается для них труднее всего.

Поначалу, пытаясь вступить в диалог из состояния релаксационной погруженности, участники группы обнаруживают, что им очень трудно говорить. Многих выводит из релаксации уже сама необходимость отвечать на вопросы. Однако уже после 2—3 попыток большинство членов группы, как правило, находят возможность вести беседу, не выходя из расслабления. Речь при этом становится вялой, замедленной и бесцветной, однако партнеров это редко смущает.

При решении в расслабленном состоянии задач средней трудности некоторые члены группы отмечают необычную ясность и четкость мысли (феномен, обратный рассмотренному в упражнении "Снятие зажимов"). При этом состояние общей расслабленности образует некий фон, который им удается непрерывно отслеживать или поддерживать. При переходе к более сложным заданиям картина меняется. Всецело концентрируясь на умственной работе, занимающиеся обычно теряют контроль за состоянием мышц на более или менее длительное время. Если же они вновь восстанавливают "контакт" с телом, то, как правило, обнаруживают: расслабленность сменилась обычным самоощущением или даже возникли местные напряжения и зажимы.

В дальнейшем одним из возможных направлений упражнений со смысловыми помехами может стать постепенное увеличение трудности задач, которые члены группы решают не выходя из релаксационного состояния. Двигаться в этом направлении можно довольно долго, и на групповых занятиях важен скорее первый толчок, нежели систематическая тренировка. Регулярный тренинг может быть продолжен в том случае, если занимающиеся имеют возможность самостоятельно тренироваться в парах вне или после групповых встреч. Другое возможное продолжение — при наличии достаточного времени ведущий посвящает этой теме специальный цикл из 4—5 занятий.

Обсуждение работы расслабляющихся в условиях "эмоциональных" нагрузок также дает группе богатый материал. Многие ее участники замечают, что на фоне глубокой расслабленности и контроля за телом "органические" составляющие эмоциональных реакций выделяются гораздо более выпукло и резко, нежели в обычном состоянии. Люди обнаруживают, что на "эмоциогенные" фразы и реплики организм реагирует непроизвольными мышечными напряжениями, импульсами проходящего по телу "электричества", учащением сердцебиений, ощущением сжимающегося кома в груди, нарастанием внутреннего ритма и т.п. Особенно интересными бывают наблюдения в тех случаях, когда слова отвлекающего "задевают" партнера не настолько сильно, чтобы он "зацикливался" на них, и не настолько часто, чтобы он не успевал справляться с реакцией организма и восстанавливать покой и расслабленность. Если же отвлекающему удается создать достаточно плотный поток стрессоров для своего партнера, то последнему продолжить наблюдение за своим организмом обычно не удается: смысл произносимых слов захватывает его сознание точно так же, как слишком сложная интеллектуальная задача.

Тренируясь в удержании релаксационного состояния в условиях эмоциональных провокаций, занимающиеся могут видеть свою задачу в том, чтобы "отщеплять" от себя и делать объектом самонаблюдения все более интенсивные внутренние импульсы и эмоции. Конечно, работа эта неизбежно будет в значительной степени случайной и неконтролируемой, поскольку выделить для каждого градацию личностно значимых тем и вопросов трудно и в рамках обучения технике релаксации вряд ли возможно. В полной мере эта линия может быть выдержана лишь при соединении обучения технике релаксации и аутотренингу с такими формами психологической подготовки, как социально-психологический тренинг или тренинг сензитивности.

8. КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ

Количество занимающихся в группе может быть от 6 до 15 человек. Продолжительность каждого занятия —1—1,5 часа. Общее количество занятий —7—10. Их можно проводить ежедневно, через день, два или даже один раз в неделю. В работе со спортивными командами или группами оздоровительной физической культуры может оказаться целесообразным не выделять специальное время для обучения релаксации, а встраивать отдельные релаксационные упражнения в обычную тренировку.

В условиях недостатка времени или при ориентации группы на частичное овладение релаксацией ведущий может прибегнуть к сокращенному варианту учебного курса. Так, для того чтобы подготовить участников к посещению сеансов гетеротренинга, достаточно провести 2—3 занятия с использованием упражнений только 2 и 3-й глав. Если же нужно обучить саморелаксации в комфортных условиях, то курс может быть построен из 6—7 занятий, без использования упражнений 7-й главы, которые предназначены для тренировки управления состояниями в реальных ситуациях.

С чего начинать занятия? Прежде всего, необходимо проинформировать будущих членов группы о существе метода релаксации, о сроках и ожидаемых результатах обучения. Сделать это можно в форме беседы или лекции. В ходе такого предварительного ознакомления будущий руководитель (ведущий) должен четко очертить круг задач, которые могут быть решены в группе под его началом. Это поможет каждому из слушателей соотнести предлагаемый им метод со своими проблемами и потребностями и определить, нужна ему техника релаксации или нет. В тех случаях, когда ведущий не является врачом, ему следует особо подчеркнуть профилактическую и психогигиеническую направленность предстоящих занятий. Обучение релаксации под руководством психолога или общественного инструктора ни в коем случае не должно расцениваться как лечебная процедура, и допущены к нему могут быть только здоровые люди. Важно также, чтобы правильные представления о целях и содержании предстоящих групповых занятий сложились у тех слушателей, которые уже что-то читали об аутогенной тренировке или даже пытались заниматься ею самостоятельно. Для этого полезно показать сходство и оттенить различия игровой формы обучения релаксации и тех вариантов аутотренинга, которые изложены в популярных книгах И.Г. Шульца, X. Линдемана, В.Л. Леви, А.В. Алексеева и других авторов.

Следующее важное подготовительное мероприятие — это проведение индивидуальных бесед с кандидатами в учебную группу. Проводя с ними индивидуальные беседы, ведущий, как правило, решает сразу несколько задач.

Во-первых, он знакомится с каждым членом группы. Это важно для планирования начала занятий: как держать себя, какие упражнения и в каком виде предлагать группе, к кому и с какими вопросами обращаться и от кого ожидать активности в обсуждении первых опытов. Кроме того, уже на первом занятии ведущий должен знать каждого по имени и отчеству.

Установление личного контакта с каждым из участников группы может стать для ведущего специальной задачей в тех случаях, когда группа формируется из знакомых между собой людей или даже из членов реально существующих коллективов, как, например, в спорте. Дело в том, что, когда люди собираются на занятиях в знакомой компании, в силу вступают уже сложившиеся в таком коллективе негласные правила: как следует обращаться друг с другом и как не следует, о чем можно говорить открыто и о чем лучше помалкивать, какое поведение считать уместным и естественным, а какое смешным или нелепым. В этой ситуации легко происходит "сшибка" организуемых ведущим взаимодействий и привычных для группы форм поведения. При работе с некоторыми уже сложившимися группами, особенно если их члены молоды и мотивация к занятиям не слишком высока, ведущий может постоянно наталкиваться на психологическое сопротивление. Группа в таких случаях становится все менее управляемой, и результативность занятий бывает обычно низкой. Чтобы не оказаться в положении "чужого среди своих", ведущему на первых этапах руководства группой необходимо каким-то образом замкнуть занимающихся на себе, по возможности нейтрализовав их связи друг с другом.

Один из возможных способов сделать это — сразу занять в группе позицию "диктатора", все требования которого должны неукоснительно выполняться. Достигается такая позиция за счет сдержанной манеры поведения и пошагового, исключающего всякую неопределенность, управления действиями ее членов. Инструкции к каждому упражнению должны быть предельно четкими и ясными, а обсуждения — регламентированными, свернутыми до кратких ответов на вопросы. Необходимо, однако, помнить, что "жесткий" стиль ведения группы сковывает инициативу и спонтанное самовыражение занимающихся. Использование некоторых упражнений (6, 8, 9, 15, 16-го и др.) становится при этом затруднительным или даже невозможным. Другие же упражнения могут быть использованы лишь формально, почти без реализации их игрового, раскрепощающего потенциала. Фактически при жесткой манере ведения занятий включение в учебный процесс игровых упражнений мало что дает по сравнению с традиционными групповыми занятиями гетеротренингом. Поэтому после первых 2—3 встреч, заняв доминирующее положение в группе и запустив учебный процесс, ведущий должен переходить к общению с участниками на равных, создавать ситуации неопределенности и переводить групповую работу в более свободное и игровое русло.

Другой путь завоевания сложившегося коллектива — это установление доверительных отношений с каждым из его членов в отдельности. Сделать это ведущий может только во время предварительных индивидуальных бесед. Проводя собеседования, он должен расположить к себе каждого занимающегося. С каждым необходимо подробно обсудить те его трудности, ради преодоления которых он решил овладеть техникой релаксации. Нередко они коренятся не столько во внешних обстоятельствах, сколько в самом человеке. Так, например, причиной повышенной утомляемости во время тренировок может быть не тяжесть нагрузок, а хроническая неудовлетворенность содержанием тренировок, отношениями с товарищами по команде и т.п. За обилием забот и перегруженностью может скрываться жажда самоутверждения или нежелание делать выбор, за раздраженностью — неуверенность в себе. Выводить собеседника на обсуждение проблем его характера и его взаимоотношений с другими необходимо мягко, тактично, без грубого нажима и поспешных оценок. Откровенный разговор вряд ли возможен также без непредвзятого понимания и искреннего сочувствия со стороны ведущего.

Причины обращения к технике релаксации каждого члена группы и конкретные жизненные ситуации, которые он предполагает

 разрешить с ее помощью, ведущему необходимо выяснить еще и для того, чтобы быть более точным в подборе упражнений и выборе основных направлений работы на занятиях. Кроме того, осведомленность о конкретных запросах членов группы позволяет ведущему более эффективно контролировать продвижение своих подопечных. Появляется возможность следить не только за овладением приемами саморегуляции на занятиях, но и за тем, как "срабатывают" эти приемы в реальных жизненных ситуациях, в частности во время спортивных соревнований.

Еще одна функция индивидуальных собеседований — это отбор в группу людей из большого количества желающих и отсев тех кандидатов, присутствие которых в групповой работе нежелательно. Отсев может оказаться необходимым даже в тех случаях, когда никакого "конкурса" среди желающих нет. Не следует допускать к занятиям лиц, состояние здоровья которых неудовлетворительно (за исключением тех случаев, когда сам ведущий — медик). Нецелесообразно также включать в группу людей случайных, не имеющих достаточной мотивации к овладению методом. Дело в том, что стабильный состав членов группы — одно из важных условий успешных занятий. Исчезновение одного или нескольких участников расхолаживающе действует на остальных и тормозит развитие внутригрупповых отношений. Между тем, как показывает опыт, чаще всего после первых встреч прекращают посещать занятия те, кто с самого начала пришел в группу без достаточно серьезных намерений: одного привело любопытство, другой пришел за компанию и т.д. Ведущему не следует браться за обучение тех, кто ждет от занятий эффектов заведомо нереальных или маловероятных. Техника релаксации сама по себе вряд ли поможет, например, тому, кто хочет наладить отношения со своими близкими, бросить курить или преодолеть застенчивость.

Не следует также набирать группу участников, уже владеющих навыками релаксации. Особенно нежелательно их участие в занятиях в тех случаях, когда ведущий не может гарантировать им освоение чего-то нового или существенное продвижение в достигнутом. Разумеется, все процедуры подготовки членов группы к предстоящей работе существенно упрощаются или становятся ненужными в тех случаях, когда занятия проводит тренер со своими учениками или преподаватель физкультуры с группой, которую он уже достаточно хорошо знает.

 Последняя важная задача, которую может решать ведущий в ходе собеседования, — это помощь занимающимся в осознании важности для них предстоящих занятий. Иногда бывает полезно поставить кандидата в группу в такое положение, когда он сам будет вынужден убеждать ведущего в том, что техника релаксации ему действительно необходима.

Приступая к организации процесса обучения, ведущему необходимо обеспечить занимающимся физический комфорт, особенно на протяжении первых нескольких встреч. Помещение должно быть достаточно теплым, не загроможденным ненужной мебелью, с хорошей звукоизоляцией*. Время для занятий лучше выбирать такое, чтобы члены группы не приходили на них голодными или сразу же после приема пищи. Следует также порекомендовать им приходить в удобной обуви и свободной одежде. Во время занятий ведущий должен ненавязчиво следить за тем, чтобы занимающиеся сидели по возможности удобно и естественно, не скрещивали ног и не переплетали пальцев рук.

___________

*В тех случаях, когда обучение релаксации не выделено в самостоятельный цикл занятий, а проводится по ходу спортивных тренировок или занятий физкультурой, упражнения на расслабление выполняются в "полевых" условиях.

Как работать с группой? У читателя может сложиться впечатление, что приведенная в книге последовательность игр и есть программа курса обучения релаксации. Однако это не так. Даже при максимальном насыщении учебного курса коллективными упражнениями ведущему вряд ли понадобится больше чем половина из них. Последовательность глав, в которые сгруппированы упражнения, отражает определенные этапы продвижения занимающихся, но в каждом конкретном случае занятия могут строиться со смещением, запараллеливанием или пропуском отдельных этапов. Выбор упражнений, таким образом, остается во многом делом вкуса, расчета и интуиции ведущего.

Продумывая упражнения для каждого очередного занятия, необходимо учитывать запросы членов группы, а также их индивидуальные особенности и степень овладения уже знакомыми группе элементами релаксации. Для этого на протяжении всего курса обучения ведущему необходимо присматриваться к членам группы и отмечать для себя их успехи и неудачи, особенности их телесного самовосприятия, внимания, воображения, манеры общаться.

При подборе упражнений следует руководствоваться не только логикой усвоения сложных элементов на основе уже освоенных более простых, но и логикой изменения психологической направленности упражнений по мере развития отношений в группе. Если на первых этапах занимающиеся выполняют задания в основном индивидуально, то впоследствии вводится все больше упражнений, основанных на взаимодействии двух или более членов группы (упражнения 6, 9, 15 и т.п.). Кроме того, по мере сплочения коллектива и установления непринужденных доброжелательных отношений ведущий осуществляет переход от заданий простых и жестко регламентированных к все более неопределенным, оставляющим достаточную свободу для импровизации, творческого самопроявления участников группы (упражнения 16, 21 и др.).

Очень важно учитывать степень психологической готовности группы к включению в ту или иную игру. Неявно задаваемый каждым упражнением уровень личностного самораскрытия, доверительности и единства действий должен находиться в "зоне ближайшего развития" внутригрупповых отношений. Тогда каждое упражнение становится как бы очередной ступенькой сплочения группы. В то же время слишком поспешное введение некоторых игр (особенно 6, 9, 15, 16) может вызвать недоумение и протест и поставить под угрозу не только дальнейшее продвижение группы, но и то, что уже было достигнуто.

В некоторых случаях смягчить психологическое сопротивление, возникающее при включении в задание, удается за счет чисто внешних приемов. Можно, например, заранее подготавливать участников к необычности предстоящего действия тем, что говорить чуть тише обычного, с некоторым понижением интонаций. Можно также использовать во время выполнения упражнений приглушенное, слабое освещение.

Важным качеством, необходимым ведущему для работы с группой, является гибкость. Каждое очередное занятие должно тщательно планироваться. И вместе с тем ведущий всегда должен быть готов к импровизации, к тому, что спонтанное развитие событий в группе или какие-то неожиданные обстоятельства подскажут ему новый поворот в ведении группы и выборе упражнений. В некоторых случаях необходимость введения не предусмотренных заранее упражнений может естественно вытекать из обсуждения тех трудностей, с которыми столкнулись участники при выполнении домашнего задания или во время групповых занятий.

Стиль ведения занятий и развитие межличностных контактов во многом зависят от состава занимающихся. Так, с группами, состоящими из одних только мужчин или одних женщин, а также с группами, набранными из людей старшего возраста, занятия проводятся в более строгой и сдержанной манере, нежели с группами смешанными или состоящими из молодых и малознакомых между собой людей. Приведем в качестве иллюстрации два варианта построения учебного курса по технике релаксации и попробуем проследить, как шли занятия и чем руководствовался ведущий при выборе различных упражнений в двух разных группах*.

_____________

*Рассматриваются группы, члены которых не были знакомы между собой до начала занятий.

Как видно из таблицы, в первой группе ведущий начал занятия с постепенного введения участников в работу над релаксацией через тренинг мышечного внимания. Вторая группа по результатам предварительных бесед показалась ведущему более подготовленной и информированной об основах аутотренинга, поэтому он счел возможным сразу же приступить к формированию релаксационных ощущений. Однако некоторая несобранность ее членов и неустойчивость результатов их работы заставили ведущего обратиться к упражнению на внимание "Интроскоп".

В начале второго занятия ведущий, почувствовав готовность членов первой группы к более тесным эмоциональным контактам, предложил им поработать с упражнением "Кирпич". Это упражнение еще более раскрепостило участников и укрепило их психологическое единство. Во второй группе между занимающимися сложились более сдержанные взаимоотношения. Оценив их самостоятельную работу над упражнениями предыдущего дня как успешную, ведущий продолжил движение группы в том же направлении.

На третьем занятии члены первой группы легко освоили упражнение "Ассоциации" и с удовольствием поработали над упражнением "Лесенка". Обсуждения были оживленными, и игровой характер взаимодействия пришелся им по вкусу. Работа во второй группе отличалась более выраженной направленностью на овладение конкретными навыками, нежели на взаимодействие друг с другом.

Занятия

Группа

первая

вторая

Первое

"Интроскоп" "Фокусировка" "Гамма

"Контраст" "Интроскоп"

Второе

"Фокусировка" "Кирпич" "Контраст"

"Контраст" "Интроскоп"

Сеанс гетеротренинга

Третье

"Контраст" "Ассоциации" "Лесенка"

Сеанс гетеротренинга

"Контраст" "Фокусировка"

Сеанс гетеротренинга

Четвертое

"Контраст" "Лесенка"

Сеанс гетеротренинга

"Замедленное движение" "Фокусировка" "Конденсатор"

Сеанс гетеротренинга

Пятое

"Насос" "Погружение"

Сеанс гетеротренинга

"Задержка" "Волшебная палочка"

Сеанс гетеротренинга

Шестое

"Восхождение" "Зеркало" " Перевоплощения "

"Эксперт" "Термометр"

Седьмое

"Демонстратор" "Кипятильник" Обсуждение успешных и неудачных случаев

"Снятие зажимов" "Стоп"

"Частичный выход"

Восьмое

"Ванька-встанька" "Карусель" "Допрос"

"Трансформатор" "Карусель"

 На четвертом занятии первая группа значительное время посвятила полюбившемуся ей упражнению "Лесенка". Вторая группа еще более заострила свое внимание на чисто "технических" моментах. Расслабление во время занятия стало настолько глубоким, что ведущий должен был срочно ввести антирелаксационное упражнение "Конденсатор".

Обсуждение на пятом занятии показало: члены первой группы еще не научились достаточно глубоко расслаблять мышцы посредством упражнения "Контраст". Ведущий решил выводить их на расслабление через дыхание. В это время вторая группа уже перешла к отработке навыков "естественного" саморасслабления.

К шестому занятию первая группа практически освоила саморасслабление через дыхание и уже нуждалась в отработке навыка самостоятельного выхода из релаксации. По-видимому, перевоплощения позволили многим достичь релаксации силой воображения и произвели на них сильное эмоциональное впечатление. Вторая группа также овладела техникой саморасслабления, и ее члены с удовольствием демонстрировали эти навыки в играх-соревнованиях.

На седьмом занятии первая группа, как и вторая на шестом, испытывала приобретенные навыки в соревновательных ситуациях. Вторая же группа приступила к изучению фигур высшего пилотажа релаксации.

К восьмому занятию первая группа по уровню трудности решаемых ею задач оказалась впереди второй группы. Скорее всего, установившаяся в группе атмосфера большей эмоциональной раскрепощенности и сыграла роль пружины, позволившей ее членам стремительно продвинуться.

Разобранный пример лишний раз подтверждает, насколько важно ведущему заботиться о создании благоприятного психологического климата на занятиях. Он должен учитывать, что психологическое состояние группы зависит не только от явно организуемых взаимодействий в рамках того или иного упражнения, но и от того, например, как организовано пространство во время занятий. Если на первых встречах ведущему важно завладеть вниманием группы и изолировать участников игр друг от друга, ему лучше рассадить их в ряд лицом к себе и друг к другу боком, оставив значительные промежутки между стульями. Когда надо оживить связи между отдельными участниками группы, ряд можно перестроить в полукруг, так чтобы они держали в поле зрения не только ведущего, но и друг друга. Если же в группе уже начала складываться атмосфера доверия и раскованности и налицо общая настроенность на работу, участников лучше рассадить в кружок, внутри которого ведущий уже не будет занимать особого положения.

Для углубления эмоциональных контактов между членами группы важно и то, как оценивает ведущий результаты их работы над заданиями и высказанные ими в обсуждениях мнения. Чтобы участники не были скованы в своих действиях боязнью ошибиться, потерпеть неудачу на глазах у своих товарищей, необходимо воздерживаться от негативных оценок, любых выражений неодобрения в адрес того или иного члена группы. Более того, в работе каждого ведущий должен постараться увидеть и подчеркнуть все позитивное и важное для остальных. К каждому самостоятельному шагу или мнению своих подопечных ведущий должен относиться с доброжелательным вниманием, с готовностью терпеливо выслушать и понять. Это создает необходимые психологические условия и для свободного выражения, и для сплочения группы.

При занятиях с реальными коллективами (такими, например, как спортивные команды) возможности управления психологическим климатом в группе во многом ограничены инерцией уже сложившихся отношений. Однако и сами эти отношения могут в какой-то мере меняться в ходе занятий и благодаря им. Так, например, при умелом использовании коллективных упражнений может быть повышена сплоченность спортивных команд, особенно детских и юношеских.

В тех случаях, когда групповые занятия проводятся достаточно редко, особое значение приобретают определенность и обязательность домашних заданий. В конце каждого занятия следует повторить основное содержание новых упражнений, которые могут быть использованы в самостоятельной подготовке, чтобы занимающиеся смогли сделать для себя нужные записи. Для занятий дома можно рекомендовать лишь те упражнения и их модификации, которые допускают индивидуальное выполнение. Самостоятельные занятия желательно проводить ежедневно, уделяя им по 10—15 минут. Особенно активной должна быть работа над домашними заданиями тех, у кого в ходе занятия наметилось отставание от общего уровня групповых достижений. Ведущему целесообразно также предложить участникам группы вести дневник, в который должны заноситься время самостоятельных занятий, названия соответствующих упражнений, возникающие во время их выполнения ощущения, трудности в работе и общая оценка удовлетворенности ею. Он может иметь следующий вид.

Дата, время, ч, мин.

Упражнение

Трудности

Эффект

Оценка

30 ноября 14.00-14.06

"Контраст" (сжимание кулаков)

Вначале немеют кисти, через некоторое время они как бы наливаются свинцом. Потом появляется тяжесть в запястьях, и ноги напрягаются от колен вверх.

Упражнение понравилось

На завершающих встречах полезно бывает перераспределить время занятий, посвятив значительную его часть внеучебным моментам, связанным с практическим использованием освоенных в группе умений.



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 191