УПП

Цитата момента



Если чрезмерная увлеченность вашего ребенка компьютерными играми вызывает у вас беспокойство, постарайтесь приобщить его к более серьезным и здоровым занятиям: картам, вину, девочкам…
Главное — сформировать социально перспективное окружение.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
День последний…

Н.: Жалко расставаться! Тренер может это несколько облегчить: либо не препятствуя обмену адресами и телефонами, либо требуя внятного и подробного отчета о том, что получили за время работы группы…

Т.: Я заканчиваю группу просьбой нарисовать подарки друг другу (и препятствуя обмену адресами).

Участники: А все равно тренер — гад!

Г6. Трансформации

Н.: Участники группы собираются на сцене, расположенной посередине лагеря. Выслушав традиционную речь ведущего о правилах и нормах этой группы, берутся за руки, закрывают глаза и “переселяются” в Сказочную Страну.

В.: Теперь мы все стали обитателями волшебной Сказочной Страны… Подумайте, кто вы там? Нарисуйте свой герб, напишите девиз…

Я — ваш проводник в этом мире, Чеширский кот. Мой девиз: “Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти”. Я обладаю способностью исчезать в самый “подходящий” момент.

У1: Я — Алиса, девиз: “Из каждого препятствия — опору при прыжке”.

У2: Я — Бараба. “Со мной не соскучишься”.

У3: Я — кукла-девочка Суок, девиз — “Помогать людям”…

Н.: После того как все участники приняли свои роли и рассказали о себе, ведущий предлагает, сохранив имеющиеся роли, создать спектакль, общее действие, имеющее сюжет. В результате возникает история безуспешных попыток персонажей сделать Барабу “более адаптированным”. Во время действия проявляются характерные сценарии, роли, особенности поведения членов группы. Ведущий тщательно пресекает любую попытку обсудить во время группы поведение кого-либо из участников, дать ему оценку или интерпретацию.

В.: В одном из миров жили разумные и живые мечи — Блистающие, и выращивали себе придатков, совершенствуя их качества из поколения в поколение. А люди почему-то считали, что это они передают из поколения в поколение фамильное оружие…

“Мне снился сон,
Я был мечом,
Людей судьей и палачом…
Мне снился сон.
Я был мечом.”

Змея Л20

Кто знает, может, душа живет не только в оружии, но и в любых других предметах. Наша задача сейчас — найти на территории свой предмет, имеющий душу, и выразить это в рассказе-истории (30 минут).

Н.: Участники постепенно возвращаются, созерцая камни, ветки, забытое кем-то из детей “копье первобытного человека” и другие предметы.

У.: Я ветка… Я была зеленой, радовалась солнцу, чувствовала, как во мне течет смола, была частью могучего дерева, со мной рядом зеленели мои друзья. Иногда на меня садились птицы, и я чувствовала, что у них шершавые лапки… Но вот пришло странное двуногое существо и сломало меня. Я засыхаю, хвоя желтеет и опадает, смола вытекает из меня…

Н.: Другие истории, созданные этой группой, отражают аналитическое настроение — состояние участников. В группе воцаряется легкая депрессия и усиливается сплоченность участников. Они вместе пьют чай, жалуются друг другу на пережитые за жизнь страдания и активно выражают сочувствие и эмоциональную поддержку. Само по себе это неплохо, но явно не входит в планы ведущих, так как затрудняет взаимодействие со страхами, чувством гнева и другими состояниями.

На следующий день группа все в том же дружелюбном состоянии создает карту Сказочной Страны “Перекрестка” и начинается Игра!

Солнышко Л21

Интриги, коалиции, захват власти и упреждающие удары. Ведущий с интересом наблюдает, как стремление к хорошим целям — спасению страждущих, взаимопомощи и т.д. — приводит сначала к тому, что цивилизация Перекрестка оказывается на краю гибели из-за экологических кризисов, а затем самые доброжелательные вначале участники начинают принимать решение об уничтожении врага…

Сплоченность стремительно уменьшается. Но это еще не все. Группа переходит к игре в “Мафию”, и участники обрушивают друг на друга несправедливые и справедливые обвинения, ведут поиск врагов, стреляют во тьме ночной.

Змея Л30

В результате проведенного таким образом дня участникам удалось столкнуться с той частью своей души, которая отвечает за проявления гнева, агрессию, ложь… Ощутить себя жертвой и агрессором.

Важно, что при таком способе ведения группы всегда есть возможность спастись от неприятной информации, решить: “Это не я, это маска, сказочный персонаж”. Это особенно полезно в тех случаях, когда некоторые участники стремятся к изменению своей личности, а другие пришли в группу с какими-то иными целями (учебными, диагностическими). Но в нашей группе к вечеру атмосфера изменяется — прекращаются взаимные “поглаживания по шерсти”, усиливается подозрительность и отчуждение.

На следующий день группа переселяется в довольно глухую чащу леса и вспоминает свои страхи и опасения, направляясь с ними в транс.

Однажды, давным-давно, жила-была волшебница, фея, и была у нее волшебная палочка, которая могла рисовать круги на земле или на полу. И в этих кругах начинали происходить чудеса.

И вот сейчас фея предлагает тебе отправиться вместе с ней в сказочный и волшебный мир.

Но ты знаешь, что сказки бывают разными. Иногда смешными, иногда добрыми, иногда страшными. И вот сейчас мы отправимся в мир, в котором живут страхи и страшкулины.

Только отправиться в этот мир можно не просто так, а сначала заглянуть в волшебную трубу. И в этой подзорной трубе видны серые берега мира страхов и страшкулин.

Посмотри, какие страхи видны тебе сквозь эту трубу. Готов ли ты с ними познакомиться и сразиться, если надо? Тогда позволь фее перенести тебя ближе и ближе к этому берегу.

И вот страхи и страшкулины обступают тебя со всех сторон. Они очень удивлены: кто это попал на их берег? И они подступают все ближе и ближе. И ты чувствуешь, что еще минута — и ты будешь поглощен ими полностью.

Но вот ты ощущаешь в руке твердую волшебную палочку. И можно крепко-крепко сжать ее в кулаке и сказать страхам и страшкулинам волшебное слово “Стоп!” И они замирают — каждый в том положении, в котором их застало это слово. И можно подойти к каждому и посмотреть, как выглядит этот страх, как выглядит эта страшкулина.

Действительно ли они страшны — или просто обиженные и несчастные? Или сами напуганы чем-то?

Посмотри, как жаль их, страшкулин, живущих где-то в странном мире. Но ведь у тебя есть волшебная палочка, и можно подойти к каждой страшкулине, вежливо погладить ее, прикоснуться к ней волшебной палочкой и спросить, что ей нужно.

Может быть, кому-то из них не хватает ласки, кому-то тепла, кому-то еще чего-нибудь… Возьми волшебную палочку феи, вежливо и с любовью подойди к каждой страшкулине.

Сейчас ты сам стал главным волшебником и королем этого волшебного мира. Позаботься о них так, как только ты можешь позаботиться. Кто лучше тебя знает их нужды, страхи и ожидания?

И когда ты позаботишься обо всех страхах и страшкулинах, то они перестанут быть такими, какими были раньше. Посмотри, как они изменились. Довольны ли они этим? Прикосновение волшебной палочки делает их красивее, спокойнее, добрее.

Позаботься о них. Найди для каждой свое место в этом мире. То, где им было бы уютно и удобно.

А теперь, когда ты разместил всех в самых нужных для них местах и подружился с каждым страхом и каждой страшкулиной и они стали надежными страхами, и помощниками, и проводниками в самые разные миры, можно поблагодарить фею и отдать ей волшебную палочку. И если нужно, то можно будет прийти к ней еще и еще, и вновь воспользоваться волшебной силой творчества и изменения.

Поблагодари фею за это. Попрощайся с тем островом, на котором ты был. Посмотри, нравится ли он тебе сейчас. И возвращайся сюда, в “здесь и сейчас”. И если нужно, можешь вернуться сюда во сне или в сказке.

Затем ведущий помогает участникам справиться со своими фобиями в режиме индивидуального консультирования.

Змея У7

Когда ограничивающие страхи остались позади, то можно, вспомнив свой сказочный персонаж, направиться к “волшебному зеркалу” и, перешагнув свою границу, выйти “через зеркало, через Тень в нечто противоположное”. Сменяются роли, появляются странные и неожиданные персонажи: “Мне” (с девизом “Все пофиг!”), Дед (девиз “Все имеют право на смерть”) и т.д. Собравшаяся компания создает общую сказку-историю, получившую название “Град обреченный”… На групповом рисунке этого периода преобладают черно-серые тона, изображения гробов и развалин. Это достаточно точно передает состояние группы в этой фазе развития.

Ведущий дает возможность прожить в этом состоянии сутки, устроив “перерыв” — день для индивидуальной доработки всплывших у участников личностных проблем.

По опыту предшествующих, менее напряженных групп сказочно-игровой терапии, я знала, что этот период очень тяжелый для участников. Но я уверена, что в неосознаваемой, Теневой зоне нашей души скрываются незнакомые богатства, ресурсы и возможности, которыми человек пренебрегает из желания сохранить верность прежнему мифу о себе. И действительно, через сутки то, что казалось кошмарным, превратилось в новый источник силы, в другие способы поведения и решения проблем.

Н.: Несколько ожившая группа собирается на основной рабочей площадке, и участники выбирают новые образы.

В.: Вы жили-были теми персонажами сказок, которых выбрали в начале путешествия по Сказочной Стране, были отражениями в темных зеркалах… Но это только части, только отражения. А теперь возьмем в одну руку тот образ, что был в самом начале, в другую — тот, что пришел из Тени… И пока руки будут сближаться, начнет возникать нечто новое, что больше, и сильнее, и старше их обоих…

Н.: После синтеза этих частей озадаченные участники замечают, что новые образы не всегда имеют названия; и то, что еще несколько дней назад казалось очень важным, теперь выглядит как детские игры.

У.: Я чувствую, что очень быстро изменяюсь; что все важное, то, на что я ориентировалась раньше, чего боялась и хотела, теперь куда-то исчезает, растворяется… Я оказываюсь в полном замешательстве, трудно даже говорить и писать.

У.: Меня очень беспокоили отношения с родителями, а теперь я чувствую, что стала как бы далека от них. Но не знаю, что делать дальше, чувствую усталость, замешательство…

В.: Ну что же… Источник силы есть всегда — он в окружающей нас вечной природе, в ее стихиях и природных ресурсах.

Солнышко Ф21

Н.: Пережив взаимодействие с этими стихиями в активной визуализации, участники дополняют этот опыт, используя пространственные якоря, входя последовательно в состояние каждой стихии и собирая их в наиболее уместной для каждого последовательности. Ведущий следит за тем, чтобы каждая стихия проявлялась в своем позитивном для данной личности воплощении (например, Огонь может быть и огоньком свечи, и бушующим пламенем…) Затем участники группы вспоминают своих родителей и прародителей, ведут с ними мысленный диалог, принимая от них все те ресурсы и возможности, которые предки хотели бы дать им.

У1: Я вдруг поняла, что есть у моего отца и не было у меня. Он хотел передать мне свою любовь к жизни, умение получать от всего удовольствие. А я себе это раньше не разрешала. Может, боялась стать похожей на него? Сейчас я это сделала, приняла эту способность… Так странно: вдруг стала замечать, когда сижу неудобно, или что солнышко приятно греет…

У2: Я отправилась куда-то совсем далеко-далеко… Там увидела хоровод девушек, и они взяли меня к себе, в круг. Это совсем новое и приятное чувство — я как одно целое с группой. Трудно передать словами это ощущение, но я теперь знаю его.

В последний день работы группы возникла насущная задача осознать произошедшие изменения, восстановить целостность личности участников и получить доступ к будущему, новым устремлениям и планам. Ведущий решил использовать для этой работы уже знакомое сочетание активной визуализации и работы с пространством и движением.

Солнышко, Змея Ф9

Групповой рисунок по окончании семинара и высказывания участников группы отражают существенные личностные изменения, произошедшие за этот период. Изменился стиль рисунка, цветовая гамма, улучшились композиционные особенности изображения. Основной девиз семинара, возникший в последний день: “Лето — это маленькая жизнь”.

С этой же группой проводился и другой тренинг с рабочим названием “Осенний марафон”.

В первый день тренинга мы производили тщательную “инвентаризацию” сценария, способа жизни, свойственного участникам. Этому помогала схема, предложенная французским философом С. Женжером.

“Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — кто ты будешь такой?” Помнишь?

Вот так проводят инвентаризацию. Проверяют: вот то, вот это. Надо что-то купить, а это выбросить на свалку.

Сейчас мы займемся такой инвентаризацией твоей жизни. И конечно, начнем с самых привычных материальных вещей. С того, что ты имеешь.

Сейчас мы идем в царство, где живут только материальные вещи, где ты только владелец. Владелец своей одежды, своей кровати. Посмотри, мысленно составь список всего, что имеешь, что сумел приобрести, заработать уже сейчас. Что из простых, реальных материальных вещей есть прямо сейчас в твоей жизни, принадлежит тебе.

А теперь попробуй назвать все это имущество каким-то одним словом: “Все, что я имею — это…”

Независимо от того, доволен ты или нет, это то, что ты имеешь уже прямо сейчас.

А теперь, зная об этом, мы можем двигаться дальше и узнать, кто же ты такой, владелец всех этих вещей? Попробуем мысленно составить такой же список тех ролей, персонажей, которыми ты являешься.

Я являюсь… сыном или дочкой, рабочим, студентом…

Составим список, кем ты являешься прямо сейчас. Что ты уже можешь и умеешь. В каких ролях и отношениях с другими людьми ты выступаешь. И попробуем тоже назвать это одним общим словом: “Я являюсь…”

Так. Теперь, зная, что же ты имеешь, каким ты являешься, мы обратим больше внимания на то, что ты чувствуешь.

Ощути, какие чувства и эмоции преобладают в твоей жизни. Печаль это или радость, может быть, гнев, а может быть, лень… А может быть, еще что-то? “Я чувствую…” Составь такой список и обобщи одним словом. “Когда я это имею, этим являюсь, то я чувствую…”

Интересно, что же вынуждает тебя это иметь, этим являться, это чувствовать? Наверное, это какие-то очень важные ценности, убеждения твоей жизни, то, в чем ты уверен. Обрати внимание на этот список: “Я уверен в том, что…” Что же это за вещи, в которых ты уверен? А теперь общее, самое главное убеждение: “Я уверен, я убежден…”

А еще есть разные способы думать. Кто-то думает картинками, кто-то словами. Кто-то думает постоянно, кто-то от случая к случаю. Кому-то важнее логика, а для кого-то интуиция. Собери: “Я думаю…” Как и о чем? И какой самый важный способ думания?

А теперь, когда есть то, о чем ты думаешь, то, в чем ты уверен, то, что ты чувствуешь и кем являешься, и что ты в результате всего этого имеешь в своей жизни, попытайся представить себе, что ты находишься внутри комнаты. Она необычной формы — пятиугольной. Ты находишься в самой серединке и видишь, что на каждой стене висит зеркало.

Подойди к одному из них. Это зеркало, в котором ты — владелец своих материальных вещей. Посмотри, как отражаешься ты в нем, человек имеющий. Какая на тебе одежда, что тебя окружает, как ты выглядишь.

А теперь пойдем к другой стене, где ты в своих социальных ролях, в своих отношениях с окружающими, кем ты являешься в том или ином облике. Кто ты там, человек в мире отношений и явлений? Какое место ты занимаешь? Посмотри, как отличается этот твой облик от того, что ты видел раньше.

Теперь к следующему зеркалу, где есть только чувства, эмоции, состояния. Каков ты там, человек чувствующий, эмоциональный, переживающий? Какая у тебя поза, как ты движешься, что выражает твое лицо? Присмотрись к этому отражению внимательнее.

Направься к тому своему отражению, которое убеждено. Мысли и ценности, верования и убеждения. Как ты выглядишь там? Та твоя сущность, которая поддерживает ценности, верования, убеждения. Старше этот человек, чем ты, или младше? Может быть, похож на твоих родителей или других людей? Как он одет, как он себя ведет, как относится к тебе?

На последней стене — зеркало отражений, где ты человек мыслящий и думающий. Каков участок твоего “Я”, ведающий логикой и сознанием? Как выглядишь ты там?

А теперь войди в центр круга и охвати взором всех, кто окружает тебя. То, что ты имеешь, кем ты являешься, что ты чувствуешь, в чем ты убежден, как ты думаешь. Для того чтобы все они отразились в твоих зеркалах, может быть, тебе захочется подойти к кому-то из них еще раз, что-то уточнить… Или задать вопрос…

Теперь, когда ты одинаково знаешь все части своего “Я”, которые тебя окружают, войди в центр, собери их внутри себя и ощути эту жизнь. То, чего ты уже достиг, что у тебя есть. Что ты уже умеешь.

И зная об этом, можно, если захочется, представить себе будущее. Может быть, будет удобно начинать точно так же: что ты хочешь иметь, приобрести в ближайшем, несколько отдаленном будущем? Какие роли ты хочешь исполнять в обществе? Чего ты хочешь достичь? Какие чувства хочется прежде всего испытывать? Может быть, они отличаются от тех, что есть сейчас, а может быть, и такие же.

Может быть, некоторые верования и убеждения, которые были очень нужны тебе раньше, можно оставить в прошлом и представить себе, как бы ты жил, если бы был уверен в чем-то другом?

Может быть, те способы думать, которые были эффективными в разных ситуациях, можно несколько изменить? Представить, как было бы, если бы ты мог думать несколько иначе.

Проверь сейчас все эти возможности и собери новые отражения желаемого будущего. Как выглядишь ты, владелец иных вещей? Как чувствуешь себя в новой социальной роли? Какие эмоции преобладают? Какие убеждения у тебя в этом желаемом будущем? Каким способом ты умеешь думать?

И вновь войди в центр и ощути себя целиком, чтобы вобрать в себя все эти части желаемого будущего. Доволен ли ты этим будущим?

Если да, то вежливо поблагодари свои отражения. Когда выйдешь, вернешься в “здесь и сейчас”, то можешь их нарисовать — те, что уже есть, и те, которых ты хочешь достичь.

Н.: В результате у каждого участника имелся набор из пяти списков, соответствующих каждому состоянию, и пяти изображений — рисунков своего “Я”.

У.: 1) Я имею: компьютер, сестру, друзей, нужные и ненужные вещи.

2) Я чувствую вкусы, запахи, боль, вину, ответственность.

3) Я являюсь сыном, братом, учеником, человеком, личностью.

4) Я убежден, что я буду жить лучше, чем сейчас; что я буду порядочным, честным, добрым; что я не буду пить, курить и принимать наркотики.

5) Я думаю, что не все в мире еще открыто; думаю о том, что мне мешает жить.

Н.: Затем участники раскладывают эти списки и рисунки на полу, используя их как пространственные якоря.

Последовательно входя в каждую позицию, ощущают себя Владельцем, Сыном и т.д., оценивая удобство и уместность или дискомфорт от пребывания в этом состоянии. В данной группе (в связи с указанными выше экзистенциальными кризисами) преобладало существенное чувство страха и дискомфорта. Получив достаточную информацию в каждом из пяти состояний, участники выходят в позицию “6” и оказываются окруженными своей жизнью… Дискомфорт от этого значительно усилился и стал более определенным.

В.: Как бы вы могли назвать то состояние, в котором сейчас пребываете?

У1: Сижу я в луже.

У2: Хуже не бывает!

У3: Фу! Липко, мерзко, хочется вырваться.

У4: Можно, конечно, и еще пострадать, но надоело!

В.: Постарайтесь определить, где именно в теле сосредоточились дискомфортные ощущения, какого они цвета, формы, размера…

Н.: Затем все участники получают набор цветного пластилина и лепят это ощущение, не покидая центра “звездочки”. Оставив получившиеся создания там, группа приступает к созданию списка страхов, создающих невозможность выбраться из дискомфортных условий жизни.

У.: Мои страхи:

  • Перед некоторыми деталями жизни.
  • Перед проблемами.
  • Перед Богом и религией.
  • Перед Смертью.
  • Перед Будущим.
  • Перед некоторыми людьми.

Н.: Собрав список своих страхов, группа переходит к активной визуализации, установлению контакта со своим бессознательным.

Сейчас можешь внимательно слушать, что я тебе говорю, и рисовать для себя самые разные картинки. Может быть, в ответ на это в твоем теле появятся странные, необычные ощущения. Тогда можно будет просто обратить внимание на их цвет, форму, размер. И тоже вынести их на экран, в картинку, посмотрев, что они будут делать там.

А сейчас мы направимся вглубь того пространства, которое всегда с тобой.

Посмотри, правая и левая сторона чем-то отличаются. Отличается верх и низ. И если сейчас, кроме ряда предметов, которые тебя окружают, ты сможешь видеть и это внутреннее пространство, то они постепенно скроются за туманом.

Когда туман рассеется, то там возникнут совсем необычные ландшафты. Может быть, там есть горы, и вода, и лес или еще что-нибудь.

Но вот в одной точке этого внутреннего пространства ты ощущаешь смутное беспокойство. И когда смотришь туда внимательнее, то туман там рассеивается и становится видно, что за ним есть дырка, воронка, водоворот, уходящий куда-то вглубь. И очень интересно, хочешь ли ты пройти это испытание сейчас или чуть позже.

А когда ты будешь достаточно готов для этого, то можешь приблизиться к краю воронки и с достаточным спокойствием и бесстрашием погрузиться в нее.

Позволь этому туннелю вывести тебя в лабиринт со множеством коридоров и развилок. И когда ты идешь по этому лабиринту, то замечаешь, что твоя одежда стала немного иной. И что ты оказался в сказочном пространстве и идешь дальше, дальше… И когда ты двигаешься в этом пространстве, то можешь узнать, что этот лабиринт населен самыми разными страхами.

Может быть, там есть то, чего ты боишься сейчас. И можно подойти к этому страху и внимательно посмотреть на него со стороны. Действительно ли это так страшно?

Знай, что когда ты встретишься с самым важным страхом, то лабиринт даст тебе свой подарок.

А сейчас можно идти дальше и дальше, вглубь этого лабиринта, проходя сквозь — или мимо — самых разных, мелких и покрупнее, страшных и пострашнее, событий твоей жизни. И может быть, там осуждающие взгляды других людей или любимые глаза отца или матери… И какие-то страхи, пришедшие из детства…

И с каждым пройденным страхом ты становишься сильнее, умнее… Но ты знаешь, что ни один из этих страхов не является главным.

И вот, дойдя до самого последнего поворота лабиринта, прямо перед выходом ты видишь, что его преграждает то, что является Главным страхом твоей жизни. Ты точно знаешь, что Это? Посмотри внимательно.

Сейчас у тебя есть возможность встретиться с ним лицом к лицу. Ты можешь собрать свои силы и повернуться к этому страху спиной. Когда ты сделаешь это, то увидишь, что прямо напротив тебя есть светящийся хрустальный шар.

Напиши на нем свое имя, каким бы оно ни было. Посмотри, как в ответ шар отзывается и в нем возникает Нечто, дарованное тебе. Возьми это, чем бы оно ни было. И обернись к своему страху. Теперь ты точно знаешь, что должен сделать с ним, для того чтобы выйти.

Посмотри, что изменяется. Свободен ли выход?

А теперь ты точно знаешь, что преодолел свой самый главный страх. Ты выходишь из лабиринта и видишь, что вся карта, весь ландшафт, который ты видел раньше, полностью изменились. Может быть, там добавилось света, а может, что-то переместилось. А может, ты оказался совсем не в том месте, в котором входил.

Поблагодари за это пространство и возвращайся сюда, в “здесь и сейчас”, из моего мира теней.

Затем группа вновь возвращается к своим фигуркам-страшилкам и превращает их в союзников (в данной группе были представлены животные, очень похожие на своих хозяев).

В.: А теперь можно поменяться местами с этим животным, стать им… Как оно двигается, танцует?.. Позвольте своему телу совершать любые движения.

Н.: Звучит музыка (шаманские ритмы), и участники группы танцуют танец своего тотема, своей бессознательной сущности, расставаясь с прошлым, с былыми страхами.

На следующий день мы уделяем еще больше внимания телесным реакциям, привычным зажимам, отрабатывая их через “Походку силы”, части телесно-танцевальной терапии.

В.: Попробуем представить несколько масок-образов, с помощью которых мы обычно общаемся. Нарисуйте их..

У1: “Все до фени”.

“Не трогай, будет хуже”.

“Мне сейчас не до тебя”.

“Нормально”.

У2: “Хочешь, помогу?”

“Почему я такой несчастный?”

“Дети мои…”

В.: А теперь, сохраняя только одну маску-послание, пробуем пообщаться только движениями, не используя речь, только в пантомиме (2 минуты). Смена масок… и т.д., пока все маски-роли не вступят во взаимодействие друг с другом и не исчерпаются.

Сняли маски, двигаемся и общаемся как хочется!

Н.: Реакции участников после этого этапа на вопрос, что получили от тренинга:

  • Раскрепощение
  • Уверенность
  • Свобода
  • Озадаченность
  • Спокойствие
  • У-у-а-а-ой-ой!

Обретя тело, группа начинает осваивать речь: отдельно существительные, отдельно прилагательные, отдельно глаголы…

У1 (рассказ о …): Приходит, сидит, читает, смотрит. Варю, угощаю, наливаю, насыпаю, смотрю. Сидит! Улыбаюсь, прикасаюсь, злюсь, надуваюсь, ухожу. Сидит! Прихожу, кричу, говорю, плачу, зову, бросаю. Сидит!

У2: Сидит? Ложитесь!

У1: Раздеваюсь, ложусь, читаю, злюсь. Сидит!

У2: Злишься? Ждешь? Зовешь?

У1: Злюсь, читаю, читаю… Сплю. Просыпаюсь…

У2: Сидит?

У1: Лежит! Спит!

Н.: Иногда такого нарушения привычного стереотипа речи бывает достаточно для изменения стереотипов мышления, появления нового отношения к проблеме:

У.: Прихожу. Сижу. Сижу… Беспокоится. Спрашивает. Прикасается.

В.: Следующая задача — поиск наиболее важных, общих слов… Начинаем игру таким образом. Один участник берет любое слово, партнер помогает ему своими сигналами: б — обобщить, а — на том же уровне, в — конкретизировать.

У.: Лес в Деревья в Береза в Белая с раздвоенным стволом б Роща а Дубрава а Бор б Лес б Часть ландшафта б Природа б Естественность б Хм, не могу… Это самое главное.

Н.: Таким образом, участники разыскивают самые главные, близкие к уровню духовности слова: естественность, свобода, счастье, творчество… И направляются в путешествие в “Комнату совершенства”:



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 191