УПП

Цитата момента



Я на свете всех умней,
Не боюсь я никого.
Вот какой я молодец,
Буду жить теперь сто лет.
Скромненько и со вкусом

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



С ребенком своим – не поругаешься, не разведешься, не сменишь на другого, умненького. Поэтому самый судьбинный поступок – рождение ребенка. Можно переехать в другие края, сменить профессию, можно развестись не раз и не раз жениться, можно поругаться с родителями и жить годами врозь, поодаль… А ребенок – он надолго, он – навсегда.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как не орать. Опыт спокойного воспитания»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

Часть 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТА

Глава 1. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ГЕШТАЛЬТА. КОРНИ ГЕШТАЛЬТА: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Генеалогическое древо Гештальта

Генеалогическое древо Гештальта покоится на могучих корнях (См. схему из Приложения.): некоторые из них доступны взгляду, другие же не столь заметны или уходят на большую глубину. Вот почему трудно с точностью определить все теоретические основания Гештальта.

Как я уже указывал в предыдущей главе, Гештальт-терапия как имплицитно, так и эксплицитно питалась от многочисленных и разнообразных философских и терапевтических течений европейского, американского и восточного происхождения.

Здесь я особо буду говорить о тех из них, которые, как мне кажется, более других повлияли на современный Гештальт: о феноменологии, экзистенциализме и Гештальт-психологии (в данной главе); о психоанализе, восточных философиях и гуманистическом направлении (в последующих главах); другие же подходы мы затронем в рассказе о бурной жизни самого Фрица Перлза.

Было бы неточным считать, что речь пойдет о «типично американском» методе! Хотя и нельзя не согласиться с тем, что он получил особое развитие по ту сторону Атлантики, однако вместе с этим важно подчеркнуть, что Гештальт черпает основы своей философии в европейской, и в особенности в германо-язычной мысли. Именно немецкие и австрийские философы, психологи, психиатры, писатели и художники — в основном еврейского происхождения — оказали особое влияние на мысль и практику Фридриха Соломона Перлза, который, кстати, переехал в Соединенные Штаты только в возрасте 53 лет.

Немецкоязычные предшественники

Среди них можно отметить:

  • в феноменологии и экзистенциализме: Брентано, Гуссерля, Хайдеггера, Шелера, Ясперса, Бубера, Тиллиха, Бинсвангера…
  • в Гештальт-теории: фон Эренфельца, Вертхаймера, Коффку, Келера, Голдштейна, Левина, Зейгарник…
  • в психоанализе: Фрейда, Ференчи, Гроддека, Ранка, Адлера, Юнга, Райха, Хорни…
  • в психодраме: Морено.

В рамки данной книги не входит проведение детального исторического анализа зарождения и возникновения каждой из этих столь разных школ и их многочисленных перевоплощений - аватар. Специально отказываясь от какой бы то ни было философской экзегезы, я удовольствуюсь обобщающей таблицей, в которой указаны авторы, оказавшие прямое эксплицитное влияние на Перлза или Гудмана. Я внес туда лишь немногие отдельные темы или ключевые понятия, которые были тщательно отобраны среди тех, которые, как мне кажется, составляют основу современной Гештальт-терапии.

На деле оказывается достаточно трудным отделить очевидные заимствования от случайных совпадений, ибо большинство этих мыслителей или практиков жили почти в одно время и оказывали друг на друга взаимное влияние, усиливая таким образом эффект «обратной связи». Поэтому можно, скорее, говорить о некоей «идеологической ванне», в которую оказался погруженным Перлз.

НЕКОТОРЫЕ ФЕНОМЕНОЛОГИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ И ГЕШТАЛЬТ

Авторы

Направления, оказавшие прямое влияние на Гештальт

Серен Кьеркегор

(1813-1855)

Датский философ, предшественник экзистенциализма; особая ценность субъективного взгляда и противоречия.

«Чем больше я думаю, тем меньше я существую»

Франц Брентано

(1838-1917)

Предшественник феноменологии;

«описательная психология»: как предшествует почему;  

интенциональность психических событий: сознание — не приемник, не реципиент, а фонарь маяка

Эдмунд Гуссерль

(1859-1938)

«Отец» феноменологии (1907);

феномены описываются, а не объясняются: «От рассуждений о вещах — к самим вещам, таким, какими они представляются в действительности, на уровне переживаемых фактов, до появления любого концептуального деформирующего их представления»;

взаимозависимость субъекта и объекта;

у каждого — свой оригинальный опыт отношения к миру

Макс Шелер

(1874-1928)

Феноменология чувств: именно эмоциональная интуиция и симпатия способствуют глубокому контакту

Мартин Бубер

(1878-1965)

Восхваление аутентичной встречи, прямых и братских отношений;  

публикует «Я и Ты» (1923)

Людвиг Бинсвангер

(1881-1966)

Основатель Швейцарского общества психоанализа, создатель экзистенциального анализа (Dasein-analyse):

человек  ответствен за свою собственную экзистенцию, за себя  в этом мире;

важное значение телесного опыта клиента и окружающей его среды;

публикует  «Сон и экзистенция» (1930)

Эжен Минковский

(1885-1972)

Французский психиатр польского происхождения;

важность контакта и функции осязания с позиции феноменологии

Карл Ясперс

(1889-1969)

Экзистенциальная феноменологическая психопатология;

отточенность осознавания своего существования по отношению к миру

Мартин Хайдеггер

(1889-1976)

Экзистенциональный анализ «здесь - бытия» (Dasein);

ценность тревоги и экзистенциального сомнения. Конечность бытия;

«Самое  большее, что можно сделать для человека,— сделать его тревожным»

Габриель Марсель

(1889-1973)

Христианский философ-экзистенциалист. «Если я говорю по поводу других, то я отказываю им в реальном ñóùåñòâîâàíèè»;

выступает за «конкретную философию», питаемую диалогом между двумя людьми

Жан-Поль Сартр

(1905-1980)

Экзистенциональный феноменологический анализ: "Жить - значит играть»,

ответственность за выбор своего проекта, своей доли свободы

Морис Мерло-Понти

(1908-1961)

Ценность живого опыта и непосредственного телесного ощущения, публикует «Феноменологию восприятия» (1945)

Феноменология и экзистенциализм

Итак, перед вами очерк идей основных представителей феноменологии и экзистенциализма, которые, впрочем, тесно переплетаются между собой. Для простоты можно было бы сказать, что в основе своей феноменология — это метод мышления, а экзистенциализм — особая философия.

Необходимо уточнить, что Перлз охотно выказывал презрение к философии, поддерживая таким образом свой вызывающий имидж необразованного человека, однако в действительности он читал основополагающие тексты большинства вышеуказанных авторов.

Гештальт-терапия — «терапевтическая ветвь экзистенциализма» (Noel Salathe. La Gestalt: line philosophic clinique, in Gestalt.— Actes du premier Colloque international dexprcssion francaise. S.F.G. Paris, 1983. (Труды первого международного коллоквиума Французского общества Гештальта.)

Прежде чем перейти к Гештальт-психологии, предполагаемой законной матери, которая сама немало приобрела у собственного отпрыска, я хотел бы в общих чертах повторить некоторые базовые понятия из тех, что были заимствованы Гештальт-терапией:

из феноменологии:

  • описание важнее объяснения: как предшествует почему,
  • особое значение непосредственного переживания актуального опыта (пусть даже воображаемого): таким, каким он воспринимается или ощущается в теле, а также того процесса, который разворачивается здесь и теперь,
  • наше восприятие мира и нашего окружения находятся под влиянием субъективных иррациональных факторов, придающих им особый для каждого человека смысл,
  • все это указывает на важность осознавания собственного тела и проживаемого времени как опыта, который чужд всякой теоретизации и уникален для каждого человеческого существа;

из экзистенциализма:

  • конкретное переживание важнее абстрактных принципов. В качестве «экзистенциального» может рассматриваться все, что имеет отношение к тому, как человек ощущает свою экзистенцию, строит ее, ориентирует и направляет: экзистенциальным является то понимание человеком самого себя, которое служит жизни, существованию, а не разрешению теоретических философских вопросов: оно спонтанно, жизненно и ненаучно (мы размышляем, но только для того, чтобы действовать);
  • своеобразие каждой человеческой экзистенции, оригинальность индивидуального человеческого опыта, как объективного, так и субъективного;
  • понятие ответственности, присущее каждому, кто активно участвует в воплощении собственного экзистенциального проекта и придает особый, оригинальный смысл тому, что происходит с ним самим, и миру, который его окружает, неустанно ежедневно создавая свою относительную свободу.

Совершенно очевидно, что Гештальт-терапия является клиническим подходом феноменологического толка (Gary Yontef. La Gestalt-therapie, une phenomenologie clinique.— The Gestalt Journal, vol. II, 1.1, 1979. cm. также: /. M. Robine. La Gestalt-therapie, une theorie et une clinique phenomenologiques, in Geslalt.— Actes du premier Collogue international de la Societe Franfaise de Gestalf. S.F.G. Paris, 1983. (Труды первого международного коллоквиума Французского общества Гештальта.) а это значит, что она сосредоточена на субъективном описании ощущений клиента (его awareness) в каждом конкретном случае и на «интрасубъективном» осознавании того, что происходит между ним и терапевтом (процесс контакта со всеми его перипетиями). Гештальт отдает предпочтение субъективному опыту, что противопоставляет его поведенческой терапии, придающей особое значение поведению, доступному объективному восприятию.

Ноэль Салате рассматривает Гештальт как «терапевтическую ветвь экзистенциализма», которая касается пяти фундаментальных экзистенциальных «принуждений»: конечности, ответственности, одиночества, несовершенства и абсурда.



Страница сформирована за 1.37 сек
SQL запросов: 190