УПП

Цитата момента



Мне хотя бы раз прожить с тобой всю жизнь.
И, клянусь, мне большего не надо!
Клянусь.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Особенность образованных женщин - они почему-то полагают, что их эрудиция, интеллект или творческие успехи неизбежно привлекут к ним внимание мужчин. Эти три пагубные свойства постепенно начинают вытеснять исконно женские - тактичность, деликатность, умение сочувствовать, понимать и воспринимать. Иными словами, изначально женский интеллект должен в первую очередь служить для пущего понимания другого человека…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — доверительность, секретность.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ (синоним — «маккиавелизм») — термин, обозначающий скрытое управление действиями и поведением в целом других людей посредством эксплуатации их «слабых мест», т.е. неотрефлексированных и ненужных комплексов.

МЕНТАЛИТЕТ — совокупность устойчивых ценностно-смысловых структур общественного сознания и поведения.

НАРЦИССИЗМ — проявление внимания исключительно к собственной персоне, самолюбование.

НЕВРОТИЗМ — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, вегетативными расстройствами.

НЕВРОТИК — человек, страдающий невротическими расстройствами.

ОРГАНОПРОЕКЦИЯ — термин П. А. Флоренского, воплощающий в концепции антроподицеи выдающегося русского философа идею развития могущества человека путем вынесения вовне и усиления органов человеческой психики.

ОСПОСОБЛЕНИЕ — термин Г. П. Щедровицкого, обозначающий действия индивида (ориентировочные, пробные, рефлективные), направленные на уяснение специфики ситуации и своего места в ней.

ПАТТЕРН — шаблон (англ.). — устойчивый шаблон поведения (поведенческий паттерн), устойчивая структура в бессознательном (паттерны бессознательного), либо в мышцах тела («телесные паттерны» в телесно-ориентированной терапии).

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — относящийся к периоду до рождения. В концепции С. Грофа — память о внутриутробном существовании.

ПЛАЦЕБО — (лат. placebo, букв. «понравлюсь») — феномен психики, отражающий суггестивное влияние на личность субъективно значимых и желаемых форм медикаментозного или психологического воздействия.

ПСИХОАНАЛИТИК — психотерапевт, работающий в русле психоаналитической парадигмы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — постановка диагноза с помощью тех или иных психодиагностических методов, например, тестирования.

ПСИХОТИК — страдающий психозом.

ПУБЕРТАТ — период достижения половой зрелости.

СОЦИОПСИХОТЕРАПИЯ — понятие, объем и содержание которого включает в себя широкий комплекс услуг помощи, направленных на личностную адаптацию индивида в социуме.

СУГГЕСТИЯ — внушение.

СУПЕРВИЗОРСТВО — наблюдение, руководство. Термин, распространенный в англоязычных странах в отношении действий внешнего контроля, наставничества, сопровождающего повышение квалификации или соблюдение нормативов профессиональной деятельности психологов и психотерапевтов.

ТРАНСФЕР — термин З. Фрейда, означающий перенос пациентом на фигуру психоаналитика собственных неотреагированных комплексов, уходящих корнями в раннее детство.

ФРУСТРАЦИЯ — психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в достижении какой-либо цели, крушения надежд и т.п.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — существование, понятие экзистенциальной философии и психотерапии.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность вовне, к наружному миру, в отличие от ИНТРОВЕРСИИ.

ЭКСТРАСЕНС — человек, приписывающий себе экстрасенсорные (букв. «сверхощущаемые») способности. Фактически речь идет о современном наименовании лиц, использующих приемы косвенного или прямого суггестивного воздействия. Одно из наименований представителей так называемых «оккультных наук».

ЭМПАТИЯ — сопереживание. Термин введен в психотерапию К. Роджерсом, который подчеркивал в психотерапевтическом переживании момент неслиянности, разделенности «Я» психотерапевта и «Я» клиента.

Купи книгу «У КРОЛЯ  www.kroll.igisp.ru



[1]В те же годы, кстати, начал свою деятельность в лаборатории Новороссийского университета (Одесса) известный русский психолог И. Н. Ланге (см. Ярошевский М. Г., 1985, с. 249).

[2]Считаем необходимым подчеркнуть, что работа по всестороннему изучению вклада русской классической философии в мировую психологию и культуру в целом давно уже ждет своих вдумчивых и преданных исследователей. В последнее время значительное внимание этой проблеме уделяет Б. С. Братусь (см. Братусь Б. С., 1997).

[3]В основу нашего анализа положены труды следующих русских философов: М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, А. Ф. Лосева, Л. Шестова, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, а также писателей Андрея Белого, Д. С. Мережковского и др. (см. список литературы в конце раздела). Еще раз подчеркиваем: наш анализ отмечен скорее стремлением восполнить слишком зияющий пробел в культурной и общеобразовательной подготовке отечественных психологов-практиков, чем высокой задачей полного и всестороннего осмысления роли и места русской классической философии в современном мире. Именно этим объясняется столь скромный список имен.

[4]См.: Культура Византии / Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1989. — C. 630—635.

[5]Ср. «Культура есть среда, растящая и питающая личность… (Флоренский П. А. У водоразделов мысли. с. 346); «Понятие культуры слагается из культуры личности, культуры духовной и культуры материальной, вещной, объемлющей весь наш быт» (Изгоев А. С., с. 155); «…культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности… «(Белый А.. Символизм как миропонимание», с. 308).

[6]К сожалению, из-за недостатка места мы вынуждены не столько завершить, сколько прервать описание понятий, так необходимых в работе психолога-практика. Обратим лишь внимание читателя на то, что высшим и наиболее могущественным символом, обладающим магической властью, русские философы считали слово. Именно слово лежит в начале и познания, и деятельности. Отсюда такая углубленная разработка проблематики в трудах П. А. Флоренского «Мысль и язык» (1918), А. Ф. Лосева «Философия имени» (1923), В. Н. Волошинова «Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке»(1929)и др.

[7]У Л. С. Выготского «символический» и «знаковый» — синонимы.

[8]В последние годы в отечественных средствах массовой информации широко рекламировались исследования И. В. Смирнова и его коллег, связанные с воздействием неосознаваемой семантики субсенсорных сигналов на смысловую (категориальную) мотивационную и, в конечном итоге, поведенческую структуру человеческой активности. Соединив компьютер с полиграфом и вычленив несколько десятков физиологических реакций на нейтральные и значимые, но в равной мере неосознаваемые сигналы-стимулы (звуковые и зрительные), исследователи пришли к выводу о возможности переструктурирования психобиологическими методами субъективной семантики индивидуального сознания, в частности, неадекватных (патологических) установок, что представляет собой модернизированный вариант модификации поведения.

[9]Яркими и плодотворными результатами таких усилий явились созданные в начале 1990-х годов «Московский психотерапевтический журнал», рижский психологический журнал «Alter Ego», многочисленные научные и научно-практические конференции отечественных и зарубежных психологов конца 1980-х — начала 1990-х годов по проблемам современной психотерапии. В Киеве с 1995 г. выпускается «Журнал практикующего психолога». Мы отдаем себе отчет в том, что само развитие может иметь разные векторы. Так что вопрос «Камо грядеши?» — непременный и личностный, и социальный рефлексивный ориентир.

[10]Нельзя не отметить, что указанные аспекты профессиональной подготовки практикующих психологов привлекают стабильное и все возрастающее внимание как в зарубежных, так и в отечественных научно-психологических кругах. Это связано и с осознанием важности самой профессии, и с понятным стремлением защитить себя и свою профессию от вненауч- ных, но достаточно конкурентоспособных направлений, собирающих под свое крыло либо явно нездоровых лиц в стихийно формирующиеся психотерапевтические сообщества, либо столь же явных шарлатанов, мотивы которых явственно прозрачны. Здесь заслуживают упоминания известные данные Х. Миккина о том, что лишь треть дипломированных психологов способны работать в области практической психологии.

[11]Социальная роль может придавать самые крайние формы деперсонализации индивиду, не понимающему ее. Яркий пример — фигура бюрократа. (Батищев Г. С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение // Гносеология в системе философского мировоззрения. — М.: Наука, 1983. — С. 269 — 270.

[12]К настоящему времени, насколько нам известно, существуют лишь более-менее согласованные профессионально-этические нормы, принятые различными психологическими ассоциациями, и продолжается обсуждение различных аспектов данной проблемы в литературе. Однако пока еще сообщество психологов и общество в целом весьма далеки от осознания необходимости правовой регуляции деятельности психологов-психотерапевтов, психологов- консультантов (психологов-практиков), хотя законы о психиатрической помощи в ряде стран Содружества уже приняты.

[13]Простейший, но послуживший темой специального исследования случай: бухгалтер одного из предприятий во время психологической консультации, основываясь на принципе конфиденциальности, рассказал о допущенных им значительных финансовых нарушениях, что сильно беспокоило его и грозило уголовной ответственностью. Как вести себя психологу-консультанту? («Конфликт ответственности: исследование случая этической дилеммы психологов, работающих в организациях // РЖ «Психология», М.: ВИНИТИ, 1990, № 2 — С. 3).

[14]В исследовании приняли участие 42 психолога из бывшего СССР, а также США и Западной Европы.

[15]Вопрос о содержании и методах обучения мы сознательно опускаем, чтобы сохранить целостность изложения материала. Попутно отметим лишь, что содержательная основа обучения с использованием активных социально-психологических методов (ролевые, имитационные и другие игры, видеотренинг, равно как и применение в обучении профессионалов соответствующих обучаемой парадигме психотехник) детально изложены нами в учебном пособии «Основы консультативной психологии. Анализ современных концепций» — Киев, 1992, 116 с. (на укр. яз.).

[16]Проведенные автором целевые циклы обучения психологов-практиков, посвященные другим психотерапевтическим парадигмам, также выявили высокую структурированность профессиональных знаний в данной предметной области.

[17]Ab ovo — «с яйца» (лат), — т.е. с самого начала.

[18] Идеей “Приложения” автор обязан Дж. Кори (см. Corey J. Theory and practice of counseling

and psychotherapy. — Monterey: Brook / Cole Publ., 1986 — p. 161.

[19] В подготовке текста приложения использована статья автора “Народные целители: химера

общественного сознания, или балаган абсурда”. Журнал практикующего психолога, 2001,

выпуск 7, с. 173—187.

[20]Не является ли, кстати, определение «пролетарский» предтечей определения «народный»? Из дальнейшего анализа будет видно, что на самом деле в основе всех этих идеологических химер лежат одни и те же аксиологически-когнитивные схемы.

[21]В старинном знатном роде даже непутевый отец или конфликт с отцом не разрушал самоидентификации сына, т.к. репутация рода притягивала и не позволяла отречься от собственной генеалогии. В незнатном роде незаурядный сын вынужден был изобретать себе «идейного» или «небесного» отца, т.к. для идентификации генеалогической не было реальных оснований. Вариантом поведения в подобных ситуациях является идентификация с фигурой матери, при которой противостояние отцу (закону, власти) становится еще более очевидным, либо вообще с гомосексуальной позицией, в которой причудливо сливаются месть и отцу, и матери одновременно.

[22]Вспомним в связи с этим и небезызвестного Гитлера (псевдоним Шикльгрубера), конфликтные отношения которого с родителями довольно детально рассмотрены в соответствующей литературе.

[23]Не заключается ли одна из разгадок «русской духовности» именно в низкой покупательной способности населения? За невозможностью купить ценную вещь не кроется ли компенсаторное желание приобрести нечто нематериальное, но социально признаваемое как тоже ценность? Не потому ли в анекдотах последнего десятилетия без устали высмеиваются «нуворюссы» как люди, объевшиеся материальным, но лишенные чего-то иного, ценного в представлении людей, но не покупаемого за деньги.

[24]Предлагаю уважаемому читателю догадаться с попыток, каким образом «народный целитель» и по совместительству ясновидец смог покорить очень высокопоставленную даму тем, что, не успела она поздороваться, выпалил буквально следующее: «Не надо мне ничего рассказывать. Сам вижу, вижу: вчера вы поссорились с супругом из-за этой проклятой фарфоровой вазы. Не от добрых людей она к вам пришла».

[25]Юнг К.Г. Психология и алхимия /Пер. с англ., лат. — М.: Релф-бук.; К.: Ваклер, 1997. — 592 с.

[26]Бондаренко А. Ф. Метапсихологический контекст психологической помощи // Журнал практикующего психолога, 1999, вып. 5. — С. 56— 4.

[27]Лапланж Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996, с. 226.

[28]Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). — М.: Мысль, 1974. — С. 450 — 451.

[29]Slownik grecko-polski / Red. Z. Abramowiczowa. — Warzsawa, 1965, t. 4, S. 496 — 497; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: Искусство, 1974, с. 297; Платон. Диалоги / Пер. Лосев А. Ф. — М.: Мысль, 1986, с. 246; 300 — 301; 387—388; 402 и др. Интересно следующее замечание А. Ф. Лосева: «Неустойчивость терминологии Платона такова, что необходимо отметить массу текстов, о которых невозможно даже и сказать, какой оттенок из указанных нами в предыдущем имеется здесь в виду». «… в науке мы сейчас еще не обладаем настолько тонким методологическим аппаратом, чтобы учесть всю эту пестроту и исчислить ее математически» (Там же, с. 323).

[30]Апофеозом подобных явлений служит общепринятое именование настоящих денег условными единицами и, по умолчанию, приписывание статуса настоящих тем денежным знакам, которые весьма условны. Условны до такой степени, что ими невозможно пользоваться, да никто и не пользуется вне пределов продуктового магазина и мелких бытовых расчетов.

[31]Проблема социальных и психологических механизмов обретения статуса подобного «фокусника» — это отдельная большая тема социума и власти, которая рано или поздно, смею надеяться, окажется по плечу русским психологам.



Страница сформирована за 0.81 сек
SQL запросов: 190