АСПСП

Цитата момента



Женщины — это поезда, которые ходят по настроению.
Почаще бы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Человек боится вечности, потому что не знает, чем занять себя. Конструкция, которую мы из себя представляем рассчитана на работу. Все время жизни занято поиском пищи, размножением, игровым обучением… Если животному нечем заняться, психика, словно двигатель без нагрузки, идет вразнос. Онегина охватывает сплин. Орангутан в клетке начинает раскачиваться взад-вперед, медведь тупо ходит из угла в угол, попугай рвет перья на груди…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4328/
Мещера-2009. Коллаж

Аналитические исследования показывают, что у мазохиста очень суровое Сверх-Я. Потребность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть. Эта скрытая ненависть полностью оправдывает суровость Сверх-Я, или совести. Остается вопрос о том, как импульс, то есть ненависть, изначально направленный наружу, может оборачиваться внутрь, на себя самого?

Фрейд считал, что существует влечение к смерти, то есть первичный инстинкт разрушения, который изначально направлен на себя. Под влиянием эроса (любви) это влечение направляется в мир в виде садизма, смешанного с любовью. Согласно этой концепции, мазохизм возникает тогда, когда эти два влечения сливаются, в результате чего влечение к смерти направляется по своему первоначальному адресу - на себя. «Мы бы не удивились, услышав, что определенная форма садистского, или деструктивного, влечения, которое направлено наружу, может быть интроецирована и повернута внутрь, и влечение, таким образом, возвращается к своей изначальной форме» (Freud 1950, р. 74-75). Этот мазохизм Фрейд назвал «вторичным мазохизмом», в отличие от первичного влечения к смерти, которое не включено в это перемещение «наружу» и которое он назвал «первичным мазохизмом».

Существование влечения к смерти очень спорно. Однако жизнь человека и животных обеспечивают два потока энергии, порождающие инстинктивные импульсы. В гл. V мы описывали их, называя агрессивными и нежными чувствами; последние мы приравняли к эросу. По словам Фрейда, при определенных условиях эти инстинктивные тенденции могут расслаиваться и становиться антагонистичными. Давайте разберемся, как это происходит.

Изучая строение тела мазохиста, мы отметили несколько особенностей. С точки зрения структуры все люди такого склада обладают крупным телом и хорошо развитой мускулатурой. Это не физическая мощь гибкого, ловкого атлета; это больше похоже на разрушительную силу гориллы. Сходство их физического облика с гориллой усиливает округлая спина, короткая толстая шея, мускулистые руки и бедра. Каждый человек такого склада демонстрирует так называемую «мышечную скованность», которая объясняет атаксичость их действий и экспрессии. По тому, как энергия движется внутри такой структуры, с ее сильным напряжением в тыльной стороне шеи и в нижних конечностях, можно объяснить поведение мазохиста. На рис. 14 слева - диаграмма движения энергии нормального человека, справа - движение энергии мазохиста.

Рис. 14

Движение энергии у нормального человека (слева) и мазохиста (справа).

Агрессивная энергия мазохиста обращена вовнутрь, организм с обоих концов будто сдавливают огромные клещи. В результате нежные чувства сжаты между агрессией и скованностью. Эрос представлен яркой линией, он борется, чтобы разбить такое ограничение, но полностью проигрывает. Может показаться, что неудача эроса в борьбе с направленной наружу агрессией приводит к тому, что она обращается вовнутрь. Такая интерпретация поддерживает фрейдовское положение о первичном влечении к смерти. Однако это не объясняет генетического развития мазохизма и не учитывает того, что у нормального индивида эти влечения не антагонистичны, а комплементарны, они необходимы друг другу.

Я мазохиста сдавлено, как бы зажато тисками, причем это почти буквальное положение вещей. В верхнем конце - чувство напряжения, в нижнем - последствия строжайшего приучения к чистоплотности, принуждения к испражнению. Чтобы повернуть агрессию внутрь, давление должно возникнуть прежде, чем агрессия «заякорилась» в реальном генитальном и психическом функционировании. Ребенок очень сильно реагирует на это давление. Он плачет, сопротивляется, отступает. Взглядом, жестами и движениями он взывает к матери, требуя симпатии и внимания. Его призыв игнорируется на том основании, что «мама лучше знает» или что она действует в интересах ребенка. Отрицая душевные потребности малыша, она слишком подчеркивает его материальные нужды, порождая этим мазохизм.

Мы уже говорили, что мазохизм порождается давлением, подобно тому как депривация влечет за собой оральность. Растущая независимость молодого организма и его развивающееся Я оказываются придавленными. Давление не принимает форму открытого унижения. Оно скрывается под маской чрезмерного внимания, заботы, участия. Как правило, ребенок подчиняется и становится хорошим мальчиком. Используются сильные меры: придирки, наказание, воззвание к любви ребенка к матери и, наконец, угроза, что мать разлюбит малыша, оставит его, если он не будет послушным. Это вызывает в душе ребенка полное смятение: его нежные чувства блокирует агрессия, не позволяющая ему выразить нежность. Ни при какой другой структуре характера амбивалентность не выражена столь отчетливо и нет такого сильного конфликта.

В развитии данной структуры характера мышечная система ребенка начинает выполнять не естественную функцию движения, а невротическую функцию удерживания. Мускулы чрезмерно развиваются, чтобы сдерживать негативные импульсы и контролировать естественные. Принуждение к испражнению становится причиной рвоты, которая в свою очередь вызывает сильное напряжение шеи и горла. Преждевременное настойчивое приучение к гигиене заставляет ребенка использовать мышцы levator ani, ягодицы и подколенные сухожилия, что позволяет контролировать анус, поскольку наружные сфинктеры к тому времени произвольному контролю не поддаются. Сильное мышечное напряжение в плечевом поясе удерживает в спине ненависть и гнев по отношению к матери. Хотя мазохизм развивается на протяжении второго года жизни, окончательно мазохистская структура характера формируется позже. Обычно этому сопутствует период борьбы, вспышки раздражения и протеста, и, пока сопротивление окончательно не исчезло, структура характера еще не сложилась, период её формирования обычно заканчивается после пубертата.

Можно ли по-другому ответить на вопрос о том, как и почему «истязание» или фантазии об «истязании» могут быть приятными? Ответ Райха на этот вопрос представляет собой шедевр аналитического исследования. Он показал, что мазохист, как и любой другой человек, борется не за истязание, а за удовольствие от сексуального высвобождения. «Когда мазохист и нормальный человек преодолевают определенную напряженность, специфика мазохиста состоит в том, что, хотя он и борется за удовольствие, как любой другой человек, нарушения механизма приводят к полной неудаче в этой борьбе и заставляют переживать как неудовольствие то, что нормальный человек ощущает как удовольствие» (Reich 1949, р. 217). Нарушение механизма - спастичность мускулатуры, которая на генитальном уровне не пропускает нежные чувства из-за сильной заряженности органов разрядки. В результате энергия скапливается в области таза, нежные чувства - в животе, агрессия - в ягодицах и бедрах. В тяжелых случаях мазохист переживает ощущение, что его сейчас разорвет, он приходит в бешенство, стремясь к высвобождению. В такой ситуации он напоминает напряженного, эксцентричного, вспыльчивого ребенка, чья досада на родителей в конце концов приводит к тому, что его бьют, после чего он рыдает, постепенно успокаивается и засыпает. Родители обычно чувствуют, что у ребенка есть потребность заплакать, и могут даже ощутить этот механизм. Побить ребенка в таком случае - означает еще больше увеличить напряжение в тот момент, когда его невозможно сдерживать. Блокированная энергия прорывается импульсивным плачем и рыданиями, которые разряжают напряжение и вызывают релаксацию, а не ощущение того, что его побили.

Ситуация мазохиста похожа. Страх сильного генитального возбуждения влечет за собой накопление энергии в тазовой области и в ягодицах. Здесь расположено то болото, в котором увязают мазохисты и где невозможно разрядиться, ни сделав движение наружу, ни отступив внутрь. В результате наступает невыносимое состояние тревожности. Чтобы снизить напряжение, можно использовать один из двух альтернативных механизмов. Давление очень велико, и, сжимая ягодицы, человек направляет энергию в гениталии для разрядки. Такова обычная практика мазохиста при мастурбации и в половом акте. При этом, конечно, удовольствие от разрядки значительно снижается. В данном случае мазохист заимствовал практику анального функционирования и применил ее при генитальном. Другой путь ведет к более сильной разрядке, но он требует применения силы для того, чтобы напряжение дошло до точки, когда его невозможно больше сдерживать. Мазохистское истязание или фантазии об истязании и служат как раз повышению напряжения и доведению его до разрядки.

Фантазии об истязании вовсе не обязательны. Обязательно то, чтобы фантазии были достаточно сильными, чтобы вызвать у индивида сильную реакцию, мобилизовать дополнительную энергию, необходимую для преодоления энергетического блока. Фантазии обычно повторяют инфантильные ситуации, которые изначально вызывали страх и напряженность и которые, таким образом, мобилизуют агрессию, застывшую в установке на удерживание. Здесь навязчивое стремление к повторению проявляется совершенно отчетливо, ясны и причины такого поведения.

В отличие от динамической интерпретации на биоэнергетическом уровне, психоаналитические интерпретации тех же самых действий рассматривают ситуацию с поверхности. «Самый глубокий смысл пассивных фантазий об истязании» примерно следующий: «Побейте меня, чтобы я мог расслабиться, не отвечая за это». Психологически это действительно так, человек мечтает «переложить ответственность на того, кто его наказывает». Роль ягодиц здесь можно интерпретировать двояко. Фрейд подчеркивал, что ягодицы - это особая эрогенная область тела, которой отдается предпочтение на анально-садистской стадии». Райх отмечал, что «шлепанье по ягодицам выполняют функцию защиты уязвимой области гениталий».

Спастичность лонного сращения мазохиста распространяется и на генитальный аппарат. У моего пациента была склонность втягивать пенис в мошонку. Мне приходилось видеть подобное явление и у других пациентов. Психологически это объясняется страхом кастрации. Мазохист боится сильных приятных ощущений в гениталиях. Сдерживание возрастающего возбуждения превращает это в тревожность. Отсутствие удовольствия усиливает «страстное стремление и страдание, лежащее в основе мазохистского реагирования». Пациенты Райха описывали свой страх как чувство, что «пенис может растаять» или «лопнуть, если еще немного усилить напряжение». Один из моих пациентов переживал боль в пенисе как чувство, усиливающее возбуждение. У него возникало неконтролируемое желание сжать пенис и вызвать эякуляцию. Мазохистские фантазии об огне связаны со страхом, что гениталии раскалятся.

Человек с мазохистской структурой характера переносит на половую функцию паттерн реагирования, возникший из опыта анального функционирования. Он боится непроизвольной разрядки и действует так, чтобы проконтролировать ее. Но контроль снижает удовольствие до той точки, где оно становится неудовольствием. Усиление желания заставляет такого человека искать более адекватного, то есть генитального, удовлетворения. Когда желание возрастает, усиливается возбуждение, а вместе с ним, соответственно, и удерживание. Это замкнутый круг, в который заключен мазохист. Как правило, аналитик тоже ходит по этому кругу. В следующей главе мы рассмотрим другие аспекты этой проблемы и терапевтические методы, с помощью которых ее можно разрешить.

XI. Мазохистский характер - 2

Типичные паттерны поведения человека мазохистского склада характера проявляются во всех аспектах его функционирования. В ходе биоэнергетического анализа эти паттерны поведения исследуются, последовательно анализируются и изменяются. Райх указал на некоторые особенности, и мы можем расширить понятие о них как с точки зрения психологии, так и с точки зрения биоэнергетики.

Среди качеств, характеризующих мазохиста, первое место занимает субъективное ощущение страдания и несчастливой судьбы, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться. Он страдает на самом деле, и его жалобы, как правило, имеют под собой основание. Однако мазохиста трудно убедить в том, что одно с другим не связано, что удовлетворение его жалоб не избавит его от страдания. Молодая женщина с мазохистской структурой характера жаловалась на то, что ее муж с ней холоден. Хотя она знала, что он ее любит, но, по ее мнению, он недостаточно проявлял сексуальное желание. Жалоба была оправданной, но, зная специфику структуры ее характера, можно было предположить, что ей не удастся получить достаточного удовлетворения от сексуальных контактов. Чаще всего жалоба состоит в том, что терапия не оказывает реальной помощи. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно. Такая позиция - трудная проблема для аналитика, поскольку он признает, что мазохист действительно старается.

Для мазохиста характерно то, что чем больше он прикладывает усилий, тем более безнадежной становится ситуация. Он находится в западне, и чем больше старается выбраться из нее, тем больше в ней вязнет. Пока агрессия направлена внутрь, нужно помнить, что его активность самодеструктивна по своей природе. Именно это «старание» создает западню для мазохиста. Его усилия не направлены на рациональные требования ситуации. Он старается завоевать одобрение, расположение, получить любовь за то, что искренне старается. Это очень хорошо видно, если мазохиста бить по кушетке. Он вкладывает в действие все свои силы, но не понимает его значения, цели или последствии, и не испытывает злости, хотя и может ненадолго разозлиться. Необходимо убедить мазохиста в том, что его усилия не выдают истинных чувств, что он делает то, чего от него ожидают; что он старается понравиться терапевту, завоевать его одобрение.

Успеха при лечении мазохистской структуры характера можно достичь, если «упросить» пациента выразить свои негативные чувства. Этим людям легче всего удается выражение таких чувств, как «я не хочу», «я тебя ненавижу» и т.д. Сдерживание агрессии вызывает негативные чувства. Здесь необходима осторожность, поскольку действие выражает искренние чувства. Чтобы удостовериться, я спрашиваю, против кого направлена это негативная установка. Если ответ не относится к терапевту, можете ему не верить, поскольку каждый человек мазохистского склада имеет особенно негативное отношение к терапии или аналитику.

Эта работа, раскрывающая негативный характер паттерна поведения мазохиста, может продолжаться довольно долго, но ее необходимо старательно выполнять. До тех пор пока имеется это базисная негативная установка, добиться какого бы то ни было существенного облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности и терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть барьер, и никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Это также причина того, что мазохист страдает. Он хочет вырваться, но не осмеливается, он хочет, чтобы вы его освободили, но не верит вам. Достоевский очень верно подметил характерную черту мазохиста. В «Братьях Карамазовых» отец Зосима говорит: «Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить».

Глубокое недоверие, сквозь которое мазохист воспринимает мир, делает лечение таких людей очень трудным. Мы видим, что от него сложно добиться даже выражения негативных чувств. Все так пронизано недоверием, что мазохист не доверяет даже самому себе, своим действиям и успехам. Поскольку это недоверие основано на опыте ранних лет жизни, которые оправдывают такую позицию, нельзя ждать, что пациент с легкостью от нее откажется. Чтобы при таком сопротивлении добиться положительного результата, аналитику необходимо руководствоваться доверием пациента и его доброй волей. Это похоже на лазанье по отвесной скале по едва заметным уступам. Аналитик противопоставляет силу своих позитивных установок, строящихся на понимании стойкого негативизма мазохиста. Те, кто бился над этой проблемой, знают, что нередко случаются неудачи. Симпатия к действительно страдающему мазохисту и одобрение каждого позитивного проявления - необходимая основа аналитической и биоэнергетической работы с ним.

Тенденция жаловаться, как подчеркивал Райх, - это действительное выражение мазохистского страдания. Но жалоба при этом выступает как способ, ее содержание не так уж важно. Подобные жалобы оправдываются усилиями и неудачами, стремлением и отсутствием удовлетворения. Мазохист хнычет, постоянно повторяется, обвиняет, и у терапевта возникает подозрение, что все это не имеет отношения к проблеме. Рано или поздно он начинает злиться, и было бы странно, если бы после такой реакции он мог заметить положительные сдвиги в чувствовании и поведении мазохиста. Понятно, что такое типичное провоцирующее поведение мотивировано теми же самыми потребностями, которые вызывают мазохистские фантазии или приступы самобичевания. Мазохист провоцирует, доводит ситуацию до точки кипения для того, чтобы получить хоть какое-то эмоциональное высвобождение.

Важно знать биоэнергетическую динамику страдания и нытья мазохиста. Энергия организма попадает в капкан, поскольку агрессия, направленная внутрь, блокирует выходы. Желание, запертое внутри, порождает страдание. Но выходы закрыты не полностью, иначе наступила бы смерть. Скорее они значительно ограничены. Маленькая струйка энергии все же просачивается и вызывает ноющие звуки. Если бы мазохист действительно освободил свою гортань и подал голос, он не стал бы хныкать. Но тогда он не был бы мазохистом.

Тенденции к причинению себе вреда и самоуничижению - еще одно свойство таких людей. Психологически это означает: «Смотри, какой я жалкий. Почему ты меня не любишь?» Очень часто эти тенденции не выражаются вслух. Они проявляются в манере одеваться и в том, как человек заботится о своем теле. Мазохисты часто приходят на встречи с терапевтом неопрятными и в грязной одежде. Один пациент сказал мне, что, собираясь туда, где он чувствует себя неловко, он надевает рубашки с обтрепанными воротничками. Жалость, которая исходит от других, мазохист тоже оборачивает вовнутрь, на себя. Здесь также задействован провоцирующий элемент: «Ты любишь меня вот таким грязным и неухоженным, как сейчас?» В некоторых случаях проявляется другая сторона медали - преувеличенная чистоплотность. Обычно это защитная реакция на мазохистскую склонность к самоуничижению.

Какова энергетическая динамика этих тенденций? Каково их генетическое происхождение? В предыдущей главе я говорил о том, что мазохист функционирует на кишечном уровне, что он не ощущает позвоночника. Теперь мы можем сказать, что на бессознательном уровне мазохист чувствует себя червем или змеей. Его склонность извиваться можно рассмотреть психологически и биоэнергетически. На бессознательном уровне он чувствует, что принадлежит земле. Ему очень трудно удерживать свое тело строго вертикальном положении, ему присуща тенденция падать на землю. Это - результат движения вниз продольного энергетического маятника, который мы описывали как основу принципа реальности. Мазохист боится сильного напора и сильной генитальной эрекции. На языке его тела нагрузка вызывает мышечное напряжение, которое препятствует развитию прямой осанки, возникающей благодаря сильной энергетической волне. Вследствие того что поток энергии блокируется, ее течение неуверенное, как бы наощупь. Движения не выражены прямо и убедительно, они беспокойные, нерешительные и уклончивые. Именно это и заставляет пациента чувствовать себя червем. Мазохистское чувство своей никчемности является выражением такого восприятия. Я говорю об этом буквально, таково истинное положение вещей.

Общим знаменателем ранних переживаний, в результате которых возникает мазохизм, является чувство униженности. Мазохист - это человек, который ребенком был глубоко унижен. Это повлекло за собой чувство неадекватности и никчемности. Какие переживания могут вызвать такое чувство? В том случае, о котором мы говорили в предыдущей главе, это принудительное кормление, при котором желания и чувства ребенка в расчет не принимались, и приучение к гигиене дефекации, которое лишало ребенка ощущения интимности в отношении своего тела. По всей видимости, таковы наиболее важные механизмы. Использование клизмы наносит, пожалуй, меньший ущерб, чем стимуляция пальцем, который мать вставляет ребенку в анус. Из-за чрезмерной заботливости ребенок лишается чувства интимности. Старый обычай шлепать ребенка по ягодицам действует подобным же образом.

Причиной униженности при таких переживаниях отчасти может быть принудительное вторжение, вмешательство в глубоко личные для каждого живого организма функции. Попробуйте силой впихнуть пищу в собаку или кошку и посмотрите, как они будут реагировать на это. Интерес, который некоторые родители проявляют к функции кишечника своих детей, связан с их собственным чувством стыда, который они испытывают по поводу своих выделительных процессов. Невозможно встретить мазохиста, который бы не чувствовал, что функции разрядки - анальные, уретральные и генитальные грязны. Ребенком мазохиста заставили считать, что эта область тела и те функции, которые она выполняет, грязные, и внушили к ним отвращение. Принудительное кормление тоже может породить подобную проблему. Ребенок, которого заставляют есть, обычно реагирует на это срыгиванием пищи. Это действие затем перерастает в более сильную реакцию отвращения к матери.

Маленький ребенок, как животное, изо всех сил борется против вмешательства в свои естественные функции. Чтобы сформировалась мазохистская структура характера, эта борьба должна быть подавлена. Однако для того, чтобы добиться согласия, редко используется физическая сила. Такие матери уверены, что они действуют на благо ребенка и в его интересах. Как правило, они не бьют его. Наградой послушанию служит одобрение, а бунт влечет за собой неодобрение. Однажды ребенок подчиняется, и устанавливается определенный паттерн поведения. С этого момента все его будущие действия ориентированы на то, чтобы их одобрили. Все мазохисты испытывают чрезвычайную потребность в том, чтобы их похвалили. Они стараются быть приятными в надежде, что вместе с одобрением получат и любовь, и, конечно, постоянно разочаровываются. Мы не осуждаем тех, кого любим, и не можем любить тех, кого осуждаем. Униженность означает, что организм чувствует: безопасность и одобрение зависят от его раболепия. В конце концов мазохист становится рабом.

В истории каждого человека с мазохистской структурой характера аналитик найдет период бунта, который сопровождается сильнейшими приступами гнева и ярости. На этой стадии агрессия еще направлена наружу. Мазохизм, как видно на примере взрослых пациентов, окончательно устанавливается в послепубертатный период. Бунтующий ребенок может проявлять многие мазохистские черты, но не страдать при этом. Нежные чувства подавлены неповиновением и бунтом. Только после того, как о себе заявляют сексуальные потребности, ловушка захлопывается. Конфликт между потребностью и злостью, покорностью и бунтом только усиливает невозможность разрешить его.

Внимание к материальным нуждам ребенка при отсутствии понимания его духовных потребностей создает проблему мазохизма. Неудивительно, что впоследствии мазохист будет рассуждать о потребностях души, но действовать на материальном уровне. Он старается завоевать любовь, меняя работу и прилагая усилия. Он отрицает важность материальной стороны жизни, говорит, что она мало для него значит. Он путается в своих желаниях, смущается, когда надо их выразить, и сомневается, что может получить удовлетворение.

Из-за ранних переживаний мазохиста напряжение сконцентрировано вокруг двух отверстий кишечного тракта. В горле - напряжение, вызванное страхом, что его будут кормить насильно или что его вырвет. В анусе и прямой кишке - страхом необходимости освободить кишечник, иначе в него что-нибудь вставят. Плечи мазохиста сильно напряжены, чтобы защитить горло; ягодицы и бедра зажаты, чтобы обезопасить анус. За всем этим стоит побуждение освободиться от того, что содержится в кишечном тракте.

Мазохистский характер - структура догенитальная. Проблема возникает когда генитальная функция еще не установлена. Это можно также рассматривать как один из аспектов оральной проблемы, возникающей из-за воспрепятствования естественному развитию независимости. Только здесь это связано не с депривацией, а с подавлением чувств ребенка. Поскольку мазохист развивается в среде, враждебной к выражению нежных чувств, подобные проявления лишь вызывают у него недоверие. Разве его собственная мать не играла на его симпатии и любви, унижая его? Разве не игнорировались его просьбы и мольбы? Аналитику необходимо сознавать все это при работе с такими пациентами.

Из-за сильного напряжения, сконцентрированного вокруг двух выходных отверстий, мазохист может обеспечить себе разрядку, только выталкивая что-либо наружу. Это характерно для его и профессиональной и сексуальной жизни. Хотя мазохист действует на уровне, недоступном, для человека с оральным характером, при этом не он способен расслабиться и вести себя с легкостью; он словно «проталкивается» в работу. Он действует кишками, а не сердцем, и ему обычно не хватает спонтанности и творчества. Пока мазохист функционирует «из кишечника», он плохой работник. Он слишком нуждается в одобрении. Длительное напряжение до такой степени «связывает» кишки, что упадок сил неминуем.

Тенденция достигать разрядки проталкиванием и напряжением еще более свойственна сексуальной функции мазохиста. Здесь дела обстоят крайне плохо. Если в трудовой деятельности проталкивание какое-то время еще может что-то давать, то в половой сфере оно неизбежно препятствует сексуальному удовлетворению. В результате возникает обида на партнера. Типичным паттерном является напряженность и взаимное обвинение, усилие и обида. Важнейшим моментом этой проблемы является чувство вины, связанное с сексуальностью, стыд половых органов и страх чрезмерных требований к Я.

Анализ действий мазохистов при мастурбации всегда выявляет одно и то же. Мастурбация не совершается обычным способом. И мужчины и женщины достигают возбуждения и разрядки, когда трутся гениталиями о бедра и одновременно крепко сжимают вместе ягодицы. Иногда половые органы прижимаются к постели, и при этом ограничивается использование рук, как будто им запрещено прикасаться к гениталиям. Скорее всего, так оно и есть на самом деле. Подобный способ мастурбации дает очень слабую разрядку. Мазохист не может выдержать сильного высвобождения энергии. Один пациент признался мне, что в момент эякуляции он сильно сжимает пенис, чтобы предотвратить выброс семени. Райх отмечал, что мазохист переносит на генитальную функцию анальный тип разрядки с его плоской кривой возбуждения и высвобождения энергии.

За таким поведением стоит страх мазохиста, что сильная энергетическая разрядка разорвет его на части, поскольку сильное напряжение причиняет боль. Это трудно себе представить, но так бывает.

В общении с другими людьми мазохист может иметь довольно глупый вид. Даже поверхностный анализ показывает, что это вызвано смущением, которое обычно испытывают такие пациенты. Они страдают, потому что способность выразить мысль и чувства блокирована. Экспрессия мазохиста отличается от экспрессии человека с оральной структурой характера. Несмотря на внешнюю неуклюжесть, мазохист очень умен и чувствителен. Он проницателен, точно воспринимает и понимает поведение других людей. Par contra, он игнорирует те силы, которые определяют его собственное поведение. Он использует свои умственные способности для того, чтобы поставить их на службу собственному недоверию, и они, таким образом, играют зловещую роль в его личной жизни.

Если оральному характеру присущи циклические колебания приподнятого настроения и депрессии, то энергетический паттерн мазохистского характера проявляется в том, что человек, образно говоря, пребывает в болоте, попеременно испытывая состояние тревожности и упадка. Теодор Райк хорошо сказал: «Это похоже на погружение в зыбучие пески, где, совершая любое усилие, человек погружается еще глубже». Это не тупик, а постоянная борьба, не статичное, а очень динамичное, мобильное состояние. Каждое движение вперед сталкивается с возрастанием тревожности, пока измученный мазохист снова не завязнет в болоте. Здесь он пробудет до тех пор, пока не возникнут новые импульсы, не начнется новый день или новые условия не потребуют дальнейших усилий. Выход из этого - генитальное высвобождение, но этот путь для мазохиста блокирован необъяснимым ужасом. Для того чтобы он получил возможность преодолеть барьер, необходима внешняя сила. Его надо подгонять хлыстом, иногда фигурально, а иногда и буквально.

Если вникнуть в душевное смятение, которое лежит у пациента на поверхности, то на более глубоком уровне можно добиться полного понимания и решения проблемы. На этом уровне мазохист знает, в чем состоит его проблема и те побуждения, которые лежат в ее основе. Этим он тоже отличается от человека орального типа характера. Позже, когда сила побуждений, приводящих мазохиста в смятение, ослабевает, он осознает амбивалентность любви и ненависти, которая определяет его состояние. Поэтому таких людей мучает подавленное чувство вины и держит в страхе Сверх-Я.

Проблему мазохизма можно понять и решить, только рассматривая ее как нарушение характера. Амбивалентность, нерешительность и сомнения пронизывают поведение таких людей во всех его аспектах. Каждый Агрессивный импульс, каждое движение или жест свидетельствуют об этом исходном нарушении. Прежде чем полностью выразить импульс, мазохиту надо преодолеть нерешительность и сомнение, любой импульс может быть ограничен, удержан или реализован вопреки сопротивлению. Мы рассматриваем только те импульсы, которые возникают; для обнаружения блоков злости и ярости необходим глубокий анализ.

Мазохист не переживает внутреннюю опустошенность, он постоянно ощущает внутреннее напряжение и тревожность. Он чувствует, что готов многим пожертвовать ради любви и работы, если бы только ему удалось их получить. Он более независим, чем оральный характер, но эту независимость подрывает сильная потребность в одобрении. Мазохист всегда очень старательный пациент, но в процессе терапии таким людям не удается достичь значительных результатов. Чтобы лучше понять динамику этого аспекта проблемы, давайте сравним биоэнергетику мазохистской и оральной структур характера.

У людей с оральной структурой характера отсутствует агрессия, поскольку недоразвит моторный компонент энергетической системы. Мышечный аппарат слаб, некоординирован и незрел. Если такой слабости мышц нет, ставить диагноз орального характера неправомерно. У шизоидных личностей, по крайней мере внешне, проявляется множество особенностей и установок, которые похожи на оральный характер, но они обладают сильными мышцами, которые не встретишь у человека с оральной структурой характера. Высокая степень духовного развития орального типа не сбалансирована с инфантильной моторной функцией. Поэтому оральный тип «парит в облаках». Это несоответствие можно изобразить, используя иудейский символ гармонии. Один треугольник сильно расширен, в то время как другой - уменьшен (см. рис. 15, левый) , что соответствует оральному типу с его склонностью к восторженности, мегаломании и всезнайству.

Мазохистский характер демонстрирует чрезмерно развитую мускулатуру и пониженную духовность, как будто мышечная система поглотила духовную сторону организма и разрушила ее. Мазохист приземлен, тяжел, и его агрессия снижена. Как мы выяснили раньше, чрезмерное развитие мускулатуры связано не с двигательной активностью, а с ее удерживанием. Неудивительно, что агрессия редуцирована.

Маленький треугольник на рис. 15 (правый) отображает тенденцию к самоуничижению, появлению чувства никчемности и униженности. Этот дисбаланс у мазохиста столь же очевиден, как и у человека с оральным характером. Проблема последнего возникает из-за отсутствия достаточно развитой, чтобы выдержать длительные усилия, мускулатуры. Когда такой человек перестает сопротивляться и принимает реальность, грамотная биоэнергетическая терапия обеспечивает быстрый прогресс. Благодаря физическим движениям и упражнениям развитие мускулатуры идет полным ходом. Человек с оральным характером проявляет действительный интерес к внешнему миру, хотя боится и неспособен дотянуться до него. При этом внешний нарциссизм, свойственный таким людям, действительно имеет место, но он скорее напоминает эгоцентризм ребенка.

При мазохизме, однако, мы сталкиваемся с проблемой двоякого рода, поскольку природные инстинктивные влечения обращены друг против друга. Если мы поощряем агрессию, она действует против нежных чувств и не дает настоящего удовлетворения. Освободить духовные чувства, когда необходимая для этого освобождения моторная сила сама по себе является тюремщиком, становится почти невозможным. Нелегко достичь духовного центра лишенного свободы мазохиста, поскольку он заточен в глубину темницы, построенной жесткой и очень развитой мышечной системой. Душа плачет, желая освободиться, и ее слабость постоянно принимает форму нытья.

Терапевтический подход к проблеме мазохизма многосторонен. Необходимо установить определенный контакт с запертой в темнице душой, чтобы поддержать в той тяжелой борьбе, которая ждет ее впереди. Это означает, что аналитик всегда должен проявлять симпатию, понимание и оказывать поддержку пациенту, несмотря на его постоянные неудачи, пессимизм, недоверие и враждебность. В то же время нельзя разрешать пациенту перекладывать тяготы и ответственность за свое состояние на терапевта. Трудность здесь состоит в том, что необходимо сохранить рациональный баланс между симпатией, с одной стороны, и критическим анализом поведения - с другой. Только в этих рамках можно проводить терапевтическую работу. Необходимо устранить спастичность мускулатуры, освободить заблокированные движения. Когда амбивалентность агрессии и нежных чувств исчезнет, произойдет слияние влечений, а это и есть генитальное функционирование.

Надо признать, что решение проблемы мазохиста связано с увеличением его сексуального удовольствия и удовлетворения. Но результат здесь обеспечит его собственное энергетическое функционирование, а терапевт может только направлять его и показывать ему, как преодолевать трудности. Мы сильны исключительно своими знаниями и верой и бессильны что-либо сделать вместо пациента. Если это знание и вера сильнее, чем недоверчивость и враждебность, которые испытывает пациент, терапия будет успешной. Но без успешного применения любые знания теряют ценность. Можем ли мы доказать это и продемонстрировать пациенту возможность иного функционирования?

Устранение мышечных напряжений и спастичности зависит от знания динамики телесной подвижности. Этот вопрос, однако, выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее некоторые соображения, связанные с лечением мазохиста, можно высказать прямо сейчас. В основе мазохистской структуры лежит чрезмерно развитая и контрактированная мускулатура. Необходимо устранить эту контрактуру, что требует движений, растягивающих и удлиняющих мышцы. Например, при ударах по кушетке у человека должно возникнуть ощущение подъема в голове и теле и вытяжения рук. При этом он сознает глубокие напряжения, которые связывают лопатки и плечи. Это действие является одним из сильных утверждений Я. Подобным же образом используются движения, которые раскрывают и высвобождают глубинные напряжения тазового пояса. Для того чтобы таз стал мобильным, необходимо растянуть контрактированную мускулатуру бедер. В дальнейшем в сознании пациента должно возникнуть чувство расслабления и наполненности таза.

Пожалуй, самая заметная особенность строения тела мазохиста - бычья шея, то есть толстая, мускулистая, но не очень ригидная. Ригидность шеи является выражением гордости, которая у мазохиста отсутствует. Укорачивающая шею сильная спастичность локализуется в глубоко расположенных мышцах, не участвующих в обычных произвольных движениях. Эти мышцы сдерживают бессознательную ярость и блокируют экспрессию импульсов, направленных вверх. Если у таких пациентов попытаться вызвать рвотный рефлекс, то можно увидеть, как волна импульсов прокатывается вверх и блокируется в горле. Это не связано с ригидностью горла, свойственной истерическому характеру. Блок создается контрактурой, которая подавляет импульс, направляя его от головы вниз и останавливая экспансивное действие. Как будто голова командует «нет» импульсу рвоты. Это состояние идентично тому, что происходит в нижней части тела. Но когда мы вызываем рвотный рефлекс, у нас есть возможность помочь пациенту осознать этот механизм и показать ему, как его преодолеть.

Если говорить про нижнюю часть тела, то тенденция втягивать живот и поднимать тазовое дно, останавливая тем самым продвижение вниз волны возникающего возбуждения, является другим аспектом того же самого механизма, о котором мы только что говорили. Проблема мазохизма не решится, пока не будет преодолена эта тенденция втягивать и напрягать живот. Это можно проработать сознательно, но нельзя забывать, что за таким напряжением стоит страх боли, вызывающий волну возбуждения, которая доходит до спастичного тазового дна и напряженного генитального аппарата. Активное сжатие выполняет функцию предупреждения связанного с болью переживания. Пациент должен встретиться с этой болью, научиться терпеть ее, чтобы перестать бояться. Добиться этого можно с помощью специальных упражнений, основанных на растяжении глубоких мышц. Здесь действует принцип боли-удовольствия. С увеличением терпимости к боли, возрастает и возможность удовольствия. Мазохистской структуре характера присущ догенитальный паттерн поведения, который непрочно «заякоренен» во взрослой реальности.

Если у орального характера отсутствует контакт с землей, потому что у него слабые своды стоп и недозаряженные периферические структуры, то у мазохиста такой контакт ограничен контрактированными сводами и спастичными ступнями и мышцами нижних конечностей. Причины разные, но опоры ненадежные и база двигательной активности сильно ограничена. Необходимо преодолеть эту напряженность мазохистской структуры и укрепить ноги, подобно тому как нужно укреплять ноги и стопы у индивида с оральной структурой.

На противоположном конце тела экспрессия лица также ограничена. Я уже отмечал, что для мазохиста типично выражение невинности и наивности, Это могут быть широко открытые невинные глаза, наивная естественная или глуповатая улыбка. За всем этим скрыт страх, презрение, недоверие, а еще глубже - напуганный ребенок. Такие экспрессии могут достичь поверхности и стать осознанными, а испуг - проявиться открыто и отреагироваться. Ни одно изменение не является более ценной наградой, чем высвобождение этих застывших экспрессий.

Биоэнергетическая терапия не даст эффекта, если ее не сопровождает глубокий анализ характера. При терапевтической работе с проблемами мазохизма такая аналитическая работа имеет первостепенное значение.

Аналитические интерпретации, однако, обладают общим для всех психологических толкований недостатком: я избегаю, потому что боюсь, или я боюсь, потому что избегаю? Нередко одно и то же действие интерпретируется по-разному*. Позвольте мне проиллюстрировать это.

____

* Ср. с замечанием Фрейда о знаменитом «обоюдоостром ноже» Достоевского в работе «Женская сексуальность» (1931), Collected Papers V.London, Hograd Press, 1953, р. 258-259.

Женщина со значительно выраженной мазохистской структурой характера рассказала об инциденте, который произошел с ней в юности. Когда учитель вызвал ее отвечать, она нарочно ответила неправильно, чтобы представиться глупой, хотя знала верный ответ. Пациентка объяснила это так: она не могла перенести того, что оказалась в центре внимания всего класса. Райх интерпретировал такое поведение как страх эксгибиционизма. С другой стороны, Теодор Райк интерпретировал такое поведение как негативно эксгибиционистское. Мазохист добивается внимания своими неудачами и жалобами. На самом деле верны обе интерпретации, одна является оборотной стороной другой. Мазохистский характер подавлен эксгибиционистскими тенденциями. На сознательном уровне мы встречаемся с сильным страхом проявить себя и оказаться в центре внимания. При этом неизбежно блокируются импульсы, которые могут иметь несколько способов выражения: как косвенно и бессознательно, так и в типичной мазохистской манере. Вполне возможно, что неправильный ответ, полученный от нормального сообразительного ученика, привлечет больше внимания, чем правильный. Но индивид привлекает внимание своей виной, тогда как в другом случае он оказывается в центре внимания позитивным способом. Чтобы не возникла подобная проблема, мы даем свои интерпретации на биоэнергетической основе и делаем это как можно чаще. Биоэнергетически такое поведение можно было бы объяснить как страх самоутверждения, удовольствия и экспансивных чувств.

При мазохизме мы имеем дело с личностью, для которой характерна неопределенность, амбивалентность и манипулирование ситуациями. В истории болезни, о которой я пересказывал в предыдущей главе, пациент описывал, как его пенис втягивался в мошонку. Такая тенденция явно противоположна нормальной детской склонности к эксгибиционизму. Поскольку мазохист манипулирует ситуацией, чтобы получить одобрение от матери, он демонстрирует свое состояние и просит мать его компенсировать.

Эксгибиционизм маленького ребенка - это проверка реальности. Чаще всего он принимает форму атлетических достижений, но может быть и открыто сексуальным. Ребенок ждет одобрения и восхищения, которые усилят его Я, и обеспечивает себе поддержку окружения. Позитивная реакция побуждает ребенка двигаться к более высоким уровням функционирования Я, в то время как негативная - подрывает уверенность в том, что самоутверждение необходимо, и делает человека в его взрослой деятельности зависимым от одобрения. Источник мазохизма - неодобрительное отношение и осмеяние малыша. Именно поэтому он связан с униженностью.

Существует еще один аспект этой проблемы, который необходимо разобрать. Разрядка, наступающая в результате мазохистского маневра, приятна, хотя она никоим образом не дает выход всему возбуждению. Это создает для мазохиста проблему, поскольку ему хочется получить удовольствие так, чтобы снизить цену, которую приходится за него платить. Поэтому во многих случаях можно ожидать, что, если пациент откажется от нажима и провоцирования, его сексуальная потенция снизится. Но путь для истолкования стоящей за этим злости и устранения глубинной спастичности открыт. Я встречался с таким феноменом: мне удалось добиться заметных успехов в лечении пациента с мазохистской структурой характера за несколько месяцев работы, но вдруг однажды он погрузился в мазохистское болото со всеми соответствующими симптомами. Он не мог назвать ничего, что объяснило бы этот рецидив. Я спросил о его половой жизни на прошлой неделе. Он рассказал про половой акт с женой, во время которого он был сильно возбужден, но его пенис выскользнул из вагины как раз перед завершением. Пожалуй, это можно было интерпретировать как выражение злости. Пациент избегал сексуального удовлетворения своей партнерши даже в ущерб собственному. После данного инцидента других сексуальных контактов с женой не было, и нам обоим стало ясно, что неразряженная энергия застоялась и породила настоящее внутреннее болото.

Зная динамику структуры характера, можно сделать вывод о проблеме переноса и природе сопротивлений. Мы можем предвидеть те позиции, которые займет мазохист. Во-первых, он видит в аналитике человека, который будет одобрять его, и полагает, что однажды ему удастся завоевать полное одобрение, услышать, что все будет хорошо. Когда этого не происходит, он ждет, что аналитик «сделает это за него», и в это время воспринимает его как знающую и заботливую мать. Негативную сторону составляют презрение, отвращение, враждебность и злоба, которые пациент первоначально испытывал по отношению к родителю. Мазохист переносит свою зависимость на аналитика в виде бессознательного требования «сделать это за него» и сопротивляется всякому рациональному предложению взять на себя ответственность за собственное поведение.

При лечении мазохизма очень важно потребовать от пациента, чтобы он выразил позитивные чувства. Только так может полностью проявиться природа сохраняющейся злобы. Возможно, такое требование вызовет сильное сопротивление, поскольку мазохист очень боится раскрыться. Сказать, что он боится, что его любовь будет отвергнута, - значит выразиться слишком мягко. Он был унижен еще ребенком и не будет рисковать снова. Сомнение и недоверие пустили глубокие корни. Может ли он обрести радость и счастье? Разве не приведет это к дальнейшему страданию? Приведет. Он будет рыдать и испытывать острую муку. Но только после рыдания он почувствует умиротворение и в какой-то мере может стать счастливым. "Мазохист должен страдать. Только когда он откажется от нажима и давления, печаль оставит его. Если злость, заблокированная его смирением, высвобождается, перед терапевтом оказывается очень несчастный ребенок. Но специфика мазохистского характера уже преодолена.



Страница сформирована за 0.83 сек
SQL запросов: 193