Научиться любить себя
Испытывая душевную боль, мы соприкасаемся со своими негативными, неистинными представлениями. Боль всегда вызывается нашими ложными взглядами. Мы страдаем, когда умом верим во что-то, но душа говорит, что это неистинно. Чтобы убеждения изменились, надо отступить назад и прочувствовать свою боль. Если ее источником является представление о том, что нас никогда не будут любить, зрелый ум сможет осуществить корректировку.
Мы чувствуем страдание, когда ум верит во что-то, а душа говорит, что это неправда.
Если мы порой ощущаем нелюбовь к себе и начинаем верить, что недостойны любви, можно отступить назад и ощутить прежнюю боль, после чего она автоматически начнет уходить. В детстве мы не знали, сколь чудесны. Из-за того, что нас игнорировали, пренебрегали нами или плохо поступали по отношению к нам, мы не осознали своей уникальности. Мы упустили шанс соприкоснуться со своим истинным «я». Даже сегодня я порой забываю, какой замечательной личностью являюсь. К счастью, когда возникает какое-то сомнение на этот счет или ощущение своей бесполезности, я знаю, как с этим быть. Пару минут — и уже ничего нет.
Я просто связываю свои ощущения с событиями, случившимися со мной в семилетнем возрасте. Позволяю себе чувствовать как тот семилетний мальчуган, который думает, что никогда не найдет дорогу домой и что дома о нем забыли. На несколько минут я представляю себя в прошлом, ощущаю прежний страх. Потом — мысленно обнимаю себя прежнего. Внушаю семилетнему мальчику, что его любят, что о нем не забыли, что с ним все в порядке. После нескольких минут контакта с уязвленной частичкой себя я начинаю чувствовать, что заслуживаю всеобщей любви. А если кто-то меня не любит, то он много потерял в жизни!
Найдя в прошлом несколько достойных сожаления моментов, вы всегда сможете вернуться назад и наполнить свои первые четыре резервуара любви. Чтобы продолжать притягивать к своей жизни все больше и больше хорошего, нам надо подниматься на новые уровни уверенности и любви к себе. Нет конца процессу созидания.
Глава 15. Уважать все свои желания
Определение своих желаний и уважительное отношение к ним, — в основе обретения своего истинного «я». Несмотря на то что базисом личного успеха являются желания души, вам следует с уважением относиться и к остальным своим истинным желаниям. У вас есть много видов желаний: желания души, желания ума, желания сердца и желания тела.
Если к вам не пришел внутренний успех, значит, вы утратили связь с желаниями своей души. А если не достигли внешнего успеха, — не дружите с желаниями ума. Не исполняя желания сердца, вы теряете способность притягивать к себе то, что вам нужно. Когда ваше тело болеет, причину следует искать в неудовлетворенности его желаний.
Оставаясь в контакте со всеми своими желаниями и уважительно относясь к ним, вы обретаете четкий ориентир в жизни и достигаете личного успеха. Уважать свои желания не значит быть их рабом. Если вы прислушаетесь к своим желаниям и уделите внимание каждому, они станут более гармоничными. Истинное желание — не что иное, как гармоничная согласованность желаний всех уровней.
Истинное желание—это когда желания одного уровня гармонируют с желаниями другого уровня.
Есть множество способов бессознательно разорвать связь со своими истинными желаниями. Поскольку у нас имеются желания разного рода, иногда они конфликтуют между собой. Уму нужно то, что делает нас всесильными, тогда как душа хочет любви и счастья. Половинчатое решение —захотеть сейчас же получить деньги, не заботясь в процессе их приобретения о счастье и любви. Тенденция подавлять стремление души к счастью и любви создаст внутренний конфликт. В итоге битву между умом и душой выиграет ум.
В материалистических кругах Запада ум обычно подчиняет себе душу. Он словно бы говорит: «Сегодня я не стану заботиться о счастье и любви. Лучше я получу деньги, а потом уже буду счастлив». На Востоке у души больше шансов победить. Тамошний ум стремится к счастью, пожинает плоды мудрости души и обретает веру в то, что счастье может прийти только изнутри. Он с уважением относится к желаниям души, но подавляет собственное стремление к внешнему успеху. Иначе говоря, стремление души к счастью и любви реализуется, но ум не получает от внешнего мира того, чего ему хотелось бы.
У меня для вас хорошая новость: необходимости в битве души и ума больше нет. Мы уже говорили о том, что нынешний уровень абстрактного мышления достаточно высок, чтобы понять: из двух различных категорий одна вовсе не обязательно должна быть лучше другой. Ни один вид желаний не лучше другого. Желания души не лучше желаний ума, сердца и тела. Все они разные, но вполне могут мирно сосуществовать и даже взаимодействовать.
Победить мы сможем, если будем с уважением относиться к каждому из четырех уровней желаний: телесному, сердечному, интеллектуальному и духовному. Если мы не потеряем связи со всеми своими желаниями, то получим возможность ощутить истинное желание.
Услышать свое желание непросто. Существует двенадцать причин, препятствующих восприятию истинного желания. Осознав тенденции, которые их вызывают, мы сможем понять отличие своих истинных желаний от знаний о желаниях, мыслей о них, а также от связанных с ними переживаний и ощущений.
Истинное желание всегда гармонирует с каждым из четырех уровней: телесным, сердечным» интеллектуальным и духовным.
Есть двенадцать основных возможностей разорвать связь со своими истинными желаниями: реванш, привязанность, сомнение, оправдание, игнорирование, подчинение, избежание, защита, отказ, воздержание, реакция и жертва. Давайте рассмотрим их подробнее.
1. Сердиться, но не искать реванша
Если мы рассержены и не знаем, как избавиться от гнева, — будем склонны вымещать на ком-то свою злость, стремясь к реваншу. Однако пытаясь кому-то навредить, заставить его страдать, мы входим в противоречие с желанием души быть любящей. Когда одна часть души хочет быть любящей, а другая стремится отомстить, их суммарная энергия приближается к нулю.
Очевидно, что старая пословица «Не злись, а отомсти» уводит нас от стремлений души. Если вами завладели сильные чувства и страстное стремление мстить, вы можете преуспеть в этом, но не будете счастливы. Вы просто растратите время и энергию, которые могли бы с пользой употребить на то, чего действительно хотите. Запас вашего времени, энергии и внимания ограничен. Желаете, чтобы в вашей жизни были любовь и счастье? Оставьте мысль о сведении счетов — это пустая трата времени и сил. Даже если вы просто будете хотеть, чтобы с вашим обидчиком случилось что-то плохое, это в определенной степени истощит ваш энергетический потенциал. Каждый раз, призывая беды на чужую голову, вы подрываете свою внутреннюю уверенность в том, что можете получить желаемое. И в результате лишаетесь своей внутренней силы, веры в себя, обрываете нити, связывающие вас с Богом.
Вы начинаете думать: «Из-за содеянного этим человеком я не могу быть счастлив. Из-за него я не могу получить то, чего мне хочется. Я не могу быть любящим до тех пор, пока этот человек не изменится, не уйдет прочь или не пострадает так, как я». Даже если вы и сумеете отомстить, испытываемое вами удовлетворение будет кратковременным. Без сомнения, реванш доставит облегчение. Но вы всегда будете осуждать своего недруга, полагая, что из-за него не можете получить то, чего хотели.
Научившись прощать и освобождаться от осуждения, вы избавитесь от необходимости растрачивать свою энергию на попытки свести счеты. До тех пор пока вы хотите вынудить кого-то к чему-то, стремитесь отомстить или преподать урок, негатив гнездится в вашем сознании.
Вы будете тратить на его искоренение ту энергию, которую могли бы направить на воплощение в жизнь своей мечты. Освободившись от стремления одержать реванш, вы вновь обретете способность быть счастливым и целостным внутренне, независимо от внешних обстоятельств.
2. Отбросить привязанность, сохранив желание
Очень часто, когда мы теряем кого-то или что-то, нас охватывают такие отрицательные эмоции, как сожаление, страх и разочарование. Для того чтобы позволить этим переживаниям уйти, их нужно ощутить как можно глубже. Если вы не знаете, как работать с отрицательными эмоциями и не можете освободиться от них, — будете продолжить хотеть то, чего иметь уже не можете.
Если наши сердца не исцелены, мы держимся за то, к чему больше не имеем доступа. Зациклившись на прошлом, мы бессознательно отталкиваем от себя светлое будущее. По большому счету, в наших привязанностях нет ничего плохого. Склонность удерживать их может быть чистым выражением любви. Ведь если мы кого-то любим, то хотим удержать. Однако сохранить в себе любовь можно, лишь сумев вовремя отпустить руку любимого человека. Точно так же, когда пришло время перемен, нам следует отпустить ситуацию.
Отказавшись избавиться от того, к чему путь закрыт, мы рискуем заболеть. Но если научимся смиряться, принимать все как есть и верить в лучшее, — ясно осознаем, что каждая перемена — какой бы трагичной она ни была — к добру.
Все, что делается,—к лучшему.
Если вы страдаете от неудач в жизни, — ищите причину страданий в своих привязанностях. Чтобы избавиться от последних, вам нужно вновь обрести в своем сердце любовь. Мы по ошибке думаем, что нам нужен определенный человек (или что-то еще), тогда как в действительности нам необходимо то, что мы от него приобретали. Конечно, ваш человек особенный — от него вы получали любовь. Но ее можно найти и в другом месте. Позволив привязанностям уйти, мы открываем свою жизнь для нового. Перемены болезненны только тогда, когда мы не отпускаем прошлое.
Потеря до тех пор будет представляться трагедией, пока мы не откроем сердце для новой любви.
Чтобы позволить привязанности уйти, прежде всего важно узнать, почему она возникла. Если мы привыкли получать от кого-то любовь и заботу, то, потеряв этот вид поддержки, утрачиваем и связь со своим истинным «я». Мы думаем, будто для того, чтобы чувствовать себя любимым, нам нужен определенный человек. На самом деле нам нужны любовь и забота, которые он нам дарил. Поддержку, позволяющую восстановить связь с самим собой, можно получить и в другом месте, от другого человека. Конкретного человека никто не заменит, но есть и другие источники, из которых вы сможете наполнить свои резервуары любви. Мы будем страдать от внутренней пустоты до тех пор, пока не сможем вновь заполнить свои вместилища любовью.
Мы можем также привязаться и к своему желанию иметь больше, полагая, что для счастья нам нужно обрести что-то сверх того, что у нас есть. Но эта вера отрицает истину о том, что внутренне мы уже счастливы. Мы думаем, что станем счастливы, приобретя больше денег или телевизор с большим экраном. А в результате, полагая, что счастливыми нас делает телевизор, привязываемся к нему. Мы верим, что он необходим нам для счастья. Такой вид прочной привязанности возникает, если мы не умеем находить любовь, в которой нуждаемся, и тем самым соединяться со своим истинным «я».
Если вы пытаетесь волевым усилием избавиться от привязанности, то очень рискуете отринуть свои внутренние стремления и желания. Вы не сможете воплотить мечты в реальность, если перестали мечтать. Вам нужно чувствовать внутреннюю устремленность.
Чтобы избавиться от привязанности, некоторые люди по ошибке отметают свои желания. Они говорят: «Мне не надо быть таким прилипчивым». А в результате —освобождаются от привязанности, подавляя свои истинные желания или отрицая их важность. Отбрасывая привязанность, нам надо быть осторожными: не подавлять свои желания и не приуменьшать их значения.
Научившись в процессе молитвы и медитации заполнять свой первый резервуар любви, вы сможете испытать душевный подъем. Как только вы ощутите счастье (которое, как вы думали раньше, может дать только новый телевизор), — сразу потеряете привязанность к «ящику». Вернее, желание иметь телевизор останется, но не потому, что он необходим вам для счастья. Теперь вы не привязаны к нему. Желание, свободное от привязанности, несет в себе большую силу.
3. Сомневаться в своих сомнениях
На поиски творческой энергии, которая позволит вам решить свои проблемы и создать то, чего вам хочется, вы отправляетесь из зоны неизвестности. Чтобы обрести новые знания, для начала надо в определенной степени ощутить свои неуверенность и незнание. Есть огромная разница между сомнением как неверием и просто незнанием. Не зная чего-то, вы все же можете верить в успех. Если вы боитесь, то можете сказать: «Я не знаю точно. Может, у меня получится, а может —нет. Но это, несомненно, может получиться». Переместив акцент со скепсиса на неопределенность, вы снова обретете способность верить в наличие благоприятных возможностей для самореализации. Если вы погрязли в неверии (хотя на самом деле вам просто недостает уверенности), необходимо усомниться в своих опасениях и рассмотреть возможные варианты развития событий.
Сместив акцент со скепсиса на неопределенность, вы снова поверите в существование благоприятных возможностей для самореализации.
Не имея ни в чем полной уверенности (но и не страдая неверием), вы открываетесь навстречу своему творческому «я». Полагая, что обладаете знанием, вы лишаетесь возможности делать новые открытия. Верно и обратное: если у вас есть вопросы, на них находятся и ответы. Раз существует потребность, значит, возможность ее удовлетворения реальна.
Неопределенность заставляет нас искать ответ на свои вопросы. Вот одна из моих любимых молитв: «Покажи мне путь». Каждый раз, когда я не знаю, что делать дальше, я спрашиваю совета Бога. В конце концов ответ приходит, и я получаю то, что хотел. Испытывая беспокойство, я всегда убеждаю себя: признать свое незнание лучше, чем сомневаться. Со временем я пришел к пониманию того, что неуверенность всегда предшествует получению ответа, а порой и яркого, чудесного откровения.
Чтобы избавиться от беспокойства, я делаю следующее. Спрашиваю себя, чего я боюсь. Потом задаю вопрос: «Ты уверен, что это нежелательное событие произойдет?» Это дает возможность осознать: хотя я не уверен в успешном исходе события, у меня нет и оснований думать, что неизбежен негативный вариант его развития. Чаще всего беспокойство вызывается верой в свои страхи. Надо помнить» что нам просто неизвестно будущее. Открывшись для всех возможностей, вы сможете с помощью внутренних установок вновь обрести уверенность.
Если вы не Господь Бог, у вас нет уверенности в том» что события будут разворачиваться по самому плохому сценарию.
Если мы подвергаем сомнению возможность осуществления своих желаний, то автоматически перестаем хотеть. Сомнение убивает стремление и тормозит поток наших ощущений. От колебаний легко избавиться, если признать, что вы не уверены в результате, но открыты для всех возможностей.
Иногда, исцеляя наложением рук, я не могу передать пациенту свою энергию. Сделать это мне мешает его неверие и сомнение. Лишь когда я прошу больного вслух поделиться своими мечтами, энергия начинает литься из моих пальцев. Если человек говорит о том, чего ему хочется (и чувствует это), он автоматически устанавливает связь с той частью себя, которая знает, что желание неизбежно осуществится. Освободившись от сомнений, вы, вместо того чтобы тратить силы на сопротивление тому, чего не хотите, получаете возможность сосредоточиться на желаемом.
4. Распознать свои оправдания
Другая причина, мешающая ощутить наши истинные желания, — оправдание своего отказа от них. Даже когда сердце говорит, что нам не хочется чего-то делать, ум берет верх с помощью аргументов, доказывающих необходимость этого. Мы можем сказать: «Это моя работа» или «Это мой долг». Когда нацистских военных преступников спрашивали, как они могли так бесчеловечно поступать со своими жертвами, те отвечали: «Мы просто исполняли приказ». Хотя люди не всегда становятся безжалостными убийцами, они часто оправдывают свои действия, совершенные вопреки чувствам.
Другим примером оправданий является ситуация, в которой мы не верим, что можем сделать что-то, или думаем, что нечто для нас недоступно. Вместо того чтобы продолжать лелеять мечту, мы находим оправдания. Если я разочарован своей неудачей, то могу оправдываться перед собой: «Здесь нельзя было одержать победу», «Это не для тебя», «Цель была нереальной», «Это невозможно», «Время было неподходящим».
Вести диалог с собой — весьма полезное занятие, в результате которого мы получаем шанс ощутить свои эмоции и освободиться от них. Но по ошибке мы можем решить: для избавления от отрицательных эмоций нужно убедить себя, что они отсутствуют. В конечном счете это не сработает. Вы или усилите свои переживания, или подавите их (вместе со способностью ощущать свои желания). Многие люди, которые на протяжении ряда лет подавляют свои ощущения, не знают, чего они хотят. Поэтому — неспособны удовлетворить свои потребности и желания. Для того чтобы освободиться от отрицательных эмоций, во многих случаях достаточно просто глубоко их ощутить и проявить. Все маленькие дети обладают этой способностью. Дети автоматически возвращаются к позитивным эмоциям, если могут свободно выразить свои негативные переживания, поделиться ими с любящим и сочувствующим человеком.
Во взрослом возрасте для освобождения от отрицательных эмоций нам уже не так нужна посторонняя помощь. Где-то после двадцати одного года мы можем начать учиться выслушивать с любовью и сочувствием самих себя. Это также очень полезное занятие, поскольку обычно люди не любят, когда им плачутся в жилетку. Найдите время, чтобы записать на бумаге свои мысли, ощущения и желания. Это позволит прислушаться к происходящему внутри себя. Если мы научимся выслушивать собственные монологи без осуждения и сопротивления, то отрицательные эмоции выведут нас прямиком к нашему истинному, положительному «я».
Ища себе оправдание, отрицая негативные переживания, мы подавляем их и теряем контакт со своей истинной природой. Оправдание может принести временное облегчение, но в целом оно контрпродуктивно, поскольку не только отрывает нас от истинного «я», но и лишает жизненной силы. Что, в свою очередь, оборачивается болезнями, скукой и потерей интереса к жизни.
Подавленные эмоции отбирают у нас энергию и, что еще хуже, заглушают чувство раскаяния, которое позволяет нам сделать необходимые внутренние поправки. Оправдание отрицает также и стремление души к милосердию. Мы можем сказать себе: «Не было способа получить то, что мне нужно, не причинив вреда» или «Не стоит переживать, я не виноват в чужих несчастьях». Подобного рода отрицание отдаляет нас от сострадательного «я». Даже когда мы не являемся причиной чьей-то потери или трагедии, естественно сожалеть о том, что случилось, и вместе со всеми желать перемен к лучшему. Холодные оправдания делают сердце черствым и рвут наши связи с внутренним миром.
Оправдания заглушают чувство раскаяния, которое позволяет нам сделать нужные поправки.
Довольно часто мы делаем то, чему сердце противится. Ум придумывает доводы, убеждающие нас не слушаться сердца. Впервые я пережил этот конфликт, когда мне было шестнадцать. Я на машине развозил газеты. Вдруг раздался удар. Я остановился, вышел на дорогу и увидел сбитую собаку. Мне было очень жалко ее, но я подумал: «Что я могу сделать?» Я боялся, что кто-то станет бранить меня за то, что я сбил животное, и что у меня будут неприятности. Я перенес собаку на обочину и поехал дальше.
Впоследствии я осознал, что сделал ошибку. Я послушался разума, а не сердца. Ведь мог я по крайней мере постучаться в несколько дверей, и известить других о случившемся, сделать еще что-то, что в моих силах. Но я уехал. Позже я понял, почему так поступил. В тот день я говорил себе: «Я не превышал скорости, не видел собаки и, конечно же, не собирался ее сбивать». Сосредоточившись на этих оправданиях, я перестал испытывать сожаление.
Со временем я простил себя, но не забыл урока. Теперь я стараюсь ни в коей мере не оправдывать свой отказ от естественного сострадания. Ведь это чувство — один из величайших источников энергии и стимулов к действию. Оно пробуждает наше внутреннее желание служить миру и улучшать его.
5. Игнорировать свое игнорирование
Порой, когда нам кто-то очень докучает, мы норовим проигнорировать его; восстаем против того, чего он от нас хочет. Часто это происходит по отношению к человеку, который занимает более высокое служебное положение, чем мы, и стремится нас контролировать. Пытаясь ощутить свободу, мы игнорируем его просьбы и не выполняем требования. Мы поступаем так не потому, что не желаем выполнять свои обязанности, а потому, что кто-то хочет, чтобы мы поднапряглись. В своих действиях мы руководствуемся не тем, чего хотим, а желанием проигнорировать чужое требование.
Однако это желание не истинное. Если нам надоел кто-то, кто не хочет, чтобы мы совершили какой-то поступок, назло ему мы поступим по-своему. Действия, совершенные из чувства противоречия, могут приносить большое удовлетворение, но на них растрачивается наша энергия. Мы думаем: «Я ему покажу!», а на самом деле показываем, что этот человек продолжает контролировать нас. Решив не делать то, что хотим, мы оказываемся в проигрыше.
Мы сильны, когда делаем то, чего хотим. Если на наши поступки влияют чьи-то дурные манеры, — мы в проигрыше. Мы думаем, что своими действиями доказываем свою свободу, а на самом деле — демонстрируем, что нами по-прежнему управляют.
Мы думаем, что, игнорируя просьбу начальника, подтверждаем свою свободу» но на самом деле остаемся под его контролем.
Я помню одного человека, который ненавидел своего отца. Отец сказал, чтобы он не равнялся на других. Сын решил проигнорировать его слова и начал действовать наперекор отцовской воле. Желание стать миллионером было у него столь сильным, что он преуспел в этом. Его устремленность дала ему силу достичь успеха. Но поскольку сердце богача было закрыто, деньги не принесли ему радости.
Иногда нам хочется сделать что-то в пику недругу. Но позволять кому-то (даже если мы его очень не любим) так сильно влиять на наше поведение — пустая трата времени и энергии. Как ни прискорбно, в нашем обществе этого еще не осознали. Сколько, к примеру, энергии тратится на судебные тяжбы! Иногда обращение в суд может быть оправданным, но чаще всего это пустая затея. Лучше продвигаться дальше и создавать то, что вы хотите, чем тратить деньги, время и энергию, сосредоточившись на судебном разбирательстве. Судебный иск — еще одно подтверждение того, что мы не можем получить желаемого до тех пор, пока кто-то извне не даст нам на это добро.
Когда меня охватывает желание проигнорировать просьбу надоевшего мне человека или сделать назло кому-то то, чего мне на самом деле не хочется, я пренебрегаю своим желанием. Обычно я спрашиваю себя: «Действительно ли я хочу занять этим свое время? Как бы я чувствовал себя, если бы этот человек попросил меня по-человечески? Что бы я тогда ему ответил?»
6. Принимать, но не подчиняться
Порой, вместо того чтобы принять случившееся, мы подчиняемся ему. Перестаем верить в себя и Бога, отказываемся от своих желаний. Между тем приятие и подчинение — понятия отнюдь не тождественные. Да, принимая, мы отказываемся от сопротивления тому, что имеет место быть. И впускаем к себе то, что не можем изменить. Но не прекращаем при этом желать того, чего нам хочется (как делаем, подчиняясь).
Принять — значит перестать противиться тому, что мы не можем изменить.
Принимая все как есть, мы всего лишь корректируем время, которое сами отмерили для исполнения своих желаний.
Приятие неизбежного освобождает нас от необходимости требовать конкретной упаковки для успеха. Оно укрепляет терпение, но не ослабляет настойчивость и силу. В процессе исцеления своего прошлого нам следует смириться с тем, что родители не всегда любили нас так, как нам того хотелось бы, Это, однако, не повод для того, чтобы отметать свое стремление получать чистую, безусловную любовь. Приятие освобождает нас внутренне, готовит к тому, что желаемое может прийти к нам разными путями-дорожками. А кроме того, позволяет вернуться к своему подлинному «я» и ощутить свои истинные желания.
Приемля то, что происходит в реальной жизни, мы иногда обнаруживаем, что наши сегодняшние запросы нереальны и что нам надо внести изменения в свои планы. Особенно важно при этом не переставать желать. Напротив, принимая то, что есть, следует продолжать думать о том, чего нам на самом деле хочется. А также — планировать, как осуществить свою мечту. Хорошо описывает рассмотренное выше различие между приятием и подчинением следующая молитва: «Боже, дай мне смирение принять то, что я не могу изменить, изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».