АСПСП

Цитата момента



Говорят - счастье - это когда тебя понимают. Ничего не имею против. Но лично я никогда не страдала от недостатка понимания, хуже, если чего-то не понимала я. Почему он это сказал, почему не проводил - не хотел или действительно устал??? Почему не хочет встретиться, почему не берет трубку и не отвечает на литературные шедевры, оставленные мной на его автоответчике? Разлюбил? А может, и не было ничего? Когда говорит, что скучает - врет? Как объяснить этот полный любви взгляд, страстные объятия и… его молчание? Боюсь посмотреть в глаза, отступаю, хочу исчезнуть, уйти, убежать. Холодно. Тянусь за сумкой. - Подожди, - перехватывает руку, - иди ко мне… Улыбается, принимает улыбку в ответ. Смеемся. Нам очень хорошо вместе. В эту минуту весь мир принадлежит только нам.
Миледи переживает

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.

Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белым по черному»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Приложение 2

Цели тренинговой работы Виды тренинговых групп

щелкните, и изображение увеличится

Приложение 3

Требования к организации психологических тренингов

Организация пространственно-предметной среды:

  • кабинет (не менее 18 кв. м.), пригодный как в качестве традиционной учебной, так и в качестве игровой аудитории;
  • ковровое покрытие;
  • свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.

Минимально необходимые требования к оборудованию:

  • стол и стул на каждого участника;
  • доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);
  • цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;
  • листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и 43);
  • картонные карточки (размером 9 х 12 или чуть меньше); .
  • маты;
  • набор разнообразных игрушек.

Желательны:

  • телевизор;.
  • видео- и аудиомагнитофоны; компьютер;
  • зеркала на стенах, скрываемые шторками.

Время занятий:

  • продолжительность каждого занятия: от 35—45 минут до 12 часов с одним 10-минутным перерывом;
  • частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 8—12 часов в день).

Приложение 4

Блочная структура занятия

щелкните, и изображение увеличится

Приложение 5

Схема анализа тренингового занятия

1. Занятие и время проведения___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Состав участников занятия____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

1.План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:Реально проведенное:

__________________________________ _______________________________________

__________________________________ _______________________________________

2. Наиболее удачные упражнения и психотехники_______________________________________________

________________________________________________________________

3. Неудавшиеся упражнения и психотехники____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Интересный случай на занятии______________________________________________________________

______________________________________________________________________

5.Особенности поведения участников___________________________________________________________

________________________________________________________________________

6.Ошибки, которые следует учесть_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7.Важные достижения, методические находки____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложение 6

Подсказки тренеру

Стадии тренинга

Сложные моменты, трудные ситуации, типичные вопросы

Возможные причины

 

Что делать

 

Подготовка

Вы не знаете, с чего начать подготовку к тренингу.

Видимо, у вас пока отсутствует опыт ведения групп и вы не очень хорошо представляете, для чего это вообще нужно.

Четко сформулируйте цель, которую вы хотите достичь с помощью тренинга. Если ее нет, не стоит и начинать.

На основе изучения имеющихся программ составьте свою программу тренинга, расписав все планируемые упражнения и примерно указав время для каждого.

Перед первой встречей с группой вы волнуетесь.

Вы чувствуете свою ответственность перед началом значимого дела

Волнуйтесь на здоровье! Вот полнейшее спокойствие новичка — подозрительный признак. Переживают перед началом работы и опытные тренеры. Волнение способствует мобилизации ваших ресурсов и включает внутреннюю

энергетику. Самое главное — не перейти точку разрушения эффективности, поэтому с помощью релаксационных процедур снизьте волнение до приемлемого уровня.

Составляя сценарий занятия, вы не уверены, что правильно распределили временные затраты.

Вы плохо представляете, сколько на самом деле времени может занять то или иное упражнение.

Ваши сомнения безусловно оправданны. В разных группах одна и та же психотехника может занимать очень разное время. Понятно, что худший вариант, когда вы не знаете, чем заполнить возникший остаток времени на занятии. Поэтому на своей карточке со сценарием встречи запишите несколько «резервных» игр — вам будет спокойней. Кроме того, возможно, в процессе работы вы почувствуете, что лучше использовать их вместо запланированных.

Стадия мотивации

Группа не особо мотивирована на занятия.

1. Участники не понимают толком, что такое тренинг. 2. У участников имеется предыдущий негативный опыт общения с психологами.

В любом случае часть первого занятия необходимо потратить на «разогрев группы (да и самого себя), Кратко объясните людям, что такое тренинг. Нужно замотивировать участников на предстоящую работу. Создать интерес к тренингу можно, например, с помощью «психологических конфеток» — игр, наверняка увлекательных для участников. Такие игры совсем не трудны и позволяют снять естественное напряжение у членов группы.

Начав работать с группой, вы почувствовали, что она вам не нравится.

Вы заранее сформировали у себя представление об идеальной группе.

Живые люди, простите, не доллары, чтобы всем нравиться. Замените в своей голове придуманный образ группы на реальный. Поищите (и найдёте!) позитивные характеристики участников. После первой же встречи измените программу, сделав ее более соответствующей реалиям вашей группы.

В будущем откажитесь от конкретных, да еще и завышенных ожиданий.

Стадия осознания

Можно ли менять сценарные планы занятий?

Вероятно, вы рассматриваете тренинговое занятие с традиционно педагогических позиций — есть стандарт, есть обязательный минимум знаний, есть конкретная тема урока и положенное количество часов…

В тренинге менять можно (и нужно почти всегда!) практически все — от сценария до общей атмосферы, от процедуры начала до распределения социометрических ролей. При этом спланировать и продумать заранее в деталях весь процесс предстоящего тренинга крайне важно, потому что при этом вы его буквально проживаете, получая опыт еще не состоявшегося события. А в процессе работы не бойтесь ломать программу, если вы чувствуете, что это надо. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект.

Вы сомневаетесь, как

себя вести на тренинговых занятиях: подражать известным вам образцам хороших тренеров или быть собой?

Вы еще не сформировали свой личностный стиль ведения групп.

Конечно, лучше быть собой (если вы четко понимаете, что это значит…). Но, думается, в начале работы можно попытаться «примерить» на себя те стили, которые вы считаете продуктивными. Только не застревайте в одном! Экспериментируйте. В конце концов вам удастся найти такой стиль, который будет отвечать именно вашим личностным особенностям, и тогда это будет не вынужденная профессиональная маска, а конструктивный способ использования ваших личностных потенциалов.

Вам не удается сосредоточить внимание участников на себе, во время занятия шумно.

Если вы работаете с подростковой группой, то нечему особенно удивляться: вполне возможно, они просто устроили вам проверку или хотят прояснить границы дозволенного на занятиях.

Ни в коем случае не переходите на крик и обвинения участников! Если это произошло, станьте крест на успешности тренинга. Существует масса приемов привлечения внимания: можно начать говорить шепотом (парадоксальное решение), начать подавать невербальные сигналы руками (смена модальностей способствует включению внимания), совершить неожиданное короткое действие (нарисовать на доске или плакате большой круг, встать на стул, замереть с расставленными руками), включить музыку, просто спокойно дождаться тишины и т.п.

Кризис

Участники группы проявили агрессию в отношении вас.

Существует несколько возможных причин: во-первых, вы сами могли спровоцировать агрессию своим поведением; во-вторых, вы могли увидеть агрессию там, где ее не было, то есть это всего лишь проекция ваших негативных чувств; в-третьих, группа может находиться на стадии кризиса, когда агрессия на ведущею вполне закономерная вещь.

Оставайтесь спокойным, Ни при каких обстоятельствах не отвечайте на агрессию по принципу

«Сам дурак!». Внимательно присмотритесь к группе: не является ли агрессия иллюзией? Если нет, то кто носитель агрессии — вся группа или отдельные участники? Очень маловероятной является ситуация общегруппового нападения на вас (это еще суметь надо заслужить! Не впадайте в панику и не вздумайте спасаться бегством — хлопая дверью и заливаясь слезами. Это худшее, что можно придумать. Не пытайтесь встать в позицию оправдывающегося — если вы не отвечаете агрессией на агрессию, практически всегда в группе найдется человек, который встанет на вашу защиту. Возникшую дискуссию следует использовать в продуктивных целях для анализа групповой ситуации. Если неприятие все-таки вызвали ваши действия, то признайте свою неправоту и извинитесь, не теряя достоинства и самообладания. Может быть, негативные, агрессивные чувства являются первым прорывом истинных переживании. И это нужно рассматривать как достижение в вашей работе. Их стоит обсудить и… идти дальше.

Стадия переоценки

Кто-то из участников (или вся группа) отказывается выполнять упражнение.

Он (они) к этому упражнению не готов(-ы). Слишком велики напряжение и тревога. Вы затронули что-то болезненное. Возможно, это упражнение предлагается слишком рано.

Если кто-то из участников категорически отказывается выполнять упражнение, не нужно настаивать. Пусть посмотрит со стороны. По завершении упражнения можно обсудить, почему он не стал участвовать. В самом начале тренинга следует договориться с группой об обязательных для всех правилах (в частности, о «Правиле активности»). Однако если кто-то просит разрешения «посидеть, посмотреть», то можно обратиться за этим разрешением к группе. В целом же ведущий должен вести себя со спокойной решительностью, своим видом не допуская мысль об отказе участия в работе:

«Так, а теперь все встаем, Послушайте внимательно инструкцию». Это особенно важно в начале работы группы.

Стадия действия

Включать в группу новичков или нет? Иными словами, группа должна быть открытой или закрытой?

После первых занятий слух прошел «по всей земле великой» и к вам потянулись другие ребята, желая поучаствовать в чем-то интересном.

Если вы ведете тренинг общения, то оснований для запрещения вводить в группу новых участников нет никаких. Напротив, это будет полезно для расширения репертуара общения. В тренингах личностного роста это не всегда возможно. Лучше решить этот вопрос совместно с группой. Если уровень интимности отношений уже высок и группа встречается давно, новых участников вводить не стоит.

Если кто-то из участников заявляет, что больше ходить на встречи не будет, можете ли вы ему запретить это?

Либо этот участник уже получил все, что ему было нужно, либо почувствовал угрозу своей психологической безопасности, либо не увидел в работе группы ничего для себя полезного.

Уйти из группы — это все-таки право каждого участника. Как ведущий вы можете только высказать ему сожаление и свое желание видеть его на занятиях. Если же группа приобрела психотерапевтический характер и групповая динамика находится в развитии, то уход даже одного участника обязательно окажет сильное влияние на групповые процессы. Кроме того, уходя из группы, участник берет на себя ответственность за те процессы, которые были запущены в нем в группе, которые происходят и которые еще не завершены. Об этом его необходимо предупредить.

Завершение тренинга

Вы предполагаете, что завершать работу группы лучше так, чтобы все плакали перед расставанием.

По-видимому, вы рассматриваете успешность работы по количеству пролитых слез.

Расставаться лучше смеясь (так же, как человечество расстается со своим прошлым). Заканчивать группу следует на мажоре, чтобы ребята почувствовали прилив оптимизма и желание применить все, чему научились в процессе тренинговых занятий, в жизни.

Глава 11. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК

Разрабатывая программу нового тренинга, психолог практически а оказывается перед очевидной альтернативой: либо найти готовый сценарий необходимого тренинга (в литературе, в Интернете, у коллег, в заветной методической папочке или где-нибудь еще), либо придумать свой собственный. С одной стороны, готовый сценарий имеет ряд преимуществ во-первых, само собой, не надо самому напрягаться; во-вторых, есть основания считать его «работающим» — никак автор его, вероятно, апробировал, «обкатывал», а значит, и гарантии эффективности имеются; в-третьих, зачем вообще изобретать велосипед, если люди давно выдумали не только велосипед, но и различные его модификации? Думается, начинающему тренеру эти аргументы покажутся вполне достаточными для осуществления выбора в пользу готового сценария.

Однако, с другой стороны, вовсе не факт, что нужный психологу тренинговый сценарий найдется или вообще существует в природе. Ведь возникающие перед специалистом проблемы могут оказаться а специфичными, а значит, никуда не деться от необходимости разрабатывать программу тренинга самому. Разумеется, программа может быть авторской, но составлена из давно известных упражнений. Вместе с тем часто случается так, что и упражнений, направленных на достижение выбранных вами целей, нет или их не удается обнаружить.

Что же делать в таком случае? Создавать собственные тренинговые технологии и упражнения! Это вполне по силам любому заинтересованному психологу-тренеру, если знать некоторые простые приемы.

Список приемов, описываемых ниже, конечно же, нельзя считать исчерпывающим. Но их использование позволит вам стать создателем оригинальных тренинговых техник.

Важнейший принцип, лежащий в основе почти всех этих приемов, - принцип метафоризации, о котором подробно говорилось выше. Напомним, что метафоризация означает перенос свойств одних предметов или явлений на другие. Трансформируя старое и известное в новое и пока никому не известное, мы с помощью метафоры, как волшебники, превращаем одно в другое. Можно предположить, что метафоризация является одним из важнейших механизмов творчества.

Этапы работы по созданию тренинговых техник

Они могут быть такими.

1. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе.

Например: как уменьшить конфликты среди семиклассников? Или: как подготовить ребят к сдаче экзаменов, чтобы этот процесс не был для них излишне стрессогенным? Или: каким образом помочь быстрее адаптироваться детям мигрантов в чужой культурной и языковой среде?

II. Формулирование цели будущей психотехники.

Цель вытекает из осознанной проблемы.

III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику.

В главе 3 указывалось, что тренинговые методы могут быть классифицированы по временным и пространственным параметрам, и, соответственно, могут быть выделены тренинговые методы работы с прошлыми событиями, «случающимися» событиями и конструируемыми событиями.

IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода.

На этом этапе возможна реализация двух стратегий: во-первых, создание собственной, ни на что не похожей техники; во-вторых, модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), приводящая к рождению новой.

Первый вариант не рассматривается, поскольку четкого алгоритма творчества не существует, во всяком случае, мы не рискнем предлагать такой алгоритм.

А вот в случае второго варианта и происходит использование приемов разработки тренинговых техник. Следует оговориться, что речь идет именно о модификации известных техник. В списке литературы прилагаемому к программе, и в примечании к каждому упражнению необходимо указать, что данное упражнение является модификацией такой-то игры. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и пойти так далеко, что созданная вами психотехника окажется в смысле авторской.

Чтобы добиться этого, можно предпринять ряд действий.

1.Подбор психотехник, направленных на достижение тех же целей.

Придется обратиться к литературе или собственному опыту и подобрать техники, которые их разработчиками предназначались для того же, чего добиваетесь и вы. Можно, конечно, не мудрствуя лукаво, просто их и применять в том же самом виде. Но — творить, так творить! Подумайте, годится ли эта психотехника для тех людей, с которыми вы собираетесь работать в тренинге. Проанализируйте, что можно изменить в ней для большего соответствия вашим конкретным задачам без потери ее целевой направленности.

2. Разложение известной техники по функциям (компонентам, составным частям) создание «психотехническою конструктора».

Если не обнаружилось техник, направленных на те же цели, или найденная техника по каким-то причинам вас совсем не удовлетворяет, придется пойти иным путем. Наверняка есть упражнения или игры, которые вам очень нравятся. Неважно, что они нацелены на другое. Давайте разберемся, как они сконструированы, чтобы понять сущность привлекательной для вас модели.

Приведем пример. У известного тренера Марасанова есть игра, рая называется «Козлятушки-ребятушки».

Ведущий предлагает участникам группы вспомнить известную сказку «Волк и семеро козлят», фабула которой связана со стремлением Волка попасть в дом козлят в отсутствие их матушки. Участники делятся на группу козлят и группу гостей, среди которых имеется один или несколько волков. Все гости поочередно стучатся в дверь козлятушкиного дома (сконструированного из стульев) и просятся войти, предлагая какую-то «легенду» о себе и мотивах попадания в дом. Участники, исполняющие роли козлятушек, должны определить, кто из их гостей на самом деле является «ежиком из соседнего дома» , «внезапно вернувшимся папой-козлом» или «слесарем-сантехником Бобром», а кто скрывает за подобными масками личину злобною Волка. Если Волк оказывается впущен в дом, то козлятушки считаются съеденными.

В этой игре условно можно выделить следующие составные части (разумеется, их можно выделять иначе):

— Погружение в сказку;

— Инструкция ведущего, включающая полное описание предстоящей игры;

— Разделение на группы;

— Дополнительные инструкции каждой группе;

— Скрытое от козлятушек распределение среди гостей ролей волков;

— Поочередное появление гостей;

— Окончательное принятие решения козлятушками;

— Раскрытие ролей, определяющее итоги игры;

— Рефлексия происходившего, обсуждение.

3. Подбор психотехник с подобной структурой.

Теперь необходимо подыскать игры, структурно сходные с описанной. Можно вспомнить, скажем, широко известную «Мафию» или «Теремок» (см. раздел 2).

4. Анализ сходства и различил в способах реализации компонентов игр.

Сравнивая эти игры между собой, легко увидеть, что они ориентированы на разные возрастные контингенты: «Теремок» предназначен для групповой работы с младшими школьниками, «Волк и семеро козлят» — скорее с подростками, «Мафия» — со старшеклассниками и взрослыми. Да и цели этих психотехник несколько разнятся: от формирования навыков построения аргументированных высказываний до развития тонких умений комплексного анализа различных оттенков поведения. При этом не все компоненты присутствуют во всех психотехниках, например в «Мафии» отсутствуют погружение в сказку, поочередное появление гостей. А в «Теремке» и «Козлятушках» нет смены дня и ночи — обязательной процедуры в «Мафии».

5. Изменение одной функции и анализ произошедших изменений в психотехнике.

Для дальнейшей работы сосредоточимся вновь на «Козлятушках-ребятушках». Зададимся вопросом: что изменится в этой игре, если изменить одну какую-либо составную часть?

Допустим, мы с вами откажемся от поочередного появления гостей, а предложим им… появиться одновременно! Может быть, напротив дома козлятушек развернулась ярмарка, где происходит много всяких событий? Или приехал цирк, демонстрирующий разные номера, которые козлятушки могут наблюдать из окон?

А что, если изменить инструкцию и поставить задачу гостям не в дом проникнуть, а несмышленых детишек наружу выманить?..

А если не делать погружение в сказку, а устроить погружение В фэнтези, детектив, мелодраму или вестерн?.. Ведь совсем необязательно, чтобы в доме жили именно козлятушки.

Разыгралось воображение? Вот и рукой подать до новой техники. Не забывайте только о цели, которой вы хотите достичь с ее помощью.

6. Перестановка составных частей в структуре психотехники.

Этот прием также очень продуктивен для порождения новых идей. Например, разделение участников и распределение ролей можно провести раньше, чем дана инструкция: тогда те, кто предпочел бы отсидеться в роли козлятушек, вынужден будет проявлять находчивость и артистизм, исполняя роль гостя. Возникает дополнительная цель игры — активизация пассивных участников. Еще вариант: раскрытие ролей происходит до окончания игры и до прохождения всех гостей. Волк, оказавшийся в доме, не дожидается, пока все гости себя проявят, а тут же «раскрывает карты». Тогда можно козлятушкам поставить задачу отыскать способ выдворить его из дома и спастись от острых клыков. Или найти возможность мирного сосуществования с Волком в одном доме. Вот и новые цели — развитие толерантности, умений вести себя в экстремальной ситуации.

7. Создание психотехники на основе случайно выбранных компонентов по аналогии с известными играми и упражнениями.

Если вычленить структуры не одной, а нескольких игр и упражнений, то возникнет набор «игровых деталей», из которых можно собрать совершенно новые психотехники. Попробуйте сами сконструировать хотя бы простенькую игру для достижения нужных вам целей из такого, например, набора:

  • Инструкция ведущего;
  • Определение основного игрока;
  • Выбор этим игроком двух исполнителей;
  • Реализация исполнителями и основным игроком определенных функций;
  • Смена основного игрока и исполнителей;
  • Повторение игровой процедуры;
  • Включение всей группы;
  • Рефлексия происходившего.

8. Последовательное изменение всех элементов психотехники.

Этот прием очень эвристичен, несмотря на кажущуюся механистичность действий. Вспоминается в связи с этим приемом известный в сказкотерапии способ создания новой сказки путем последовательной замены слов на «противоположные» в первом предложении любой известной сказки. Возьмем расхожую сказочную фразу: «В одной деревне жили-были старик со старухой…» Произведем замену: «В двух городах не было ни одного юноши и ни одной девушки…» Вот и зачин для новой сказки, в котором и проблема уже ясно зафиксирована.

Сходным образом можно поступить и в отношении элементов психотехники. Покажем на примере предложенного выше набора.

 Инструкция ведущего отсутствует.

 Основного игрока нет — в равной степени должна быть активна вся группа.

 Группа выбирает из своего состава тех, кто не будет участвовать в упражнении.

 Выбранные становятся просто наблюдателями происходящего (выполняют экспертные функции).

 Смены игроков не происходит — вся группа за исключением наблюдателей действует в том же составе.

 Процесс происходит единожды.

 В определенный момент группа выключается из упражнения.

 Групповая рефлексия не проводится, выслушиваются суждения наблюдателей-экспертов.

Легко увидеть, что ничего абсурдного или невыполнимого в образовавшейся последовательности процедур нет. Можно переходить к следующему приему.

9. Психотехника-калька (создание упражнения по имеющейся модели).

Модель (например, разработанная при использовании предыдущего приема) или вычлененная при анализе какого-либо известного упражнения может рассматриваться как некий скелет, каркас, на который нужно нарастить «мясо» содержания. При этом нужно отвлечься, абстрагироваться от прежнего содержания психотехники, сохранив только структуру. Вам остается только выбрать область — реальную или вымышленную, в которую можно поместить каркас, как в насыщенный раствор — в соответствии с вашими целями. Уверен: на нем появятся очень красивые кристаллы. Области могут быть любые — школьные ситуации, сюжет известных сказок, космические путешествия и т.п.

10. Перевод вычлененной проблемы на язык метафоры.

Этот прием является, на мой взгляд, основным при создании новых психотехник. Прямая, «лобовая» работа с проблемой редко бывает эффективной. Игры и упражнения и нужны, чтобы погрузиться в волнующие темы неожиданным нестандартным образом, и тут уж от метафоры никуда не деться. Перевод проблемы на язык метафоры может быть осуществлен разными способами. Назову некоторые:

а). Сочинение сказки и решение проблемы в процессе развертывания сюжета. Например, ведущий заранее придумывает зачин сказки в которой в метафорической форме представлена проблема, волнующая участников тренинговой группы. Всей группе сразу или отдельным подгруппам предлагается придумать завершение сказки, в котором проблема бы конструктивно решалась. Другой вариант: участники в подгруппах сами придумывают подобные зачины, а затем происходит обмен этими зачинами и сказки «доводятся» до счастливого финала. Третья возможность: зачин сказки, содержащий проблему (придуманный ли ведущим или кем-то из группы — неважно), обыгрывается в сценическом действии, а затем спектакль разворачивается спонтанно.

б). Создание игры на основе метафоры. Чтобы придумать игру под конкретную проблему участников, ведущий может задать себе очень простой вопрос: «А на что похожа эта проблема?». Или: «Какие образы наиболее ярко отражают суть проблемы?». Когда образы появились, надо подумать, какая из известных игр уже содержит эти образы или может включить их в себя. Подумайте о том, как можно модифицировать эту игру, закрутив фабулу вокруг нужных вам образов и направив на поиск решения групповой проблемы.

в). Превращение проблемы в визуальную, звуковую, двигательную метафору. Можно сказать, что этот прием является детализацией предыдущего. В зависимости от ваших собственных предпочтений и/или особенностей участников группы, можно использовать разные модальности. Ведь проблема может быть отражена не только в визуальных образах, но и в музыкальных фрагментах или в других звуках, в жестах, танцевальных движениях или статичных «живых скульптурах».

Подводя итог, напомню еще раз: работа над тренинговыми упражнениями, осуществляемая с помощью описанных или каких-то других приемов, может остаться всего лишь более или менее удачной модификацией известных психотехник, а может привести к созданию по-настоящему авторского продукта. Как говорил один умный человек: «Если идея пришла в твою голову, значит, она наверняка уже пришла еще к кому-то. Поэтому не спеши радоваться. Иди дальше!»



Страница сформирована за 1.41 сек
SQL запросов: 193