УПП

Цитата момента



Женщины — это поезда, которые ходят по настроению.
Почаще бы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

Подавление действия

В отличие от кратких, подготовленных обрывов, спонтанные длительные и в особенности повторяющиеся обрывы актуального действия со временем способны повлечь за собой патологические последствия. Здесь речь идет о функционирующей в хроническом режиме системе подавления действия. Эта система вступает в игру только в самых крайних случаях, когда нормальные защитные реакции организма (бегство или борьба) невозможны или неуместны (когда субъект, проявляя их, неоднократно получал негативный опыт). Пример: отсутствие ответа на выговоры начальника.

ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рептильный мозг

Лимбический мозг

Неокортекс

палеэнцефал

 

рептилии архэнцефол

гипоталамус:

аппетит, сексуальность ретикулярная формация: пробуждение

+ гипофиз: эндокринная регуляция

гиппокамп: память

амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями)

сенситивные области

двигательные области ассоциативные области лобные доли (принятие решения)

жизненная энергия

(импульсы)

врожденные автоматизмы

эмоциональный субъективный опыт

память и эмоция

творческое воображение мышление

Рептильный мозг

Лимбический мозг

Неокортекс

функции жизненные

 (инстинкт)

 и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо- и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза.

приобретенные навыки:

условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность)

разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего

врожденные рефлексы

привычки

волевые реакции

интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции)

интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям)

строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию)

«низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы)

«центральный» мозг

«высший» мозг

Подкорковые структуры центрэнцефал
Кортикальные структуры кора

белое вещество

(продолжение нейроноп: аксоны и дендриты)

серое вещество (клеточные тела нейронов)

сердце

голова

ограниченный гомсостаз

(постоянство состава внутренней среды)

общий гомеостаз

(адаптация всего организма в целом к окружающей среде)

(врожденные) стереотипные (приобретенные)

способы поведения

свободное поведение

(импульсы) || —бессознательное (автоматизмы)

сознание

Serge Ginger, 1986

Отметим, что Лабори выделяет четыре основных типа поведения:

  • два врожденных — «потребление» (питье, еда, совокупление), «защита» (бегство или борьба);
  • два приобретенных — адекватное действие, подавление действия.

Как и всякая система торможения, механизм подавления является в организме всего лишь системой неотложной помощи,действие которой рассчитанно на кратковременные периоды. Но если долго жать на тормоза, то машина начинает нагреваться, и избыточное выделение нерасщепленных нейромедиаторов повлечет за собой самые разнообразные заболевания: неврозы, психозы, психосоматические заболевания (язву желудка, гипертонию, некоторые виды рака…).

Для биолога Анри Лабори подавление действия, по всей вероятности, лежит в основе всех болезней — так же, как для Фрица Перлза обрыв Гештальтов или незакрытые Гештальты — в основе всех неврозов.

Асимметрия полушарий головного мозга

Давно известно, что человеческий мозг характеризуется выраженной диссимметрией как в анатомическом, так и в функциональном планах, и я уже подчеркивал, что это является очевидным признаком эволюции.

Так, если среди обезьян столько же левшей, сколько и правшей (То есть 50% обезьян — правши), то среди людей правши составляют 92% населения (в их мозге левое полушарие, так сказать, доминирует).

Сейчас стало известно, что такое неравномерное развитие обоих полушарий начинается еще до рождения и находится в тесной связи с выделением половых гормонов.

Отмечалось, что когда работает по преимуществу одно полушарие, то глаза непроизвольно поворачиваются в противоположную сторону. Если только что появившихся на свет новорожденных класть на спину, то 95% из них повернут голову направо. Здесь, видимо, речь идет о генетическом программировании вида, о «биограмматике» (де Шато), определяющей синтаксис отношений «мать—ребенок», способствующей привязанности, «которая образуется в первые минуты после рождения и продолжается потом месяцы и годы, проявляясь в необыкновенном богатстве отношений, возникающих между малышом и его матерью» (Vincent J. D. Biologic des passions. Paris. Seuil, 1986).

Таким образом, можно проследить «весь репертуар интеракций, запрограммированных в мозге матери и мозге ее ребенка […] которые проявятся с неизбежностью судьбы, сыгранной за несколько часов […] Чем сильнее контакт в первые 45 минут, тем крепче будет привязанность». В 80% случаев у правшей (и в 78% случаев у левшей) мать спонтанно держит ребенка с левой стороны своей груди (со стороны сердца). «Мать, лишенная своего младенца в первые сутки после его рождения, скорее всего, будет держать его справа. И «правому ребенку» впоследствии потребуется медицинской помощи в два раза больше, чем «левому ребенку»! (Там же).

Напомним, что левое полушарие — вербальное, логико-аналитическое и «научное», в то время как правое полушарие — «немое», пространственное, аналогическое, синтетическое и «художественное». Оно более связано с ориентацией, ощущением телесной схемы, узнаванием лиц, образов, с музыкой (Среди музыкантов правшей в два раза больше, чем среди представителей других профессий) эмоциями и сновидениями. Поэтому можно сказать, «что человек думает левым полушарием своего головного мозга, а видит сны — правым».

Добавим, что левое полушарие управляет ориентацией во времени, то есть линейной однонаправленной последовательностью событий, их соединением: оно способствует операции соединения. А правое полушарие управляет ориентацией в пространстве, то есть разнонаправленным рассеянием, и способствует операции разложения.

Мы видели, что правое полушарие задействовано в Гештальте, в то время как левое — преимущественно в вербальных видах терапии.

На уровне мозга существует тесная связь между телесной мобилизацией, эмоцией и выработкой образов, поэтому можно считать, что все телесно или эмоционально ориентированные виды психотерапии,— это «психотерапии правого полушария мозга».

То, о чем здесь шла речь, уже принято всеми исследователями и известно большинству терапевтов. Но мне хотелось бы добавить несколько фактов, о которых упоминается намного реже.

Прежде всего, никогда не следует терять из виду, что оба наших полушария находятся в постоянном тесном взаимодействии, осуществляемом через посредство 200 миллионов волокон мозолистого тела (Исключая период фазы «парадоксального сна» (сновидения), когда активность мозолистой спайки значительно падает (домофон на ночь выключается!).

Итак, оба наших мозга работают в постоянном сотрудничестве: сначала вся информация, приходящая из внешнего мира, достигает одновременно обоих полушарий. Каждое извлекает то, что ему нужно, и обрабатывает это в зависимости от своей специализации. Затем оба полушария начинают постепенно сообщать друг другу результаты обработки информации. Каждая часть мозга обладает своей собственной памятью и «архивом» необработанных сенсорных данных, и в соседнее полушарие передаются только особо значимые выводы.

Можно сказать, что работает сплоченная команда (не чуждая духу соревнования), как это бывает в редакции газеты: каждый ответственный за рубрику берет касающиеся его сообщения, сортирует и кратко их обобщает, а затем все сотрудники редакции, просмотрев отредактированную газету, могут в свою очередь сделать замечания по работе коллег.

Важные сведения складываются в центральном архиве, а каждый сотрудник оставляет при себе собственные черновые записи.

ДВА ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Левое полушарие

Правое полушарие

вербальное: речь, слова (зона языка у 96% людей —у 98% правшей и 70% левшей)

«научное» время

логическое

рациональное («голова»)

аналитическое: видит «одно дерево»

Немое: образы, формы, цвета

«художественное» пространство

аналогическое, интуитивное

эмоциональное («сердце») с

интетическое (видит «весь лес»)

содержание речи

 письменное и устное изложение в прозе — арифметика и устный счет

организованное и сознательное мышление

припоминание имен

припоминание названий предметов

интонация голоса (тембр, модуляции)

поэзия, живопись, музыка

высшая математика

сновидения и «фрейдовское» бессознательное

припоминание лиц (целостный Гештальт) — припоминание формы и способа применения

«я в мире»

количественное

 музыкальный ритм и временные отрезки

«мир во мне»

качественное

тембр и музыкальная мелодия

Левое полушарие

Правое полушарие

не способно отличать мужской голос от женского

не умеет ни рисовать, ни петь

алфавитное письмо

текст

линейный (картезианский) подход

восприятие новых оригинальных и сложных элементов

 креативность и исследовательская деятельность

не способно выразить эмоцию в словах

не умеет ни говорить, ни считать

китайские идеограммы, египетские иероглифы — контекст

системный подход

восприятие знакомого, обыденного, стереотипного контекста, ориентирование в ранее известном

неразработанная творческая интуиция

«женское» полушарие

филогенез: потребность в вербальной коммуникации («женщина у очага», заботящаяся о детях)

социальный, радостный, оптимистический оттенок

«мужское» полушарие (тестостерон)

филогенез: потребность в ориентации (пространство и формы), необходимой на охоте и войне

эмоционально-мрачный, пессимистический оттенок

вербальные виды психотерапии (психоанализ)

психотелесные и эмоциональные виды терапии (Гештальт)

Serge Ginger, 1986

Так, например, тактильные ощущения от обеих рук воспринимаются и правым и левым полушариями головного мозга, и только скорость ответа позволяет определить, с какой стороны обрабатывалась информация. И спортсмены-левши часто лидируют в скоростных соревнованиях высокого ранга (фехтование, настольный теннис, большой теннис (К примеру, на последних Олимпийских играх 8 из 15 фехтовальщиков и 3 из 4 теннисистов были левшами) и т. д.), так как у них и обработка визуального восприятия пространства, и управление моторикой левой руки осуществляются в одном и том же полушарии, что дает ценный выигрыш в несколько сотых секунды.

Что касается центра языка, то он расположен слева у 96% людей (а именно у 98% правшей, и, кроме того, в противоположность распространенному мнению, этот центр располагается в левом полушарии и у 2/3 левшей).

Женщинам — логика, мужчинам — эмоция

Особо многочисленны межполушарные связи у женщин (Как и у всех японцев обоих полов) (отсюда более тесная связь между рациональным, вербальным и эмоциональным аспектами поведения). У мужчин диссимметрия выражается сильнее (с наступлением половой зрелости) при несколько большем развитии правого полушария.

Известно, что мужчины, как правило, добиваются большего успеха в задачах с пространственной доминантой (например в механике), а женщины чувствуют себя свободней в вербальных видах деятельности, которыми руководит левое полушарие.

Некоторые авторы предполагают, что здесь речь идет о филогенетическом наследии; ведь первобытным мужчинам-охотникам пришлось развивать в себе ощущение пространства, чутье и способность к ориентации, в то время как женщины, занятые воспитанием детей, испытывали потребность в расширении вербальной коммуникации.

Уже, наверное, стало понятно, что в противоположность стойким предрассудкам, женский мозг сильнее связан не только со словом, но и с логикой, анализом, научным подходом, а мужской мозг — более склонный к синтезу, а также к художественному творчеству — тесно связан с эмоциями.

Конечно же, многие врожденные неврологические предпосылки могут изменяться под воздействием образования и культуры.

Часто приходится слышать утверждения о том, что креативность — одна из функций, находящихся под контролем правого полушария, однако эта точка зрения опровергается современными исследованиями (Гарднер, Боген, Зайдель и др.). Стало выясняться, что правое полушарие, наоборот, специализируется на восприятии банальной, стереотипной, бытовой информации из повседневной жизни, а левое обрабатывает новые, оригинальные или сложные данные, возбуждая таким образом творческую активность. Но настоящее творчество, вероятнее всего, подразумевает слаженную работу обоих полушарий (и в особенности фронтальных долей) при их энергетизации со стороны лимбического мозга, то есть значительную мобилизацию всего головного мозга.

Из имеющих конкретное терапевтическое значение результатов последних исследований отметим еще тот факт, что одно полушарие головного мозга подавляет другое: так, например, если левое полушарие неактивно, то усиливается восприятие образов и эмоций (Точно так же при гипервентиляции легких, приводящей через гиперацидоз к «опьянению» кортикальных зон, происходит высвобождение деятельности подкорковых областей — гипоталамуса и лимбического отдела, что благоприятствует возникновению образов и эмоций (этой технике отдается особое предпочтение в реберсинге и биоэнергетике), и наоборот: если неактивно правое полушарие, то облегчается вербализация.

Напомним, что Школой Пало Альто (Paul Watzlvik The Language of Change. Elements of Therapeutic Communication. Basic Books Inc., N.Y., 1978) были разработаны многочисленные техники блокады левого полушария и освобождения правого: релаксация, визуализация, глушение левого полушария быстрым бессвязным потоком слов, упражнения в логолалии (В них предлагается говорить на языке, состоящем из выдуманных слов, пытаясь объясняться через интонацию и т. д.) Активизация правого полушария (что особо поощряется в Гештальте калифорнийского стиля) ведет к мобилизации эмоций и изменению отношения к проблемам.

Отмечалось, что деятельность правой доли носила мрачный и даже пессимистический эмоциональный оттенок, в то время как деятельность более вербального, более коммуникативного, а значит, сильнее нацеленного на общение левого полушария вызывала более радостное и оптимистичное настроение. …Потому-то женщина — словно солнышко для мужчины!

Результаты последних исследований мозга тех, кто страдает дислексией (Гешвинд и Галабурда из Гарвардского университета в Бостоне (США), 1984) показывают, что крайние случаи дислексии скорее связаны с внутриутробными аномалиями развития мозга, чем с условиями, в которых проходило обучение чтению, или с внутрисемейными аффективными отношениями, которые представляются всего лишь способствующими дислексии факторами.

Статистика показала, что дислексия значительно преобладает у мальчиков (в четыре раза чаще, чем у девочек), левшей, детей со способностями к музыке, к визуальным видам искусств, математике (В противоположность распространенному мнению, математика (высшая) связана с правой долей, так как здесь речь идет о синтетическом видении, а не о стереотипном логическом анализе. И наоборот, вычислительные операции обрабатываются преимущественно в левой доле головного мозга) и спорту, а кроме того, у блондинов и аллергиков.

Такие особенности, по всей видимости, связаны с неким нарушением перемещения нейронов в течение внутриутробной жизни, которое с легкостью обнаруживается при наблюдениях микроструктур мозга дислексичных детей. Вероятно, это нарушение вызывается избыточным выделением тестостерона (мужского гормона) у матери во время беременности, что приводит к чрезмерному развитию правого полушария !.. (Что было искусственно воспроизведено на крысах и обезьянах, которым вводился тестостерон, но только в особо чувствительный период второй половины беременности и перед родами).

А это значит, что внутриутробная сверхчувствительность плода к мужским гормонам или к их избыточному выделению в период его созревания усиливает скрытую предрасположенность не только к дислексии, математике, искусству и спорту, но и… к Гештальту.

Но только бы эти исследования не попались в руки к какому-нибудь директору расистского института, который, получив их, тут же поспешит составить портрет-робот идеального малыша-гештальтиста: «Субъект мужского пола, блондин, левша, спортсмен и художник, чувствителен, аллергик, страдает дислексией, но одарен в математике!»…

…что сразу же освободило бы нас от всех щекотливых процедур приема на дидактический курс Парижской школы Гештальта



Страница сформирована за 1.68 сек
SQL запросов: 190