Предпринимательская деятельность

Предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, — это способ существования людей, это форма активности.

Психологи выделяют такие основные деятельности: труд, игра, учение или познание, общение. Человек же проявляет свою активность в многообразных формах деятельности, различной по содержанию, в зависимости от ведущей потребности, трансформированной в этой активности.

Психологической теории деятельности основываются на представлении о человеке, как об активном начале, о субъекте, психология которого развивается во взаимодействии внутренней и внешней среды. Индивидуальное, особенное в деятельности человека проявляется через преломление, ассимиляцию внешнего, всеобщего в сознании субъекта (Ананьев Б. Г., Выгодский Л. С., Леонтьев А. П., Рубинштейн Л. С., Суходольский Г. В., Тутушкина М. К. и др.).

Деятельность это целесообразная жизнедеятельность высокоорганизованных форм жизни, это универсальная активность, условие удовлетворение потребностей. Она осуществляется с затратой энергии. В процессе деятельности человек совершает работу, иначе, — прикладывает усилия по преодолению сил внешней и внутренней среды. Работа в психофизиологическом смысле предполагает трату психофизической энергии (И. М. Палей, В. Магун и др.).

В психологической структуре любой деятельности можно выделить следующие элементы: время и пространство деятельности, или условия и этапы; объект; субъект; предмет; результат, эффект; цель; мотив; действия в собственном смысле слова; способ, средства принятия решений; критерии успеха — неуспеха (достижение — не достижение результата); внешние признаки (уровень достижений); внутренние признаки (уровни формирования и выполнения деятельности).

Деятельность проявляется на макро уровне — это разновидовости деятельностей; а также на уровне действий, на уровне операций, на уровне психофизических функций человека.

Человеческая деятельность сложна по своему строению, многообразна по свойствам и отношениям, функциям и результатам, условиям и формам существования и познания. Методологически не просто эмпирически исследовать внутренние компоненты деятельности. Здесь возможны опоры на самоотчеты и самоанализ человека — деятеля: познающий субъект познает себя как объект — это сложно очень.

Теоретически для изучения человеческой деятельности создана концепция «субъекта деятельности». Она позволяет через внешнее своеобразие активности субъекта рассматривать внутренние характеристики деятельности.

В предпринимательской деятельности представлены все элементы концептуальной модели субъекта.

Предприниматель — носитель активности в системе предпринимательства, субъект предпринимательской деятельности. Им может быть один человек, группа людей, объединенных в организацию разного уровня сложности.

Субъект деятельности (или внутренняя деятельность) характеризуется с позиций умений, способностей, средств, операций, типа мышления, стратегии и тактики поведения, таланта, творчества и этапов развития этих названных конструктов.

Внешние характеристики предпринимательской деятельности — это эффекты, производимые в обществе или результаты и характер этой деятельности, наблюдаемый со стороны. Напомним, что речь идет о претворении идей в деловые возможности, о появлении новых рабочих мест, новых профессиях, новых потребностях; о создании таких ниш рынка, которые в обществе, терпящем кризис, экономят время и в короткий срок дают прибыли, необходимые для воспроизводства.

Результаты предпринимательской деятельности: товары, услуги, рынки, источники сырья, которые возникают вследствие новых комбинаций и использование информации и деловых отношений.

Предметное содержание предпринимательской деятельности — трансформация этих эффектов, или — создание новых организационных структур и пространственных возможностей для протекания инновационных процессов. В отличие от руководителей — предприниматели создают новые отношения. Предприниматель — агент рынка и производства (Й. Шумпетер). Это главный предмет деятельности предпринимателя.

Экономист Королев В. И. и другие специалисты называют такие признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность; независимость; принцип личной заинтересованности и ответственности; жесткие условия работы; новаторство; творческий поиск; конкурентная борьба; риск; инициатива снизу; умение увлечь людей; целеустремленность; энергичность; настойчивость; незаорганизованность; сметание рутины и мешающих традиций; нетипичность действий в организации производственных процессов; конструирование новых структур в пространстве хозяйственных отношений; высокий уровень компетентности в технологиях, экономике, юриспруденции; продуктивное позитивное взаимодействие с людьми; эффективные прибыли и сбережения ресурсов за счет эвристичности мышления и уровня контроля над этапами производственной ситуации.

Предпринимательская деятельность — это вид деятельности, в ходе которой организуется новый потенциал в экономике и в жизни общества в целом. Это — творческая активность в хозяйстве.

Цели предпринимательской деятельности — получение прибыли, расширение производства, получение известности, достижение устойчивого положения фирмы, выигрыш или удержание в конкурентной среде.

Способы предпринимательской деятельности хорошо определил Петр Щедровицкий. Он говорил, что предпринимательская деятельность определяется тогда, когда осознается факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности — это способ — создает новые функции продукта и пустоту в рынке (через формирование потребности, запроса на этот продукт). Для этих процедур нужны знания и проекты в голове. Эффект — презентация будущего. Функции нового продукта и пустоты рынка — параллельные процессы. Моменты изменения мыследеятельности — это источник ресурсопорождения. Мышление — основной ресурс и способ предпринимателя. Способ теории — производить изменения в голове, способ мышления — контролировать мышление.

Человек — объект и субъект, который, получив знание о себе, себя изменяет. Предприниматели отличаются по типу знаний и проектов. Субъект видит будущее и переносит будущее через свои проекты. Есть такое определение: предпринимательство — интеллектуальная деятельность энергичного инициативного человека, который, владея какими-либо ресурсами, использует их для бизнеса (дела), которым управляет.

Управленец, предприниматель, владелец капитала и т. д. это не одно и тоже. Существует как ролевые и функциональные, так и отличия по способностям, тактике и стратегии поведения этих субъектов в хозяйственной организации.

Для предпринимательской деятельности характерно проявление такого качества человека как предприимчивость, или предпринимательская способность. Эту способность прекрасно описал русский социолог Гинс.

Предприимчивость — это добавочное свойство, которое появляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей живого существа, приспосабливаясь к новой обстановке.   Под влиянием предприимчивости к хозяйственному инстинку присоединяется инициатива… единообразные действия (ресурс которых исчерпался) не повторяются, но вносится нечто творческое, проявление хитрости, ловкости. Предприимчивость может быть удачна лишь при наличии двух свойств: ума и решительности.

Ум выражается в находчивости и приспособляемости; решительность — в длительном осуществлении задуманного, в готовности к риску. Предприимчивость предполагает смелость в новой обстановке, гибкость сознания, настойчивость. Она всегда была источником новых полезных навыков и способом адаптации к новым условиям существования. Ей присущ утилитарный характер, т. к. смысл ее заключается в обеспечении какой-нибудь новой выгоды или преимущества. Предприимчивого человека отличают разные оттенки этого свойства: большее сознание, чем у других, сообразительный ум, степень направленности, находчивости, решительности, смелости, настойчивости.

Главное выражение предприимчивость получает в области хозяйственной деятельности, т. е. деятельности, направленной на обеспечение возможности существования в новых условиях — склонность к расширению хозяйственной деятельности, способность предвидения, умение составить план. Смекалка и способность не всегда ведут к предприимчивости, если натура не решительная и пассивная.

Предпринимательское поведение, по описаниям Й. Шумпетера, — это особый тип поведения, когда субъект делает не то, что другие и не так, как другие (в хозяйстве). Своеобразие выделенного типа заключается в огромном напряжении духовных сил, неавтоматических поступках свободе от рутины, умении действовать в непривычных рамках, в отсутствии необходимых для принятия решений правил. Это поведение содержит догадку, чутье, способность видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать настоящим моментом … способность отделять существенное от несущественного, когда еще неизвестны принципы осуществления предприятия. Подготовка, знания дела, глубина ума, способность к логическому анализу излишни здесь.

Сила воли, реализм, игра воображения при этом, духовная раскрепощенность, наличие сил и энергии, объем которых выходит далеко за пределы потребностей трудовых будней. Это качество своеобразное и в природе встречается очень редко.

Общество осуждает отклонения в поведении, непохожесть на многих. Специфический «предпринимательский» характер частному руководству в экономике — как поведению, так и типу, — придают особенные условия этой деятельности. Специфически сочетаются острота видения и ограниченность кругозора с умением идти вперед в одиночку. Он лишен блеска, он типичный выскочка, лишенный традиций, и поэтому за пределами своего кабинета он, зачастую, робок, неуверен в себе, старается приноровиться к обстановке.

Мотивация поведения хозяйственных субъектов непроста. Мотивы предпринимателей: своя империя, династия, простор, власть, желание борьбы, стремление к успеху ради успеха, величина прибыли безразлична, иначе это тип уже другого субъекта. Предпринимателей ведет радость творчества, отвага, избыток сил. Это — способ реализации себя в жизни.

В предпринимательской активности, как писал Й. Шумпетер, нельзя пребывать долго. Предпринимательская деятельность функциональна. Роль предпринимателя исполняет человек, способный проявить особый тип поведения в момент, когда условия хозяйственной среды требуют отступления от обычных правил, и порождается новый момент, правила работы в котором неизвестны. В подобных условиях отсутствуют необходимые показатели для принятия решения, оценки и прогноза исхода выбираемого шага. Появляется новый источник ошибок, так как в новых условиях неизвестно, что изменится после принимаемого шага. Так как действовать необходимо, не имея времени продумать во всех деталях, что произойдет, план действий строится только с опорой на представления о ситуации. Тогда работает интуиция, «чутье».

Успех, в этом случае, зависит «от способности видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать только данным моментом и правильность которого выявится лишь впоследствии. Успех зависит от способности отделять существенное от несущественного тогда, … когда нельзя еще дать себе отчет о тех принципах, на основе которых осуществляется все это».

Таким образом, несмотря на кажущуюся импульсивность характера предпринимательских действий, последующий успех, возможно, объясняется такими психологическими механизмами, как: натренированностью воображения, особенностью хранения в памяти информации о ситуациях и опыте в своем деле. Запасом энергии для быстрого поступка, умением корригировать предстоящие ошибки, раскрепощенностью, независимостью, силой волеизъявления.

Предпринимательское поведение может проявить и домашняя хозяйка, и вождь индейского племени, но воспринять предпринимателя как деятеля можно лишь тогда, когда результат его работы приобретает общественную значимость.

Как в любом виде творчества, предпринимательский талант развивается со временем. Примером тому могут служить биографии известных предпринимателей — Генри Форда, Эндрю Карнеги, Саввы Морозова и многих других.

Границы предпринимательской деятельности такие: верхняя — целесообразность среды, нижняя — желание самого субъекта. На уровне социально — значимых явлений границы деятельности обозначаются как успех, удача, неуспех, неудача в делах.

Успех — это достижение цели, результата деятельности с минимальными моральными, психологическими, материальными потерями.

Успех и неудачу предприниматели и не предприниматели представляют по-разному. В нашем исследовании о семантики этих понятий у разных групп людей оказалось, что только предприниматели понимали удачу, как выполнение дела, действий в полную силу своих способностей, а неудачу, как ситуацию, когда не полно использовал все ресурсы индивидуальных способностей и резервы ситуации.

Этапы предпринимательской деятельности можно различать на уровне макро-, микро социума, и на уровне отдельного индивида.

В деятельности отдельных предпринимателей выделяются стадии: поиск новой идеи, ее оценка; составление бизнес плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.   

На стадии поиска новой идеи происходит планомерный или непроизвольный отбор информации из общения с людьми, анализа прессы и литературы, осознания нужд общества и собственного окружения. Осуществляется итеративный синтез: нужды общества соотносятся с научными методами и существующими технологиями.

Составление бизнес-плана — это определение сегмента рынка (акция может происходить и в голове предпринимателя), его размера, рассчитывание и обдумывание основных характеристик сегмента: составление плана маркетинга: плана производственного и финансового обеспечения.

Поиск ресурсов предполагает представление, что главное, что второстепенное в деле с моральной, технической, экономической, интеллектуальной точки зрения. На этой же стадии осуществляется контроль и коррекция планов с идеей.

Стадия управления предприятием предполагает работу с организационными структурами, руководство людьми, удержание в конкурентной среде, оценка потенциала и создание капитала для воспроизводства. Предприниматели в этот момент затевают другое дело, оставляя предприятие на менеджеров — управленцев-профессионалов.

Каждая стадия сопровождается контактами с разными людьми, в которых можно находить социальный ресурс успеха предприятия. Поэтому для предпринимателя важно совершенствоваться в искусстве межличностного и делового общения и в специальных психологических методах принятия решения.

Психолог Рощин приводит такие критерии успевающего предпринимателя:

Всемирно известные фирмы были сравнены по многим критериям. Из 62 оставили 15, равные по таким показателям:

Лучших из лучших предпринимательских фирм отличало следующее:

Мы спрашивали в анкетировании, от чего зависит успех предпринимателей (выборка — 570 человек, 1993). Респонденты назвали следующие причины.

Предприниматели эти причины указали в другом ранговом порядке. На первом месте по важности у них были названы факторы капитал и знания (законодательства и другие). На втором — соответствие запросам потребителя и использование новых технологий, на третьем — работоспособность и умение полагаться на свои силы, на четвертом месте — поддержка государства и производство качественного товара.

Как видим, предприниматели ценят труд. Когда респонденты указывали факторы выхода из экономических трудностей, только у предпринимателей в первых рангах стояла трудоспособность, приложение усилий, другие группы респондентов передвинули фактор «труда» низко.

Таким образом, предпринимательство в обществе творится людьми, которые «чуть-чуть не так, как другие, себя ведут», когда есть необходимость действовать, чтобы выжить в условиях новой хозяйственной ситуации.

Отправить на печатьОтправить на печать