УПП

Цитата момента



Когда все плохое проходит, остается только хорошее.
Главное — его разглядеть

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Молодым людям нельзя сообщать какую-либо информацию, связанную с сексом; необходимо следить за тем, чтобы в их разговорах между собой не возникала эта тема; что же касается взрослых, то они должны делать вид, что никакого секса не существует. С помощью такого воспитания можно будет держать девушек в неведении вплоть до брачной ночи, когда они получат такой шок от реальности, что станут относиться к сексу именно так, как хотелось бы моралистам – как к чему-то гадкому, тому, чего нужно стыдится.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

ТЕХНИКА ГИПНОЗА "5-4-3-2-1"

“Над Москвой горит зеленый восход,
По мосту идет оранжевый кот
И лоточник у метро продает
Апельсины цвета беж”

(Леонид Филатов)

“Слова - ключи к сердцу”

(китайская пословица)

Классический вариант этой техники таков.

Вначале вы даете партнеру четыре описания действительности в зрительной модальности - и одну инструкцию, команду, внушение. Затем - то же самое со слуховой модальностью: четыре описания реальности плюс одно внушение. И потом - то же самое в кинестетической (чувства, ощущения) модальности: четыре правдивых описания плюс одно внушение, инструкция, команда, которая правдивой может и не быть.

В дальнейшем по каждой из модальностей дают три описания плюс две команды, затем два описания плюс три команды, и, наконец, одно описание плюс четыре команды. В сумме каждый раз - пять. Далее можно проговаривать одни только команды (см. схему).

Схема шаблона "5-4-3-2-1"

Этапы

Количество утверждений

 

"Вы видите во внешнем мире…"

ВНУШЕНИЕ

"Вы слышите во внешнем мире…"

ВНУШЕНИЕ

"Вы чувствуете…"

ВНУШЕНИЕ

I

4

1

4

1

4

1

II

3

2

3

2

3

2

III

2

3

2

3

2

3

IV

1

4

1

4

1

4

V

0

5

0

5

0

5

Техника основана на инерции мышления: сначала ваш партнер верит вам, потому что вы говорите правду, затем - верит "по инерции". Применять классический, развернутый вариант этой техники хорошо тогда, когда вы официально наводите транс - в кабинете психотерапевта. То есть, когда вы заранее предупреждаете человека о том, что будете его гипнотизировать. И это вполне возможно, скажем, при снятии порчи. Но при наведении ее (а также во многих других случаях) такая схема будет слишком громоздкой, поэтому лучше использовать ее по-другому.

Во-первых, необходимо использование слов-предикатов из разных модальностей:

  • зрительной (визуальной) модальности соответствуют слова-предикаты, связанные со зрением: “видимо”, “ясно”, “смотреть”, “глядеть”, “глаз”, “взгляд”, а также: “прямо”, “дальше”, “ближе”, “косо”, “яркий”, “блестящий”… Сюда же относятся и слова, обозначающие цвет.
  • слуховой (аудиальной) модальности соответствуют слова: “тихо”, “громко”, “глухо”, “звук”, “крик”, “рассказ”, “говорить”, “петь”, “голос” и т.д.
  • чувственной (кинестетической) модальности соответствуют слова: “гладкий”, “холодный”, “горячий”, “теплый”, “сильно”, “слабо”, “твердо”, “легко”, “тяжело”, “быстрее” и т.п.

Иногда выделяют еще одну модальность (например, в компьютерной программе "ВААЛ") - рациональную или логическую. Слова, соответствующие ей: “помнить”, “знать”, “учить”, “решение” и т.п.

Для того, чтобы текст был гармоничным, модальности располагают в нем обычно в следующих пропорциях (по мере убывания):

  • зрительная;
  • кинестетическая;
  • слуховая;
  • рациональная (последнюю иногда рассматривают как вариант кинестетической).

Гармоничное и пропорциональное использование предикатов разных модальностей - почти так же, как в технике "5-4-3-2-1" (пусть и не в классическом ее варианте) - мы можем заметить в талантливых, легко запоминающихся песнях:

“…Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра,
Если б знали вы, как мне дороги…”

“…Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится…”

“…Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила…”

“…Синеет море за Бульваром,
Каштан над городом цветет,
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет…”

“…Она прошла, как каравелла по зеленым волнам,

Прохладным ливнем после жаркого дня,

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,

Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я…”

(курсивом здесь выделены слова-предикаты).

Ну, а известная бардовская песня “Ночная дорога” - подлинный шедевр в использовании этой техники:

“Нет прекрасней и мудрее средства от тревог,

Чем ночная песня шин.

Длинной, длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души…”

Не меньший шедевр - известный романс “Ночь светла”. Только вслушайтесь:

“Ночь светла, над рекой тихо светит луна,

И блестит серебром голубая волна.

Темный лес… Там в тиши изумрудных ветвей

Звонких песен своих не поет соловей…”

Таких примеров можно приводить очень много. Понятно, что авторы приведенных здесь произведений вряд ли интересовались НЛП - дело в их подлинном таланте.

Мы долго думали, какой бы литературный пример привести полностью для иллюстрации этой техники. Наиболее подходящим показался известный романс В. Юрьева “Динь-динь-динь” (слова-предикаты в тексте выделять мы не будем; теперь это - задание для читателя). Конечно, по семантике текст далеко не современный, но зато, сколько в нем таланта!

В лунном сиянии
Снег серебрится.
Вдоль по дороге
Троечка мчится.

Динь-динь-динь,
Динь-динь-динь,
Колокольчик звенит.
Этот звон, этот звук
О любви говорит.

В лунном сиянии
Ранней весною
Помнятся встречи,
Друг мой, с тобою.

Колокольчиком твой
Голос юный звенел.
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.

Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою.

Динь-динь-динь,
Динь-динь-динь,
Колокольчик звенит.
С молодою женой
Мой соперник стоит.

Таким образом, как видите, использовать предикаты в речи довольно легко.

Поскольку нас интересует применение техники "5-4-3-2-1" в обыденной жизни, достаточно того, чтобы в обычном разговоре применять как можно больше слов-предикатов из разных модальностей. Это необходимо, чтобы задействовать все каналы восприятия человека. При этом говорить надо в первую очередь то, что человек неосознанно может сразу же проверить.

“Раз уж вы зашли ко мне…” - он действительно это сделал, он уже вам верит.

“…И видите, что вас интересует ваш вопрос…” - он это действительно видит.

“…И желаете услышать то, что я вам скажу…” - он опять подсознательно убеждается в том, что вы ему говорите правду.

“…То я вам все расскажу…” - он уже готов к этому.

“…И по мере того, как я буду это делать, вы поймете и увидите, что именно это будет для вас главным”.

Если хорошо вдуматься, то фраза сама по себе довольно абсурдная ("зацикленная", "фраза в себе"), но выглядит и звучит она абсолютно логично. Одна такая фраза позволяет навести легкий транс и заставить человека неосознанно проникнуться к вам доверием.

“Видимо, вы легко понимаете, о чем я говорю” - и человек неосознанно начинает вас понимать (точнее - считать, что понимает), даже если вы говорите ему явный бред.

“Если уж вы сидите напротив меня, и с таким интересом смотрите мне в глаза, то вы, видимо, готовы внимательно меня выслушать. И поэтому вы, безусловно, легко поймете то, что я вам расскажу”.

“Вы легко и ясно поймете то, что я вам расскажу”.

“Собственно говоря, видимо, вы легко можете меня понять”.

Таких примеров можно приводить сколько угодно. Использование фоносемантики в этом случае не столь уж важно. Важнее другое - использование слов-предикатов. Но если добавить сюда и фоносемантику, то фраза становится совершенно гипнотической, суггестивной.

Например, можно усилить человеку уже возникшее у него состояние: “Уже страшно? Будет страшнее”.

Может возникнуть вопрос, а как определить, что человек находится в трансе? Это довольно просто.

Признаки транса таковы. Человек слегка "цепенеет", у него “застывает взгляд”, становятся более редкими мигание и сглатывание слюны. Вначале наблюдается умеренная асимметрия лица (лицо “перекашивает”), затем, напротив, симметрия увеличивается (лицо как бы разглаживается). Изменяется цвет кожи лица: лицо иногда бледнеет, иногда возникает румянец, но цвет меняется. Повышается потливость.

При правильном применении фоносемантических формул (в сочетании с приемами эриксоновского гипноза), транс можно вызвать за полминуты. Во всяком случае, мы на это, обычно, тратим как раз столько.

А хотите научиться мгновенно усыплять человека? Вообще-то, это “секрет Полишинеля”.

СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ

“У людей в общении порою
Говорит за них воображенье -
Сами говорят они с собою,
Если в нас находят отраженье”

(А. Котлячков)

Об этом действительно многие знают. Это старый цыганский способ. Причем описан он во многих книгах по эриксоновскому гипнозу. Правда, знать сам принцип - еще не значит уметь. Технику исполнения этого приема в книгах почему-то не описывают. Если желаете, расскажем, как это делает один из авторов. Кто-то, возможно, делает это иначе. Но нам этот способ кажется очень легким.

Вы начинаете беседу с человеком. Естественно, полностью его отзеркаливаете. Желательно отзеркаливать по всем параметрам - по позе, жестам, дыханию (здесь легче всего ориентироваться на темп его речи). Далее начинаете его забалтывать, используя одновременно технику "5-4-3-2-1". И если заметили признаки транса (пусть даже легкого) - это сигнал того, что можно усыплять.

Для этого делаете выдох и задерживаете дыхание (то есть, не вдыхаете). Как только появится непреодолимое желание вдохнуть, вдыхаете, одновременно зевая. Сымитировать зевок не так уж трудно, а вызвать его искусственно еще легче. Ведь зеваем мы в двух случаях: когда хотим спать и когда нам не хватает кислорода. Одновременно с зевком произнесите: “Спать хочется…” или “Спать охота…” (смысловое ударение желательно сделать на слове “спать”). И тут же “сладко” прикройте глаза. Если все сделано правильно, собеседник засыпает. Конечно, достичь этого можно, только заранее потренировавшись. Но научиться этому намного проще, чем кажется сначала.

Естественно, это действует только в определенной обстановке. Сомневаемся, что это можно сделать на шумной улице, со стоящим человеком. Но вот если человек сидит, и при этом ему не мешают вас слышать и видеть (в транспорте, в комнате, на скамейке в парке, и т.п.), сделать это довольно легко.

Защититься от правильно примененной техники довольно сложно (во всяком случае, ни один из “подопытных” собеседников защититься не смог). Через пять минут беседы человек может уснуть. Насколько мы понимаем, сон этот является естественным, а не гипнотическим (хотя и погружают в него, используя гипнотические приемы). Правда, мы это не проверяли, то есть не пытались давать усыпленному таким образом человеку команды. Да и цель здесь была - просто погрузить человека в сон.

На всякий случай напомним еще раз о мерах безопасности. Неважно, откуда уличный (или не уличный) мошенник узнал об этой технике: прочитал в книге, или его кто-то научил. Для вас - неважно. Поэтому будьте осторожнее с незнакомыми и малознакомыми людьми. Гуманизм - вещь хорошая, но абстрактная. Ведь не зря говорят, что истинный гуманист - тот, кто продолжает любить людей даже в переполненном автобусе.

Ну а теперь - еще один оригинальный прием забалтывания.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗАБАЛТЫВАНИЕ

“Почему в газетной хронике нам всегда сообщают возраст покойного, а возраст новорожденных - никогда? Это бессмыслица”

(Эжен Ионеско)

Оригинальное - значит свое собственное. Если честно, то мы при разработке этого приема использовали давно известные вещи: парадоксы и абсурд. Что-то похожее делали до нас многие: и Даниил Хармс, и Эжен Ионеско, и Жан Жане, и многие другие писатели и драматурги, работавшие в этом “оригинальном жанре”.

Абсурдные, парадоксальные высказывания вводят человека в замешательство. Абсурдная фраза совмещает в себе абсолютно противоречивые понятия, но при этом внешне все кажется, вроде бы, логичным. Противоречие между внутренней несуразностью и внешней логичностью заставляет наше сознание бросаться на поиск ответа. В результате оно запутывается и человек оказывается в трансе.

По сути, это один из вариантов техники “перегрузки сознания”. Например: “сухая вода”, “громкое молчание”, “сине-белый, аж зеленый”. Или: “Летят два крокодила, один сиреневый, другой на Север” (такие избитые примеры, как этот, лучше в практике не применять). Таких примеров можно привести сколько угодно. Если подобные фразы включать в нужный контекст, то легко добиться у человека трансового состояния.

Мы решили объединить несколько техник гипноза, а именно забалтывание, "5-4-3-2-1" и перегрузку сознания, основанную на парадоксах. Давайте, приведем в качестве примера одно маленькое стихотворение Александра Котлячкова, в котором совмещены эти техники. Конечно, это только шутка, но ввести с ее помощью в транс можно элементарно (если говорить соответствующим голосом). Называется это - “Глубокомысленная абракадабра”.

Вижу, слышу, чувствую и знаю,
Говоря и ясно, и легко,
Понимая, и осознавая:
Даль близка, а близость - далеко.

Слабость силы и тепло мороза,
Звуки света, яркость тишины,
Смех от горя, радость через слезы,
Дно вершины, небо глубины.

Умного решения ошибка,
Пение немое, ритма взгляд,
Каменная мягкая улыбка,
Поворот вперед и крик назад.

Гладкая неровность, влаги сухость,
Черная кривая белизна,
Умная обученная глупость,
Правды невиновная вина.

Перемены верная измена,
Радостная острая беда.
И “порою” - в смысле, “непременно”.
И “всегда” - в значеньи “никогда”.

Наблюдая парадоксы эти,
Говорю легко себе: “Держись!”
Знаю: я живу на этом свете,
Просто понимаю: это жизнь.

Между прочим, смысл во всей этой абракадабре может найти любой человек. Вот только смысл будет у каждого свой собственный. А пока сознание, перегруженное поиском смысла, пытается его найти, человек находится в трансе. Одновременно происходит воздействие по каналам восприятия (речь насыщена словами-предикатами). Все это, конечно, только иллюстрация.

В обыденной речи это можно использовать довольно легко. Надо только говорить, сохраняя очень серьезный и многозначительный вид.

“Вы уж говорите молча или молчите громче”.

“Уж иди, где стоишь, или стой, где идешь”.

“Ляг и стой”.

“Давайте начистоту, или вы со мной откровенны, или говорите правду” (одновременно и забалтывание и команда).

“Хотите молчать - молчите, только погромче, пожалуйста, и поподробнее”.

“Я завтра буду занят, могли бы вы придти вчера?”.

“Зачем вы плачете, вас что-то рассмешило?” Таких примеров можно привести сотни и тысячи. Вы сами легко сможете их смоделировать.

Обычно, у человека, услышавшего абсурдную фразу (особенно, если ему сказали ее серьезно), возникает не мысль “что это с ним?”, а мысль “что это со мной?” Ну и, естественно, после введения человека в замешательство надо дать ему простую, четкую и ясную команду (либо, воспользовавшись замешательством, сделать то, что намеревались).

Что еще является очень важным при наведении порчи (и при ее снятии)? Безусловно, снова ваше поведение.



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 190