Список А (терминальные ценности)
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
- здоровье (физическое и психическое)
- интересная работа
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
- наличие хороших и верных друзей
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
- счастливая семейная жизнь
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
- творчество (возможность творческой деятельности)
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Список Б (инструментальные ценности)
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
- воспитанность, хорошие манеры
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
- жизнерадостность (чувство юмора)
- исполнительность (дисциплинированность)
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
- непримиримость к недостаткам в себе и других
- образованность (широта знаний, высокая общая культура)
- ответственность (чувство долга, умение держать слово)
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
- честность (правдивость, искренность)
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
- чуткость (заботливость)
Обработка данных:
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
- В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?
- Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
- Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
- Как, по Вашему мнению, сделало бы это большинство людей?
- Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?
- Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?
- Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?
8. Диалоги
Диалоги в кабинете психотерапевта — это иногда беседы, временами технологии и всегда — способ лучше понять самого себя, как для психолога, так и для его клиента.
Змея К31
Д1. Доктор, у меня “ЭТО”…
Т. (терапевт): Что Вас беспокоит?
К. (клиент): Ну… Понимаете… У меня что-то не в порядке.
Т.: К сожалению, не очень понимаю, что именно не в порядке.
К.: У меня бывает странное чувство…
Т.: Где?
К.: Вот тут, в груди, какая-то тяжесть. Она становится больше, когда я чувствую, что я не такой, как все…
Т.: И когда есть эта тяжесть в груди, то где она? Внутри? Снаружи?
К.: Внутри, точно в середине груди.
Т.: Внутри, точно в середине, а какая она еще?
К.: Твердая, тяжелая, как камень.
Т.: Когда это камень, то он твердый, тяжелый, а еще?
К.: Ну еще… Он серый, большой, я видел такие валуны в Прибалтике…
Т.: Это серый большой валун, как в Прибалтике… Что он хочет?
К.: Он давно тут лежит, давит… Он хочет рассыпаться, стать землей.
Т.: И когда он хочет рассыпаться, стать землей, может ли он это сделать?
К.: Нет! Интересно, вокруг него как сетка, она держит!
Т.: Что нужно сетке?
К.: Она как будто сдерживает его, сдерживает боль…
Т.: И когда посмотришь на эту сетку, сдерживаешь боль, какое еще есть чувство?
К.: Хм? Да! А еще я злюсь, сколько же можно таскать в себе такое!
Т.: Где эта злость?
К.: В животе, вверху живота…
Т.: Когда она вверху живота, то какая она?
К.: Горячая, как огонь, красная… Она хочет пойти вверх…
Т.: И когда она хочет пойти вверх, то может ли?
К.: Да, может. Она поднимается вверх. Это медленно…
Т.: И когда она поднимается вверх достаточно долго, то что происходит потом?
К.: Она захватывает сеть, сеть горит, осыпается…
Т.: И когда сеть горит и осыпается, что происходит потом?
К.: Сеть сгорела и огня нет… Ой, интересно… Валун изменяется, он и не валун, а бегемот какой-то! У него ножки выросли и глаза, как мультик…
Т.: И когда это бегемот на ножках, как мультик, что он хочет?
К.: Он довольный, хочет пойти поискать болото.
Т.: Может он его поискать?
К.: Да, пошел… Сидит в болоте, только глазками хлопает, ему нравится!
Т.: Есть ли какие-то ощущения в теле?
К.: Нет, вроде ничего, и картинка с бегемотиком свернулась в трубочку и убежала куда-то. Все!
Т.: Давайте проверим, действительно ли все? Было такое прекрасное убеждение: “Я не такой, как все…” Как оно там?
К.: Ну и что? Бегемот тоже не такой, как жабы, или птицы, или крокодилы… Но если так нравится жить, то какая разница?
Т.: А как же тяжесть в груди?
К.: Интересно, но сейчас ее нет, даже когда пробую подумать о своих проблемах. И совсем не помню, что тут происходило…
Т.: Ну, и не обязательно помнить. Вам что, отчет писать об этом? До свидания!
К.: До свидания… А еще приходить надо?
Т.: А я откуда знаю?! Сможете почувствовать, если опять какое-то не такое “ЭТО” заведется?
К.: Да, конечно! А если не заведется, то перезвоню через неделю, сообщу, что все нормально.
Т.: Конечно!
Д2. На меня нападает…
К.: На меня внезапно нападает злость!
Т.: И что дальше?
К.: Ну, а дальше я становлюсь неуправляемым и могу такое натворить… Ругаюсь, дерусь иногда…
Т.: Так это не нравится или ты хвастаешься так?
К.: Конечно, не нравится!
Т.: Тогда давай сделаем так…Можешь прямо сейчас вспомнить, как на тебя последний раз злость напала, а я всякие вопросы позадаю?
К.: Попробую… Ну, я с мамой разговаривал об институте… Она сказала, что я должен лучше готовиться, что сессия скоро. Я и сам знаю, но стоял и молча слушал. Она стала кричать, что я ничего не могу, не понимаю, лентяй и вообще… Тут на меня злость и напала… (Кулаки сжимаются, появляются красные пятна на лице.)
Т.: Откуда напала, сзади или спереди?
К.: Хм? Сзади! Она как в спину толкает и говорит что-то…
Т.: Встань со стула и стань злостью. Она в спину толкает (толкни его сильнее…) и говорит… (Что говорит?)
К.: Я злость… Ну ты чего?! Ты мужик или нет? (Голос меняется, становится более низким.)
Т.: Чей это голос? Отойди в сторонку, послушай, посмотри, на кого похожа злость?
К.: На моего деда… Надо же! Он умер уже давно… Но в детстве мне говорили, что мы очень похожи, он, как выпьет, ужасно злился. Во интересно!
Т.: Ага, а теперь еще раз в себя самого, на стул… Что ты чувствуешь, когда злость напала, что хочешь сказать?
К.: Ну, нехорошо же так… Мама ведь добра желает, да и права, я ведь верно лентяй…
Т.: А что злость говорит?
К. (на месте “Злости”): Да не лентяй ты, просто трус, боишься к преподавателям подойти. Чтоб все пересдать.
Т.: А злость тоже боится?
К.: Нет! Но у нее знаний маловато, она только злиться и критиковать умеет. Ну, еще на других кричать…
Т.: А что ты там (на стуле) хочешь?
К.: Чтобы мама оставила в покое и не злилась.
Т.: Что “злость” хочет?
К.: Чтоб оставила в покое и самому все делать…
Т.: Отойдем в сторонку… Если бы ты и “злость” сотрудничали, а не воевали, как бы это было?
К.: Ну, это была бы не злость, а нормальная активность, страхов меньше… Не надо было бы с мамой ругаться…
Т.: Посмотри, они могут договориться.
К.: Кажется, уже сами как-то без меня сговариваются… Вот странно… Хочется еще раз войти “в себя”, повернуть стул лицом к “злости”.
Т.: Ну и сделай!
К. (входит, поворачивает стул, садится. Происходят изменения позы, выражения лица…)
Т.: Что происходит?..
К.: Это как дедушка, он не ругает, а обнимает меня, я чувствую себя сильнее и увереннее… Интересно… (проходит несколько минут) Все!
Т.: Действительно все?
К.: Да, это стало как будто единым целым со мной, больше не хочет “нападать”!
Т.: Вернись еще раз в ситуацию с мамой. Что ты там хочешь сделать?
К.: Ну, наверное, вряд ли буду ее слушать полчаса. Слушаю немного, потом говорю, что мне пора заниматься, и действительно сажусь за учебники.
Т.: А как поживает страх перед преподавателями?
К.: Не знаю… Вроде нету? Сдам сессию — приду, похвастаюсь. Спасибо.
Т.: Спасибо. До свидания…
Д3. Сделайте, чтобы они…
К.: Ну почему мужчины меня не любят! Как сделать, чтобы они стали реагировать на меня так, как положено?
Т.: А как положено?
К.: Ну… Ухаживали, дарили цветы, делали предложения…
Т.: Все мужчины? Прямо посреди улицы?
К.: Нет, не все, конечно… Ну, хотя бы некоторые. Понимаете, я сама часто влюбляюсь, но они этого или не замечают, или ведут себя как свиньи!
Т.: “Часто” — это как?
К.: Я была влюблена уже в троих ребят, в среднем каждая такая влюбленность продолжается около двух лет, потом у меня депрессия еще несколько месяцев, а потом влюбляюсь снова.
Т.: А сейчас какая фаза?
К.: Никогда так не думала… Вообще-то я знакома с этим парнем уже полтора года. Все это время я заботилась о нем, как могла… А он отстраняется все больше, и мне все хуже…
Т.: Это переход от “влюблена” к “болею”?
К.: Да, пожалуй! Только на сей раз болеть не хочется, хочется, чтобы он обратил на меня внимание!
Т.: Что ты делаешь целых полтора года, чтобы он не обращал на тебя внимания?
К.: Наоборот, я все делала, чтобы обратил! Мы вместе работаем. Я приношу на работу вкусные бутерброды и каждый день угощаю его. Я стараюсь помочь ему в работе (он менее опытный сотрудник)… Ну, однажды я взяла билеты на концерт и пригласила его!
Т.: И что?
К.: Так он сказал, что терпеть не может Гребенщикова! Специально издевается. А я все для него делаю. Установила даже кактусы перед его компьютером, говорят, это помогает от излучения…
Т.: А носки теплые ты ему еще не связала?
К.: Ой, а как вы догадались? Только не носки, а жилетку, и подарила на день рождения… А он, свинья, спрятал быстро в сумку, чтобы никто не увидел, и никогда ее не носит!
Т.: Знаешь, сейчас, когда ты описываешь все это, мне кажется, что передо мной сидит не молодая, красивая девушка, а заботливая бабушка. Она кормит пирожками, велит надеть шапочку и завязать шарфик, водит за ручку в театр… Похоже, правда?
К.: Да, есть такое… А разве любить и заботиться не одно и то же? Ведь я тоже хочу, чтобы обо мне заботились…
Т.: Чтобы он стал твоим дедушкой…
К. (смеется): Ну хотя бы папой! А так и правда — неблагодарный внучок в переходном возрасте. Ничего себе!
Т.: Ну, он-то ладно. Скажу по секрету: немногие мужчины способны влюбиться в собственных бабушек… А почему ты ведешь себя так странно?
К.: А ведь действительно странно… Не знаю…
Т.: Что будет, если ты перестанешь заботиться таким способом?
К.: Тогда я не буду… Ну, он вообще перестанет меня замечать, я ему буду совсем не нужна…
Т.: Совсем не нужна… И что дальше?
К.: Он увлечется кем-то другим, а я останусь одна и буду страдать!
Т.: А сейчас он увлечен тобой, вы вместе и ты радуешься?
К.: Нет! Все так запутано… Кажется, я не знаю, что именно делать, если так не заботиться…
Т.: Никогда не пробовала и в исполнении других людей не видела?
К.: Да, наверное. Моя мама заботилась точно так же, а папа изменял, не ночевал дома, в конце концов они развелись. Мама во всем винила себя, что из-за детей (меня и брата) мало уделяла ему внимания… Я поклялась, что если познакомлюсь с кем-то, то не повторю ее ошибки, буду уделять много внимания…
Т.: И выполняешь это решение с завидной последовательностью… А результат…
К.: Результат не очень… Ну, не могу же я вести себя, как эти вертихвостки: краситься, одеваться, глазки строить!
Т.: Кокетничать… Что мешает?
К.: Они стервы, как раз такая и увела моего отца в свое время, мама мне ее показывала. (Плачет.)
Т.: Когда я пробую вести себя так, то чувствую себя стервой?
К.: Да…
Т.: А хочется иногда побыть такой стервой?
К.: Очень! Но я же не такая… Или такая. Я совсем запуталась.
Т.: Вот тебе два листа бумаги. Нарисуй на одном “Стерву”, а на другом… Как мы ее назовем?
К.: Бабушку!
Т.: Хорошо. Прорисуй их одежду, макияж, любимые позы…
К. (рисует, постепенно успокаиваясь).
Т.: Теперь, когда рисунки готовы, давай положим их на пол, на некотором расстоянии друг от друга, а сами отойдем в сторонку… Кто тебе больше нравится?
К.: Обе немного не того… Им многого не хватает… Вот если бы можно было найти нечто третье, посередине…
Т.: А что мешает? Войди на линию между ними, хорошо почувствуй себя и “Бабушкой”, и “Стервой”, и найди наиболее удобное для тебя место равновесия между ними…
К. (долго ходит, меняется походка, выражение лица): Да! Готово! Такая соблазнительная девица получается!
Т.: Точно, соблазнительная… Побудь в ней еще немного. Как она одевается, ходит? Что делает с понравившимся парнем?
К.: Знаю, как бы не в голове знаю, а просто чувствую, что буду делать…
Т.: Выходи, посмотри на нее со стороны. Нравится?
К.: Да, то, что надо!
Прошло время…
К.: Ой, а у меня снова происшествия… Свадьба через две недели…
Т.: Поздравляю! И кто же этот Он?
К.: Да совсем не тот… Я как посмотрела на него тогда: зачем он мне нужен был? Не понимаю! Ну, стала просто жить, для себя, с удовольствием. А тут разведенный начальник соседнего отдела стал за мной ухаживать… В общем, замуж выхожу!
Д4. Жизнь пуста…
Т.: В связи с чем вы пришли ко мне?
К.: Да я бы и не ходил, мама привела…
Т.: А ей-то что не нравится?
К.: Говорит, что я ленивый, ничего не делаю, ничем не интересуюсь… Но это не так, на работу ведь хожу, зарабатываю.
Т.: Ну и что?
К.: А зачем это все? Ну, зачем жить?! Могу заработать больше или меньше, на пропитание хватит… А в чем смысл вообще?
Т.: Ни в чем!
К.: Как это ни в чем?.. Ну, для вас-то он есть в чем-нибудь?
Т.: Нету, конечно. А что, должен быть?
К.: Конечно, должен! Вот мама говорит, что я для нее единственный смысл в жизни, другие люди увлечены — кто работой, кто семьей, кто еще чем-то… А я чувствую, что не могу специально делать это, все как-то по инерции получается… Надоело!
Т.: И правильно, что надоело. А что дальше?
К.: Между нами, я даже о самоубийстве думал, чем так жить — лучше помереть!
Т.: Наверное, лучше.
К.: Но ведь нельзя, говорят, грех…
Т.: А еще говорят, что если какая-то проблема не решена в этой жизни, то придется ее решать в следующей, где она еще усилится…
К.: Ничего себе! А как так можно жить и не знать, в чем смысл?
Т.: А зачем знать? Разве для того, чтобы дышать, надо знать формулы кислородообмена, а при ходьбе знать наизусть, какие именно мышцы сокращаются?
К.: Нет, тогда вряд ли вообще ходить получится. Это чувствуют…
Т.: Точно! И есть такого же типа чувство, которое обозначает, туда ты идешь по жизни или не туда…
К.: Интересно… Если так подумать, то сейчас это очень отчетливо “не туда”… Куда — пока не знаю…
Т.: Что из происходящего в жизни сейчас больше всего вызывает чувство “не туда”?
К.: Странно… То, что я живу с родителями? Никогда не думал, что это как-то ненормально…
Т.: Если не секрет, сколько Вам лет?
К.: Уже 28…
Т.: Да, уже 28…
К.: Многие мои однокурсники уже женаты, имеют по двое детей. Да, вероятно, они не очень-то мучаются проблемами смысла жизни. И проблем, и смысла им хватает. А мне как-то не до того было… Знаете, мне, наверное, надо многое обдумать самому… Можно я приду к Вам через пару недель и более точно поставлю задачу?
Т.: Конечно, если получится, подумайте, что мешает отделиться от родительской семьи и жить так же, как Ваши сверстники?
К.: Да, до свидания…