УПП

Цитата момента



Все, что сказано хорошо, — мое, кем бы оно ни было сказано.
Может быть, это Сенека, но кажется, что я

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Биологи всегда твердили и твердят: как и у всех других видов на Земле, генетическое разнообразие человечества, включая все его внешние формы, в том числе и не наследуемые (вроде культуры, языка, одежды, религии, особенностей уклада), - самое главное сокровище, основа и залог приспособляемости и долговечности.

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Чудо внутри нас

Статья в журнале «Renaissance politique, litteraire et artistique» от 18 декабря 1920 г.

В знак благодарности Эмилю Куэ.

В сентябре настоящего года мне попала в руки книга Шарля Бодуэна, профессора Института имени Жан-Жака Руссо в Женеве.

Название этой книги «Внушение и самовнушение». Автор посвящает её «с глубокой благодарностью Эмилю Куэ, пионеру и другу человечества».

Я её начал читать и до самого конца не мог оторваться.

В ней содержится простой и ясный очерк великого гуманитарного дела, основанного на теории, которая может показаться наивной, настолько она понятна и доступна каждому человеку. И каждый, применив её на практике, убедится в её благодетельном действии.

Эмиль Куэ работает неустанно свыше двадцати лет. Сейчас он живёт в Нанси, где в своё время он наблюдал за работами и опытами Льебо, родоначальника теории внушения. Больше двадцати лет он занимается одним этим вопросом — в особенности же распространением метода самовнушения.

К началу нашего века Куэ достиг цели своих изысканий: он открыл огромную и всем присущую силу самовнушения. На основании бесчисленных опытов он доказал роль подсознания при органических болезнях. Это совершенно новая мысль, и великая заслуга скромного учёного состоит в отыскании средства против страшных болезней, считавшихся до сих пор неизлечимыми, и против самых тяжёлых болезненных ощущений, которые не знали никогда облегчения.

Не имея возможности входить здесь в подробные научные рассуждения, я постараюсь показать лишь, каким образом нансийский учёный практически применяет свой метод.

В результате многолетней упорной работы и бесчисленных наблюдений Куэ выработал краткую формулу, которую нужно повторять утром и вечером.

Произносить её нужно с закрытыми глазами, приняв позу, удобную для расслабления мускулатуры, то есть в постели или в кресле, — вполголоса, однообразным тоном.

Эта магическая формула следующая: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше».

Повторять формулу следует двадцать раз подряд, отсчитывая на бечёвке с двадцатью узелками, играющей роль чёток. Эта кажущаяся мелочь имеет большое значение: она способствует механическому произнесению формулы, а это особенно важно.

Пока человек говорит эти слова, проникающие в подсознание, он не должен думать ни о чём определённом — ни о болезни, ни о заботах; он должен быть совершенно пассивным, испытывая одно лишь желание — чтобы ему стало действительно лучше. Слова «во всех отношениях» имеют обобщающее значение.

Желание это должно проявляться без особой страстности, без всякого напряжения, но с твёрдой уверенностью в достижении успешного результата.

Применяя самовнушение, Эмиль Куэ отнюдь не обращается к воле, а исключительно к воображению. Воображение играет первенствующую роль, оно неизмеримо могущественнее, чем наша воля, к которой мы привыкли всегда обращаться.

«Проникнитесь верой в себя самих, — говорит нам мудрый учитель, — будьте уверены, твёрдо уверены, что всё обстоит хорошо». Слова его действительно сбываются: тем, кто обрёл веру, слепую веру, укреплённую терпением и выдержкой, в самом деле становится всё лучше и лучше.

Так как наилучшее доказательство — факты, то я позволю себе рассказать, что испытал я сам, прежде чем познакомился с Куэ.

Повторю ещё раз, что только в сентябре этого года я впервые увидел книгу Бодуэна. После обстоятельного теоретического очерка автор приводит длинный ряд случаев исцеления самых разнообразных болезней: воспаления кишок, экземы, заикания, афазии, воспаления лобной пазухи, длившегося двадцать пять лет и потребовавшего одиннадцати операций, воспаления матки, воспаления яичника, различных опухолей, расширения вен, и пр. — в особенности же глубоких туберкулёзных язв и чахотки в последней стадии (случай госпожи Д. из Труа, 30 лет, ставшей матерью после полного выздоровления). Исцеления эти в ряде случаев подтверждаются врачами, пользующими больных.

Эти примеры произвели на меня глубочайшее впечатление: передо мною было настоящее чудо.

Речь шла ведь не о нервных заболеваниях, а о недугах, перед которыми совершенно бессильна медицина. Для меня было полным откровением, что этим путём можно излечить даже туберкулёз.

В течение двух лет у меня было воспаление лицевого нерва и я невыносимо страдал от боли.

Четыре врача (из них два специалиста) изрекли приговор, который один уже своим вредным влиянием на мою психику способен был только усилить страдания: «Тут ничего поделать нельзя».

Эта безнадёжность стала для меня, конечно, источником пагубного самовнушения.

Усвоив себе формулу «с каждым днём… и т.д.», я стал повторять её с такой верой, что она действительно, казалось, была способна двигать горами. Сняв с себя все бинты и повязки, я под дождём и ветром ходил с обнажённой головой по саду и тихо повторял про себя: «Я буду здоров, воспаление нерва пройдёт, оно проходит, проходит, оно больше не повторится, и т.д.». Уже на следующий день я был здоров и никогда с тех пор не испытывал больше этой страшной болезни, из-за которой не мог ступить шагу из дому при малейшем ветерке или малейшей сырости и которая отравляла мне всю жизнь. Я был вне себя от счастья. Скептики скажут: что же тут особенного, всё это нервы. Они правы, конечно, я с ними не спорю. Но воодушевлённый достигнутым первым успехом, я попробовал применить метод к отёку на левой лодыжке, образовавшемуся вследствие якобы неизлечимой болезни почек. Через два дня отёк как рукой сняло. Я стал применять тогда самовнушение к своей лёгкой утомляемости, к угнетённому состоянию духа и пр. и достиг и тут таких поразительных результатов, что у меня было одно только желание: поскорее поехать в Нанси и поблагодарить своего спасителя. Я отправился туда и познакомился с этим выдающимся человеком. Его простота и доброта очаровывают. Он стал моим другом. Я сгорал от нетерпения увидеть его поскорее за работой. Он пригласил меня на 6* свой публичный сеанс. Я услышал нескончаемый поток благодарности. Для него не существует препятствий, он побеждает все болезни: лёгочные заболевания, перемещения органов, Поттову болезнь (!), астму, параличи — короче говоря, весь вражеский легион. Я сам был свидетелем, как паралитичка, только что в скрюченной позе сидевшая на стуле, встала и пошла по комнате. Куэ говорил с больными и возбуждал в них веру, огромную, неизмеримую веру в самих себя. Он говорил: «Научитесь лечить себя самих, это в ваших силах, вы это можете. Я никогда ещё никого не исцелил. В вас самих ключ к исцелению, обратитесь к вашему собственному духу, заставьте его служить вашему телесному и душевному благу — он вас услышит, он вас исцелит, вы будете счастливыми и сильными». После этих слов Куэ подошёл к парализованной женщине: «Вы слыхали то, что я говорил? Вы верите, что вы будете ходить?» — «Да». — «Тогда встаньте и идите». Женщина встала, пошла и обошла кругом всего сада. Чудо свершилось.

Одна молоденькая девушка, страдавшая Поповой болезнью, рассказала мне с восторженной радостью, как после трёх сеансов её позвоночник совершенно выпрямился, как она чувствует себя вновь возрождённой, — а ведь ещё только недавно она считала себя навек обречённой…

Три женщины, исцелившиеся от лёгочных заболеваний, дрожащим от счастья голосом рассказывают, как они вернулись к работе, к нормальной жизни. Куэ посреди всех этих людей, к которым он относится с любовью, показался мне каким-то существом особого порядка: ведь он ни за что не берёт денег, весь свой труд исполняет бесплатно, его исключительное самопожертвование не хочет и слышать ни о каком вознаграждении. «Но ведь я же вам должен, — говорю я ему, — ведь я вам обязан всем…» — «Ничем, кроме радостного сознания, что вы и впредь будете здоровы…»

Непреодолимую симпатию вселяет этот простой и добрый человек. Взяв меня под руку, он пошёл показывать свой огород: он встаёт очень рано и сам его возделывает. Будучи почти абсолютным вегетарианцем, он с особой любовью осматривает плоды рук своих. А потом опять возобновляет серьёзную беседу: «Вы обладаете неограниченной силой духа. Если научиться владеть ей, то она оказывает благотворное воздействие на наш физический мир. Воображение подобно коню без узды и поводьев. Он впряжён в вашу повозку и способен наделать всяческих глупостей: может понести и убить вас. Но запрягите его как следует и направьте его верной и твёрдой рукой: он пойдёт куда вы хотите. Точно так же обстоит дело и с воображением. Ради нашего собственного блага мы должны управлять им. Самовнушение, произнесённое вслух, хотя бы тихим шёпотом, но непременно сопровождающееся движением губ, есть приказание, которому подчиняется подсознание; это приказание выполняется без нашего ведома, главным образом ночью — вечернее самовнушение играет поэтому наиболее существенную роль и даёт наиболее благоприятные результаты.

Если вы испытываете физическую боль, применяйте сверх этого ещё и формулу: «Проходит, проходит…»; произносите её очень быстро, скороговоркой, поглаживая рукой по больному месту или по лбу, если речь идёт о тяжёлом душевном переживании.

На психику этот приём оказывает чрезвычайно благоприятное влияние. Призвав таким образом на помощь своё подсознание, вы можете им потом пользоваться во все трудные минуты жизни».

В этом мне тоже удалось убедиться на опыте, насколько благотворное действие оказывает новый метод. Вы теперь с ним познакомились.

Но вы узнаете его ещё лучше, если прочтёте названную мною книгу Бодуэна, его брошюру «Сила внутри нас» и, наконец, коротенькую книжку самого Куэ.

Если своими строками я сумею пробудить в читателе желание лично отправиться в Нанси, то он, как и я, встретит там и от всего сердца полюбит человека, который единственный, может быть, своей благороднейшей добротой и истинной любовью к ближним воплощает в жизнь Заветы Христа.

И подобно мне каждый обретёт там своё телесное здоровье и душевное благополучие. Жизнь покажется ценнее и прекраснее. А ведь всё это стоит того, чтобы произвести опыт.

М. Бурна-Провенс

Каким должно быть воспитание детей?

Какой бы парадоксальной ни показалась, на первый взгляд, моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребёнка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребёнка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нём воплощёнными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у неё, наверное, родится ребёнок соответствующего пола и соответствующего типа.

У спартанок рождались только сильные дети, становившиеся впоследствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство.

Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими.

Рождающийся при таких условиях ребёнок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твёрдо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова.

Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего — быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить хотя и ласковым, но твёрдым и решительным тоном. Таким путём легче всего заставить детей слушаться: у них не возникнет при этом желания оказать какое-либо сопротивление.

В особенности — и это самое главное — избегайте в отношении к детям грубости: вы всегда рискуете вызвать у них этим самовнушение страха, сопряженного с ненавистью.

Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где с самым невинным видом перемывают косточки близких друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия.

Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном. Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в своё время».

Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребёнку: «Ты лентяй, ты ни к чему не способен, и т.п.». Эти упрёки могут вызвать в нём действительно соответствующие недостатки.

Если ребёнок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободрённый этой непривычной похвалой, ребёнок несомненно займётся в следующий раз более усердно и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье, и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться всевозможных неприятных ощущений — холода, жары, дождя, ветра и т.п. Говорите им, что человек может превосходно переносить всё, нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: страх, поселённый в ребёнке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало ещё, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развивать в ребёнке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям — говорите прямо, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребёнок всегда с нетерпением ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Говорите им, что человек должен любить одинаково всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит.

Вселяйте в детей веру в самих себя — научите их тому, что перед тем как что-нибудь сделать, человек должен всё хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решения — разве только если ему докажут, что он заблуждался.

Обратите особенное внимание ребёнка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определённой идеей и твёрдой уверенностью в достижении цели, что, благодаря влиянию идеи, он этой цели безусловно достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, побуждаемый своей идеей, он просто сделает всё, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает всё для того, чтобы потерпеть неудачу.

Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребёнок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает всё, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.

Как только ребёнок научается говорить, просите его произносить утром и вечером по двадцать раз: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию.

Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением.

Каждую ночь, как только ребёнок уснёт, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать-двадцать раз подряд произносите тихим голосом (шёпотом) то, что вам бы хотелось в нём вызвать.

Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Попросив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести себя хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах, и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается.

Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились. Когда вы придёте в школу и будете слушать учителя, вы устремите всё своё внимание, всё целиком на то, что он будет вам говорить, и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать.

А так как у вас есть способности, то вы легко поймёте и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: всё, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем распоряжении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим.

Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием, и у вас будут всегда наивысшие отметки».



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 190