АСПСП

Цитата момента



Трудное — это то, что можно сделать сразу; невозможное — то, на что потребуется некоторое время.
Джордж Сантаяна

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Чудо внутри нас

Статья в журнале «Renaissance politique, litteraire et artistique» от 18 декабря 1920 г.

В знак благодарности Эмилю Куэ.

В сентябре настоящего года мне попала в руки книга Шарля Бодуэна, профессора Института имени Жан-Жака Руссо в Женеве.

Название этой книги «Внушение и самовнушение». Автор посвящает её «с глубокой благодарностью Эмилю Куэ, пионеру и другу человечества».

Я её начал читать и до самого конца не мог оторваться.

В ней содержится простой и ясный очерк великого гуманитарного дела, основанного на теории, которая может показаться наивной, настолько она понятна и доступна каждому человеку. И каждый, применив её на практике, убедится в её благодетельном действии.

Эмиль Куэ работает неустанно свыше двадцати лет. Сейчас он живёт в Нанси, где в своё время он наблюдал за работами и опытами Льебо, родоначальника теории внушения. Больше двадцати лет он занимается одним этим вопросом — в особенности же распространением метода самовнушения.

К началу нашего века Куэ достиг цели своих изысканий: он открыл огромную и всем присущую силу самовнушения. На основании бесчисленных опытов он доказал роль подсознания при органических болезнях. Это совершенно новая мысль, и великая заслуга скромного учёного состоит в отыскании средства против страшных болезней, считавшихся до сих пор неизлечимыми, и против самых тяжёлых болезненных ощущений, которые не знали никогда облегчения.

Не имея возможности входить здесь в подробные научные рассуждения, я постараюсь показать лишь, каким образом нансийский учёный практически применяет свой метод.

В результате многолетней упорной работы и бесчисленных наблюдений Куэ выработал краткую формулу, которую нужно повторять утром и вечером.

Произносить её нужно с закрытыми глазами, приняв позу, удобную для расслабления мускулатуры, то есть в постели или в кресле, — вполголоса, однообразным тоном.

Эта магическая формула следующая: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше».

Повторять формулу следует двадцать раз подряд, отсчитывая на бечёвке с двадцатью узелками, играющей роль чёток. Эта кажущаяся мелочь имеет большое значение: она способствует механическому произнесению формулы, а это особенно важно.

Пока человек говорит эти слова, проникающие в подсознание, он не должен думать ни о чём определённом — ни о болезни, ни о заботах; он должен быть совершенно пассивным, испытывая одно лишь желание — чтобы ему стало действительно лучше. Слова «во всех отношениях» имеют обобщающее значение.

Желание это должно проявляться без особой страстности, без всякого напряжения, но с твёрдой уверенностью в достижении успешного результата.

Применяя самовнушение, Эмиль Куэ отнюдь не обращается к воле, а исключительно к воображению. Воображение играет первенствующую роль, оно неизмеримо могущественнее, чем наша воля, к которой мы привыкли всегда обращаться.

«Проникнитесь верой в себя самих, — говорит нам мудрый учитель, — будьте уверены, твёрдо уверены, что всё обстоит хорошо». Слова его действительно сбываются: тем, кто обрёл веру, слепую веру, укреплённую терпением и выдержкой, в самом деле становится всё лучше и лучше.

Так как наилучшее доказательство — факты, то я позволю себе рассказать, что испытал я сам, прежде чем познакомился с Куэ.

Повторю ещё раз, что только в сентябре этого года я впервые увидел книгу Бодуэна. После обстоятельного теоретического очерка автор приводит длинный ряд случаев исцеления самых разнообразных болезней: воспаления кишок, экземы, заикания, афазии, воспаления лобной пазухи, длившегося двадцать пять лет и потребовавшего одиннадцати операций, воспаления матки, воспаления яичника, различных опухолей, расширения вен, и пр. — в особенности же глубоких туберкулёзных язв и чахотки в последней стадии (случай госпожи Д. из Труа, 30 лет, ставшей матерью после полного выздоровления). Исцеления эти в ряде случаев подтверждаются врачами, пользующими больных.

Эти примеры произвели на меня глубочайшее впечатление: передо мною было настоящее чудо.

Речь шла ведь не о нервных заболеваниях, а о недугах, перед которыми совершенно бессильна медицина. Для меня было полным откровением, что этим путём можно излечить даже туберкулёз.

В течение двух лет у меня было воспаление лицевого нерва и я невыносимо страдал от боли.

Четыре врача (из них два специалиста) изрекли приговор, который один уже своим вредным влиянием на мою психику способен был только усилить страдания: «Тут ничего поделать нельзя».

Эта безнадёжность стала для меня, конечно, источником пагубного самовнушения.

Усвоив себе формулу «с каждым днём… и т.д.», я стал повторять её с такой верой, что она действительно, казалось, была способна двигать горами. Сняв с себя все бинты и повязки, я под дождём и ветром ходил с обнажённой головой по саду и тихо повторял про себя: «Я буду здоров, воспаление нерва пройдёт, оно проходит, проходит, оно больше не повторится, и т.д.». Уже на следующий день я был здоров и никогда с тех пор не испытывал больше этой страшной болезни, из-за которой не мог ступить шагу из дому при малейшем ветерке или малейшей сырости и которая отравляла мне всю жизнь. Я был вне себя от счастья. Скептики скажут: что же тут особенного, всё это нервы. Они правы, конечно, я с ними не спорю. Но воодушевлённый достигнутым первым успехом, я попробовал применить метод к отёку на левой лодыжке, образовавшемуся вследствие якобы неизлечимой болезни почек. Через два дня отёк как рукой сняло. Я стал применять тогда самовнушение к своей лёгкой утомляемости, к угнетённому состоянию духа и пр. и достиг и тут таких поразительных результатов, что у меня было одно только желание: поскорее поехать в Нанси и поблагодарить своего спасителя. Я отправился туда и познакомился с этим выдающимся человеком. Его простота и доброта очаровывают. Он стал моим другом. Я сгорал от нетерпения увидеть его поскорее за работой. Он пригласил меня на 6* свой публичный сеанс. Я услышал нескончаемый поток благодарности. Для него не существует препятствий, он побеждает все болезни: лёгочные заболевания, перемещения органов, Поттову болезнь (!), астму, параличи — короче говоря, весь вражеский легион. Я сам был свидетелем, как паралитичка, только что в скрюченной позе сидевшая на стуле, встала и пошла по комнате. Куэ говорил с больными и возбуждал в них веру, огромную, неизмеримую веру в самих себя. Он говорил: «Научитесь лечить себя самих, это в ваших силах, вы это можете. Я никогда ещё никого не исцелил. В вас самих ключ к исцелению, обратитесь к вашему собственному духу, заставьте его служить вашему телесному и душевному благу — он вас услышит, он вас исцелит, вы будете счастливыми и сильными». После этих слов Куэ подошёл к парализованной женщине: «Вы слыхали то, что я говорил? Вы верите, что вы будете ходить?» — «Да». — «Тогда встаньте и идите». Женщина встала, пошла и обошла кругом всего сада. Чудо свершилось.

Одна молоденькая девушка, страдавшая Поповой болезнью, рассказала мне с восторженной радостью, как после трёх сеансов её позвоночник совершенно выпрямился, как она чувствует себя вновь возрождённой, — а ведь ещё только недавно она считала себя навек обречённой…

Три женщины, исцелившиеся от лёгочных заболеваний, дрожащим от счастья голосом рассказывают, как они вернулись к работе, к нормальной жизни. Куэ посреди всех этих людей, к которым он относится с любовью, показался мне каким-то существом особого порядка: ведь он ни за что не берёт денег, весь свой труд исполняет бесплатно, его исключительное самопожертвование не хочет и слышать ни о каком вознаграждении. «Но ведь я же вам должен, — говорю я ему, — ведь я вам обязан всем…» — «Ничем, кроме радостного сознания, что вы и впредь будете здоровы…»

Непреодолимую симпатию вселяет этот простой и добрый человек. Взяв меня под руку, он пошёл показывать свой огород: он встаёт очень рано и сам его возделывает. Будучи почти абсолютным вегетарианцем, он с особой любовью осматривает плоды рук своих. А потом опять возобновляет серьёзную беседу: «Вы обладаете неограниченной силой духа. Если научиться владеть ей, то она оказывает благотворное воздействие на наш физический мир. Воображение подобно коню без узды и поводьев. Он впряжён в вашу повозку и способен наделать всяческих глупостей: может понести и убить вас. Но запрягите его как следует и направьте его верной и твёрдой рукой: он пойдёт куда вы хотите. Точно так же обстоит дело и с воображением. Ради нашего собственного блага мы должны управлять им. Самовнушение, произнесённое вслух, хотя бы тихим шёпотом, но непременно сопровождающееся движением губ, есть приказание, которому подчиняется подсознание; это приказание выполняется без нашего ведома, главным образом ночью — вечернее самовнушение играет поэтому наиболее существенную роль и даёт наиболее благоприятные результаты.

Если вы испытываете физическую боль, применяйте сверх этого ещё и формулу: «Проходит, проходит…»; произносите её очень быстро, скороговоркой, поглаживая рукой по больному месту или по лбу, если речь идёт о тяжёлом душевном переживании.

На психику этот приём оказывает чрезвычайно благоприятное влияние. Призвав таким образом на помощь своё подсознание, вы можете им потом пользоваться во все трудные минуты жизни».

В этом мне тоже удалось убедиться на опыте, насколько благотворное действие оказывает новый метод. Вы теперь с ним познакомились.

Но вы узнаете его ещё лучше, если прочтёте названную мною книгу Бодуэна, его брошюру «Сила внутри нас» и, наконец, коротенькую книжку самого Куэ.

Если своими строками я сумею пробудить в читателе желание лично отправиться в Нанси, то он, как и я, встретит там и от всего сердца полюбит человека, который единственный, может быть, своей благороднейшей добротой и истинной любовью к ближним воплощает в жизнь Заветы Христа.

И подобно мне каждый обретёт там своё телесное здоровье и душевное благополучие. Жизнь покажется ценнее и прекраснее. А ведь всё это стоит того, чтобы произвести опыт.

М. Бурна-Провенс

Каким должно быть воспитание детей?

Какой бы парадоксальной ни показалась, на первый взгляд, моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребёнка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребёнка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нём воплощёнными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у неё, наверное, родится ребёнок соответствующего пола и соответствующего типа.

У спартанок рождались только сильные дети, становившиеся впоследствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство.

Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими.

Рождающийся при таких условиях ребёнок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твёрдо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова.

Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего — быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить хотя и ласковым, но твёрдым и решительным тоном. Таким путём легче всего заставить детей слушаться: у них не возникнет при этом желания оказать какое-либо сопротивление.

В особенности — и это самое главное — избегайте в отношении к детям грубости: вы всегда рискуете вызвать у них этим самовнушение страха, сопряженного с ненавистью.

Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где с самым невинным видом перемывают косточки близких друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия.

Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном. Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в своё время».

Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребёнку: «Ты лентяй, ты ни к чему не способен, и т.п.». Эти упрёки могут вызвать в нём действительно соответствующие недостатки.

Если ребёнок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободрённый этой непривычной похвалой, ребёнок несомненно займётся в следующий раз более усердно и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье, и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться всевозможных неприятных ощущений — холода, жары, дождя, ветра и т.п. Говорите им, что человек может превосходно переносить всё, нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: страх, поселённый в ребёнке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало ещё, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развивать в ребёнке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям — говорите прямо, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребёнок всегда с нетерпением ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Говорите им, что человек должен любить одинаково всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит.

Вселяйте в детей веру в самих себя — научите их тому, что перед тем как что-нибудь сделать, человек должен всё хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решения — разве только если ему докажут, что он заблуждался.

Обратите особенное внимание ребёнка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определённой идеей и твёрдой уверенностью в достижении цели, что, благодаря влиянию идеи, он этой цели безусловно достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, побуждаемый своей идеей, он просто сделает всё, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает всё для того, чтобы потерпеть неудачу.

Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребёнок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает всё, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.

Как только ребёнок научается говорить, просите его произносить утром и вечером по двадцать раз: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию.

Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением.

Каждую ночь, как только ребёнок уснёт, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать-двадцать раз подряд произносите тихим голосом (шёпотом) то, что вам бы хотелось в нём вызвать.

Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Попросив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести себя хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах, и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается.

Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились. Когда вы придёте в школу и будете слушать учителя, вы устремите всё своё внимание, всё целиком на то, что он будет вам говорить, и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать.

А так как у вас есть способности, то вы легко поймёте и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: всё, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем распоряжении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим.

Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием, и у вас будут всегда наивысшие отметки».



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 191