УПП

Цитата момента



Взрослые заставляют нас признаваться, а сами никогда не признаются детям!
Дети.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

Речь

Организованность, логичность, последовательность мышления Квадратов отражается и в их речи. Квадраты могут ясно излагать свои идеи. Однако они почти никогда не бывают хорошими ораторами, способными увлечь аудиторию. Аналитичность мышления и пристрастие к деталям утяжеляют речь Квадратов и затрудняют ее понимание, а пристрастие к фактам, эмоциональная сухость и холодность делают ее неяркой, монотонной. Часто встречающиеся речевые штампы выражают психический склад Квадрата.

Язык тела

Скованная, напряженная поза. Точные скупые жесты. Движения целенаправленные, рассчитанные. Медлительная, солидная походка. Беспристрастное, ничего не выражающее лицо “игрока в покер”, особенно в эмоциональных ситуациях. Насыщенный или “нервный” смех. В напряженных ситуациях могут проявляться отрывистые непроизвольные движения. Потеет в социальных ситуациях (особенно когда собираются большие группы и когда общение носит неподготовленный и неформальный характер).

Психологические свойства Квадрата

Положительные

Отрицательные

Организованный

Педант, дотошный, мелочный

Внимателен к деталям

Из-за деревьев не видит леса

Трудолюбивый

Трудоголик

Рациональный, благоразумный

Излишне осторожный, с бедной фантазией

Эрудированный

“Умник”

Упорный, настойчивый

Упрямый

Твердый в решениях

Консервативный, сопротивляющийся инновациям

Терпеливый

Выжидающий, затягивающий решения

Бережливый

Скупой

Привычки, пристрастия, увлечения

Строгий режим дня. Планирование. Пунктуальность. Точность. Пристрастие к письменной речи. Аккуратность (чистоплотность). Практичность (экономичность). Серьезное отношение к браку и родительским обязанностям. Узкий круг друзей. Спокойный отдых. Коллекционирование. Занятия спортом.

Квадраты-сослуживцы

Квадраты надежны, и вы можете верить их словам, когда они говорят, что работа будет сделана в срок. Каким будет Квадрат в коллективе, во многом зависит от состава его сотрудников. Ниже приводится перечень основных моделей проблемного поведения Квадрата в рабочем коллективе и предлагаются ключи к разрешению создаваемых этим поведением проблем.

Проблемное поведение

Ключ к разрешению проблемы

“В инструкции ясно сказано”.

“Мы всегда делали это так”.

“Звучит убедительно, но я хотел(а) бы знать…”

“Я бы помог, но у меня куча работы”.

“Извините, но это не входит в мои обязанности”.

“Я не могу работать, пока не получу от Н. данных о…”

У меня так много работы, никто не работает так много, как я!”

“Я бы с удовольствием присоединился к вам, но сегодня я должен быть дома в 18 часов”.

Молчание.

Квадрат-руководитель

У каждого, кто находится в роли руководителя, есть свои плюсы и минусы:

Плюсы

Минусы

Последовательное, предсказуемое поведение

 

Обязательность, держит свое слово

 

Образец дисциплинированного и усердного работника

 

Хладнокровие, спокойствие в кризисной ситуации

 

Четко определяет сферу ответственности и обязанностей каждого подчиненного

 

Ясно и подробно формулирует задания подчиненным, практически исключая возможность неправильного понимания

 

Четкая обратная связь: каждый подчиненный знает, на каком он счету у руководителя

 

Прекрасно осведомлен о характере работы подчиненных, часто знает эту работу по собственному опыту

 

Опытный и знающий специалист

Чтобы понравиться начальнику-Квадрату, вам всего лишь нужно:

  • отлично делать свою работу;
  • укладываться в установленные сроки;
  • приходить на работу вовремя;
  • соблюдать писаные и неписаные правила;
  • знать все инструкции назубок;
  • постоянно повышать свои профессиональные знания;
  • вникать во все детали работы;
  • записывать для себя то, о чем говорит руководитель;
  • держать начальника в курсе событий; составлять письменные справки по всем обсуждаемым вопросам;
  • не настаивать на немедленных и резких изменениях;
  • создать себе репутацию надежного, заслуживающего доверия члена коллектива;
  • всегда демонстрировать уважительное отношение к руководителю;
  • всегда поддерживать вашего начальника перед его руководством; никогда “не перепрыгивать через его голову”.

Квадрат в конфликте

Упорство Квадрата, переходящее в упрямство, часто служит причиной конфликтов с ним.

Квадраты не любят конфликтов, стараются их избегать. Конфликт часто является источником развития организации, а когда руководитель-Квадрат делает вид, что ничего не произошло, и “загоняет” конфликт внутрь, это тормозит развитие и, кроме того, чревато эмоциональным взрывом.

Квадрат способен к сотрудничеству в разрешении конфликта при следующих условиях:

1) минимум эмоций и эмоциональных оценок;

2) уважение ценностей, убеждений, идеалов Квадрата (не затрагивайте его личность);

3) соответствие интеллектуальному потенциалу, эрудиции и профессионализму Квадрата.

Вполне возможны ситуации, когда вам необходимо победить Квадрата в споре и отстоять свое предложение. Здесь можно использовать специальную последовательность действий.

1. Подготовительный этап

Продумайте ход вашей дискуссии с Квадратом от начала до конца. Оперируйте только фактами и цифрами и не грешите против логики (эмоциональные призывы с Квадратом не пройдут).

Изложите ваше предложение письменно. Не ограничивайтесь только принципиальными соображениями, нужна проработка всех конкретных деталей.

2. Исполнительный этап

Передайте докладную записку Квадрату заблаговременно. Квадрат — это не тот человек, которого можно остановить в коридоре, чтобы уладить дело. Квадраты не скоро принимают решение, и вы должны дать им время на обдумывание. Квадраты не любят менять своих решений.

После того, как вы дали Квадрату достаточно времени на обдумывание своего предложения, договоритесь о встрече. Настало время обсудить проблему один на один. Запланируйте по крайней мере несколько встреч с Квадратом для обсуждения вашего предложения. Вряд ли Квадрат примет (или изменит) решение с первого раза. Квадрат терпелив, и вам не следует терять терпение.

Используйте первую встречу для выслушивания аргументов Квадрата. Пусть он ведет дискуссию, вы же должны активно слушать (а значит, вставлять свои замечания). Квадрат, в силу своей обстоятельности, раскроет карты. Вам остается лишь поблагодарить Квадрата за внимание и попросить его дать вам возможность осмыслить услышанное. Это в стиле Квадрата.

Готовясь ко второй встрече, проделайте работу, аналогичную п.1. Только теперь стройте свою аргументацию, опираясь на логику отпора, полученную от Квадрата. Ваша задача — постараться, сохранив логику Квадрата, предложить ему новые факты и цифры, свидетельствующие в вашу пользу. Не пытайтесь обманывать Квадрата!

Подготовьте новую докладную записку и договоритесь о второй встрече и ее продолжительности. На этот раз дискуссию будете вести вы и вам нельзя попадать в цейтнот.

3. Финал

Выиграв спор, действуйте так, чтобы не причинить вреда репутации проигравшего Квадрата. Помните, что Квадраты озабочены сохранением статус-кво и уважения со стороны коллег и руководителей более высокого уровня.

Квадрат в состоянии стресса

Стресс проявляется в том, что распадаются некоторые типичные формы поведения. Вместо них появляются новые, не свойственные данному типу личности. Для Квадрата это:

1) дезорганизация (появление на рабочем столе вороха бумаг, небрежность в одежде);

2) дезориентация (Квадрат, как правило, никогда не теряет присутствия духа. И если он выглядит смущенным, “потерявшимся”, разводит руками — это серьезный признак стресса);

3) нервозность;

4) забывчивость;

5) неожиданное изменение решений;

6) вспышка общительности;

7) излишества (умеренность во всем — кредо Квадрата. Если же он начинает много есть, пить, курить или против обыкновения излишне увлекается чем-нибудь — это тревожный показатель);

8) бессонница.

Источники стресса у Квадрата — неподходящая работа, коллеги по работе, родительские проблемы, супружеские проблемы, межличностные отношения.

Как помочь Квадрату ослабить стресс:

  • Не давайте Квадрату замыкаться в себе.
  • Обсудите с ним возможные пути устранения причин стресса.
  • Постарайтесь отвлечь Квадрата.
  • Поощряйте его занятия физическими упражнениями и спортом.
  • Используйте семью как средство снятия напряжения.
  • Если появляются признаки депрессии, постарайтесь убедить Квадрата обратиться за профессиональной помощью.

Треугольник

Внешний вид

Мужчины. Усилия Треугольников направлены на создание имиджа преуспевающего человека, которому не знакомы неудачи. Даже когда их дела идут плохо, они стремятся поддерживать этот имидж, суть которого довольно проста — все, от шляпы до ботинок, должно быть модным (но не последним криком моды), качественным и дорогим. Однако существенное влияние на оформление внешности наших Треугольников оказывает отсутствие традиции делового стиля — отсюда и часто встречающийся эклектический стиль, когда вместо ансамбля налицо отдельные, преимущественно импортные, “дорогие” предметы туалета.

Истинного Треугольника можно узнать и по тому, как он носит одежду. Треугольники умеют носить одежду, если она соответствует ситуации, они как бы ее не замечают, расслаблены и небрежны.

Женщины. Деловая одежда “треугольных женщин” — это также “платье для успеха”. Ориентация на моду, элегантность, строгость стиля. Они подчеркивают свою индивидуальность в рамках заданного модой делового стиля костюма. Вне работы или на вершине своей карьеры женщины-”треугольники” позволяют себе расслабиться и склоняются в оформлении внешности к более мягкому, классическому стилю. Предпочитается модная (но не ультрамодная), качественная и (по возможности) дорогая одежда, обувь, косметика, украшения. Чувство меры позволяет им избежать излишней пестроты.

Рабочая и жизненная среда

Рабочее место Треугольника, как и его внешность, наполнено символами прочного положения, власти и успеха. Треугольники не жалеют сил и средств на оформление своего рабочего места. Секретарша — “живая визитная карточка” руководителя-треугольника. Секретари Треугольников, как правило, пользуются большим доверием у своих шефов. Внешние данные, великолепная выучка, умение оградить шефа от непрошеных визитеров — обычный набор качеств секретаря Треугольника.

Речь

Уверенность, решительность, стремление командовать всеми и всем, распоряжаться по-своему, вспыльчивость и необузданность характера — все это находит выражение и в параметрах голоса, и в построении речи, и в лексике. Треугольники великолепно владеют своим голосом. В обычном состоянии у Треугольников громкий, невысокий голос, быстрый темп речи и четкое произношение.

Треугольник — хороший оратор. Умение выделять главное и концентрироваться на нем придает его речи краткость, ясность и убедительность. “Беру ответственность на себя!”, “Ближе к делу”, “Это не может ждать”, “У меня нет времени на это…”, “Наши шансы 60 против 40”, “Сейчас не время” — вот примеры распространенных речевых стереотипов Треугольника. Его речь пестрит глаголами активного действия (пробивать, доставать, пересматривать, реорганизовывать, находить и т.п.), а также “суммами”, “процентами”.

Язык тела

Уверенная энергичная походка. Плавность движений. Широкие выразительные жесты. Непроницаемая маска. Если Треугольник не захочет, никто не узнает, что творится у него на душе в данный момент. Плотно сжатые губы. Пронзительный взгляд. Если Треугольник заинтересован, контакт глазами составляет более 80% времени общения; если интерес отсутствует — менее 50%. Властное рукопожатие.

Атлетическое телосложение — не редкость среди Треугольников.

Психологические свойства

Положительные

Отрицательные

Лидер, ведущий за собой, принимающий ответственность на себя

 

Решительный

 

Сконцентрированный на цели момента

 

Ориентированный на суть проблемы, дела

 

Конкурентный, нацеленный на победу

 

Уверенный в себе

 

Честолюбивый

 

Энергичный

 

К4. Что такое группа?

Группа — это самое опасное и самое безопасное место в мире. Оно опасно тем, что там очень трудно воздерживаться от изменений, сохранять свои страдания в прежнем виде. Тренер и участники очень быстро замечают и сразу же сообщают тебе о том, что ты делаешь, как это влияет на них, как это выглядит со стороны… Группа безопасна — там можно попробовать новые модели поведения без риска разойтись с любимой женой или сорвать контракт. Можно проверить, является ли новая модель более удобной, чем прежняя, и определить границы ее применения. На группе можно быть самим собой — плакать, когда грустно, смеяться, когда смешно, но не стоит надеяться, что весь мир когда-нибудь превратится в открытую, доброжелательную и спонтанную терапевтическую группу.

Солнышко Г1

К5. Назидание тренеру

Группа — модель мира с ускоренным проживанием отношений. Для достижения такой открытости и интенсивности взаимодействия, как в группе, в “природных” условиях обычно требуются месяцы и годы. Группа с ее правилами, традициями, ведущим создает чувство безопасности, являясь своеобразной микросредой, в которой можно потренировать новые варианты поведения и узнать ответную реакцию.

Схемы проведения семинаров-тренингов, число участников и ведущих может значительно изменяться в зависимости от поставленной задачи, но есть некоторые правила и ограничения, которых мы обычно придерживаемся. Они касаются в большей степени поведения ведущих, чем группы.

1) Профессионализм и ресурсное состояние. Тренер, ведущий группу, помимо психологического образования должен иметь опыт участия в аналогичных группах и работы под наблюдением более опытного тренера. Желательно делать видео- и аудиозаписи, чтобы, отдохнув дня два после группы, можно было посмотреть на себя со стороны и/или посоветоваться с коллегами по поводу интересных и трудных моментов. В момент ведения группы тренер должен находиться в ресурсном состоянии (здоров физически и психически, внимание полностью поглощено Группой). На своем печальном опыте мы убедились, что состояние тренера (особенно негативное) мгновенно влияет на участников — повышая агрессию, усиливая скуку, и т.д., и т.п. Все личные проблемы стараемся оставить за дверями тренингового зала…

2) Фиксация результата. В начале семинара, а также по мере его проведения звучат традиционные вопросы: “Что хотели получить?”, “Что получили?”, “Чего показалось мало и нужно еще?” Это организует как работу ведущих, так и активность участников группы, позволяя каждому использовать пространство и обстоятельства тренинга для достижения своих результатов, а также служит существенным элементом “техники безопасности”, особенно в тренингах, изменяющих восприятие культурных норм, и трансформационных тренингах.

3) Внимание к обратной связи! Мы обычно поощряем высказывания участников о происходящем на группе, фиксируем свое и их внимание на изменениях в настроении, физических ощущениях, убеждениях. Какими бы странными или неприятными ни были высказывания участников, они дают информацию о том, что происходит с их личностью. Для ведущих это материал, с которым следует работать, изменяясь самим и помогая изменяться группе.

4) Наличие особого контекста семинара. К “технике безопасности” относится и создание особого контекста семинара, отличающегося от обычного времяпрепровождения участников. Сюда входит присвоение “семинарского имени”, написанного на бейджике; особые для каждого семинара правила поведения в группе; метафоры, которые использует ведущий. Это дает возможность ощутить себя вне привычной среды, позволить новые способы поведения и (если возникнет необходимость) вернуться к старому стилю жизни после семинара.

5) Распределение ответственности. Ведущий группы несет ответственность за все происходящее здесь (помогая участникам получить именно то, что они хотят), но не за всю предыдущую и последующую жизнь участников. Поэтому заявления членов группы типа “Хотим посмотреть, что тут будет…” принимаются и выполняются буквально (если согласны остальные участники): “Вот скамья запасных, молча сидите и глядите!” При возникновении каких-либо затруднений, актуализации воспоминаний или имевшихся ранее убеждений желательно уточнить, удовлетворяет ли такое положение вещей участника, не вмешиваясь по своему желанию, каким бы странным или страшным это нам ни казалось. Если не удовлетворяет — помоги решить проблему (см. пункт первый — о профессионализме и квалификации).

К6. Правила группы

Многие принципы организации индивидуальной и групповой коррекции не новы, они успешно применялись различными авторами при создании и ведении своих тренинговых групп, однако хотелось бы сформулировать их так, как они были представлены для нас и наших клиентов.

Задачи группы:

1. Осознание существующей индивидуальной структуры норм и убеждений.

2. Наблюдение влияния данной индивидуальной структуры на взаимодействие с обществом.

3. Расширение и трансформация системы убеждений с целью повышения адаптивных возможностей.

4. Раскрытие творческих возможностей личности и определение преобладающего контекста творческого самовыражения.

5. Тренировка навыков нового поведения и наблюдение за изменениями своих реакций и реакций окружения.

Технические приемы, используемые на группе:

1. Введение “семинарского имени”.

2. Обращение к тренеру и другим участникам группы на “ты”.

3. Создание своеобразной субкультуры группы со своими традициями, правилами, терминами, отличающимися от общепринятых.

4. Продолжительность работы группы 4—8 часов в день с “домашними заданиями”.

5. Численность группы в границах “малых групп” — 4—12 участников.

В результате применения этих приемов участники группы оказываются “отделенными” от осознаваемых стереотипов “правильного поведения”. Такое отделение необходимо для создания атмосферы творческого поиска и игры, некоторой возрастной регрессии у участников. На группе создается среда, способствующая открытому эмоциональному самовыражению всех участников в сочетании с процессом осознания стимулов, вызвавших те или иные эмоциональные реакции. Практически на всех группах используются определенные правила поведения во время пребывания на тренинге, они составляют живую и развивающуюся традицию. Мы приводим общие правила, сложившиеся на тренингах:

1) Пользоваться только “семинарским именем”.

2) Если возникают затруднения — обращаться к тренеру.

3) Если партнер или тренер предлагает сделать что-либо неприемлемое или вызывает неприемлемую эмоциональную реакцию, можно сказать “стоп!” и выйти из упражнения.

4) Если для того, чтобы лучше осознать свои реакции, нужна помощь партнеров или тренера, — свободно обращаться за помощью.

5) Любое поведение не может быть плохим или хорошим, а может только вызывать какой-либо результат.

Естественно, на каждом конкретном тренинге эти правила дополняются, модифицируются. Так, на некоторых тренингах вводится специальный значок — “потренируйте, пожалуйста!”, и человек, надевший этот значок по собственному выбору, не имеет возможности пользоваться правом “стоп!” и принимает все реакции на свое поведение со стороны группы. На тренингах по НЛП используются дополнительные убеждения НЛП, во время игротехник существуют определенные правила каждой игры, и т.д. На нескольких тренингах сложилось правило “места для выпендрежа”: если участник испытывает какую-либо эмоциональную реакцию, которую считает нужным прожить (истерику, агрессию и т.п.), а группа в это время занята чем-либо другим, он удаляется в специально отмаркированное пространство — “место для выпендрежа” (один или попросив кого-нибудь помочь ему) и проживает эту реакцию там, не мешая остальной группе.



Страница сформирована за 0.7 сек
SQL запросов: 190