УПП

Цитата момента



В конце концов каждый остается один. И вот тут-то и важно, кто этот один.
Поцелуйте своих близких!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка
Солнышко Ф11

На следующий день группа продолжает поиск ресурсов на уровне духовности, используя упражнение “Творец-творение”.

В.: Каждый из нас был создан по образу и подобию Божьему. И это божество заботится о нас, помогает выжить в трудные минуты, закаляться в испытаниях и испытывать радость в каждое мгновение жизни. Божественная сущность не равна религии или церкви, это то его присутствие, которое ощущает каждый из нас… И я хотела бы, чтобы мы смогли ощутить силу Его творчества…

Сейчас мы сможем представить себе линию, на одном конце которой — Творец, создающий человека по образу и подобию своему, отдающий ему свою силу, верящий в совершенство своего творения. На другом конце — человек, воплощение совершенной формы, любящий Творца и любимый им… А между ними льется поток творчества и любви…

Используем для этого работу с пространством и ощущения всего тела:

У.: Я обрела странное божество: это женщина, очень белокожая, сидящая в своеобразной позе. У нее в руке цветок. (Позднее мы узнали, что она увидела незнакомое ей раньше изображение божества Буддистского пантеона — Белой Тары). Но я точно знаю, что она любит меня, заботится обо мне.

Н.: В результате все участники группы смогли обрести связь с этим ресурсом. Некоторые были удивлены сущностью своих божеств, но общее ощущение, сформированное в отзывах после этого этапа:

— Ура! Я проснулся!

На небесах хорошо, а дома лучше… И участники принимаются за прописывание и изображение новой звездочки, описание того состояния, которое они обрели.

У.: Я имею волю, силу, ум.

Я чувствую свободу, легкость на душе.

Я являюсь человеком разумным, здравомыслящим, стремящимся к развитию.

Я убежден, что все, что я делаю теперь, будет к лучшему.

Я думаю, что окружающий мир прекрасен!

В.: Теперь, войдя в центр этой новой “звездочки”, можно представить себе совершенно реальное событие — достижение ближайшего или более отдаленного будущего. И в парах обсудить последовательность шагов для достижения этого результата, пока она не станет совершенно ясной и не появится несколько вариантов достижения желанной цели.

Г7. Перерешения

Змея К12

После сбора информации о целях участников группы тренер рассказывает о задачах семинара и отчетливо маркирует два разных рабочих пространства: “пространство игры” и “пространство обсуждения”. В “пространстве игры” постелены маты, лежат игрушки, кубики, пластилин, воздушные шарики и т.д.; в “пространстве обсуждения” — столы, стулья (“взрослая” обстановка). Изначально оговаривается правило, что в “пространстве игры” происходит только выполнение упражнений, что там можно играть, смеяться, плакать и злиться… Обсуждение же полученного опыта, его взрослое осмысление производится на другой территории. Это правило способствует поддержанию возрастной регрессии и дает возможность как участникам, так и тренеру перейти во “взрослое” состояние, дистанцироваться от детских переживаний, если возникает необходимость.

Первые упражнения — разминка, они направлены на усиление внимания к внешней среде и к своему телу:

  • Три минуты только смотрим в одном направлении, обнаруживая новые детали окружения;
  • Три минуты только слушаем мир, закрыв глаза и замечая ранее не осознаваемые звуки;
  • Три минуты фиксируем внимание на ощущениях в своем теле.

После этого группа переходит к спонтанной игровой деятельности с использованием игрушек и других предметов, находящихся в помещении. Когда тренер замечает, что достигнут некоторый уровень возрастной регрессии, уточняем это: “Сколько тебе лет?” — “Пять”, “Четыре”, “Шесть”…

Тренер помогает группе погрузиться еще глубже в детство, используя истории, наведение транса. В истории рассказывается о том, как сущность — душа нашла для себя родителей и выбрала именно их из миллиардов людей, населяющих Землю, и как младенец был рыбкой… и зверьком… и становился человечком… И почувствовал, что он уже достаточно сильный, чтобы покинуть свое убежище и родиться. И описан сам процесс рождения — когда мама и ребенок помогают друг другу, чтобы это чудо свершилось… И совсем новые ощущения — яркого света, и температуры воздуха, и возможности дышать. Ощущение маминой любви — не за что-то, а по факту рождения, существования в природе.

Когда участники группы прожили этот опыт в направленном фантазировании, можно перейти к следующему, телесному упражнению “Родовой канал”. Участники группы создают туннель — “Родовой канал”, и тот, кто хочет по нему проползти, выбирает себе “маму” или “папу”, чтобы этот человек мог встретить его — “новорожденного” на противоположном конце и показать свою любовь так, как это нужно “новорожденному”. “Новорожденный” руководит и действиями других участников упражнения, предварительно объясняя им, нужна ли ему свобода передвижения, или помощь, или препятствие… Все участники группы проходят процесс “рождения”, получая нужные им ощущения преодоления, победы, безусловной любви. При работе с группами нам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда “новорожденный” заявлял: “Я и в фантазии делал все полностью самостоятельно, и сейчас мне не нужен “родитель”, мне важно самому родиться”.

Для других участников важным терапевтическим моментом было наличие “встречающего” родителя, с которым “по жизни” отношения складывались недостаточно успешно. Это позволяло осознать, что “папа действительно любил меня, но выражал это чувство так, что я не всегда понимала”. Затем участники группы попарно берутся за руки и образуют “колыбель”, в которой качают “младенца”. “Младенец” внимательно прислушивается к своим ощущениям и помогает группе найти оптимальный темп, ритм, амплитуду качания. В общении с группой участники приобретают или вспоминают то базовое доверие к миру, которое они могли получать на первом году жизни. Приобретя этот запас энергии, мы переходим к полевому поведению, задаче взять понравившийся предмет, игре “Дай — на”, наблюдая за чувствами, которые возникают, когда даешь предмет и когда тебе дают по первой же просьбе, используя разные интонации, разные стратегии давания — принятия.

Иногда возникают проблемы: “Я не могу просить…”, “Мне жалко давать…”, и участники группы могут помочь, создав наиболее комфортную обстановку, чтобы появилось желание попросить или дать. Участники получают доступ к первичному, наиболее сильному “Хочу!” и учатся показывать это чувство окружающим.

Во время обсуждения участники познают, какие решения были приняты в этом возрасте, что они выбрали — базовое доверие или недоверие.

Следующий блок упражнений посвящен возрасту 2-3 лет. В ходе упражнений участники учатся-вспоминают реакции протеста: “Нет” (партнер помогает, пытаясь разными способами заставить сделать то, что не хочется: “съесть манную кашу”, “надеть теплый шарф” и т.д.). Узнаем, когда легче согласиться, а на какие интонации, формы просьбы “нет” вылетает автоматически.

Во время сказки-истории возвращаемся в период, когда “деревья были большими”, а Луна шла за мной, а дождик начинался из-за того, что я разлил воду… Участники вспоминают и рассказывают любимые сказки этого периода, при необходимости разыгрывая их в виде психодрамы. По ходу действия тренер обращает внимание на чувства, ожидания героев, предлагает сформулировать их герб и девиз. При обсуждении участники группы анализируют, в какой степени тогдашние сказки послужили основой самоидентификации, последующих жизненных сценариев и любимых “игр”, Так, например, участница вспоминает, что в детстве для нее любимой сказкой была “Машенька и медведь”, она очень переживала за Машеньку, но и медведя было жалко… Родители до сих пор вспоминают, сколько раз им приходилось по просьбе дочери читать эту сказку. Во время психодраматического разыгрывания сказки участница внезапно замечает: “Ой, это точная копия моих отношений с мужем”. Следует подробный рассказ о ее сложных отношениях с мужем, который намного старше, системе обмана и хитростей, призванных “дать больше свободы, не обижая при этом мужа…”

Эта же участница высказывает желание испытать в психодраме состояние другой сказки — “Аленький цветочек”, группа соглашается ей помочь. После психодраматического представления партнер, игравший роль “медведя” и “чудовища”, делится своими впечатлениями: “В первый раз я чувствовал, что ей только жалко меня, мне не хотелось общаться, играть роль. Во второй раз отношение изменилось, и мне захотелось превратиться в “принца”. Сама участница тоже смогла пережить разницу своего состояния и отношения с окружающими в этих сказках. Вместо стремления “не обижать” возникает потребность “любить таким, какой он сейчас, видеть в нем принца…”

В три года появляется слово “Я”, отчетливое “Я хочу этого!” Следующее упражнение выполняется в парах; необходимо перечислить партнеру все, чего хочешь: “Я хочу мороженого!”, “Я хочу поиграть с мячом!”; продолжать эти высказывания независимо от “да”- или “нет”-реакций партнера. Во время обсуждения каждый участник думает, какое решение было принято тогда: сохранять ли его сейчас или попробовать иначе?

Мы входим в возраст с трех до шести — возраст страхов, общения со сверстниками, ролевых игр… Многие наши ограничения и страхи пришли из этого периода. Участники вспоминают свои страхи, ощущения в теле, которые при этом возникают. Быстро определяется, что некоторые страхи “удерживают”, когда мы идем к цели, а некоторые “заслоняют” цель, не позволяя отчетливо представлять себе желаемое будущее. Участники находят для себя партнера, который максимально может помочь, выступив в роли страха. Участник взаимодействует со своим “страхом”, вырываясь от него или обходя… При этом удается обнаружить и противоречивые чувства: “Когда “страх” взял меня сзади за плечи, я почувствовал, что не очень-то и хочу вырываться, сидеть тут спокойно, уютно…”; и чувства, пришедшие из детства: “Когда она встала передо мной в той позе, как я вижу “заслоняющий” страх, я вдруг увидела свою маму. Она всегда стояла в такой позе, когда говорила, что я глупая и у меня все равно ничего не получится…”

Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог, при необходимости — поменяться ролями и узнать, что хорошего и полезного этот страх хочет тебе сообщить. Тренер рассказывает сказку-историю, предназначенную для активной визуализации:

Солнышко Ф6

По возвращении участники еще раз переживают эти события, лепя из пластилина Хозяина Страхов и Хозяина Желаний. Если за время работы вспомнились конкретные обстоятельства, при которых возник страх, то можно вернуться к этим событиям, используя психодраму или реимпринтинг.

На следующем этапе участники получают возможность в течение часа организовать спонтанную игру с использованием имеющихся предметов. В это время тренер наблюдает за тем, чтобы высказывания и поведение соответствовали возрасту не старше семи лет.

При обсуждении участники анализируют полученный опыт, вспоминают, какие убеждения были приобретены в этом возрасте, какое принято решение.

Дальше группа входит в младший школьный возраст и занимается поиском решения о своей успешности или неуспешности, возможности поставить себя на место другого и выполнять чужие просьбы и требования. В упражнении “Мы с тобой похожи” участники бросают друг другу мяч, называя признак, объединяющий этих двух участников (Таня-Оля: “Мы с тобой похожи, у нас белые свитера”, Оля-Света: “Мы с тобой похожи, мы сидим в одинаковой позе”). Разбившись на пары, переходим к следующему упражнению: один участник называет какую-либо деятельность, которой он любит заниматься, второй представляет, понравилось бы ему или нет, если бы он делал это, и дает свой ответ. В школе ведущей становится учебная деятельность, освоение новых навыков. Пережить еще раз этот опыт помогают упражнения “Робот” и “Дрессировка” с положительным и отрицательным подкреплением.

Участники изучают, в какой степени их жизнь организуется через “мотивацию К…” — “Я хочу достичь…” или “мотивацию… ОТ” — “Я хочу избежать…”

В подростковом возрасте важнее всего становится общение с группой сверстников, лидерство, умение входить в группу и находиться в ней. Участники разбиваются на три микрогруппы, и три “человека со стороны” должны войти в группу, стать там своими, определить, “кто есть кто” в ней. Все могут попробовать свои силы в любой роли социодрамы: лидера, эксперта (влияющего на группу через информацию, которую он предоставляет”), рядового члена группы, выпадающего члена группы (которого не принимают во внимание другие участники), противника (открыто выступающего против лидера). Во время обсуждения вспоминаем, какие роли чаще занимали в подростковых группах, как ведем себя сейчас в среде сотрудников, других взрослых объединениях. Какие решения были приняты в этом возрасте?

Границей, отделяющей детство и подростковый возраст от взрослости, является умение принимать собственные решения и нести полную ответственность за полученные результаты. Если для ребенка его жизнь в основном определяется взрослыми (признает он это или нет), жизнь подростка регламентирована взрослыми и нормами той среды сверстников, в которой он находится, то жизнь взрослого определяется именно им самим. Важным моментом является признание собственного права на разнообразные поступки и получение подтверждения от окружающих, обратная связь общества — признают ли они данного человека, когда он поступает желательным для него образом.

Участники группы определяют те виды деятельности, которые находятся для них в зоне “Хочу, но не делаю…” Например:

Участница А: Хочу жить отдельно от родителей, но не могу переехать…

Тренер: Что мешает?

А.: Мешает чувство неуверенности…

Т.: Чьей неуверенности?

А.: Моей, конечно!

Т.: Тогда попробуй сказать так: “Я не уверена, что могу переехать”.

А.: Я не уверена, что могу переехать. Появилось чувство тяжести в ногах, слабость…

Т.: Что хочет эта тяжесть и слабость?

А.: Чтобы я была маленькой, слабой.

Т.: Это можно сказать так: “Я хочу быть маленькой”?

А.: Я хочу быть маленькой! Да, чувство исчезло, наверное, действительно иногда хочу…

Т.: Если ты будешь жить отдельно, то сразу перестанешь быть маленькой?

А.: Ну… Нет, конечно! Для родителей я все равно смогу быть маленькой, но смогу быть и взрослой тоже, если захочу.

Т.: Как прозвучит “Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой”?

А.: Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой! Да, я хорошо себя чувствую.

Т.: Группа, вы признаете это ее право?

Все участники группы сообщают А., что признают ее право жить отдельно и быть взрослой.

Этот своеобразный вариант обряда инициации помогает участникам группы осознать разницу между состоянием ребенка и взрослого, очертить границу своей ответственности за жизнь и совершаемые поступки. После чего группа переходит к формированию желаемых целей и простройке достижений, опираясь уже на свои силы.

Завершающим блоком этого тренинга являются упражнения, направленные на формирование желаемого будущего, образа достижений. Используя пространственные якоря, участники создают свои “линии жизни” от прошлого к будущему. Они имеют возможность еще раз пройти в прошлое, собрать там ресурсы, необходимые для достижения желаемой цели, и направиться в будущее, ощутив радость победы!

11. Комментарии

К1. Здравствуйте, доктор!

Даже если ты психолог или педагог, но занимаешься реальной психотерапией, — в сознании Клиента ты недалеко ушел от психиатра (а иногда и гипнотизера в цирке). От тебя ждут:

  • совета (чтобы ему никогда не последовать),
  • разрешения (чтобы пойти и продолжать болеть),
  • сочувствия (чтобы не быть наедине со своими чувствами)…

Список можно продолжать до бесконечности. А что ты сам ждешь от себя? А от своих клиентов?

В этой книге собраны реальные примеры терапевтических сессий и групповых семинаров-тренингов. Это очень индивидуальный опыт, который может помочь или помешать, особенно если пытаться ему буквально следовать. Наверное, безопаснее всего расслабиться, представить себя на тренинге, где вечерами ведутся неспешные рассказы “был у меня клиент…” и направиться в главу 2.

Змея И1

К2. В каждой проблеме…

Однажды я услышала странную фразу: “В каждой проблеме — зерно возможности!”, и это мне действительно понравилось. Ведь если бы жизнь была полностью лишена проблем, то незачем было бы изменяться, творить, создавать что-то новое… Надеюсь, что чтение, внимание, проживание этой книги позволит найти новые возможности, наполнить жизнь творчеством и радостью.

А теперь внимательно просмотри список “Страданий” и найди наиболее часто звучащую внутри тебя фразу… Нашел? На соответствующую страницу

Солнышко “Страдания”

К3. Человек-квадрат?

А треугольник?

По мнению авторов психогеометрического теста, “форму личности интересующего вас человека можно установить, просто наблюдая его поведение”.

Для пояснения области применения психогеометрического теста приведем систему особенностей типичных Квадрата и Треугольника.

Квадрат

Внешний вид

Мужчины. Предпочитают в одежде консервативный, строгий стиль: темные костюмы с белой (светлой) рубашкой и неярким галстуком. Если характер работы предполагает ношение форменной одежды, Квадраты никогда не нарушают ее стандартов (ширина брюк, форма головного убора и т.д.). Обувь начищена. Квадраты не забывают носить с собой носовой платок и расческу, которыми пользуются регулярно. Волосы аккуратно подстрижены, лицо чисто выбрито. Никаких украшений и ювелирных изделий. Всегда имеют с собой какую-то сумму денег “на всякий случай”, которые никогда не тратят попусту. Квадраты, как правило, не склонны к полноте, хотя этот признак зависит от состояния здоровья, возраста и т.п.

Женщины. Предпочитают консервативный стиль, избегают последнего крика моды. Подчеркивают скорее ориентацию на комфорт, чем на стиль. Предпочитают умеренные цвета морской волны, бордовый, коричневый, серый и черный. Яркие цвета используют очень ограниченно. Носят простую короткую прическу, а если волосы длинные, то аккуратно уложены.

Общей тенденцией в оформлении внешности Квадрата является не акцентирование своей индивидуальности, неповторимости, а подчеркивание своей принадлежности к определенной группе — профессиональной, социальной, возрастной и т.д. Представления Квадратов о “типичном” облике, “должном” внешнем виде довольно субъективны и основываются на традиционных, консервативных ценностях, убеждениях, установках.

Рабочая и жизненная среда

Внешняя среда, в которой живут и работают Квадраты, достаточно точно отражает их внутреннее “Я”, и прежде всего их главную характеристику — организованность.

Рабочее место Квадрата в первую очередь функционально. Здесь все подчинено единственной цели — работе. Что касается обстановки, то она опять-таки “типична” для определенного учреждения и занимаемой должности. Единственное, чем может быть нарушена приверженность “стандарту” — любовью Квадрата к тяжелой деревянной мебели. Никаких излишеств, украшений в виде картинок, красочных календарей… Естественно, каждый карандаш на своем месте! На столе никаких лишних бумаг (часто его поверхность вообще чиста!), порядок никогда не нарушается.

Режим работы, часы приема строго соблюдаются.

Домашняя среда Квадрата определяется влиянием двух основных факторов: организованностью и ориентацией на традиции, историю. Поэтому Квадраты часто сохраняют или воссоздают ту среду, в которой они выросли.



Страница сформирована за 0.56 сек
SQL запросов: 191