АСПСП

Цитата момента



Бог дал тебе лицо, но тебе выбирать его выражение.
Улыбнись!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Золушка была красивой, но вела себя как дурнушка. Она страстно полюбила принца, однако, спокойно отправилась восвояси, улыбаясь своей мечте. Принц как миленький потащился следом. А куда ему было деваться от такой ведьмы? Среди женщин Золушек крайне мало. Мы не можем отдаться чувству любви к мужчине, не начиная потихоньку подбирать имена для будущих детей.

Марина Комисарова. «Магия дурнушек»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
Список А (терминальные ценности)
  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  • счастливая семейная жизнь
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  • творчество (возможность творческой деятельности)
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Список Б (инструментальные ценности)
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
  • воспитанность, хорошие манеры
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • исполнительность (дисциплинированность)
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  • непримиримость к недостаткам в себе и других
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  • честность (правдивость, искренность)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  • чуткость (заботливость)

Обработка данных:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  • В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?
  • Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
  • Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
  • Как, по Вашему мнению, сделало бы это большинство людей?
  • Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?
  • Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?
  • Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?

8. Диалоги

Диалоги в кабинете психотерапевта — это иногда беседы, временами технологии и всегда — способ лучше понять самого себя, как для психолога, так и для его клиента.

Змея К31

Д1. Доктор, у меня “ЭТО”…

Т. (терапевт): Что Вас беспокоит?

К. (клиент): Ну… Понимаете… У меня что-то не в порядке.

Т.: К сожалению, не очень понимаю, что именно не в порядке.

К.: У меня бывает странное чувство…

Т.: Где?

К.: Вот тут, в груди, какая-то тяжесть. Она становится больше, когда я чувствую, что я не такой, как все…

Т.: И когда есть эта тяжесть в груди, то где она? Внутри? Снаружи?

К.: Внутри, точно в середине груди.

Т.: Внутри, точно в середине, а какая она еще?

К.: Твердая, тяжелая, как камень.

Т.: Когда это камень, то он твердый, тяжелый, а еще?

К.: Ну еще… Он серый, большой, я видел такие валуны в Прибалтике…

Т.: Это серый большой валун, как в Прибалтике… Что он хочет?

К.: Он давно тут лежит, давит… Он хочет рассыпаться, стать землей.

Т.: И когда он хочет рассыпаться, стать землей, может ли он это сделать?

К.: Нет! Интересно, вокруг него как сетка, она держит!

Т.: Что нужно сетке?

К.: Она как будто сдерживает его, сдерживает боль…

Т.: И когда посмотришь на эту сетку, сдерживаешь боль, какое еще есть чувство?

К.: Хм? Да! А еще я злюсь, сколько же можно таскать в себе такое!

Т.: Где эта злость?

К.: В животе, вверху живота…

Т.: Когда она вверху живота, то какая она?

К.: Горячая, как огонь, красная… Она хочет пойти вверх…

Т.: И когда она хочет пойти вверх, то может ли?

К.: Да, может. Она поднимается вверх. Это медленно…

Т.: И когда она поднимается вверх достаточно долго, то что происходит потом?

К.: Она захватывает сеть, сеть горит, осыпается…

Т.: И когда сеть горит и осыпается, что происходит потом?

К.: Сеть сгорела и огня нет… Ой, интересно… Валун изменяется, он и не валун, а бегемот какой-то! У него ножки выросли и глаза, как мультик…

Т.: И когда это бегемот на ножках, как мультик, что он хочет?

К.: Он довольный, хочет пойти поискать болото.

Т.: Может он его поискать?

К.: Да, пошел… Сидит в болоте, только глазками хлопает, ему нравится!

Т.: Есть ли какие-то ощущения в теле?

К.: Нет, вроде ничего, и картинка с бегемотиком свернулась в трубочку и убежала куда-то. Все!

Т.: Давайте проверим, действительно ли все? Было такое прекрасное убеждение: “Я не такой, как все…” Как оно там?

К.: Ну и что? Бегемот тоже не такой, как жабы, или птицы, или крокодилы… Но если так нравится жить, то какая разница?

Т.: А как же тяжесть в груди?

К.: Интересно, но сейчас ее нет, даже когда пробую подумать о своих проблемах. И совсем не помню, что тут происходило…

Т.: Ну, и не обязательно помнить. Вам что, отчет писать об этом? До свидания!

К.: До свидания… А еще приходить надо?

Т.: А я откуда знаю?! Сможете почувствовать, если опять какое-то не такое “ЭТО” заведется?

К.: Да, конечно! А если не заведется, то перезвоню через неделю, сообщу, что все нормально.

Т.: Конечно!

Д2. На меня нападает…

К.: На меня внезапно нападает злость!

Т.: И что дальше?

К.: Ну, а дальше я становлюсь неуправляемым и могу такое натворить… Ругаюсь, дерусь иногда…

Т.: Так это не нравится или ты хвастаешься так?

К.: Конечно, не нравится!

Т.: Тогда давай сделаем так…Можешь прямо сейчас вспомнить, как на тебя последний раз злость напала, а я всякие вопросы позадаю?

К.: Попробую… Ну, я с мамой разговаривал об институте… Она сказала, что я должен лучше готовиться, что сессия скоро. Я и сам знаю, но стоял и молча слушал. Она стала кричать, что я ничего не могу, не понимаю, лентяй и вообще… Тут на меня злость и напала… (Кулаки сжимаются, появляются красные пятна на лице.)

Т.: Откуда напала, сзади или спереди?

К.: Хм? Сзади! Она как в спину толкает и говорит что-то…

Т.: Встань со стула и стань злостью. Она в спину толкает (толкни его сильнее…) и говорит… (Что говорит?)

К.: Я злость… Ну ты чего?! Ты мужик или нет? (Голос меняется, становится более низким.)

Т.: Чей это голос? Отойди в сторонку, послушай, посмотри, на кого похожа злость?

К.: На моего деда… Надо же! Он умер уже давно… Но в детстве мне говорили, что мы очень похожи, он, как выпьет, ужасно злился. Во интересно!

Т.: Ага, а теперь еще раз в себя самого, на стул… Что ты чувствуешь, когда злость напала, что хочешь сказать?

К.: Ну, нехорошо же так… Мама ведь добра желает, да и права, я ведь верно лентяй…

Т.: А что злость говорит?

К. (на месте “Злости”): Да не лентяй ты, просто трус, боишься к преподавателям подойти. Чтоб все пересдать.

Т.: А злость тоже боится?

К.: Нет! Но у нее знаний маловато, она только злиться и критиковать умеет. Ну, еще на других кричать…

Т.: А что ты там (на стуле) хочешь?

К.: Чтобы мама оставила в покое и не злилась.

Т.: Что “злость” хочет?

К.: Чтоб оставила в покое и самому все делать…

Т.: Отойдем в сторонку… Если бы ты и “злость” сотрудничали, а не воевали, как бы это было?

К.: Ну, это была бы не злость, а нормальная активность, страхов меньше… Не надо было бы с мамой ругаться…

Т.: Посмотри, они могут договориться.

К.: Кажется, уже сами как-то без меня сговариваются… Вот странно… Хочется еще раз войти “в себя”, повернуть стул лицом к “злости”.

Т.: Ну и сделай!

К. (входит, поворачивает стул, садится. Происходят изменения позы, выражения лица…)

Т.: Что происходит?..

К.: Это как дедушка, он не ругает, а обнимает меня, я чувствую себя сильнее и увереннее… Интересно… (проходит несколько минут) Все!

Т.: Действительно все?

К.: Да, это стало как будто единым целым со мной, больше не хочет “нападать”!

Т.: Вернись еще раз в ситуацию с мамой. Что ты там хочешь сделать?

К.: Ну, наверное, вряд ли буду ее слушать полчаса. Слушаю немного, потом говорю, что мне пора заниматься, и действительно сажусь за учебники.

Т.: А как поживает страх перед преподавателями?

К.: Не знаю… Вроде нету? Сдам сессию — приду, похвастаюсь. Спасибо.

Т.: Спасибо. До свидания…

Д3. Сделайте, чтобы они…

К.: Ну почему мужчины меня не любят! Как сделать, чтобы они стали реагировать на меня так, как положено?

Т.: А как положено?

К.: Ну… Ухаживали, дарили цветы, делали предложения…

Т.: Все мужчины? Прямо посреди улицы?

К.: Нет, не все, конечно… Ну, хотя бы некоторые. Понимаете, я сама часто влюбляюсь, но они этого или не замечают, или ведут себя как свиньи!

Т.: “Часто” — это как?

К.: Я была влюблена уже в троих ребят, в среднем каждая такая влюбленность продолжается около двух лет, потом у меня депрессия еще несколько месяцев, а потом влюбляюсь снова.

Т.: А сейчас какая фаза?

К.: Никогда так не думала… Вообще-то я знакома с этим парнем уже полтора года. Все это время я заботилась о нем, как могла… А он отстраняется все больше, и мне все хуже…

Т.: Это переход от “влюблена” к “болею”?

К.: Да, пожалуй! Только на сей раз болеть не хочется, хочется, чтобы он обратил на меня внимание!

Т.: Что ты делаешь целых полтора года, чтобы он не обращал на тебя внимания?

К.: Наоборот, я все делала, чтобы обратил! Мы вместе работаем. Я приношу на работу вкусные бутерброды и каждый день угощаю его. Я стараюсь помочь ему в работе (он менее опытный сотрудник)… Ну, однажды я взяла билеты на концерт и пригласила его!

Т.: И что?

К.: Так он сказал, что терпеть не может Гребенщикова! Специально издевается. А я все для него делаю. Установила даже кактусы перед его компьютером, говорят, это помогает от излучения…

Т.: А носки теплые ты ему еще не связала?

К.: Ой, а как вы догадались? Только не носки, а жилетку, и подарила на день рождения… А он, свинья, спрятал быстро в сумку, чтобы никто не увидел, и никогда ее не носит!

Т.: Знаешь, сейчас, когда ты описываешь все это, мне кажется, что передо мной сидит не молодая, красивая девушка, а заботливая бабушка. Она кормит пирожками, велит надеть шапочку и завязать шарфик, водит за ручку в театр… Похоже, правда?

К.: Да, есть такое… А разве любить и заботиться не одно и то же? Ведь я тоже хочу, чтобы обо мне заботились…

Т.: Чтобы он стал твоим дедушкой…

К. (смеется): Ну хотя бы папой! А так и правда — неблагодарный внучок в переходном возрасте. Ничего себе!

Т.: Ну, он-то ладно. Скажу по секрету: немногие мужчины способны влюбиться в собственных бабушек… А почему ты ведешь себя так странно?

К.: А ведь действительно странно… Не знаю…

Т.: Что будет, если ты перестанешь заботиться таким способом?

К.: Тогда я не буду… Ну, он вообще перестанет меня замечать, я ему буду совсем не нужна…

Т.: Совсем не нужна… И что дальше?

К.: Он увлечется кем-то другим, а я останусь одна и буду страдать!

Т.: А сейчас он увлечен тобой, вы вместе и ты радуешься?

К.: Нет! Все так запутано… Кажется, я не знаю, что именно делать, если так не заботиться…

Т.: Никогда не пробовала и в исполнении других людей не видела?

К.: Да, наверное. Моя мама заботилась точно так же, а папа изменял, не ночевал дома, в конце концов они развелись. Мама во всем винила себя, что из-за детей (меня и брата) мало уделяла ему внимания… Я поклялась, что если познакомлюсь с кем-то, то не повторю ее ошибки, буду уделять много внимания…

Т.: И выполняешь это решение с завидной последовательностью… А результат…

К.: Результат не очень… Ну, не могу же я вести себя, как эти вертихвостки: краситься, одеваться, глазки строить!

Т.: Кокетничать… Что мешает?

К.: Они стервы, как раз такая и увела моего отца в свое время, мама мне ее показывала. (Плачет.)

Т.: Когда я пробую вести себя так, то чувствую себя стервой?

К.: Да…

Т.: А хочется иногда побыть такой стервой?

К.: Очень! Но я же не такая… Или такая. Я совсем запуталась.

Т.: Вот тебе два листа бумаги. Нарисуй на одном “Стерву”, а на другом… Как мы ее назовем?

К.: Бабушку!

Т.: Хорошо. Прорисуй их одежду, макияж, любимые позы…

К. (рисует, постепенно успокаиваясь).

Т.: Теперь, когда рисунки готовы, давай положим их на пол, на некотором расстоянии друг от друга, а сами отойдем в сторонку… Кто тебе больше нравится?

К.: Обе немного не того… Им многого не хватает… Вот если бы можно было найти нечто третье, посередине…

Т.: А что мешает? Войди на линию между ними, хорошо почувствуй себя и “Бабушкой”, и “Стервой”, и найди наиболее удобное для тебя место равновесия между ними…

К. (долго ходит, меняется походка, выражение лица): Да! Готово! Такая соблазнительная девица получается!

Т.: Точно, соблазнительная… Побудь в ней еще немного. Как она одевается, ходит? Что делает с понравившимся парнем?

К.: Знаю, как бы не в голове знаю, а просто чувствую, что буду делать…

Т.: Выходи, посмотри на нее со стороны. Нравится?

К.: Да, то, что надо!

Прошло время…

К.: Ой, а у меня снова происшествия… Свадьба через две недели…

Т.: Поздравляю! И кто же этот Он?

К.: Да совсем не тот… Я как посмотрела на него тогда: зачем он мне нужен был? Не понимаю! Ну, стала просто жить, для себя, с удовольствием. А тут разведенный начальник соседнего отдела стал за мной ухаживать… В общем, замуж выхожу!

Д4. Жизнь пуста…

Т.: В связи с чем вы пришли ко мне?

К.: Да я бы и не ходил, мама привела…

Т.: А ей-то что не нравится?

К.: Говорит, что я ленивый, ничего не делаю, ничем не интересуюсь… Но это не так, на работу ведь хожу, зарабатываю.

Т.: Ну и что?

К.: А зачем это все? Ну, зачем жить?! Могу заработать больше или меньше, на пропитание хватит… А в чем смысл вообще?

Т.: Ни в чем!

К.: Как это ни в чем?.. Ну, для вас-то он есть в чем-нибудь?

Т.: Нету, конечно. А что, должен быть?

К.: Конечно, должен! Вот мама говорит, что я для нее единственный смысл в жизни, другие люди увлечены — кто работой, кто семьей, кто еще чем-то… А я чувствую, что не могу специально делать это, все как-то по инерции получается… Надоело!

Т.: И правильно, что надоело. А что дальше?

К.: Между нами, я даже о самоубийстве думал, чем так жить — лучше помереть!

Т.: Наверное, лучше.

К.: Но ведь нельзя, говорят, грех…

Т.: А еще говорят, что если какая-то проблема не решена в этой жизни, то придется ее решать в следующей, где она еще усилится…

К.: Ничего себе! А как так можно жить и не знать, в чем смысл?

Т.: А зачем знать? Разве для того, чтобы дышать, надо знать формулы кислородообмена, а при ходьбе знать наизусть, какие именно мышцы сокращаются?

К.: Нет, тогда вряд ли вообще ходить получится. Это чувствуют…

Т.: Точно! И есть такого же типа чувство, которое обозначает, туда ты идешь по жизни или не туда…

К.: Интересно… Если так подумать, то сейчас это очень отчетливо “не туда”… Куда — пока не знаю…

Т.: Что из происходящего в жизни сейчас больше всего вызывает чувство “не туда”?

К.: Странно… То, что я живу с родителями? Никогда не думал, что это как-то ненормально…

Т.: Если не секрет, сколько Вам лет?

К.: Уже 28…

Т.: Да, уже 28…

К.: Многие мои однокурсники уже женаты, имеют по двое детей. Да, вероятно, они не очень-то мучаются проблемами смысла жизни. И проблем, и смысла им хватает. А мне как-то не до того было… Знаете, мне, наверное, надо многое обдумать самому… Можно я приду к Вам через пару недель и более точно поставлю задачу?

Т.: Конечно, если получится, подумайте, что мешает отделиться от родительской семьи и жить так же, как Ваши сверстники?

К.: Да, до свидания…

Читайте далее: 9. Фантазии



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 191