Главная радость жизни — свобода
Эриксон верил, что свобода самопроявления, при которой человек способен делать то, что он хочет, — одно из главных в жизни удовольствий. Когда человек инертен, пребывает в замешательстве или налагает на себя совершенно не обязательные ограничения, это создает недостаток свободы, а недостатку свободы сопротивляются все, всеми силами пытаясь избежать его.
Неплохо было бы всегда помнить, как демонстрирует свое право на самопроявление маленький ребенок.
(Erickson, 1954a, p. 173)
Маленький ребенок спрашивает: «Могу ли я сделать это, если хочу?» Чувство комфорта и свободы для него очень важно.
(Erickson & Rossi, 1979, p. 215)
Если вы говорите кому-то, что он должен сделать что-то, вы обязательно столкнетесь с ответом «нет».
(Erickson & Rossi, 1979, p. 253)
Если вы связаны какими-то обязанностями, вам это обычно не нравится.
(Zeig, 1980, p. 317)
Да, я действительно делаю это! Можно ли испытать большую радость чем в тот момент, когда вы делаете то, что хотите? [1977]
(Erickson, 1980, Vol. 1, 4, р. 130)
Я всегда замечаю, что если я могу сделать нечто — это приятно [1977].
(Erickson, 1980, Vol. 1, 4, р. 130)
Если вы неуверенны в отношении самого себя, вы не можете быть уверенным и в чем-либо другом.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 106)
Все что угодно лучше, чем это состояние сомнения.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 106)
Если окружающая реальность становится непонятной, люди пытаются прояснить ее для себя и начинают что-нибудь говорить.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 107)
Поскольку чрезвычайно неприятно утратить чувство реальности, вы замещаете эту реальность другой.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 87)
Если вы не уверены в чем-то, то стараетесь просто избегать этого.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 106)
Обычно вы знаете все, что вам нужно, о себе и о других людях. Когда вы приходите в замешательство, то начинаете задумываться о том, кто вы, а мысли о других стихают.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 106)
В реальной жизни, когда человек развивается и проходит через половое созревание, у него обычно наступает период неуверенности в себе — это время веры и неверия.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 185)
Каждому нравится соединять воедино вещи, которые действительно связаны [1977].
(Erickson, 1980, Vol. 1, 21, р. 435)
Опыт — источник обучения
Первое препятствие, с которым сталкивается ребенок в своем стремлении к свободе — это недостаток опыта. Умение и понимание, даже в случае простого акта восприятия, требует опыта. Недостаток опыта у ребенка становится поводом для обучения и приобретения знания; следовательно, недостаток опыта — это недостаток знания и свободы. Но ребенок обладает чрезвычайно большой способностью аккумулировать опыт, расшифровывать его и использовать. У него есть мозг, состоящий из миллиардов взаимодействующих нервных клеток, постоянно получающих информацию от многих различных источников. Это большое количество различных раздражителей должно быть упорядочено и расшифровано (если, конечно, ребенок способен сделать это). Так, первым направлением деятельности ребенка становятся попытки научиться, как сосредоточивать внимание, осознавать и избирательно реагировать на какое-либо одно из нескольких воздействий. Говоря иными словами, так начинается искусство овладения процессом внимания.
В действительности же, как отмечал Эриксон, никто не знает, чему ребенок обучается в первую очередь. Но очевидно, что каждый ребенок должен сначала сориентироваться в отношении реальности своих чувств и своего тела. Он должен научиться сосредоточивать внимание на том, что видит, слышит или пробует на вкус; должен узнать, где находятся его руки и как ими двигать; должен научиться ходить, говорить и думать.
Вы должны осознать, что в каждом случае опыта, получаемом впервые, наше неведение препятствует тому, чтобы мы замечали происходящее — даже если мы станем его записывать.
(Erickson & Rossi, 1979, p. 308)
Всякое обучение происходит путем проб и ошибок. Когда вы попытаетесь сделать что-либо новое, многие из ваших усилий не увенчаются успехом.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 78)
Первые попытки обучения — это долгая и трудная задача, но всем детям предстоит пройти через нее.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 187)
Вы не можете научиться всему сразу. Вы обучаетесь постепенно.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 93)
Обретение опыта может оказаться весьма информативным.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 92)
Опыт — наш единственный учитель [1952].
(Erickson, 1980, Vol. I, 6, р. 148)
На самом деле мы не знаем, чему каждый человек обучается в первую очередь.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 198)
Было время, когда вы даже не знали, что вы человек.
(Erickson & Rossi, 1979, p. 231)
Когда вы появляетесь на свет, то не знаете, что вам дано тело. Это одна из важнейших вещей, которую вам предстоит познать путем обучения.
(Zeig, 1980, p. 41)
А сейчас я скажу вам еще одну вещь в отношении ребенка, и она состоит в том, что ребенок не знает своего тела. Он не знает, что его руки принадлежат ему, не осознает, что он двигает ими. Ребенок не осознает своих колен или ступней — они для него просто объекты. Ему предстоит снова и снова почувствовать их. Научиться осознавать тело — действительно очень трудная задача.
(Zeig, 1980, p. 236)
Может быть так, что вы не будете осознавать, где находятся ваши руки, и попытаетесь поднять правую руку с помощью правой же руки.
(Erickson & Rossi, 1979, p. 231)
Маленькому Джонни предстояло осознать место каждой части своего тела и отождествить эти части.
(Zeig, 1980, p. 238)
Я сам пережил заболевание полиомиелитом и кое-что знаю о том, что может происходить с человеком, страдающим этой болезнью. Вы можете забывать свое тело, утрачивая осознание различных его частей [1960].
(Erickson, 1980, Vol. II, 31, р. 232)
Мне потребовалось очень много времени, чтобы понять, где находятся мои ноги, и осознать другие части тела.
(Zeig, 1980, p. 236)
Так, по мере роста, расстояние между различными частями тела изменяется почти ежедневно — по меньшей мере еженедельно.
(Zeig, 1980, p. 238)
Ему предстояло осознать свое тело со всех сторон — спереди, сзади, снизу и сверху. После этого он стал уверенным в своем знании.
(Zeig, 1980, p. 237)
Важность ожиданий и подкрепления
Обучение — это трудный и сложный процесс, включающий в себя боль, неудачи и риск. А люди — ленивые существа, стремящиеся избегать боли и трудностей всегда, когда это возможно. Поэтому все надеются на то, что в конечном счете они смогут либо достичь цели, либо отказаться от попыток. Дети в этом отношении не отличаются от взрослых и многие из них испытывают неудачу в обретении опыта только лишь потому, что их родители не ожидали от них, что они будут делать это, не признавали их успехов в этом или недостаточно эффективно их мотивировали.
От большинства детей ожидают, что они научатся ходить, и каждый из них действительно старается овладеть своими мышцами. Мотивация к тому, чтобы сделать это, бывает подлинной и достаточно сильной. Обычно дети проделывают в этом отношении настолько большую работу, что со временем они начинают уделять все меньше и меньше внимания этим тщательно изученными видам деятельности и направляют свое внимание на окружающий мир, с которым их подвижность дает им все больший контакт.
Я хотел бы сказать об уверенных ожиданиях. Это очень важный момент. Ребенок учится ходить, и вы знаете, что он может научиться этому, но сам ребенок не знает этого. Вы же даете ему поддержку с помощью ваших ожиданий.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 282)
Подобным же образом необходимо с уважением отнестись к пониманию, возникающему у ребенка, не пытаясь при этим умалять его способность к познанию. Лучше ожидать от ребенка большего понимания, чем оскорблять его, предполагая недостаточность такого понимания [1958].
(Erickson, 1980, Vol. IV, 15, р. 176)
Следует с полным пониманием и уважением отнестись к человеческой потребности в достижении цели и в желании признания этого достижения как со стороны самого себя, так и других [1952].
(Erickson, 1980, Vol. IV, 1, р. 151)
Все поступки — следствие надежд и ожиданий.
(Erickson, 1954с. р. 176)
Люди обычно имеют склонность откладывать работу над проблемой на завтра.
(Erickson, Rossi & Rossi, 1976, p. 196)
Люди могут быть ленивыми. Если я начну учить их всем деталям, я только утомлю их.
(Zeig, 1980, p. 354)
Человек обычно начинает с более простых вещей. Это объясняется тем, что люди, в сущности, являются довольно простыми созданиями.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 12)
Сейчас я скажу вам еще об одной вещи, о которой следует постоянно помнить. Это реакция избегания. Что вы делаете, когда сталкиваетесь с чем-то болезненным? Вы стараетесь уйти от этого.
(ASCH, 1980, Запись лекции 18. 07. 1965)
Помните о том, что людям нравится избегать определенных вещей. Это общая и вполне типичная реакция. Вопрос состоит в том, в какой степени они стремятся избегать неприятного. Помните, что обычно у нас есть довольно много возможностей избегать неприятных вещей — это естественно и нормально — и во время гипноза мы используем такой же механизм.
(ASCH, 1980, Запись лекции 16. 07. 1965)
Интегрированность с реальностью
Основные приемы психологической работы можно освоить очень быстро, хотя это довольно сложный процесс. Обретение искусства эффективного функционирования в условиях физической и социальной внешней среды является гораздо более трудным, требуя постоянной бдительности и обучения на протяжении всей жизни.
В результате этого осознание внешней реальности у людей обычно рассредоточено. Когда они пытаются наблюдать сложное многообразие событий, им приходится изучать вещи одну за другой. Если они не будут осознавать важных событий и процессов, происходящих вокруг них, они не смогут реагировать на них таким образом, который бы предохранял и усиливал их, что необходимо для свободы и выживания человека. При этом осознание переходит от одной вещи к другой, включая в себя внутренние и внешние обстоятельства.
Однако самого по себе осознания событий недостаточно. Значение этих событий может быть определено на основе постоянно накапливаемого обучения, основанного на непосредственном опыте, приобретаемом ребенком. Для того чтобы ребенок определил, на что ему стоит реагировать и как именно это делать, ему необходимо понимать события, а не просто отмечать их. Кроме того, чем проще и чем более безболезненно происходит понимание, тем легче ребенку приобретать знание. И эта «экономия» в данном случае зависит вовсе не от произвольного предпочтения ученых-психологов.
У вас есть склонность ориентироваться на реальность и распределять ваше внимание [1959].
(Erickson, 1980, Vol. II, 4, р. 28)
Сознательный ум — это ваше осознание происходящего в настоящий момент. С помощью сознательного ума вы воспринимаете стул, ковер на полу, других людей вокруг вас… лампы, книжные шкафы, распустившийся ночью цветок кактуса, картины на стенах, «Дракулу» на стене справа от вас («Дракула» — высушенный морской скат, висевший на стене в кабинете Эриксона). Ваше внимание распределяется между тем, что я говорю вам, и всем тем, что окружает вас.
(Zeig, 1980, p. 33)
В обычном состоянии сознания мы постоянно ориентируемся на конкретную реальность вокруг нас. Мы делаем это с целью биологического самосохранения… Вы продолжаете осознавать эти факты и с каждым мгновением все больше усиливаете свою ориентацию на реальность [1960].
(Erickson, 1980, Vol. II, 31, р. 321)
Если люди не находятся в трансе, они обычно не утрачивают общего осознания реальности вокруг них, так же как и общего контекста мыслей и речи, а когда частично утрачивают его, они так объясняют это (хотя их обычно об этом не просят): «Кажется, на мгновение я отключился и забыл обо всем, кроме того, о чем я думал», переориентируя себя, по мере того как они говорят эти слова, на свое окружение. Но, в сущности, они тем самым ориентируют себя на действительную реальность [1967].
(Erickson, 1980, Vol. I, 2, р. 40)
В обычном бодрствующем состоянии реакция проявляется в ответ на раздражитель, являющийся лишь частью гораздо более обширного и важного окружения [1958].
(Erickson, 1980, Vol. II, 19, р. 194)
Реагирование в бодрствующем состоянии имеет тенденцию быть ориентированным на единство (в той или иной форме) с объективной реальностью [1958].
(Erickson, 1980, Vol. II, 19, р. 192)
Усвоение ограничений, накладываемых реальностью
Очевидно, что абсолютная свобода невозможна, так как реальность налагает ограничения и заставляет задумываться о последствиях своих действий — все это невозможно просто игнорировать. Процесс роста и развития — процесс обучения тому, чем являются данные ограничения и каковы наши возможности.
Новорожденный ребенок сталкивается с огромной по своей монументальности задачей. Чтобы свободно ориентироваться в реальности и быть достаточно хорошо в нее интегрированным — а это необходимо для выживания, — он должен обучиться направлять свое внимание на необходимые вещи, а затем расшифровывать и применять сложный поток информации, поступающей от органов чувств, таким образом, чтобы это помогало достижению целей. Для этого необходимо накопить определенное количество воспоминаний о предыдущем опыте, соответствующим образом организовать эти воспоминания и сформулировать для себя правила поведения в реальной ситуации.. Ребенку необходимо научиться контролировать свои мышцы, а также узнать о своих возможностях и недостатках. Иными словами, ребенку необходимо сформировать организованный взгляд на внешнюю и внутреннюю реальность и научиться тому, как под давлением всех тех ограничений и правил, которое накладывает на него окружающая среда, реагировать соответствующим образом, но в то же время достаточно свободно.
Ценой выживания, сформировавшейся в процессе бытия, является постоянная бдительность и готовность к обучению. Чем скорее человек научится осознавать реальность и чем скорее приспособится к ней, тем быстрее пойдет процесс адаптации и тем счастливее будет индивид. Когда человек знает все ограничения и запреты, которым он должен подчиняться, он становится более свободными, обретая возможность использовать все, что ему доступно [1962].
(Erickson, 1980, Vol. II, 57, р. 514)
Чувство реальности, безопасность, определение границ и ограничений становятся важными моментами в возрастании понимания, происходящем в детстве. Для восьмилетнего ребенка вопрос о том, в чем состоит сила, реальность и безопасность, очень серьезен. Когда маленький, слабый и умный человек пребывает в непознанном мире интеллектуальных и эмоциональных флуктуаций, он стремится научиться и понять, что же действительно необходимо ему для обретения силы и безопасности [1962].
(Erickson, 1980, Vol. II, 57, р. 507)
Реальность, безопасность, определение границ и ограничений — все эти вещи очень важны в детстве, когда ребенок стремится к возрастанию своего понимания. Это настойчивая детская потребность — все охватить и определить самого себя и других [1975].
(Erickson, 1980, Vol. I, 20, р. 419)
Ребенком, этим растущим и развивающимся организмом, руководит постоянная мотивация к достижению большего и лучшего понимания всего, что его окружает [1958].
(Erickson, 1980, Vol. IV, 15, р. 174)
У ребенка есть постоянно побуждающая потребность учиться и открывать новое, а каждый внешний раздражитель представляет для него возможность реагировать на него по-иному [1958].
(Erickson, 1980, Vol. IV, 15, р. 174)
Построение системы отсчета
По мере того как ребенок взаимодействует с окружающей средой и приобретает опыт, у него постепенно формируется общий взгляд на окружающую реальность. Контекст окружающей среды имеет объективные основания (пусть даже несколько наивные в восприятии ребенка) и постоянно изменчив. Хотя ребенку недостает опыта, он постоянно открыт новой информации, совершенствующей его понимание.
Однако реальность чрезвычайно сложна, ее трудно наблюдать и анализировать достаточно эффективно. Поскольку все люди стремятся избегать болезненных и трудных ситуаций либо пытаются трансформировать их в более простые и приятные, большинство детей принимают более краткое, легкое и непосредственное описание реальности. Взрослые предлагают им такие сокращенные версии описания реальности в форме систем произвольной классификации, отношений, убеждений, теорий; основанные на традициях культуры правила поведения и даже заранее предопределенную систему категоризации и наименования, называемую языком.
Поскольку каждый ребенок психологически уникален и обладает столь же уникальным опытом, упрощенные и неполные правила или образы реальности, которые в конечном счете принимает каждый индивид, также будут относительно уникальными. Когда ребенок усваивает те общие правила и принципы, которые используются в его культуре, он начинает использовать эти правила собственным способом и так создает свою, столь же уникальную модель реальности.
Со временем ребенок развивает в себе все более организованную упрощенную модель реальности, с помощью которой воспринимает мир и анализирует его. Такая модель мира дает ребенку возможность понимать значение событий легко и быстро, позволяя так же быстро определять все, с чем он сталкивается, и реагировать на это соответствующим образом. Так объективный и непосредственный взгляд на реальность постепенно замещается более простой и ясной (но и менее точной) моделью сознания. Сложные, предъявляющие повышенные требования объективные наблюдения и анализ обычно отнимают много времени, делая такое развитие упрощенной, ограниченной модели реальности привлекательным и адаптивным. Даже взрослые предпочитают более простые теории и универсально применимые техники, хотя тщательные наблюдения сложных обстоятельств внешней реальности могли бы обеспечить как более адекватное осознание, так и более эффективные ответные реакции.
По мере развития упрощенной модели реальности, создающей соответствующий контекст понимания, эта модель начинает выполнять роль фильтра между сознанием и самой объективной реальностью, определяя таким образом значение происходящих событий и формируя ответную реакцию. Это и есть то, что Эриксон называл сознательным умом. Почти все то, что люди думают, воспринимают или делают на сознательном уровне, является отражением этой сознательной системы отсчета.
Дети — это маленькие люди. Они определяют для себя мир и его события иначе, чем взрослые. Происходящее у них в процессе приобретения опыта обучение ограничено и отличается от обучения у взрослых.
(Erickson, 1980, Vol. IV, 15, р. 174)
Дети имеют свои собственные идеи и потребности, и необходимо с уважением относиться к ним. Но они в то же время с готовностью открыты для любых изменений своих идей, если это разумно преподнести им.
(Erickson, 1980, Vol. IV, 15, р. 176)
Философы прошлого говорили: «Человек таков, как он о себе думает».
(Erickson & Rossi, 1979, p. 262)
Кроме того, все философы утверждали, что вся реальность — у нас в голове.
(Zeig, 1980, p. 90)
Основная идея в предлагаемом экспериментальном проекте основана на известном библейском высказывании: «Человек является тем, о чем он помышляет в сердце своем».
(Erickson, 1980, Vol. I, 1, р. 4)
Субъект в бодрствующем состоянии обычно ограничен своими общими представлениями о разумном поведении [1962].
(Erickson, 1980, Vol. III, 13, р. 117)
На уровне сознания вы ведете себя в соответствии с сознательной Вселенной, с осознаваемыми паттернами поведения.
(ASCH, 1980, Запись лекции, 2. 02. 1966)
Субъекты принимают те или иные идеи в терминах своей собственной системы отсчета и приобретенного ими в процессе жизни опыта обучения. Это эмпирическое обучение иногда бывает необычным и неожиданным [1960].
(Erickson, 1980, Vol. II, 31, р. 313)
Развитие языка
Первое сознательное понимание происходящего, возникающее у ребенка, может быть выражено только поведенчески, в процессе его ответной реакции на окружающее. Со временем, однако, такое приобретаемое эмпирическим путем понимание на уровне сознательного ума начинает испытывать влияние и находить свое выражение в языковой системе. Обучение пониманию языка и обретение способности говорить является медленным процессом, происходящим путем проб и ошибок, так же и как и всякий иной процесс обучения. Это тоже индивидуально неповторимый процесс, в котором каждый человек развивает свои собственные, основанные на персональном опыте определения и значения каждого слова. Так, например, слово «мать» вызывает у разных людей различные ассоциации и ответные реакции — обычно эти ассоциации связаны с уникальным паттерном взаимодействия человека со своей матерью. Каждое слово имеет для разных людей свое собственное уникальное значение, которое является результатом индивидуальной системы отсчета, в то же время определяя ее.
Новорожденный ребенок не знает ничего. У него есть сосательный рефлекс, и он может плакать. Но этот плач не имеет какого-либо значения — это просто выражение своего дискомфорта в новой окружающей обстановке.
(Zeig, 1980, p. 234)
Спустя некоторое время мать замечает, что бессмысленный плач ребенка приобретает значение.
(Zeig, 1980, p. 235)
Крик ребенка изменяется, по мере того как он начинает постигать различные вещи.
(Zeig, 1980, p. 235)
Необходимо принять во внимание следующую вещь: способ, которым каждый из нас учится говорить. Это долгий, очень долгий опыт ошибок… Делая ошибки, вы обучаетесь очень многому.
(Zeig, 1980, p. 336)
Проблема в обучении говорить состоит в вашей готовности обучаться только лишь медленно и постепенно.
(Erickson & Rossi, 1981, p. 82)
Мы обычно переводим язык другого человека на свой собственный.
(Zeig, 1980, p. 64)
По этой причине, когда вы разговариваете с другими людьми, они обычно слышат это по-своему, на своем языке.
(Zeig, 1980, p. 70)
Мне пришлось ждать, пока я не понял ее слова.
(Zeig, 1980, p. 158)
Вам необходимо было бы знать лингвистические паттерны своих пациентов, поскольку все мы имеем собственное понимание слов.
(Zeig, 1980, p. 78)
Вы будете использовать то, что я говорю, согласно своему собственному специфическому пониманию.
(Zeig, 1980, p. 64)
Каждое слово любого языка обычно имеет много различных значений.
(Zeig, 1980, p. 78)