УПП

Цитата момента



Тебе важно - предупреди. Не предупредил – твои проблемы.
Я тебя предупредил, да?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Ф21. Багуа

Говорят, что в древнем Китае, а может быть, еще раньше, люди заметили, что все на свете меняется и остается неизменным. И есть правила изменения, и есть силы, стоящие за этим изменением. И можно научиться ими пользоваться.

И тогда возникла великая Книга Перемен. И в этой книге описаны самые важные сочетания самых разных сил. Но силы остались в природе. И любой человек имеет право и возможность прийти к ним и получить то, что ему в данный момент надо. Его ресурс Книги Перемен, силы великого Багуа, живущего в природе.

И сейчас ты можешь пройти по нашему кругу и ощутить, что для тебя в данный момент нужнее всего. Какой из этих ресурсов — один или несколько.

И можно подойти, просто посмотреть, прикоснуться, или войти внутрь, или стать этим, впустив внутрь. Найди для себя способ, каким ты хотел пройти это сейчас. Можешь придерживаться этого или изменить его по мере того, как мы будем подходить к великой реке и увидим с берега быструю воду.

Она бежит, огибая препятствия, несет в себе ветки и листья и обтекает камешки. А мелкие камешки видны сквозь прозрачную воду. И вода несется дальше и дальше, двигаясь вниз, сдвигая и обтекая все на своем пути. И ничто не может остановить ее движение и стремление. Посмотри на эту великую силу — стремление, движение, изменение, силу быстро текущей воды.

Если хочешь, войди в эту реку. В нее нельзя войти дважды. Какая там сила потока, как по-разному оббегают тебя струйки и создают некие завихрения. И можно плыть и двигаться, сливаясь с быстро текущей водой.

А дальше вода успокаивается и стекает в чашу озера, чистого, прозрачного, которое радостно отражает все, что растет на берегах, отражает небо, принимает в себя воды и дожди, и камешки. Возьми эту силу озера, любви и радости, принятия всего, что происходит, и отражения, которое не меняет прекрасной, неколебимой глади. Ощути эту радость растворения, принятия, любви.

И рядом с озером растет дерево. Его корни проникают вниз, обтекая камни, плавно огибают любые препятствия на своем пути. И ствол взметнулся вверх, изгибаясь от ветра. И мягкие ветви, гибкие и легкие… Их колышет ветер, проникая сквозь них. Посмотри, войди, ощути стихию дерева, ветра, проникание-вникание, соединение земли и неба, проникновение в толщу земли, проникновение в голубизну неба. И легкого, спокойного ветра, который может проникнуть всюду, в любое самое потаенное место.

И когда дерево вырастает достаточно и срок его жизни заканчивается, то становится видно, как над ним начинают набухать и сгущаться тучи. Их сила растет, напряжение между землей и небом увеличивается все больше и больше. Темные тучи приближаются совсем низко к земле, накапливая свою силу. И земля, и дерево тоже собираются, набирают силу. И вот в какой-то момент, когда напряжение становится непереносимым, между ними происходит столкновение — удар молнии.

И от молнии возгорается огонь. И он горит, уничтожая все лишнее, старое, иссохшее и ненужное, пережигая прошлое, пережившее свой век, и освобождая место для новых, молодых ростков.

Посмотри или войди в эту стихию огня, меняющегося пламени. Есть ли что-то старое и ненужное, что можно было бы отдать, подарить этому огню?

Огонь сжигает, остается пепел. Пепел, несомый ветром, легкий, поднимающийся вверх и растворяющийся в вечно меняющемся небе. Посмотри на это. Войди, ощути, что происходит, когда изменения непрерывны и прекрасны, когда каждую секунду облака создают новые образы. Когда каждую секунду небо имеет другой цвет — то ярко-голубой, то фиолетовый, то алый, то прекрасный изумрудный, зеленый оттенки. И какие разные узоры туч, облаков, птиц… Вечная стихия творчества неба. Посмотри, как велика ее сила.

И небо отражается на земле, у которой такая же вечная сила, отдающая без остатка, исполняющая, принимающая все, что с ней происходит. Посмотри на эту силу, которая дает и растит только то, что было в нее посажено. И если мы сажаем в землю рис, то уверены, что вырастет рис. И когда мы сажаем в землю просо, то уверены, что вырастет просо. И так было и будет всегда и неизменно.

И вот между землей и небом растет сила горы. И ты сам становишься этой горой, и она увеличивается, соединяя землю и небо. В центре горы ось, и гора прочно опирается о землю, и вершина ее достигает неба.

И, прочно утвердившись по оси этой горы, можно встать там и ощутить, как вокруг горы вращается мир, земля и вселенная, и гора — ось этого мира. И увидеть весь круг великих ресурсов Багуа, природных сил воды, дерева, молнии, огня, неба, земли и горы. И можно выходить и пользоваться каждой из этих сил поочередно или сочетая их парами. И каждое новое сочетание будет порождать нечто новое, имеющее свои преимущества и недостатки, свое развитие и возможности перехода в нечто иное, как учит Книга Перемен.

Ф22. Шри-Янтра

Нам предстоит путешествие в очень интересный мир, населенный древними сущностями. Некоторые считают, что эти древние сущности были до человека, и они реализуются, проявляются в людях, а люди — отражение древних сущностей. А некоторые считают, что это люди придумывают их себе сами и проецируют на небо или под землю, создавая богов или дьяволов.

И сейчас я не знаю, как считаешь ты. Но ты точно знаешь об этом. И мы отправимся в это место, знаемое или незнаемое. То, что мы знали в детстве, а потом забыли. То, что мы узнаем в старости. То, что ведали мудрецы древних культур, и то, что прошло сквозь тысячелетия, изменяясь и оставаясь неизменным.

Один из миров, к которому ты сейчас прикоснулся, — это великое древнее колесо индийской машины Шри-Янтра. Шри-Янтра, великая машина. Что же она дает? Какую открывает возможность? Войди и узнай.

Вокруг нас непрерывно существует природа. И мы являемся ее частью. Или она — частью нас. Никто не знает. Мы целое, одно. И Шри-Янтра — это умение быть одним.

Сейчас я — река. И вода, и теку, и приспосабливаюсь, и обтекаю каждый камешек в русле. И постоянно стремлюсь вниз, влекомая силой тяжести. И принимаю форму любого сосуда. И растворяю все, что в меня попадает. И я являюсь этой водой, принимая ее силу, силу растворения, вечного движения, умение быть чем угодно и всюду оставаться собой.

Но вот вода принимает некоторую форму, становится водоемом. И я, цветок лотоса, появляюсь в маленьком семечке, расту, развиваюсь, выбрасываю листья. Листья становятся крупнее, их колышет вода. Или что-то еще над водой. И моя головка-цветок приподнимается над водой, раскрываются лепестки, они отражаются на водной глади. И ветер нежно прикасается к моим лепесткам. Я колышусь, расту. Я зерно и росток — в самых разных возможностях. В моем зародыше сокрыто все то, что было раньше и будет впредь. И это вечный рост, вечное изменение и вечная неизменность.

А когда я вырастаю достаточно, то я — дерево. С причудливым узором ветвей, с причудливым узором корней, с разнообразием коры и неповторимостью листьев. Я — дерево, моя сила в этом. В неповторимости и повторяемости. Каждый год я делаю одно и то же. Листва появляется, растет, опадает и вновь появляется. И нарастают годовые кольца. И я расту дальше и выше, принимая узоры земли и ветвей. И коры, и кроны. И жилок каждого листа, не похожего на других. А дальше я становлюсь достаточно старым и заканчиваю свою жизнь на погребальном костре.

Я — уголь. Уголь, сохранивший узор дерева. И получивший новую возможность — рисовать, создавать свои узоры. На белой стене, на керамической чаше, на листе бумаги. Я — уголь, стихия узора. Стихия танца. Посмотри, как танцовщица строит свой узор, как отчетливо графичны ее движения. Я, уголь, порождение, отец и сын огня.

Я — огонь. Стихия огня, стихия жара. Огонь свечи, огонь костра, огонь пожара. И все это — мои проявления: вечного пламени, вечного движения, вечной силы. И вечной слабости и нужды в пище. И танцы языков моего пламени. Ощути, как это, когда пламя внутри, когда ты — пламя.

И дальше — пламя расплавляет все вокруг. И возникает стихия расплава. Из твердого становится жидким, и я накапливаю свою силу, накапливаю ее больше и больше, пока в меня не переходит золотая, алая сила огня. И накапливается больше и больше, и вот чаша переполняется, и льющийся кусок расплавленного золота стекает в форму.

Я — умение накапливать, нагреваться и отдавать. Целиком, без остатка вливаясь в форму и застывая в ней. Я создаю кристалл и внутреннюю структуру металла. Я — крепость металла, его упругость и звон. Я — сила металла, будь то орудие или оружие, будь то плуг или меч. Я — сила металла, побеждающая и нуждающаяся в руке победителя.

И все проходит. И я натыкаюсь на камень. Я — камень. Я лежу у дороги, или в пустыне, или в горах. У меня есть своя жесткая структура кристалла и своя сила — ровного терпения, устойчивости и движения вниз. Когда я двигаюсь вниз, ничто не может остановить меня, кроме другого камня. И это вольное движение падения вниз. И вновь я лежу до следующего падения. И погружаюсь все глубже и глубже в землю.

Я — земля. Моя сила — сила земли, вечного терпения и вечного плодородия. Я даю свою силу всему, что растет, остаюсь вечной и неизменной. Очень настойчивая, очень тяжелая, огромная тяжесть земли, земного шара. Неподъемная тяжесть, вечная опора. Каково это, когда пытаешься меня сдвинуть и опираешься на меня, хочешь этого или нет? Какой ты надменный глупец! Люди считают тебя мудрецом. Считал, что он может сдвинуть землю. Я веками остаюсь неподвижной. И в этом — моя сила.

А сверху на мне тонкий слой, который движется и изменяется, становится разным в каждое время года. Я — почва. Меня обрабатывают, режут на куски, в меня сажают самые разные растения и семена. Я нуждаюсь в тепле, любви, влаге. И в этом моя сила. Почва — не совсем земля, не совсем глина. Я мягче, пластичнее, и я открываюсь, если меня любят. И щедро дарю свои плоды тем, кто за мной ухаживает.

Еще дальше я — глина, стихия любви. Посмотри, как мягко я изменяюсь, когда пальцы касаются меня. Я сохраняю ту самую совершенную форму, которую из меня лепят. И я умею рисовать и оставлять свои следы. И нежность, мягкость касания, и нежность, мягкость моего отклика… И когда они вместе, Творец и творение, — все, что состоялось из глины, и все, что ее создает. И я хочу воплотиться и ощутить на себе теплые, мягкие руки. И когда из меня лепят, то я знаю, во что хочу превратиться, и щедро дарю свое знание тому, кто делает это.

И я — стихия болота. Да, некоторые меня не любят, не знают, что я такое. Но это когда за внешне спокойной поверхностью скрываются глубины, в которые попадаешь — ух! И это то ли взлет, то ли падение — и растворение… Я — та стихия, состояние, подобное вершине творчества или вершине оргазма.

А дальше во мне берет начало вода. И вновь, по кругу, я во всем — в воде, в лотосе, в дереве, в угле, в огне, в расплаве, в металле, в камне, в земле, в почве, в глине, в болоте, в воде… Вращается вечное колесо Шри-Янтры, где я во всем и все во мне, где нет границ и нет использования, есть только Я и нет Ты.

Я, мертвое дерево стола… Я, металл машины… Я…

Посмотри в окно, там расту Я, дерево.

И если хочешь, вглядись в эти цвета и пропусти сквозь свое тело все отражения “Я”. Стань единым целым без границ со стихией угля, огня, расплава и металла. И камня, и земли, и почвы, и глины, и болота. И воды, и лотоса, и дерева, и вновь угля.

Сотвори свой танец или рисунок, или тот узор своего тела и своей души, когда ты этот мир.

Ф23. Тот, кто стоит за спиной

Ты входишь сюда и направляешься дальше, ощущая свое тело, свое дыхание. Обрати внимание на то, что видишь сейчас на экране, на то, какой воздух плавно вливается в твои легкие. На то, как лежат руки. На все звуки, которые ты слышишь сейчас.

Это позволит тебе войти в сказочное пространство. И одновременно с тем, когда ты сидишь здесь, можно оказаться в сказочном пространстве.

Я не знаю, что это будет для тебя — луг, лес или какое-то помещение. Найди сам, чем это является именно для тебя. Послушай, какие там звуки. Что ощущают ноги. Тепло там или холодно.

И когда ты освоишься в этом сказочном пространстве, то сможешь быстро обернуться и увидеть Того, кто стоит за спиной. Посмотри внимательно, кто это. Мужчина, женщина, необычное существо? Как оно относится к тебе — доброжелательно или не очень? Как ты относишься к нему?

Позволь этому существу приблизиться. Вежливо поздоровайся с ним. Узнай, что оно всегда сопровождало тебя. И иногда, в одиночестве, находясь в пустой комнате, увлеченный делами или скучая, ты знал о его присутствии, но ни разу не сталкивался с ним лицом к лицу. Теперь у тебя есть такая возможность.

Очень вежливо спроси у этого существа, есть ли что-то, чем ты можешь помочь ему. Сделай это, если возможно. Спроси у него, есть ли что-то, что он хочет сообщить тебе, показать, рассказать или дать. Вежливо поблагодари его за это.

Есть ли что-либо, что ты хотел бы сообщить этому существу? Может быть, извиниться за то, что некоторое время ты боялся его или не доверял ему? Как вы сможете взаимодействовать дальше?

У этого существа есть своя очень полезная задача: когда ты медлишь или сомневаешься, или откладываешь дела на потом (“будет время, будет срок, тогда и подумаю об этом, тогда это сделаю”), Тот, кто стоит за спиной, находится рядом с нами и напоминает о том, что мы никогда не знаем, что будет на следующий день или через неделю. И если пространство предлагает нам сделать что-то, или почувствовать, или выбрать — сейчас, — то, может быть, имеет смысл делать это именно сейчас. Потому что потом все изменится, и мы будем жалеть о том, что чего-то не произошло. И просто не сможем вернуться в то мгновение, когда нам был предложен этот выбор.

Позволь, чтобы Тот, кто стоит за спиной, напоминал нам об этом мгновении сейчас, не позволяя оборачиваться, долго всматриваться в прошлое и помогая находиться в этом ощущении времени. Что в каждый момент мы выбираем что-то. А потом это мгновение выбора проходит, и мы вновь оказываемся на развилке выборов. И нет среди них плохих или хороших, правильных или неправильных, есть только наше желание — делать что-то сейчас и получать результат, и двигаться дальше, вновь выбирая в каждое следующее мгновенье.

Позволь Тому, кто стоит за спиной, напоминать тебе об этом. И чувствовать благодарность за каждое мгновение прожитой жизни. За те радости, печали, события, которые в ней происходят.

Когда тебе удастся договориться с Тем, кто стоит за спиной, и сделать его своим союзником на жизненном пути, то жизнь твоя станет немного иной. Посмотри, как она изменяется, когда нет страха, а есть союзник — Тот, кто стоит за спиной.

Вежливо поблагодари его. Узнай, какое чувство в твоем теле — может быть, звук или картинка — будет помогать тебе тогда, когда тебе нужно будет поговорить с этим союзником.

Постепенно возвращайся назад, в мой мир, мир теней и отражений. И дальше, сюда, в “здесь и сейчас”.

Ф24. Песочные города

Когда-то было детство… И пляж, и теплая вода, и теплый песок, и солнышко в спину. И ты сидишь на корточках на берегу, между пальцами струится влажный песок, строится замок. Он растет, обзаводится переходами, галереями, башнями, крепостными стенами. Это живой мир, стоящий на границе между водой и сушей. Можно создать стену, защищающую от волн, и маленькое озеро в центре — чтобы замок не высыхал так быстро… Но вот набегает случайная волна, и стены, дворцы, проходы — все рушится и оседает, вновь превращаясь в серый песок. Это страшно и обидно, но обида забывается, и ты опять возводишь песочные города, стараясь сделать их прочнее, построить дальше от безжалостного прибоя. Они стоят чуть дольше, пока солнце и ветер не сделают свою работу, и вновь — серый песок на ветру… Детям никогда не надоест строить песочные города, в этом есть какой-то смысл — на мгновение почувствовать себя Богом этой волшебной страны и позволять ветру, волнам, солнцу разрушать ее. Ребенок постепенно учится создавать все более совершенные творения и не огорчается, когда они исчезают… Ты растешь, взрослеешь и создаешь новые песочные города. Как хочется, чтобы они были вечно!

Ф25. История о саранче

(по мотивам “Святоотеческих преданий”)

Когда я молодым послушником пришел в Святую Пустынь, саранча упала в миску с похлебкой. Я вылил похлебку и воздерживался от пищи весь день. Я молился и постигал Писание, и когда саранча падала в мою миску, я выбрасывал ее и спокойно ел дальше. Я прожил в Святой Пустыни долгие годы и стал есть похлебку вместе с саранчой, не замечая ее присутствия… А теперь, на склоне лет, я Знаю! Пусть хоть одна тварь попробует вылезти из моей миски!

Ф26. Процесс роста

Сейчас ты слушаешь, что я говорю, сидишь, смотришь. И в каждый момент времени, когда ты принимаешь какие-то решения, ты взрослый человек и точно знаешь, что правильно и что неправильно. Что бывает, а чего не бывает. Ты знаешь, стоит ли доверять людям, а может, и совсем не нужно. И решаешь, стоит ли вести себя активно, а может, лучше посидеть и подождать, может быть, пройдет само. Иногда ты чувствуешь себя умелым и талантливым. А иногда чувствуешь, что другие намного превосходят тебя. И каждое из этих чувств встречается то чаще, то реже в твоей жизни. Какие-то определяют ее почти все время, а какие-то возникают очень редко.

И очень интересно, откуда пришли к нам эти убеждения, когда и как мы успели узнать об их истинности.

Сейчас я бы хотел, чтобы ты устроился как можно удобнее и осознал свой возраст, и то, что часть жизни уже позади, а часть еще предстоит прожить. И сейчас можно представить себе линию времени, идущую из прошлого в будущее, на которой где-то есть точка “сейчас”, когда ты сидишь, слушаешь и делаешь то, что я прошу тебя сделать. И есть точки прошлого.

И вот сейчас, когда ты стал старше, можно вспомнить то, что было чуть раньше, что было вчера. И еще раньше, в школе, когда тебе было десять. Отличалось ли это от твоего ощущения себя и окружающих в том возрасте, когда тебе восемь? И шесть? Когда ты только учишься узнавать буквы и писать? И пять, когда играешь с друзьями? И три? Когда говоришь “Я сам” и чувствуешь, что луна идет за тобой? И еще раньше? Два? И один? И это совсем младенческий возраст.

А вот ноль — старт твоей жизни. И ты, как ракета, вылетаешь в совсем новое воздушное пространство, где свет и тепло, и руки матери. Она любит тебя и прикасается к тебе. Она дарит тебе свою любовь не за что-то, а просто так, потому что ты ее самое любимое дитя, ты есть у нее, а она — у тебя.

И вот ты живешь — первый год своей жизни. И радуешься, когда мама подходит. Тепло и сытно… Нежные ласковые руки и приятный голос… А иногда он отдаляется. И холодно, и хочется есть… Мама не подходит, и очень страшно. И ты плачешь… И тогда, в самый первый год твоей жизни, ты учишься и приобретаешь энергию и радость жизни. Ты учишься тому, как приобрести и как дать. Ты знаешь, принимаешь решение давать сразу или не давать вообще.

Посмотри, что ты решил тогда — доверять миру, Вселенной, зная, что все вокруг полно добра и любви, или относиться с осторожностью? Какой выбор был сделан тогда?

Есть ли он сейчас? Ощути, какое ты принял решение тогда, младенцем — надеяться и ждать или чувствовать безнадежность и отчаяние? Какое из этих чувств чаще приходит к тебе сейчас? Что было бы нужно: чтобы мама умела любить тогда, чтобы младенец мог получить доверие и надежду, энергию, радость жизни?

Вспомни те моменты, когда мама умела любить тебя так, как ты этого хотел. Наверняка это было у всех и всегда. Возьми оттуда силу доверия, надежды. Стремление жить и выжить. И дальше, с этой силой и стремлением, расти и взрослеть, учиться ходить, и говорить первые слова, и узнавать мир — сладкое, горькое и соленое… И раскладывать цветные камешки. И учиться управлять собой и другими людьми. “Мама, дай!”; “Мама, на!” А если не даешь — я возьму сам, я уже умею ходить.

Я учусь хватать сам и давать, если просят. Я узнаю, могу ли я жить сам или мне нужна опора и поддержка. И получаю новые чувства, умею сомневаться и быть осторожным. И если делаю что-то не то — хотел достать чашку, потянул за край скатерти, она упала и разбилась, — то учусь чувствовать вину и стыд и плакать…

Посмотри, чему ты больше научился тогда. Я имею право брать то, что хочу? Я имею право отдавать, когда просят? Я имею возможность все делать и выживать самому? Или я часто чувствую вину? Чему ты больше научился тогда? Как это проявляется в твоей жизни сейчас?

Есть ли какое-то из этих детских решений, которое ты, взрослый человек, мог бы изменить? Посмотрев со стороны, увидев мир не глазами маленького обиженного и испуганного ребенка, а глазами взрослого человека. Может быть, утешишь этого малыша там. Дашь ему то, чего ему не хватало.

А дальше ребенок растет и взрослеет, и кроме мамы, есть еще папа, братья, сестры, друзья во дворе… И появляются игры и цель: “Я хочу быть…” Я хочу быть летчиком, а я продавцом… А я пожарным, а я — милиционером… И эти ранние цели, и любимые сказки…

Вспомни, какая сказка была любимой тогда, от трех до шести лет. Нравится ли она сейчас? На кого из героев этой сказки ты хотел быть похожим тогда? А сейчас твоя жизнь похожа на эту сказку или нет? Живешь ли ты и сейчас тем героем, которым хотел стать тогда?

И ты учишься от трех до шести лет стараться и притворяться. Принимать разные роли и входить в разные компании. В этих компаниях ты становишься лидером, заводилой, организуешь новые игры, произносишь считалки — или держишься в тени, или делаешь только то, о чем просят тебя другие? И ты играешь там, проявляя свою энергию и инициативу, или стоишь в сторонке, ожидая? Какое решение ты принял тогда? Ты стараешься быть таким, каким решил быть в детстве?

Посмотри, какой бы могла быть твоя жизнь, если бы там и тогда, общаясь со взрослыми, с ребятами во дворе, ты решил бы иначе. Нравится ли тебе твоя взрослая жизнь больше или меньше, чем та, которая есть сейчас?

А ребенок растет, идет в школу, читает букварь и пишет палочки в тетрадке в косую линейку. Получает свои первые отметки. И все вокруг совсем меняется. Есть школа и соседи по парте. Доска и учительница. Одноклассники, враги и друзья. И ты учишься, узнавая много нового, учишься читать, и писать, и считать…

И тебя постоянно сравнивают с другими детьми. Ты учишься хуже или лучше. У кого пятерка, а у кого тройка. А у кого, может быть, двойка или единица… И ты очень быстро узнаешь и разбираешь, что тебе интереснее: быть таким, какой ты есть, и учиться новым умениям, навыкам — или соревноваться с другими, получать хорошие оценки, быть лучшим или худшим в твоем классе.

И тут ты решаешь для себя, кто ты — человек умный и умелый или глупый и неловкий. Лучше всех или хуже всех. Или где-то в серединке, не стараясь быть лучше?

Почувствуй это решение: кто я — умница или совсем наоборот? Я могу и умею — или я неумеха и растеряха? Какое из этих решений ты принял тогда, в первом классе? Как повлияла на него учительница, родители? Сверстники, с которыми ты учился?

Отойди в сторонку и посмотри, так ли это на самом деле — то, что ты решил о себе тогда?

Может быть, что-то — знание, или любовь, или мудрость — следовало бы подарить твоей учительнице, или одноклассникам, или самому тебе?

Посмотри: сейчас ты — взрослый человек, хозяин этого фильма о своем прошлом, этой истории. Можешь изменить ее так, как тебе хотелось бы. Чтобы решение стало другим и лучше помогало тебе в жизни. Или осталось неизмененным и укрепилось. Попробуй немного изменить его. Взгляни, как изменение там повлияет на твою будущую жизнь. На поведение сейчас. Уместно ли это? А теперь можно войти внутрь и ощутить это изменение.

Посмотри, как ты научился учиться. Я делаю эту работу, чтобы получить пятерку — или чтобы не получить двойку? Я поднимаю руку, чтобы меня вызвали — или сижу тихо, чтобы меня не вызвали, даже тогда, когда знаю урок.

Проверь, как это решение — я достигаю чего-то хорошего или я избегаю бедствий и неудач — решение, которое было принято тогда, влияет сейчас на твою взрослую жизнь.

Удается ли тебе, представляя какой-то будущий поступок, вообразить все его преимущества? Все возможные негативные последствия? И тогда выбирать спокойно, обдуманно?

А теперь дальше…

И вот ребенок уже не ребенок, а подросток. Тебе уже тринадцать, четырнадцать, шестнадцать лет. И самыми важными становятся друзья и подружки. То, как они смотрят. То, как ты одет. То, как они относятся к тебе. Кто ты там, в этой группе? Учишься преданности, верности и дружбе на всю жизнь? Тому, что “один за всех и все за одного”? И если ссоришься — то тоже сразу, навсегда, на всю жизнь? До завтрашнего или послезавтрашнего дня?

И ты входишь в свою группу. И чувствуешь, что ты такой, как все — и совсем не такой. И хочется одеваться оригинально — и так же, как все ребята. И у всех есть, а у тебя нет. Всех принимают, а тебя нет. И ты выбираешь, принадлежишь ли ты к какой-то группе, компании, клану или остаешься в одиночестве. Какой выбор был сделан тогда? Я сам по себе или я принадлежу к какой-то группе?

Насколько легко сейчас тебе, взрослому, входить в самые разные группы и сообщества и принадлежать к ним? Или легче и лучше быть в одиночестве, только иногда пересекаясь с ними вынужденно — по работе, по каким-то другим делам? Что произошло бы, если бы тогда подросток принял другое решение?

А дальше ты входишь в пору юности, когда восемнадцать и двадцать пять. Когда учишься и идешь на работу. И выбираешь для себя специальность, и влюбляешься, и расстаешься, и влюбляешься вновь… И сомневаешься, для тебя это все или нет. И ты растешь дальше, чтобы потерять и найти себя в других людях. И выбираешь, с кем ты сотрудничаешь, от чего отстраняешься. Кто из людей тебе нравится, а кто нет. С кем хотелось бы разделить свою жизнь, работу и творчество, любовь, а с кем лучше не делать этого…

И дальше, и дальше… Посмотри еще раз на свое детство, подростковый возраст и юность. На те поворотные события и моменты твоей жизни, которые определяли решения и создавали мозаику и узор твоей личности, твоего поведения теперь.

И постарайся запомнить, что все это только одна из возможностей. Человек растет, изменяется, принимает свои взрослые и детские решения в течение всей своей жизни. И если что-то устарело и хочется и можно это изменить, позволь своему бессознательному, чтобы оно сделало эту работу самым лучшим способом. Ты заметишь, что мир вокруг как-то изменился, жить стало легче, изменились отношения с людьми. Прикинь, сколько времени тебе нужно для выполнения этой работы.

Теперь возвращайся сюда, попрощавшись со своим детством, но имея возможность вернуться туда, в приятное, необычное прошлое в любое время, когда тебе это будет необходимо.



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 190