УПП

Цитата момента



Пессимисты тоже могут ошибаться, но всегда удачно.
Я не ошибся?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Золушка была красивой, но вела себя как дурнушка. Она страстно полюбила принца, однако, спокойно отправилась восвояси, улыбаясь своей мечте. Принц как миленький потащился следом. А куда ему было деваться от такой ведьмы? Среди женщин Золушек крайне мало. Мы не можем отдаться чувству любви к мужчине, не начиная потихоньку подбирать имена для будущих детей.

Марина Комисарова. «Магия дурнушек»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург
Инструкция №2

Имея всю информацию об этих ситуациях, сосредоточиться на том, какое изменение в свое взаимодействие с информацией следовало бы внести в ситуации №1:

  • выдавать ее иным способом?
  • делать это более концентрированно (более свободно)?
  • как лучше воспринять встречный поток?

Продолжать это до тех пор, пока “световая картинка” №1 не превратится в полный шедевр.

Войти в ситуацию №1, оценив, как эти изменения повлияют на реальное поведение в данной ситуации, к каким последствиям это приведет. Если результат показался неудовлетворительным — войти в МП и трансформировать “световую картину” в нужном направлении. Вновь проверить, находясь внутри ситуации.

Собрать все ситуации внутрь!

У14. Мандалы прошлого, настоящего и будущего

Польза: можно проверить отношение со стороны бессознательной части своей личности к тем планам, мечтам и проектам, которые возникли в результате упражнений: “Звездочка” (У3), “25 желаний” (У4) и других.

Ограничения: упражнение требует времени, одиночества и некоторого навыка самососредоточения. Не требует навыков рисования!

Возможный дополнительный эффект: планы могут оказаться не такими уж приятными, как казалось… Это естественно, и их можно изменить прямо сейчас, не ожидая, пока появятся непонятные препятствия. Если это необходимо, то можно навестить У10 (“Молекула).

Базовая конструкция:

Собственноручно нарисованный на бумаге формата А4 круг, плюс набор цветных карандашей или мелков.

Инструкция №1

Взяв в руки мелок понравившегося цвета, начинаем описывать круг над бумагой. Когда рука начнет двигаться точно и уверенно, опускаем ее чуть ниже и позволяем провести круг по бумаге. Может быть, это потребуется сделать несколько раз, повторяя движение, на том же листе, чтобы круг был действительно ровным. При этом он может стать несколько толще…

А теперь позволяем руке брать любые цвета и рисовать свое состояние сейчас… Таким, какое оно есть в настоящем.

Когда рисунок окончен, можно прикрепить его на стену и посмотреть со стороны. Нравится ли? Как можно было бы назвать? Какая это эмоция? Какое ощущение в теле?

Есть ли что-то, чего в нем не хватает?

Было ли это чувство у меня раньше?

Инструкция №2

И вновь круг… А в нем — то состояние прошлого (может быть, недавнего, а может — и раннего детства), когда было то чувство, состояние, которого не хватает сейчас…

Когда рисунок готов, размещаем его на стене выше или ниже предыдущего. Смотрим на них по отдельности и вместе… Пока не появится образ желаемого будущего, того состояния, в котором всего достаточно…

Инструкция №3

Еще один круг… И еще одно состояние — на сей раз состояние будущего. Что это — восхождение? Или спуск к глубинам своего “Я”? Что значит этот рисунок? Как его можно назвать?

Солнышко Т1
Змея Т1

Можно сохранить его и смотреть время от времени, если это состояние действительно нравится и воспринимается как желаемое будущее… А если явно нет, то, может быть, навестить У10 (“Молекула) или У9 (“Работа с убеждениями”).

У15. Творец — творение

Польза: повышение творческих возможностей.

Ограничения: весьма желательно, чтобы произведение, выбираемое для данного упражнения, не только нравилось вам, но и имело позитивный эмоциональный заряд (например, “Реквием” подходит мало…)

Возможный дополнительный эффект: обретение на некоторое время эмоционального состояния, характерного для избранного произведения искусства.

Базовая конструкция:

Инструкция №1

Вспомните произведение искусства, которое вам действительно нравится. Легче работать со скульптурой, картиной, несколько сложнее — с произведениями музыки и литературы (хотя для кого как). Отметьте места на полу (на расстоянии около 2 метров) для спокойного наблюдения (“МП”), творца-создателя этого произведения и самого произведения.

Инструкция №2

Выйдя в “МП”, постарайтесь как можно точнее представить себе Автора-Творца этого произведения. Его возраст, время, когда он это создавал, его настроение в тот момент. И когда почувствуете себя готовым, войдите в состояние Творца: как создается замысел произведения, как ему придаются новые очертания, дополняются последние детали и возникает совершенное творение. Насладитесь этим процессом и возвращайтесь в “МП”. А теперь можно обратить внимание на Творение. Как оно жило, стремилось воплотиться, использовало автора как проводника, для того чтобы реализоваться в мире, иметь возможность говорить с людьми… Войдите внутрь и ощутите себя Творением (картиной, скульптурой…) Как ощущается изнутри процесс созидания? И вновь — в МП.

Инструкция №3

Когда обе позиции станут достаточно ясными и в обеих появится прекрасное ощущение творчества, можно обратить внимание на то, как между ними возникают силовые линии напряжения, взаимодействия, Творчества… И войти внутрь, между ними, ощутив энергию Творчества, единства Творца и Творения…

У16. Уличные практики

Змея К23

Польза: вынуждает преодолеть собственные ограничения.

Ограничения: может быть, то, что преодолевать не хочется, если не нужно?

Упражнение не рекомендуется делать одному!

Возможный дополнительный эффект: оказывается, проблемы не у окружающих людей, а в нас самих…

Базовая конструкция:

Пара людей, выполняющих упражнение, и улицы родного города.

Инструкция №1. “Слепой и поводырь”

Слепой” закрывает глаза (и рот) и полностью доверяется своему “поводырю”. Так они бродят по улицам родного города. “Поводырь” заботится о безопасности “слепого” и рассказывает ему обо всем, что видит. Затем они меняются ролями. Время работы “в одну сторону” для малознакомой пары 10—15 минут, для родителя и ребенка или для супругов — 30—40 минут.

По окончании упражнения полезно задать себе и партнеру некоторые вопросы:

— Легко ли было расслабиться и доверять партнеру?

— Что мешало и что помогало доверию?

— Что нового о себе и партнере я узнал во время упражнения?

Инструкция №2. “Темп подвига”

Пара выходит на улицу. Один находит подходящего прохожего и просит своего партнера задать какой-либо вопрос. Партнер подходит и спрашивает. Но темп, в котором задан вопрос, должен быть раза в два медленнее обычной человеческой речи: “Ск-а-а-а-ж-и-и-т-е-е, п-о-о-ж-а-а-а-л-у-у-й-с-т-а-а…” и т.п. Работа одного партнера — до пяти вежливых и понятных ответов, данных прохожими. Мастер-класс — ответы в том же темпе. Затем партнеры меняются ролями.

Инструкция №3. “Собери-отдай…”

И вновь партнер страхует, помогая в выборе собеседника. Задача второго — собрать у прохожих определенную сумму денег (эквивалентную цене пачки печенья). Собирать можно любым способом, кроме краж и грабежей — просить, продавать, менять, петь песни, гадать по руке… Когда сумма набрана — купить пачку печенья и раздать его прохожим на улице. Затем партнеры меняются ролями.

Это помогает задуматься о следующем:

— Как я зарабатываю?

— Могу ли попросить деньги?

— Могу ли их заработать?

— Могу ли расстаться с ними?

— охотно ли мне дают?

— охотно ли я беру?

— Берут ли у меня?

— Что нового я узнал о себе?

У17. “Кто я?”

Польза: четкое осознание того, что действительно важно в данный момент, а что представляет собой случайные проявления.

Ограничения: наверное, не существует.

Возможный дополнительный эффект: “Жил-был великий аскет… И с каждым днем он понимал все больше: то, что он считал своим “Я”, вовсе таковым не является. И вот однажды он пришел к берегу ручья, увидел свое отражение и внезапно понял: “Мое тело — тоже не Я?! Что же тогда Я?”

Базовая конструкция:

Чистый лист бумаги и 20 минут времени.

Инструкция №1

В течение 10 минут, в любом, совершенно произвольном порядке пишем все, что приходит в голову в ответ на вопрос “Кто я?” (не меньше 15 вариантов ответа).

Инструкция №2

Следующие 10 минут посвящаем вычеркиванию того, без чего можно обойтись, что не является “Я”, пока не останется 3—4 высказывания, действительно определяющих в данный момент.

Если появились дополнительные эффекты —

Солнышко У15
Змея У18

У18. Инвертированное “Кто я”

Польза: расширение своих возможностей, увеличение поведенческой гибкости.

Ограничения: если и предыдущее упражнение вызывало эмоциональный дискомфорт — ни в коем случае не делать!

Возможный дополнительный эффект: некоторое размывание границ личности и связанные с этим трудности в принятии решений.

Базовая конструкция:

Лист бумаги со списком “Кто я” и 20 минут времени.

Инструкция №1

Взяв полный список из У17, дописываем противоположные (со своей точки зрения) определения.

Например: “мужчина” — “женщина”, “трудоголик” — “лодырь”.

Продолжим, пока весь список не превратится в “нечто противоположное”. А теперь можно пофантазировать, как бы выглядела, была организована жизнь, если бы я определял себя словами из списка №2 (“Как бы я жил, если бы был женщиной?” “Как бы я проводил время, будучи лодырем?”)

Если понравилось —

Солнышко Ф9
Инструкция №2 (только для Змея!)

Отобрать те определения, которые вызывали наибольшую неприязнь, и задать себе вопросы:

— Для чего я не позволяю себе быть х?

— Как я отношусь к людям, которые х?

— Как часто они становятся моими клиентами?

— Могу ли я отнестись к ним с полным принятием?

Если мало показалось —

Змея Т1

Если не поможет —

Змея Т4
Солнышко Ф4
Солнышко Ф9

У19. Самооценка “качества”

Польза: можно обратить внимание на то, в какой мере особенности собственной личности зависят от окружающих.

Ограничения: незнание смысла слов, написанных на этой странице.

Возможный дополнительный эффект: некоторые качества могут явно не понравиться, и появится потребность в изменении…

Солнышко Ф4
Солнышко Ф9

Базовая конструкция

Перечень личностных черт:

  • Пассивность
  • Подозрительность
  • Решительность
  • Общительность
  • Отзывчивость
  • Вспыльчивость
  • Ленивость
  • Жизнерадостность
  • Скупость
  • Раздражительность
  • Терпеливость
  • Медлительность
  • Пунктуальность
  • Энергичность
  • Застенчивость
  • Нерешительность
  • Эгоизм
  • Холодность
  • Спокойствие
  • Любопытство
Инструкция №1

Пронумеруйте эти черты (от 1 до 20) в зависимости от того, насколько они вам свойственны…

Инструкция №2

А теперь пронумеруйте так, как хотелось бы, чтобы они проявлялись.

Инструкция №3

Запишите первые пять качеств из списка №1 в табличку. По горизонтали запишите тех людей, с кем постоянно общаетесь. Оцените в баллах от 1 до 5, насколько данное качество проявляется в общении с этим человеком.

Например:

Качества Окружение

мама папа девушка начальник друг

Общительность 2 1 5 1 5

Возбудимость 4 5 1 2 4

Продолжение

Качества Окружение

мама папа девушка начальник друг

Жизнерадостность 3 3 5 3 5

Застенчивость 1 3 1 4 1

Спокойствие 3 3 5 5 2

Оцените, какие люди помогают Вам тренировать желаемые качества?

С какими людьми следовало бы проявлять что-то большее или меньшее, чем сейчас?

Как в идеале должна выглядеть эта таблица?

У20. Ограничения П. Террены

Польза: можно понять, каким образом родительский стиль воспитания продолжает влиять на вашу сегодняшнюю жизнь.

Ограничения: очень конфликтные отношения с родительской семьей.

Возможный дополнительный эффект: стремление предоставить большую свободу себе и своим домашним.

Базовая конструкция:

Таблица следующего вида:

Обстоятельства

Ограничения В детстве Я Сейчас Я

меня ограничивал меня ограничиваю

ограничивали ограничивают

Физические

Временные

Пространственные

Интеллектуальные

Религиозные

Национальные

Духовные

Сексуальные

Инструкция

Оцените (по 5-балльной шкале), в какой степени в вашей жизни были представлены эти ограничения:

  • физические — физические наказания, драки, требования заниматься (либо не заниматься) тем или иным видом спорта;
  • временные — требования типа “Делай быстрее!”, “Ты должен быть дома в таком-то часу”, “Заниматься музыкой 2 часа!”;
  • пространственные — запирание в комнате, стояние в углу, запрещение перемещаться по городу. Те же требования к родителям: “Не уходи, мама!”;
  • интеллектуальные — требования изучать (либо не изучать) тот или иной предмет, осваивать какую-то конкретную специальность, думать определенным образом. Запрет на чтение книг и изучение какой-либо информации: “Ты не имеешь права смотреть этот фильм…”;
  • религиозные — запрет (либо предписание) придерживаться определенных религиозных убеждений: “Мы православные, и ты должен быть православным, а не ходить в непонятную секту!”;
  • национальные — запреты и ограничения, связанные с общением и дружбой с людьми других национальностей, подчеркивание своей национальной принадлежности;
  • духовные — запреты (либо предписания), касающиеся определенных духовных и моральных ценностей вне зависимости от контекста: “Нужно всегда быть добрым!”, “Христос терпел и нам велел…”;
  • сексуальные — раннее вовлечение в сексуальную жизнь, развратные действия, сексуальные посягательства со стороны родственников или знакомых. Запреты на секс и информацию о сексе после достижения совершеннолетия, запугивание: “Все мальчики хотят только одного…”, “Ты не имеешь права думать о девочках, это неприлично”.

Как эти ограничения представлены сейчас: каким из них вы следуете сами, какие навязываете своим близким, какие они продолжают навязывать вам?

У21. “Жую, жую, жую…”

Польза: помогает справиться со многими вредными привычками — от курения до разбрасывания носков по комнате…

Ограничения: не рекомендуется прибегать к этому упражнению во время напряженной работы или в экстремальных ситуациях.

Возможный дополнительный эффект: снижение эмоционального отношения к каким-либо действиям или событиям. Сосредоточенность на настоящем, а не на прошлом или будущем.

Базовая конструкция:

Выполнение любого привычного действия: обеда, утренних сборов на работу.

Инструкция №1

Постоянное внутреннее проговаривание всего, что происходит в данный момент: “Спускаю ноги с кровати… нахожу правой ногой тапок… нахожу левой ногой тапок… встаю… иду… иду… открываю дверь рукой…” и т.д.

У22. Сказка о себе

Польза: осознание своего жизненаполнения.

Солнышко Т1

Ограничения: нежелание думать о себе в форме этой теории.

Возможный дополнительный эффект: выход из привычного сценария, особенно при выполнении инструкции №3.

Базовая конструкция:

Лист бумаги или магнитофон и достаточно времени: 1,5 — 2 часа.

Инструкция №1

Если бы вы были сказочным персонажем (может, знакомой сказки, а лучше своей), то какая бы это была сказка? Сочините и запишите ее…

Инструкция №2

Когда сказка написана, можно прочитать ее и подумать:

— Кто я в этой сказке?

— Что я там делаю?

— Что со мной делают?

— Какой у нее финал?

— Как она называется?

— Нравится ли она мне?

— Похожа ли она на мою жизнь?

Инструкция №3

А теперь можно выйти из своего образа и побыть другими живыми и неживыми персонажами своей сказки. Что каждый из нас хочет, как живет, чего добивается. Ведь это тоже ваши части, ваши возможности… Как их можно использовать — какие постоянно, а какие — время от времени…

Змея Т4
Солнышко Д2

У23. Потребности

Польза: позволяет осознать и начать удовлетворять свои базовые потребности.

Ограничения: может понадобиться знакомство с соответствующей теорией.

Солнышко Т3

Возможный дополнительный эффект: итоги могут вызвать страдание в связи с тем, что многие потребности не удовлетворяются. Если эта “страдалка” не нравится — то

Солнышко У5

Базовая конструкция:

Инструкция №1

Оцените в процентах, насколько каждая из потребностей у Вас сейчас удовлетворяется.

Инструкция №2

А как хотелось бы удовлетворять? Оцените также в процентах.

У24. Формула семьи

Польза: осознание и возможность изменить сложившиеся семейные стереотипы.

Ограничения: желательно, чтобы в этом упражнении участвовали все члены семьи, включая детей, бабушек и дедушек.

Возможный дополнительный эффект: выяснение причин давней взаимной напряженности.

Базовая конструкция:

Кружочки с именами всех членов семьи (нарисованные или вырезанные).

Инструкция №1

Положив свой кружок в центре, расположите относительно него других “членов семьи” в зависимости от того, какую степень близости с ними вы ощущаете.

Например:

Инструкция №2

Проведите линии к ним и от них. Какие это эмоции, которые вас связывают или отталкивают?

Инструкция №3

Как хотелось бы изменить свои отношения с членами семьи, чтобы они были оптимальными?

Инструкция №4

Когда первые три шага выполнены всеми членами семьи по отдельности, вы можете показать результаты третьего шага друг другу, согласовать свои желания, чтобы в итоге получилась оптимальная для всех “формула семьи”.

У25. Формула организации

Польза: позволяет оптимизировать свою работу и (в некоторых случаях) работу всей организации.

Ограничения: для качественного выполнения упражнения может потребоваться помощь других сотрудников, администрации.

Возможный дополнительный эффект: некоторое (иногда значительное) перераспределение обязанностей.

Базовая конструкция:

Инструкция №1

Продумайте, что является результатом деятельности вашей организации? Например, продажа холодильников. Что является необходимым входным условием? Поставка холодильников от фирм-производителей. Какие нужны дополнительные средства? Аренда помещения и т.д.

Инструкция №2

По тому же принципу опишите деятельность подразделений организации и их взаимосвязь:

Постарайтесь обнаружить слабые места в структуре — те, где:

1) отсутствует обратная связь,

2) не передается информация,

3) нет ответственного лица,

4) непонятны функции подразделения.

С учетом конечной цели проведите оптимизацию структуры:

Инструкция №3

В каждом процессе выделите человека, ответственного именно за этот процесс, и сообщите ему об этом.

Обсудите с ответственными лицами, могут ли они реально контролировать и управлять вверенным им процессом.

У26. Мешок с долгами

Польза: помогает отказаться от ненужных долгов и обязательств, а оставшиеся выполнять с удовольствием!

Ограничения: если вам удобно делать все с помощью волевых усилий, а удовольствие является не ценностью, а грехом — ни в коем случае не делайте это упражнение!

Возможный дополнительный эффект: чувство легкости в плечах и спине, уменьшение приступов радикулита и шейно-плечевого остеохондроза.

Базовая конструкция:

Инструкция №1

Вспомнить все, что начинается со слов “я должен” (например, “я должен ходить на работу”). Записать все это внутри “мешка с долгами”. Когда работа будет закончена, мысленно взвалить его на плечи и почувствовать привычную тяжесть…

Инструкция №2

Достаем из мешка по одному долгу и задаем себе следующие вопросы:

— Что будет, если я вообще не буду это делать?

— Могу ли я прекратить эту деятельность?

— Если не могу, то чего я хочу достичь в результате?

Получившиеся желания — в

Солнышко У5

Продолжаем до тех пор, пока на дне мешка не останется один-два долга, которые действительно хотелось бы сохранить именно в таком виде.

Змея И9

Например:

Должен ходить на работу каждый день…

— останусь без денег а Помру с голоду а Начну зарабатывать другим способом.

— Могу оставить эту надоевшую работу, но надо найти более подходящую.

— Хочу иметь более интересную работу с тем же уровнем заработка!

У27. Оживление сна

Польза: можно избавиться от привычных кошмаров или использовать их для роста и развития личности.

Ограничения: нежелание расставаться с любимым кошмаром.

Возможный дополнительный эффект: узнавание о своей личности чего-либо достаточно неожиданного и не самого приятного.

Базовая конструкция:

Сон (повторяющийся или просто достаточно яркий и вызывающий беспокойство).

Инструкция №1

Вспомните (возможно, письменно) содержание сна, свои чувства как героя сновидения. Посмотрите сон еще раз “со стороны”, наблюдая и свою фигуру. Что бы вы хотели сказать, посоветовать герою этого сна? Как изменить его поведение?

Инструкция №2

Постарайтесь “перевоплотиться” в других героев сновидения. Что они думают? Чувствуют? Чего хотят? Какими полезными качествами обладают? Можно постараться перевоплотиться не только в одушевленные существа, но и в другие сопутствующие обстоятельства и предметы (если они запомнились). Например, “На стене комнаты висел топор. Какой топор? Что он хочет?..”



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 191