Я и ТЫ
(навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой)
Я и ДРУГИЕ
(навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими)
Я
(навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти)
Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:
Образование
Работа
Дом
Досуг
Сообщество

Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе», как это определяет, например, М. Херберт, позволяет представить этот процесс следующим образом:

КОНСУЛЬТАНТ

ИСПОЛЬЗУЕТ:

Навыки построения взаимоотношений:

  • уважение
  • подлинность
  • эмпатия

ПОМОГАЕТ КЛИЕНТУ:

Чувствовать себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту;

Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.):

  • достигать договоренности с клиентом, и соблюдать договоренность
  • задавать вопросы
  • обобщать сказанное
  • выделять главное и фокусироваться на нем
  • отражать сказанное клиентом
  • прояснять сказанное
  • конкретизировать;
  • конфронтировать;

 

 

 

Говорить и исследовать;

Глубже понимать, ЧТО он чувствует, КАК и ПОЧЕМУ;

Видеть возможные выборы;

Обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив;

Навыки планирования:

  • формулировать цели
  • планировать действия
  • владеть стратегиями разрешения проблем

Развивать способность к ясному целеполаганию;

Формировать конкретный план действий;

Осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Katz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения МУДРО. Именно таким образом можно достичь действительно самоусиления (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Так же, как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи. Однако, еще раз подчеркнем, что, сколько бы видов помощи мы не выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и, ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

И в заключение предлагаем несколько психологических упражнений.

Упражнения

Ваша взрослая этика

При выполнении этого упражнения исследуйте все сферы, в которых ваша жизнь связана с жизнью других людей, в чем ваши взгляды влияют на людей, которые живут далеко от вас и (или) могут сильно отличаться от вас. Также исследуйте ваше поведение и установки по отношению к вашему общему окружению, включая как живую, так и неживую природу.

Спросите себя и запишите на листе бумаги:

Напишите пять наиболее важных вещей, которые вы цените больше всего в жизни.

1. ______________________________________

2. ______________________________________

3. ______________________________________

4. ____________________________________

5. ____________________________________

Теперь расположите эти ценности по степени их важности.

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ______________________________________

4. ______________________________________

5. ____________________________________

Изучите последний список. Спросите у себя:

Какое отношение имеют мои ценности к моей жизни, общественной жизни, работе? Какое отношение они имеют к тому, чего хотели бы мои родители для меня (от меня)? Отражает ли мой нынешний образ жизни эти ценности?

Взрослые вопросы о вашей жизни. Если вы начали более глубоко задумываться над тем, кто вы на самом деле, зачем вы существуете, что вы, в действительности, делаете со своей жизнью и куда ваши настоящие модели поведения ведут вас, попробуйте стать более осознающим, спросите себя:

Самоидентификация

1. Начните осознавать свое тело. Некоторое время отмечайте исключительно нейтрально, без какой-

либо попытки изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознавать.

Осознайте, например, контакт тела со стулом, на котором сидите, ног — с полом, одежды — с кожей.

Осознайте свое дыхание.

Когда вы убедитесь, что достаточно долго исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу.

2. Начните осознавать свои чувства.

Что вы чувствуете прямо сейчас?

Какое важнейшее, самое сильное чувство вы постоянно испытываете в своей жизни? Рассмотрите отдельно позитивные и негативные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, депрессию и приподнятость.

Не оценивайте. Смотрите на свои чувства исключительно с объективных позиций, как ученый, описывающий явления.

Когда вы будете удовлетворены, переключите свое внимание на следующий этап.

3. Переведите внимание на свои желания.

Сохраняя ту же беспристрастную позицию, рассмотрите основные желания, образующие мотивацию в вашей жизни. Часто вы можете легко идентифицировать себя с ними, но сейчас просто рассмотрите их.

Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

4. Понаблюдайте за миром своих мыслей.

Как только мысль появится, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т. д. Если вы считаете, что у вас нет никаких мыслей, осознайте, что это тоже мысль. Следите за течением своего сознания: воспоминания, суждения, образы, чепуха, аргументы.

Делайте это в течение двух минут, затем исключите эту реальность из поля вашего наблюдения.

5. Наблюдатель — тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями — не то же самое, что объект, за которым он наблюдает. Кто же наблюдает за всеми этими реалиями? Это — ваше Я. Я — это не образ или мысль, но сущность, наблюдающая за образами и мыслями и удаленная от них. Вы — это сущность. Скажите про себя: «Я есть Я, центр чистого сознательного».

Делайте это в течение двух минут.

Приятие

1. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, ваш талант, превосходное самочувствие, красивый цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он вам дает и чему вы от него можете научиться.

2. Теперь подумайте о чем-нибудь (или о ком-нибудь), чего (или кого) вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же, представляйте его, внимательно разглядывайте всякую свою реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления.

3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в ситуации или событии, выбранных вами? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом.

4. Теперь вернитесь к предмету, который вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознавайте ваше приятие.

5. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который дарит приятное, способен доставить неприятности, и допустите к себе, если чувствуете, готовность и желание сознательного, намеренного приятия.

Лучший терапевт

По одной восточной легенде, однажды боги решили создать Вселенную. Они создали звезды, солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем — сотворили человека. И, наконец, они сотворили Истину. Однако возник вопрос: куда следует спрятать ее, чтобы человек не смог ее отыскать? Им хотелось удлинить путь этого поиска.

«Давайте поместим на самую высокую горную вершину», сказал один.

«Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», — предложил другой.

«Давайте положим ее на дно самой глубокой и темной пропасти».

«Давайте скроем ее на обратной стороне луны».

Наконец, самый мудрый и древний бог сказал: «Нет. Мы спрячем истину в сердце человека. Так он будет искать ее по всей Вселенной, не зная, что носит ее постоянно в себе».

Психосинтетическая техника внутреннего диалога помогает найти правду, скрытую и часто забытую внутри нас самих. Мы представляем, что встречаем человека на вершине горы, вдали от цивилизации, вне времени. Этот человек — источник любви, которая принимает нас с тем, для чего мы существуем, и пробуждает в нас то, чем мы можем стать. Этот человек очень мудр и понимает жизнь как единое целое вместе с ее противоречиями и парадоксами. Мы чувствуем это и в атмосфере доверия ведем диалог, в котором происходит обмен энергией, проясняются идеи, исчезают сомнения.

Мудрец работает как самый эффективный символ Я и позволяет нам контролировать с целебной вдохновляющей энергией. Я — лучший терапевт.

Внутренний диалог уместен во всех случаях, но особенно полезен в ситуациях, когда:

Роза

Представьте розовый куст: корни, стебель, листья и на верхушке — бутон розы. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.

А теперь представьте, что чашелистики начали раскрываться, рассмотрите теперь доступные взгляду лепестки — нежные, изящные, пока еще закрытые.

И вот лепестки начали медленно раскрываться. Наблюдая это, представьте себе, что и внутри вас происходит некий расцвет.

Ощутите, что и в вас нечто распускается и открывается свету.

Продолжая представлять розу, вы чувствуете, что ее ритм — это ваш ритм, ее раскрытие — ваше раскрытие, что она открывается свету и воздуху, раскрывая всю свою прелесть.

Вы ощущаете ее запах и впитываете в себя. Теперь вглядитесь в самый центр розы, где жизнь наиболее интенсивна. Пусть возникнет образ, выражающий самое прекрасное, самое значимое, самое креативное в вашей жизни, пробивающееся наружу, к свету. Это может быть все, что угодно. Пусть образ появится спонтанно, без усилий и осмысления.

Удерживайте образ некоторое время и проникнитесь его содержанием.

Образ может сообщить вам нечто — вербально или невербально.

Воспримите это сообщение.

Рекомендуемая литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  2. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1982.
  4. Бойко В. В. Молодежная семья. Л., 1980.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  7. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М., 1990.
  8. Зощенко М. Повесть о разуме. М., 1976.
  9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992.
  11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  12. Рюриков Ю. Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня, завтра. Кемерово, 1984.
  13. Фромм Э. Искусство любви. М., 1986.
  14. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
  15. Bernard М. Staying rational in irraitional world. Carlton, 1986.
  16. James М., Jongvard М. Bum to win. N. Y., 1986.
  17. Fromm F. The revolution of hope. N. Y., 1968.
  18. Ферручи П. Кем мы можем быть. М., 1990.
Отправить на печатьОтправить на печать