Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)
Инструкция:
Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.
Типовая карта методики:
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Смелый |
Бдительный |
Предприимчивый |
2. |
Кроткий |
Робкий |
Упрямый |
3. |
Осторожный |
Решительный |
Пессимистичный |
4. |
Непостоянный |
Бесцеремонный |
Внимательный |
5. |
Неумный |
Трусливый |
Недумающий |
6. |
Ловкий |
Бойкий |
Предусмотрительный |
7. |
Хладнокровный |
Колеблющийся |
Удалой |
8. |
Стремительный |
Легкомысленный |
Боязливый |
9. |
Незадумывающийся |
Жеманный |
Непредусмотрительный |
10. |
Оптимистичный |
Добросовестный |
Чуткий |
11. |
Меланхоличный |
Сомневающийся |
Неустойчивый |
12. |
Трусливый |
Небрежный |
Взволнованный |
13. |
Опрометчивый |
Тихий |
Боязливый |
14. |
Внимательный |
Неблагоразумный |
Смелый |
15. |
Рассудительный |
Быстрый |
Мужественный |
16. |
Предприимчивый |
Осторожный |
Предусмотрительный |
17. |
Взволнованный |
Рассеянный |
Робкий |
18. |
Малодушный |
Неосторожный |
Бесцеремонный |
19. |
Пугливый |
Нерешительный |
Нервный |
20. |
Исполнительный |
Преданный |
Авантюрный |
21. |
Предусмотрительный |
Бойкий |
Отчаянный |
22. |
Укрощенный |
Безразличный |
Небрежный |
23. |
Осторожный |
Беззаботный |
Терпеливый |
24. |
Разумный |
Заботливый |
Храбрый |
25. |
Предвидящий |
Неустрашимый |
Добросовестный |
26. |
Поспешный |
Пугливый |
Беззаботный |
27. |
Рассеянный |
Опрометчивый |
Пессимистичный |
28. |
Осмотрительный |
Рассудительный |
Предприимчивый |
29. |
Тихий |
Неорганизованный |
Боязливый |
30. |
Оптимистичный |
Бдительный |
Беззаботный |
Обработка данных:
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 20/1; 29/3; 30/2.
Здесь первая цифра перед чертой обозначает номер строки, вторая цифра после черты — номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/3 означает, что один балл надо добавить за слово, находящееся в первой строке в третьем столбце — “предприимчивый”.
Другие выборы баллов не получают.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите.
От 2 до 10 баллов — низкая мотивация к защите
От 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации
От 17 до 20 баллов — высокий уровень мотивации
Свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика диагностики степени готовности к риску (Шуберт)
Инструкция:
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла полностью согласен, окончательное “Да”;
1 балл больше “Да”, чем “Нет”;
0 баллов ни “Да”, ни “Нет”, нечто среднее;
-1 балл больше “Нет”, чем “Да”;
-2 балла окончательное “Нет”.
Типовая карта методики:
1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно.
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?
15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Обработка данных:
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Результат:
Меньше -30 баллов слишком осторожны
От -10 до +10 баллов средние значения
Свыше +20 баллов склонны к риску
М11. Ценностные ориентации
Методика “Ценностные ориентации” М. Рокича.
Цель: узнать, какие потребности являются наиболее важными в Вашей жизни.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.
Описание методики:
Методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича является наиболее распространенной в настоящее время.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные — убеждения в том, что какой-либо образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Инструкция:
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в своей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Типовая карта методики: