АСПСП

Цитата момента



Если у вас первый ребенок и он уронил соску, то вы бежите и кипятите её. Если ваш второй ребенок уронил соску - вы просто оближите её. Третий младенец вынужден сам забирать свою соску у собаки.
Смотрите на вещи проще!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получавшееся раньше инстинктивное действие, животному становится страшно, и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явления у человека и называют их фобиями…

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

7. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ЭКСПЕРИМЕНТ, А НЕ РЕЦЕПТ

В этой книге содержится полсотни различных игр и упражнений. Даны подробные рекомендации по поводу разнообразных ситуаций, возникающих во время выполнения тех или иных опытов. Приведены схемы переходов от одной группы упражнений к другой. Описаны различные психические качества, вырабатываемые в упражнениях. И все, казалось бы, толкает к тому, чтобы рассматривать этот текст как предписание. Этого, однако, делать не следует.

Работа психотехнической группы изобилует неожиданными поворотами и ходами. Если действовать по заранее намеченному плану и не отступать от него ни при каких обстоятельствах, то можно пройти мимо находок и изобретений участников, продвигающих исследование своей психики на много шагов вперед по новому пути.

Например, на одном из первых занятий курса концентрации и воображения после упражнения "Фокусировка" участник Т. сказал: "Я сосредоточивался… Потом вдруг все изменилось. Мне показалось, что голоса (за дверью кто-то шумел) словно собрались в большие шары и стали летать вокруг меня. У меня было такое чувство, будто я вновь стал маленьким мальчиком и мне что-то говорит моя бабушка… Тело исчезло… Здорово!" По плану ведущего необходимо было еще два или три занятия посвятить развитию навыков сосредоточения, а затем переходить к тренингу воображения. Работа с измененными состояниями вообще не планировалась. Высказываниями спортсмена Т. заинтересовались другие участники и стали описывать свои сходные переживания. Было очевидно, что занимающиеся не только заинтересованы, но и внутренне готовы к работе с техниками управления сознанием. Ведущий направил дискуссию в нужное русло, и вскоре группа изобрела оригинальное упражнение, помогающее переходить в новое состояние сознания.

 Суть упражнения состояла в том, чтобы одновременно исполнять два дела: сосредоточиться на кончике указательного пальца и слышать, не вникая в смысл слов, два голоса. Для этого двое из спортсменов садились по диаметру круга и неторопливо беседовали, в то время как остальные выполняли задание. У участников появился собственный интерес к работе: они занимались исследованием любопытного явления, к которому пришли самостоятельно. Взяв инициативу в свои руки, группа довольно быстро и успешно продвигалась в своем экспериментировании. А как же внимание и воображение, которые являлись целью ведущего? Три четверти запланированных упражнений были выполнены. Однако необходимость работы с ними уже не навязывалась тренером, а естественно вытекала из тех трудностей, с которыми сталкивались в своих опытах спортсмены. Они обращались за советом и сами выбирали подходящие игры из предлагаемого инструктором набора.

Пусть ведущий будет изобретательным в использовании подручных средств. Если, например, занятия происходят в холле, где есть телевизор, то на разных этапах он может быть использован и как источник помех, и как объект концентрации, и как тема для воображения и передачи чувств. Если затенить комнату и уменьшить яркость изображения настолько, что картинка будет едва видна, то неопределенность восприятия может служить хорошей пищей для фантазии (упражнения № 7, 11, 25, 53). Возможно, в здании, где проводятся занятия, есть длинный коридор — он может быть использован в ходе работы над вниманием. Для этого при постепенном усложнении упражнения "Селектор" можно увеличивать дистанцию, измеряя в метрах степень достигнутого контакта. Само собой разумеется, что можно проводить занятия на открытом воздухе; разнообразить игры можно также с помощью магнитофона и диапроектора.

Если общая идея и направленность психотехнических занятий достаточно ясны, то можно не только видоизменять предлагаемые упражнения, но и смело выдумывать новые. Помощь в деле преобразования игр могут оказать изложенные в приложении основные приемы модификации упражнений (стр. 137).

Поиск нового, однако, не означает отсутствия плана и организации. Ведущий перед каждым занятием должен тщательно продумать, как он собирается его провести, взвешивая и рассчитывая все вплоть до деталей. После занятия необходимо вспомнить происшедшее как можно подробнее и постараться отметить все возможности в движении работы, которые не были реализованы. Подготовка и подведение итогов — это большой и кропотливый труд тренера. Во время занятий, однако, он должен прежде всего ориентироваться в происходящем, реагировать на изменения в группе, на все неожиданности и повороты в мыслях и чувствах участников. План и программа нужны не для того, чтобы ограничивать и подминать под себя естественные стремления участников. Они задают систему опорных точек, но не исключают свободных путешествий в различных направлениях и освоения новых, неизученных областей. Если не придерживаться такого отношения к программам, то спортсмены довольно быстро поймут, что они играют роль статистов в спектакле, где главное действующее лицо — тренер. В такой постановке они не смогут участвовать достаточно искренне.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

По общему стилю проведения занятий тренер может придерживаться одной из трех основных стратегий: свободное, тематическое и программное ведение группы.

Свободное ведение. Группе с самого начала предоставлена свобода выбора проблем и способа их решения. Тренер первым не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения. И то и другое возникает в ходе работы самой группы. При использовании такого стиля проведения занятий тренер оказывается чем-то вроде консультанта, к которому обращаются по мере необходимости. Этот наиболее сложный, по нашему мнению, стиль руководства неискушенному наблюдателю может показаться стратегией максимальной пассивности. Действительно, занятия могут начинаться с того, что ведущий довольно долго — иногда несколько сеансов — просто слушает, что говорят участники, не давая никаких руководящих указаний. Возникает такое впечатление, будто все даром тратят время, а работа группы не сдвигается с мертвой точки. Но наступает перелом, и все резко меняется. Становится ясно, что выкристаллизовалась определенная проблема, на которой естественно сосредоточиваются усилия всех участников, в том числе и тренера. В этот момент доброжелательное внимание, проявленное тренером в первой фазе работы, его искренний интерес к мнению спортсменов, умение согласиться с их пониманием, отодвинув на время в сторону свое "единственно верное", начинают приносить результаты. Достигнутое взаимопонимание и доверие, растормаживая чувства участников и глубоко включая их в работу, превращает перестройку и развитие психических способностей в реальную возможность.

Тематическое ведение. Тренер предлагает определенную тему для работы. Она может быть выбрана из основных тем этой книги (например, "Внимание"), или взята из тех задач, которые в данный момент стоят перед командой или спортсменом (например, "Умение отдыхать"), или порождена какими-то другими обстоятельствами (например, "Как быстро и хорошо делать уроки" для школьников). Ведущий, предложив тему, начинает ее обсуждение, направляя его таким образом, чтобы рано или поздно оно вышло на уровень практических экспериментов. При этом он должен не только хорошо подготовиться к данному занятию, но и свободно ориентироваться в различных техниках и упражнениях, а при необходимости — уметь изобретать новые. Особенно это важно в тех случаях, когда обсуждение задачи приводит к открытию новых граней известной, казалось бы, проблемы. Тематическое ведение позволяет заинтересовать спортсменов определенной темой и вплотную подвести их к упражнениям. Участие и сознательное отношение спортсменов становятся естественным продолжением их собственных попыток решить задачу, сформулированную ими же самими.

Программное ведение. Это наиболее определенный и жесткий стиль проведения занятий. Тренер предлагает спортсменам выполнить то или иное упражнение, поясняя его значение. К занятиям, проводимым по определенной программе, можно заранее подготовиться, запланировав курс и даже рассчитав время на каждое упражнение. Важная положительная черта этого стиля ведения — чувство определенности, возникающее и у ведущего, и у участников. Всем ясно, какие цели преследуются, практически не вызывают сомнения и средства их достижения. Никогда не возникают мучительные, заполненные напряженным размышлением паузы, характерные для свободного ведения. Но слабой стороной данного стиля является низкая активность участников, блокада их инициативы, невысокая вероятность свежих находок.

Выбор одного из трех стилей ведения занятий определяется соображениями, касающимися подготовки тренера, состояния участников и задач, стоящих перед курсом. Свободное ведение эффективно в том случае, если вся группа безусловно уверена в пользе занятий. Желательно, чтобы курс проводился в то время, когда давление сроков не создает спешки и жесткого рабочего настроя, например во время оздоровительных сборов. Этот стиль ведения в значительной степени оправдывает себя при работе с опытными спортсменами, достигшими достаточной зрелости и самостоятельности. Программное ведение, на наш взгляд, лучше всего подходит тогда, когда есть оформившаяся установка на достижение определенного результата в психологической подготовке спортсмена. Если есть четкая цель (например, овладеть техникой сосредоточения), то программное ведение будет подходящим способом ее достижения. Оно полезно также при работе с начинающими спортсменами. Включенные в расписание ежедневных тренировок новичка, психотехнические упражнения могут стать неотъемлемой частью его спортивной подготовки. Тематическое ведение, как явствует из предыдущего, занимает промежуточное положение между программным и свободным. Его важное достоинство — возможность организовать обмен мнениями и сбор информации по определенной теме. Кроме того, группа может найти новое решение известной задачи. Итогом проработки темы могут быть рекомендации по рассматриваемому вопросу.

Особенность тематического ведения состоит в том, что при практическом изучении определенных тем с завидной регулярностью встают некоторые "классические" вопросы психотехники: как бороться с отвлечениями внимания? что нужно для яркого представления объекта? как быстро отдохнуть? Эти вопросы дают естественный повод для перехода от одной темы к другой. За счет этого возникают многочисленные связи упражнений и игр. Поэтому тематическое ведение может быть начато с любой произвольной задачи и затем через проблемные переходы тянуться от одной группы упражнений к другой. В результате будут затронуты все основные психотехнические навыки. В приложении (стр. 139) рассмотрены наиболее распространенные маршруты переходов между группами упражнений.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Психотехнические игры могут проводиться в форме интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч. Эти формы отличаются прежде всего объемом и плотностью работы. Интенсивные курсы можно организовать только в межсезонье из-за их сильного воздействия; остальные занятия могут быть полезны круглогодично.

Интенсивный курс характеризуется тем, что на определенное время психотехнические игры становятся основным содержанием работы спортсмена. На время прекращается освоение нового материала в спортивной специализации, тренировочные нагрузки уменьшаются или становятся монотонными, не требующими больших затрат нервной энергии. Психотехнические занятия проводятся ежедневно по 2—6 часов в течение 1—2 недель. Интенсивный тренинг оказывается мощным стрессором, вызывающим порой бурные изменения в психическом укладе спортсмена. Навыки и умения работы с психикой усваиваются быстро, ускоренно изменяется представление о своих возможностях и способностях, пересматривается отношение ко многим моментам спортивной жизни и деятельности.

Интенсивный курс подходит только для спортсменов, самостоятельно ведущих творческий поиск. Эти занятия дестабилизируют, делают состояние неустойчивым и открывают новые перспективы. Если же спортсмен находится в фазе закрепления уже достигнутого успеха или совершенствования по уже известной программе, то участие в интенсивном курсе будет для него нежелательным. Следует обратить внимание также и на то, что полученные во время интенсивного курса навыки работы с психикой могут оказаться неустойчивыми. Во избежание их разрушения нужно следить за тем, чтобы спортсмен регулярно использовал приобретенные умения на тренировках, в повседневной жизни и на соревнованиях.

Регулярные занятия позволяют систематически и последовательно обучать спортсменов некоторым психотехническим навыкам. При этом спортивная, тренировочная работа остается на первом месте. Регулярные занятия можно проводить ежедневно по 10—30 минут или 1—2 раза в неделю по 1—1,5 часа. Очень важно, чтобы в этих занятиях тренером была обеспечена преемственность и последовательность. Желательно, чтобы каждая игра повторялась на протяжении нескольких занятий. Мы считаем, что только частое повторение (при относительно редких занятиях) может дать хороший результат.

Регулярные занятия могут проводиться со спортсменами разных возрастных и квалификационных категорий и в любые периоды.

 Они принесут пользу как тем, кто напряженно ищет новые возможности, так и тем, кто уверен в своей непогрешимости и подходит к занятиям с узкими мерками практицизма. Эти занятия можно проводить как в специальном кабинете, так и в тренировочном зале (тире, манеже), в перерывах между тренировками, во время пауз отдыха. Очевидно, что в последнем случае можно использовать только программное ведение. При работе в кабинете (классе, гипнотарии) можно применять как программное, так и тематическое ведение. Для регулярных занятий в указанном выше объеме не подходит свободное ведение — за время перерывов между встречами содержание разговоров будет забываться, и к общему заключению дискуссия так и не придет.

Эпизодические встречи — наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1— 2 раза в месяц или реже, в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец. Все упражнения (игры) должны быть либо обоснованы предыдущими событиями (случаем на соревнованиях, введением нового упражнения в тренировки), либо подготавливать к предстоящим (приближающиеся состязания, планируемое увеличение нагрузок).

В эпизодических встречах могут участвовать все. Наиболее подходящий стиль их ведения — программный. Желательно использование яркого и разнообразного инвентаря. Во время подобного однократного действа могут выявиться спортсмены, желающие серьезно заниматься психотехникой. То есть эпизодические встречи могут поставлять материал для отбора спортсменов на регулярные или интенсивные курсы.

Мы коснулись объемов, интенсивностей и соответствующих им форм организации психотехнических занятий. Помимо этого необходимо рассмотреть общую установку на проведение занятий. Различаются три основные возможности: психотехнические игры как учеба (тренинг), отдых (реабилитация) и соревнование (конкурс). В реальных курсах эти три установки переплетаются, но желательно хотя бы в теории их различать, чтобы иметь возможность при необходимости выдвигать на первый план тот или иной аспект.

Психотехнические игры как учебное мероприятие (тренинг) предполагают освоение определенного объема знаний и умений, позволяющих достигать определенных эффектов в управлении психическими процессами. При таком подходе к занятиям необходимо по мере возможности начинать с простых упражнений и только постепенно переходить к более сложным, вносить максимальную ясность в технику исполнения каждого приема.

Если же психотехнические игры используются как форма отдыха (реабилитация), подход к ним должен быть совершенно другим. В этом случае на первый план выходят не здравое понимание, а необычность, непонятность, а порой и загадочность получаемых на занятиях фактов. При реабилитационной ориентации нужно придавать упражнениям максимально непринужденный характер, сделать их забавными, смешными, дразняще-непонятными. Тогда они помогут не только восстановиться от тяжелых нагрузок или вернуть разбитые поражением надежды, но и увидеть свой мир в новом ракурсе, странно, а порой и смешно. Этот бодрящий толчок необычности позволит избавиться от стереотипов в оценке своего состояния, мертвых штампов в обращении с самим собой. Расставив акценты на комических и фантастических моментах, вводя разнообразный и красочный материал, поощряя дух игрового соперничества, можно добиться того, что занятия будут восприняты как потеха, приятная, а может, и полезная игра, досуг. Нет смысла в этом случае сосредоточиваться на регулярности и последовательности в занятиях: экспромт, импровизация, неожиданный поворот и "случайность" в сценарии упражнений могут с успехом заменить последовательный педантизм и рассудительную правильность.

Психотехнические игры, наконец, могут быть использованы как соревнование (конкурс). Для этого их нужно переформулировать так, чтобы в каждом упражнении можно было выявить победителя или команду-победительницу. В некоторых упражнениях (например, "Бег ассоциаций") это не составляет труда (победитель оценивается по количеству правильно воспроизведенных слов). В других случаях (например, "Зазеркалье") это сделать намного труднее. Тогда оценивать предлагается исполнение упражнения группе экспертов, которые выносят свои суждения наподобие того, как это делается в фигурном катании на коньках. В любом случае необходимо добиться того, чтобы в каждом упражнении (игре) можно было выявить победителя. Если психотехнические игры используются как соревнование, то роль тренера существенным образом меняется. Он не обязан преподавать и разъяснять приемы достижения высоких результатов в том или ином упражнении. Он дает полную возможность своему ученику страдать и искать самому. Лишь при желании спортсмена поучиться чему-либо у тренера тот может подсказать ему подходящий вариант решения.

О ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРА

Теоретическая подготовка. Мы предполагаем знание психологии в объеме курса институтов физкультуры. Тренеру желательно быть в курсе основных исследований по психологии спорта, регулярно читать соответствующую периодическую литературу. Знания, получаемые из теоретических книг, необходимо тщательно переработать, переформулировать на язык практики, соотнести со своим опытом и определить, что приемлемо, а что несовместимо с тренерским кредо.

Практическая подготовка включает два аспекта: изучение упражнений и специальные навыки работы с людьми во время психотехнических занятий. Изучение упражнений предполагает не только умение организовать ту или иную игру, но и достаточно большой объем предварительной работы с ней. Прежде чем предложить своим ученикам какую-то технику, тренер обязан сам поработать с ней существенно больше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки предлагаются следующие величины. Желательно, чтобы тренер был способен следить за перемещениями "мухи" около 100 ходов ("Муха"), уверенно выходить из лабиринта в 12 ходов ("Лабиринт"), запоминать 30—40 слов ("Бег ассоциаций", "Домино"). Уровень исполнения других упражнений проконтролировать достаточно сложно, поэтому рекомендуется просто с желанием разобраться и поработать с каждым из них по несколько часов. Мы считаем, что объем работы с упражнением типа "Пальцы" должен составить около 2 часов (10—15 сеансов по 10 минут), чтобы тренер принял участие в 100 боях ("Рефлексия", "Монета"), просидел, считая выдохи, в общей сложности около 10 часов ("Декада").

Для того чтобы начать работу с группой спортсменов, необходимо по крайней мере около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 часа. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе учеников.

Мы не сомневаемся в том, что тренер обладает огромным опытом и хорошо поставленными навыками работы с людьми. Он может просто и доходчиво объяснить суть упражнения и добиться его правильного выполнения (если психотехнические занятия рассматриваются как учеба), создать веселую, непринужденную обстановку (отдых) или строго определить рамки дозволенного (психотехнические соревнования). В любой из этих ситуаций он окажется на высоте. Мы не сомневаемся также и в том, что тренер знает, как по-человечески подойти к своему подопечному, как с душевным теплом понять его проблемы и чувства. Словом, у тренера есть все необходимое для того, чтобы самостоятельно проводить психотехнические занятия.

Тренерская работа, однако, отражается на стиле общения. Несмотря на развитое умение понимать, тренеру иногда не хватает навыка выслушивать другого. На этом необходимо заострить внимание при подготовке к проведению занятий по психотехнике. От ведущего психотехнические занятия требуется развитая способность терпеливо выслушивать самые разнообразные высказывания участников занятий. Не только выслушивать не перебивая, но и постоянно напряженно следить за ходом мысли, стараться вникнуть в содержание, отбросив на время свои суждения и оценки. Необходимо научиться "выключать" ощущение незыблемой правильности своего понимания и бескорыстно трудиться над тем, чтобы узнать мнение ученика. Около половины времени занятий при свободном и тематическом ведении уходит на обсуждение, разговоры. Действия тренера в эти периоды значат ничуть не меньше, чем во время объяснения техники самих упражнений.

Навык выслушивания следует развивать. Для этого прежде всего необходимо осознать, что вам действительно нужно. Кроме того, необходимо искреннее желание разобраться в том, что вам сообщают. Полезны также специальные упражнения.

Упражнение 1. Ваш партнер сообщает вам что-то, например: "Что-то сегодня очень душно". Вы передаете его мысль своими словами, стремясь как можно полнее и точнее воспроизвести ее: "Вам неприятно из-за сегодняшней жары" или "Ты считаешь, что сегодня духота больше обычного". После этого ваш партнер дает оценку тому, насколько это вам удалось.

Упражнение 2. Ваш партнер делает некоторое утверждение, например: "Вчера ходил в кино". Вы должны как-то ответить на это утверждение, чтобы ему захотелось вам рассказать побольше. Например, вы можете просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказать: "Интересно" или "Ну и как?" В результате должен возникнуть разговор. Вы играете роль слушателя, с которым хочется поделиться, собеседника, располагающего к доверительной беседе, "доброжелательного зеркала". При этом нужно следить за тем, чтобы ваши вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос "Вам понравился фильм?" плох, поскольку заставляет выбирать между "понравился" и "не понравился". Если вы спросите о впечатлении, это будет лучше.

Упражнение 3. Ваш партнер эмоционально требует от вас чего-то или в чем-то обвиняет. Например, он говорит: "Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?" Вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Вы можете спросить: "Вы считаете, что этот узел кривой?" или "Что бы вы посоветовали?" Ваш партнер может усиливать давление, вынуждая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

Эти три упражнения следует рассматривать как специальные эксперименты, позволяющие увидеть наиболее уязвимые точки в своей способности к слушанию другого: где и как вы свои мысли начинаете выдавать за чужие? в какой момент вы устаете внимательно следить? почему соскальзываете с желания разобраться в другом на стремление доказать свое? Очевидно, что в "чистом виде" эти техники неприемлемы в живом общении, но они позволяют увидеть, насколько часто мы не слушаем друг друга, и помогают научиться вникать в мысли собеседника.

Для совершенствования навыков ведения живой беседы рекомендуем следующее аналитическое упражнение.

Упражнение 4. Запишите на магнитофон вашу беседу с кем-нибудь. Желательно это сделать втайне от собеседника, да и сами постарайтесь забыть о вашей хитрости. Затем тщательно выпишите на лист все, что запомнили из разговора. Сравните свои записи с тем, что зафиксировали на пленке.

Внимание!

Из 54 упражнений 9 отмечены звездочкой. Это игры № 9, 10, 13, 19, 21, 34, 48, 49 и 54. Проведение их требует специальной подготовки: знакомства с аутотренингом и гипнозом, знания феноменов групповой динамики (упражнение № 34). Мы рекомендуем использовать их только в двух случаях:

  • 1. в присутствии или под руководством специалиста;
  • 2. после курсов специальной подготовки тренера.


Страница сформирована за 0.59 сек
SQL запросов: 191