УПП

Цитата момента



Меня легко удовлетворить самым лучшим.
Уинстон Черчилль

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получавшееся раньше инстинктивное действие, животному становится страшно, и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явления у человека и называют их фобиями…

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

К7. Тренеру об этнографии

Сразу хотелось бы предупредить, что выбор стран, историй и упражнений был продиктован исключительно личными симпатиями и личным опытом автора и его друзей. Мы ни в коей мере не претендуем на этнографическую, историческую и фольклорную точность того, что происходило на семинарах. Для нас важным является не следование какой-то традиции или научной школе, а построение игрового пространства, в котором участники семинара могут приобрести новый и неожиданный опыт познания себя и других людей, новые способы восприятия и планирования ситуаций. Этнографический материал используется нами как источник вдохновения для ведущих и группы. В данной книге мы приводим записи отдельных фрагментов этих семинаров, оставляя простор вашему творчеству и воображению.

При подготовке к семинарам мы использовали работы К. Кастанеды, А. Минделла, М. Бубера, Идрис Шаха, И. Черепановой.

Тренинг требует специального оборудования: зала, в котором легко двигаться и танцевать, бумаги для рисования, пространства вокруг зала — улицы, садов и парков; желательно использование записей фольклорной музыки, специфических ароматов, национальных блюд… Все это создает возможность в играх, упражнениях, театрализованном действии открыть дверь восприятию иных культурных норм и узнать новое о себе и мире вокруг.

К8. Как соблазнять правильно

Тренинг-семинар “Стратегии соблазнения” направлен на усвоение культурных норм взаимоотношений между полами, ритуалов ухаживания и снятие ограничений, мешающих спонтанному поведению в этих ситуациях.

Желательно одинаковое число участников обоего пола (по 4—8 человек), возраст участников — от 12 до 30 лет.

К9. Вход для всех/не для всех

Данная группа тренингов предназначена для студентов, атрибутом деятельности которых будет профессиональная коммуникация с людьми: психологов, педагогов, социальных работников и т.д. Если специалисты многих других областей могут позволить себе общаться только с людьми, вызывающими личную симпатию, то специальности психолога, педагога, социального работника, сотрудника МВД предъявляют специфические требования к личности.

Специалист в этих отраслях должен обладать своеобразной особенностью: ему необходимо “выработать у себя восприимчивое состояние, в котором он отставляет в сторону свои собственные модели и “усваивает” новую “реальность”, то есть “реальность клиента”.

Навык легко “входить” в чужие системы ценностей изменяет личность специалиста, которому необходимо относиться к другим людям с принятием и уважением их индивидуальных особенностей. Этого можно достичь, оставаясь социально адаптированной личностью, приняв самого себя во всех своих проявлениях и непрерывно развиваясь и обучаясь. Вспомним метафору ибсеновского “Пер Гюнта”:

“Будь самим собою, но не самим собой доволен…”

На тренингах будущие психологи, педагоги тренируют свою способность погружаться в новые своеобразные миры, таящиеся как в глубинах собственной личности, так и в другом человеке. Такой навык позволит работать с психически больными, преступниками, трудновоспитуемыми детьми и сохранять целостность своей личности, способность любить, общаться, не замыкаясь в узкопрофессиональных проблемах.

Эти же тренинги, если их использовать для подростков и юношей с низким уровнем социальной адаптации, возникшим в результате специфики семейного воспитания или специфической микросреды, в которой прошло детство, позволяют расширить границы восприятия, избавиться от устаревших норм и ограничений, повысить адаптацию к новым условиям жизни.

Тренинги сконструированы с учетом различных теоретических подходов к человеческой личности. Были использованы парадигмы НЛП, К.Г. Юнга, Карен Хорни. Спутниками тренеров и групп были реальности народных сказок и современных фэнтези, К. Кастанеды и суфийских притч.

Тренинг “Я — ты — мы” опирается на представления и техники НЛП и эриксонианского гипноза. Его цель — освоение навыка подстройки к другому человеку, субъект-субъектного общения.

Продолжительность — около 18 часов, количество участников — 8—12 человек. Упражнения, описанные ниже, составляют только примерную канву семинара, часто меняются местами, дополняются новыми, изменяются в зависимости от потребностей группы. С некоторыми упражнениями мы впервые познакомились на тренингах Ф. Пьюселика, Э. Энтус, К. Ковалёнка, О. Акинищева, многие возникли сами собой во время работы с группами.

К10. Однажды старый аист…

Однажды старый аист,
А может, и не аист,
А может, и не старый,
А очень молодой

Решил помочь слоненку,
А может, поросенку,
А может, крокодильчику,
И взял его с собой.

Эдуард Успенский

Человек организует свою жизнь и отношения с окружающим миром в зависимости от той системы ценностей, убеждений и норм, которая была им усвоена в процессе жизни. Некоторые нормы осознаются, большая же часть относится к бессознательной сфере человеческого “я”, образуя то, что З. Фрейд называл Супер-Эго. По мнению психологов культуралистического направления, это система ценностей, присущих той конкретной культуре и субкультуре, в которой вырос данный человек. Некоторые нормы заложены в нашем мышлении и восприятии мира структурой родного языка, на котором мы думаем. При освоении иностранных языков происходят изменения этих само собой разумеющихся норм, и человек расширяет спектр выбора вариантов поведения в ситуации.

Иногда усвоенные ранее убеждения приходят в противоречие с изменившимися требованиями окружающей среды. Например, убеждение “Только стабильная работа, много лет на одном месте, может дать уверенность в завтрашнем дне” было, может быть, верным лет 20 назад, когда оно закладывалось. Если же человек пытается следовать ему сейчас, сохраняя “верность” неработающему предприятию, не уделяя внимания повышению квалификации, то это делает его жизнь крайне нестабильной. Убеждение “Я должна жить, потому что должна помогать своим детям” таит в себе угрозу заболеваний в случае, когда дети выросли и не нуждаются в помощи, а напротив, стремятся помочь своей матери.

В работах Р. Дилтса приводятся способы индивидуальной психологической коррекции подобных убеждений с применением методов НЛП. Однако такую работу существенно затрудняет выявление ограничивающего убеждения, т.к. оно обычно является само собой разумеющейся нормой для данного человека, он не обращает на него внимания и, естественно, не заявляет психотерапевту в качестве проблемы. Методы типа “свободных ассоциаций” или анализа сновидений дают больший доступ к бессознательному клиента, однако в процессе психоаналитической работы психотерапевт успевает ознакомиться со всей сложной структурой влечений, потребностей, мотивации клиента, но из этой обширной информации не всегда можно вычленить ограничивающее убеждение.

Значительным подспорьем в этой связи является наблюдение и анализ непосредственного поведения клиента в группе, в процессе общения, протекающего “здесь и сейчас”. Психолог имеет возможность сравнивать поведение участников группы, обращая внимание на повторяющиеся, стереотипные паттерны. По нашему мнению, за этими жестко закрепленными поведенческими стереотипами стоят убеждения, ограничивающие разнообразие и естественность реакций на различные стимулы окружающей среды. Такая стереотипность реакций выполняет полезную функцию при адаптации к стабильному социально-культурному окружению, упрощая процесс общения, делая человека более предсказуемым для его окружения. Для самого человека реагирование в соответствии с ранее усвоенным стереотипом создает ощущение защищенности и комфорта, все идет “как у людей”, “как и должно быть”.

Однако в быстро меняющихся обстоятельствах или в ситуации, когда человек в силу избранной профессии общается с множеством разнообразных людей, имеющих свои нормы и ценности, эта стереотипность начинает существенно ограничивать возможности эффективного взаимодействия.

Исходя из этих теоретических предположений нами были разработаны тренинги, предназначенные в первую очередь для психологов и социальных работников, которым по долгу службы нужно понимать других людей, отказавшись от своих стереотипных представлений о мире. Необходимым условием полезного и безопасного участия в подобных тренингах является наличие отчетливого представления о результатах, которых человек хочет достичь в своей жизни. Тренинг расширяет возможности, снимая ограничение “этого не может быть, потому что не может быть никогда”, но для личности важно иметь хотя бы что-то стабильное. Мы предпочитаем, чтобы это было стабильное будущее, так как представления о прошлом и настоящем во время семинара значительно изменяются. При создании нашего тренинга мы исходили из простой схемы: 1) группе предлагается выполнить какое-либо упражнение, содержащее в открытой или метафорической форме требование к самым разным поведенческим реакциям; 2) если в ответ на разнообразные стимулы участник дает стереотипные реакции или испытывает замешательство, не имея реакций на данный стимул, то в игровой форме, в безопасных условиях тренинга он может изменить свое поведение и выявить лежащие за ним убеждения. Если в результате человек решит попробовать действовать исходя не только из этого убеждения, но принять и другие нормы, то он может это сделать, получив немедленную обратную связь от других участников группы. Для тренеров одинаковую ценность представляет любой выбор участника: как осознание и сохранение убеждения, так и его осознанное изменение. Задача тренера — создание игрового, метафорического контекста жизни группы, в котором мог бы легко проходить описанный выше процесс. Мы “взяли с собой” группы в те контексты, которые для нас являются любимыми и привносят интерес и разнообразие в наши взгляды на мир.

К11. Поведение людей?

Первый контекст — тренинг-семинар “Этология (Поведение людей, поведение зверей)”.

Задача тренинга — изучение общебиологических паттернов индивидуального поведения и поведения в разнообразных сообществах. Заранее просим прощения у специалистов по поведению животных: мы использовали основные понятия этологии только как метафорический контекст, позволяющий человеку узнать больше о себе и себе подобных. Источником информации, которая помогла нам в разработке этого тренинга, были труды Дж. Гудолл, К. Лоренца, К. Прайор, Дж. Хэрриота и собственные наблюдения за людьми и животными. Тренинг рассчитан на 16 часов.

В тренинге “Этология” мы обращали внимание на уже существующие у участников убеждения, специально не останавливаясь на истории их возникновения. Но любое убеждение возникло когда-то в течение жизни, и в тот момент оно было связано с реальными внешними обстоятельствами, позволив человеку адаптироваться к ним, сохранить целостность своей личности.

К12. Возрасты жизни

Согласно концепции Э. Эриксона, структура сложившейся личности — это синхронная организация всех пройденных личностных фаз и этапов развития, приобретенных ранее убеждений в их неизменном виде. На каждой из восьми выделенных Эриксоном стадий развития личности человек делает выбор между двумя противоположными отношениями к миру и к себе. Этот выбор определяет ход развития личности на данной стадии, при переходе же на следующую стадию ранее сделанные выборы остаются без изменений. В таблице представлены стадии психосоциального развития по Э. Эриксону.

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Возраст в годах

1. Грудной, 0—1

2. Ползунковый, 1—3

3. Дошкольный, 3—6

4. Предпубертатный, 6—12

5. Юность, 13—18

6. Ранняя зрелость, третье десятилетие

7. Средний возраст

8. Поздняя зрелость

На основе этой концепции был создан семинар-тренинг “Возрасты жизни”. Его задача — повторное прохождение (в игре, психодраме) этапов возрастного развития с обнаружением сделанных ранее выборов, принятых решений. Это дает возможность выработать осознанное отношение к этим решениям, а в случае необходимости повторно пережить аналогичные стимулы с целью принятия других решений, изменения структуры личности. Задача тренера — создать контекст, максимально способствующий проявлениям возрастной регрессии, стимуляции игровой деятельности участников, открытого и спонтанного выражения эмоций. Для этого используются некоторые приемы возрастной регрессии, характерные для трансактного анализа и телесно-ориентированной терапии.

К13. Не так быстро

Лучше оставайтесь таким, какой вы есть. Потому что, став никаким, вы не сможете даже испугаться, что вы не такой.

И.Н. Калинаускас

Человек живет, проживая-реализуя созданный им когда-то миф о своей жизни, имея относительно устойчивую структуру представлений о своем “Я”, систему ценностей и убеждений. Но однажды он обнаруживает, что время существования старого мифа окончено. Некоторые исследователи называют это кризисом середины жизни, или экзистенциальным кризисом, или осознанием, что “моя жизнь не работает”; но в любом случае речь идет о таком состоянии, когда человек чувствует, что жить так, как раньше, невозможно. Для людей, находящихся в такой ситуации, и были созданы трансформационные тренинги. Отчасти их родоначальником можно считать Эрхарда, но то, что происходит на наших тренингах, значительно отличается от теории и практики ЭСТ.

Структурной основой тренинга послужила схема личности, предложенная К.Г. Юнгом. Группа постепенно знакомилась со своими масками-Персонами, прорывалась сквозь “зеркало”, чтобы увидеть свою Тень, училась разговаривать с Анимой и открывать ворота к сущностям коллективного бессознательного.

В течение восьми дней семинара группа жила в летнем лагере, в Карпатах, что позволило создать очень благоприятную атмосферу, способствующую поиску новых вариантов поведения, отказу от устаревших стереотипов.

К14. Часы творения

После этого семинара я сама была в некотором замешательстве. С одной стороны, многие проблемы участников были решены, эмоциональное состояние улучшилось. Но быстрые личностные изменения, изменения многих убеждений, на которых строились отношения с близкими, способы заработка, стиль жизни породили новые проблемы социальной адаптации. Я чувствовала необходимость создания более мягких способов трансформации убеждений с опорой на уровень духовности — миссии, который остается неизменным, несмотря на все изменения, и помогает созданию нового сценария — индивидуального мифа. Так появился новый тренинг, в основу которого легла схема каббалистического предания о Двенадцати часах создания человека Богом.

После этого тренинга практически не было необходимости в работе с проблемами, возникающими при быстрых изменениях. Все участники смогли быстро и успешно адаптироваться, наладить новые отношения с социальным окружением. Однако у меня осталось ощущение, что можно больше использовать потенциал именно группового взаимодействия, взаимопомощи в процессе трансформации.

К15. Группы рождаются, живут и…

Достаточно распространенным вариантом групповой работы являются так называемые Т-группы, или группы встреч. Их тренеры обычно придерживаются гуманистических позиций,

Змея Т3

в некоторых случаях — гештальт-психологии

Змея Т4

либо экзистенциальной психологии. Однако, независимо от теоретических предпочтений тренера, его задачей при работе с группами такого типа является помощь участникам во взаимодействии друг с другом. Отсутствуют четко выраженные упражнения, нет работы в парах, группа следует естественному течению событий, реагируя на то, что происходит: опоздания, новую одежду участника и т.д.

В группах встреч отмечается выраженная этапность процесса групповой динамики (почти отсутствующая в других типах описанных здесь тренингов).

Первый этап — фаза развития. Уильям Шутц выделяет следующие основные стадии:

1) Стадия неопределенности. В группе царит замешательство: нет структуры, распорядка, участники мало знакомы друг с другом. Тренер ведет себя “странно” — не дает четких указаний и в то же время пресекает формальные беседы “о природе… о погоде…”

2) Стадия конфликта. Замешательство переходит в гнев, направленный на терапевта либо на других участников группы. Постепенно выражение эмоций становится более спонтанным, но в группе устанавливается иерархия: выделяются лидеры, “козлы отпущения”, “записные страдальцы”… Если тренер не позволяет участникам зацепиться за определенную роль (чем вызывает немалый гнев в свой адрес), то группа переходит к третьей стадии…

3) Появление близости. Группа наконец убедилась, что тренер им не папа с мамой, не любимый шеф и даже не Бог… Расти надо самим, да еще и помогать друг другу в этом. Появляется ощущение близости, безопасности группы, возможности открыто выразить любые свои чувства, поделиться сокровенным опытом.

Следующая фаза — зрелая группа. Участники начинают использовать помощь группы для решения своих проблем, внимание с каких-то событий прошлого или мыслей о будущем переносится в “здесь и сейчас”, чувства обращены к реальным участникам группы и служат ответом на их поведение. Тренер способствует самораскрытию, часто как эхо повторяет какие-то слова участников, обращает внимание на их позы, поведение.

Всему приходит конец, и Т-группе тоже… Это печально. Участники сплотились почти до стадии “расширенной семьи”, они любят друг друга и тренера. Наконец большая часть неврозов и проблем осталась в прошлом. Приятно видеться и общаться со здоровыми! И тут — выпускной вечер, обсуждение, прощание, действия и ритуалы, направленные на то, чтобы приложить полезный опыт группы к тем повседневным задачам, которые приходится решать бывшим участникам.

Змея Г5

К16. Акцентуации

Термин акцентуированные личности впервые ввел К. Леонгард, затем их изучение продолжили другие ученые, прежде всего А.Е. Личко. Акцентуации характера — это не заболевание, а крайние варианты нормы, при которых те или иные черты характера чрезмерно усилены. Обычно акцентуации наиболее отчетливо проявляются в подростковом возрасте и несколько сглаживаются по мере взросления. Наличие акцентуаций можно выявить с помощью опросников: ПДО или Леонгарда-Шмишека.

Змея: М5, М3

В этой книге описаны отдельные типы акцентуаций: гипертимный — И1, циклоидный — И2, лабильный — И3, неустойчивый — И7, конформный — И10. Эти типы встречаются только в виде акцентуаций, не переходя в психопатию или невроз.

К17. Истоки неврозов

Существует множество теорий формирования неврозов (иногда взаимоисключающих).

Змея Т1

Однако в медицинской модели, рассматривающей невроз как заболевание, его определяют так: невроз — это психогенное вегето-соматическое расстройство непсихотического уровня, которое осознается самим субъектом. На практике это означает следующее: если невротик понимает (иногда раньше, чем окружающие), что с ним что-то не в порядке, он довольно часто ищет помощи, но не всегда у психотерапевта — обычно начинает с участкового терапевта или невропатолога, где обзаводится диагнозом вегето-сосудистая дистония. После некоторого периода лечения от дистонии становятся более отчетливыми проявления невроза как психологической и поведенческой проблемы. Появляются страхи (И19), нарушается сексуальная жизнь (И13, И21), возникает избыточная тревога за свое здоровье (И14) или свой внешний вид (И12)… Внутри всего этого поведенческого разнообразия лежит малоосознаваемый механизм ухода в болезнь, получения “вторичной выгоды” от существования симптома (И18).

Невротики достаточно успешно преодолевают свое состояние с помощью гештальт-терапии (Д1), аналитических методов (Д===), некоторых видов групповой работы (Г6, Г4). При самостоятельной работе со своей невротической реакцией можно направиться в мир фантазий и там накопить силы для конструктивного диалога с любимым неврозом.

Змея Т1
Солнышко Ф1, Ф3

К18. Психопат — это не ругательство!

Психопатии — это нарушения развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Возникает это расстройство по разным причинам: иногда в связи с генетическими, наследственными факторами; в результате каких-либо психических или физических травм в раннем детстве. Возможно формирование психопатии как защитной реакции на сверхнеблагоприятную среду воспитания в раннем детстве… Из всего этого следует, что сам психопат ответственен за это заболевание не больше и не меньше, чем горбатый за свой горб. Максимум, что он может попытаться сделать, — найти такую окружающую среду (место работы, семью), которая бы мирилась с его проблемами или использовала их “в мирных целях”.

Психопатические черты характера проявляются независимо от воли и желания их носителей, они заметны в любом окружении и преследуют человека с детства до старости (иногда с возрастом проявляясь сильнее). Конечно, это нарушает способность человека адаптироваться к требованиям общества, особенно если требования быстро меняются. Эта черта общая для всех психопатов общее.

А различаются они самыми разнообразными нарушениями эмоций и мотивации. Б.В. Шостакович предложил довольно удобную схему основных видов психопатий и их сочетаний друг с другом.

1. Возбудимая психопатия

2. Истероидная психопатия

3. Паранояльная психопатия

4. Шизоидная психопатия

5. Астеническая психопатия

6. Истеро-возбудимые личности

7. Эпилептоидные личности

8. Экспансивная психопатия

9. Психостеническая психопатия

10. Сензитивная психопатия

Более подробно с этими личностями можно познакомиться, прочитав истории: И4, И5, И6, И8, И9, И11, И15, И20, И22.

Змея: задай себе вопрос для самопроверки. Какая история о каком типе?

Если ты узнал себя в ком-то из них, то:

  • Ты в этом не виноват!
  • То, что сказано в п.1, не причина для бездействия, а повод, чтобы прочитать п.3.
  • Окружающие, очередной раз ругая тебя за…, просто не знают, что с этим делать, но все-таки следует попробовать облегчить себе и им жизнь…
Солнышко У2

или



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 190