УПП

Цитата момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?
Антуан де Сент-Экзюпери

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помни, что этот мир - не реальность. Это площадка для игры в кажущееся. Здесь ты практикуешься побеждать кажущееся знанием истинного.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
Список А (терминальные ценности)
  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  • счастливая семейная жизнь
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  • творчество (возможность творческой деятельности)
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Список Б (инструментальные ценности)
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
  • воспитанность, хорошие манеры
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • исполнительность (дисциплинированность)
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  • непримиримость к недостаткам в себе и других
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  • честность (правдивость, искренность)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  • чуткость (заботливость)

Обработка данных:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  • В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?
  • Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
  • Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
  • Как, по Вашему мнению, сделало бы это большинство людей?
  • Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?
  • Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?
  • Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?

8. Диалоги

Диалоги в кабинете психотерапевта — это иногда беседы, временами технологии и всегда — способ лучше понять самого себя, как для психолога, так и для его клиента.

Змея К31

Д1. Доктор, у меня “ЭТО”…

Т. (терапевт): Что Вас беспокоит?

К. (клиент): Ну… Понимаете… У меня что-то не в порядке.

Т.: К сожалению, не очень понимаю, что именно не в порядке.

К.: У меня бывает странное чувство…

Т.: Где?

К.: Вот тут, в груди, какая-то тяжесть. Она становится больше, когда я чувствую, что я не такой, как все…

Т.: И когда есть эта тяжесть в груди, то где она? Внутри? Снаружи?

К.: Внутри, точно в середине груди.

Т.: Внутри, точно в середине, а какая она еще?

К.: Твердая, тяжелая, как камень.

Т.: Когда это камень, то он твердый, тяжелый, а еще?

К.: Ну еще… Он серый, большой, я видел такие валуны в Прибалтике…

Т.: Это серый большой валун, как в Прибалтике… Что он хочет?

К.: Он давно тут лежит, давит… Он хочет рассыпаться, стать землей.

Т.: И когда он хочет рассыпаться, стать землей, может ли он это сделать?

К.: Нет! Интересно, вокруг него как сетка, она держит!

Т.: Что нужно сетке?

К.: Она как будто сдерживает его, сдерживает боль…

Т.: И когда посмотришь на эту сетку, сдерживаешь боль, какое еще есть чувство?

К.: Хм? Да! А еще я злюсь, сколько же можно таскать в себе такое!

Т.: Где эта злость?

К.: В животе, вверху живота…

Т.: Когда она вверху живота, то какая она?

К.: Горячая, как огонь, красная… Она хочет пойти вверх…

Т.: И когда она хочет пойти вверх, то может ли?

К.: Да, может. Она поднимается вверх. Это медленно…

Т.: И когда она поднимается вверх достаточно долго, то что происходит потом?

К.: Она захватывает сеть, сеть горит, осыпается…

Т.: И когда сеть горит и осыпается, что происходит потом?

К.: Сеть сгорела и огня нет… Ой, интересно… Валун изменяется, он и не валун, а бегемот какой-то! У него ножки выросли и глаза, как мультик…

Т.: И когда это бегемот на ножках, как мультик, что он хочет?

К.: Он довольный, хочет пойти поискать болото.

Т.: Может он его поискать?

К.: Да, пошел… Сидит в болоте, только глазками хлопает, ему нравится!

Т.: Есть ли какие-то ощущения в теле?

К.: Нет, вроде ничего, и картинка с бегемотиком свернулась в трубочку и убежала куда-то. Все!

Т.: Давайте проверим, действительно ли все? Было такое прекрасное убеждение: “Я не такой, как все…” Как оно там?

К.: Ну и что? Бегемот тоже не такой, как жабы, или птицы, или крокодилы… Но если так нравится жить, то какая разница?

Т.: А как же тяжесть в груди?

К.: Интересно, но сейчас ее нет, даже когда пробую подумать о своих проблемах. И совсем не помню, что тут происходило…

Т.: Ну, и не обязательно помнить. Вам что, отчет писать об этом? До свидания!

К.: До свидания… А еще приходить надо?

Т.: А я откуда знаю?! Сможете почувствовать, если опять какое-то не такое “ЭТО” заведется?

К.: Да, конечно! А если не заведется, то перезвоню через неделю, сообщу, что все нормально.

Т.: Конечно!

Д2. На меня нападает…

К.: На меня внезапно нападает злость!

Т.: И что дальше?

К.: Ну, а дальше я становлюсь неуправляемым и могу такое натворить… Ругаюсь, дерусь иногда…

Т.: Так это не нравится или ты хвастаешься так?

К.: Конечно, не нравится!

Т.: Тогда давай сделаем так…Можешь прямо сейчас вспомнить, как на тебя последний раз злость напала, а я всякие вопросы позадаю?

К.: Попробую… Ну, я с мамой разговаривал об институте… Она сказала, что я должен лучше готовиться, что сессия скоро. Я и сам знаю, но стоял и молча слушал. Она стала кричать, что я ничего не могу, не понимаю, лентяй и вообще… Тут на меня злость и напала… (Кулаки сжимаются, появляются красные пятна на лице.)

Т.: Откуда напала, сзади или спереди?

К.: Хм? Сзади! Она как в спину толкает и говорит что-то…

Т.: Встань со стула и стань злостью. Она в спину толкает (толкни его сильнее…) и говорит… (Что говорит?)

К.: Я злость… Ну ты чего?! Ты мужик или нет? (Голос меняется, становится более низким.)

Т.: Чей это голос? Отойди в сторонку, послушай, посмотри, на кого похожа злость?

К.: На моего деда… Надо же! Он умер уже давно… Но в детстве мне говорили, что мы очень похожи, он, как выпьет, ужасно злился. Во интересно!

Т.: Ага, а теперь еще раз в себя самого, на стул… Что ты чувствуешь, когда злость напала, что хочешь сказать?

К.: Ну, нехорошо же так… Мама ведь добра желает, да и права, я ведь верно лентяй…

Т.: А что злость говорит?

К. (на месте “Злости”): Да не лентяй ты, просто трус, боишься к преподавателям подойти. Чтоб все пересдать.

Т.: А злость тоже боится?

К.: Нет! Но у нее знаний маловато, она только злиться и критиковать умеет. Ну, еще на других кричать…

Т.: А что ты там (на стуле) хочешь?

К.: Чтобы мама оставила в покое и не злилась.

Т.: Что “злость” хочет?

К.: Чтоб оставила в покое и самому все делать…

Т.: Отойдем в сторонку… Если бы ты и “злость” сотрудничали, а не воевали, как бы это было?

К.: Ну, это была бы не злость, а нормальная активность, страхов меньше… Не надо было бы с мамой ругаться…

Т.: Посмотри, они могут договориться.

К.: Кажется, уже сами как-то без меня сговариваются… Вот странно… Хочется еще раз войти “в себя”, повернуть стул лицом к “злости”.

Т.: Ну и сделай!

К. (входит, поворачивает стул, садится. Происходят изменения позы, выражения лица…)

Т.: Что происходит?..

К.: Это как дедушка, он не ругает, а обнимает меня, я чувствую себя сильнее и увереннее… Интересно… (проходит несколько минут) Все!

Т.: Действительно все?

К.: Да, это стало как будто единым целым со мной, больше не хочет “нападать”!

Т.: Вернись еще раз в ситуацию с мамой. Что ты там хочешь сделать?

К.: Ну, наверное, вряд ли буду ее слушать полчаса. Слушаю немного, потом говорю, что мне пора заниматься, и действительно сажусь за учебники.

Т.: А как поживает страх перед преподавателями?

К.: Не знаю… Вроде нету? Сдам сессию — приду, похвастаюсь. Спасибо.

Т.: Спасибо. До свидания…

Д3. Сделайте, чтобы они…

К.: Ну почему мужчины меня не любят! Как сделать, чтобы они стали реагировать на меня так, как положено?

Т.: А как положено?

К.: Ну… Ухаживали, дарили цветы, делали предложения…

Т.: Все мужчины? Прямо посреди улицы?

К.: Нет, не все, конечно… Ну, хотя бы некоторые. Понимаете, я сама часто влюбляюсь, но они этого или не замечают, или ведут себя как свиньи!

Т.: “Часто” — это как?

К.: Я была влюблена уже в троих ребят, в среднем каждая такая влюбленность продолжается около двух лет, потом у меня депрессия еще несколько месяцев, а потом влюбляюсь снова.

Т.: А сейчас какая фаза?

К.: Никогда так не думала… Вообще-то я знакома с этим парнем уже полтора года. Все это время я заботилась о нем, как могла… А он отстраняется все больше, и мне все хуже…

Т.: Это переход от “влюблена” к “болею”?

К.: Да, пожалуй! Только на сей раз болеть не хочется, хочется, чтобы он обратил на меня внимание!

Т.: Что ты делаешь целых полтора года, чтобы он не обращал на тебя внимания?

К.: Наоборот, я все делала, чтобы обратил! Мы вместе работаем. Я приношу на работу вкусные бутерброды и каждый день угощаю его. Я стараюсь помочь ему в работе (он менее опытный сотрудник)… Ну, однажды я взяла билеты на концерт и пригласила его!

Т.: И что?

К.: Так он сказал, что терпеть не может Гребенщикова! Специально издевается. А я все для него делаю. Установила даже кактусы перед его компьютером, говорят, это помогает от излучения…

Т.: А носки теплые ты ему еще не связала?

К.: Ой, а как вы догадались? Только не носки, а жилетку, и подарила на день рождения… А он, свинья, спрятал быстро в сумку, чтобы никто не увидел, и никогда ее не носит!

Т.: Знаешь, сейчас, когда ты описываешь все это, мне кажется, что передо мной сидит не молодая, красивая девушка, а заботливая бабушка. Она кормит пирожками, велит надеть шапочку и завязать шарфик, водит за ручку в театр… Похоже, правда?

К.: Да, есть такое… А разве любить и заботиться не одно и то же? Ведь я тоже хочу, чтобы обо мне заботились…

Т.: Чтобы он стал твоим дедушкой…

К. (смеется): Ну хотя бы папой! А так и правда — неблагодарный внучок в переходном возрасте. Ничего себе!

Т.: Ну, он-то ладно. Скажу по секрету: немногие мужчины способны влюбиться в собственных бабушек… А почему ты ведешь себя так странно?

К.: А ведь действительно странно… Не знаю…

Т.: Что будет, если ты перестанешь заботиться таким способом?

К.: Тогда я не буду… Ну, он вообще перестанет меня замечать, я ему буду совсем не нужна…

Т.: Совсем не нужна… И что дальше?

К.: Он увлечется кем-то другим, а я останусь одна и буду страдать!

Т.: А сейчас он увлечен тобой, вы вместе и ты радуешься?

К.: Нет! Все так запутано… Кажется, я не знаю, что именно делать, если так не заботиться…

Т.: Никогда не пробовала и в исполнении других людей не видела?

К.: Да, наверное. Моя мама заботилась точно так же, а папа изменял, не ночевал дома, в конце концов они развелись. Мама во всем винила себя, что из-за детей (меня и брата) мало уделяла ему внимания… Я поклялась, что если познакомлюсь с кем-то, то не повторю ее ошибки, буду уделять много внимания…

Т.: И выполняешь это решение с завидной последовательностью… А результат…

К.: Результат не очень… Ну, не могу же я вести себя, как эти вертихвостки: краситься, одеваться, глазки строить!

Т.: Кокетничать… Что мешает?

К.: Они стервы, как раз такая и увела моего отца в свое время, мама мне ее показывала. (Плачет.)

Т.: Когда я пробую вести себя так, то чувствую себя стервой?

К.: Да…

Т.: А хочется иногда побыть такой стервой?

К.: Очень! Но я же не такая… Или такая. Я совсем запуталась.

Т.: Вот тебе два листа бумаги. Нарисуй на одном “Стерву”, а на другом… Как мы ее назовем?

К.: Бабушку!

Т.: Хорошо. Прорисуй их одежду, макияж, любимые позы…

К. (рисует, постепенно успокаиваясь).

Т.: Теперь, когда рисунки готовы, давай положим их на пол, на некотором расстоянии друг от друга, а сами отойдем в сторонку… Кто тебе больше нравится?

К.: Обе немного не того… Им многого не хватает… Вот если бы можно было найти нечто третье, посередине…

Т.: А что мешает? Войди на линию между ними, хорошо почувствуй себя и “Бабушкой”, и “Стервой”, и найди наиболее удобное для тебя место равновесия между ними…

К. (долго ходит, меняется походка, выражение лица): Да! Готово! Такая соблазнительная девица получается!

Т.: Точно, соблазнительная… Побудь в ней еще немного. Как она одевается, ходит? Что делает с понравившимся парнем?

К.: Знаю, как бы не в голове знаю, а просто чувствую, что буду делать…

Т.: Выходи, посмотри на нее со стороны. Нравится?

К.: Да, то, что надо!

Прошло время…

К.: Ой, а у меня снова происшествия… Свадьба через две недели…

Т.: Поздравляю! И кто же этот Он?

К.: Да совсем не тот… Я как посмотрела на него тогда: зачем он мне нужен был? Не понимаю! Ну, стала просто жить, для себя, с удовольствием. А тут разведенный начальник соседнего отдела стал за мной ухаживать… В общем, замуж выхожу!

Д4. Жизнь пуста…

Т.: В связи с чем вы пришли ко мне?

К.: Да я бы и не ходил, мама привела…

Т.: А ей-то что не нравится?

К.: Говорит, что я ленивый, ничего не делаю, ничем не интересуюсь… Но это не так, на работу ведь хожу, зарабатываю.

Т.: Ну и что?

К.: А зачем это все? Ну, зачем жить?! Могу заработать больше или меньше, на пропитание хватит… А в чем смысл вообще?

Т.: Ни в чем!

К.: Как это ни в чем?.. Ну, для вас-то он есть в чем-нибудь?

Т.: Нету, конечно. А что, должен быть?

К.: Конечно, должен! Вот мама говорит, что я для нее единственный смысл в жизни, другие люди увлечены — кто работой, кто семьей, кто еще чем-то… А я чувствую, что не могу специально делать это, все как-то по инерции получается… Надоело!

Т.: И правильно, что надоело. А что дальше?

К.: Между нами, я даже о самоубийстве думал, чем так жить — лучше помереть!

Т.: Наверное, лучше.

К.: Но ведь нельзя, говорят, грех…

Т.: А еще говорят, что если какая-то проблема не решена в этой жизни, то придется ее решать в следующей, где она еще усилится…

К.: Ничего себе! А как так можно жить и не знать, в чем смысл?

Т.: А зачем знать? Разве для того, чтобы дышать, надо знать формулы кислородообмена, а при ходьбе знать наизусть, какие именно мышцы сокращаются?

К.: Нет, тогда вряд ли вообще ходить получится. Это чувствуют…

Т.: Точно! И есть такого же типа чувство, которое обозначает, туда ты идешь по жизни или не туда…

К.: Интересно… Если так подумать, то сейчас это очень отчетливо “не туда”… Куда — пока не знаю…

Т.: Что из происходящего в жизни сейчас больше всего вызывает чувство “не туда”?

К.: Странно… То, что я живу с родителями? Никогда не думал, что это как-то ненормально…

Т.: Если не секрет, сколько Вам лет?

К.: Уже 28…

Т.: Да, уже 28…

К.: Многие мои однокурсники уже женаты, имеют по двое детей. Да, вероятно, они не очень-то мучаются проблемами смысла жизни. И проблем, и смысла им хватает. А мне как-то не до того было… Знаете, мне, наверное, надо многое обдумать самому… Можно я приду к Вам через пару недель и более точно поставлю задачу?

Т.: Конечно, если получится, подумайте, что мешает отделиться от родительской семьи и жить так же, как Ваши сверстники?

К.: Да, до свидания…

Читайте далее: 9. Фантазии



Страница сформирована за 1.31 сек
SQL запросов: 190