Выигрывающие

Выигрывающие (В.) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни является не успех, а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.

Аутентичные личности — В. не посвящают свою жизнь мечтам о том, кем они могли бы быть; являясь самими собой, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Они умеют раскрыть себя, а не создавать у других приятные, вызывающие или соблазнительные образы. Они понимают, что существует разница между «быть глупым» и «поступать глупо», между «быть знающим» и «изображать знающего». Им не нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугает их.

У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро проходят. В. могут быть независимыми в течение длительных периодов времени. Они могут терять почву под ногами и могут потерпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, не теряют главное — веру в себя.

Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на знание ответов на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают его, но делают свои собственные заключения. Хотя В. могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда полностью не связаны ими и никогда не испытывают благоговения перед другими.

Они не разыгрывают из себя беспомощных и не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своим единственным руководителем и знают это.

Выигрывающие правильно используют свое время, адекватно реагируют на все ситуации. Они знают, что всему свой черед и для каждой деятельности свое время: время быть энергичным и быть инертным; быть вместе и быть одному; ссориться и любить; работать и смеяться; встретиться лицом к лицу и удалиться; говорить и быть молчаливым; спешить и ждать.

В. дорожат своим временем, не убивают его, а живут им «здесь и теперь». Жизнь в настоящем не означает, что В. бездумно пренебрегают своим прошлым или не готовы к будущему. Скорее, наоборот, они знают свое прошлое, осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят в будущее.

В. учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их. Они не зацикливаются на внутренних противоречиях и двойственных чувствах. Являясь аутентичными, они сознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен. В. могут влиять на других и поддаваться влиянию. Они способны любить и быть любимыми.

В. умеют быть непосредственными. Они не придерживаются раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий и могут менять свои планы, когда этого требуют обстоятельства. В. испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, других людей, мира природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они гордятся собственными достижениями, без зависти радуются достижениям других.

В. могут свободно наслаждаться, но могут и откладывать удовольствие в настоящем, чтобы усилить его в будущем. В. не боятся следовать своим желаниям, но следуют им наиболее подходящим образом. В. не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на неудачу.

В. заботятся о мире и людях. В. не отделены от главных общественных проблем, а интересуются ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий В. не считают себя бессильными. В. живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Проигрывающие

Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки рождаются беспомощными и полностью зависящими о своего окружения. Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости; проигрывающие (П.) — нет. С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.

Как отмечалось, мало кто относится полностью к В. или полностью к П. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних областях и Проигрывающими — в других. Кем является человек, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.

Недостаток любви и заботы, плохое воспитание, несчастливые отношения, грубость, болезни, длительные неприятности, чрезмерные физические нагрузки, травмирующие события являются некоторыми из немногих факторов, которые способствуют формированию П. Эти условия мешают, сдерживают нормальное развитие независимости и самоактуализации. Чтобы справиться с этими отрицательными переживаниями, дети приучаются манипулировать собой и другими. От этого манипулирования им тяжело в последующей жизни, и часто оно превращается в тип поведения. В. стремятся избавиться от него, П. прикованы к нему.

Некоторые П. говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как о преуспевающих, но загнанных в ловушку или преуспевающих, но несчастных. Другие говорят, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо. П. не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили.

П. редко живут настоящим, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. П., который живет в прошлом, пребывает в старых добрых временах или в прошлых личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, П. или цепляются за то, как могли бы произойти события, или оплакивают свою несчастную судьбу. П. жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудавшуюся жизнь на других, сокрушаясь и повторяя, «если бы только я женился на ком-нибудь другом…, имел другую работу…, окончил школу…, был красивым…, мой супруг бросил пить…, я родился богатым…, имел лучших родителей…».

Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после которого они смогут «зажить счастливо». Вместо того, чтобы следовать своей собственной жизни, П. ждут — ждут волшебного спасения. Какая замечательная жизнь начнется, «когда: наконец, явится прекрасный принц или совершенная женщина…, кончится школа…, вырастут дети…, представится новая работа…, начальник умрет…, я разбогатею…».

В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения, некоторые П. живут в страхе перед будущими несчастиями, в ожидании того, «что, если: я потеряю работу…, потеряю рассудок…, что-нибудь упадет на меня…, я сломаю ногу…, я не нравлюсь им…, я допущу ошибку … ».

Непрерывно концентрируясь на будущем, такие П. испытывают тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий — реальных и воображаемых — проверок, оплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т. д. Люди, слишком погруженные в свои предположения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.

П. не способны полностью использовать возможности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.

Большую часть своего времени П. играют, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют свою энергию на сохранение масок, часто показывая не настоящее свое лицо. Карен Хорни пишет: «Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя презирается, в лучшем случае, как бедный родственник ». Для играющего роль П. сама игра более важна, чем реальность.

П. подавляют свои возможности к непосредственному и соответственному выражению полного ряда возможного поведения. Они могут не подозревать о возможностях другого, более продуктивного, наполненного жизненного пути. П., боятся оказаться в новых обстоятельствах и прежде всего стремятся сохранить существующий статус кво. П. повторяют не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и среды.

П. избегают влияния привязанности, не вступают в частные и откровенные отношения с другими. Вместо этого П. пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы П. также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.

Люди, являющиеся П., направляют свои умственные способности, свое поведение на «рационализацию» и «интеллектуализацию». При рационализации П. пытаются оправдать свои действия благовидным предлогом; при интеллектуализации — стремятся засыпать других пустым красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознанными. Подобно сказочной царевне-лягушке, П. заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.

Чтобы быть настоящим Выигрывающим — выигрывающим не в смысле победы над кем-нибудь, а в смысле ответственности за жизнь — необходимо мужество. Необходима смелость, чтобы ощущать свободу, которая приходит с независимостью; смелость проявлять искренность, отстоять свою позицию в непопулярном деле, выбрать аутентичность, рискуя заслужить неодобрение, и выбирать ее снова и снова; смелость принимать ответственность за свои собственные решения и на деле быть совершенно неповторимой личностью, которой вы в действительности являетесь. Новые пути — это часто неопределенные пути, и, как подчеркивал Роберт Фрост: «Смелость — это человеческое качество, которое ценится более всего — смелость действовать на основе ограниченных знаний и недостаточной ясности. Этим обладает каждый из нас».

Путь личности не всегда является легким, тем не менее, если люди осознают свои «черты проигрывающих» и решают бороться с ними, они, вероятно, откроют, что наделены всем необходимым, для того, чтобы выигрывать.

Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Так же, как и в теории психотерапии, в теории консультирования не смолкают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эту дискуссию кратко можно обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление, психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («early intervention» — работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование Г. Джекинса) (Jackins, 1965).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является, по существу, обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то, что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и могут варьироваться в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Крайне важно для помощника осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Brammer, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой он отражает и перерабатывает свой собственный опыт, он начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникаций с людьми и характер своего воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как ОНИ осознавали свой личный опыт и использовали его для построения своих собственных теорий. И в завершении он объединяет первое и второе в свою собственную уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией СЕБЯ).

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Carkhuff, 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще — на чем автор принципиально настаивает — то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в чем его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать свою собственную жизнь.

Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождения в проблему,

б) классификации,

в) структурирования,

г) построения взаимоотношений,

д) исследования,

е) консолидации,

ж) планирования,

з) завершения.

Он также обнаружил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других» (Brammer, 1973).

А. Ивей предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и затем практикование (Ivey, 1971). Н. Каган с соавторами (Kagan et. al., 1967) также разработал микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана (Egan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1. Реакции на запросы другого и исследование самого себя.

2. Интегративное понимание и динамическое (т. е. меняющееся и углубляющееся в ходе процесса) самопонимание.

3. Содействие в осуществлении целенаправленных действий и собственно действия. (Первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент.)

4. Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (рис. 8), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 9. Модель помощи, по Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977).

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиенто-центрированной ориентации и являются противниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультировании. Они считают, что существует три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов (рис. 9). При этом они настаивают, что главной является вторая цель — личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени и обучить тому уровню осознавания себя и тем навыкам, которыми владеет он сам (Aspy, Roebuck, 1977). Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными идентифицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощники так же, как и другие люди, видят в окружающих отражения своих собственных черт — считают Скалли и Хопсон — поэтому для видения другого и понимания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого человека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципиально важным профессиональным качеством помощника, является не РЕЗУЛЬТАТОМ (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а ПРОЦЕССОМ, который должен иметь место в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечиваем и некоторый контроль над направлениями нашей работы с людьми. Кроме того, самоосознание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный профессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы в свою очередь подвергаемся воздействию с их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и системы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным приобретением для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навыки заботиться о себе и уметь отказывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственному состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.

САМОУСИЛЕНИЕ ДРУГИХ
(помощь другим в их усилении самих себя)

Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира)

Формулирование собственных целей

Формирование ценностей

Развитие навыков

Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире)

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОМОГАЮЩЕГО

Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания

Мониторинг собственного самочувствия и развития

Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии

Оказание и получение поддержки

Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта от этого, изменение их и собственные изменения под их воздействием

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЫХ МИКРО- и МАКРОСИСТЕМ

Рис. 10. Цели помощи (Scally, Hopson, 1979)

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных ИСХОДОВ или результатов:

Каждая из пяти целей, приведенных в первой части рис. 9, взаимосвязана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами психической жизни субъекта. ОСОЗНАВАНИЕ помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие ЦЕЛЕЙ позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. ЦЕННОСТИ (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то, ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому развитию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчивый характер (Raths, Harmin, Simon, 1964). Человек, который строит свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо ЗДОРОВЫХ СИСТЕМ, его деятельность носит проактивный (proactive — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увеличивать и использовать их потенциал. ИНФОРМАЦИЯ представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность на основе объема и источников информации, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания ПОЛУЧАТЬ и как их ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирование целей и ценностей — требуют формирования НАВЫКОВ. Только навыки помогают реализовать наши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответственны за наше достоинство, но нам необходимо УМЕТЬ достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).

Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе от ученика требуются навыки планирования своих целей и действий, организации времени, навыки читать и писать (даже взрослые обладают ими в различной, как мы знаем, степени), получать знания самостоятельно, навыки принятия решения и умения работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, дачи рекомендаций и советов: формирование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему будет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсон и Скалли (Hopson, Scally, 1980) предложили следующий перечень жизненных навыков (life skills), которые являются нашими «издержками» во имя развития и процветания:

Отправить на печатьОтправить на печать